Перейти на главную страницу
Тверской педагогический колледж
Заслуженный учитель РФ
Озерова Валентина Владимировна
руководитель образцового коллектива
детского хора «Вдохновение»
телефон: 32-55-76,
8-905-127-82-86
[email protected]
Использование инновационных технологий
в детском хоре для создания
высокоуправляемого коллектива
методическая работа
г. Тверь ТПК, 2012г
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ……………………………………………………………………………...….3
Глава 1. Организационные основы детского музыкального воспитания
в хоре «Вдохновение» ……………………………………………………….9
1.1. Из истории организации хорового коллектива …………………………......9
1.2. Особенности учебного плана ………………………………………………. 12
1.3. Общие положения плана руководства образовательным процессом ........ 13
1.4. Принцип жизнедеятельности хорового коллектива …………………….... 16
1.5. Структура основной дисциплины – «Хор» ……………………………….. 17
2.1. Работа над развитием вокально-хоровых навыков в коллективе………… 20
2.2. Современный подход к управлению детским творческим коллективом… 34
Глава 3. Творческая деятельность детского хора «Вдохновение»……………… 36
3.1. Особенности репертуара хорового коллектива……………………...……..36
3.2. Концертная деятельность и творческое партнерство………………...……38
Заключение……………………………………………………………………………...42
Список литературы ……………………………………………………………………44
ВВЕДЕНИЕ
Хоровое пение — искусство уникальное. Это действенное и со всех сторон эффективное средство, способное охватить своим влиянием разное общество. Есть много видов художественной деятельности, из которых выделяют хоровое пение: доступный инструмент — голос, находящийся в каждом из нас, слово, усиленное музыкальной интонацией и оттого удваивающее силу воздействия — все говорит об уникальности этого инструмента, духовно-нравственного совершенствования общества.
Хоровое пение – искусство коллективное. А это значит, что чувство, идеи, заложенные в словах и музыке, выражаются не одним человеком, а массой людей.
Хоровое пение в эстетическом воспитании детей всегда имело позитивное начало. Проблематика работы с хором легла в основу многих научно-методических исследований, осуществленных известными деятелями музыкального искусства: В. Г. Соколовым, В. И. Сафоновым, B. C. Поповым, Г. А. Струве, Г. П. Стуловой, К. Б. Птицей и др. В публикациях освещались проблемы вокальной работы с детскими хорами и организации музыкального воспитания.
В современном мире влияние хорового пения как воспитывающего фактора на характер мировоззрения подрастающего поколения остается достаточно значимым. В отличие от взрослых, умудренных жизненным опытом, воспринимающих искусство не только эмоционально, но и на основе своего жизненного опыта, дети, с самых ранних лет впитывают эстетические впечатления одновременно с восприятием окружающего мира. Дети, поющие в хорошем хоре, где ставятся определенные художественно–исполнительские задачи, выполняют их параллельно с выполнением пусть маленьких, но для них очень важных «детских» жизненных задач. Какая же огромная ответственность ложится на педагога–музыканта, на руководителя детского хора, которому вверено музыкальное просвещение детей, а, следовательно, и воспитание маленького человека — будущего полноправного гражданина своей страны [24, с. 14].
Детское хоровое отделение наряду со школьным, дошкольным и музыкальным, четвертое по счету в структуре Тверского педагогического колледжа, который был открыт в 1947 году.
Накопленный колоссальный опыт работы в области вокально-хорового развития и образования детей нашел свое воплощение и успешное продолжение на Детском хоровом отделении, открытом в колледже в 1992 году.
Детское хоровое отделение за этот небольшой период достигло таких внушительных успехов, так широкомасштабно заявило о себе, что заставило говорить о Тверском колледже, его детском хоровом феномене не только в области, но и далеко за ее пределами. Уже в 1995 году, после двух лет непрерывных занятий, старший хор «Вдохновение» становится победителем на Областном хоровом конкурсе, получает звание «Образцовый коллектив». Это было первой серьезной заявкой, а далее последовали многочисленные международные конкурсы в различных городах России, где хор «Вдохновение» с неизменным успехом становился лауреатом, а на Международном конкурсе в подмосковной Балашихе получил высшую награду Гран-при. Концертные площадки в Москве, на которых удостаиваются чести выступать наши дети, тоже говорят сами за себя: Дом союза композиторов, Концертный зал им. Чайковского, Большой зал Московской консерватории.
Прежде чем попасть в старший хор, в процессе обучения дети успевают спеть в четырех возрастных хорах, у каждого из которых свои творческие планы и задачи. Приобретя вокально-хоровые навыки и накопив сценический опыт, старшеклассники зачисляются в образцовый коллектив детский хор «Вдохновение».
Хор «Вдохновение» является детищем всего хорового отделения и педагогического колледжа, поэтому его деятельность будет рассматриваться в непрерывной связи с детским хоровым отделением.
Своеобразный опыт организационно-методической и концертно-исполнительской деятельности хора «Вдохновение» стал темой данной работы.
В первой главе «Организационные основы детского музыкального воспитания в хоре «Вдохновение» описана история создания Детского хорового отделения, центральные положения его Устава, особенности учебного плана.
Во второй главе рассмотрены особенности различных методик воспитания детского хорового коллектива, применяемых руководителем в процессе работы. Раздел 2.1. посвящен методам и приемам развития вокально-хоровых навыков в коллективе. В разделе 2.2. анализируются особенности стиля руководства в работе с детским творческим коллективом.
В третьей главе на основе изучения представлены собранные материалы, характеризующие исполнительское мастерство коллектива, масштабы концертной деятельности и особенности репертуара детского хора «Вдохновение».
В 1981 году в связи с расширением специальностей учебное заведение было преобразовано в Педагогическое училище, а с 1997 года в Педагогический колледж.
Вряд ли кто-либо из педагогов и родителей будет отрицать то, что последние десятилетия оказались наиболее трудными для системы дополнительного образования и воспитательной работы с детьми и молодежью по месту жительства. Спонтанное развитие рыночных экономических отношений повлекло за собой переход на жесткую коммерческую основу функционирования или даже привело к закрытию многих детских и молодежных студий художественного творчества, клубов по интересам, кружков детей и молодежи по месту жительства.
Негативность ситуации особо усугубляется тем, что многие из родителей поставлены перед острой необходимостью дополнительного зарабатывания денег, что неизбежно сокращает то время, которое они могут провести в общении со своими детьми.
Болезненные социальные процессы вполне обоснованно вызывают острую тревогу педагогических и учительских коллективов и искреннее стремление противостоять деструктивным тенденциям, способным негативно сказаться на будущем нашего общества.
Поэтому представляет особый интерес деятельность тех образовательных учреждений, которые имеют многолетний и значимый опыт противостояния этим тенденциям.
К их числу заслуженно может быть отнесена образовательная деятельность Детского хорового отделения Тверского Педагогического колледжа. Востребованность детского отделения в то время диктовалась его необходимостью. В быстро растущем микрорайоне «Южный» не было серьезного специализированного детского учебного заведения, дающего возможность гармоничного обучения детей музыкальной культуре.
Таким образом, в целях содействия всестороннему, гармоничному развитию школьников, усилению преемственности и взаимосвязи отделений при Тверском педагогическом колледже в апреле 1992 году Администрацией было принято решение открыть Детское хоровое отделение, которое стало бы экспериментальной лабораторией для повышения духовного и нравственного микроклимата города, где родители и дети дошкольного и школьного возраста могли бы удовлетворить свои запросы в дополнительном внешкольном образовании, а его выпускники, в дальнейшем, могли бы на студенческих отделениях колледжа получить профессию педагога.
После утверждения документов учреждения на коллегии Департамента Образования от 24 апреля 1992 года, Детское хоровое отделение вошло в структуру педагогического колледжа.
Накопленный колоссальный опыт работы педагогов в области вокально-хорового развития и образования детей нашел свое воплощение и успешное продолжение на отделении. Были составлены положение и учебный план отделения, в основу которых вошли цели и задачи, навыки и умения музыкального образования детей.
Важнейшей задачей Детского хорового отделения являлось приобщение детей к хоровой исполнительской культуре и формирование подлинной любви к музыке и хоровому искусству.
Но при этом педагогами Детского хорового отделения были поставлены еще более значимые цели, которые поистине можно назвать педагогическими «сверхзадачами» - это стремление максимально развить творческий потенциал детей, создать условия для самовыражения каждого ребенка, содействовать развитию духовности и формированию хорошего музыкально-эстетического вкуса.
Поэтому на Детском хоровом отделении истинный культ музыкально-хорового искусства сочетается с обязательной игрой на индивидуальном музыкальном инструменте, овладением основами свободной музыкальной импровизации, изучением музыкальной литературы и смежных видов искусств.
И можно сказать, что по оригинальности педагогического замысла и его методическому и методологическому обеспечению реализация концепции развития Детского хорового отделения практически не имеет аналогов.
Масштабы образовательной и музыкально-просветительской деятельности отделения чрезвычайно велики. В нем осуществляется постоянная творческая деятельность шести детских разновозрастных хоровых коллективов, объединяющих детей и подростков от 5 до 18 лет. Также педагогический коллектив колледжа в целом имеет устойчивые, сформировавшиеся и культивировавшиеся на протяжении многих десятилетий образовательные и музыкально-просветительские традиции.
Музыкальное и, в первую очередь, музыкально-хоровое исполнительское искусство буквально пронизывают всю жизнь колледжа. Достаточно вспомнить, что в настоящее время на его базе осуществляют свою деятельность 10 хоровых коллективов, объединяющих учащихся Детского хорового отделения, студентов — будущих педагогов и хор преподавателей колледжа.
Колледж характеризуется особой атмосферой общепедагогической и музыкально-хоровой культуры, создающей благоприятный педагогический фон, на котором детские хоровые коллективы способны достигнуть уникальных успехов.
.
Таким образом, на базе старшего хора Детского хорового отделения и возник хоровой коллектив «Вдохновение», которому в 1995 году было присвоено звание «Образцовый». Целью всего учебно-воспитательного процесса в хоре «Вдохновение» является музыкальное воспитание ребенка, развитие его музыкального вкуса и творческого потенциала детей. Были определены следующие основные задачи:
Детское хоровое отделение представляет собой «хоровую школу» со своим учебным планом, режимом занятий, традициями и пока еще недолгой, но очень насыщенной биографией.
С 1992 года учебный процесс был организован по одному учебному плану, который рассчитан на срок обучения 9 лет 9 месяцев, где дети поступали с пяти или шести лет. Но, в связи с желанием школьников более старшего возраста получить музыкальное образование, в 2008 году педагогами отделения был разработан второй учебный план, рассчитанный на срок обучения 4 года 9 месяцев, где детей без музыкальной подготовки принимали с 10-летнего возраста.
На данный момент количество поступающих детей на Детское хоровое отделение доходит до 250 человек, в каждой возрастной группе до 25 человек, в образцовом коллективе «Вдохновение» - до 45 человек. Возраст учащихся на отделении имеет достаточно широкий диапазон – от 5-6 лет до 18 лет, в образцовом коллективе – от 10 до 18 лет.
Особенности психолого-педагогической работы таковы, что в условиях учебного процесса создана благоприятная психологическая атмосфера, при которой хоровой коллектив положительно влияет на развитие учащихся.
Общность целей и задач совместной деятельности является важнейшей предпосылкой, обеспечивающей сплочение коллектива на всех уровнях. Оно начинается с того, что учащиеся соотносят свои личные интересы и потребности с целями и задачами коллектива, которые решаются в процессе работы.
Количество часов в неделю по предметам разных возрастных групп проводится согласно учебным планам отделения. Финансирование Детского хорового отделения осуществляется Министерством Образования Тверской области.
Для преподавателей Тверского педагогического колледжа радостны не только успехи Детского хорового отделения. Особо значимо то, что многие из его выпускников выбирают профессию учителя и остаются в нашем колледже в качестве его студентов, готовящихся стать в будущем учителями музыки, начальной школы, истории, русского языка и литературы, информатики и воспитателями дошкольных образовательных учреждений. Их всегда характеризует преданность традициям колледжа, ответственность, исполнительность и высокий творческий потенциал.
Студенты и педагоги Тверского педагогического колледжа любят и гордятся Детским хоровым отделением, которое помогает им глубже понять высокое и благородное назначение работы учителя, почувствовать неповторимую, волнующую и радостную атмосферу работы детского коллектива. И конечно, показав результаты своей деятельности за 20 лет существования, Детское отделение с замечательными хоровыми коллективами еще много десятилетий будет служить целям воспитания творческих, трудолюбивых и духовно красивых людей, способных тонко понимать музыку и безгранично любить музыкально-хоровое искусство.
Таким образом, можно сказать, что тема музыкального и эстетического воспитания детей дошкольного и школьного возраста, вопросы культуры поведения учащегося вне стен школы, эстетическое восприятие окружающего через призму музыкального искусства рассматриваются на Детском хоровом отделении достаточно глубоко и серьезно.
Для достижения поставленных целей и задач при обучении на Детском хоровом отделении, были составлены определенные общие положения плана руководства образовательным процессом. Они включают в себя следующие моменты:
Инвариантная часть учебного плана (0, 1, 2, 3, 4 гр.) – основа 1 этапа обучения. Комплекс предметов и объем часов, предложенных в данном плане, определяет полноту и интенсивность образовательного курса, что позволяет решить следующие задачи 1 этапа обучения:
Однако музыкальное воспитание не ограничивается только уроками, оно находит свое продолжение во внеурочной деятельности: кружках (танцевальный ансамбль, ансамбли балалаечников, баянистов, гитаристов), музыкальных праздниках, творческих вечерах, на которых продолжается нравственно-эстетическое формирование личности, и где дети реализуют свои возможности. Кроме этого, об успешности педагогического процесса в учебном заведении можно судить и по тому, насколько он обеспечивает нормальный ход психического развития ребенка в соответствии с его возрастными показателями.
Основу структуры отделения составляет многоступенчатость, при которой выстраивается образовательный процесс, определяющий целесообразность каждой ступени (возрастной группы) и прогнозируемый результат – создание профессионального детского хорового коллектива.
1.4. Принципы жизнедеятельности хорового коллектива.
В работе Детского отделения руководителем хора «Вдохновение» четко определяются следующие принципы жизнедеятельности хорового коллектива:
Принцип преемственности становится одним из основных при установлении связей между ранее приобретенным и новым опытом. Это достигается путем разработки согласованных программ обучения и целесообразной расстановки педагогических кадров. Педагогические кадры распределяются таким образом, чтобы дети не меняли педагогов на каждом этапе обучения. Это, с одной стороны, способствует более организованному и плавному переходу учащегося от одной возрастной группы в другую; с другой – создает благоприятный эмоционально-психологический климат в коллективе.
Теперь более подробно рассмотрим структуру основной дисциплины «Хор» Детского отделения педагогического колледжа. Пять хоровых коллективов – это пять семей, которые живут своей творческой жизнью, имеют свое расписание, свои программы и методические пособия, но в тоже время они тесно взаимосвязаны.
Хоровой класс является предметом коллективной постановки голоса и одной из основных исполнительских дисциплин музыкального цикла. Он находится во взаимодействии с такими предметами, как музицирование, сольфеджио, музыкальная литература, музыкальный инструмент, вокал, навыки импровизации, аккомпанемент. Эта связь определяется поиском нестандартных методов в работе по развитию интереса к предмету, а также, в связи с использованием отдельных средств в обучении.
Таким образом, для работы с детьми по предмету «Хор» была разработана рабочая программа, которая впоследствии руководителями разных возрастных групп может варьироваться.
Согласно требованиям к современному уроку, программа является синтезом нестандартных методов в интеллектуальном и профессиональном развитии учащихся.
Ее цель - предложить оригинальные средства в обучении детей, имеющих, как правило, непрофессиональные вокальные данные, для более эффективного овладения певческими навыками.
Цель обучения:
- Формирование духовного мира личности через осознание, глубоко реалистическое исполнение хоровых произведений.
- Развитие у учащихся потенциальных творческих возможностей, умение рассуждать, анализировать, оценивать.
- Ориентирование способных и одаренных детей на отделение музыкального образования Тверского педагогического колледжа.
- Работать по строгим правилам и жестким ограничениям, связанным с условиями охраны и развития детского голоса.
- Развивать слуховые и вокально-хоровые навыки мелодического слуха, устойчивую интонацию, ощущение высокой певческой позиции, чувство ритма, музыкальной памяти, навыков ансамблевого пения и т. д.;
- Приобретать навыки концертно-исполнительской деятельности учащихся.
При работе с детьми необходимо развитие музыкальных представлений (о высоте звука, мелодии, ритме, темпе, динамике, тембре, гармонии, форме, стиле, интерпретации) параллельно с общим развитием мыслительных процессов учащихся, которое соответствует последовательным периодам формирования детского организма...
При пении учащихся необходимо добиваться раскрепощенности аппарата при осознанном формировании навыков управления мышцами, участвующими в голосообразовании.
При работе над характером и содержанием произведения через эмоционально-образные характеристики вырабатывать слуховые представления о высотной организации звуков и интонировании интервалов.
Работая над интонацией, добиваться решения таких профессионально-технических задач, как подготовка объема гласного до фонации и сохранения его в момент прекращения звука. Кроме того, при пении научить слышать независимость силы тона от его высоты и продолжительности, не меняя при этом форму и объем гласного перед произнесением согласного и после произнесения.
Для воспитания гибкости ритма и агогических отклонений, естественнее использовать разно-жанровый репертуар.
Учитывая постепенность работы над дыханием, воспитывать у учащихся навыки различных принципов певческого дыхания и в итоге вырабатывать сохранение неподвижной грудной клетки (поднятой и расширенной) при подвижной стенке живота.
Обращая внимание детей на эстетику исполнения, формировать у них навыки различных способов звуковедения и звукоизвлечения, выравнивания гласных, умение формировать ротоглоточную полость на нейтральном гласном, вырабатывать полетность звука, добиваться прекращения фонации вдохом, при переходных процессах сохранять стационарность голосового аппарата.
Рост хорового коллектива во многом зависит от подбора репертуара, его ценности, внимания разнообразия произведений по тематике, стилям, жанрам. Необходимо больше уделять внимание пению без сопровождения, как основному методу работы над строем. Исполнение же народной музыки должно одновременно нести и воспитывающий характер
Хоровые коллективы отделения делятся по возрастным особенностям:
Концертный состав хора «Вдохновение» создан на основе старшего хора, который также занимается в этом составе. Своеобразие состоит в том, что дети послабее тянутся за сильными. Таким образом, сохраняется преемственность на данной ступени. Совместная деятельность не ограничивается учебными занятиями. Часто проводятся совместные выступления по доступной программе. Это дает качественный рост детей, временно не вошедших в концертный состав.
В течение года хоровые коллективы всех возрастных групп выступают на тематических вечерах и праздниках. А в конце учебного года по традиции на Детском хоровом отделении проходит отчетный хоровой концерт.
Учебно-воспитательная работа на отделении направлена на формирование музыкально-исполнительских навыков, на воспитание образно-эмоциональной сферы учащихся, на освоение основ музыкальной теории.
Хоровое пение – искусство коллективное. А это значит, что чувство, идеи, заложенные в словах и музыке, выражаются не одним человеком, а массой людей
18 12 2014
3 стр.
Шапошникова Е. В., руководитель группы по внедрению новых информационных технологий, к ф м н., доцент
01 10 2014
36 стр.
Цель: мотивация деятельности педагогического коллектива по внедрению и разработке инновационных технологий в обучении; обобщение опыта инновационной работы в школе; представление о
12 09 2014
1 стр.
Вы хотите быть полезными, проявить себя и стать лидером в своем сообществе? У вас есть идеи по развитию своего сообщества? Вы учитесь в 8-9-10 классах? Использование Информационных
12 10 2014
1 стр.
Экономика и управление народным хозяйством
17 12 2014
1 стр.
17 12 2014
3 стр.
Гккп «Ясли сад «Аққайың» (село Красный Кордон Алтынсаринского района) прошел методический день на тему: «Теория и практика использования инновационных технологий и развивающих мето
17 12 2014
1 стр.
Познание, познавательный, компетенция, компетентность, инновационные технологий, познавательная компетенция, проектная методика, проблемная тема, модульная технология, критическое
12 10 2014
1 стр.