Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2страница 3

Тверской педагогический колледж

Заслуженный учитель РФ

Озерова Валентина Владимировна

руководитель образцового коллектива

детского хора «Вдохновение»

телефон: 32-55-76,

8-905-127-82-86

[email protected]

Использование инновационных технологий

в детском хоре для создания

высокоуправляемого коллектива

методическая работа

г. Тверь ТПК, 2012г

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ……………………………………………………………………………...….3

Глава 1. Организационные основы детского музыкального воспитания

в хоре «Вдохновение» ……………………………………………………….9

1.1. Из истории организации хорового коллектива …………………………......9

1.2. Особенности учебного плана ………………………………………………. 12

1.3. Общие положения плана руководства образовательным процессом ........ 13

1.4. Принцип жизнедеятельности хорового коллектива …………………….... 16

1.5. Структура основной дисциплины – «Хор» ……………………………….. 17



Глава 2. Особенности методики воспитания детского хорового коллектива …20

2.1. Работа над развитием вокально-хоровых навыков в коллективе………… 20

2.2. Современный подход к управлению детским творческим коллективом… 34

Глава 3. Творческая деятельность детского хора «Вдохновение»……………… 36

3.1. Особенности репертуара хорового коллектива……………………...……..36

3.2. Концертная деятельность и творческое партнерство………………...……38

Заключение……………………………………………………………………………...42

Список литературы ……………………………………………………………………44

ВВЕДЕНИЕ
Хоровое пение — искусство уникальное. Это действенное и со всех сторон эффективное средство, способное охватить своим влиянием разное общество. Есть много видов художественной деятельности, из которых выделяют хоровое пение: доступный инструмент — голос, находящийся в каждом из нас, слово, усиленное музыкальной интонацией и оттого удваивающее силу воздействия — все говорит об уникальности этого инструмента, духовно-нравственного совершенствования общества.

Хоровое пение – искусство коллективное. А это значит, что чувство, идеи, заложенные в словах и музыке, выражаются не одним человеком, а массой людей.

Хоровое пение в эстетическом воспитании детей всегда имело позитивное начало. Проблематика работы с хором легла в основу многих научно-методических исследований, осуществленных известными деятелями музыкального искусства: В. Г. Соколовым, В. И. Сафоновым, B. C. Поповым, Г. А. Струве, Г. П. Стуловой, К. Б. Птицей и др. В публикациях освещались проблемы вокальной работы с детскими хорами и организации музыкального воспитания.

В современном мире влияние хорового пения как воспитывающего фактора на характер мировоззрения подрастающего поколения остается достаточно значимым. В отличие от взрослых, умудренных жизненным опытом, воспринимающих искусство не только эмоционально, но и на основе своего жизненного опыта, дети, с самых ранних лет впитывают эстетические впечатления одновременно с восприятием окружающего мира. Дети, поющие в хорошем хоре, где ставятся определенные художественно–исполнительские задачи, выполняют их параллельно с выполнением пусть маленьких, но для них очень важных «детских» жизненных задач. Какая же огромная ответственность ложится на педагога–музыканта, на руководителя детского хора, которому вверено музыкальное просвещение детей, а, следовательно, и воспитание маленького человека — будущего полноправного гражданина своей страны [24, с. 14].

Детское хоровое отделение наряду со школьным, дошкольным и музыкальным, четвертое по счету в структуре Тверского педагогического колледжа, который был открыт в 1947 году.

Накопленный колоссальный опыт работы в области вокально-хорового развития и образования детей нашел свое воплощение и успешное продолжение на Детском хоровом отделении, открытом в колледже в 1992 году.

Детское хоровое отделение за этот небольшой период достигло таких внушительных успехов, так широкомасштабно заявило о себе, что заставило говорить о Тверском колледже, его детском хоровом феномене не только в области, но и далеко за ее пределами. Уже в 1995 году, после двух лет непрерывных занятий, старший хор «Вдохновение» становится победителем на Областном хоровом конкурсе, получает звание «Образцовый коллектив». Это было первой серьезной заявкой, а далее последовали многочисленные международные конкурсы в различных городах России, где хор «Вдохновение» с неизменным успехом становился лауреатом, а на Международном конкурсе в подмосковной Балашихе получил высшую награду Гран-при. Концертные площадки в Москве, на которых удостаиваются чести выступать наши дети, тоже говорят сами за себя: Дом союза композиторов, Концертный зал им. Чайковского, Большой зал Московской консерватории.

Прежде чем попасть в старший хор, в процессе обучения дети успевают спеть в четырех возрастных хорах, у каждого из которых свои творческие планы и задачи. Приобретя вокально-хоровые навыки и накопив сценический опыт, старшеклассники зачисляются в образцовый коллектив детский хор «Вдохновение».

Хор «Вдохновение» является детищем всего хорового отделения и педагогического колледжа, поэтому его деятельность будет рассматриваться в непрерывной связи с детским хоровым отделением.

Своеобразный опыт организационно-методической и концертно-исполнительской деятельности хора «Вдохновение» стал темой данной работы.


АКТУАЛЬНОСТЬ ее обусловлена следующими факторами:

  • возникновением противоречий между социальной средой, в которой живет и развивается подросток и потребностями, предъявляемыми творчески активной личностью;

  • потребностью повысить уровень самооценки подростка;

  • желание многих родителей организовать досуг своих детей;

  • желания многих родителей дать художественно-эстетические и музыкальные навыки в среде профессионалов-педагогов для воспитания личности ребенка;

  • приобщение детей, наделенных музыкальными способностями, к творческой деятельности;

  • необходимостью введения в образование детей того вида музыкальной деятельности, в которой подросток может активно развиваться и самореализовываться, как творческая личность;

  • необходимостью приобщения школьников к духовно-нравственным ценностям отечественной и зарубежной музыкальной культуры через общение с вокально-хоровым искусством, представляющим значительную художественно-эстетическую ценность;

  • потребностью приобщить детей к коллективной творческой деятельности, в которой подросток смог бы ощутить свою личную значимость и способность к творческой самоактуализации;

  • необходимостью воспитания профессиональных качеств у детей, умения глубоко чувствовать и раскрывать художественный образ в музыкальном произведении;

  • за двадцатилетний опыт работы педагогического коллектива отделения было разработано и реализовано множество программ по различным дисциплинам, методические пособия, рекомендации, нотные сборники по вокально-хоровой литературе;




  • результатом работы с детьми явились необычные для детского хора кондиции: трехоктавный диапазон, богатый выбор тембральных красок, большая динамическая шкала, хорошая техническая подготовка;




  • хор «Вдохновение» принимает любые предложения к творческому сотрудничеству.


Объект исследования - детский хор «Вдохновение»

Предмет исследования – методика взаимодействия с детьми на уровне общего музыкального и психологического развития.
Цельразработать и апробировать систему инновационных технологий для создания коллектива единомышленников с профессиональными навыками исполнения.
Задачи:

  1. Изучить особенности организации учебного процесса на Детском хоровом отделении Тверского педагогического колледжа;

  2. Создать условия для гармонизации отношений педагогов, учащихся и их родителей;

  3. Выявить систему методических приемов для развития способностей учащихся и эмоционального микроклимата в коллективе;

  4. Создать высокопрофессиональный детский хоровой коллектив, где совместное творчество является одним из лучших средств достижения высокой цели и прогнозируемого результата;

  5. Создать вокально-хоровую базу в детском хоре, используя современные новейшие инновационные технологии в развитии голоса;

  6. Исследовать эффективность используемых методов и приемов в работе с детским хором «Вдохновение»;

  7. Проанализировать особенности репертуара хора, охарактеризовать концертную деятельность и участие в Областных, Всероссийских и Международных хоровых конкурсах и фестивалях;

  8. Создать оптимальные условия для самовыражения каждого ребенка, содействовать развитию его духовности и формированию хорошего музыкально-эстетического вкуса;

  9. Воспитать патриотические чувства и пробудить интерес к национальной музыкально-хоровой культуре через хоровое исполнительство;

  10. Расширить музыкальный кругозор учащихся, благодаря формированию хорового репертуара из лучших образцов мирового наследия и современности;

  11. Воспитать любовь к музыке и хоровому искусству, приобщение к культуре хорового исполнительства;

  12. Совершенствовать творческий детский коллектив через партнерские контакты с компетентными общественными музыкальными объединениями, ведущими исполнителями России.

Этапы исследования

  1. ( 1992-1998 г.г.) – изучение и совершенствование учебных планов Детского хорового отделения.

  2. ( 1998-2000 г.г.) –изучение и отбор методических пособий и литературы, посвященной детскому хоровому воспитанию.

  3. ( 2000-2012г.г.) – педагогические наблюдения, создание собственных наработок, эксперимент.

Условиями реализации являются:

  1. Наличие творческого детского хорового коллектива;

  2. Наличие профессионального коллектива педагогов-музыкантов, обладающих высоким уровнем педагогических и организационных способностей;

  3. Предоставление учебных материалов и выделение ресурсов для приобретения современной инновационной методической литературы;

  4. Внедрение и апробация современных методов и технологий обучения музыкальным дисциплинам в системе дополнительного образования;

  5. Разработка и обобщение методических материалов по результатам инновационной образовательной деятельности;

  6. Использование полученных выводов и обобщений методического характера для повышения результативности, совершенствования профессиональных исполнительских качеств коллектива.

Методы исследования:

  • анализ учебного плана Детского отделения педагогического колледжа;

  • анализ литературы, посвященной детскому хоровому воспитанию;

  • обобщение опыта творческой деятельности коллектива в нотных сборниках, учебно-методических пособиях;

  • анализ и обобщение отзывов о концертной и творческой деятельности детского хорового коллектива;

  • анализ хорового репертуара в контексте его содержательно-эстетической значимости;

  • изучение общественного мнения на основе анализа отзывов в СМИ, благодарственных писем от организаций, учреждений и общественных объединений;

  • изучение аудио- и видеозаписей концертных выступлений хора.

Структура: данная работа состоит из Введения, трех глав, Заключения, Списка литературы и Приложения.

Во введении обосновывается актуальность избранной темы, выявлены предмет, объект, цель и задачи работы, указаны этапы исследования, условия реализации, методы исследования, дан развернутый план структуры работы.

В первой главе «Организационные основы детского музыкального воспитания в хоре «Вдохновение» описана история создания Детского хорового отделения, центральные положения его Устава, особенности учебного плана.

Во второй главе рассмотрены особенности различных методик воспитания детского хорового коллектива, применяемых руководителем в процессе работы. Раздел 2.1. посвящен методам и приемам развития вокально-хоровых навыков в коллективе. В разделе 2.2. анализируются особенности стиля руководства в работе с детским творческим коллективом.

В третьей главе на основе изучения представлены собранные материалы, характеризующие исполнительское мастерство коллектива, масштабы концертной деятельности и особенности репертуара детского хора «Вдохновение».



В Заключении подводятся итоги проделанной работы.

ГЛАВА 1. Организационные основы системы детского музыкального воспитания в хоре «Вдохновение»


  1. 1. Из истории организации хорового коллектива.

В далеком 1947 году в полуразрушенном, еще не оправившемся от военных ран городе Калинине по решению Правительства открылось музыкально-педагогическое училище. Уже тогда хоровая специфика обучения в училище стала главной и основной направленностью.

В 1981 году в связи с расширением специальностей учебное заведение было преобразовано в Педагогическое училище, а с 1997 года в Педагогический колледж.

Вряд ли кто-либо из педагогов и родителей будет отрицать то, что последние десятилетия оказались наиболее трудными для системы дополнительного образования и воспитательной работы с детьми и молодежью по месту жительства. Спонтанное развитие рыночных экономических отношений повлекло за собой переход на жесткую коммерческую основу функционирования или даже привело к закрытию многих детских и молодежных студий художественного творчества, клубов по интересам, кружков детей и молодежи по месту жительства.

Негативность ситуации особо усугубляется тем, что многие из родителей поставлены перед острой необходимостью дополнительного зарабатывания денег, что неизбежно сокращает то время, которое они могут провести в общении со своими детьми.

Болезненные социальные процессы вполне обоснованно вызывают острую тревогу педагогических и учительских коллективов и искреннее стремление противостоять деструктивным тенденциям, способным негативно сказаться на будущем нашего общества.

Поэтому представляет особый интерес деятельность тех образовательных учреждений, которые имеют многолетний и значимый опыт противостояния этим тенденциям.

К их числу заслуженно может быть отнесена образовательная деятельность Детского хорового отделения Тверского Педагогического колледжа. Востребованность детского отделения в то время диктовалась его необходимостью. В быстро растущем микрорайоне «Южный» не было серьезного специализированного детского учебного заведения, дающего возможность гармоничного обучения детей музыкальной культуре.

Таким образом, в целях содействия всестороннему, гармоничному развитию школьников, усилению преемственности и взаимосвязи отделений при Тверском педагогическом колледже в апреле 1992 году Администрацией было принято решение открыть Детское хоровое отделение, которое стало бы экспериментальной лабораторией для повышения духовного и нравственного микроклимата города, где родители и дети дошкольного и школьного возраста могли бы удовлетворить свои запросы в дополнительном внешкольном образовании, а его выпускники, в дальнейшем, могли бы на студенческих отделениях колледжа получить профессию педагога.

После утверждения документов учреждения на коллегии Департамента Образования от 24 апреля 1992 года, Детское хоровое отделение вошло в структуру педагогического колледжа.

Накопленный колоссальный опыт работы педагогов в области вокально-хорового развития и образования детей нашел свое воплощение и успешное продолжение на отделении. Были составлены положение и учебный план отделения, в основу которых вошли цели и задачи, навыки и умения музыкального образования детей.

Важнейшей задачей Детского хорового отделения являлось приобщение детей к хоровой исполнительской культуре и формирование подлинной любви к музыке и хоровому искусству.

Но при этом педагогами Детского хорового отделения были поставлены еще более значимые цели, которые поистине можно назвать педагогическими «сверхзадачами» - это стремление максимально развить творческий потенциал детей, создать условия для самовыражения каждого ребенка, содействовать развитию духовности и формированию хорошего музыкально-эстетического вкуса.

Поэтому на Детском хоровом отделении истинный культ музыкально-хорового искусства сочетается с обязательной игрой на индивидуальном музыкальном инструменте, овладением основами свободной музыкальной импровизации, изучением музыкальной литературы и смежных видов искусств.

И можно сказать, что по оригинальности педагогического замысла и его методическому и методологическому обеспечению реализация концепции развития Детского хорового отделения практически не имеет аналогов.

Масштабы образовательной и музыкально-просветительской деятельности отделения чрезвычайно велики. В нем осуществляется постоянная творческая деятельность шести детских разновозрастных хоровых коллективов, объединяющих детей и подростков от 5 до 18 лет. Также педагогический коллектив колледжа в целом имеет устойчивые, сформировавшиеся и культивировавшиеся на протяжении многих десятилетий образовательные и музыкально-просветительские традиции.

Музыкальное и, в первую очередь, музыкально-хоровое исполнительское искусство буквально пронизывают всю жизнь колледжа. Достаточно вспомнить, что в настоящее время на его базе осуществляют свою деятельность 10 хоровых коллективов, объединяющих учащихся Детского хорового отделения, студентов — будущих педагогов и хор преподавателей колледжа.

Колледж характеризуется особой атмосферой общепедагогической и музыкально-хоровой культуры, создающей благоприятный педагогический фон, на котором детские хоровые коллективы способны достигнуть уникальных успехов.

.

Таким образом, на базе старшего хора Детского хорового отделения и возник хоровой коллектив «Вдохновение», которому в 1995 году было присвоено звание «Образцовый». Целью всего учебно-воспитательного процесса в хоре «Вдохновение» является музыкальное воспитание ребенка, развитие его музыкального вкуса и творческого потенциала детей. Были определены следующие основные задачи:



  • Организовать Детскому отделению поиск, разработку и внедрение нового содержания развивающего обучения, форм и методов его реализации;

  • Обобщить передовой опыт и выработать рекомендации по его использованию;

  • Дать учащимся возможность получения широкого образования, включая самостоятельный выбор предметов различных циклов для углубленного изучения и реализации индивидуальных творческих запросов;

  • Готовить учащихся к творческому труду и практической деятельности по профилю;

  • Повышать активное, осознанное вхождение учащихся в мировое музыкально-художественное наследие;

  • Предусматривать введение в учебный план иностранного языка для более полного ознакомления с зарубежной классической музыкой.

Девизом работы хорового коллектива стало мудрое высказывание В. А. Сухомлинского: «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека».

Детское хоровое отделение представляет собой «хоровую школу» со своим учебным планом, режимом занятий, традициями и пока еще недолгой, но очень насыщенной биографией.

С 1992 года учебный процесс был организован по одному учебному плану, который рассчитан на срок обучения 9 лет 9 месяцев, где дети поступали с пяти или шести лет. Но, в связи с желанием школьников более старшего возраста получить музыкальное образование, в 2008 году педагогами отделения был разработан второй учебный план, рассчитанный на срок обучения 4 года 9 месяцев, где детей без музыкальной подготовки принимали с 10-летнего возраста.

На данный момент количество поступающих детей на Детское хоровое отделение доходит до 250 человек, в каждой возрастной группе до 25 человек, в образцовом коллективе «Вдохновение» - до 45 человек. Возраст учащихся на отделении имеет достаточно широкий диапазон – от 5-6 лет до 18 лет, в образцовом коллективе – от 10 до 18 лет.

Особенности психолого-педагогической работы таковы, что в условиях учебного процесса создана благоприятная психологическая атмосфера, при которой хоровой коллектив положительно влияет на развитие учащихся.

Общность целей и задач совместной деятельности является важнейшей предпосылкой, обеспечивающей сплочение коллектива на всех уровнях. Оно начинается с того, что учащиеся соотносят свои личные интересы и потребности с целями и задачами коллектива, которые решаются в процессе работы.

Количество часов в неделю по предметам разных возрастных групп проводится согласно учебным планам отделения. Финансирование Детского хорового отделения осуществляется Министерством Образования Тверской области.

Для преподавателей Тверского педагогического колледжа радостны не только успехи Детского хорового отделения. Особо значимо то, что многие из его выпускников выбирают профессию учителя и остаются в нашем колледже в качестве его студентов, готовящихся стать в будущем учителями музыки, начальной школы, истории, русского языка и литературы, информатики и воспитателями дошкольных образовательных учреждений. Их всегда характеризует преданность традициям колледжа, ответственность, исполнительность и высокий творческий потенциал.

Студенты и педагоги Тверского педагогического колледжа любят и гордятся Детским хоровым отделением, которое помогает им глубже понять высокое и благородное назначение работы учителя, почувствовать неповторимую, волнующую и радостную атмосферу работы детского коллектива. И конечно, показав результаты своей деятельности за 20 лет существования, Детское отделение с замечательными хоровыми коллективами еще много десятилетий будет служить целям воспитания творческих, трудолюбивых и духовно красивых людей, способных тонко понимать музыку и безгранично любить музыкально-хоровое искусство.

Таким образом, можно сказать, что тема музыкального и эстетического воспитания детей дошкольного и школьного возраста, вопросы культуры поведения учащегося вне стен школы, эстетическое восприятие окружающего через призму музыкального искусства рассматриваются на Детском хоровом отделении достаточно глубоко и серьезно.




  1. 2. Особенности учебного плана.

Зная контингент поступающих, понимая, что не каждый из них может стать музыкантом, но каждый должен стать духовно богатым человеком, руководителями Детского хорового отделения при составлении учебного плана, была поставлена цель образовательного процесса – создать профессионально-грамотный детский хоровой коллектив, где каждый ребенок мог бы себя реализовать. Для этого были определены задачи для преподавателей отделения на достижение поставленной цели:

  1. Создать систему отбора детей.

  2. На прослушивании отбирать на обучение детей, способных в дальнейшем раскрыть свой эмоциональный творческий потенциал.

Основным критерием отбора является психологическая готовность ребенка заниматься музыкой.

  1. Создать рекламу Детского хорового отделения путем внедрения инновационных методик и скорейших результатов труда.

Разработанный учебный план образовательного процесса Детского отделения решает следующие задачи:

  1. обеспечение условий для выполнения одной из важных задач художественного образования, связанные с освоением учащимися выработанной мировой культурой ценностей;

  2. обеспечение условий для сохранения и совершенствования традиций отечественного художественного образования;

  3. использование вариативных подходов в целях адаптации образовательных программ к способностям и возможностям каждого учащегося;

  4. создание условий для обеспечения индивидуального подхода к каждому учащемуся в рамках образовательного процесса;

  5. создание новых методик, программ, учебников, пособий по предметам.

Учебный план Детского хорового отделения также обеспечивает широту развития личности, учет индивидуальных потребностей каждого ребенка. Кроме того, учебный план отвечает следующим принципам:

  • целостности (внутренней взаимосвязи компонентов учебного плана – учебных групп, предметов, учебных программ и др.).

  • сбалансированности (уравновешенности составляющих частей, циклов).

  • преемственности (последовательности программ по предметам, как выражения последовательности этапов развития личности, ее способностей, мотивов деятельности).

  • перспективности (наличие резервов, гибкости плана).

  • динамичности (возможности переориентации учащихся на этапах обучения, соответствующих вариативной части плана).


1.3. Общие положения плана руководства образовательным процессом.

Для достижения поставленных целей и задач при обучении на Детском хоровом отделении, были составлены определенные общие положения плана руководства образовательным процессом. Они включают в себя следующие моменты:



  • учебный план должен соответствовать уровню воспитания развитого хорового коллектива;

  • он должен быть реально выполнимым при имеющихся технических, управленческих и человеческих ресурсах;

  • промежуточные этапы работы по возрастным группам необходимо оценивать количественно и качественно;

Существует несколько вариантов учебного плана, который подразделяется на подготовительные, младшие и старшие группы (классы) и состоит из двух частей – инвариантной (неизменной) и вариантной.

Инвариантная часть учебного плана (0, 1, 2, 3, 4 гр.) – основа 1 этапа обучения. Комплекс предметов и объем часов, предложенных в данном плане, определяет полноту и интенсивность образовательного курса, что позволяет решить следующие задачи 1 этапа обучения:



  • выявить и развить творческие способности учащихся в рамках образовательного процесса;

  • сформировать навыки учебной деятельности;

  • обеспечить овладение необходимым минимумом знаний, умений, навыков;

  • создать условия для достижения у детей уровня образованности, соответствующего функциональной грамотности.

Особое внимание к развитию практических навыков определило появление в учебном плане предмета «Музицирование». Среди предметов теоретического цикла важное место уделяется предмету «Музыкальная литература» с 5 группы, что позволяет более эффективно решать вопросы развития музыкального мышления учащихся на начальном этапе обучения.
Содержание 1 этапа позволяет в учебном процессе провести дифференциацию учащихся по их способностям и возможностям. Только после освоения 1 этапа возможен переход учащегося на различные по целям, задачам, уровням сложности 2 этапа, когда учащийся может выбрать один из вариантов продолжения обучения.
Инвариантная часть учебного плана гарантирует каждому учащемуся образовательного учреждения овладение необходимым минимумом знаний, умений, навыков для продолжения образования (самообразования) и адаптации в современном культурном пространстве.
Вариативная часть учебного плана (2 этап обучения) в 5, 6, 7, 8, 9 группах обеспечивает более полную реализацию творческих возможностей и потребностей учащегося. Для достижения таких результатов были составлены задачи 2 этапа обучения:

  • создание условий для наиболее полной реализации выбора учащимся предметов;

  • достижение уровня развития личности, достаточного для ее творчески-деятельной самореализации и самовыражения в сфере искусства;

  • достижение уровня образованности, позволяющего выпускнику самостоятельно ориентироваться в ценностях мирового культурного пространства;

  • приобретение собственного опыта художественной деятельности, выраженного достаточно в высокой степени овладения знаниями, умениями, навыками по выбранному виду деятельности.


Содержание данного этапа должно соответствовать направленности интересов ребенка, его достижениям и способностям.
Результатом 2 этапа обучения инструментального и вокального музицирования становятся:

  • формирование основ самостоятельной деятельности после окончания Детского хорового отделения;

  • умение осваивать новый материал в общекультурной и музыкальной областях;

  • сохранение и развитие устойчивого интереса к обучению;

  • закрепление и развитие практических навыков музицирования.

Основой музыкального воспитания на Детском хоровом отделении являются уроки, главной целью которых является формирование музыкальной культуры учеников, как важной и составной части всей духовной культуры:
Обязательные предметы:

  • Хор – научить коллективному творчеству, сформировать вокально-хоровые навыки, чувство музыкального стиля.

  • Музицирование (в 0 группе) и сольфеджио включают изучение элементов музыкальной грамоты и формирования практических навыков овладения музыкальной речью (слуховой анализ, чтение с листа, подбор аккомпанемента, пение в ансамбле и др.). Задачи – научить петь по нотам, выработать устойчивую певческую интонацию, развить внутренний слух.

  • Музыкальная литература – научить самостоятельно определять музыкальные жанры, развивать память, внимание, мышление, воображение, познакомить с более сложными образцами музыкального искусства.

  • Музыкальный инструмент (фортепиано, баян, аккордеон, балалайка, домра, гитара, синтезатор) – научить грамотно разучивать и исполнять инструментальные произведения, развивать навыки игры в ансамбле.

  • Основы детского вокала – сформировать вокально-технические, художественно-выразительные навыки, умение слышать и анализировать свое пение.

  • Аккомпанемент или чтение с листа. Сформировать навыки чтения с листа и транспонирования.



Факультативы:

  • Дополнительный инструмент или навыки импровизации – научить основам композиции, импровизации на инструменте на заданную тему, сформировать чувство музыкального стиля.

  • Ритмика и основы хореографии – развить чувство ритма, координацию движения, научить пластике движений.

  • Иностранный язык – предусматривает более полное ознакомление с зарубежной классической музыкой.

На всех уроках педагоги учат детей воспринимать, слушать музыку и размышлять о ней, формируют творческое отношение к ней.

Однако музыкальное воспитание не ограничивается только уроками, оно находит свое продолжение во внеурочной деятельности: кружках (танцевальный ансамбль, ансамбли балалаечников, баянистов, гитаристов), музыкальных праздниках, творческих вечерах, на которых продолжается нравственно-эстетическое формирование личности, и где дети реализуют свои возможности. Кроме этого, об успешности педагогического процесса в учебном заведении можно судить и по тому, насколько он обеспечивает нормальный ход психического развития ребенка в соответствии с его возрастными показателями.

Основу структуры отделения составляет многоступенчатость, при которой выстраивается образовательный процесс, определяющий целесообразность каждой ступени (возрастной группы) и прогнозируемый результат – создание профессионального детского хорового коллектива.
1.4. Принципы жизнедеятельности хорового коллектива.

В работе Детского отделения руководителем хора «Вдохновение» четко определяются следующие принципы жизнедеятельности хорового коллектива:



  1. Ведущим принципом организации разноуровнего обучения является принцип преемственности.

Этот принцип обеспечивает взаимосвязь построения образования как по «вертикали» (между разными возрастными группами), так и по «горизонтали» ( между разными формами обучения) с учетом доминирующих особенностей групп учащихся, что позволяет более точно определить перспективы развития каждого ребенка и тем самым дает возможность большему количеству детей включиться в процесс художественного образования.

Принцип преемственности становится одним из основных при установлении связей между ранее приобретенным и новым опытом. Это достигается путем разработки согласованных программ обучения и целесообразной расстановки педагогических кадров. Педагогические кадры распределяются таким образом, чтобы дети не меняли педагогов на каждом этапе обучения. Это, с одной стороны, способствует более организованному и плавному переходу учащегося от одной возрастной группы в другую; с другой – создает благоприятный эмоционально-психологический климат в коллективе.



  1. Принцип уважения личности имеет важнейший момент работы в коллективе.

Стиль педагогического руководства, при котором взаимоотношения с ребятами строятся на уровне личность – личность (т. е. личность взрослого – личность учащегося), где отношение к ребенку, как взрослому, причем именно одаренному, обеспечит введение любых прогрессивных методик для быстрого развития коллектива.

  1. Следующий принцип работы хорового коллектива – профессиональный универсализм, он проявляется в участии педагога в работе с детьми разного возраста, в преподавании им нескольких дисциплин, в выполнении функции «классного руководителя», досконально знающего сильные и слабые стороны учащегося и готовящегося к переходу на новый уровень. Уникальным явлением принципа профессионального универсализма является направленность педагогического коллектива на научно-исследовательскую деятельность, благодаря которой Детское хоровое отделение в целом работает по авторским программам, методическим пособиям и разработкам.

  2. Существенный принцип работы Детского отделения – системный подход к обучениюпозволяет направить преподавание всех музыкальных дисциплин на решение основной задачи – создание целостного, стройного и грамотного коллектива.

  3. Одно из направлений в работе коллектива является развитие духовности у детей через соприкосновение с миром прекрасного. Чем раньше начи-нается музыкальное воспитание ребенка, тем тоньше и эмоциональнее становится его душа, и как сказал В. А. Сухомлинский, что музыка является чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности.


1.5. Структура основной дисциплины «ХОР».

Теперь более подробно рассмотрим структуру основной дисциплины «Хор» Детского отделения педагогического колледжа. Пять хоровых коллективов – это пять семей, которые живут своей творческой жизнью, имеют свое расписание, свои программы и методические пособия, но в тоже время они тесно взаимосвязаны.

Хоровой класс является предметом коллективной постановки голоса и одной из основных исполнительских дисциплин музыкального цикла. Он находится во взаимодействии с такими предметами, как музицирование, сольфеджио, музыкальная литература, музыкальный инструмент, вокал, навыки импровизации, аккомпанемент. Эта связь определяется поиском нестандартных методов в работе по развитию интереса к предмету, а также, в связи с использованием отдельных средств в обучении.

Таким образом, для работы с детьми по предмету «Хор» была разработана рабочая программа, которая впоследствии руководителями разных возрастных групп может варьироваться.



Цель программы:

Согласно требованиям к современному уроку, программа является синтезом нестандартных методов в интеллектуальном и профессиональном развитии учащихся.

Ее цель - предложить оригинальные средства в обучении детей, имеющих, как правило, непрофессиональные вокальные данные, для более эффективного овладения певческими навыками.

Цель обучения:

- Формирование духовного мира личности через осознание, глубоко реалистическое исполнение хоровых произведений.

- Развитие у учащихся потенциальных творческих возможностей, умение рассуждать, анализировать, оценивать.

- Ориентирование способных и одаренных детей на отделение музыкального образования Тверского педагогического колледжа.



Задачи курса обучения:

- Работать по строгим правилам и жестким ограничениям, связанным с условиями охраны и развития детского голоса.

- Развивать слуховые и вокально-хоровые навыки мелодического слуха, устойчивую интонацию, ощущение высокой певческой позиции, чувство ритма, музыкальной памяти, навыков ансамблевого пения и т. д.;

- Приобретать навыки концертно-исполнительской деятельности учащихся.


Основные положения вокально-хоровых

навыков на всем курсе обучения

При работе с детьми необходимо развитие музыкальных представлений (о высоте звука, мелодии, ритме, темпе, динамике, тембре, гармонии, форме, стиле, интерпретации) параллельно с общим развитием мыслительных процессов учащихся, которое соответствует последовательным периодам формирования детского организма...

При пении учащихся необходимо добиваться раскрепощенности аппарата при осознанном формировании навыков управления мышцами, участвующими в голосообразовании.

При работе над характером и содержанием произведения через эмоционально-образные характеристики вырабатывать слуховые представления о высотной организации звуков и интонировании интервалов.

Работая над интонацией, добиваться решения таких профессионально-технических задач, как подготовка объема гласного до фонации и сохранения его в момент прекращения звука. Кроме того, при пении научить слышать независимость силы тона от его высоты и продолжительности, не меняя при этом форму и объем гласного перед произнесением согласного и после произнесения.

Для воспитания гибкости ритма и агогических отклонений, естественнее использовать разно-жанровый репертуар.

Учитывая постепенность работы над дыханием, воспитывать у учащихся навыки различных принципов певческого дыхания и в итоге вырабатывать сохранение неподвижной грудной клетки (поднятой и расширенной) при подвижной стенке живота.

Обращая внимание детей на эстетику исполнения, формировать у них навыки различных способов звуковедения и звукоизвлечения, выравнивания гласных, умение формировать ротоглоточную полость на нейтральном гласном, вырабатывать полетность звука, добиваться прекращения фонации вдохом, при переходных процессах сохранять стационарность голосового аппарата.

Рост хорового коллектива во многом зависит от подбора репертуара, его ценности, внимания разнообразия произведений по тематике, стилям, жанрам. Необходимо больше уделять внимание пению без сопровождения, как основному методу работы над строем. Исполнение же народной музыки должно одновременно нести и воспитывающий характер

Хоровые коллективы отделения делятся по возрастным особенностям:



  • Хор 0 группы, дети 5-6 лет( подготовительная группа);

  • Хор 1 группы, дети 7-8 лет (младший хор);

  • Хор 2 группы (Младший хор.);

  • Хор 3, 4 группы (Средний хор.);

Хор 5 – 9 групп (старший хор) в возрасте 10-18 лет.

Концертный состав хора «Вдохновение» создан на основе старшего хора, который также занимается в этом составе. Своеобразие состоит в том, что дети послабее тянутся за сильными. Таким образом, сохраняется преемственность на данной ступени. Совместная деятельность не ограничивается учебными занятиями. Часто проводятся совместные выступления по доступной программе. Это дает качественный рост детей, временно не вошедших в концертный состав.

В течение года хоровые коллективы всех возрастных групп выступают на тематических вечерах и праздниках. А в конце учебного года по традиции на Детском хоровом отделении проходит отчетный хоровой концерт.

Учебно-воспитательная работа на отделении направлена на формирование музыкально-исполнительских навыков, на воспитание образно-эмоциональной сферы учащихся, на освоение основ музыкальной теории.



следующая страница>


Использование инновационных технологий в детском хоре для создания высокоуправляемого коллектива

Хоровое пение – искусство коллективное. А это значит, что чувство, идеи, заложенные в словах и музыке, выражаются не одним человеком, а массой людей

741.64kb.

18 12 2014
3 стр.


Использование инновационных технологий в образовании

Шапошникова Е. В., руководитель группы по внедрению новых информационных технологий, к ф м н., доцент

2042.75kb.

01 10 2014
36 стр.


«Педагогические технологии в образовательном процессе: богатство и разнообразие, целесообразность и эффективность»

Цель: мотивация деятельности педагогического коллектива по внедрению и разработке инновационных технологий в обучении; обобщение опыта инновационной работы в школе; представление о

67.94kb.

12 09 2014
1 стр.


Ах? Использование Информационных Технологий и Интернет – важное условие для их реализации!

Вы хотите быть полезными, проявить себя и стать лидером в своем сообществе? У вас есть идеи по развитию своего сообщества? Вы учитесь в 8-9-10 классах? Использование Информационных

31.79kb.

12 10 2014
1 стр.


Экономическая оценка инновационных технологий для переработки минерального сырья

Экономика и управление народным хозяйством

264.97kb.

17 12 2014
1 стр.


Подготовка будущих учителей русского языка для школ с казахским языком обучения к использованию инновационных технологий
463.27kb.

17 12 2014
3 стр.


«Теория и практика использования инновационных технологий и развивающих методик в учебно воспитательном процессе дошкольной организации и образовательных учреждений»

Гккп «Ясли сад «Аққайың» (село Красный Кордон Алтынсаринского района) прошел методический день на тему: «Теория и практика использования инновационных технологий и развивающих мето

49.41kb.

17 12 2014
1 стр.


Развитие познавательной комнетенции учащихся на уроках русского языка и литературы посредством использования инновационных технологий

Познание, познавательный, компетенция, компетентность, инновационные технологий, познавательная компетенция, проектная методика, проблемная тема, модульная технология, критическое

87.33kb.

12 10 2014
1 стр.