Перейти на главную страницу
В основе реинжиниринга бизнес-процессов (РБП) и проектирования информационной системы (ИС) лежит применение методов моделирования проблемной области. Отображаемые в моделях проблемной области бизнес-процессы предприятия имеют неодинаковый характер. Так, можно выделить относительно рутинные бизнес-процессы, которые выполняются на строго регламентированной основе, например, процессы складского и бухгалтерского учета, оформления приема на работу и т. д. С другой стороны существуют бизнес-процессы с высокой динамикой принятия решений по ходу выполнения бизнес-процесса, например, управление закупками или продажами. Кроме того, существуют бизнес-процессы, выполняемые в условиях неопределенности внешней среды и требующие применения неструктурированного знания, например, процессы маркетинга, инжиниринга, бизнес-планирования. Естественно, что для каждого из перечисленных видов бизнес-процессов могут потребоваться свои стандарты моделирования проблемной области, например, IDEF [2, 5, 9, 10] и UML [1, 2, 9, 10]. Кроме того, на различных этапах проектирования систем также могут быть предпочтительными разные стандарты.
Комплексный характер РБП, затрагивающий все виды бизнес-процессов и приводящий к созданию корпоративной ИС, обусловливает необходимость интеграции различных методологий моделирования бизнес-процессов и возможности отображения соответствующих стандартов представления моделей. На инструментальном уровне эта задача частично решена в технологии ARIS (Architecture of Integrated Information Systems) [4, 6, 9, 11, 12]. В этой технологии речь идет скорее о поддержании общего репозитория однотипных объектов различных методологий, назначении объектам одних методологий моделей других методологий, чем об отображении различных видов моделей, хотя отдельные отображения все-таки выполняются.
Сложность отображения моделей проблемной области, представленных в различных стандартах, обусловлена сильной привязкой в существующих подходах содержания модели к формализму. В разрабатываемых в последнее время системах управления знаниями акцент делается как раз не на форму, а на сущность отображаемых явлений или концептуализацию знаний о проблемной области в онтологиях [3, 8]. В связи с этим разработка подхода к моделированию проблемной области на основе онтологий, в которой стандартизуется метамодель мира, то есть такие понятия, как объект, функция, событие, ресурс и их взаимодействия, представляется основой для решения поставленной задачи интеграции применения различных стандартов в моделировании проблемной области.
В настоящее время существует множество методологий моделирования проблемных областей, некоторые из которых получили статус официального стандарта, например, IDEF, UML, а другие являются стандартами де-факто, например, ARIS. Во многом перечисленные стандарты отражают одни и те же абстрактные категории (см. табл. 1), но делают это с разных точек зрения.
Стандарт |
Функции |
Объекты |
Информационные потоки |
Потоки работ |
IDEF |
IDEF0 |
IDEF1X |
IDEF0 |
IDEF3 |
UML |
UCD (Use-case diagram) |
CD (Class diagram) |
ID (Interaction diagram) |
AD (Activity diagram) |
ARIS |
Function tree UCD |
еERM CD
|
Information flow ID |
еEPC AD
|
В функционально-ориентированных моделях (IDEF – моделях, DFD - диаграммах потоков данных) главными структурными компонентами являются функции (операции, действия, работы), которые на диаграммах связываются между собой потоками объектов.
Несомненным достоинством функциональных моделей является реализация структурного подхода к проектированию ИС по принципу “сверху -- вниз”, когда каждый функциональный блок может быть декомпозирован на множество подфункций и так далее, выполняя, таким образом, модульное проектирование ИС. Для функциональных моделей характерны процедурная строгость декомпозиции ИС и наглядность представления. Поэтому функциональные модели в основном используются при реорганизации и автоматизации рутинных бизнес-процессов и на начальных этапах проектирования.
В функциональном подходе объектные модели данных в виде ER-диаграмм (“сущность – связь”) разрабатываются отдельно. Для проверки корректности моделирования проблемной области между функциональными и объектными моделями устанавливаются взаимно однозначные связи.
Основной недостаток функциональных моделей связан с отображением разветвлений в процессах обработки информации. При большом числе разветвлений модель становится плохо понимаемой и управляемой. Кроме того, возможна повторяемость использования одинаковых функций в разных бизнес-процессах, например, оформление платежа, а следовательно и программных модулей. В последнем случае одни и те же функции в различных иерархиях могут быть либо спроектированы несколько раз, либо общее определение может содержать не все необходимые детали.
Перечисленные недостатки функциональных моделей снимаются в объектно-ориентированных моделях, в которых главным структурообразующим компонентом выступает класс объектов с набором функций, которые могут обращаться к атрибутам этого класса. Для классов объектов характерна иерархия обобщения, позволяющая осуществлять наследование не только атрибутов (свойств) объектов от вышестоящего класса объектов к нижестоящему классу, но и функций (методов).
В объектно-ориентированном подходе изменяется принцип проектирования ИС. Сначала выделяются классы объектов, а далее в зависимости от возможных состояний объектов класса (жизненного цикла объектов) определяются методы их обработки (функциональные процедуры), что обеспечивает наилучшую реализацию динамического поведения информационной системы. Однако с точки зрения наглядности представления модели пользователю-заказчику объектно-ориентированные модели явно уступают функциональным моделям и поэтому наиболее эффективны в применении на стадии разработки программной реализации системы.
Комбинированный подход к моделированию проблемной области реализован в технологии ARIS (Architecture of Integrated Information Systems), содержащей множество различных методологий, которые соответствуют различным взглядам на проектируемую систему: объекты, функции, организационная структура, управление. В рамках каждого из перечисленных взглядов создаются соответствующие модели. Кроме того, существует взгляд, комбинирующий все три взгляда вместе. Этот взгляд позволяет увязать организационную структуру с функциями и данными через возникающие события, отражая динамическую структуру бизнес-процессов. В качестве метода построения интегрированной модели бизнес-процессов используется метод, основанный на управлении событиями (eEPC – extended event-driven process chain method), который предполагает зависимость выполнения операций (функций) процесса от его состояния. При этом все операции процесса четко определены по входу и выходу, а также исполнителям по организационной структуре и техническим средствам. В eЕРС модели однозначно определяется характер разветвления и соединения путей модели через логические связки AND, OR, XOR. В данной модели существенно сближаются функциональный и объектно-ориентированный подходы к моделированию проблемной области, хотя отображения между моделями носят частичный характер.
Центральным понятием в онтологической системе моделирования бизнес-процессов является событие, которое связывает обрабатываемые объекты и функции. Через понятие “событие” могут производиться отображения объектно-ориентированных и функционально-ориентированных моделей. На рис. 1 представлен базовый семантический шаблон описания события, в котором события отражаются эллипсами, домены кружками, а ролевые признаки дугами.
На рис. 2 показан фрагмент семантической сети реализации взаимосвязанной совокупности событий “поступление заявки”, “оформление заказа”, “выполнение заказа”, “отказ от выполнения заказа”.
Соответственно на рисунках 3-5 показаны сгенерированные на основе семантической сети диаграммы взаимодействия объектов объектно-ориентированного подхода, диаграммы потоков данных функционально-ориентированного подхода, диаграммы расширенной цепочки событий технологии ARIS.
Представленный подход к генерации моделей проблемной области в различных стандартах показывает, что обобщенная модель бизнес-процесса в виде семантической сети онтологии может служить основой для интеграции разнородных представлений бизнес-процессов в корпоративной информационной системе.
15 09 2014
1 стр.
Моделирование роста биологической популяции при различных условиях функционирования системы: цели моделирования и допущения
29 09 2014
1 стр.
Охватывает системы, реализующие функционал, востребованный в рамках некоторых бизнес процессов, существующих в различных отраслях
09 10 2014
17 стр.
Создания технологического процесса в системе автоматизированного проектирования «adem» модуль сарр. Универсальное оборудование
09 10 2014
1 стр.
Анализ основных особенностей метода имитационного моделирования на примере исследования одноканальной системы массового обслуживания (смо). Представление работы системы в виде взаи
10 10 2014
1 стр.
Эффективное государственное управление предполагает создание интегрированной информационной системы в виде комплекса информационных систем
10 09 2014
1 стр.
Программа информационной подготовки школьников в виде текстового документа (файла)
17 12 2014
1 стр.
Разработка технологического процесса по оганизации обработки информации для составления аналитических обзоров бизнес-процессов 35
13 09 2014
16 стр.