Использование воспитательных возможностей общешкольных дел при организации проектной деятельности обучающихся и родителей
Смирнова Н.В. – учитель начальных классов
В течение года мы принимаем участие в большом количестве общешкольных мероприятий. Подготовка ко многим из них осуществляется благодаря организации совместной проектной деятельности обучающихся и родителей.
Как же происходит организация проектной деятельности? В начале каждой четверти у нас есть план общешкольных мероприятий. Перед родительским собранием у нас проходят заседание родительского комитета, где мы с родителями обсуждаем, по каким мероприятиям можно организовать творческие проекты. На родительском собрании мы погружаем в идею создания совместного проекта остальных родителей. Часть проектов – это индивидуальные семейные проекты. Но это не значит, что в создании проекта принимает участие только одна семья. Другие проекты – групповые, в которых принимают участие большинство учащихся и их родители.
Так, в первом классе нам было предложено поучаствовать в конкурсно - игровой программе «Мама, папа, я – сердечная семья». Домашним заданием было создать текстовое представление семьи и выпустить газету о семье. Родители выступили с предложениями о том, какая семья могла бы представить наше детское объединение на конкурсе. Выбранная семья начала работу над проектом. Вариантов представления семьи было много. Инициативная группа родителей и детей стала соавторами проекта, чтобы помочь выбрать форму его представления. Решили сочинить стихотворение о семье, о совместных увлечениях, о взаимоотношениях среди ее членов. Газету также можно было оформить по – разному. У авторов проекта возникла необходимость выбрать тот вариант, который наиболее отразит содержание конкурсно - игровой программы. Решили остановиться на форме сердца с лучиками. Все члены семьи активно включились в работу. На конкурсе жюри по достоинству высоко оценило продукты проекта. Не только семья, но и соавторы – другие члены детского объединения были очень довольны выполненной работой. На родительском и классном собраниях была выражена благодарность авторам проекта, а также всем, кто оказал помощь в его реализации.
Второй класс – и еще одна конкурно – игровая программа «С папой лучшие друзья». И снова домашнее задание. Здесь нужно было создать презентацию семейного союза папы и ребенка. Также как и к предыдущему конкурсу на родительском собрании из коллектива была выбрана семья, которая сможет представить детское объединение на конкурсе. Целью нового проекта стало создание презентации к конкурсу. Из всех возможных вариантов выбрали идею создания компьютерной презентации и сочинения - рассуждения ребенка о том, почему его папа самый лучший. Вовлечь отцов в совместную деятельность бывает обычно труднее, чем матерей. Но здесь возник общий интерес, радость от предстоящей деятельности. Проект удался. На конкурсе сопереживали участникам проекта много отцов учеников моего класса. А, как известно, отцы очень часто самоустраняются от воспитания, в том числе духовного, своих наследников, объясняя это занятностью на работе, говоря, что основной вклад его в семью – это заработанные деньги. Благодарные слова детей – лучшая награда для родителей.
В третьем классе детское объединение участвовало в конкурсе «Как на масляной неделе». Также в рамках домашнего задания мы создавали семейный проект «Ах, блины, мои, блины!». Здесь нужно было представить семейный рецепт изготовления блинов. В процессе реализации проекта было решено одеться соответствующим образом, подготовить стихотворное представление своих блинов. Очень аппетитно выглядели наши блины. Нам удалось создать атмосферу радости приобщения к традиционному народному празднику. Все участники и зрители были удовлетворены. Конечно же не одна семья - участница подбирала весь материал. Как я уже сказала, в создании индивидуальных семейных проектов принимают участие многие ребята класса, а родители не только помогают в подборе материала, но и в подборе и изготовлении костюмов для выступлений.
При участии в общешкольных делах, кроме индивидуальных семейных проектов, мы организуем коллективные групповые проекты для подготовки к праздникам. Так в первом классе для участия в новогоднем ревю «Чудеса со всего света» у нас возникло желание создать проект «Японское чудо». В качестве чуда для нас здесь выступают традиции другой страны. Мы много обсуждали, какую страну нам выбрать для представления. Наиболее интересным для нас показалось узнать о традициях самобытной страны Японии – расположенной так близко от нашей страны и с другой стороны так далеко от нашего места жительства. Выбрав страну, мы начали собирать материал о ее культуре и обычаях. Для первоклассников это довольно сложный материал, поэтому здесь не обошлось без помощи родителей. Когда собрали материал, задумались о форме его представления. Танцами, стихами и песнями мы постарались передать колорит страны Японии. Родители помогли в изготовлении костюмов. Выступление на конкурсе было отмечено грамотой за художественное мастерство. Сами ребята и родители получили массу приятных впечатлений. Такой проект способствовал воспитанию у детей и родителей миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать.
Еще одним общешкольным мероприятием в целях пропаганды здорового образа жизни была разработки дизайн-коллажа «Весы здоровья». С помощью проекта нужно было выразить свое отношение к здоровому образу жизни с помощью разнокилограммовых гирек, которые необходимо было поместить на импровизированные весы здоровья. Родители и дети увлеклись выбором формы реализации проекта. Дети были разделены на группы по подготовке материала. Участие родителей в этом проекте дает возможность надеяться на то, что требования школы и семьи в вопросах оздоровления, распорядка дня, двигательной активности, гигиенических процедур будут все больше совпадать.
При участии в совместных проектах многие родители по-новому видят себя со стороны, видят своего ребенка, проникаются его проблемами. Пополняется чувственный опыт каждого ребенка, благодаря созданию благоприятных эмоциональных условий при организации взаимного общения с родителями.
Необходимо отметить, что на каждом этапе работы над проектами, мы вместе с родителями выявляли плюсы и минусы совместной работы, высказывали пожелания на будущее, многое из того, что было запланировано сначала, менялось в связи с возникшими обстоятельствами. Известно, что привлечение родителей к сотрудничеству со школой очень трудоемкий процесс, но в начале обучения активно взаимодействовали небольшое количество родителей, а к 4 классу – это большинство родителей класса. А также нужно сказать о том, что к сотрудничеству с детьми удалось привлечь не только мам, но и пап, бабушек, дедушек. Это доказывает, что организованное сотрудничество было эффективным, а значит, формы сотрудничества были выбраны правильно.