Перейти на главную страницу
2) Изучение технологических особенностей орбитального комплекса.
3) Ознакомление с научными экспериментами, проводимыми на станции «Мир»
Актуальность: Орбитальный комплекс «Мир» был своевременным и технологически прогрессивным проектом СССР-России конца 20го века.
Скоропалительное уничтожение результатов огромных капиталовложений и колоссальных научных трудов заставляют сегодня сожалеть о содеянном .
Мировое космическое сообщество возвращается идеи возобновления аналогичных проектов.
Методы исследования:
Проведены важнейшие астрофизические исследования геофизические, материаловедческие и биотехнологические эксперименты. Отработана система возвращения материалов исследований в спускаемых капсулах. Проведены успешные эксперименты с трансформируемыми большими конструкциями и разворачиваемыми антеннами в открытом космосе. Испытаны и применены в международных экспедициях андрогинно-периферийные стыковочные агрегаты. Получен богатый опыт длительной работы космонавтов в невесомости, достаточной для межпланетных перелетов. Впервые практически решена задача создания и многолетней эксплуатации пилотируемой орбитальной постоянно действующей станции. Выработаны навыки ремонта и модернизации станции в процессе полета, накоплен опыт борьбы с разнообразными нештатными ситуациями. Развернуто широкое международное сотрудничество в космосе: на орбитальном комплексе "Мир" побывало 104 космонавта из 12 стран. Станция "Мир" стала своеобразным летным полигоном для испытаний в реальных условиях многих технических решений и технологических процессов, используемых на Международной космической станции.
В период с 1971 по 1982 год на орбите побывало семь советских космических станций серии «Салют». На этих станциях было сделано множество научных открытий, люди научились жить и работать в космосе в течение длительного времени. Но эти станции имели ограниченный размер, который нельзя было увеличить в космосе. Когда станции выполняли свою задачу и вырабатывали свой ресурс, их ликвидировали.
В 1983 году появился проект многомодульного орбитального комплекса массой более 150 тонн и размером 33x27 м, состоящего из базового блока и пяти вспомогательных модулей. В него должны были войти жилой блок, два научных модуля, два модуля дооснащения и модуль с андрогинным периферийным стыковочным узлом (для стыковки с космическими челноками).
Проект был принят, и 20 сентября 1986 г. на орбиту был выведен базовый блок станции, получившей название «Мир». Внешним видом он напоминал «Салют», но отличался от него наличием стыковочного узла, имеющего пять портов, который позволил превратить станцию в многомодульный комплекс. Все модули, кроме «Кванта», пристыковывались к переднему торцу базового блока и затем переносились манипулятором на соответствующий порт. Базовый блок включал в себя систему жизнеобеспечения. В нем находились пульт управления станцией, продуктовый отсек, хранилище для научного оборудования. Впервые в истории космонавтики на станции были предусмотрены две индивидуальные каюты. Здесь же находились санузел, велотренажер и беговая дорожка. С наружной стороны базового блока были установлены две панели солнечных батарей увеличенной по сравнению с предыдущими станциями площади - около 80 м2. Мощность бортовой электростанции была увеличена вдвое, чтобы обеспечивать в достаточном объеме служебную аппаратуру и научную аппаратуру модулей. Была повышена также надежность системы электропитания , стало более стабильным напряжение в бортовой сети при изменении нагрузки.
В апреле 1987 г.на орбиту Земли был выведен астрофизический модуль «Квант». 9-го апреля 1987 г. он был пристыкован к базовому блоку и стал вторым модулем станции «Мир». Его масса составила 11 тонн. Модуль «Квант» состоял из одного герметичного отсека с двумя люками. Один предназначался для стыковки с транспортными кораблями, вокруг него был расположен комплекс астрофизических приборов для исследования, в основном, недоступных наблюдениям с Земли рентгеновских источников излучения, находящихся в глубоком космосе. На наружной поверхности космонавтами были смонтированы два узла крепления поворотных многоразовых солнечных батарей, а также рабочая площадка, на которой проводился монтаж крупногабаритных узлов станции. Здесь же располагалась выносная двигательная установка.
На модуле "Квант" была смонтирована орбитальная обсерватория "Рентген", созданная учеными Советского Союза, Великобритании, Нидерландов, ФРГ и Европейского космического агентства. В комплекс "Рентген" входили телескоп-спектрометр "Пульсар Х-1", спектрометр высоких энергий "Фосвич", телескоп с теневой маской, газовый спектрометр "Сирень-2". На борту модуля были установлены также ультрафиолетовый телескоп "Глазар", разработанный в СССР при участии швейцарских специалистов, рентгеновский телескоп ТТМ, электрофоретическая установка "Светлана", предназначенная для получения опытных партий сверхчистых биологически активных веществ, электролитическая установка "Электрон", с помощью которой получали кислород путем электролиза воды. Также на "Кванте" были установлены 6 гиродинов - динамических гироскопов, подвешенных в магнитном поле. Система гиродинов позволяет достичь высокой точности ориентации орбитального комплекса и резко увеличить длительность ориентированного полета, что необходимо для успешного использования астрофизических приборов и лучшего освещения панелей солечных батарей станции. Раньше, на "Салютах, для поддержания ориентации использовались только реактивные двигатели, что требовало немалых затрат топлива. Гиродинная система управления движением станции существенно более экономична.
Когда 9 апреля была произведена автоматическая стыковка "Кванта" с "Миром" со стороны агрегатного отсека, телеметрическая информация показала, что стягивание КЛА произошло не полностью. Экипаж предпринял несколько попыток "дотянуть" стык, но это не дало никаких результатов, и стало ясно, что космонавтам придется выйти в открытый космос, чтобы выяснить причину возникшей нештатной ситуации. 11 апреля космонавты, выйдя из станции со стороны переходного отсека, добрались до агрегатного отсека и обнаружили, что в стыковочный узел попал посторонний предмет. По команде с Земли штанга стыковочного агрегата "Кванта" была несколько оттянута, А. И. Лавейкин стал по кускам отдирать мягкий посторонний предмет от приемного конуса базового блока. Оказалось, что это капроновый пакет со средствами личной гигиены, который случайно выплыл из орбитального отсека при загрузке "Прогресса" отработанными материалами, и зацепился в приемном конусе. После удаления пакета по команде с Земли было произведено полное стягивание "Мира" и "Кванта", соединение их гидравлических, пневматических и электрических систем. Длительность пребывания космонавтов вне станции составила 3 ч. 40 мин.
Для маневрирования на орбите модуль "Квант" был снабжен служебным блоком с двигательной установкой - космическим буксиром, соединенным с "Квантом" со стороны кормового стыковочного узла, служившего в дальнейшем для приема тяжелого грузового корабля. 13 апреля этот блок был отделен от модуля. Впервые в околоземном пространстве последовательной сборкой был создан орбитальный комплекс "Союз ТМ-2" - базовый блок - "Квант" - "Прогресс-29" с длиной около 35 м и массой почти 51 т.
26 ноября 1989 г. специализированный модуль "Квант-2" массой около 20 т был выведен на орбиту. После запуска выяснилось, что у "Кванта-2" не полностью раскрылась одна из двух солнечных батарей, что потребовало уточнения динамических характеристик и режима полета модуля. Было выполнено несколько коррекций орбиты модуля, а также попыток по включению во время динамических операций электроприводов нераскрывшихся створок и привода ориентации всей панели, в результате чего батарея раскрылась целиком.
8 декабря "Квант-2" автоматически перестыковался с осевого стыковочного узла на один из четырех боковых. Специальный манипулятор, установленный на модуле, жестко зафиксировался в специальном приемном устройстве на переходном отсеке, произошло отделение модуля от осевого узла, а затем его перемещение и установка на боковой стыковочный узел - постоянное рабочее место "Кванта-2". Эти процессы контролировались космонавтами, находящимися на станции, и Центром Управления Полетами.
31 мая очередной специализированный модуль "Кристалл" был выведен на орбиту ракетой-носителем "Протон", а 10 июня состоялась его успешная (со второй попытки) стыковка с комплексом "Мир".
Через сутки, 11июня, модуль был в автоматическом режиме перестыкован с осевого узла на боковой, напротив "Кванта-2", и экипаж начал работы по его расконсервации. Масса орбитального пилотируемого комплекса превысила 80 т. В модуле «Кристалл» было размещено, в основном, научное и технологическое оборудование для исследования процессов получения новых материалов в условиях невесомости. Кроме этого, на модуле был установлен дополнительный торцевой стыковочный узел.
Первоначально он предназначался для стыковки космического корабля многоразового использования «Буран» со станцией «Мир». После свертывания программы использование кораблей этой серии его приспособили для приема американских кораблей “Space shuttle”. На наружной поверхности модуля «Кристалл» были расположены две поворотные солнечные многоразовые батареи, которые позже были перенесены на модуль «Квант».
20-го мая 1995 года для дальнейшего расширения орбитальной станции «Мир» в космическое пространство отправился оптический модуль, получивший название «Спектр». Первого июня 1995 года он благополучно пристыковался к станции. Новый модуль был создан в конструкторском бюро «Салют» на базе транспортного корабля. Масса модуля составляла почти 20 тонн. На его наружной поверхности были установлены два блока панелей солнечной батареи площадью 27 кв. м. каждая. В процессе эксплуатации станции к ним добавили еще 2 дополнительные панели площадью по 38 кв. м. Аппаратура, установленная на «Спектре», позволяла вести изучение верхних слоев атмосферы, океана, земной поверхности, проводить медико-биологические исследования.
Часть научного оборудования, установленного на модуле, была изготовлена американскими специалистами. 25-го июня 1997 г. произошло соударение грузового корабля «Прогресс М-34» с модулем «Спектр», приведшее к потере модуля вследствие разгерметизации. После этого модуль использовался лишь частично.
Шестым блоком станции стал небольшой по размеру стыковочный модуль. Он был создан специально для стыковки многоразового корабля «Атлантис» и доставлен на станцию «Мир» 15-го ноября 1995 г. одним из кораблей этого класса.
Модуль «Природа» стал последним блоком орбитальной станции «Мир». Он, как и модуль «Спектр», был создан на базе транспортного корабля. Длина модуля составляла 13 м, максимальный диаметр – 4.3 м, масса 19 тонн. Модуль «Природа» был выведен на орбиту 23 апреля 1996 г. и пристыкован к носовому стыковочному узлу базового блока станции через 3 дня. Через некоторое время манипулятор перенес его на боковой узел. В модуле «Природа» были сосредоточены приборы, позволяющие вести высокоточные наблюдения за земной поверхностью в различных диапазонах спектра. В состав модуля было включено также около тонны американского оборудования для изучения поведения человека в длительном космическом полете.
За более чем 15-летнюю историю существования станции «Мир» ее посетило 40 экспедиций, 10 из которых прибывали на комплекс на американских кораблях «Space Shuttle». На станции побывали в общей сложности более 140 человек, некоторые из них не один раз. Космический комплекс посещали не только русские и американские космонавты, но также астронавты из Сирии, Болгарии, Афганистана, Франции, Японии, Великобритании, Австрии, Германии, Канады и Словакии. Первая экспедиция прибыла на станцию 15-го марта 1986 года, а последняя – 4-го апреля 2000.
Первым экипажем на борту "Мира" были Леонид Кизим и Владимир Соловьев, прибывшие на орбитальную станцию 15 марта 1986 г. на космическом корабле "Союз Т-15". После стыковки космонавты перевели станцию в режим пилотируемого полета, проверили функционирование бортовых систем, приборов и аппаратуры. В задачи экипажа входила проверка функционировании станции во всех режимах, оценка появившихся на борту нововведений, проверка бортовой электростанции, вычислительного комплекса, системы связи "Луч", монтаж доставленной тяжелым грузовым кораблем "Прогресс-25" и "Прогресс-26" аппаратуры для обеспечения длительного функционирования станции, заправка ОДУ. 5 - 6 мая 1986 г. первый экипаж "Мира" совершил орбитальный перелет на станцию "Салют-7". Это была сложная техническая задача как для космонавтов, так и для наземных служб : нужно было работать с двумя станциями, принципиально отличающимися по устройству бортовых систем и методам управления полетом.
Например, на "Мире" и космическом корабле "Союз-Т" использовались цифровые системы управления, а на "Салюте-7" и грузовых "Прогрессах" - аналоговые. Корабли "Союз Т" и "Прогресс" использовали при сближении систему "Игла", модифицированный "Союз ТМ" - "Курс", а на "Мире" имелись как "Игла", так и "Курс" для управления стыковкой с кораблями обоих типов.. Во время отсутствия космонавтов на "Мире", 21 - 30 мая, были проведены испытания в совместном полете станции "Мир" и новой модификации космического корабля "Союз ТМ" в беспилотном варианте, а также новой радиотехнической системы "Курс", управлявшей сближением КЛА. "Союз ТМ" полностью оправдал себя, и в дальнейшем этот космический корабль использовался для доставки экипажей на станции "Мир" и МКС. Перевезя с "Салюта-7" часть научной аппаратуры и смонтировав ее в отсеках "Мира", первый экипаж продолжил программу работы на "Мире, выполняя исследования природных ресурсов Земли и изучение окружающей среды. Завершив первый этап работ на ОС и проведя ее консервацию, 16 июня космонавты вернулись на Землю.
Космический корабль «Союз». Космические корабли класса «Союз» используются отечественной космонавтикой более 40 лет. За это время они претерпели три модификации. Космический транспортный корабль "Союз" предназначался для доставки экипажа и научной аппаратуры на орбитальные станции типа "Салют" и возвращения экипажа с результатами научных исследований. «Союз-Т» - транспортный пилотируемый корабль, усовершенствованный вариант космического корабля "Союз". В состав системы управления движением корабля был введен бортовой цифровой вычислительный комплекс (БЦВК), который позволял по заранее заданной на Земле или в космосе программе автоматически выполнять все основные маневры корабля, строить ориентацию в различных системах отсчета, поддерживать заданную ориентацию с высокой точностью и незначительными расходами топлива. БЦВК выдавал рекомендации экипажу в различных ситуациях полета, выполнял диагностический контроль систем корабля, а при необходимости и автоматический выбор резервных комплексов оборудования.
«Союз ТМ» - усовершенствованный вариант транспортного корабля - "Союз- Т", предназначенный для обслуживания тяжелых орбитальных комплексов. Основное конструктивное отличие "Союза ТМ" от "Союза" и "Союза -Т" в том, что его средства стыковки не требуют постоянной ответной ориентации орбитальной станции на швартующийся к ней корабль. Корабль призван обслуживать крупноблочные космические комплексы, создаваемые на базе станции "Мир", и всякий раз разворачивать такой комплекс навстречу приближающемуся кораблю уже неэкономично. Помимо новой системы сближения и стыковки, на "Союзе ТМ" применена новая двигательная установка повышенной надежности, новая система связи, позволяющая при автономном полете корабля связаться с Землей через станцию "Мир". На основе более легких и прочных материалов создана новая парашютная система спускаемого аппарата корабля. Существенно облегчена двигательная установка системы аварийного спасения экипажа. Таким образом, корабль стал совершеннее предыдущих моделей. А это позволило увеличить полезную, помимо экипажа, нагрузку, что было весьма важно для все расширяющегося фронта работ в космосе. К эксплуатации в составе орбитального комплекса со станцией "Мир" корабль приступил в 1986 году.
«Прогресс» - автоматический грузовой космический корабль, предназначенный для снабжения орбитальной станции топливом, расходуемыми материалами для обеспечения жизнедеятельности экипажа, приборами и оборудованием для замены тех, что исчерпали свой ресурс.
Третьего февраля 1995 года к орбитальной станции «Мир» пристыковался американский космический челнок «Дискавери». Когда стало ясно, что программа «Бурана» не имеет будущего, на станции «Мир» уже имелся специальный модуль «Кристалл», предназначенный для стыковки с многоразовыми кораблями. В последние годы орбитальная станция сильно зависела от американских вложений. К тому времени на «Мире» научное оборудование было наполовину американским. Программа «Мир+Space shuttle» хорошо вписывалась в рамки российско-американского сотрудничества в области космонавтики (как второй «Союз-Аполлон»). В период с 1995 по 1998 год станцию посетило еще 9 американских челноков.
Экипаж |
Космический корабль |
Позывные экипажа |
Кизим Л.Д. Соловьев В.А. |
"Союз-Т15" 15.03.1986 - 16.06.1986 |
"Маяк" |
Романенко Ю.В. Лавейкин А.И. |
"Союз ТМ-2" 08.02.1987 - 25.06.1986 |
"Таймыр" |
Викторенко А.С. Александров А.П. Фарис М. (Сирия) |
"Союз ТМ-3" 24.07.1987 - 30.07.1987 |
"Витязь" |
Титов В.Г., Манаров М.Х. Левченко А.С. |
"Союз ТМ-4" 21.12.1988 - 17.06.1988 |
"Океан" |
Соловьев А.Я. Савиных В.П. Александров А. (Болгария) |
"Союз ТМ-5" 07.06.1988 - 07.09.1988 |
"Родник" |
Ляхов В.А. Поляков В.В. Моманд А.А. (Афганистан) |
"Союз ТМ-6" 29.08.1988 - 21.12.1988 |
"Протон" |
Волков А.А. Крикалев С.К. Кретьен Ж.-Л. (Франция) |
"Союз ТМ-7" 26.11.1988 - 27.04.1989 |
"Донбасс" |
Викторенко А.С. Серебров А.А. |
"Союз ТМ-8" 06.09.1989 - 19.02.1989 |
"Витязь" |
Соловьев А.Я. Баландин А.Н. |
"Союз ТМ-9" 11.02.1990 - 09.08.1990 |
"Родник" |
Манаков Г.М. Стрекалов Г.М. |
"Союз ТМ-10" 01.08.1990 - 10.12.1990 |
"Вулкан" |
Афанасьев В. М. Манаров М.Х. Акияма Т. (Япония) |
"Союз ТМ-11" 02.12.1990 - 26.05.1991 |
"Дербент" |
Арцебарский А.П. Крикалев С.К. Шарман Х. (Великобритания) |
"Союз ТМ-12" 18.05.1991 - 10.10.1991 |
"Озон" |
Волков А.А. Аубакиров Т.О. Фибек Ф. (Австрия) |
"Союз ТМ-13" 02.10.1991 - 25.03.1992 |
"Донбасс" |
Викторенко А.С. Калери А.Ю. Фладе К.-Д. (ФРГ) |
"Союз ТМ-14" 17.03.1992 - 10.08.1992 |
"Витязь" |
Соловьев А.Я. Авдеев С.В. Тонини М. (Франция) |
"Союз ТМ-15" 27.07.1992 - 01.02.1993 |
"Родник" |
Манаков Г.М. Полещук А.Ф. |
"Союз ТМ-16" 24.01.1993 - 22.07.1993 |
"Вулкан" |
Циблиев В.В. Серебров А.Я. Эньере Ж.-П. (Франция) |
"Союз ТМ-17" 01.07.1993 - 14.01.1994 |
"Сириус" |
Афанасьев В.М. Усачев Ю.В. Поляков В.В. |
"Союз ТМ-18" 08.01.1994 - 09.07.1994 |
"Дербент" |
Маленченко Ю.И. Мусабаев Т.Д. |
"Союз ТМ-19" 01.07.1994 - 04.11.1994 |
"Агат" |
Викторенко А.С. Кондакова Е. В. Мербольд У. (ФРГ) |
"Союз ТМ-20" 04.10.1994 - 22.03.1995 |
"Витязь" |
Дж.Уэзерби Э.Коллинз Б.Харрис М.Фоэл Дж.Восс Титов В.Г.(Россия) |
"Дискавери" 03.02.1995-11.02.1995 |
- // - |
Дежуров В.П. Стрекалов Г.М. Тагард Н.И. (США) |
"Союз ТМ-21" 14.03.1995 - 07.07.1995 |
"Ураган" |
Р.Гибсон Ч.Прекорт Э.Бейкер Г.Харбо Б.Данбар Соловьев А.Я.(Россия) Бударин Н.М.(Россия) |
"Атлантис" 27.06.1995 - 07.07.1995 |
- // - |
Гидзенко Ю.П. Авдеев С.В. Райтер Т. (Германия) |
"Союз ТМ-22" 03.09.1995 - 29.02.1996 |
"Ураган" |
К.Камерон Дж.Халселл Дж.Росс У.Макартур К.Хадфилд (Канада) |
"Атлантис" 12.11.1995 - 20.11.1995 |
- // - |
Онуфриенко Ю.И. Усачев Ю.В. |
"Союз ТМ-23" 21.02.1996 - 02.09.1996 |
"Скиф" |
К.Чилтон Р.Сирфосс Р.Сега М.Клиффорд Л.Годвин Ш.Люсид |
"Атлантис" 22.03.1996 - 31.03.1996 |
- // - |
Корзун В.Г. Калери А.Ю. Андре-Деэ К. (Франция) |
"Союз ТМ-24" 17.08.1996 - 02.03.1997 |
"Фрегат" |
У.Риддит Т.Уилкатт Дж.Эпт Т .Эйкерс К.Уолз Дж.Блаха |
"Атлантис" 16.09.1996 - 26.09.1996 |
- // - |
М.Бейкер Б.Джетт П.Уайзофф Дж.Грунсфелд М.Айвенс Дж.Линенджер |
"Атлантис" 12.01.1997 - 22.01.1997 |
- // - |
Циблиев В.В. Лазуткин А.И. Эвальд Р. (Германия) |
"Союз ТМ-25" 10.02.1997 - 14.08.1997 |
"Сириус" |
Ч.Прекорт Э.Коллинз Ж.-Ф.Клервуа(Франция) К.Норьега Э.Лу М.Фоэл КондаковаЕ.В.(Россия) |
"Атлантис" 15.05.1997 - 24.05.1997 |
- // - |
Соловьев А.Я. Виноградов П.В. |
"Союз ТМ-26" 05.08.1997 - 19.02.1998 |
"Родник" |
Дж.Уэзерби М.Блумфилд Титов В.Г.(Россия) С.Паразински Ж.-Л.Кретьен(Франция) У.Лоренс Д.Вулф |
"Атлантис" 26.09.1997 - 07.10.1997 |
- // - |
Т.Уилкатт Дж.Эдвардс Дж.Рейли М.Андерсон Б.Данбар Шарипов С.Ш.(Россия) Э.Томас |
"Индевор" 23.01.1998 - 01.02.1998 |
- // - |
Ч.Прекорт Д.Гори Ф.Чанг-Диаз У.Лоренс Дж.Каванди Рюмин В.В.(Россия) |
"Дискавери" 03.06.1998 - 12.06.1998 |
- // - |
Падалка Г.И. Авдеев С.В. Батурин Ю.М. |
"Союз ТМ-27" 29.01.1998 - 19.02.1998 |
"Кристалл" |
Мусабаев Т.А. Бударин Н.М. Эйартц Л. (Франция) |
"Союз ТМ-28" 13.08.1998 - 28.02.1999 |
"Альтаир" |
Афанасьев В.М. Эньере Ж.-П. (Франция) Белла И. (Словакия) |
"Союз ТМ-29" 20.02.1999-28.08.1999 |
"Дербент" |
Залетин С.В. Калери А.Ю. |
"Союз ТМ-30" 04.04.2000-16.06.2000 |
"Енисей" |
Изначально орбитальная станция «Мир» задумывалась как гигантская космическая лаборатория. На станции до затопления находилась и надежно функционировала 241 единица уникальной научной аппаратуры специального назначения. Для того, чтобы создать аналогичный экспериментальный комплекс, по подсчетам РКК "Энергия", потребовалось бы минимум 10 лет и 500 - 600 миллионов долларов, в которые включена стоимость отработки, подготовки, запуска оборудования и сопровождения проведения экспериментов.
За время существования станции "Мир" на ней были выполнены 27 международных программ. Она была востребована всем мировым сообществом. Таким образом, в последние годы российская станция "Мир" уже фактически была международной. В составе орбитальной станции "Мир" с 1990 года функционировал технологический модуль "Кристалл", который был оснащен большой гаммой установок, позволяющих проводить в автоматическом и ручном режимах фундаментальные научные исследования и получать новые материалы с уникальными свойствами, сверхчистые металлы, лекарства, отрабатывать перспективные технологии. Модуль работал с постоянной загрузкой, в круглосуточном режиме и потреблял серьезную долю энергии всей станции. С этой целью он был оснащен двумя мощными солнечными батареями, вырабатывавшими 13% всей электроэнергии станции. В 1995 году на станцию было доставлено еще две аналогичных батареи, что позволило поддерживать необходимый уровень энергообеспечения.
Более двенадцати лет назад на орбиту был выведен модуль "Природа", уникальный по составу своей аппаратуры. Однако, из-за внештатных ситуаций, которые происходили на станции "Мир", регулярные научные работы на его базе были начаты только в 1998 году. Осуществлялась систематическая работа по съемке различных участков земной поверхности. Научная программа включала исследования поверхности суши, океана и атмосферы. В ней участвовали также Болгария, Германия, Италия, Франция, Соединенные Штаты Америки, Украина и Казахстан.
Модуль "Природа" располагал набором микроволновых радиометров (СВЧ-радиометров), которые позволяли наблюдать состояние земной поверхности независимо от погоды и освещения, в любое время суток. На борту модуля находилась немецкая камера "Момс" с пространственным разрешением пять метров. Подобных камер на тот момент не было ни на одном гражданском спутнике в мире, поэтому полученная информация имела очень большую ценность. Модуль "Природа" был оснащен космическим высокоточным радаром, а также спектрометрическими приборами, необходимыми для изучения состава атмосферы.
На станции проводилось много медико-биологических исследований, направленных на изучение влияния факторов космического полета на организм человека и разработку мер по сохранению его здоровья в длительном космическом полете. Были получены важные данные о влиянии невесомости на различные биологические процессы, разработаны методы диагностики, профилактики и лечения ряда заболеваний, применявшиеся затем в земной медицине. Одним из направлений исследований было изучение влияния магнитных бурь на организм человека. Уже давно было выявлено, что магнитные бури влияют на деятельность сердечно-сосудистой системы. Большинство людей старше 55 лет в той или иной мере страдают нарушением этой системы. На станции проводились исследования влияния таких бурь на космонавтов.
За медицинские исследования на станции отвечал Институт медико-биологических проблем (ИМБП). На станции имелась уникальная медицинская лаборатория, которая включала в себя более полутора тонн современнейшей аппаратуры, имевшейся на то время в единственном экземпляре. ИМБП отвечал, и за гигиену на станции. После проведения всех необходимых замеров на "Мире" было констатировано, что станция до последнего момента находилась по гигиеническим параметрам в очень хорошем состоянии.
Еще на заре пилотируемых полетов вскоре после того, как в космосе было открыто существование мощнейших полей радиации, встал вопрос о радиационной безопасности полетов. С первых полетов, сначала беспилотных, а затем пилотируемых, стали проводить эксперименты по изучению радиации в космосе. Они привели к важным для фундаментальной науки результатам. Первые такие исследования были начаты в Московском государственном университете. С начала работы станции "Мир" и до последнего момента на ней непрерывно проводились исследования воздействия радиации на здоровье человека, а также на электронику, бортовые системы и конструкционные материалы космических аппаратов. Благодаря аппаратуре, созданной в Московском государственном инженерно-физическом институте, удалось понять природу электронных радиационных поясов в космосе, обнаружить их связь с землетрясениями и другими природными явлениями. Радиационные исследования на станции "Мир", проводимые МГУ, дали начало построению динамической картины изменения радиационных полей в течение цикла солнечной активности. Эти результаты послужили основой прогностической модели для международной станции МКС. Были определены годы наибольшей радиационной опасности для будущих космических полетов. Важнейшая работа по анализу результатов космической фотосъемки, производимой со станции "Мир", и изучению экологической обстановки проводилась Московским государственным институтом геодезии и картографии, Рязанской радиотехнической академией, а также МГУ. Под эгидой Московского государственного авиационного института осуществлялась программа запуска с борта станции "Мир" мини-спутников, предназначенных для радиосвязи и исследования окружающего пространства. Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана в течение многих лет проводил на "Мире" исследования прецизионного разделения по массе биологических клеток в условиях невесомости.
Важно подчеркнуть, что с самого начала развертывания "Мира" ведущие вузы страны имели прекрасную возможность проводить экспериментальные работы на борту станции. За эти годы в вузах были созданы новые кафедры, получили развитие новые специальности и специализации, сформировались группы профессоров и преподавателей, базирующих обучение, научную работу студентов и аспирантов на работах, связанных с орбитальной станцией. Были подготовлены десятки кандидатов и докторов наук, ключевые исследования которых связаны с "Миром".
Станция "Мир" представляла собой уникальный объект, предназначенный для выполнения обширной научно-прикладной программы. Чтобы не утратить полученные наработки и предотвратить потерю первенства России во многих направлениях, связанных с космическими исследованиями, необходимо использовать опыт, полученный в результате многолетней эксплуатации станции "Мир", при эксплуатации российского сегмента МКС.
22 февраля 1999 года на орбитальную станцию «Мир» прибыл экипаж, доставленный космическим кораблем «Союз-ТМ29». Он состоял из трех человек – Виктора Афанасьева, Жан-Пьера Эньере и Ивана Белла. 27 августа 1999 года космонавты покинули станцию, переведя ее в беспилотный режим. По планам правительства России этот экипаж должен был стать последним, так как дальнейшая судьба орбитальной станции «Мир» была не определена.
Этот вопрос решался достаточно долго. Дело в том, что для поддержания станции в рабочем состоянии ежегодно требовалось около 250 миллионов долларов. В конце 1990-х годов у ракетно-космической отрасли России таких денег не было – все средства шли на осуществление международного космического проекта МКС. Все понимали, что если деньги, необходимые для эксплуатации станции не будут найдены, то с ней придется проститься. В эти дни был даже разработан проект, по которому в начале 2000 года она должна была быть спущена с орбиты Земли и затоплена в водах Тихого океана.
Это решение правительства всколыхнуло общественность России и всего мира. Ведь несмотря на то, что станция к этому времени выработала большую часть своего ресурса и уже находилась на орбите более 14 лет, что гораздо больше расчетных сроков, она смогла бы проработать еще, как минимум, три года. Обидно было терять научный комплекс, который в свое время позволил сохранить за Россией ее статус космической сверхдержавы.
В апреле 1999 года в России был даже создан Народный благотворительный Фонд сохранения космической станции «Мир». Кроме сбора средств, необходимых для поддержания работоспособности станции, фонд занимался разработкой проектов, способных продлить существование комплекса.
20 января 2000 года решение о продолжении эксплуатации орбитальной станции «Мир» все же было принято. В конце января 2000 года с Байконура стартовала ракета «Союз» с грузовым кораблем «Прогресс» на борту. Корабль доставил на станцию «Мир» топливо и продовольствие для будущего экипажа, научную аппаратуру и сжатый воздух. Затем на станцию отправился экипаж в составе командира Сергея Залетина и бортинженера Александра Калери.
В те дни появилась надежда, что «Миру» удалось выжить. Но, увы, даже сами ученые – яростные противники ликвидации станции, признали, что дальнейшая ее эксплуатация неэффективна. Пришлось признать, что срок эксплуатации станции истек, а это значит, что поломки на ней будут следовать лавинообразно одна за другой.
Решение было принято: станцию надо затопить. Последняя экспедиция пробыла на станции до 16 июня и подготовила "Мир" к прекращению эксплуатации.24 января 2001г. к станции был отправлен тяжелый грузовой корабль "Прогресс М1-5", "могильщик "Мира", который должен был сообщить станции несколько импульсов для схода с орбиты. К началу февраля орбита станции понизилась до средней высоты 250 км (предспусковая орбита), на ней несколько раз включилась двигательная установка "Прогресса М1-5", и комплекс перешел на орбиту спуска (160x230 км) с перигеем над заданным районом затопления несгоревших фрагментов. Вблизи апогея орбиты грузовик выдал три последних тормозных импульса, и перигей орбиты "Мира" опустился в атмосферу. Не сгоревшие в атмосфере обломки станции упали в южной части Тихого океана, между Австралией и Южной Америкой, в районе, который не пересекают судоходные пути.
23 марта 2001 года стало последним днем орбитальной станции «Мир». Односуточная операция по ее спуску с орбиты и затоплению прошла успешно. В 9-00 в Центре управления полетами официально объявили о конце полета "Мира". Сотрудники не сговариваясь встали, выдержав неофициальную минуту молчания. На глазах у всех были слезы.
15-летняя эпопея была завершена. "Мир" стал первой действительно долговременной орбитальной станцией, собираемой на орбите, постоянно действующей орбитальной лабораторией, прообразом "эфирных поселений". Он заложил классические принципы орбитальных станций будущего: модульность, адаптация к изменению задач в ходе полета и ремонтопригодность (концепции МКС по формулировке Ю. П. Семенова, генерального конструктора РКК "Энергия"). Весь многолетний опыт длительных пилотируемых международных полетов, выработанный на "Мире", с успехом применяется в строительстве Международной космической станции.
Результаты исследования
Главным результатом изучения работы орбитального комплекса «Мир», стало создание учебного видеофильма.
Этот видеофильм был показан во всех 7-11 классах школы ко дню космонавтики 12 апреля 2009 г. в рамках Международного года астрономии, а так же был представлен на научно-практической муниципальной конференции «Дорога в Наукоград» в апреле 2009 г.
Изучив историю создания и развития орбитального комплекса «Мир» я понял, насколько сложные научные и технические проблемы решали инженеры, ученые, конструкторы, космонавты, работавшие над проектом «Мир».
Исследования, проведенные на борту станции, позволили ответить на вопросы, решение которых было невозможно на Земле. Так же нужно отметить, что опыт длительных пилотируемых международных полетов, выработанный на "Мире", с успехом применяется в строительстве Международной космической станции.
За 15 лет существования "Мир" стал первой действительно долговременной орбитальной станцией, собираемой на орбите, постоянно действующей орбитальной лабораторией, прообразом "эфирных поселений". Он заложил классические принципы орбитальных станций будущего: модульность, адаптацию к изменению задач в ходе полета и ремонтопригодность.
*Энциклопедия для детей. Космонавтика. 2-е изд.., испр. / Глав. Ред. Е. Ананьева, отв. Ред. В. Чеснов. – М.: Аванта+, 2004 – 448 с., ил.
*Музеи и выставки, посвященные космонавтике: экскурсии в Звездный городок, музей космонавтики в Калуге, Национальный аэрокосмический музей в Канаде, гринвичскую обсерваторию, Политехнический музей г. Москвы, планетарии.
Цели проекта: Исследование функционирования и научной значимости космического комплекса
26 09 2014
1 стр.
Липецкая область, Московская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Смоленская область, Там
10 10 2014
1 стр.
Инструментальные методы исследования (цистография, в/венная урография, цистоскопия, уродинамическое исследование)
16 12 2014
1 стр.
Институциональная экономика и экономические институты: область исследования, предмет исследования и задачи курса
18 12 2014
1 стр.
Я подумала, что в доме пожар, выглянула в окно и увидела, что весь город захвачен странным туманом. На подоконнике тонким слоем лежал какой-то серый порошок. Многие люди шли по ули
10 10 2014
1 стр.
Микроскопическое исследование соскобного материала. Соскобы проводятся со слизистой уретры, влагалища, цервикального канала. Определяется качественный состав микрофлоры, ориентиров
23 09 2014
1 стр.
Стандартизованная аналитическая технология цитологическое исследование материала из лимфатических узлов
01 10 2014
1 стр.
29 09 2014
1 стр.