Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Тип исследования: Учебное исследование
Область исследования: Естествознание (космонавтика)
Предмет исследования: Орбитальный комплекс «Мир»
Цели проекта: Исследование функционирования и научной значимости космического комплекса «Мир»
1) Знакомство с историей создания и развития орбитальной станции «Мир»

2) Изучение технологических особенностей орбитального комплекса.

3) Ознакомление с научными экспериментами, проводимыми на станции «Мир»
Актуальность: Орбитальный комплекс «Мир» был своевременным и технологически прогрессивным проектом СССР-России конца 20го века.

Скоропалительное уничтожение результатов огромных капиталовложений и колоссальных научных трудов заставляют сегодня сожалеть о содеянном .

Мировое космическое сообщество возвращается идеи возобновления аналогичных проектов.
Методы исследования:


  1. Изучение литературы по теме

  2. Социологический опрос

  3. Экскурсии в: Звездный городок, музей космонавтики в Калуге, Национальный аэрокосмический музей в Канаде, гринвичевская обсерватория, Политехнический музей г. Москвы, различные планетарии

  4. Систематизация и обработка материала


Задача проекта:Используя новые технологии, изучить информацию об орбитальной станции «Мир» и представить ее в виде видеофильма, отвечающего современным требованиям, наглядного и удобного для демонстрации тем, кто интересуется этой темой.

ПРОЛОГ
   «Мир» - первый орбитальный комплекс третьего поколения. Базовый блок был выведен на орбиту 20 февраля 1986 г, последний модуль был пристыкован к орбитальной станции 21 февраля 1996 г. Первоначально срок существования был определен в 3 года, затем продлен до пяти, фактически же "Мир" прослужил до 23 марта 2001 г. Впервые был полностью реализован проект модульной сборки орбитального комплекса на орбите.

Проведены важнейшие астрофизические исследования геофизические, материаловедческие и биотехнологические эксперименты. Отработана система возвращения материалов исследований в спускаемых капсулах. Проведены успешные эксперименты с трансформируемыми большими конструкциями и разворачиваемыми антеннами в открытом космосе. Испытаны и применены в международных экспедициях андрогинно-периферийные стыковочные агрегаты. Получен богатый опыт длительной работы космонавтов в невесомости, достаточной для межпланетных перелетов. Впервые практически решена задача создания и многолетней эксплуатации пилотируемой орбитальной постоянно действующей станции. Выработаны навыки ремонта и модернизации станции в процессе полета, накоплен опыт борьбы с разнообразными нештатными ситуациями. Развернуто широкое международное сотрудничество в космосе: на орбитальном комплексе "Мир" побывало 104 космонавта из 12 стран. Станция "Мир" стала своеобразным летным полигоном для испытаний в реальных условиях многих технических решений и технологических процессов, используемых на Международной космической станции.626px-mir_on_12_june_1998



МОДУЛИ ОРБИТАЛЬНОЙ СТАНЦИИ «МИР»

В период с 1971 по 1982 год на орбите побывало семь советских космических станций серии «Салют». На этих станциях было сделано множество научных открытий, люди научились жить и работать в космосе в течение длительного времени. Но эти станции имели ограниченный размер, который нельзя было увеличить в космосе. Когда станции выполняли свою задачу и вырабатывали свой ресурс, их ликвидировали. 15

В 1983 году появился проект многомодульного орбитального комплекса массой более 150 тонн и размером 33x27 м, состоящего из базового блока и пяти вспомогательных модулей. В него должны были войти жилой блок, два научных модуля, два модуля дооснащения и модуль с андрогинным периферийным стыковочным узлом (для стыковки с космическими челноками).

Проект был принят, и 20 сентября 1986 г. на орбиту был выведен базовый блок станции, получившей название «Мир». Внешним видом он напоминал «Салют», но отличался от него наличием стыковочного узла, имеющего пять портов, который позволил превратить станцию в многомодульный комплекс. Все модули, кроме «Кванта», пристыковывались к переднему торцу базового блока и затем переносились манипулятором на соответствующий порт. Базовый блок включал в себя систему жизнеобеспечения. В нем находились пульт управления станцией, продуктовый отсек, хранилище для научного оборудования. Впервые в истории космонавтики на станции были предусмотрены две индивидуальные каюты. Здесь же находились санузел, велотренажер и беговая дорожка. С наружной стороны базового блока были установлены две панели солнечных батарей увеличенной по сравнению с предыдущими станциями площади - около 80 м2. Мощность бортовой электростанции была увеличена вдвое, чтобы обеспечивать в достаточном объеме служебную аппаратуру и научную аппаратуру модулей. Была повышена также надежность системы электропитания , стало более стабильным напряжение в бортовой сети при изменении нагрузки.


Улучшилась отделка интерьера станции. Появился радио- и видеомагнитофонный комплекс с обширной библиотекой записей. На станции был установлен специальный радиокомплекс "Луч" с остронаправленной антенной для связи с ЦУПом через стационарный спутник-ретранслятор "Луч". Время возможной непрерывной связи на каждом витке (продолжительность - 80-90 мин.), возросло с 10-15 до 50-60 мин. Расширилась также возможность "сброса" служебной и научной информации и передачи рекомендаций экипажу в нештатаных ситуациях.
Вместо устаревшей радиотехнической системы "Игла", не всегда надежно работавшей на "Салютах", была установлена новая система "Курс", измеряющая параметры относительного движения при стыковке КЛА с большего расстояния и, что самое важное, не требующая ориентации станции на приближающийся корабль. Это стало еще более актуальным после пристыковки к орбитальному комплексу дополнительных модулей, когда масса станции возросла до 130 т. images17

В апреле 1987 г.на орбиту Земли был выведен астрофизический модуль «Квант». 9-го апреля 1987 г. он был пристыкован к базовому блоку и стал вторым модулем станции «Мир». Его масса составила 11 тонн. Модуль «Квант» состоял из одного герметичного отсека с двумя люками. Один предназначался для стыковки с транспортными кораблями, вокруг него был расположен комплекс астрофизических приборов для исследования, в основном, недоступных наблюдениям с Земли рентгеновских источников излучения, находящихся в глубоком космосе. На наружной поверхности космонавтами были смонтированы два узла крепления поворотных многоразовых солнечных батарей, а также рабочая площадка, на которой проводился монтаж крупногабаритных узлов станции. Здесь же располагалась выносная двигательная установка.

На модуле "Квант" была смонтирована орбитальная обсерватория "Рентген", созданная учеными Советского Союза, Великобритании, Нидерландов, ФРГ и Европейского космического агентства. В комплекс "Рентген" входили телескоп-спектрометр "Пульсар Х-1", спектрометр высоких энергий "Фосвич", телескоп с теневой маской, газовый спектрометр "Сирень-2". На борту модуля были установлены также ультрафиолетовый телескоп "Глазар", разработанный в СССР при участии швейцарских специалистов, рентгеновский телескоп ТТМ, электрофоретическая установка "Светлана", предназначенная для получения опытных партий сверхчистых биологически активных веществ, электролитическая установка "Электрон", с помощью которой получали кислород путем электролиза воды. Также на "Кванте" были установлены 6 гиродинов - динамических гироскопов, подвешенных в магнитном поле. Система гиродинов позволяет достичь высокой точности ориентации орбитального комплекса и резко увеличить длительность ориентированного полета, что необходимо для успешного использования астрофизических приборов и лучшего освещения панелей солечных батарей станции. Раньше, на "Салютах, для поддержания ориентации использовались только реактивные двигатели, что требовало немалых затрат топлива. Гиродинная система управления движением станции существенно более экономична.
Когда 9 апреля была произведена автоматическая стыковка "Кванта" с "Миром" со стороны агрегатного отсека, телеметрическая информация показала, что стягивание КЛА произошло не полностью. Экипаж предпринял несколько попыток "дотянуть" стык, но это не дало никаких результатов, и стало ясно, что космонавтам придется выйти в открытый космос, чтобы выяснить причину возникшей нештатной ситуации. 11 апреля космонавты, выйдя из станции со стороны переходного отсека, добрались до агрегатного отсека и обнаружили, что в стыковочный узел попал посторонний предмет. По команде с Земли штанга стыковочного агрегата "Кванта" была несколько оттянута, А. И. Лавейкин стал по кускам отдирать мягкий посторонний предмет от приемного конуса базового блока. Оказалось, что это капроновый пакет со средствами личной гигиены, который случайно выплыл из орбитального отсека при загрузке "Прогресса" отработанными материалами, и зацепился в приемном конусе. После удаления пакета по команде с Земли было произведено полное стягивание "Мира" и "Кванта", соединение их гидравлических, пневматических и электрических систем. Длительность пребывания космонавтов вне станции составила 3 ч. 40 мин.kvant

Для маневрирования на орбите модуль "Квант" был снабжен служебным блоком с двигательной установкой - космическим буксиром, соединенным с "Квантом" со стороны кормового стыковочного узла, служившего в дальнейшем для приема тяжелого грузового корабля. 13 апреля этот блок был отделен от модуля. Впервые в околоземном пространстве последовательной сборкой был создан орбитальный комплекс "Союз ТМ-2" - базовый блок - "Квант" - "Прогресс-29" с длиной около 35 м и массой почти 51 т.


Перейдя в новый модуль орбитального комплекса, космонавты занялись подготовкой к работе системы электролиза "Кванта" и отработкой методов управления движением комплекса с помощью установленных на "Кванте" гироскопических силовых стабилизаторов.

 26 ноября 1989 г. специализированный модуль "Квант-2" массой около 20 т был выведен на орбиту. После запуска выяснилось, что у "Кванта-2" не полностью раскрылась одна из двух солнечных батарей, что потребовало уточнения динамических характеристик и режима полета модуля. Было выполнено несколько коррекций орбиты модуля, а также попыток по включению во время динамических операций электроприводов нераскрывшихся створок и привода ориентации всей панели, в результате чего батарея раскрылась целиком.


2 декабря модуль был переведен в режим автоматического сближения со станцией, однако параметры взаимного движения космических объектов вышли за пределы принятого допуска, обеспечивающего штатный режим стыковки, и процесс сближения был автоматически прерван. После всестороннего анализа ситуации и математического моделирования полета на земных стендах, Центр управления полетами разработал оптимальный режим операций, корректирующих орбиту "Кванта-2" с целью обеспечения стыковки. 6 декабря стыковка базового блока и первого модуля дооснащения станции "Мир" была успешно выполнена. Масса орбитального комплекса достигла 63 т. квант 2

  8 декабря "Квант-2" автоматически перестыковался с осевого стыковочного узла на один из четырех боковых. Специальный манипулятор, установленный на модуле, жестко зафиксировался в специальном приемном устройстве на переходном отсеке, произошло отделение модуля от осевого узла, а затем его перемещение и установка на боковой стыковочный узел - постоянное рабочее место "Кванта-2". Эти процессы контролировались космонавтами, находящимися на станции, и Центром Управления Полетами.


12 декабря, после окончания программы стыковки с "Квантом-2", А. Викторенко и А. Серебров облетели ОК на "Союзе ТМ-8", осмотрев его снаружи, а затем пристыковались на осевой узел переходного отсека, который раньше занимал "Квант-2". Далее начались работы по вводу в строй нового модуля. Космонавты соединили системы электропитания модуля и базового блока (мощность бортовой электростанции при этом возросла, и стала более чем 6 кВт), включили системы сбора и передачи на Землю телеметрической информации, подготовили к работе установки "Электрон" и "Вика". Параллельно продолжалась программа научных исследований и разгрузка причалившего к станции 22 декабря "Прогресса М-2".
Модуль «Квант-2» был сконструирован на основе элементов станции «Алмаз» и являлся модулем дооснащения. В нем располагалось большое количество оборудования, необходимого для системы жизнеобеспечения станции и создания дополнительного комфорта. Расположенный на «Кванте-2» шлюзовой отсек использовался как хранилище скафандров. Одновременно он выполнял функции ангара для хранения автономного средства перемещения космонавтов в открытом космосе. Также в нем находились аппаратура для регенерации воды и воздуха, душевая кабина, запасы продовольствия. алмаз

31 мая очередной специализированный модуль "Кристалл" был выведен на орбиту ракетой-носителем "Протон", а 10 июня состоялась его успешная (со второй попытки) стыковка с комплексом "Мир". кристалл

Через сутки, 11июня, модуль был в автоматическом режиме перестыкован с осевого узла на боковой, напротив "Кванта-2", и экипаж начал работы по его расконсервации. Масса орбитального пилотируемого комплекса превысила 80 т. В модуле «Кристалл» было размещено, в основном, научное и технологическое оборудование для исследования процессов получения новых материалов в условиях невесомости. Кроме этого, на модуле был установлен дополнительный торцевой стыковочный узел.

Первоначально он предназначался для стыковки космического корабля многоразового использования «Буран» со станцией «Мир». После свертывания программы использование кораблей этой серии его приспособили для приема американских кораблей “Space shuttle”. На наружной поверхности модуля «Кристалл» были расположены две поворотные солнечные многоразовые батареи, которые позже были перенесены на модуль «Квант».

20-го мая 1995 года для дальнейшего расширения орбитальной станции «Мир» в космическое пространство отправился оптический модуль, получивший название «Спектр». Первого июня 1995 года он благополучно пристыковался к станции. Новый модуль был создан в конструкторском бюро «Салют» на базе транспортного корабля. Масса модуля составляла почти 20 тонн. На его наружной поверхности были установлены два блока панелей солнечной батареи площадью 27 кв. м. каждая. В процессе эксплуатации станции к ним добавили еще 2 дополнительные панели площадью по 38 кв. м. Аппаратура, установленная на «Спектре», позволяла вести изучение верхних слоев атмосферы, океана, земной поверхности, проводить медико-биологические исследования. ene21g

Часть научного оборудования, установленного на модуле, была изготовлена американскими специалистами. 25-го июня 1997 г. произошло соударение грузового корабля «Прогресс М-34» с модулем «Спектр», приведшее к потере модуля вследствие разгерметизации. После этого модуль использовался лишь частично. спектр

Шестым блоком станции стал небольшой по размеру стыковочный модуль. Он был создан специально для стыковки многоразового корабля «Атлантис» и доставлен на станцию «Мир» 15-го ноября 1995 г. одним из кораблей этого класса.

Модуль «Природа» стал последним блоком орбитальной станции «Мир». Он, как и модуль «Спектр», был создан на базе транспортного корабля. Длина модуля составляла 13 м, максимальный диаметр – 4.3 м, масса 19 тонн. Модуль «Природа» был выведен на орбиту 23 апреля 1996 г. и пристыкован к носовому стыковочному узлу базового блока станции через 3 дня. Через некоторое время манипулятор перенес его на боковой узел. В модуле «Природа» были сосредоточены приборы, позволяющие вести высокоточные наблюдения за земной поверхностью в различных диапазонах спектра. В состав модуля было включено также около тонны американского оборудования для изучения поведения человека в длительном космическом полете.природа



k


ЭКСПЕДИЦИ, ПОБЫВАВШИЕ НА ОРБИТАЛЬНОЙ СТАНЦИИ «МИР»

За более чем 15-летнюю историю существования станции «Мир» ее посетило 40 экспедиций, 10 из которых прибывали на комплекс на американских кораблях «Space Shuttle». На станции побывали в общей сложности более 140 человек, некоторые из них не один раз. Космический комплекс посещали не только русские и американские космонавты, но также астронавты из Сирии, Болгарии, Афганистана, Франции, Японии, Великобритании, Австрии, Германии, Канады и Словакии. Первая экспедиция прибыла на станцию 15-го марта 1986 года, а последняя – 4-го апреля 2000.

Первым экипажем на борту "Мира" были Леонид Кизим и Владимир Соловьев, прибывшие на орбитальную станцию 15 марта 1986 г. на космическом корабле "Союз Т-15". После стыковки космонавты перевели станцию в режим пилотируемого полета, проверили функционирование бортовых систем, приборов и аппаратуры. В задачи экипажа входила проверка функционировании станции во всех режимах, оценка появившихся на борту нововведений, проверка бортовой электростанции, вычислительного комплекса, системы связи "Луч", монтаж доставленной тяжелым грузовым кораблем "Прогресс-25" и "Прогресс-26" аппаратуры для обеспечения длительного функционирования станции, заправка ОДУ. 5 - 6 мая 1986 г. первый экипаж "Мира" совершил орбитальный перелет на станцию "Салют-7". Это была сложная техническая задача как для космонавтов, так и для наземных служб : нужно было работать с двумя станциями, принципиально отличающимися по устройству бортовых систем и методам управления полетом.

Например, на "Мире" и космическом корабле "Союз-Т" использовались цифровые системы управления, а на "Салюте-7" и грузовых "Прогрессах" - аналоговые. Корабли "Союз Т" и "Прогресс" использовали при сближении систему "Игла", модифицированный "Союз ТМ" - "Курс", а на "Мире" имелись как "Игла", так и "Курс" для управления стыковкой с кораблями обоих типов.. Во время отсутствия космонавтов на "Мире", 21 - 30 мая, были проведены испытания в совместном полете станции "Мир" и новой модификации космического корабля "Союз ТМ" в беспилотном варианте, а также новой радиотехнической системы "Курс", управлявшей сближением КЛА. "Союз ТМ" полностью оправдал себя, и в дальнейшем этот космический корабль использовался для доставки экипажей на станции "Мир" и МКС. Перевезя с "Салюта-7" часть научной аппаратуры и смонтировав ее в отсеках "Мира", первый экипаж продолжил программу работы на "Мире, выполняя исследования природных ресурсов Земли и изучение окружающей среды. Завершив первый этап работ на ОС и проведя ее консервацию, 16 июня космонавты вернулись на Землю.


     Вернувшись на мир, Л. Кизим и В. Соловьев продолжили технологические эксперименты с оборудованием станции, провели монтаж дополнительных блоков в бортовой информационной системе "Стрела" по графику дооснащения станции, начали установку привезенного с "Салюта-7" оборудования. Проводились биологические эксперименты на установке "Светоблок", а также фотосъемка территории СССР и отдельных районов ГДР в рамках международной программы "Геоэкс-86". Выполнив программу и подготовив орбитальный комплекс к беспилотному полету, 16 июля первая основная экспедиция вернулась на Землю.mhtml:file://f:\мир\дайджест.mht!https://cosmonautic.nm.ru/salyut7.jpg

Космический корабль «Союз». Космические корабли класса «Союз» используются отечественной космонавтикой более 40 лет. За это время они претерпели три модификации.      Космический транспортный корабль "Союз" предназначался для доставки экипажа и научной аппаратуры на орбитальные станции типа "Салют" и возвращения экипажа с результатами научных исследований. «Союз-Т» - транспортный пилотируемый корабль, усовершенствованный вариант космического корабля "Союз". В состав системы управления движением корабля был введен бортовой цифровой вычислительный комплекс (БЦВК), который позволял по заранее заданной на Земле или в космосе программе автоматически выполнять все основные маневры корабля, строить ориентацию в различных системах отсчета, поддерживать заданную ориентацию с высокой точностью и незначительными расходами топлива. БЦВК выдавал рекомендации экипажу в различных ситуациях полета, выполнял диагностический контроль систем корабля, а при необходимости и автоматический выбор резервных комплексов оборудования.

«Союз ТМ» - усовершенствованный вариант транспортного корабля - "Союз- Т", предназначенный для обслуживания тяжелых орбитальных комплексов. Основное конструктивное отличие "Союза ТМ" от "Союза" и "Союза -Т" в том, что его средства стыковки не требуют постоянной ответной ориентации орбитальной станции на швартующийся к ней корабль. Корабль призван обслуживать крупноблочные космические комплексы, создаваемые на базе станции "Мир", и всякий раз разворачивать такой комплекс навстречу приближающемуся кораблю уже неэкономично. Помимо новой системы сближения и стыковки, на "Союзе ТМ" применена новая двигательная установка повышенной надежности, новая система связи, позволяющая при автономном полете корабля связаться с Землей через станцию "Мир". На основе более легких и прочных материалов создана новая парашютная система спускаемого аппарата корабля. Существенно облегчена двигательная установка системы аварийного спасения экипажа. Таким образом, корабль стал совершеннее предыдущих моделей. А это позволило увеличить полезную, помимо экипажа, нагрузку, что было весьма важно для все расширяющегося фронта работ в космосе.      К эксплуатации в составе орбитального комплекса со станцией "Мир" корабль приступил в 1986 году.

 «Прогресс» - автоматический грузовой космический корабль, предназначенный для снабжения орбитальной станции топливом, расходуемыми материалами для обеспечения жизнедеятельности экипажа, приборами и оборудованием для замены тех, что исчерпали свой ресурс.


     "Прогресс" был создан на базе пилотируемого космического корабля "Союз" и состоит из трех компонентов: грузового, компонентов дозаправки и приборно-агрегатного. В грузовом отсеке, оболочка которого состоит из двух полусфер и цилиндрической вставки между ними, размещаются сухие грузы и запасы воды. Стыковочный узел грузового отсека имеет выходной люк, через который после стыковки автоматического корабля с орбитальной станцией экипаж получает доступ к доставленным грузам. На внешней части стыковочного узла размещаются два гидроразъема (для горючего и окислителя), которые стыкуются с соответствующими гидроразъемами на стыковочном узле промежуточной камеры орбитальной станции. С помощью системы трубопроводов и дистанционно управляемых кранов гидроразъемы соединены с баками отсека компонентов дозаправки. В негерметичном отсеке компонентов дозаправки установлено два бака с окислителем, два бака с горючим, баллоны с азотом наддува и воздухом, агрегаты и автоматика управления.
В приборно-агрегатном отсеке размещаются сближающе-корректирующая двигательная установка, двигатели причаливания, ориентации, топливные баки, баллоны наддува, пневмогидроавтоматика. Комплекс бортовых систем близок к комплексу пилотируемого корабля "Союз" и отличается от него большей автоматизацией, позволяющей провести все операции по маневрированию на орбите, сближению со станцией и причаливанию к ней в полностью автоматическом режиме. После полного освобождения грузового отсека экипаж вносит в него уже использованные и отработанные регенерационные фильтры, элементы упаковки, белье и т. п. Если к этому времени перекачка топлива, воды, газов завершена, то осуществляется отстыковка грузового корабля от станции и перевод его в режим автономного полета. Затем в надлежащее время включается на торможение двигательная установка "Прогресса", он переходит на траекторию снижения, входит в плотные слои атмосферы над заданным районом акватории Тихого океана и прекращает существование.
При общей массе 7000 кг транспортный грузовой корабль "Прогресс" способен доставить на околоземную орбиту 2300 кг полезного груза, в том числе 1000 кг топлива и газообразных материалов. Грузовые корабли "Прогресс" используются также в качестве космических буксиров, обеспечивая с помощью собственной двигательной установки коррекции орбиты научно-исследовательского комплекса. Современная модель тяжелого грузового корабля, оснащенная системой стыковки "Курс" и рядом других усовершенствований, была названа "Прогресс-М".

Третьего февраля 1995 года к орбитальной станции «Мир» пристыковался американский космический челнок «Дискавери». Когда стало ясно, что программа «Бурана» не имеет будущего, на станции «Мир» уже имелся специальный модуль «Кристалл», предназначенный для стыковки с многоразовыми кораблями. В последние годы орбитальная станция сильно зависела от американских вложений. К тому времени на «Мире» научное оборудование было наполовину американским. Программа «Мир+Space shuttle» хорошо вписывалась в рамки российско-американского сотрудничества в области космонавтики (как второй «Союз-Аполлон»). В период с 1995 по 1998 год станцию посетило еще 9 американских челноков.





Экипаж

Космический корабль

Позывные экипажа

Кизим Л.Д. Соловьев В.А.

"Союз-Т15"
15.03.1986 - 16.06.1986

"Маяк"

Романенко Ю.В.
Лавейкин А.И.

"Союз ТМ-2"
08.02.1987 - 25.06.1986

"Таймыр"

Викторенко А.С. Александров А.П.
Фарис М. (Сирия)

"Союз ТМ-3"
24.07.1987 - 30.07.1987

"Витязь"

Титов В.Г., Манаров М.Х.
Левченко А.С.

"Союз ТМ-4"
21.12.1988 - 17.06.1988

"Океан"

Соловьев А.Я. Савиных В.П.
Александров А. (Болгария)

"Союз ТМ-5"
07.06.1988 - 07.09.1988

"Родник"

Ляхов В.А. Поляков В.В.
Моманд А.А. (Афганистан)

"Союз ТМ-6"
29.08.1988 - 21.12.1988

"Протон"

Волков А.А. Крикалев С.К.
Кретьен Ж.-Л. (Франция)

"Союз ТМ-7"
26.11.1988 - 27.04.1989

"Донбасс"

Викторенко А.С.
Серебров А.А.

"Союз ТМ-8"
06.09.1989 - 19.02.1989

"Витязь"

Соловьев А.Я.
Баландин А.Н.

"Союз ТМ-9"
11.02.1990 - 09.08.1990

"Родник"

Манаков Г.М.
Стрекалов Г.М.

"Союз ТМ-10"
01.08.1990 - 10.12.1990

"Вулкан"

Афанасьев В. М. Манаров М.Х.
Акияма Т. (Япония)

"Союз ТМ-11"
02.12.1990 - 26.05.1991

"Дербент"

Арцебарский А.П. Крикалев С.К.
Шарман Х. (Великобритания)

"Союз ТМ-12"
18.05.1991 - 10.10.1991

"Озон"

Волков А.А. Аубакиров Т.О.
Фибек Ф. (Австрия)

"Союз ТМ-13"
02.10.1991 - 25.03.1992

"Донбасс"

Викторенко А.С. Калери А.Ю.
Фладе К.-Д. (ФРГ)

"Союз ТМ-14"
17.03.1992 - 10.08.1992

"Витязь"

Соловьев А.Я. Авдеев С.В.
Тонини М. (Франция)

"Союз ТМ-15"
27.07.1992 - 01.02.1993

"Родник"

Манаков Г.М.
Полещук А.Ф.

"Союз ТМ-16"
24.01.1993 - 22.07.1993

"Вулкан"

Циблиев В.В. Серебров А.Я.
Эньере Ж.-П. (Франция)

"Союз ТМ-17"
01.07.1993 - 14.01.1994

"Сириус"

Афанасьев В.М. Усачев Ю.В.
Поляков В.В.

"Союз ТМ-18"
08.01.1994 - 09.07.1994

"Дербент"

Маленченко Ю.И.
Мусабаев Т.Д.

"Союз ТМ-19"
01.07.1994 - 04.11.1994

"Агат"

Викторенко А.С. Кондакова Е. В.
Мербольд У. (ФРГ)

"Союз ТМ-20"
04.10.1994 - 22.03.1995

"Витязь"

Дж.Уэзерби Э.Коллинз Б.Харрис М.Фоэл
Дж.Восс Титов В.Г.(Россия)

"Дискавери"
03.02.1995-11.02.1995

- // -

Дежуров В.П. Стрекалов Г.М.
Тагард Н.И. (США)

"Союз ТМ-21"
14.03.1995 - 07.07.1995

"Ураган"

Р.Гибсон Ч.Прекорт Э.Бейкер Г.Харбо Б.Данбар Соловьев А.Я.(Россия)
Бударин Н.М.(Россия)

"Атлантис"
27.06.1995 - 07.07.1995

- // -

Гидзенко Ю.П. Авдеев С.В.
Райтер Т. (Германия)

"Союз ТМ-22"
03.09.1995 - 29.02.1996

"Ураган"

К.Камерон Дж.Халселл Дж.Росс У.Макартур К.Хадфилд (Канада)

"Атлантис"
12.11.1995 - 20.11.1995

- // -

Онуфриенко Ю.И.
Усачев Ю.В.

"Союз ТМ-23"
21.02.1996 - 02.09.1996

"Скиф"

К.Чилтон Р.Сирфосс Р.Сега М.Клиффорд
Л.Годвин Ш.Люсид

"Атлантис"
22.03.1996 - 31.03.1996

- // -

Корзун В.Г. Калери А.Ю.
Андре-Деэ К. (Франция)

"Союз ТМ-24"
17.08.1996 - 02.03.1997

"Фрегат"

У.Риддит Т.Уилкатт Дж.Эпт Т

.Эйкерс К.Уолз Дж.Блаха



"Атлантис"
16.09.1996 - 26.09.1996

- // -

М.Бейкер Б.Джетт П.Уайзофф
Дж.Грунсфелд М.Айвенс Дж.Линенджер

"Атлантис"
12.01.1997 - 22.01.1997

- // -

Циблиев В.В. Лазуткин А.И.
Эвальд Р. (Германия)

"Союз ТМ-25"
10.02.1997 - 14.08.1997

"Сириус"

Ч.Прекорт Э.Коллинз
Ж.-Ф.Клервуа(Франция) К.Норьега
Э.Лу М.Фоэл КондаковаЕ.В.(Россия)

"Атлантис"
15.05.1997 - 24.05.1997

- // -

Соловьев А.Я.
Виноградов П.В.

"Союз ТМ-26"
05.08.1997 - 19.02.1998

"Родник"

Дж.Уэзерби М.Блумфилд Титов В.Г.(Россия) С.Паразински
Ж.-Л.Кретьен(Франция) У.Лоренс Д.Вулф

"Атлантис"
26.09.1997 - 07.10.1997

- // -

Т.Уилкатт Дж.Эдвардс Дж.Рейли М.Андерсон Б.Данбар

Шарипов С.Ш.(Россия) Э.Томас



"Индевор"
23.01.1998 - 01.02.1998

- // -

Ч.Прекорт Д.Гори Ф.Чанг-Диаз У.Лоренс
Дж.Каванди Рюмин В.В.(Россия)

"Дискавери"
03.06.1998 - 12.06.1998

- // -

Падалка Г.И. Авдеев С.В.
Батурин Ю.М.

"Союз ТМ-27"
29.01.1998 - 19.02.1998

"Кристалл"

Мусабаев Т.А. Бударин Н.М.
Эйартц Л. (Франция)

"Союз ТМ-28"
13.08.1998 - 28.02.1999

"Альтаир"

Афанасьев В.М. Эньере Ж.-П. (Франция)
Белла И. (Словакия)

"Союз ТМ-29"
20.02.1999-28.08.1999

"Дербент"

Залетин С.В.
Калери А.Ю.

"Союз ТМ-30"
04.04.2000-16.06.2000

"Енисей"


ЭКСПЕРИМЕНТЫ, ПРОВОДИВШИЕСЯ НА ОРБИТАЛЬНОЙ СТАНЦИИ «МИР»

Изначально орбитальная станция «Мир» задумывалась как гигантская космическая лаборатория. На станции до затопления находилась и надежно функционировала 241 единица уникальной научной аппаратуры специального назначения. Для того, чтобы создать аналогичный экспериментальный комплекс, по подсчетам РКК "Энергия", потребовалось бы минимум 10 лет и 500 - 600 миллионов долларов, в которые включена стоимость отработки, подготовки, запуска оборудования и сопровождения проведения экспериментов.

За время существования станции "Мир" на ней были выполнены 27 международных программ. Она была востребована всем мировым сообществом. Таким образом, в последние годы российская станция "Мир" уже фактически была международной. В составе орбитальной станции "Мир" с 1990 года функционировал технологический модуль "Кристалл", который был оснащен большой гаммой установок, позволяющих проводить в автоматическом и ручном режимах фундаментальные научные исследования и получать новые материалы с уникальными свойствами, сверхчистые металлы, лекарства, отрабатывать перспективные технологии. Модуль работал с постоянной загрузкой, в круглосуточном режиме и потреблял серьезную долю энергии всей станции. С этой целью он был оснащен двумя мощными солнечными батареями, вырабатывавшими 13% всей электроэнергии станции. В 1995 году на станцию было доставлено еще две аналогичных батареи, что позволило поддерживать необходимый уровень энергообеспечения. 36

Более двенадцати лет назад на орбиту был выведен модуль "Природа", уникальный по составу своей аппаратуры. Однако, из-за внештатных ситуаций, которые происходили на станции "Мир", регулярные научные работы на его базе были начаты только в 1998 году. Осуществлялась систематическая работа по съемке различных участков земной поверхности. Научная программа включала исследования поверхности суши, океана и атмосферы. В ней участвовали также Болгария, Германия, Италия, Франция, Соединенные Штаты Америки, Украина и Казахстан.

Модуль "Природа" располагал набором микроволновых радиометров (СВЧ-радиометров), которые позволяли наблюдать состояние земной поверхности независимо от погоды и освещения, в любое время суток. На борту модуля находилась немецкая камера "Момс" с пространственным разрешением пять метров. Подобных камер на тот момент не было ни на одном гражданском спутнике в мире, поэтому полученная информация имела очень большую ценность. Модуль "Природа" был оснащен космическим высокоточным радаром, а также спектрометрическими приборами, необходимыми для изучения состава атмосферы.

На станции проводилось много медико-биологических исследований, направленных на изучение влияния факторов космического полета на организм человека и разработку мер по сохранению его здоровья в длительном космическом полете. Были получены важные данные о влиянии невесомости на различные биологические процессы, разработаны методы диагностики, профилактики и лечения ряда заболеваний, применявшиеся затем в земной медицине. Одним из направлений исследований было изучение влияния магнитных бурь на организм человека. Уже давно было выявлено, что магнитные бури влияют на деятельность сердечно-сосудистой системы. Большинство людей старше 55 лет в той или иной мере страдают нарушением этой системы. На станции проводились исследования влияния таких бурь на космонавтов. радиация

За медицинские исследования на станции отвечал Институт медико-биологических проблем (ИМБП). На станции имелась уникальная медицинская лаборатория, которая включала в себя более полутора тонн современнейшей аппаратуры, имевшейся на то время в единственном экземпляре. ИМБП отвечал, и за гигиену на станции. После проведения всех необходимых замеров на "Мире" было констатировано, что станция до последнего момента находилась по гигиеническим параметрам в очень хорошем состоянии.

Еще на заре пилотируемых полетов вскоре после того, как в космосе было открыто существование мощнейших полей радиации, встал вопрос о радиационной безопасности полетов. С первых полетов, сначала беспилотных, а затем пилотируемых, стали проводить эксперименты по изучению радиации в космосе. Они привели к важным для фундаментальной науки результатам. Первые такие исследования были начаты в Московском государственном университете. С начала работы станции "Мир" и до последнего момента на ней непрерывно проводились исследования воздействия радиации на здоровье человека, а также на электронику, бортовые системы и конструкционные материалы космических аппаратов. Благодаря аппаратуре, созданной в Московском государственном инженерно-физическом институте, удалось понять природу электронных радиационных поясов в космосе, обнаружить их связь с землетрясениями и другими природными явлениями. Радиационные исследования на станции "Мир", проводимые МГУ, дали начало построению динамической картины изменения радиационных полей в течение цикла солнечной активности. Эти результаты послужили основой прогностической модели для международной станции МКС. Были определены годы наибольшей радиационной опасности для будущих космических полетов. Важнейшая работа по анализу результатов космической фотосъемки, производимой со станции "Мир", и изучению экологической обстановки проводилась Московским государственным институтом геодезии и картографии, Рязанской радиотехнической академией, а также МГУ. Под эгидой Московского государственного авиационного института осуществлялась программа запуска с борта станции "Мир" мини-спутников, предназначенных для радиосвязи и исследования окружающего пространства. Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана в течение многих лет проводил на "Мире" исследования прецизионного разделения по массе биологических клеток в условиях невесомости. спутник

Важно подчеркнуть, что с самого начала развертывания "Мира" ведущие вузы страны имели прекрасную возможность проводить экспериментальные работы на борту станции. За эти годы в вузах были созданы новые кафедры, получили развитие новые специальности и специализации, сформировались группы профессоров и преподавателей, базирующих обучение, научную работу студентов и аспирантов на работах, связанных с орбитальной станцией. Были подготовлены десятки кандидатов и докторов наук, ключевые исследования которых связаны с "Миром". 45fe8e1a3fc8c

Станция "Мир" представляла собой уникальный объект, предназначенный для выполнения обширной научно-прикладной программы. Чтобы не утратить полученные наработки и предотвратить потерю первенства России во многих направлениях, связанных с космическими исследованиями, необходимо использовать опыт, полученный в результате многолетней эксплуатации станции "Мир", при эксплуатации российского сегмента МКС. мкс


ЭПИЛОГ

22 февраля 1999 года на орбитальную станцию «Мир» прибыл экипаж, доставленный космическим кораблем «Союз-ТМ29». Он состоял из трех человек – Виктора Афанасьева, Жан-Пьера Эньере и Ивана Белла. 27 августа 1999 года космонавты покинули станцию, переведя ее в беспилотный режим. По планам правительства России этот экипаж должен был стать последним, так как дальнейшая судьба орбитальной станции «Мир» была не определена.

Этот вопрос решался достаточно долго. Дело в том, что для поддержания станции в рабочем состоянии ежегодно требовалось около 250 миллионов долларов. В конце 1990-х годов у ракетно-космической отрасли России таких денег не было – все средства шли на осуществление международного космического проекта МКС. Все понимали, что если деньги, необходимые для эксплуатации станции не будут найдены, то с ней придется проститься. В эти дни был даже разработан проект, по которому в начале 2000 года она должна была быть спущена с орбиты Земли и затоплена в водах Тихого океана. афанасьев эньер белл

Это решение правительства всколыхнуло общественность России и всего мира. Ведь несмотря на то, что станция к этому времени выработала большую часть своего ресурса и уже находилась на орбите более 14 лет, что гораздо больше расчетных сроков, она смогла бы проработать еще, как минимум, три года. Обидно было терять научный комплекс, который в свое время позволил сохранить за Россией ее статус космической сверхдержавы. 21

В апреле 1999 года в России был даже создан Народный благотворительный Фонд сохранения космической станции «Мир». Кроме сбора средств, необходимых для поддержания работоспособности станции, фонд занимался разработкой проектов, способных продлить существование комплекса.

20 января 2000 года решение о продолжении эксплуатации орбитальной станции «Мир» все же было принято. В конце января 2000 года с Байконура стартовала ракета «Союз» с грузовым кораблем «Прогресс» на борту. Корабль доставил на станцию «Мир» топливо и продовольствие для будущего экипажа, научную аппаратуру и сжатый воздух. Затем на станцию отправился экипаж в составе командира Сергея Залетина и бортинженера Александра Калери. идеотизм

В те дни появилась надежда, что «Миру» удалось выжить. Но, увы, даже сами ученые – яростные противники ликвидации станции, признали, что дальнейшая ее эксплуатация неэффективна. Пришлось признать, что срок эксплуатации станции истек, а это значит, что поломки на ней будут следовать лавинообразно одна за другой. залетин калери

Решение было принято: станцию надо затопить. Последняя экспедиция пробыла на станции до 16 июня и подготовила "Мир" к прекращению эксплуатации.24 января 2001г.   к станции был отправлен тяжелый грузовой корабль "Прогресс М1-5", "могильщик "Мира", который должен был сообщить станции несколько импульсов для схода с орбиты. К началу февраля орбита станции понизилась до средней высоты 250 км (предспусковая орбита), на ней несколько раз включилась двигательная установка "Прогресса М1-5", и комплекс перешел на орбиту спуска (160x230 км) с перигеем над заданным районом затопления несгоревших фрагментов. Вблизи апогея орбиты грузовик выдал три последних тормозных импульса, и перигей орбиты "Мира" опустился в атмосферу. Не сгоревшие в атмосфере обломки станции упали в южной части Тихого океана, между Австралией и Южной Америкой, в районе, который не пересекают судоходные пути.

23 марта 2001 года стало последним днем орбитальной станции «Мир». Односуточная операция по ее спуску с орбиты и затоплению прошла успешно. В 9-00 в Центре управления полетами официально объявили о конце полета "Мира". Сотрудники не сговариваясь встали, выдержав неофициальную минуту молчания. На глазах у всех были слезы.
  15-летняя эпопея была завершена. "Мир" стал первой действительно долговременной орбитальной станцией, собираемой на орбите, постоянно действующей орбитальной лабораторией, прообразом "эфирных поселений". Он заложил классические принципы орбитальных станций будущего: модульность, адаптация к изменению задач в ходе полета и ремонтопригодность (концепции МКС по формулировке Ю. П. Семенова, генерального конструктора РКК "Энергия"). Весь многолетний опыт длительных пилотируемых международных полетов, выработанный на "Мире", с успехом применяется в строительстве Международной космической станции. затопление

мкс

Результаты исследования
Главным результатом изучения работы орбитального комплекса «Мир», стало создание учебного видеофильма.

Этот видеофильм был показан во всех 7-11 классах школы ко дню космонавтики 12 апреля 2009 г. в рамках Международного года астрономии, а так же был представлен на научно-практической муниципальной конференции «Дорога в Наукоград» в апреле 2009 г.



Выводы

Изучив историю создания и развития орбитального комплекса «Мир» я понял, насколько сложные научные и технические проблемы решали инженеры, ученые, конструкторы, космонавты, работавшие над проектом «Мир».

Исследования, проведенные на борту станции, позволили ответить на вопросы, решение которых было невозможно на Земле. Так же нужно отметить, что опыт длительных пилотируемых международных полетов, выработанный на "Мире", с успехом применяется в строительстве Международной космической станции.

За 15 лет существования "Мир" стал первой действительно долговременной орбитальной станцией, собираемой на орбите, постоянно действующей орбитальной лабораторией, прообразом "эфирных поселений". Он заложил классические принципы орбитальных станций будущего: модульность, адаптацию к изменению задач в ходе полета и ремонтопригодность.





ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

*Энциклопедия для детей. Космонавтика. 2-е изд.., испр. / Глав. Ред. Е. Ананьева, отв. Ред. В. Чеснов. – М.: Аванта+, 2004 – 448 с., ил.


*Космос: Энциклопедия для детей. – М.: «Издательство АСТ», Мн.: «Харвест», 2001. – 480 с. – (Я познаю мир).
*Перышкин А.В. Физика. 9 кл.: Учеб. Для общеобразоват. учеб. заведений / А.В. Перышкин, Е.М. Гутник. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002. – 256 с.: ил.
*www.Советские орбитальные станции.ru
*www.Космические эксперименты.ru

*Музеи и выставки, посвященные космонавтике: экскурсии в Звездный городок, музей космонавтики в Калуге, Национальный аэрокосмический музей в Канаде, гринвичскую обсерваторию, Политехнический музей г. Москвы, планетарии.



ОГЛАВЛЕНИЕ

Цели и задачи проекта.............................................................................................................1


Пролог …………………………………………………………………………………………2

Модули орбитальной станции «Мир» …………………………………………………….3

Экспедиции, побывавшие на орбитальной станции «Мир»……………………………10

Эксперименты, проводившиеся на орбитальной станции «Мир»…………………....17

Эпилог ………………………………………………………………………………………..21

Результаты и выводы проекта............................................................................................24

Источники информации …...………………………………………………………………25


Исследование Область исследования: Естествознание

Цели проекта: Исследование функционирования и научной значимости космического комплекса

295.98kb.

26 09 2014
1 стр.


Соглашение о создании постоянно действующего совещания

Липецкая область, Московская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Смоленская область, Там

104.41kb.

10 10 2014
1 стр.


Клинические синдромы и методы исследования в нефрологии

Инструментальные методы исследования (цистография, в/венная урография, цистоскопия, уродинамическое исследование)

37.89kb.

16 12 2014
1 стр.


Скопин А. Ю. Программа курса Экономические институты и публичная политика

Институциональная экономика и экономические институты: область исследования, предмет исследования и задачи курса

54.28kb.

18 12 2014
1 стр.


Исследовательская работа по теме «Влияние смога на здоровье человека» Образовательная область: Естествознание. Неживой мир

Я подумала, что в доме пожар, выглянула в окно и увидела, что весь город захвачен странным туманом. На подоконнике тонким слоем лежал какой-то серый порошок. Многие люди шли по ули

110.94kb.

10 10 2014
1 стр.


Микроскопические исследования. Микроскопическое исследование соскобного материала

Микроскопическое исследование соскобного материала. Соскобы проводятся со слизистой уретры, влагалища, цервикального канала. Определяется качественный состав микрофлоры, ориентиров

21.57kb.

23 09 2014
1 стр.


Исследование материала из лимфатических узлов цель исследования

Стандартизованная аналитическая технология цитологическое исследование материала из лимфатических узлов

155.31kb.

01 10 2014
1 стр.


Программа дисциплины «Естествознание»
376.81kb.

29 09 2014
1 стр.