Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1




Исследовательская группа ЦИРКОН

109028, Москва, ул. Солянка, д. 3, стр. 1

https://www.zircon.ru

Тел/факс 621-3415, 628-5167; e-mail: [email protected]





По заказу Агентства социальной информации в рамках
программы "Укрепление общественной поддержки НКО"


Общественная поддержка НКО в российских регионах:
проблемы и перспективы


Итоговое резюме
по результатам исследования


ЦИРКОН

2008

I. Основные параметры исследования


Исследование по теме «Общественная поддержка НКО в российских регионах: проблемы и перспективы» проведено в апреле – мае 2008 г. АНО «Социологическая мастерская Задорина» (группа ЦИРКОН) по заказу Агентства социальной информации (АНО «АСИ»).

Целью исследования являлось получение информации, необходимой для планирования информационно-рекламной кампании в российских регионах, подготовки курсов дистанционного обучения для НКО в рамках программы «Укрепление общественной поддержки НКО», осуществляемой в 2008-2010 гг., а также для оценки эффективности кампании.

Объектом исследования являлось население в возрасте от 25 до 45 лет и руководители негосударственных некоммерческих организаций в пяти российских городах: Москве, Барнауле, Калининграде, Краснодаре, Нижнем Новгороде.

Методической основой исследования являлись:

  • массовые опросы населения пяти городов по репрезентативным выборкам. Объем выборочной совокупности респондентов по городам опроса составил от 500 до 600 респондентов в каждом;

  • дискуссионные фокус-руппы (ДФГ) (всего 5 ДФГ по 8-10 участников в каждой): К участию в дискуссиях приглашались граждане двух категорий: уже участвующие в деятельности благотворительных или общественных организаций («включенные») и пока не участвующие, но выражающие желание (намерение) такого участия («не включенные»);

  • опросы руководителей НКО в пяти городах. Объем выборочной совокупности по городам опроса составил 35-36 респондентов в каждом. В опросе принимали участие руководители организаций, работающих с волонтерами или финансовыми благотворителями либо заинтересованных в такой работе.

II. Основные выводы по результатам исследования

общественная поддержка нко в восприятии граждан


  1. Уровень информированности граждан о благотворительных и общественных организациях, действующих в регионе их проживания, крайне низок: в среднем лишь каждый третий респондент заявил, что слышал о таких организациях, и всего 18% опрошенных смогли назвать хотя бы одну конкретную НКО; при этом, как правило, приводили не название конкретной организации, а ее тип (чаще звучали ветеранские организации, общества инвалидов, общества защиты материнства и детства, организации медицинской помощи).

  2. Тем не менее, у респондентов достаточно высок уровень интереса к НКО: более половины опрошенных (от 44% в Калининграде до 68% в Барнауле) выразили желание больше о них узнать. Это свидетельствует о наличии в обществе неудовлетворенного спроса на информацию о деятельности благотворительных, общественных организаций.

  3. Несмотря на низкую информированность о деятельности таких организаций, подавляющее большинство граждан (в среднем, около трех четвертей - от 60% в Нижнем Новгороде до 87% в Калининграде) выразило позитивное отношение к ним, что говорит о наличии в обществе определенного кредита доверия к благотворительным, общественным организациям.

  4. Уровень вовлеченности населения в деятельность «третьего сектора» пока весьма низок: по данным опроса населения, лишь от 3% участников опроса в Калининграде до 10% в Москве в течение прошедшего года участвовали в деятельности НКО – в таких формах, как личное участие (волонтерство), финансовая поддержка или нефинансовая материальная помощь (передача вещей, продуктов, лекарств для нуждающихся). При этом следует иметь в виду, что речь идет о декларируемом участии, уровень реального участия может быть ниже.

  5. Вместе с тем масштабы включенности граждан в благотворительную деятельность – вне рамок некоммерческих организаций - намного шире: в среднем 39% опрошенных (а в Барнауле и Краснодаре – каждый второй) тем или иным способом участвовали в ней в течение прошедшего года. Однако в большинстве случаев помощь нуждающимся, социально значимые действия осуществляются не по каналам НКО, а в индивидуальном или неформальном порядке. Вероятно, для социально активных граждан сам факт осуществления ими благотворительности оказывается намного более значимым, чем механизм его осуществления (через организации или частным образом), и - в силу низкой информированности об НКО, отсутствия их в «поле зрения» граждан и большей простоты и удобства «индивидуальной» благотворительности – последняя чаще осуществляется вне каких-либо институциональных рамок. Вместе с тем, среди населения весьма распространено и убеждение в том, что благотворительность – дело личное, и ни в каких организациях для этого состоять не нужно. Факторами, сдерживающими участие в благотворительности через НКО, являются и распространенные негативные стереотипы о таких организациях: о том, что благотворительные организации часто расходуют пожертвованные средства не по назначению, и о том, что они существуют сами для себя и мало помогают обществу. Общее недоверие к таким НКО усугубляется на фоне отсутствия объективной информации о них, с одной стороны, и распространения негативно окрашенных материалов (о злоупотреблениях, коррупции) в СМИ, с другой стороны.

  6. Исследование группы граждан, уже участвующих в общественной деятельности через некоммерческие организации, показывает, что мотивация к такому участию чаще проявляется у людей, обладающих активной жизненной позицией и склонностью к общественной работе. При этом к мотивирующим факторам благотворительной деятельности относятся как чистое милосердие, стремление помочь тем или иным незащищенным группам, так и факторы другого характера. Так, для молодежи часто оказываются важными такие стимулы, как возможность расширить круг общения, проявить себя (самореализоваться во «взрослых» делах) и даже получить определенный опыт для карьерного или профессионального роста. С точки зрения представителей НКО, основными мотивами работающих у них добровольцев являются: активная жизненная позиция, возможность почувствовать себя нужным людям и обществу, желание помочь конкретной социальной группе, желание общаться с такими же неравнодушными людьми. Мотивом участия в благотворительной деятельности именно через общественные организации часто является осознание факта, что решение ряда социальных проблем может произойти только коллективными усилиями, требует объединения людей.

  7. Несмотря на то, что пока социальная поддержка НКО достаточно слаба, многие граждане – в среднем около трети, в отдельных городах от 19% до 53% - выражают готовность подключиться к участию в их деятельности. В этой группе повышена доля женщин. Кроме того, в ней можно выделить две подгруппы потенциальных участников в деятельности НКО: в одной подгруппе повышена доля лиц с более высоким материальным и должностным статусом, в другой – граждан, занятых в сфере культуры, науки, образования и здравоохранения («гуманитарная интеллигенция»).

  8. Предпочитаемыми формами участия в деятельности благотворительных, общественных организаций является нефинансовая материальная помощь и личное участие (волонтерство). Финансовая поддержка воспринимается как менее приемлемая по причине отсутствия у многих граждан свободных денежных средств, а также как сопряженная с большими рисками (подозрения НКО в нецелевом расходовании средств).

  9. Среди предпочтительных сфер благотворительной деятельности выделяется помощь детям (детям-сиротам, беспризорникам). Что касается видов участия в благотворительности, то наиболее желательным оказалось участие в сборе и передаче вещей, продуктов нуждающимся, а также в поездках в детские дома, дома инвалидов, престарелых, в больницы.

  10. Среди наиболее острых социальных проблем в городе большинство участников опроса назвало следующие (в порядке убывания значимости): (1) распространение социальных болезней; (2) загрязнение окружающей среды; (3) рост числа нищих, бездомных, бродяг; (4) недоступность качественного медицинского обслуживания и (5) рост числа беспризорных детей и детей-сирот. Следует отметить, что почти все эти проблемы (за исключением недоступности медицинского обслуживания) относятся к предмету деятельности многих НКО и, таким образом, работа над их решением может являться почвой взаимодействия между общественными организациями и заинтересованными гражданами.

  11. Однако ответственность за решение большинства из перечисленных социальных проблем города респонденты перекладывают, в первую очередь, на органы власти, особенно это касается таких проблем, как недоступность качественного медицинского обслуживания и образования, наплыв мигрантов и городское благоустройство. Т.е. в массовом сознании прямой зависимости между представлениями о наиболее острых проблемах города и проблемах, которыми должны заниматься некоммерческие организации, не наблюдается. Однако можно сказать, что от НКО ожидается, в первую очередь, участие в решении проблем семьи, детей, молодежи, а также в борьбе с социальными болезнями.

  12. Большинство опрошенных считают, что для привлечения общественности к деятельности НКО следует использовать разнообразные каналы и средства коммуникации; среди них лидирует социальная реклама, а также распространение информации через СМИ (радио, ТВ / Интернет / печатные СМИ).

  13. Подавляющее большинство граждан позитивно относится к социальной рекламе, однако в реальности ее видел только каждый второй. В то же время необходимо отметить, что группы населения, уже имеющие опыт участия в благотворительной деятельности, чаще замечают социальную рекламу, чем «не вовлеченные». Таким образом, нельзя переоценивать роль этого средства коммуникации с точки зрения привлечения новых социальных групп – часто она выполняет роль только дополнительного мотиватора. Очевидно, что распространение социальной рекламы стало бы важным поддерживающим фактором, помогающим привлечь внимание к тем или иным социальным проблемам.

  14. В ходе исследования были выделены три целевые группы. В основную целевую группу («ядро») вошли респонденты, обладающие опытом участия в благотворительной деятельности и готовые к дальнейшему участию в ней через НКО. Доля данной группы составила от 10% в Калининграде до 33% в Барнауле. К целевой группе 2 были отнесены респонденты, не вошедшие в основную целевую группу, но не отказывающиеся принять участие в благотворительной, общественной деятельности через НКО. Доля этой группы составила, в среднем около четверти респондентов (от 18% в Калининграде до 36% в Москве). Третья целевая группа образована из тех лиц, которые имеют опыт участия в благотворительности, но не собираются в будущем осуществлять ее по каналам общественных организаций. Ее объем от 9% в Нижнем Новгороде до 20% в Краснодаре.

  15. В составе основной целевой группы выше, чем в среднем по выборке, доля женщин, также в ней повышена доля лиц с высшим образованием, интеллигенции; у ее представителей выше уровень материальной обеспеченности, активнее и разнообразнее досуг. В целевой группе 2 повышена доля женщин и молодежи, по остальным социально-демографическим параметрам она близка к «среднему» профилю. В целевой группе 3 лучше представлена возрастная группа 35-45 лет. Вместе с тем стоит отметить, что социально-демографический портрет данных групп целесообразнее анализировать на уровне отдельных регионов. В каждом из пяти городов обнаружились определенные особенности ЦГ, понимание которых позволяет лучше спланировать коммуникации с данными группами.

  16. Отношение населения к благотворительным, общественным организациям и его включенность в социально значимую деятельность имеют выраженную региональную специфику. По основным индикаторам, отражающим уровень взаимодействия НКО и граждан, были обнаружены существенные различия между пятью регионами, включенными в выборку.

В целом, можно отметить, что наименьшая степень готовности к поддержке НКО наблюдается в Калининграде: большинство опрошенных в данном городе не имеет личного опыта участия в благотворительной деятельности, не интересуется деятельностью общественных организаций и не собирается в нее включаться.

Достаточно пассивную позицию занимает и большинство жителей Нижнего Новгорода – здесь также низки как показатели включенности населения в благотворительную деятельность, так и декларируемая готовность поддержки НКО.



С точки зрения отношения населения к НКО Краснодар является «средним» городом: основные показатели, характеризующие взаимодействие граждан и НКО в данном регионе, не отличаются от «усредненных» по пяти городам. Вместе с тем реальное участие граждан в благотворительности достаточно активно, что свидетельствует о существующем нераскрытом потенциале населения в данной области.

Ситуация в Москве и Барнауле наиболее благополучна с точки зрения привлечения граждан к поддержке организаций «третьего сектора». Более половины опрошенных в этих городах выразили готовность к участию в поддержке благотворительных, общественных организаций; в Барнауле отмечается также повышенный интерес населения к таким организациям, очень высок спрос на информацию об их деятельности. Население Москвы и Барнаула не только проявляет повышенную лояльность к НКО, но и сравнительно чаще обладает реальным опытом участия в благотворительности в разных форматах. Соответственно, в данных двух регионах максимален объем основной целевой группы.

общественная поддержка нко в посприятии Руководителей НКО


  1. По свидетельству руководителей некоммерческих организаций, принявших участие в исследовании, наиболее часто используемыми формами взаимодействия НКО с населением являются: мероприятия для соответствующих целевых групп (в 76% случаев), публичные акции с привлечением населения (61%), привлечение волонтеров (60%), сбор финансовой и материальной помощи (25%). Наиболее распространенной формой участия добровольцев в деятельности НКО являются коллективные акции.

  2. Несмотря на то, что включенные в выборку НКО уже активно взаимодействуют с населением, они все же испытывают явный дефицит общественной поддержки: 78% из них признались, что хотели бы увеличить свою социальную базу.

  3. Понятно, что для укрепления общественной поддержки НКО важно достижение взаимопонимания между гражданами и представителями некоммерческих организаций. В этой связи интересно сопоставление реальных (по крайней мере, декларируемых) факторов демотивации населения и представлений об этих факторах, распространенных среди руководителей НКО. Руководители НКО считают, что основная причина неучастия населения в поддержке НКО – мнение, что социальная работа является функцией государства. Граждане действительно считают, что решением многих социальных проблем должны заниматься власти, однако данный стереотип занимает далеко не первое место в рейтинге факторов демотивации участия в деятельности НКО, полученном в ходе опросов населения. В оценках других факторов демотивации представители НКО больше приближаются к данным массовых опросов. Так, они часто упрекают население в пассивной жизненной позиции, что нельзя признать неверным: 60% граждан не участвовали в общественно-полезной деятельности за прошедший год. Кроме того, в числе ведущих причин неучастия руководителями НКО были названы низкая информированность об НКО, недоверие к НКО и включенность населения в индивидуальные, частные виды помощи близким и благотворительной деятельности. В целом, это совпадает с оценками самого населения.

  4. Анализ каналов коммуникации, используемых НКО при взаимодействии с общественностью, показывает определенные противоречия. С одной стороны, большинство представителей НКО указало, что новые волонтеры чаще всего узнают об их организации по неформальным каналам (от друзей, знакомых, от сотрудников самой организации в неформальном общении). С другой стороны, лидерами по частоте и эффективности1 использования были признаны такие каналы, как публикации в местных печатных СМИ и репортажи на радио, ТВ (хотя распространение информации по неформальным каналам также используется весьма часто). Такое расхождение объясняется, вероятнее всего, тем, что информационные сообщения в прессе несут более широкую функцию – рассказывают о тех или иных акциях НКО, об их деятельности, о решении социальных проблем, способствуют росту информированности населения об НКО; но наиболее сильным стимулом к приходу в такую организацию нового волонтера является все же его личный контакт с человеком, вызывающим доверие, со «значимым другим».

  5. В настоящий момент деятельность некоммерческих организаций, по оценкам представителей самого «третьего сектора», является недостаточно открытой и прозрачной: информационная прозрачность НКО в среднем оценена ими на 6,3 балла, а финансовая прозрачность – на 5,2 балла по 10-балльной шкале. В то же время открытость своей организации оценивается намного выше: большинство опрошенных (от 80% и больше) заявило, что информация практически по всем параметрам деятельности организации находится в открытом доступе. Самым «непрозрачным» аспектом функционирования НКО оказались финансы: только 56% представителей НКО отнесли их к зоне «полной прозрачности». Такое несовпадение оценок прозрачности своей и других организаций может быть частично объяснено объективным положением дел: организации, вошедшие в выборку, распространяют информацию о себе через специальные справочные издания, состоят в базах данных, т.е. действительно более открыты, чем весь НКО-сектор в целом.

  6. Взаимодействие НКО друг с другом в основном осуществляется в форме периодических и/или неформальных встреч, в частности, в ходе конференций, семинаров. Каждая вторая организация регулярно вступает в альянсы с другими НКО для решения тех или иных проблем, и только 29-35% НКО охвачены постоянным членством в тех или иных ассоциациях общественных организаций, организованных по региональному или тематическому принципу. Каждая третья НКО использует во взаимодействии с коллегами СМИ, в том числе, Интернет.

  7. Информированность представителей НКО о различных этических кодексах, регулирующих их деятельность, пока не очень высока: в среднем менее трети опрошенных руководителей НКО заявили, что знают о таких кодексах, еще чуть более трети – «что-то слышали» о них. Однако в важности таких кодексов убеждено большинство представителей НКО, что свидетельствует о необходимости дальнейшей работы по их продвижению.

  8. Большинство представителей НКО выразило заинтересованность в обучении методам управления организацией, популяризации своей миссии, социального проектирования и привлечения добровольцев. Процент заинтересованных составил от 69 до 79% (по разным тематикам обучения).

1 Эффективность измерялась субъективной оценкой представителей НКО.




Исследование по теме «Общественная поддержка нко в российских регионах: проблемы и перспективы»

Являлось получение информации, необходимой для планирования информационно-рекламной кампании в российских регионах, подготовки курсов дистанционного обучения для нко в рамках прогр

125.35kb.

16 12 2014
1 стр.


«Общественная поддержка нко в свете последних новаций государства: возможные перспективы и вероятные риски»

На тему: «Общественная поддержка нко в свете последних новаций государства: возможные перспективы и вероятные риски»

66.09kb.

16 12 2014
1 стр.


Подиум-дискуссия: «Европейские нко сегодня: тенденции развития, проблемы и перспективы сотрудничества» в рамках международной конференции исследователей «Гражданское общество и нко в Европе и России: новые вызовы

В рамках международной конференции исследователей «Гражданское общество и нко в Европе и России: новые вызовы, ответы и тенденции развития», с синхронным переводом

32.17kb.

04 09 2014
1 стр.


Организационные изменения и структурные адаптации в российских компаниях: проблемы и перспективы
96.15kb.

25 12 2014
1 стр.


«финно-угорское культурное движение: проблемы и перспективы»

Сми. Их эта тема интересует гораздо больше, чем наших, российских, которые предпочитают писать о межнациональных проблемах других стран, игнорируя российские реалии

21.29kb.

15 10 2014
1 стр.


Информационный бюллетень, Программа "Поддержка общественных инициатив", М. Сентябрь 1996 г

Материалы круглого стола между представителями нко и представителями бизнес-организаций 20

484.41kb.

09 10 2014
4 стр.


Перспективы и проблемы россии №24 угол атаки выступления, публицистика, постановки вопросов

В рамках периодического издания "Перспективы и проблемы России" имеются своего рода серии. Например, "Смысл событий" так называются несколько выпусков издания. Сейчас мы начинаем н

501.05kb.

01 10 2014
1 стр.


«Гражданская идентичность и внутренний мир российских немцев в годы Великой Отечественной войны и в исторической памяти потомков»

Москве очередную 13-ю научную конференцию Международной ассоциации исследователей истории и культуры российских немцев (маиикрн) по теме

3516.98kb.

14 12 2014
14 стр.