-
ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ БАЗЫ МУЗЕЙНОГО ТУРИЗМА
Анализ теоретической базы был проведен по следующим пунктам:
-
Музейный туризм как деятельность
-
Стратегические ресурсы для развития музейного туризма как туроператорской деятельности
-
Музейный туризм как направление стратегического развития музеев и музейного менеджмента
1.1. МУЗЕЙНЫЙ ТУРИЗМ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Музейный туризм есть по сути специфическая деятельность музеев в сфере познавательного туризма по производству и реализации различных туристских продуктов музейного характера (создание экспозиций, организация внутренних и внешних экскурсий, музейных магазинов и т.д.), а также в ряде случаев по организации туристского цикла (размещение, питание, трансфер, информационное обеспечение и др.).
Музейный туризм основывается на идее комплексного показа (освещения) истории и культуры территорий, входящих в орбиту научных, просветительских и других традиционных интересов музея, не в последнюю очередь обусловленных спецификой и составом тех или иных музейных коллекций.
Базовыми процессами, связанными с созданием музейно-туристских продуктов, являются:
-
интерпретация культурного наследия территории;
-
разработка специфического музейно-туристского креатива (творческих решений).
Музейный туризм* направлен как на работу с индивидуальными туристами или малыми группами, путешествующими самостоятельно, не прибегая к услугам туристских фирм, так и с организованными группами. В зависимости от этого музеи могут занимать различные позиции в сфере туризма.
Когда речь идет о самостоятельных туристах, музей может занимать позицию туроператора - фактически принимающей стороны, обеспечивающей вместе с другими местными партнерами (ДК, местным сообществом, муниципалитетами и др.)
собственный туристский цикл, включая организацию культурных программ, развлечения и т.д.
В случае с организованными группами музей выступает в качестве одного из элементов внешних культурно-туристских программ (маршрутов), работая по договорному принципу с теми или иными турфирмами.
Существуют на практике и другие формы участия музеев в туристской деятельности, например, когда музей для той или иной турфирмы на договорной основе разрабатывает туристский маршрут, оказывает рекламно-информационные услуги и т.д.
* Имеется в виду в основном туристская деятельность муниципальных музеев, расположенных районных центрах - городах и поселках городского типа)
-
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МУЗЕЙНОГО ТУРИЗМА КАК ТУРОПЕРАТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Основным стратегическим ресурсом для развития музейного туризма как специфической туроператорской деятельности является развитие т.н. новой экономики в постиндустриальную эпоху, в которой секторами экономики выступают не какие-либо отрасли, а индивидуальные потребители с все возрастающей мобильностью и практически непредсказуемыми потребностями, что вызывает также невиданную ранее мобильность в придумывании и реализации новых и новых продуктов (1).
Безусловно, эти изменения напрямую затрагивают сферу туризма, которая так или иначе будет направлена на все большее удовлетворение индивидуальных клиентских запросов. И именно этот ресурс стратегический для развития музейного туризма, для которого нетрадиционный туристский продукт является изначально основным.
Известный российский эксперт в области музеелогии и культурного туризма Н. А. Никишин (2), подробно исследуя данную проблематику, указывает на несколько важных аспектов, влияющих на развитие музейного туризма. Среди них отмечается: переход общества в постиндустриальную фазу, рост мобильности современного человека, глобализация процессов, идущих в современном обществе.
1.2.1. Переход общества в постиндустриальную фазу
«Здесь музей может оказаться вне конкуренции, поскольку музейная деятельность -не что иное, как полное собрание коммуникационных техник, выработанных обществом для производства символических ценностей. В числе этих ценностей не на последнем месте - образы территорий, обеспечивающие их конкурентные преимущества на рынке туризма».
1.2.2. Рост мобильности современного человека
«Реальные и воображаемые путешествия в пространстве и во времени, организуемые музеями или при их участии, представляют собой идеальный ресурсный материал для личностного самостроительства или, говоря иначе, для решения комплекса вопросов, связанных с самоидентификацией на всех, и в особенности, на критических этапах жизни человека...»
«Если рост спроса на ресурсные услуги музея как объекта инфраструктуры, поддерживающей процесс личностного саморазвития современного человека, будет обеспечен ростом конкурентоспособного предложения со стороны музея, у него возникают реальные шансы занять среди других субъектов туристского рынка одну из ключевых, экономически выигрышных позиций...»
1.2.3. Глобализация процессов, идущих в современном обществе
«Продукт, являющийся главным результатом музейной деятельности, - это локальное, региональное, национальное культурное наследие, являющееся неиссякаемым источником и главным признаком своеобразия конкретного места, региона, страны. До тех пор пока существуют музеи, собирающие и показывающие то, чем та или иная территория отличается от всех прочих, сохраняется повод или психологический мотив поехать в сколь удаленное место. Непрерывно изменяющиеся по мере комплектования коллекций и их интерпретации музеи - это тот продукт, который всегда будут способны производить регионы, стремящиеся сохранить или нарастить свое присутствие на мировом туристском рынке».
Таким образом, по мнению Н. А. Никишина, в современном туристском комплексе музей выступает в нескольких качествах:
- как способ производства символических ценностей, в основе которого лежат интерпретационные и коммуникационные техники;
- как символический ресурс, обладающий значительным созидательным потенциалом;
- как своеобразный культурный продукт, непрерывно генерируемый региональным сообществом;
- как инструмент организации многостороннего продуктивного взаимодействия в региональном экономическом пространстве.
-
МУЗЕЙНЫЙ ТУРИЗМ КАК НАПРАВЛЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУЗЕЕВ И МУЗЕЙНОГО МЕНЕДЖМЕНТА
Музейный туризм, безусловно, не является изначально традиционным направлением деятельности музеев. Это явление в России возникло сравнительно недавно - в середине 1990-х годов, в то время, когда музеи, как и другие учреждения культуры, были поставлены в ситуацию предельного самоопределения, поиска новых путей развития и новых внебюджетных источников привлечения средств, в том числе через участие в туристской деятельности. Причем если большие музеи, которые в советское время уже были встроены в серьезные туристские маршруты, как, например, музей-заповедник «Кижи», могли просто совершенствовать прием туристов, осваивать маркетинговые, информационные и другие новые технологии, то для муниципальных музеев выбор общей стратегии развития подчас становился вопросом жизни и смерти. Выбирая туристскую стратегию, муниципальным музеям приходилось иногда с нулевой точки, не имея достаточных ресурсов, доказывать свою значимость и значимость своей территории (района) для турфирм и туристов, встраиваться в уже существующие маршруты, осваивать неведомые им туристские технологии, корректировать консервативные «музейные» психологические установки и т.д.
Необходимо отметить тот факт, что на фоне ожидаемого быстрого успеха и известной эйфории по этому поводу в подавляющем большинстве случаев музеи ожидало фиаско, главным образом потому, что турфирмы не увидели по разным причинам в музеях полноценных партнеров. Известный российский музеолог В.Ю. Дукельский (3) очень четко описывает сложившуюся ситуацию и ее развитие в одной из своих статей, посвященных вопросам музейного туризма: «Оказалось, что для турагентств музей не более чем искусственный объект познавательного характера, служащий для усиления привлекательности того или иного маршрута <...> На муниципальном уровне у музеев даже рождается идея «оседлать» местные турфирмы. На самом деле предлагается некая сделка, которая никому не интересна. Скорее, турфирмам интересны отношения с муниципалитетом и частными предприятиями, которые обеспечивают необходимый цикл. При малейшем проявлении характера музей просто исключают из турмаршрута.... «Последним спасением представляется создание собственной музейной турфирмы и захват лидерства на рынке, хотя бы в масштабах своего муниципального образования». Однако, как справедливо отмечает В.Ю. Дукельский (4), проблема состоит в том, что для этого
музею самому надо стать фирмой.
Именно таким образом, на наш взгляд, обозначается кардинальная проблема, стоящая перед музеями (и вообще организациями культуры) в настоящее время, связанная с целым комплексом не только организационных, но и в немалой степени психологических факторов. И как цель - переход от социально-обслуживающей модели к модели рыночно-сервисной. Одна из стратегических задач при этом - развитие музея как своеобразной туристской фирмы. Однако
туризм в данном случае становится для музеев нечто большим, как мы видим, чем просто направлением деятельности. В.Ю. Дукельский описывает это следующим образом:
«МУЗЕЙНЫЙ ТУРИЗМ - это средство внутренней мобилизации и адаптации к условиям рынка;
МУЗЕЙНЫЙ ТУРИЗМ - это не добывание денег, не получение доходов, а способ формирования деловой политики, прояснения для себя целей деятельности и определения стратегии;
МУЗЕЙНЫЙ ТУРИЗМ - это возможность выстроить внешние отношения, выработать новую политику музея, открытого окружающему миру. Таким образом, в системе музейной работы ТУРИЗМ не побочная, а структурообразующая деятельность.<…>
Там, где культура, готовая для внешнего предъявления, отсутствует, музей превращает в ресурс все, что попадается под руку: бабушек с яблоками, ремесленников с поделками, экспозицию, но экспозиция другая <...> «Сюжет, интрига, действие, тайна
- вот арсенал музейного туризма в добавление к памятникам архитектуры и объектам природы<...>» (3)
Итак, музей работающий в сфере туризма, - это:
-
музей, изменивший свое отношение к людям;
-
музей, где никто не остается в стороне от общего дела;
-
музей, готовый приспосабливаться к пожеланиям других вплоть до изменения графика работы и проч., словом, музей, где тепло зимой и прохладно летом.