Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1

  1. ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ БАЗЫ МУЗЕЙНОГО ТУРИЗМА

Анализ теоретической базы был проведен по следующим пунктам:



  • Музейный туризм как деятельность

  • Стратегические ресурсы для развития музейного туризма как туроператорской деятельности

  • Музейный туризм как направление стратегического развития музеев и музейного менеджмента


1.1. МУЗЕЙНЫЙ ТУРИЗМ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Музейный туризм есть по сути специфическая деятельность музеев в сфере познава­тельного туризма по производству и реализации различных туристских продуктов музей­ного характера (создание экспозиций, организация внутренних и внешних экскурсий, му­зейных магазинов и т.д.), а также в ряде случаев по организации туристского цикла (разме­щение, питание, трансфер, информационное обеспечение и др.).


Музейный туризм основывается на идее комплексного показа (освещения) истории и культуры территорий, входящих в орбиту научных, просветительских и других традици­онных интересов музея, не в последнюю очередь обусловленных спецификой и составом тех или иных музейных коллекций.
Базовыми процессами, связанными с созданием музейно-туристских продуктов, явля­ются:

  • интерпретация культурного наследия территории;

  • разработка специфического музейно-туристского креатива (творческих решений).

Музейный туризм* направлен как на работу с индивидуальными туристами или ма­лыми группами, путешествующими самостоятельно, не прибегая к услугам туристских фирм, так и с организованными группами. В зависимости от этого музеи могут занимать различные позиции в сфере туризма.


Когда речь идет о самостоятельных туристах, музей может занимать позицию туроператора - фактически принимающей стороны, обеспечивающей вместе с другими местны­ми партнерами (ДК, местным сообществом, муниципалитетами и др.) собственный турис­тский цикл, включая организацию культурных программ, развлечения и т.д.

В случае с организованными группами музей выступает в качестве одного из элемен­тов внешних культурно-туристских программ (маршрутов), работая по договорному прин­ципу с теми или иными турфирмами.


Существуют на практике и другие формы участия музеев в туристской деятельности, например, когда музей для той или иной турфирмы на договорной основе разрабатывает туристский маршрут, оказывает рекламно-информационные услуги и т.д.
* Имеется в виду в основном туристская деятельность муниципальных музеев, расположенных районных центрах - городах и поселках городского типа)



    1. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МУЗЕЙНОГО ТУРИЗМА КАК ТУРОПЕРАТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Основным стратегическим ресурсом для развития музейного туризма как специфи­ческой туроператорской деятельности является развитие т.н. новой экономики в постинду­стриальную эпоху, в которой секторами экономики выступают не какие-либо отрасли, а индивидуальные потребители с все возрастающей мобильностью и практически непред­сказуемыми потребностями, что вызывает также невиданную ранее мобильность в приду­мывании и реализации новых и новых продуктов (1).


Безусловно, эти изменения напрямую затрагивают сферу туризма, которая так или иначе будет направлена на все большее удовлетворение индивидуальных клиентских запросов. И именно этот ресурс стратегический для развития музейного туризма, для которого нетра­диционный туристский продукт является изначально основным.
Известный российский эксперт в области музеелогии и культурного туризма Н. А. Ни­кишин (2), подробно исследуя данную проблематику, указывает на несколько важных ас­пектов, влияющих на развитие музейного туризма. Среди них отмечается: переход обще­ства в постиндустриальную фазу, рост мобильности современного человека, глобализация процессов, идущих в современном обществе.
1.2.1. Переход общества в постиндустриальную фазу

«Здесь музей может оказаться вне конкуренции, поскольку музейная деятельность -не что иное, как полное собрание коммуникационных техник, выработанных обществом для производства символических ценностей. В числе этих ценностей не на последнем ме­сте - образы территорий, обеспечивающие их конкурентные преимущества на рынке ту­ризма».


1.2.2. Рост мобильности современного человека

«Реальные и воображаемые путешествия в пространстве и во времени, организуемые музеями или при их участии, представляют собой идеальный ресурсный материал для лич­ностного самостроительства или, говоря иначе, для решения комплекса вопросов, связан­ных с самоидентификацией на всех, и в особенности, на критических этапах жизни чело­века...»

«Если рост спроса на ресурсные услуги музея как объекта инфраструктуры, поддер­живающей процесс личностного саморазвития современного человека, будет обеспечен ростом конкурентоспособного предложения со стороны музея, у него возникают реальные шансы занять среди других субъектов туристского рынка одну из ключевых, экономически выигрышных позиций...»
1.2.3. Глобализация процессов, идущих в современном обществе

«Продукт, являющийся главным результатом музейной деятельности, - это локальное, региональное, национальное культурное наследие, являющееся неиссякаемым источни­ком и главным признаком своеобразия конкретного места, региона, страны. До тех пор пока существуют музеи, собирающие и показывающие то, чем та или иная территория отличается от всех прочих, сохраняется повод или психологический мотив поехать в сколь удаленное место. Непрерывно изменяющиеся по мере комплектования коллекций и их ин­терпретации музеи - это тот продукт, который всегда будут способны производить регионы, стремящиеся сохранить или нарастить свое присутствие на мировом туристском рынке».


Таким образом, по мнению Н. А. Никишина, в современном туристском комплексе музей выступает в нескольких качествах:
- как способ производства символических ценностей, в основе которого лежат интерпретационные и коммуникационные техники;

- как символический ресурс, обладающий значительным созидательным потенциа­лом;

- как своеобразный культурный продукт, непрерывно генерируемый региональным сообществом;

- как инструмент организации многостороннего продуктивного взаимодействия в региональном экономическом пространстве.





    1. МУЗЕЙНЫЙ ТУРИЗМ КАК НАПРАВЛЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУЗЕЕВ И МУЗЕЙНОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Музейный туризм, безусловно, не является изначально традиционным направлением деятельности музеев. Это явление в России возникло сравнительно недавно - в середине 1990-х годов, в то время, когда музеи, как и другие учреждения культуры, были поставлены в ситуацию предельного самоопределения, поиска новых путей развития и новых внебюд­жетных источников привлечения средств, в том числе через участие в туристской деятель­ности. Причем если большие музеи, которые в советское время уже были встроены в серь­езные туристские маршруты, как, например, музей-заповедник «Кижи», могли просто со­вершенствовать прием туристов, осваивать маркетинговые, информационные и другие но­вые технологии, то для муниципальных музеев выбор общей стратегии развития подчас становился вопросом жизни и смерти. Выбирая туристскую стратегию, муниципальным музеям приходилось иногда с нулевой точки, не имея достаточных ресурсов, доказывать свою значимость и значимость своей территории (района) для турфирм и туристов, встра­иваться в уже существующие маршруты, осваивать неведомые им туристские технологии, корректировать консервативные «музейные» психологические установки и т.д.


Необходимо отметить тот факт, что на фоне ожидаемого быстрого успеха и известной эйфории по этому поводу в подавляющем большинстве случаев музеи ожидало фиаско, главным образом потому, что турфирмы не увидели по разным причинам в музеях полно­ценных партнеров. Известный российский музеолог В.Ю. Дукельский (3) очень четко опи­сывает сложившуюся ситуацию и ее развитие в одной из своих статей, посвященных воп­росам музейного туризма: «Оказалось, что для турагентств музей не более чем искусствен­ный объект познавательного характера, служащий для усиления привлекательности того или иного маршрута <...> На муниципальном уровне у музеев даже рождается идея «осед­лать» местные турфирмы. На самом деле предлагается некая сделка, которая никому не интересна. Скорее, турфирмам интересны отношения с муниципалитетом и частными пред­приятиями, которые обеспечивают необходимый цикл. При малейшем проявлении харак­тера музей просто исключают из турмаршрута.... «Последним спасением представляется создание собственной музейной турфирмы и захват лидерства на рынке, хотя бы в масшта­бах своего муниципального образования». Однако, как справедливо отмечает В.Ю. Дукель­ский (4), проблема состоит в том, что для этого музею самому надо стать фирмой.
Именно таким образом, на наш взгляд, обозначается кардинальная проблема, стоящая перед музеями (и вообще организациями культуры) в настоящее время, связанная с целым комплексом не только организационных, но и в немалой степени психологических факто­ров. И как цель - переход от социально-обслуживающей модели к модели рыночно-сервисной. Одна из стратегических задач при этом - развитие музея как своеобразной турист­ской фирмы. Однако туризм в данном случае становится для музеев нечто большим, как мы видим, чем просто направлением деятельности. В.Ю. Дукельский описывает это следу­ющим образом:
«МУЗЕЙНЫЙ ТУРИЗМ - это средство внутренней мобилизации и адаптации к усло­виям рынка;

МУЗЕЙНЫЙ ТУРИЗМ - это не добывание денег, не получение доходов, а способ форми­рования деловой политики, прояснения для себя целей деятельности и определения стратегии;


МУЗЕЙНЫЙ ТУРИЗМ - это возможность выстроить внешние отношения, вырабо­тать новую политику музея, открытого окружающему миру. Таким образом, в системе музейной работы ТУРИЗМ не побочная, а структурообразующая деятельность.<…>
Там, где культура, готовая для внешнего предъявления, отсутствует, музей превращает в ресурс все, что попадается под руку: бабушек с яблоками, ремесленников с поделками, экспозицию, но экспозиция другая <...> «Сюжет, интрига, действие, тайна - вот арсенал музейного туризма в добавление к памятникам архитектуры и объектам природы<...>» (3)
Итак, музей работающий в сфере туризма, - это:

  • музей, изменивший свое отношение к людям;

  • музей, где никто не остается в стороне от общего дела;

  • музей, готовый приспосабливаться к пожеланиям других вплоть до изменения гра­фика работы и проч., словом, музей, где тепло зимой и прохладно летом.

Исследование теоретической базы музейного туризма

Стратегические ресурсы для развития музейного туризма как туроператорской деятельности

72.83kb.

14 10 2014
1 стр.


Дисциплины вариативной части профессионального цикла «Электроника и микропроцессорная техника»

Основной целью дисциплины является формирование у студентов прочной теоретической базы и практических навыков по схемотехническим решениям

44.24kb.

18 12 2014
1 стр.


Цели и задачи Концепции

Краткая характеристика туристско-рекреационных ресурсов, социально-экономических условий и нормативно-правой базы в сфере туризма Кабардино-Балкарской Республики

296.46kb.

15 12 2014
1 стр.


Отчет по проведенному аналитическому исследованию «Анализ туристического потенциала культурных услуг Новгородской области»

Картографирование как ключевой элемент информационно-коммуникативной базы культурного туризма 8

1161.46kb.

30 09 2014
15 стр.


Исследование «теоретической истории»

Охватывают в основном содержательные аспекты лирики, за исключением указанных К. А. Ахмедъяновым дополнительных двух типов лирики — публицистического и дидактического

148.74kb.

08 10 2014
1 стр.


Бабкин А. В. Специальные виды туризма Глава Эволюция туризма. Классификация туризма Глава Религиозный туризм

Основные методы лечения и оздоровления, применяемые на современных европейских курортах

2433.31kb.

18 12 2014
22 стр.


Тортуга цитадель флибустьеров (1630 – 1692 гг.)

Целью настоящей статьи является исследование особенностей зарождения, эволюции и кризиса крупнейшей пиратско-каперской базы Западного полушария, возникшей в первой трети XVII в

257.61kb.

14 12 2014
1 стр.


Программа дисциплины дс. 02. 12 Виды и тенденции развития туризма

Цели и задачи дисциплины Цели дисциплины: изучение видов и тенденций развития туризма; подготовка специалистов, владеющих системой знаний о категориях, видах и закономерностях, при

249.62kb.

09 10 2014
1 стр.