Перейти на главную страницу
Направление «краеведение»
Выполнила: Пугачёва Алёна,
учащаяся 9 класса
Руководитель: Стопичева Н.Г.,
учитель истории и обществознания
сСолоновка, 2012г
2. Современная демографическая ситуация в селе Солоновка: состояние и
проблемы………………………………………………………………………4
Общая численность населения……………………………………………..5
Рождаемость…………………………………………………………………5
Смертность…………………………………………………………………..6
Убывшее и прибывшее население…………………………………………6
Причины снижения численности населения………………………………7
3. Пути решения данных проблем………………………………………………8
Заключение………………………………………………………………………..9
Список используемых источников……………………………………………..10
Приложение1..........................................................................................................11
Приложение2…………………………………………………………………….12
Приложение3…………………………………………………………………….13
Приложение4….....................................................................................................14
Приложение5…………………………………………………………………….15
Деревня испокон веков была главным демографическим капиталом страны. Во все времена рождаемость в селе была в 4-5 раз, а то и выше, чем в городе. В конце XIX века, когда большая часть населения проживала в деревне, прирост населения в Российской империи достигал 40 человек на 1000 населения. И это несмотря на высокую детскую смертность.
В XXIв деревня оказалась в эпицентре демографического кризиса, охватившего страну. В результате за последнее десятилетие 17 тысяч деревень исчезло с карты Российской Федерации. Треть сельских населенных пунктов сегодня практически обезлюдела. Социологи и демографы называют это "эффектом пустого гнезда".
Эти обстоятельства заставили меня задуматься о судьбе моего села. Что ждет его, ведь оно также относится к разряду немногочисленных? Не исчезнет ли оно с карты страны?
Объектом моей исследовательской работы является население села Солоновка.
Предметом - состояние и тенденция демографического кризиса в селе.
Цель исследовательской работы - изучить демографическую ситуацию в селе.
Для достижения поставленной цели я решила следующие задачи:
-проанализировала сущность ситуации;
-охарактеризовала особенности демографической ситуации в селе;
-проанализировала динамику численности населения;
-определила влияющие факторы;
-выявила возможные пути решения данной проблемы.
Методы работы: анкетирование учащихся 10-11 классов, интервьюирование главы Администрации сельского совета с.Солоновки, главного врача ФАП, анализ статистических данных архива отдела статистики Смоленского района, архива Администрации сельского совета с. Солоновка.
Гипотеза: численность населения села резко уменьшается.
1. ИЗ ИСТОРИИ СЕЛА
Первое упоминание в исторических документах о Солоновке — 1626 год. Хотя другие источники указывают на другую дату его образования — 1796 год. Солоновку основали на месте старого тюркского поселения старообрядцы, бежавшие в далекий край от духовных притеснений господствующей церкви и царских чиновников.
В 1721 — 1737 годах по приказу архиепископа Нижегородского Питирима были сожжены почти все старообрядческие скиты на берегах реки Керженец (левый приток Волги), а старообрядцы выселены в Сибирь. Часть кержаков приехала в Солоновку. Почти 50 лет деревня существовала тайно за Бийской военной линией.
Из ведомости о церкви Одигитриевской Бийского округа Смоленского редута за 1846 год
В деревне Солоновке в 50 верстах от церкви: | |||
|
дворов |
мужчин |
женщин |
Мастеровых |
- |
1 |
3 |
Раскольников секты поморской |
86 |
339 |
420 |
Заводских крестьян |
15 |
64 |
72 |
Итого |
101 |
404 |
495 |
В 1926 году в селе было учтено 5420 человек. Это была наибольшая численность населения за всю историю существования села. Солоновка развивается, несмотря на тяжелые условия, характерные для 20-ых годов. В селе появился кожевенный завод и два маслобойных. На Солоновке и других речках было построено 15 мельниц. В 1929 построен маслосырзавод.
Согласно даны переписи населения 1926 года (см Приложение №1), в селе наблюдается прирост населения. Вокруг Солоновки образуются новые заимки и выселки.
2. СОВРЕМЕННАЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В СЕЛЕ СОЛОНОВКА: СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ
Общая численность населения.
В 1993 году в нашем селе проживало 2173 человека, в школе обучалось 314 учащихся. За столетие численность уменьшилась почти в 3 раза. В начале XXI века ситуация еще более усугубилась.
Сегодняшнюю демографическую ситуацию в моем селе можно смело охарактеризовать одним словом – катастрофа. С 2004 по 2011 г. численность населения села уменьшилась на 139 человек (смПриложение№2).
Рождаемость.
Что касается рождаемости, то по данным отдела статистики до 2007 года происходит повышение числа родившихся, а с 2008 года прослеживается цикличность.
Процесс смертности в нашем селе протекает очень интенсивно. По данным ФАП диаграмма смертности выглядит так:
С 2005 года по 2009 г наблюдалось постепенное снижение количества убывшего населения.
Несмотря на плачевную ситуацию в селе, сюда всё-таки приезжают из городов и других сёл.
Причинами снижения численности по словам главы Администрации Отт В.И. являются:
В настоящее время в селе функционируют:
- детский сад «Одуванчик» с 7 рабочими местами;
-МОУ «Солоновская средняя общеобразовательная школа.», в которой заняты 43 человека;
- магазины Сычёвского сельпо, в которых заняты 5 человек;
- ФАП, где работают 5 человек;
- Ч.П. Медведев С.И., где заняты 4 человека;
- И.П. Лаврентьева А.Ф. – занято 3 человека;
- ООО «Рассвет», с 4 рабочими местами;
-ООО Мараловодческое хозяйство –занято 100 человек;
-пожарная часть- занято 6 человек.
Итого: 177 рабочих мест. Вакансий для молодёжи нет. По данным архива отдела статистики Смоленского района занятость трудоспособного населения села Солоновка оставляет желать лучшего: в период с 2004 по 2011 год численность трудоспособного населения уменьшилась на 429 человек (см Приложение№5). Это связано с тем, что всё больше людей уезжают в город. Молодые люди уезжают учиться и остаются в городе. Только единицы возвращаются в деревню. Поэтому большое количество сельчан работает в г.Белокуриха.
Также не оказывается материальная помощь молодым из бюджета села, т.к. нет на это средств, не предоставляется жильё.
По данным архива школы численность учащихся также снижается (см Приложение№3).
По данным анкетирования старшеклассников, желающих вернуться в село очень мало. Из 25 опрошенных старшеклассников, только 5 человек возможно вернуться в село после обучения в специальных учебных заведениях. Но и это лишь при наличии вакансий по их специальности.
- экономическое положение села. В 2007г земли нашего села были переведены из разряда муниципальных в федеральные, следовательно, налог, получаемый с населения, идёт непосредственно в федеральный бюджет.
По мнению главы администрации, Отт В.И., государство должно заинтересовывать стимулирование развития малого бизнеса, предпринимательства. Оказывать помощь молодым семьям, а именно помощь в строительстве собственного жилья. Развивать туристическую деятельность ( появятся рабочие места, доход для людей).
Внести изменения в отношении сельхозпроизводства. Цены на продукцию растут, а закупочная цена не поднимается.
На мой взгляд, с целью решения проблем социально-экономического положения села необходимо осуществить комплекс программных мероприятий по сохранению и развитию социальной структуры села, позволяющий не только расширить круг предоставляемых сельскому населению социально значимых услуг, но и дать в этой сфере деятельности дополнительные рабочие места.
В области организации здравоохранения - основными направлениями должны стать приближение амбулаторно-поликлинического обслуживания к сельскому населению, повышение доступности стационарной медицинской помощи, увеличение количества передвижных форм специализированного медицинского обслуживания.
В области улучшения жилищных условий необходимо обеспечение преимущественной застройки сельских населенных пунктов индивидуальными домами усадебного типа, реализация схемы долгосрочного льготного кредитования сельских застройщиков с использованием элементов ипотечного кредитования и предоставления возможности погашения кредита за счет сдаваемой сельскохозяйственной продукции.
В области инженерных решений при обустройстве сельских территорий необходимо восстанавливать надежность энергоснабжения, развивать газификацию и расширять дорожную сеть сельских населенных пунктов.
Подводя общие итоги, необходимо отметить, что эти и другие меры, несмотря на свое определенное положительное воздействие, не могут в корне изменить демографическую ситуацию в селе, но в силах улучшить бедственную ситуацию в Солоновке.
Мне не хочется думать о том, что моего села может не стать через несколько десятков лет. А ведь если ситуация не изменится, то это необратимое следствие.
За почти 300-летнюю историю села численность населения сократилась в разы, а в последние десятилетия этот процесс усилился.
Критический фактор, влияющий на демографическую ситуацию – смертность. Ухудшение здоровья и сохраняющийся высокий уровень смертности населения, особенно в трудоспособном возрасте, рост общей и половозрастной заболеваемости на фоне старения и абсолютного сокращения численности населения и одновременно падения уровня и качества жизни представляют собой значительную угрозу.
Еще одна причина, по которой смертность на селе превышает рождаемость, - низкий уровень медицинского обслуживания. Большинство сельских жителей никогда не проходили нормального медицинского обследования и не могут позволить себе нормального лечения. В районную больницу поездки не из близких и для сельчан весьма дорогие.
Возрождение деревень - не только экономическая, но и духовная проблема, вопрос национальной гордости и национального престижа России.
Сегодня многим уже понятно: поднимется село, выстоит и Россия, не опустеет ее гнездо.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Приложение №1
Наименование |
Род Населенного пункта |
Местоположение населенного пункта |
Год возникновения |
Число хозяйств |
Население по переписи 1926 года |
Расстояние до сельсовета |
Солоновка |
село |
Река Солоновка |
1796 |
1015 |
5420 |
0 |
Андреевский |
выселок |
Р. Черновая |
1923 |
55 |
313 |
4 |
Драгинкина |
хутор |
Р. Черновая |
- |
1 |
7 |
- |
Ефимовка |
выселок |
Р. Камышенка |
1923 |
46 |
266 |
14 |
Листвиненок |
выселок |
Р. Листвиненок |
1922 |
12 |
78 |
28 |
Малышкин |
выселок |
Р. Песчаная |
1921 |
7 |
32 |
6 |
Медведева |
хутор |
Р. Камышенка |
1914 |
1 |
11 |
8 |
Дроздова |
мельница |
Р. Солоновка |
1908 |
1 |
6 |
8 |
Солодянкина |
мельница |
Р. Солоновка |
1895 |
1 |
13 |
8 |
Набокова |
заимка |
Р. Солоновка |
1923 |
1 |
2 |
14 |
Осиновский |
выселок |
Р. Быстрая |
1914 |
11 |
61 |
16 |
Петрович |
выселок |
Ключ Петрович |
1923 |
8 |
60 |
13 |
Попова |
заимка |
Р. Каменка |
1910 |
1 |
10 |
14 |
Сенной |
выселок |
Р. Быстрая |
1921 |
7 |
45 |
11 |
Соколова |
заимка |
Р. Камышенка |
1924 |
1 |
8 |
8 |
Тихоновский |
выселок |
Р. Песчаная |
1922 |
36 |
206 |
4 |
Черданцева |
заимка |
Р. Камышенка |
1910 |
1 |
5 |
8 |
Яганова |
заимка |
- |
- |
1 |
6 |
- |
Приложение №2
Год |
Население, постоянно проживающее |
Население, временно отсутствующее |
Родилось |
Умерло |
Прибыло |
Убыло |
2004 |
1659 |
172 |
15 |
40 |
68 |
82 |
2005 |
1594 |
191 |
9 |
41 |
79 |
96 |
2006 |
1540 |
201 |
15 |
38 |
61 |
73 |
2007 |
1528 |
175 |
22 |
45 |
26 |
37 |
2008 |
1577 |
128 |
16 |
36 |
34 |
36 |
2009 |
1580 |
129 |
16 |
29 |
37 |
27 |
2010 |
1540 |
127 |
27 |
36 |
39 |
42 |
2011 |
1520 |
130 |
19 |
23 |
43 |
67 |
Приложение№3
Учебный год |
1-4 классы |
5-9 классы |
10-11 классы |
Всего учащихся |
1996-1997 |
142 |
154 |
47 |
343 |
1997-1998 |
134 |
151 |
44 |
329 |
1998-1999 |
114 |
157 |
38 |
309 |
1999-2000 |
101 |
143 |
48 |
292 |
2000-2001 |
83 |
164 |
36 |
283 |
2001-2002 |
79 |
127 |
37 |
269 |
2002-2003 |
78 |
144 |
49 |
271 |
2003-2004 |
75 |
112 |
33 |
220 |
2004-2005 |
75 |
110 |
33 |
218 |
2005-2006 |
71 |
93 |
43 |
207 |
2006-2007 |
56 |
96 |
43 |
106 |
2007-2008 |
54 |
94 |
25 |
173 |
2008-2009 |
54 |
94 |
25 |
173 |
2009-2010 |
67 |
87 |
28 |
182 |
2010-2011 |
67 |
89 |
20 |
176 |
2011-2012 |
64 |
72 |
28 |
164 |
Приложение№4
Год |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
Пенсионеры |
448 |
700 |
530 |
598 |
598 |
499 |
460 |
485 |
Число домохозяйств |
725 |
725 |
725 |
723 |
720 |
630 |
620 |
620 |
Семьи с детьми до 18 лет(в них детей) |
|
168 (359) |
195 (271) |
179 (278) |
199 (290) |
190 (283)
|
201 (296)
|
202 (297)
|
Год |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
Трудоспособное население |
1041 |
726 |
692 |
643 |
663 |
630 |
623 |
612 |
Незанятое |
551 |
241 |
240 |
263 |
247 |
210 |
208 |
210 |
Занятое |
490 |
485 |
452 |
380 |
416 |
420 |
415 |
402 |
Из истории села
10 10 2014
1 стр.
Статистика ( от латинского – «состояние») – это наука, изучающая, обрабатывающая и анализирующая количественные данные о самых разнообразных массовых явлениях в жизни Виды статисти
01 09 2014
1 стр.
В начале учебного года один из одноклассников принёс альбом с марками своего папы, который он собирал с детства. Так началась наша исследовательская работа
14 12 2014
1 стр.
Ксхи складывался работоспособный научно-педагогический коллектив, разворачивалась научно-исследовательская работа, краевое управление сельского хозяйства начинало привлекать его со
15 09 2014
1 стр.
Демографическая ситуация в Ростовской области характеризуется ежегодным снижением темпов сокращения численности постоянного населения
01 10 2014
1 стр.
Демографическая ситуация в Ростовской области, как и в большинстве других регионов страны, характеризуется ежегодным сокращением численности постоянного населения
01 10 2014
1 стр.
Исследовательская работа сегодня является неотъемлемой составной частью подготовки конкурентоспособных специалистов. Участие в исследовательской конференции – это удел не только уч
11 10 2014
1 стр.
13 10 2014
1 стр.