Перейти на главную страницу

Исследовательская работа
Направление – Культурологическое
(Литературное краеведение)
Автор работы: Ульянова Нина, учащаяся 5 класса
МОУ «Глотовская СОШ» Удорского района Республики Коми.
Домашний адрес: 169265 РК, Удоский р-н, с.Глотово, д.107/кв.6.
Свидетельство о рождении I-EA № 529022 выдан 28.08.2000г. Отделом ЗАГСа Удорского района
Доронина М.В., учитель русского языка
и литературы МОУ «Глотовская СОШ»,
Политова А.А., учитель коми языка и
литературы МОУ «Глотовская СОШ».
Раб.тел. 35-6-29
с.Глотово
2011
|
3-4 стр. |
|
4 стр. |
2.1. Морфология слов «Леший»и «Вöрса»………………………… |
4-5 стр. |
2.2. Этимология слов «Леший» и «Вöрса»………………………… |
5 стр. |
2.3. Мифология слов «Леший» и «Вöрса»…………………………. |
6-7 стр. |
3. Практическая часть: Сравнительный анализ образов Лешего и Вöрсы в народных русских и коми сказках……………………….. |
7 стр.
|
|
3.1. Жилище Лешего и Вöрсы………………………………………. |
8 стр. |
|
3.2. Внешний вид Лешего и Вöрсы…………………………………. |
8-9 стр. |
|
3.3. Волшебные предметы…………………………………………… |
9 стр. |
|
3.4. Животные на службе лесного хозяина…………………………. |
9 стр. |
|
3.5. Изменения внешнего вида………………………………………. |
9 стр. |
|
3.6. Отношение к людям…………………………………………….. |
10 стр. |
|
3.7. Появление лесного хозяина……………………………………. |
10-11стр. |
|
12-13 стр. |
|
Литература…………………………………………………………… |
14 стр. |
|
Приложение 1. Сопоставительные таблицы русских и коми сказок |
|
|
Приложение 2. Сопоставительная таблица имен Лешего/Вöрсы в коми и русском языках |
|
|
Приложение 3. Внешний вид Лешего и Вöрсы |
|
|
Приложение 4. Волшебные предметы |
|
|
Приложение 5. Животные на службе у Лешего и Вöрсы |
|
|
Приложение 6. Жилище Лешего и Вöрсы |
|
|
Приложение 7. Появление Вöрсы |
|
Осенью этого года в нашем районе пропала пожилая женщина, Ивкина Елена Никитична, из деревни Муфтюга: ушла в лес за грибами и не вернулась. Позднее я слышала, что ее видели при очень странных обстоятельствах. Знакомый моего отца рассказал: «Мой приятель ехал на мотоцикле и вдруг видит: выходит из лесу бабка Елена и переходит через дорогу, словно плывет по воздуху. Следом за ней вышел мужчина, очень страшный, лица толком не разглядеть. На его вопрос, почему она не возвращается домой, ее все ищут, она ответила: «Не ищите меня, я сама приду». А затем они оба исчезли среди деревьев. Муфтюжские говорят, что это сам Вöрса водит ее».
Как раз в это время на уроках по русской литературе мы проходили русские народные сказки. К уроку по внеклассному чтению учитель дала нам задание подготовиться к пересказу одной русской народной сказки. Я взяла в библиотеке сборник сказок и наткнулась на сказку о лешем.
Мне стало интересно узнать, а откуда появились Леший и Вöрса, и отличаются ли они друг от друга. За разъяснениями обратилась к учителям русской и коми литературы, и мы решили найти ответ. Наша работа превратилась в целое исследование.
Нами была выдвинута гипотеза: Вöрса и Леший – это один и тот же персонаж в коми и русских сказках.
Мы выбрали тему исследовательской работы «Лесные братья» или Секреты Лешего и Вöрсы.
Мы думаем, что данная работа может быть использована как на уроках коми и русской литературы, так и во внеклассных мероприятиях, в том числе и для дошкольников.
Для того чтобы подтвердить или опровергнуть нашу гипотезу мы решили выяснить значение слов «Леший» и «Вöрса», затем способ образования данных слов. После чего обратились к этимологическим и мифологическим словарям, а затем проанализировали и сопоставили сказочные образы Лешего и Вöрса в коми и русских сказках.
В первую очередь мы решили обратиться к толкованию слов «леший», «вöрса», и выяснили, что в Толковом словаре русского языка под редакцией Т. Ф. Ефремовой имеется следующее объяснение:
Леший - 1. Сверхъестественное существо, живущее в лесу (в русской народной мифологии). 2. Употр. как бранное слово.
В словаре С.И. Ожегова мы нашли аналогичное определение:
Леший - Человекообразное сказочное существо, живущее в лесу, дух леса, враждебный людям.
В коми-русском словаре под ред. Л.М. Безносиковой написано:
Вöрса – 1. Мифологическое существо, леший (человекообразное сказочное существо, живущее в лесу).
2. Употребляется как бранное слово, в просторечии – морлы.
По способу образования оба эти слова являются производными слова «лес» (с/ш)\ «вöр». Образованы путем присоединения суффиксов –ий- и –са-. Изначально оба этих слова были прилагательными и со временем перешли в разряд существительных.
Лес + -ий = лесий леший
Вöр + -са = вöрса вöрса
Отсюда можно сделать вывод: оба слова имеют одинаковое словообразование и происхождение (неморфологическое).
Исследуя теоретический материал по теме, мы нашли разные варианты названий Лешего и Вöрса. Сопоставив синонимы пришли к выводу, что их можно разделить на несколько групп по их значению: указание по половому признаку Лешего/Вöрсы, по месту обитания (лесное пространство, бор, болото), по внешности, по образу жизни и отношению к людям. (см Приложение2)
В Этимологический словарь русского языка (онлайн версия) М.Фасмера даётся следующее объяснение слова «Леший»: др.-русск. лѣший "лесной, поросший лесом" (см. Срезн. II, 81). От лес. От этого слова образовано леша́каться, лешиха́ться "поминать лешего" (что приносит вред, согласно поверью)1.
Для того чтобы выяснить этимологию слова «Вöрса», обратились к «Краткому этимологическому словарю коми языка» В.И.Лыткина, в котором написано, что в переводе с коми-зырянского языка «Вöрса» означает «леший». Данное слово является производным от слова «вöр»/ «лес», по времени своего возникновения слово относится к общепермскому периоду (до 8 века н.э.)2
Отсюда можно сделать предположение: оба этих слова обозначали неких существ, связанных с лесом. Поэтому следующим шагом нашего исследования было выяснить мифологическое толкование исследуемых слов.
Сведения о мифологии образа Лешего мы нашли в Интернете. Выяснили, что Леший - это главный хозяин леса, он следит, чтобы никто в его хозяйстве не навредил. К хорошим людям относится хорошо, помогает выйти из леса, к не слишком хорошим — плохо: путает, заставляет ходить кругами. Он поет голосом без слов, бьет в ладоши, свищет, аукает, хохочет, плачет.3
Леший, лесовик, лешак, лесовой, лесун, лесник - дух леса в славянской мифологии. Обитает леший в каждом лесу, особенно любит еловые. Одет как человек - красный кушак, левая пола кафтана обыкновенно запахнута за правую, а не наоборот, как все носят. Обувь перепутана: правый лапоть надет на левую ногу, левый - на правую. Глаза у лешего зеленые и горят, будто угли.
Как бы он тщательно ни скрывал своего нечистого происхождения, ему не удается это сделать: если посмотреть на него через правое ухо лошади, леший отливает синеватым цветом, ведь кровь у него синяя. Бровей и ресниц у него не видно, он корноухий (правого уха нет), волосы на голове зачесаны налево.
Леший может стать пнем и кочкой, превратиться в зверя и птицу, он оборачивается медведем и тетеревом, зайцем, да кем угодно, даже растением, ведь он не только дух леса, но и его сущность: он мхом оброс, сопит, будто лес шумит, он не только елью показывается, но и стелется мохом-травою4.
Отсюда следует вывод, что согласно славянской мифологии образ Лешего имеет несколько значений:
В словаре «Мифология коми»5 Вöрса – это:
Чтобы выяснить родство этих образов, мы решили сравнить эти персонажи в народных русских и коми сказках. Для этого мы выбрали по пять фольклорных сказок у каждого народа: «Хозяйская тропа», «Леший», «Королевич и его дядька», «Самое дорогое», «Братья-охотники» (русские сказки); «Кабы не клал не брал», «Яг-морт – лесной человек», «Пера-богатырь», «Вöрса и мужик», «Охотник и Вöрса» (коми сказки).
В коми сказках данный образ не похож на человека, больше напоминает медведя. Он объединяет в себе черты животного и растительного мира: «Вылезает кудлатое да страхолюдное, глаза ровно пуговки, руки – корни берёзовые, одежонка из лишайника елового»7. Коми Вöрса также обладает сверхъестественными способностями: может подпрыгнуть выше дерева и храпеть так, что с ближайших елей сыплется снег. По сравнению с русскими, в коми сказках образ Вöрсы более подробен. Из пяти в трёх сказках имеется описание глаз: «глаза таращит», «глаза словно пуговки», «глаза кровью налиты», «голодные глаза огнём горят». В четырёх сказках описаны руки: «руки – корни берёзовые», «мохнатая лапа», «лапы когтистые словно корни корявые», «когтистый». По этим описаниям Вöрса похож на медведя.
Кроме того Вöрса обладает огромным ростом: «ростом с добрую сосну», «здоровенный, голова в одном углу, а ноги в другом», «даже сидячий с охотника ростом».
Однако, говоря о животных, обнаружили, что и в русской сказке «Хозяйская тропа», и в коми сказке «Охотник и Вöрса» Лешему/ Вöрса служит тройка вороных коней.
Мы попытались найти ответы на эти вопросы. И вот что нам удалось выяснить.
Время возникновения обычая устилать дорогу, по которой несут на кладбище покойника, хвойными ветками (в том числе и можжевельником) неизвестно. На православных кладбищах долгое время не принято было сажать елки возле могил. Однако в середине XIX века это уже случалось.
Смертная символика ели нашла отражение в пословицах, поговорках, фразеологизмах: «смотреть под елку» — тяжело болеть; «угодить под елку» — умереть; «еловая деревня», «еловая домовина» — гроб; «пойти или прогуляться по еловой дорожке» — умереть и др.8
По коми-зырянской мифологии с помощью ели можно попасть в другой мир. Можно сделать вывод, что ельник – это своего рода проход из мира живых в мир мертвых.
Согласно коми-зырянской мифологии вихрь был сотворен Еном (Богом), но выпущен на волю Омöлем (Дьявлом). В коми-зырянских быличках вихрь, как правило, соотносятся с нечистой силой, лешим, бурелом называют «дорогой лешего» или «свадебной дорогой леших».
В виде вихря передвигаются некоторые колдуны, это говорит о том, что они, во-первых, связаны с потусторонними силами, во-вторых, очень быстро передвигаются.
Ветер, как и ель, связан с потусторонним миром, с миром мертвых.
Таким образом, мы пришли к выводу, что родство между Лешим и Вöрса существует. Оба персонажа своими корнями уходят в глубокую древность и некогда были божествами, охраняющими лес. Но между Лешим и Вöрса больше различий, чем сходств. Таким образом, наша гипотеза, о том что Леший и Вöрса – это один им тот же персонаж в коми и русских сказках, не подтвердилась.
Выводы
Закончив наше исследование по теме «Лесные братья» или Секреты Лешего и Вöрсы», мы пришли к следующим выводам:
Из всего вышесказанного, можно сделать заключительный вывод о том, что образы Лешего и Вöрсы в коми и русских сказках являются очень схожими. Но несмотря на это оба фольклорных персонажа имеют и свои различия. Образ коми Вöрса более собирателен нежели образ русского Лешего, который больше похож на человека. Возможности превращений Вöрсы шире, чем у Лешего. Да и чтобы повстречаться с лесных хозяином коми народу не обязательно что-то делать (как это прослеживается в русских сказках), а достаточно находясь на одном месте просто подумать о Вöрсе.
Таким образом, наша гипотеза, о том что Леший и Вöрса – это один и тот же персонаж в коми и русских сказках, не подтвердилась. Сопоставление сказочных образов показало, что Леший и Вöрса – лесные собратья, которые, как и люди, имеют как сходства, так и различия между собой.
В будущем я хочу продолжить исследования, выяснить каким предстаёт Вöрса в быличках (на местном материале), а также в пословицах и поговорках коми.
|
Название сказки |
Место обитания Лешего |
Внешний вид |
Волшебные предметы в сказках |
Животные, служащие Лешему |
Метаморфозы |
Характеристика |
Время появления |
|
1. «Кабы не клал, не брал» |
- |
«Верещит, глаза таращит», «вылезает кудлатое да страхолюдное, глаза ровно пуговки, руки – корни березовые, одежонка из лишайника елового», «хвостом повертел» |
- |
- |
- |
Жадный, «бесстыжий я и очень вредный», болтливый |
«Уж хоть бы Вöрса мне помог» |
|
2.«Вöрса и мужик» |
- |
Мохнатая лапа |
- |
«за шиворот медведя тащит» |
«Вöрса над деревьями вихрем взмыл» |
Жадный, хозяйственный, глупый |
Мужик выругался в сердцах |
|
3.1.«Яг-морт – лесной человек» |
«места глухие, безлюдные, зато красным зверем да птицей богатые», «избушка мхом поросшая, снегом заваленная» |
«страшилище агромадное в шкурах медвежьих, на голове копна сивых волос, борода всклокочена, глаза кровью налиты, зубы, будто колья, а лапы когтистые, словно корни корявые», «здоровенный, голова в одном углу, а ноги в другом», «даже сидячий с охотника ростом» |
«Камень с железкой – огонь высекать, беспромашный пищаль, сумка со свинцом-порохом, которые никогда не кончаются», волшебная травка |
боится медведей |
- |
Злой, от него «никому добра не бывает», срезает ремешки кожи со спины жертвы, |
Посторонний вошел в его избушку |
|
3.2.«Яг-морт – лесной человек» |
Избушка в каменке огонь теплится |
Хриплый голос, старик: борода до полу, зубы словно колья торчат, руки словно крючья висят; голова в одном углу, ноги в другом; Чугунный горшок - голова, берестяной шердын - туловище, толчея - ноги, грабли - руки, |
Огненный камень, железку, сумка с дробью, из неё сколько ни вынимай зарядов, всегда полная будет, ружьё самострельное, целебные травы |
Боится медведей |
- |
Злой, от него «никому добра не бывает», срезает ремешки кожи со спины жертвы, |
Посторонний вошел в его избушку |
|
4.«Охотник и Вöрса» |
Избенка средь елей стоит |
Сам с доброго медведя, ликом страшный, голодные глаза огнём горят, зубами скрипит могучих |
- |
Волшебные лошади |
«Снежным вихрем взыграл», для людей невидим |
Очень прожорливый, ворует детей и держит их у себя в услужении |
Охотник подумал про гостя в лесу |
|
5.1.«Пера-богатырь» |
- |
«зверем заревел», «страшный, когтистый, ростом с добрую сосну», «безобразное да дезбородое обличье шире мельничного жернова, сам в звериные шкуры одет», «зубами скрипит», «захрапел так, что с ближних елей снег посыпался», «подпрыгнул выше деревьев» |
- |
- |
«лихой сиверок задул, аж деревья гнёт», «Вöрса вихрем налетел» |
«Проказит, людям головы морочит» |
- |
|
5.2. «Про Перу-богатыря» |
Облюбовал лесной пригорок, дом себе поставил о трёх углах |
Ростом с высокую сосну, лицо, что колесо от телеги, бровей нет; от его храпа искры сыплются, деревья качаются |
|
Всем лесным зверьем распоряжался |
Завьется вихрем, завоет, засвистит, застучит |
|
Кричали три раза, звави по имени Вилес |
|
Название сказки |
Место обитания Лешего |
Внешний вид |
Волш. предметы в сказках |
Животные, служащие Лешему |
Метаморфозы |
Характеристика |
Время появления |
|
1. Хозяйская тропа |
подальше в чащобу от нахоженной тропы, |
чудище неведомое, чудища лохматые да косматые, |
- |
пронеслась по тропе тройка коней вороных |
соловей вдруг защелкал, козлиными голосами, хор козлиный, |
добрый |
на тропе нельзя располагаться на ночлег. Иначе всю ночь будут слышаться то свист, то звон колокольцев, будто тройка едет. |
|
2.Леший |
в той горе расщелина, в расщелине избушка |
лежит колода, на колоде мужик сидит, лапоть ковыряет, подковырнет лапоть, собою мужик — еще молодец, а волосом как лунь сед, чертов дед, |
- |
- |
- |
злой |
- |
|
3.Королевич и его дядька |
|
|
вороной конь, палицу-буявицу, плеть шелковую |
- |
свистнул молодецким посвистом |
Добрый, хозяйственный |
- |
|
4. «Самое дорогое» |
В лесу |
Лесной Дед в мохнатые ветки одет, в волосах шишки еловые, в бороде шишки сосновые, седые усы до земли висят, глаза огоньками зелеными горят. |
Исполняет желание |
- |
- |
добрый |
Выходит, когда герой хочет срубить дерево |
|
5. «Братья-охотники» |
В лесу, высокий забор и жильё какое-то |
Сам не выше пня, шапка в аршин, а борода в три сажени |
- |
Гады и звери лесные |
- |
добрый |
Герой о нем подумал |
|
Параметры |
Коми-зырянский |
Коми (перевод) |
Русский |
|
Указание на половой признак Лешего/Вöрсы |
Вöр айка |
лесной свёкор |
- |
|
вöр дядь |
лесной дядя |
лесной дядя | |
|
вöр пöль |
лесной дед |
- | |
|
вöр хозяин |
лесной хозяин |
- | |
|
дедой |
дед |
- | |
|
парма зон |
сын пармы |
- | |
|
кузь Иван |
длинный Иван |
- | |
|
кузь дядь |
длинный дядя |
- | |
|
гöна пöль |
мохнатый дед |
- | |
|
- |
- |
господарь над лесом | |
|
- |
- |
лесовый царек | |
|
- |
- |
царек с золотыми рожками | |
|
- |
- |
дикий мужичок | |
|
Указание на место обитания: лесное пространство |
Вöр айка |
лесной свёкор |
- |
|
вöр дядь |
лесной дядя |
лесной дядя | |
|
вöр пöль |
лесной дед |
- | |
|
вöр хозяин |
лесной хозяин |
- | |
|
парма зон |
сын пармы |
- | |
|
вöр морт |
лесной человек |
- | |
|
вöр олысь |
лесной житель |
лесник | |
|
лешунь |
- |
Лисун, полисун | |
|
лешак |
- |
лешак | |
|
- |
- |
лесовик | |
|
- |
- |
лес | |
|
- |
- |
лесовый царек | |
|
- |
- |
господарь над лесом | |
|
|
|
еле | |
|
Указание на место обитания: бор |
яг морт |
боровой человек |
боровик |
|
ягса |
Боровой |
| |
|
Указание на место обитания: болото |
- |
- |
болотяник |
|
Указание на внешность |
гöна пель |
мохнатоухий |
- |
|
гöна пöль |
мохнатый дед |
- | |
|
кольча син |
круглые глаза |
- | |
|
кузь |
длинный |
- | |
|
ыджыд |
большой |
- | |
|
ыджыд кöма |
в большой обуви |
- | |
|
- |
- |
албастый | |
|
- |
- |
царек с золотыми рожками | |
|
Указание на образ жизни |
- |
- |
вольный |
|
- |
- |
дикий мужичок | |
|
- |
- |
праведный | |
|
- |
- |
шатун | |
|
Указание на отношение к людям |
- |
- |
ворог |



|
|
|
|
|
|
| |
Приложение 7
Свидетельство о рождении i-ea №529022 выдан 28. 08. 2000г. Отделом загса Удорского района
17 12 2014
1 стр.
В начале учебного года один из одноклассников принёс альбом с марками своего папы, который он собирал с детства. Так началась наша исследовательская работа
14 12 2014
1 стр.
Ксхи складывался работоспособный научно-педагогический коллектив, разворачивалась научно-исследовательская работа, краевое управление сельского хозяйства начинало привлекать его со
15 09 2014
1 стр.
Исследовательская работа сегодня является неотъемлемой составной частью подготовки конкурентоспособных специалистов. Участие в исследовательской конференции – это удел не только уч
11 10 2014
1 стр.
13 10 2014
1 стр.
Работа посвящена истории Саракташской сош № Она включает в себя воспоминания учителей и выпускников, сведения о строительстве школы и ее традициях
09 10 2014
6 стр.
Мун И. Е. с соавт. «Научно-исследовательская работа по терапии студентов 3 курса двгму». Инновации в образовательной деятельности: российский и зарубежный опыт. Материалы междунаро
18 12 2014
1 стр.
Цель: Собрать, проанализировать и обобщить материалы, связанные с увековечением имени Петра Симона Палласа на карте мира
23 09 2014
1 стр.