Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1


МОУ «Глотовская средняя общеобразовательная школа»



VII Республиканская учебно-исследовательская конференция

ГАОУДОД РК «Республиканский центр дополнительного образования»

«Я – исследователь, я открываю мир!»

Исследовательская работа



«Лесные братья?»

или Секреты Лешего и Вöрсы

Направление – Культурологическое

(Литературное краеведение)
Автор работы: Ульянова Нина, учащаяся 5 класса

МОУ «Глотовская СОШ» Удорского района Республики Коми.

Домашний адрес: 169265 РК, Удоский р-н, с.Глотово, д.107/кв.6.

Свидетельство о рождении I-EA № 529022 выдан 28.08.2000г. Отделом ЗАГСа Удорского района



Научные руководители:

Доронина М.В., учитель русского языка

и литературы МОУ «Глотовская СОШ»,

Политова А.А., учитель коми языка и

литературы МОУ «Глотовская СОШ».

Раб.тел. 35-6-29

с.Глотово

2011


Содержание

  1. 1. Введение…………………………………………………………….


3-4 стр.
  1. 2. Теоретическая часть: Значение слов «Леший» и «Вöрса»……..


4 стр.

2.1. Морфология слов «Леший»и «Вöрса»…………………………


4-5 стр.

2.2. Этимология слов «Леший» и «Вöрса»…………………………


5 стр.

2.3. Мифология слов «Леший» и «Вöрса»………………………….


6-7 стр.

3. Практическая часть: Сравнительный анализ образов Лешего и Вöрсы в народных русских и коми сказках………………………..

7 стр.


3.1. Жилище Лешего и Вöрсы……………………………………….

8 стр.

3.2. Внешний вид Лешего и Вöрсы………………………………….

8-9 стр.

3.3. Волшебные предметы……………………………………………

9 стр.

3.4. Животные на службе лесного хозяина………………………….

9 стр.

3.5. Изменения внешнего вида……………………………………….

9 стр.

3.6. Отношение к людям……………………………………………..

10 стр.

3.7. Появление лесного хозяина…………………………………….

10-11стр.

  1. Выводы……………………………………………………………….

12-13 стр.

Литература……………………………………………………………

14 стр.

Приложение 1. Сопоставительные таблицы русских и коми сказок




Приложение 2. Сопоставительная таблица имен Лешего/Вöрсы в коми и русском языках




Приложение 3. Внешний вид Лешего и Вöрсы




Приложение 4. Волшебные предметы




Приложение 5. Животные на службе у Лешего и Вöрсы




Приложение 6. Жилище Лешего и Вöрсы




Приложение 7. Появление Вöрсы





1. Вступление


Сказка ложь да в ней намек… Оказывается, сказки таят в себе много тайн, о которых мы порой даже не догадываемся…

Осенью этого года в нашем районе пропала пожилая женщина, Ивкина Елена Никитична, из деревни Муфтюга: ушла в лес за грибами и не вернулась. Позднее я слышала, что ее видели при очень странных обстоятельствах. Знакомый моего отца рассказал: «Мой приятель ехал на мотоцикле и вдруг видит: выходит из лесу бабка Елена и переходит через дорогу, словно плывет по воздуху. Следом за ней вышел мужчина, очень страшный, лица толком не разглядеть. На его вопрос, почему она не возвращается домой, ее все ищут, она ответила: «Не ищите меня, я сама приду». А затем они оба исчезли среди деревьев. Муфтюжские говорят, что это сам Вöрса водит ее».

Как раз в это время на уроках по русской литературе мы проходили русские народные сказки. К уроку по внеклассному чтению учитель дала нам задание подготовиться к пересказу одной русской народной сказки. Я взяла в библиотеке сборник сказок и наткнулась на сказку о лешем.

Мне стало интересно узнать, а откуда появились Леший и Вöрса, и отличаются ли они друг от друга. За разъяснениями обратилась к учителям русской и коми литературы, и мы решили найти ответ. Наша работа превратилась в целое исследование.

Нами была выдвинута гипотеза: Вöрса и Леший – это один и тот же персонаж в коми и русских сказках.

Мы выбрали тему исследовательской работы «Лесные братья» или Секреты Лешего и Вöрсы.



Цель нашей работы: сравнить образы Лешего и Вöрса в народных русских и коми сказках.

Задачи:

  1. Выяснить значение слов «Леший» и «Вöрса»;

  2. Изучить литературу по данной теме;

  3. Найти иллюстративный материал для сравнительного анализа;

4. Сопоставить образы Лешего и Вöрсы.

Актуальность темы: «Сказка – ложь, да в ней намек…», поэтому очень важно помнить прошлое своего народа, а многое о прошлом могут рассказать нам сказки.

Объект исследования: герои русских и коми народных сказок - Леший и Вöрса.

Методы исследования: работа с информационным источником, поиск иллюстративного материала, сравнительный и статистический анализ и сопоставление.

Мы думаем, что данная работа может быть использована как на уроках коми и русской литературы, так и во внеклассных мероприятиях, в том числе и для дошкольников.



Конечный результат нашего исследования мы решили представить в виде компьютерной презентации.

Для того чтобы подтвердить или опровергнуть нашу гипотезу мы решили выяснить значение слов «Леший» и «Вöрса», затем способ образования данных слов. После чего обратились к этимологическим и мифологическим словарям, а затем проанализировали и сопоставили сказочные образы Лешего и Вöрса в коми и русских сказках.


2. Теоретическая часть: Значение слов «Леший» и «Вöрса»

2.1. Морфология слов «Леший» и «Вöрса»

В первую очередь мы решили обратиться к толкованию слов «леший», «вöрса», и выяснили, что в Толковом словаре русского языка под редакцией Т. Ф. Ефремовой имеется следующее объяснение:

Леший - 1. Сверхъестественное существо, живущее в лесу (в русской народной мифологии). 2. Употр. как бранное слово.

В словаре С.И. Ожегова мы нашли аналогичное определение:

Леший - Человекообразное сказочное существо, живущее в лесу, дух леса, враждебный людям.

В коми-русском словаре под ред. Л.М. Безносиковой написано:

Вöрса – 1. Мифологическое существо, леший (человекообразное сказочное существо, живущее в лесу).

2. Употребляется как бранное слово, в просторечии – морлы.

По способу образования оба эти слова являются производными слова «лес» (с/ш)\ «вöр». Образованы путем присоединения суффиксов –ий- и –са-. Изначально оба этих слова были прилагательными и со временем перешли в разряд существительных.

Лес + -ий = лесий леший

Вöр + -са = вöрса вöрса

Отсюда можно сделать вывод: оба слова имеют одинаковое словообразование и происхождение (неморфологическое).

Исследуя теоретический материал по теме, мы нашли разные варианты названий Лешего и Вöрса. Сопоставив синонимы пришли к выводу, что их можно разделить на несколько групп по их значению: указание по половому признаку Лешего/Вöрсы, по месту обитания (лесное пространство, бор, болото), по внешности, по образу жизни и отношению к людям. (см Приложение2)


2.2. Этимология слов «Леший» и «Вöрса»


Для наиболее полного анализа фольклорных образов мы обратились к этимологии. Нами было выяснено, что термины «Леший» и «Вöрса» своими корнями уходят вглубь веков как в этимологическом, так и в мифологическом плане.

В Этимологический словарь русского языка (онлайн версия) М.Фасмера даётся следующее объяснение слова «Леший»: др.-русск. лѣший "лесной, поросший лесом" (см. Срезн. II, 81). От лес. От этого слова образовано леша́каться, лешиха́ться "поминать лешего" (что приносит вред, согласно поверью)1.

Для того чтобы выяснить этимологию слова «Вöрса», обратились к «Краткому этимологическому словарю коми языка» В.И.Лыткина, в котором написано, что в переводе с коми-зырянского языка «Вöрса» означает «леший». Данное слово является производным от слова «вöр»/ «лес», по времени своего возникновения слово относится к общепермскому периоду (до 8 века н.э.)2

Отсюда можно сделать предположение: оба этих слова обозначали неких существ, связанных с лесом. Поэтому следующим шагом нашего исследования было выяснить мифологическое толкование исследуемых слов.



2.3.Мифология слов «Леший» и «Вöрса»

Сведения о мифологии образа Лешего мы нашли в Интернете. Выяснили, что Леший - это главный хозяин леса, он следит, чтобы никто в его хозяйстве не навредил. К хорошим людям относится хорошо, помогает выйти из леса, к не слишком хорошим — плохо: путает, заставляет ходить кругами. Он поет голосом без слов, бьет в ладоши, свищет, аукает, хохочет, плачет.3

Леший, лесовик, лешак, лесовой, лесун, лесник - дух леса в славянской мифологии. Обитает леший в каждом лесу, особенно любит еловые. Одет как человек - красный кушак, левая пола кафтана обыкновенно запахнута за правую, а не наоборот, как все носят. Обувь перепутана: правый лапоть надет на левую ногу, левый - на правую. Глаза у лешего зеленые и горят, будто угли.

Как бы он тщательно ни скрывал своего нечистого происхождения, ему не удается это сделать: если посмотреть на него через правое ухо лошади, леший отливает синеватым цветом, ведь кровь у него синяя. Бровей и ресниц у него не видно, он корноухий (правого уха нет), волосы на голове зачесаны налево.

Леший может стать пнем и кочкой, превратиться в зверя и птицу, он оборачивается медведем и тетеревом, зайцем, да кем угодно, даже растением, ведь он не только дух леса, но и его сущность: он мхом оброс, сопит, будто лес шумит, он не только елью показывается, но и стелется мохом-травою4.

Отсюда следует вывод, что согласно славянской мифологии образ Лешего имеет несколько значений:



  1. Дух и хранитель леса в славянской мифологии, который живет в лесной чащобе. Он умеет оборачиваться, является в виде дряхлого старика, либо дерева, медведя. Иногда он кричит в лесу и пугает людей.

  2. Волчий и медвежий пастух, ему подчиняются все звери в лесу. Он охраняет лес и лесных зверей, потому его опасаются лесорубы и охотники.

  3. Начальник над всеми деревьями и зверями, без его разрешенья в лес заходить не стоит.

  4. Злой дух, враждебный человеку. Одет в звериную шкуру, иногда со звериными атрибутами - рогами, копытами.

  5. В быличках - проклятый человек или заложный (вредоносный) покойник.

Согласно коми мифологии Вöрса - один из наиболее популярных мифологических и фольклорных образов коми, аналогичный русскому Лешему.

В словаре «Мифология коми»5 Вöрса – это:



  1. Лесной дух – хозяин, леший,

  2. Хозяин лесных зверей.

Основываясь на вышесказанном, можно с уверенностью предположить, что и образ Лешего и образ Вöрсы имеют древнее происхождение и берут своё начало с языческих времён. Оба образа представляли собой божеств мужского рода низшего мира, которое выполняло функции защитника леса и зверей от людей.
3. Сравнительный анализ образов Лешего и Вöрсы

в народных русских и коми сказках

Чтобы выяснить родство этих образов, мы решили сравнить эти персонажи в народных русских и коми сказках. Для этого мы выбрали по пять фольклорных сказок у каждого народа: «Хозяйская тропа», «Леший», «Королевич и его дядька», «Самое дорогое», «Братья-охотники» (русские сказки); «Кабы не клал не брал», «Яг-морт – лесной человек», «Пера-богатырь», «Вöрса и мужик», «Охотник и Вöрса» (коми сказки).



    1. Жилище Лешего и Вöрсы

В ходе сравнения мы выяснили, что и в русских, и в коми народных сказках, Леший и Вöрса живут в избушке, которая находится в лесной чащобе, недоступной человеку, но при этом есть разные варианты её местонахождения: в русской сказке «Леший» - в расщелине горы, а коми сказке «Охотник и Вöрса» - «неброская избенка средь елей могучих стоит, не вдруг её разглядишь»6. Кроме этого анализ текстов показал, что жилище Вöрсы старое и ветхое, нежели чем у Лешего: «избушка мхом поросшая, снегом заваленная», избенка среди елей.

    1. Внешний вид Лешего и Вöрсы

В некоторых сказках Внешний вид рассматриваемых персонажей схож: они напоминают страшных чудищ, которые покрыты шерстью и одеты в лохмотья. Но в русских народных сказках «Леший» , «Братья-охотники», «Самое дорогое» этот образ предстает в виде маленького старичка или мужичка, молодцеватого, но при этом седого, обутого в лапти.

В коми сказках данный образ не похож на человека, больше напоминает медведя. Он объединяет в себе черты животного и растительного мира: «Вылезает кудлатое да страхолюдное, глаза ровно пуговки, руки – корни берёзовые, одежонка из лишайника елового»7. Коми Вöрса также обладает сверхъестественными способностями: может подпрыгнуть выше дерева и храпеть так, что с ближайших елей сыплется снег. По сравнению с русскими, в коми сказках образ Вöрсы более подробен. Из пяти в трёх сказках имеется описание глаз: «глаза таращит», «глаза словно пуговки», «глаза кровью налиты», «голодные глаза огнём горят». В четырёх сказках описаны руки: «руки – корни берёзовые», «мохнатая лапа», «лапы когтистые словно корни корявые», «когтистый». По этим описаниям Вöрса похож на медведя.

Кроме того Вöрса обладает огромным ростом: «ростом с добрую сосну», «здоровенный, голова в одном углу, а ноги в другом», «даже сидячий с охотника ростом».


    1. Волшебные предметы

Оба персонажа обладают некими волшебными предметами, которые дарят героям сказок. В русской сказке «Королевич и его дядька» Леший дарит своему некогда спасителю палицу-буявицу, плеть шелковую, а в придачу коня вороного, чтобы тот мог побороть врагов. В коми сказке «Яг-морт – лесной человек» Вöрса отдаёт герою камень с железкой, беспромашный пищаль, сумку со свинцом-порохом – все то, что так необходимо коми охотнику.

    1. Животные на службе лесного хозяина

И Леший и Вöрса – согласно мифологическим представлениям - лесные хозяева, которым служат все лесные животные. Но мы в рассмотренных сказках не нашли этому явного подтверждения. Так в коми сказке «Охотник и Вöрса» Лесной хозяин «за шиворот медведя тащит», а в другой коми сказке «Яг-морт», наоборот, боится медведей. Такое противоречие может быть объяснено лишь тем, что медведь, согласно коми-зырянским представлениям, имеет божественный статус, т.е. и Вöрса и Медведь некогда были божествами которым поклонялись, со временем их образы стали соединятся в один.

Однако, говоря о животных, обнаружили, что и в русской сказке «Хозяйская тропа», и в коми сказке «Охотник и Вöрса» Лешему/ Вöрса служит тройка вороных коней.



    1. Изменение внешнего вида

Сравнивая коми и русские сказки мы заметили, что как Леший, так и Вöрса могут меняться. Причем в русских сказках Леший меняет голос (щелкает соловьем, кричит козлиным голосом или свистит «молодецким посвистом»), а в коми сказках он меняет и голос («зверем заревел», «верещит» как заяц), и внешность («вихрем взмыл», «снежным вихрем взыграл», «вихрем налетел», «для людей невидим»).

    1. Отношение к людям

Сравнивая отношение Лешего и Вöрсы к людям, мы выяснили, что в коми сказках этот образ предстаёт отрицательным персонажем: жадным, болтливым, вредным, глупым, прожорливым, злым и даже кровожадным. В русских же сказках этот образ больше добрый (в четырёх сказках из пяти), например, в сказке «Королевич и его дядька» Леший помогает главному герою преодолеть все беды.

    1. Появление лесного хозяина

Анализ сказок помог нам прийти еще к одному выводу: в русских сказках, для того чтобы увидеть Лешего, герой должен был заночевать на лесной тропе или попытаться срубить дерево, а в коми сказках герою достаточно было либо подумать о Вöрсе, либо позвать его или обратиться к нему, либо упомянуть в бранном слове.
В ходе работы у нас возник ряд дополнительных вопросов:

  1. Почему Вöрса и Леший в основном живут в еловых лесах?

  2. Почему в коми сказках Вöрса превращается в вихрь?

Мы попытались найти ответы на эти вопросы. И вот что нам удалось выяснить.



Ель традиционно считалась у русских деревом смерти, о чем сохранилось множество свидетельств. Существовал обычай: самоубийц зарывать между двумя елками, поворачивая их ничком. В некоторых местах был распространен запрет на посадку ели около дома из опасения смерти члена семьи мужского пола. Из ели, как и из осины, запрещалось строить дома. Еловые ветви использовались и до сих пор широко используются во время похорон. Их кладут на пол в помещении, где лежит покойник. Еловыми ветками выстилают путь похоронной процессии. Веточки ели бросают в яму на гроб, а могилу прикрывают на зиму еловыми лапами.

Время возникновения обычая устилать дорогу, по которой несут на кладбище покойника, хвойными ветками (в том числе и можжевельником) неизвестно. На православных кладбищах долгое время не принято было сажать елки возле могил. Однако в середине XIX века это уже случалось.

Смертная символика ели нашла отражение в пословицах, поговорках, фразеологизмах: «смотреть под елку» — тяжело болеть; «угодить под елку» — умереть; «еловая деревня», «еловая домовина» — гроб; «пойти или прогуляться по еловой дорожке» — умереть и др.8

По коми-зырянской мифологии с помощью ели можно попасть в другой мир. Можно сделать вывод, что ельник – это своего рода проход из мира живых в мир мертвых.

Согласно коми-зырянской мифологии вихрь был сотворен Еном (Богом), но выпущен на волю Омöлем (Дьявлом). В коми-зырянских быличках вихрь, как правило, соотносятся с нечистой силой, лешим, бурелом называют «дорогой лешего» или «свадебной дорогой леших».

В виде вихря передвигаются некоторые колдуны, это говорит о том, что они, во-первых, связаны с потусторонними силами, во-вторых, очень быстро передвигаются.

Ветер, как и ель, связан с потусторонним миром, с миром мертвых.
Таким образом, мы пришли к выводу, что родство между Лешим и Вöрса существует. Оба персонажа своими корнями уходят в глубокую древность и некогда были божествами, охраняющими лес. Но между Лешим и Вöрса больше различий, чем сходств. Таким образом, наша гипотеза, о том что Леший и Вöрса – это один им тот же персонаж в коми и русских сказках, не подтвердилась.
Выводы

Закончив наше исследование по теме «Лесные братья» или Секреты Лешего и Вöрсы», мы пришли к следующим выводам:



  1. Имена «Леший» и «Вöрса» являются производными от слова «лес». Оба слова имеют одинаковое словообразование и происхождение (неморфологическое)

  2. Образы Лешего и Вöрса имеют древнее происхождение и берут своё начало с языческих времён. Оба образа представляли собой божеств мужского рода низшего мира, которые выполняли функции защитника леса и зверей от людей.

  • Леший - лесовик- дух и хранитель леса, волчий и медвежий пастух, начальник над всеми деревьями и зверями, злой дух, враждебный человеку, проклятый человек или заложный (вредоносный) покойник;

  • Вöрса - Лесной дух, хозяин лесных зверей.

  1. В ходе сравнения сказочных образов мы выяснили, что и в русских, и в коми народных сказках, Леший и Вöрса живут в избушке, которая находится в лесной чащобе, недоступной человеку, но при этом есть разные варианты её местонахождения.

  2. Внешне образ Лешего в русских сказках очеловечен. В коми сказках Вöрса больше напоминает медведя.

  3. Оба персонажа обладают некими волшебными предметами, которые дарят героям, при этом подарки в русских и коми сказках различны.

  4. Лесному хозяину, согласно мифологии, подчиняются все лесные животные, мы же не нашли этому ни подтверждения, ни опровержения. Кроме этого и Лешему и Вöрсе служит тройка вороных коней.

  5. Леший и Вöрса могут менять свой внешний вид. Причем в русских сказках Леший меняет голос, а у коми - он меняет и голос, и внешность. Чаще всего Вöрса превращается в вихрь.

  6. К людям Леший и Вöрса относятся по-разному: в коми сказках этот образ предстаёт отрицательным персонажем, в русских сказках этот образ больше добрый.

  7. В русских сказках для того чтобы увидеть Лешего герой должен был заночевать на лесной тропе или попытаться срубить дерево, а в коми сказках герою достаточно было либо подумать о Вöрсе, либо позвать его или упомянуть в бранном слове.

Из всего вышесказанного, можно сделать заключительный вывод о том, что образы Лешего и Вöрсы в коми и русских сказках являются очень схожими. Но несмотря на это оба фольклорных персонажа имеют и свои различия. Образ коми Вöрса более собирателен нежели образ русского Лешего, который больше похож на человека. Возможности превращений Вöрсы шире, чем у Лешего. Да и чтобы повстречаться с лесных хозяином коми народу не обязательно что-то делать (как это прослеживается в русских сказках), а достаточно находясь на одном месте просто подумать о Вöрсе.

Таким образом, наша гипотеза, о том что Леший и Вöрса – это один и тот же персонаж в коми и русских сказках, не подтвердилась. Сопоставление сказочных образов показало, что Леший и Вöрса – лесные собратья, которые, как и люди, имеют как сходства, так и различия между собой.

В будущем я хочу продолжить исследования, выяснить каким предстаёт Вöрса в быличках (на местном материале), а также в пословицах и поговорках коми.




Литература

  1. Безносикова Л.М., Забоева Н.К. Коми-русский словарь. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 2001.

  2. Гаврилов Д., Наговицын А. «Боги славян. Язычество. Традиция», -М.:Рефл-Бук, 2002. 216с.

  3. Доброе слово. Коми народные сказки в литературном изложении на русском Петра Столповского. Сыктывкар: ООО «Титул», 2008. 512с.

  4. Душечкина Е.В. Русская ёлка: История, мифология, литература. СПб, 2002.

  5. Калашников В.И. «Боги древних славян», М.: Белый город, 2003. 156с.

  6. Лесной человек Яг-морт и другие сказки. Сыктывкар, 2007. 32с.

  7. Лыткин В.И., Гуляев Е.С. Краткий этимологический словарь коми языка. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1999. С.67.

  8. Мифология древнего мира, М.:Белфакс, 2002. 367с.

  9. Мифология Коми/ Н.Д.Конаков, А.Н.Власов, И.В.Ильина. М.:ДИК, 1999.

  10. Русские народные сказки / Сост. О.Б.Алексеева. Том 1, г.Тальятти, 1987.

  11. Рыбаков Б.А. «Язычество древних славян». М.:Русское слово, 1997

  12. Сказки народа коми. Коми мойдъяс/ Сост. Н.С.Коровина. Сыктывкар: АУ РК Редакция журнала АРТ, 2009. 496с.

  13. Три стрелы: Коми народные сказки в пересказе на русском Петра Столповского. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1998. 265с.


Интернет ресурсы:

  1. https://dic.academic.ru

  2. https://edoranblog.ru

  3. https://godsbay.ru/slavs/leshiy.html

  4. https://myfhology.narod.ru/monsters/leshiy-lesovik.html

  5. https://pagan.ru/slowar/l/leshij8.php

  6. https://ru.wikipedia.org

  7. https://slovari.yandex.ru

  8. https://staroverod.narod.ru/duhi/leshii/

  9. https://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Vasmer

  10. https://www.planetaskazok.ru/rusnarskz/samoedorogoerusskz

http://www.sunhome.ru/tags/words/religion

Приложение 1

Сопоставительные таблицы русских и коми сказок

Коми сказки

Название сказки

Место обитания Лешего

Внешний вид

Волшебные предметы в сказках

Животные, служащие Лешему

Метаморфозы

Характеристика

Время появления

1. «Кабы не клал, не брал»

-

«Верещит, глаза таращит», «вылезает кудлатое да страхолюдное, глаза ровно пуговки, руки – корни березовые, одежонка из лишайника елового», «хвостом повертел»

-

-

-

Жадный, «бесстыжий я и очень вредный», болтливый

«Уж хоть бы Вöрса мне помог»

2.«Вöрса и мужик»

-

Мохнатая лапа

-

«за шиворот медведя тащит»

«Вöрса над деревьями вихрем взмыл»

Жадный, хозяйственный, глупый

Мужик выругался в сердцах

3.1.«Яг-морт – лесной человек»

«места глухие, безлюдные, зато красным зверем да птицей богатые», «избушка мхом поросшая, снегом заваленная»

«страшилище агромадное в шкурах медвежьих, на голове копна сивых волос, борода всклокочена, глаза кровью налиты, зубы, будто колья, а лапы когтистые, словно корни корявые», «здоровенный, голова в одном углу, а ноги в другом», «даже сидячий с охотника ростом»

«Камень с железкой – огонь высекать, беспромашный пищаль, сумка со свинцом-порохом, которые никогда не кончаются», волшебная травка

боится медведей

-

Злой, от него «никому добра не бывает», срезает ремешки кожи со спины жертвы,

Посторонний вошел в его избушку

3.2.«Яг-морт – лесной человек»

Избушка в каменке огонь теплится

Хриплый голос, старик: борода до полу, зубы словно колья торчат, руки словно крючья висят; голова в одном углу, ноги в другом; Чугунный горшок - голова, берестяной шердын - туловище, толчея - ноги, грабли - руки,


Огненный камень, железку, сумка с дробью, из неё сколько ни вынимай зарядов, всегда полная будет, ружьё самострельное, целебные травы


Боится медведей

-

Злой, от него «никому добра не бывает», срезает ремешки кожи со спины жертвы,

Посторонний вошел в его избушку

4.«Охотник и Вöрса»

Избенка средь елей стоит

Сам с доброго медведя, ликом страшный, голодные глаза огнём горят, зубами скрипит могучих

-

Волшебные лошади

«Снежным вихрем взыграл», для людей невидим

Очень прожорливый, ворует детей и держит их у себя в услужении

Охотник подумал про гостя в лесу

5.1.«Пера-богатырь»

-

«зверем заревел», «страшный, когтистый, ростом с добрую сосну», «безобразное да дезбородое обличье шире мельничного жернова, сам в звериные шкуры одет», «зубами скрипит», «захрапел так, что с ближних елей снег посыпался», «подпрыгнул выше деревьев»

-

-

«лихой сиверок задул, аж деревья гнёт», «Вöрса вихрем налетел»

«Проказит, людям головы морочит»

-

5.2. «Про Перу-богатыря»

Облюбовал лесной пригорок, дом себе поставил о трёх углах

Ростом с высокую сосну, лицо, что колесо от телеги, бровей нет; от его храпа искры сыплются, деревья качаются




Всем лесным зверьем распоряжался

Завьется вихрем, завоет, засвистит, застучит




Кричали три раза, звави по имени Вилес


Продолжение Приложение 1

Русские сказки

Название сказки

Место обитания Лешего

Внешний вид

Волш. предметы в сказках

Животные, служащие Лешему

Метаморфозы

Характеристика

Время появления

1. Хозяйская тропа

подальше в чащобу от нахоженной тропы,

чудище неведомое, чудища лохматые да косматые,

-

пронеслась по тропе тройка коней вороных

соловей вдруг защелкал, козлиными голосами, хор козлиный,

добрый

на тропе нельзя располагаться на ночлег. Иначе всю ночь будут слышаться то свист, то звон колокольцев, будто тройка едет.

2.Леший

в той горе расщелина, в расщелине избушка

лежит колода, на колоде мужик сидит, лапоть ковыряет, подковырнет лапоть, собою мужик — еще молодец, а волосом как лунь сед, чертов дед,

-

-

-

злой

-

3.Королевич и его дядька







вороной конь, палицу-буявицу, плеть шелковую


-

свистнул молодецким посвистом

Добрый, хозяйственный

-

4. «Самое дорогое»

В лесу

Лесной Дед в мохнатые ветки одет, в волосах шишки еловые, в бороде шишки сосновые, седые усы
до земли висят, глаза огоньками зелеными горят.

Исполняет желание

-

-

добрый

Выходит, когда герой хочет срубить дерево


5. «Братья-охотники»

В лесу, высокий забор и жильё какое-то

Сам не выше пня, шапка в аршин, а борода в три сажени

-

Гады и звери лесные

-

добрый

Герой о нем подумал

Приложение 2

Сопоставительная таблица

имен Лешего/Вöрсы в коми и русском языках

Параметры

Коми-зырянский

Коми (перевод)

Русский

Указание на половой признак Лешего/Вöрсы

Вöр айка

лесной свёкор

-

вöр дядь

лесной дядя

лесной дядя

вöр пöль

лесной дед

-

вöр хозяин

лесной хозяин

-

дедой

дед

-

парма зон

сын пармы

-

кузь Иван

длинный Иван

-

кузь дядь

длинный дядя

-

гöна пöль

мохнатый дед

-

-

-

господарь над лесом

-

-

лесовый царек

-

-

царек с золотыми рожками

-

-

дикий мужичок

Указание на место обитания: лесное пространство

Вöр айка

лесной свёкор

-

вöр дядь

лесной дядя

лесной дядя

вöр пöль

лесной дед

-

вöр хозяин

лесной хозяин

-

парма зон

сын пармы

-

вöр морт

лесной человек

-

вöр олысь

лесной житель

лесник

лешунь

-

Лисун, полисун

лешак

-

лешак

-

-

лесовик

-

-

лес

-

-

лесовый царек

-

-

господарь над лесом







еле

Указание на место обитания: бор

яг морт

боровой человек

боровик

ягса

Боровой





Указание на место обитания: болото

-

-

болотяник

Указание на внешность

гöна пель

мохнатоухий

-

гöна пöль

мохнатый дед

-

кольча син

круглые глаза

-

кузь

длинный

-

ыджыд

большой

-

ыджыд кöма

в большой обуви

-

-

-

албастый

-

-

царек с золотыми рожками

Указание на образ жизни

-

-

вольный

-

-

дикий мужичок

-

-

праведный

-

-

шатун

Указание на отношение к людям

-

-

ворог

Примечание: Таблица составлена по материалам следующих источников: Корми мифология/Н.Д.Конаков. М.: ДИК, 1999. С.117; https://ru.wikipedia.org/wiki

Приложение 3

Внешний вид Лешего и Вöрсы

g:\леший\leshiy.jpgf:\леший1.jpg

Внешне образ Лешего в русских сказках очеловечен.

В коми сказках Вöрса больше напоминает медведя.

Приложение 4f:\пищаль.jpeg

Волшебные предметы

f:\конь.jpeg

f:\плеть.jpegf:\огниво и кремень.jpg

f:\палица1.jpegf:\сумка со свинцом1.jpeg

Оба персонажа обладают некими волшебными предметами, которые дарят героям, при этом подарки в русских и коми сказках различны.

Приложение 5

Животные на службе у Лешего и Вöрсы

f:\тройка.jpeg















Лесному хозяину, согласно мифологии, подчиняются все лесные животные, мы же не нашли этому ни подтверждения, ни опровержения. Кроме этого и Лешему и Вöрсе служит тройка вороных коней.

Приложение 6

Жилище Лешего и Вöрсы

f:\леший7.jpeg

И в русских, и в коми народных сказках,

Леший и Вöрса живут в избушке, которая находится в лесной чащобе, недоступной человеку, но при этом есть разные варианты её местонахождения.

Приложение 7



Появление Вöрсы

h:\10-dva-ivana.jpg

Как Леший, так и Вöрса могут меняться. Причем в русских сказках Леший меняет голос, а в коми сказках он меняет и голос,

и внешность. Чаще всего Вöрса превращается в ВИХРЬ.

1 https://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Vasmer

2 Лыткин В.И., Гуляев Е.С. Краткий этимологический словарь коми языка. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1999. С.67

3 https://ru.wikipedia.org

4 https://myfhology.narod.ru/monsters/leshiy-lesovik.html


5 Мифология коми/Н.Д.Конаков, А.Н.Власов, И.В.Ильина. М.: ДИК,1999. С.117-121

6 Доброе слово. Коми народные сказки в литературном изложении на русском Перта Столповского. Сыктывкар: ООО «Титул», 2008. С.87

7 Доброе слово. Коми народные сказки в литературном изложении на русском Перта Столповского. Сыктывкар: ООО «Титул», 2008. С.123

8 Душечкина Е.В. Русская ёлка: История, мифология, литература. СПб, 2002.

Исследовательская работа «Лесные братья?»

Свидетельство о рождении i-ea №529022 выдан 28. 08. 2000г. Отделом загса Удорского района

265.96kb.

17 12 2014
1 стр.


Исследовательская работа. «Хобби разных поколений»

В начале учебного года один из одноклассников принёс альбом с марками своего папы, который он собирал с детства. Так началась наша исследовательская работа

104.44kb.

14 12 2014
1 стр.


Исследовательская работа преподавателей и студентов как условие эффективного учебного процесса: исторический аспект

Ксхи складывался работоспособный научно-педагогический коллектив, разворачивалась научно-исследовательская работа, краевое управление сельского хозяйства начинало привлекать его со

90.75kb.

15 09 2014
1 стр.


X учебно-исследовательская конференция «Жастар. Ғылым. Мәдениет»

Исследовательская работа сегодня является неотъемлемой составной частью подготовки конкурентоспособных специалистов. Участие в исследовательской конференции – это удел не только уч

70.47kb.

11 10 2014
1 стр.


Исследовательская работа Экспертная деятельность Работа в кабинете Белугина Н. А
72.08kb.

13 10 2014
1 стр.


Исследовательская работа. Саракташ: Издательство газеты

Работа посвящена истории Саракташской сош № Она включает в себя воспоминания учителей и выпускников, сведения о строительстве школы и ее традициях

390.41kb.

09 10 2014
6 стр.


Мун Ирина Енсиковна, к м. н., доцент публикации за период с 2006 по 2011 гг. 2007г. Мун И. Е. с соавт. «Научно-исследовательская работа по терапии студентов 3 курса двгму»

Мун И. Е. с соавт. «Научно-исследовательская работа по терапии студентов 3 курса двгму». Инновации в образовательной деятельности: российский и зарубежный опыт. Материалы междунаро

24.66kb.

18 12 2014
1 стр.


Исследовательская работа Работа выполнена ученицей 10-а класса Петраевой Юлией Андреевной

Цель: Собрать, проанализировать и обобщить материалы, связанные с увековечением имени Петра Симона Палласа на карте мира

273.32kb.

23 09 2014
1 стр.