МОУ СОШ № 6
п. Затеречный
Нефтекумского района
Исследовательская работа по программе
туристско-краеведческого движения
«Отечество»
История становления и развития
Терского казачества
в Нефтекумском районе.
Выполнил:
Нижельский Владислав
ученик 9 класса
Руководитель:
Эльгайтарова В.С.
Время стремительно мчится вперед, что-то оставляет в прошлом, что-то несет на своих крыльях вперед. В настоящее время особое внимание в многоликой истории Российского государства привлечено к портрету казачества, как одной из социальных групп населения страны. Я отчасти могу и себя считать причастным к казачеству, т.к. мой отец ,дед ,являются представителями Терского казачества. Нижельский Александр Иванович родился в 1912 году в Воронцовке.Выходец из дворянского рода, казак.
В 1935 году вместе с семьей был переселен в г.Грозный ,участник Великой Отечественной войны.
Целью работы стало исследование казачества как особого социально-политического института в современном российском обществе.
Повышенный интерес к казачьей проблеме объясняется, с одной стороны, резко возросшим самосознанием социальных слоев, национальных и этнических образований, а с другой – стремлением потомков казаков и всей общественности разобраться в запутанной истории предков.
Актуальность данной работы заключается в том, что сегодня, как никогда, требуется взвешенная оценка деятельности, целей и задач быстро растущих по России неформальных казачьих объединений. Тревогу вызывает не возрождение ими старых атрибутов казачьей организации – Малых и Больших кругов, атаманов, войсковых старшин, есаулов , а декларирование некоторыми из них намерений о воссоздании казачьих войск исключительно на прежней основе. Честно нарисованная картина прошлого , настоящего казачества – путь к пониманию сегодняшних проблем, к поиску оптимальных вариантов, прокладывающих дорогу в будущее.
Объектом моего исследования является линейное казачество Ставрополья, рассмотренное на примере п. Затеречный - военной и административной единицы Терского казачьего войска.
Предметом исследования выступают проблемы и перспективы казачества как социального института и специфической группы интересов п.Затеречном.
Итак,какова же история появления на Руси казачества? Если перефразировать слова летописца Нестора и спросить, откуда есть пошли казаки, то первые упоминания о казаках в русской летописи относятся к середине XV века в описании ордынского набега на русский город Переяславль-Рязанский. С этого времени начинается развитие двух самостоятельных ветвей казаков, которые позднее сольются в однородное войско.
Одна ветвь представляла собой наемных служилых людей — городовых, сторожевых и реестровых казаков. Другая ветвь — это казачья вольница, объединенная в своеобразные демократические республики.
История казачества в России может быть разделена на пять основных этапов:
1. XV-ХVI вв. — возникновение и развитие служилого казачества и казачьей вольницы;
2. XVII в. — переход казаков на государеву службу. Образование первых казачьих войск;
З. XVII в. — середина XIX в. — огосударствление казачества. Формирование казачьего сословия и основных казачьих войск;
4. Середина XIX в. — 1917 г. — завершение процесса огосударствления каза-чества. Государственная служба казачьего сословия в Российской империи;
5. 1918 г. — по настоящее время — период выживания казачества и борьбы за сохранение его традиций и обычаев.
Взгляды историков на проблему появления терского казачества.
Я выяснил ,что в отношении происхождения терского казачества у исследователей нет единства. Много версий, , которые можно подразделить на следующие группы:
1. Чеченская (горская) версия генезиса терского казачества.
Согласно концепции исследователей С.Ц.Умарова, И.М.Саидова, А.И.Гапаева, терское, кизлярское казачество этнографически и антропологически близко к чеченцам. «Первые русские беглецы-раскольники, - пишет А.И.Гапаев, - попали к орстхойцам (гребенцам), жившим на обоих берегах р.Терека и на Сунженском хребте. Не имея земель, они вначале кормились за счет охраны многотысячных чеченских овечьих отар на зимних и летних пастбищах.
2. Скифско-хазаро-половецкая версия происхождения терского качества.
В середине 1960-х годов Л.Н.Гумилев проводил экспедиционные изыскания вдоль Терека, обследовав территории Наурского, Шелковского и Кизлярского районов. Тогда-то он и увлекся хазарской проблемой. Хазары, согласно его версии, жили в низовьях Волги, Терека и Дона, причем после гибели Хазарского каганата еще в X веке под ударами дружин русского князя Святослава они распались на две части. Одна из них успела переселиться за Дон и укрыться «на гребне», в горных хребтах к югу от Терека. Эти-то хазары-христиане и заложили основу будущего терско-гребенского казачества. Потомки бродников впоследствии сменили этноним: они стали называться казаками. Тесные связи с южнорусскими княжествами, русский язык, ставший обиходным, и православие, принятое еще в IX веке, позволили им войти в русский этнос в качестве одного из его субъектов. [1]
3. Волжско-донская версия происхождения терского казачества.
Одни исследователи, такие как российские историки В.П.Татищев, Н.М.Карамзин, С.М.Соловьев, И.В.Бентковский, считали, что возникновению казачества на Тереке способствовали казаки, проживавшие на Гребенских горах на Дону, и которые разрозненными группами бежали оттуда на Северный Кавказ. Другие - И.Д. Попко, М.А.Караулов - подчеркивали, что в середине XVI века донское казачество из-за своей малочисленности не могло служить источником массового переселения казаков на Северный Кавказ. По их мнению, основной поток беглых людей шел на Терек по Волге и Каспийскому морю.[ Очень часто при этом они ссылались на грамоту царя Федора турецкому султану, датированную 1584 годом, в которой отмечалось, что «на Тереке... живут казаки волжские, опальные беглецы, без государева ведома».
Так, в низовьях Терека, в силу целого ряда исторических причин на рубеже XVI века возник народ, обладающий собственным социально-экономическим укладом, обычаями и традициями, собственным говором (диалектом) и, главное, самосознанием.
Меня заинтересовала история становления и развития Терского казачества в Нефтекумском районе. История казачьего общества на территории нашего поселка берет начало с лета 1991года. Тогда было подано первое заявление 25 июня 1991 года о вступлении в Святокрестовский казачий круг от Расторгуева Геннадия Владимировича.[5] В это же время заявления поступили от Антонова Г.В, Лукьянова В.И, Касмынина О., Черкасского В.В, Белянчева В.И. и другие.
Уже через год, в 1992 образовывается Затеречненское станичное общество как самостоятельная единица. Всех добровольцев, вступивших в это общество, объединяла активная жизненная позиция, отнесение себя к продолжателям славных традиций своих предков казаков и желающих принимать активное участие в жизни казачества. Основным направлением в
работе стало возрождение казачьих обычаев, традиций казачьей культуры, патриотизма среди населения.
С осени 1992 года атаманом Нефтекумского районного казачьего круга был выбран житель нашего поселка Афанасенко Николай Георгиевич. Появление такого человека во главе новой организации представляется не случайным. Инициативный, человек, который уже сделал хорошую военную карьеру, выходец из рода потомственных казаков смог в короткий срок объединить вокруг себя авторитетных и уважаемых казаков района. Им был составлен первый Устав казачьего общества. Он выступил с инициативой об образовании Ачикулакского, Каясулинского и Зункарского казачьего круга и присвоении казачьих чинов выбранными на должности казакам, как самостоятельных единиц. Казаки, возглавляемые Афанасенко Н.Г., неоднократно участвовали в поддержании порядка и недопущении межэтнических конфликтов в нашем регионе. Казаки Затеречненского казачьего войска пополнили ряды русской армии в числе 21 человека и в годы чеченской войны.
На сегодняшний день Затеречненское станичное казачье общество насчитывает 150 человек, которое возглавляет Ревин Евгений Петрович. Казаки п. Затеречный активно участвуют в культурных, общественных, политических и спортивных мероприятиях поселка, района и края. Продолжают сотрудничество с правоохранительными органами по поддержанию общественного порядка. Способствуют духовному, культурному и военно-париотическому воспитанию казачества. Казачьим обществом проводится постоянная работа по допризывной подготовки казачьей молодежи. Свою деятельность казачье общество проводит совместно не только с общественностью, но и школой, домом культуры п. Затеречный, церковью. Я хотел бы рассказать об одном из своих земляков. Это - Кавунов Анатолий Павлович.(приложение (15) Он родился 15.06.1946г. в с. Журавском, Ставропольского края. Его мать, Екатерина Николаевна, была терской казачкой. Его отец, Павел Германович, был потомственным донским казаком. В семье существует такое преданье, что дед Герман был назван в честь врача, вылечившего прадеда в войне с турками при взятии Измаила. В Нефтекумском районе Анатолий Павлович проживает с 1969г., а в посёлке Затеречном с 1996г. Всю свою жизнь он чтит казачьи традиции, обычаи и законы. В 1996г. он принимал участие в военной компании в Чечне в рядах казачьего батальона им. Ермолова. Анатолий Павлович был командиром взвода миномётной батареи. Но об этом времени он не любит вспоминать, так как не может забыть своих погибших товарищей, тех которые получили ранения. В настоящее время Кавунов А.П. имеет чин сотника. Он награждён многими наградами: знаком «Терский казачий крест» за хорошую службу, крестом « За бои в Чечне», Почётным знаком Ставропольского казачьего округа ТКВ, Терским казачьим крестом генерала Ермолова А.П. к 20-летию Терского казачьего войска. Анатолий Павлович был также награждён именным серебряным кинжалом
Особое место в работе атаманов занимает работа с молодежью. Созданы добровольные дружины по защите общественного порядка, куда вовлечены молодые казаки. А также на базе МОУ СОШ № 6 с 2000 года создан и активно работает клуб «Единство»,возглавляемый Эльгайтаровой В.С.. Участники данного школьного объединения занимаются изучением традиций и культуры терского казачества, проводят культурно-просветительскую работу в школе и в поселке ,связанную с возрождением казачества. Ребята клуба организуют и проводят казачьи праздники не только на территории нашего поселка, но и в г. Нефтекумске. Члены клуба «Единство» являются неоднократными участниками и призерами краевых слетов-соревнований «Казачьему роду- нет переводу!»
А бессменный руководитель школьного клуба, Эльгайтарова В.С., удостоена высокой награды – Почетным нагрудным знаком Ставропольского Казачьего Округа I степени.
Таким образом, хочется отметить, что в настоящее время казачье объединение поселка большое внимание уделяет воспитанию детей на основе традиционной казачьей культуры в работе военно-патриотического клуба, молодежных казачьих центрах и в рамках дополнительного образования.
Нам, молодому поколению, очень хочется надеяться, что темпы развития взаимоотношений государства с казачеством будут возрастать, в особенности в важнейшей области сохранения культурного самобытного казачьего наследия.
Казачья нелегкая доля
Казак только Богу подсуден.
Сквозь годы проносятся полем:
«Мы были, мы есть, и мы будем!»
Не выжечь наш дух, наши корни,
Пусть к воле казачьей путь труден,
Ну, всюду, где сердцу просторней,
Мы были, мы есть, и мы будем!