Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
МОУ ДОД «Дом пионеров и школьников»

с. Измалково Липецкая область



Изучение микроклимата помещений МОУ СОШ №1 с.Измалково в связи с жизнедеятельностью растений, используемых в интерьерном озеленении и требованиями фитодизайна

Автор: Пантюшина Полина, 7 класс

МОУ СОШ №1 с.Измалково



Руководитель: Злобина Валентина Ивановна

учитель экологии и биологии

МОУ СОШ №1 с. Измалково,

педагог дополнительного образования

МОУ ДОД ДПиШ с. Измалково

Липецкой области

2012 год

Содержание:

Стр.


Введение 3

Обзор литературы 4

1.Экологические факторы роста растений и микроклимат помещений 5

1.1. Световой режим 5

1.2. Температурный режим 7

1.3. Водный режим 7

1.4. Влажность воздуха 9

2. Воздействие комнатных растений на экологическую обстановку помещений 9

3. Современные приемы художественного оформления интерьеров 10

4. Основные группы комнатных растений, используемых в озеленении 11

Исследовательская работа


  1. Систематический состав комнатных растений, используемых во

внутреннем озеленении МОУ СОШ №1 с.Измалково 13

  1. Эколого-географическая характеристика комнатных растений интерьеров

МОУ СОШ №1 с.Измалково 14

  1. Потенциально опасные растения в интерьерах помещений

МОУ СОШ №1 с.Измалково 16

  1. Изучение количества света, поступающего в разные точки помещения

с удалением от окон 17

  1. Определение содержания воды и золы в тканях листьев разных комнатных

растений 18

Выводы 19

Рекомендации 19

Литература 20

Приложение 21

ВВЕДЕНИЕ

Растения, в частности комнатные, составляют неотъемлемую часть бытового окружения человека. Потребность создать зеленый уголок у себя дома, на работе, в школе свойственна людям разных профессий и возрастов. Любовь к растениям – это не простое увлечение, это еще и возможность пополнения своих знаний о живой природе, о ее проблемах и законах. Тема данного экологического проекта актуальна и значима. В настоящее время, когда человек в течение многих часов находится в помещении, роль живых растений в интерьере особенно важна.

Комнатные растения создают иллюзию контактов с природой. Красотой форм, приятным запахом и спокойной зеленой окраской они благотворно влияют на центральную нервную систему, помогая справиться с плохим настроением или стрессовым состоянием. Важны санитарная и гигиеническая функции комнатных растений.

Растения в школе помогают не только образованию учащихся, но и и их воспитанию. Школьники проводят в помещениях школы большую часть года, поэтому ее по праву можно назвать вторым домом. В создании не казенной атмосферы в школе помогают комнатные растения. Однако растения привлекательны лишь в том случае, если они здоровы, правильно подобраны и со вкусом размещены, вписываясь в интерьер помещения, дополняя и подчеркивая его функциональную направленность. Комнатные растения в интерьере школы выступают как декоративный элемент интерьера и должны органически вписываться в него.

С каждым годом все больше внимания уделяется внутреннему озеленению помещений школьного здания. Здание школы МОУ СОШ №1 построено в 1961 году. Проектом школы не предусмотрены специальные места для озеленения, поэтому цветоводы сами пытаются решать этот вопрос, к сожалению не всегда удачно. Это объясняется тем, что не все учитывают экологические условия, необходимые для нормального роста и развития растений. Комплексных исследований внутреннего озеленения школы не проводилось.

Цель работы:

сориентировать цветоводов школы в подборе ассортимента растений для озеленения интерьера помещений, исходя из параметров микроклимата: температуры помещения, ориентации окон. Скорости движения воздуха (наличия сквозняков), относительной влажности воздуха. Состава и свойств почвы, воды, безопасности для школьников и современных требований фитодизайна.



Задачи:

  1. Провести паспортизацию ассортимента видов, разновидностей растений, используемых во внутреннем озеленении школы с учетом их эколого-географических особенностей, характера использования в соответствии с требованиями фитодизайна микроклиматом помещений и безопасности.

  2. Изучить микроклимат помещений: температуру, относительную влажность, скорость движения воздуха, естественную освещенность помещений и разработать научные основы интерьерного озеленения школы.

  3. Выработать рекомендации по подбору ассортимента растений для озеленения интерьера школы с учетом функционального назначения, планировки, эксплуатационного режима и параметров микроклимата помещений.

Время и место проведения:

работа проводилась на базе МОУ СОШ №1 с.Измалково в течение 2007-2009 годов.



Предмет исследования:

Проблемы, возникающие при выращивании комнатных растений, общие вопросы культуры растений в интерьере школы.



Методики:

- Изучение естественной освещенности учебных помещений проводили в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-3 «Гигиенические требования к естественному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий». Для измерения освещенности в условиях помещений использовали люксметр Ю-16. Замеры проводились как в солнечные , так и в пасмурные дни, особенно в осеннее-зимний период.

- Для определения рН почвенного раствора пользовались индикаторной бумагой.

- Определение общей жесткости водопроводной воды, используемой для полива, проводили по методике, описанной в Практикуме по экологии: Учебное пособие, под редакцией С.В.Алексеева .- М.: АО МДС, 1996. – 192 с.

- При оценке размещения растений в кабинетах и коридорах школы автор руководствовался требованиями СанПИн 2.42.-1178-02.

- Для определения комнатных растений использовался иллюстрированный определитель, приведенный в книге Урсулы Крюгер и Ингрид Янтра «1000 прекрасных растений для вашего дома» (М.,1997. – 383 с.).



ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

У разных народов в зависимости от их общественных и культурно-исторических условий существования, отношение к растениям имело свое выражение, отражая нравы. Обычаи и традиции различных эпох и формаций. Постепенно сформировались правила содержания растений в закрытых помещениях. В 1970-1980 годах возникло направление, получившее название фитодизайн. Его основатель, А.М.Гродзинский, дал ему такое определение: «Фитодизайн - это использование растений для улучшения среды обитания в искусственных системах».

В России с каждым годом все больше внимания уделяется озеленению помещений. Выпущено достаточное количество литературы, в которой дается описание основных групп растений, используемых для внутреннего озеленения, изложены общие вопросы агротехники комнатных растений. Однако, на наш взгляд, недостаточно литературы, в которой отражались бы в полной мере современные приемы художественного озеленения интерьеров школьных зданий с примерами планировочных решений, вариантами видового состава композиций.


  1. Экологические факторы роста растений и микроклимат помещений

Среда накладывает определенный отпечаток на организм комнатных растений и включает в себя совокупность всех факторов, действующих на них. Наиболее существенные факторы: климатический (состав воздуха, свет, температура и влажность) и эдафический, т.е. почвенно-грунтовые условия. Прежде чем вносить растение в интерьер, необходимо изучить микроклимат помещения, а потом грамотно подобрать соответствующий ассортимент растений. (Н.Н.Капранова,1989г.)

Комнатные растения происходят из разных климатических зон земного шара, относятся к разным экологическим группам. Поэтому и приспособляемость их к условиям существования различная (Н.И.Клинковская, 1986г.) Растения в помещениях вынуждены приспосабливаться к условиям комфортного пребывания в них человека, которые далеко не соответствуют их жизненным требованиям. Растения часто страдают здесь от недостатка света, сухости воздуха, перегрева или переохлаждения. Все жизненные факторы, обеспечивающие рост и развитие растений (свет, тепло, влага, почва), тесно связаны. Избыток или недостаток одного из них приводит к изменению другого. Так, при недостатке света зимой растения нужно содержать при минимальных для них температурах, при этом в свою очередь уменьшается их потребность в воде (Н.Н.Капранова,1989г.) Для каждого растения в комнате нужно подобрать оптимальное для него по всем параметрам место, а при отсутствии необходимых условий, создать их искусственно: подсвечивать растение дополнительными лампами, защищать от иссушающего действия батарей, от холодного зимнего воздуха и т.д.




    1. Световой режим

Свет – главный экологический фактор, определяющий основу жизнедеятельности растительного организма – фотосинтез, процесс превращения зелеными растениями лучистой энергии солнца в энергию химических связей органических веществ.

В зависимости от смены дня и ночи интенсивность физиологических процессов у растений колеблется. Реакция растений на соотношение светлого и темного периодов суток – фотопериодизм, четко проявляется у длиннодневных и короткодневных растений, рост и период цветения которых зависит от продолжительности дня и ночи. Под влиянием источника света растения способны поворачиваться к источнику света (фоторопизм). Эту реакцию растений необходимо учитывать при расстановке растений в интерьере.

По отношению к свету все комнатные растения делятся на следующие группы:

- светолюбивые растения. Их три типа. Растения первого типа требуют светлого содержания, но не переносят прямых солнечных лучей. Светолюбивые растения второго типа предпочитают места, куда изредка заглядывает солнце ( зебрина, традесканция, хойя и т.д.). Третий тип - культуры, нуждающиеся в ярком солнечном освещении (роза, гибискус, практически все кактусы и суккуленты и др.)

Теневыносливые растения любят полутень (драцены, папоротники и т.д.) Тенелюбивым растениям нужна относительная тень (аспидистра, сансевьера и т.д.)

Декоративные растения требуют яркого рассеянного света, многие из них переносят полутень. Растениям с пестрыми листьями нужно больше света, чем формам с цельнозелеными листьями. Цветущие растения требуют некоторого количества прямых солнечных лучей.

Весной и летом при обилии света, длинном дне у растений происходит быстрое накопление органических веществ, развиваются мощные побеги, листья, корневая система. Количество органических веществ, созданных в процессе фотосинтеза, значительно превышает их расход на дыхание. В осенне-зимние дни образующихся органических веществ едва хватает на дыхание, рост прекращается. В наиболее темные дни, когда уровень фотосинтеза крайне низок, растения вынуждены расходовать на дыхание запасы органических веществ, накопленных в листьях и корнях.

Растения, находящиеся постоянно в условиях недостатка света, вдали от окон, темных местах фактически не растут, образуя слабые, тонкие побеги с мелкими листьями и с течением времени погибают. В темных помещениях лучше всего использовать растения с хорошо развитой корневой системой (Б.И.Головкин, 1989г.)

На основании изучения типа пигментной системы листа Е.Н.Кутас (1984г.) выделила два типа растений: фотолабильный и фотостабильный. Фотостабильные растения более стойкие к действию света различной интенсивности (с точки зрения их декоративных качеств), фотолабильные – менее стойки. На этом основании фотостабильные растения можно размещать в интерьере без учета степени их светолюбия или теневыносливости, а растения фотолабильного типа – с обязательным учетом этих особенностей.




    1. Температурный режим

Требования комнатных растений к температуре различны в зависимости от условий их обитания на родине. Комнатные растения, особенно теплолюбивые, плохо переносят резкие перепады температур. Резкие колебания температур вызывают переохлаждение корней, образование пятен на листьях, их опадание. При высоких ночных температурах расход питательных веществ на дыхание превышает их количество, накопленное днем в процессе ассимиляции и растения не имеют резерва для дальнейшего роста. Минимальная температура воздуха для нежных растений 150С, а для не очень выносливых растений – 10-130С, для выносливых холодостойких она составляет 9-130С. Максимальная температура воздуха для большинства комнатных растений при обычной влажности воздуха рекомендуется 250С. При 300С нужно поддерживать высокую влажность воздуха. Отрицательно сказывается на состоянии растений и понижение температуры по сравнению с нормой, так как корни плохо усваивают воду, могут загнить. Для теплолюбивых растений температура не должна опускаться ниже 160С.

По отношению к температуре декоративные вечнозеленые растения разделяются на две группы: не требующие для прохождения годичного цикла развития перепадов температуры и нуждающиеся в таких перепадах. Виды первой группы преобладают в интерьерах служебных помещений, где человек находится полный день и перепады температуры недопустимы. Виды второй группы чаще всего используются в интерьерах рекреационного типа, где человек находится временно: на лестничных клетках, в вестибюлях и других прохладных местах. Отношение растений к температуре и свету показано в Приложении 3.


    1. Водный режим

Вода в растении необходима для всех физиологических процессов: фотосинтеза, передвижения образующихся в результате фотосинтеза органических соединений, а также для поглощения минеральных веществ в виде почвенных растворов, регуляции температуры растения. Режим полива должен быть строго индивидуальным для каждой культуры. При поливе необходимо учитывать время года, температуру и влажность воздуха в помещении, размер растения, состав почвенной смеси, тип корневой системы и общее состояние растения.

Корням растений необходимы не только вода, но и воздух, т.е. почва должна быть влажной, но не переувлажненной. Некоторым растениям нужно, чтобы почва между поливами подсыхала, другие этого не требуют. В период покоя все растения нужно поливать меньше. По отношению к водному режиму различают следующие группы комнатных растений:

- растения засухоустойчивые, не требующие полива зимой, нуждающиеся в умеренном или минимальном поливе летом. Это пустынные кактусы и др. суккуленты, растущие при сухом воздухе;

- растения, требующие умеренного полива. Это почти все декоративнолистные растения, которые обильно поливают с весны до осени и умеренно – зимой;

- растения, требующие постоянно влажной почвы. Это почти все декоративно-цветущие растения. Почва не должна быть переувлажнена

- влаголюбивые растения, требующие постоянно переувлажненной почвы. Их поливают часто и обильно, до переувлажнения (азалия, циперус).

Большинство растений летом поливают обильно, зимой – умеренно. Летом и весной растения поливают часто, иногда 2 раза в день, зимой полив должен быть умеренным. Основной полив следует проводить в первой половине дня. При частом поливе происходит вымывание питательных веществ из почвы. Обычно растения поливают сверху, чтобы содержащийся в воде избыток солей кальция и магния и др. элементов, влияющих на корневую систему, поглощался верхним слоем почвы, где меньше корней. Высокое содержание солей кальция, магния в водопроводной воде приводит к нарушениям поглощения растениями из почвы важнейших элементов питания: фосфора, марганца, бора, алюминия и др., которые переходят в соединения, недоступные для растений. Поэтому при использовании водопроводной воды для полива, необходимо учитывать ее жесткость, т.е. содержание солей кальция и магния.

Полив водопроводной водой сказывается на кислотности почвенных субстратов, применяемых для выращивания растений, смещая ее в сторону нейтральной или даже щелочной. Большинство комнатных растений нуждаются в слабо кислых почвах, а некоторые нормально развиваются только на кислых почвах. Поэтому при поливе учитывают кислотность почвы.

При длительном выращивании растений в одной и той же земле в ней накапливается так много солей кальция и магния, что почва защелачивается. Соли кальция и магния, накапливаясь в горшке, оседают на стенках и на поверхности почвы в виде белого и серо-коричневого налета, препятствующего доступу кислорода к корням. Особенно это важно для тропических растений, которые плохо переносят присутствие солей кальция (азалии, бромелиевые, миртовые и др.)


    1. Влажность воздуха

Влажность воздуха также влияет на фотосинтез. Для большинства комнатных растений оптимальная влажность воздуха 70-80%. Многие тропические виды с тонкими нежными листьями нуждаются в еще более влажном воздухе – до 90-95%. Сухость воздуха может вызвать пожелтение краев листьев, опадание бутонов и цветов.

Регулярное опрыскивание растений оказывает благотворное воздействие. При этом лучше использовать смягченную воду, свободную от солей, теплую – на несколько градусов выше комнатной. На ярком солнце и при низкой температуре опрыскивание не рекомендуется. Зимой лучше опрыскивать растения в первой половине дня. Потребность во влажности почвы и воздуха зависит от особенностей строения, возрастного состояния и конкретной фазы развития растения. Для успешного культивирования растений в помещении важно соотношение влажности и температуры.


  1. Воздействие комнатных растений на экологическую обстановку помещений

Современный ассортимент декоративных растений защищенного грунта очень многообразен. Л.В. Азарова подтвердила фитонцидную активность ряда оранжерейных растений. Изучили фитонцидную активность свыше 100 видов растений из ассортимента рекомендованного для озеленения производственных интерьеров Макарчук, Снежко, Акимов (1982г.). В то же время в природе насчитывается более десяти тысяч видов ядовитых растений. Многие источники растительных токсинов украшают жилые, медицинские, школьные и дошкольные учреждения. Озеленение школьных помещений позволяет решать задачи: создание долговременного устойчивого зеленого интерьера, обеспечение оптимального санитарно-экологического и эмоционального воздействия растений на школьников.

Растения поглощают пыль, смягчают шумы, очищают воздух помещений от углекислоты, способствуют его ионизации и увлажнению, снижают температуру, подавляют и уничтожают вредные микроорганизмы (Благовещенский,1966г., Ванькова,1997г.). Так бегония и герань снижают содержание микробов в окружающем воздухе на 43%, а циперус – на 59%. Фитонциды растений из семейства бегониевых активны по отношению к стафилоккоку и микроскопическим плесеням. Виды рода каланхоэ действуют на сарцину и стафилоккок.

При длительном нахождении растений в помещении, во всем его объеме бактериальный фон приходит в норму, что позволяет значительно улучшить его микроклимат (Крюгер, Янтра, 1989г.) Вдыхание фитонцидов некоторых растений нормализует сердечный ритм, благотворно действует на психику, улучшает процессы обмена веществ (Тортинская, Яковлев,200г.) Комнатные растения хорошо снимают статическое электричество (кактусы, хлорофитум и др.).

Однако, перечень комнатных растений, способных причинить вред человеку, тоже весьма велик. Часть выращиваемых растений при попадании в полость рта вызывает отек неба, гортани, удушье (фикус, филодендрон, кротон). Контакт с плюющем и цикламенами может вызвать раздражение кожи и даже отравление, которые чаще всего бывают у детей (Мезенцев,2003г.). Людям с серьезными формами аллергических заболеваний рекомендуется избегать контактов с комнатными растениями. Кроме того, в цветочных горшках, кашпо развиваются плесневые грибки, которые тоже являются сильными аллергенами.



  1. Современные приемы художественного оформления интерьеров

За последние годы интерес к искусству интерьерного озеленения значительно возрос. Проектирование и создание зеленых интерьеров – особая область архитектуры, требующая разносторонних знаний и большого художественного вкуса. Приемы внутреннего озеленения школьных зданий имеет свою специфику, связанную с их функциональным назначением, планировкой, эксплуатационным режимом и микроклиматом, а так же безопасностью для детей.

Зимний сад является самой совершенной формой внутреннего озеленения. Он размещается в специальном помещении с регулируемым климатом, где заранее предусматриваются все необходимые технические параметры для обеспечения жизни растений и отдыха человека. Каждый фрагмент сада с умело подобранной растительностью представляет собой отдельную композицию, но все вместе они составляют единое целое. Температура воздуха в зимнем саду поддерживается на уровне 16-180С и относительная влажность – 60-65%.

Однако, зимние сады пока редки. Значительно чаще в практике интерьерного озеленения встречаются зеленые уголки, представляющие собой композиции из растений, которые размещают в самых разных помещениях.

Главной формой озеленения зданий, которые не имеют специальных приспособлений для культивирования растений, являются цветочницы – стационарные или передвижные контейнеры разных размеров и форм.

Классическим способом оформления интерьера являются солитерные, отдельно стоящие растения средние или крупные.

Характерной особенностью современного интерьерного озеленения является рациональное использование вертикальной плоскости, которое позволяет максимально насытить помещение зелеными растениями, не занимающими полезную напольную площадь.

Современной тенденцией развития интерьерного озеленения является сближение архитектуры с природой, создание объемно-пространственных композиций , напоминающих природные ландшафты, уголки живой природы.

Модная черта современного интерьера – подвесы для растений, сплетенные в технике макраме, применение для культивирования эпифитов природных коряг причудливых очертаний и др. материалов. Все это помогает сделать зеленое убранство интерьера интереснее и привлекательнее.

Методика размещения растений в интерьере и построения художественно-декоративных композиций основана на знании эколого-географических особенностей каждого ботанического вида и законов современной оранжировки. Групповые посадки растений в общую емкость – наиболее распространенный способ их содержания в интерьере. Главное условие построения устойчивой, длительно функционирующей композиции – правильный подбор видов с точки зрения их экологии, а именно одинаковых требований к режиму полива, освещенности и составу почвы. Текущий уход за композициями состоит в поливе и подкорме с учетом ритма развития растений – чередования периодов покоя и вегетации.

По характеру и размерам растительные композиции чрезвычайно многообразны и составляют непрерывный ряд от настольной миниатюры из одного-трех маленьких растений до крупной объемно-пространственной композиции зимнего сада. Каждому типу интерьера соответствуют свои оптимальные модели композиций. Количество и состав растений в помещении зависит также от того, насколько квалифицированный уход может быть им обеспечен.

Размещение растений в школьных кабинетах и других помещениях должно не только создавать декоративный эффект, но и быть экологичным, не допускать нарушения санитарных правил и норм. Озеленение не должно препятствовать естественному освещению школьного помещения, его уборке, свободному передвижению учащихся в его пределах.




  1. Основные группы комнатных растений

В зависимости от декоративных свойств растений, их морфологических особенностей, экологии и возможностей использования в интерьере все многообразие комнатных растений делится на несколько групп (Б.Н.Головкин,1990г.)

  1. Декоративно-цветущие растения выращиваются исключительно ради красивого эффектного цветения. Это кливия, кринум, гиппеаструм; цветущие зимой: азалии, камелии, цикламены; цветущие весной и летом: пеларгония, ахименис, колокольчик. В остальное время эти растения мало привлекательны.

  2. Декоративные растения. К этой группе относится большинство комнатных растений. Они привлекают красивой формой листьев (пальмы, папоротники, филоденроны) или необычной яркой, пестрой их окраской (бегонии, марантовые, акантовые).

  3. Лианы – особая жизненная форма растений, выработавшаяся в борьбе за свет и пространство. Эти растения для успешного роста нуждаются в постоянной опоре.

  4. Ампельные растения. Это растения с длинными свисающими побегами, культивируемые в подвесных горшках и корзинках (циссус, традесканции, сеткреазия, пеперомии, хлорофитум, камнеломка и др.)

  5. Эпифиты – своеобразная жизненная форма растений, потерявших связь с почвой. Они поселяются на стволах и ветвях деревьев, используя их как опору, улавливают влагу с помощью воздушных корней, снабженных губчатой тканью.

  6. Суккуленты – сочные растения, запасающие в своих стеблях и листьях достаточное количество влаги. Это обширная группа растений с сочными, мягкими стеблями

( кактусы, молочаи, агавы, алоэ, каланхое, толетянки, хавортии и др.).

Некоторые авторы (Д.Г.Хесайон,2003г.) среди растений, предназначенных для украшения помещений, различают декоративно-цветущие горшечные растения и растения, которые могут быть как цветущими, так и декоративнолистными. Декоративно-цветущие горшечные растения используют лишь в период цветения. Собственно же комнатные растения при благоприятных условиях могут долго жить в помещении. В пределах этой группы выделяют такие подгруппы как папоротники, орхидеи, кактусы, луковичные растения, пальмы и др. Таким образом, экологические типы комнатных растений весьма разнообразны.

По способу применения в озеленении растения делят на виды, используемые для горизонтального и вертикального озеленения (лианы и ампельные).

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Здание МОУ СОШ №1 с.Измалково расположено в райцентре с.Измалково, построено в 1961 году. Это двухэтажное здание общей площадью 3148м2 на 412 посадочных мест. Общая площадь классных комнат 1031,4м2. Каждый класс имеет площадь 51м2. В школе обучается около 500 учащихся. Режим работы – двухсменный.



  1. Систематический состав комнатных растений, используемых во внутреннем озеленении МОУ СОШ №1 с.Измалково

Специфические задачи, стоящие перед общеобразовательными учреждениями в области обучения и эстетического, экологического, трудового воспитания, обязывают внимательно относиться к подбору ассортимента декоративных растений и способов оформления каждого помещения. В результате анализа состава комнатных растений МОУ СОШ №1 с.Измалково выявлено, что во всех помещениях школы произрастает 653 комнатных растения. Они относятся к 75 видам 36 семейств, из которых 34 семейства принадлежат к покрытосемейным и 2 – к папоротниковидным. ( Приложение 2)

Наибольшее число видов семейства коммелиновые (Commelinaceae) (6 видов), бегониевые (Begoniaceae) (5 видов), драценовые и ароидные (Araceaceae) (по 4 вида) (Рис.1)





Рис.1. Систематический спектр комнатных растений МОУ СОШ №1 с.Измалково
Изредка (по 1-2 вида) встречаются растения 23 семейств, в числе которых спаржевые (Asparagaceae), мальвовые (Malvaceae), геснериевые (Gesneriaceae), бромеливые (Bromeliaceae) и др.

Наиболее популярным комнатным растением в школе являются виды хлорофитума. Они составляют около 10% от общего числа школьных комнатных растений. Далее, по частоте встречаемости, следуют сансевьера (Sansevieria sp.) (8%), сингониум (Syngonium), роициссус (Rhoicissus sp.) и сциндапсус (Scindapsus) (по 6%) (Рис. 2)




Рис.2 Встречаемость разных видов комнатных растений в интерьере МОУ СОШ №1 с.Измалково
Вывод. Видовой состав комнатных растений МОУ СОШ №1 с. Измалково достаточно разнообразен. В его составе наиболее широко представлены семейства коммелиновые , бегониевые, драценовые и ароидные. Самыми распространенными растениями в школе являются виды хлорофитума, сансевьера (Sansevieria sp.), сингониум (Syngonium), роициссус (Rhoicissus sp.) и сциндапсус (Scindapsus).
2. Эколого-географическая характеристика комнатных растений МОУ СОШ №1 с. Измалково

В результате анализа ассортимента комнатных растений (Приложение 3) выяснилось, что родиной большинства растений школы является Америка (37%). На втором месте – виды из Африки (31%). Далее – азиатские растения (26%). Реже других используются в озеленении растения из Европы и Австралии (по 3%). ( Рис. 3)




Рис.3. Географическая характеристика комнатных растений МОУ СОШ №1 с.Измалково
Что касается мест обитания комнатных растений, то основную долю в озеленении составляют растения, произрастающие у себя на родине во влажных затененных субтропических и тропических лесах – примерно- 50%. Менее популярны растения сухих субтропических, тропических и горных лесов (39%). Растения болотистых мест, лесов умеренного пояса, морских побережий составляют 7% видов комнатных растений. Меньше всего используются в озеленении школы виды, родиной которых являются пустыни и саванны (4%). Чтобы комнатные растения правильно и эстетично разместить в интерьере помещения надо знать их классификацию по форме.

Исходя из формы комнатные растения, используемые в озеленении МОУ СОШ №1 с. Измалково, можно разделить на следующие группы (Таблица 1)




Таблица 1. Классификация комнатных растений МОУ СОШ №1 с.Измалково по форме

Форма

Количество растений

% от общего числа растений

1.Травянистые растения

Всего


В том числе:

- злаковидные

- кустистые

- ампельные

- вьющиеся

- лианы


- розеточные растения

495
110

98

60

70



5

102

75,8
16,8

15

9,2



10,8

8,4


15,7

11. Прямостоячие растения

101

15,5

111. Кактусы

57

8,7

Итого:

653






Вывод. Во внутреннем озеленении МОУ СОШ №1 с. Измалково используются комнатные растения различных морфологических форм. Однако, недостаточно ампельных, вьющихся форм и лиан, которые незаменимы в вертикальном озеленении помещений, позволяющем увеличить полезную площадь помещений.

Приемы внутреннего озеленения школьных помещений приведены в Приложении V.



Рекомендации. Размещение растений в школьных кабинетах и других помещениях должно не только создавать декоративный эффект, но и быть экологичным, не допускать нарушения санитарных правил и норм. Озеленение не должно препятствовать естественному освещению школьного помещения, его уборке, свободному передвижению учащихся в его пределах.
3.Потенциально опасные растения в интерьерах помещений МОУ СОШ №1 с.Измалково

Для выявления потенциально опасных растений мы сопоставили систематический состав комнатных растений, используемых во внутреннем озеленении школы (Приложение 1) с литературными источниками. Данные представлены в Приложении IV.

Вывод:

Анализ данных показал, что во внутреннем озеленении школы используется 287 экземпляров растений, небезопасных для школьников. Это 40% от общего числа, выращиваемых растений в школе. Большая их часть находятся в кабинетах экологии и биологии. Однако они есть и в других школьных помещениях.



Рекомендации:

Опасные для учащихся растения, которые используются в процессе обучения должны находиться в кабинетах экологии и биологии под присмотром специалистов.


4.Изучение количества света, поступающего в разные точки помещения, с удалением от окна

Исследования проводились в конце ноября 2008 года. Освещенность измеряли люксметром Ю-16, в пасмурный день, в помещениях с северными окнами. Нами установлено, что при естественном боковом освещении оконные проемы, обращенные на юг, открыты солнцу в течение 6-9 часов и пропускают максимум солнечного света. Свет, поступающий в помещения через восточные и западные окна, менее интенсивен и проникает в первую или вторую половину дня (соответственно) на 3-4 часа. Северные окна пропускают ровный, почти неизменной интенсивности свет в течение всего дня.

Наши исследования показали, что в помещениях, ориентированных на юг, восток и запад, растения сохраняют декоративные качества (цветущие и пестролистные виды) в следующих пределах по отношению к источнику света:

светлолюбивые- в зоне от 1 до 3 метров (освещенность около 5000 люкс в течение нескольких часов);

теневыносливые – в зоне от 3 до 6 метров от окна (освещенность 1000 и более люкс в течение нескольких часов).

Теневыносливые виды оптимально вегетируют при освещенности около 700-1200 люкс, светолюбивые – при 1500 и выше люкс. При снижении освещенности до 400 люкс у светолюбивых и до 200 люкс у тенелюбивых растений наступает период покоя. Растения плохо растут, развиваются, вытягивается стебель и в конце концов они погибают. Причем, в первую очередь погибают те растения, у которых слабая корневая система.



Вывод. Ритм роста комнатных растений зависит от светового режима и связан с экологической природой растений (светолюбием и теневыносливостью).

Рекомендации. Для озеленения помещений школы с окнами, выходящими на юг, нужно использовать крупные солитеры в декоративных напольных кашпо (фикус, монстера привлекательная, пеларгонии крупноцветковые, хойя и др. виды руководствуясь Табл.1,2 Приложения I), для вертикального озеленения использовать лианы и ампельные растения, из которых можно создать зеленую ажурную штору для затенения окон. Для служебных помещений и кабинетов школы, ориентированных на запад и восток, рекомендуется использовать для озеленения в качестве крупных солитеров, выращиваемых в напольных кашпо (диффенбахия пестрая, монстера привлекательная). Хорошо себя будут чувствовать различные виды бегонии, калатея, колеус и др. Для настенного озеленения можно использовать ампельные растения (сингониум, хлорофитум хохлатый, зебрина, сеткреазия и др.

В качестве примера подбора растений для создания композиций зеленых уголков в учебных кабинетах приведены фотографии. (Приложение 5).


5.Определение содержания воды и золы в тканях листьев разных комнатных растений
При сжигании растительного материала углерод, водород, кислород и азот улетучиваются, а остается зола, которая содержит минеральные элементы: фосфор, серу, кальций, магний, железо, кремний, аммоний, натрий. Одинаковое ли количество воды и минеральных веществ содержат растительные ткани различных комнатных растений? Чтобы ответить на этот вопрос, было проведено определение содержания воды и золы в листьях некоторых комнатных растений. Полученные данные представлены в Таблице 1.

Таблица 1. Содержание воды и минеральных веществ в листьях некоторых комнатных растений


Растение

Влажность листьев, %

Общая зольность, %

Герань

91,2

0,05

Сансевьерия

90

0,1

Диффенбахия

83,4

0,2

Бегония

91,9

0,05

Сциндапсус

89,9

0,1

Хлорофитум

86

0,05

Олеандр

61

0,4

Эпифиллюм

92

0,05

Данные таблицы свидетельствуют о том, что обводненность тканей листьев большинства комнатных растений составляет 84-92%, однако у олеандра она резко отличается и составляет 61%. Содержание золы в тканях листьев колеблется от 0,05% до 0,2%, а у олеандра – 0,4%.



Вывод. Растения разных экологических групп содержат различное количество влаги. Наибольшее содержание минеральных веществ в тканях листьев олеандра свидетельствует о его засухоустойчивости.

Выводы
1. Видовой состав комнатных растений МОУ СОШ №1 с.Измалково достаточно разнообразен. Однако, в интерьерах школы велика доля растений, требовательных к условиям выращивания. Преобладают свето- и теплолюбивые виды комнатных растений, предпочитающие условия повышенного увлажнения. Это создает дополнительные проблемы в уходе за ними.

2. Необходимо отдать предпочтение в интерьерах помещений школы растениям, сочетающим несколько декоративных и декоративно-лиственных свойств. Это позволит обеспечить сохранение декоративности озеленения в течение всего учебного года, повысит его разнообразие.

3. Размещение комнатных растений в интерьерах школы довольно однообразно. Иногда при озеленении не соблюдаются санитарные правила и нормы. Отсутствует единый план озеленения школы.
Рекомендации


  1. Расширить ассортимент комнатных растений различных морфологических групп, особенно вьющихся форм и лиан.

  2. Озеленение школы должно носить плановый и систематический характер.

  3. Разработать единый план внутришкольного озеленения с учетом экологических требований.


Литература
1. Акимова Г.А. Комнатные растения – целители. М., АСТ, 1999.-240 с.

2. Благовещенский А.В. Биохимическая эволюция цветковых растений. М.: Наука, 1966.

3. Ванькова О.С. Цветы в доме. М.: Знание, 1997.-243 с.

4. Воронцов А.В. Комнатные растения. Новое руководство по уходу. М.: ЗАО «Фитон», 2002.- 165 с.

5. Герасимов С.О., Журавлёв И.М. Комнатное цветоводство. М.: Нива России, 1992.-208 с.

6. Герасимов С.О., Журавлёв И.М., Серяпин А.А. Редкие комнатные растения. М.: Росагропромиздат, 1990.-208 с.

7. Гортинская Г.Б., Яковлев Г.П. Комнатные растения. Целители в вашем доме. М.: Фитон, 2000.-160 с.

8. Жизнь растений./ Под ред. А.А. Фёдорова. М.: Просвещение,- 1972-1974. Т. 5-6

9. Ильина Е.Я., стерликова Е.И. Комнатные растения и их использование в интерьере.- Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1991.

10. Капранова Н.Н. Комнатные растения в интерьере. М : МГУ, 1989-190 с.

11. Кликовская Н.И., Пасечник В.В. Комнатные растения в школе. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1986.

12. Комнатные растения от А до Я. М.: Олма-Пресс Гранд, 2003.- 320 с.

13. Крюгер У., Янтра И. 1000 прекрасных растений в вашем доме. М., 1997.-383 с.

14. Манос Е. 1000 и 1 совет по уходу за комнатными растениями. Минск: Харвест, 1999.-432 с.

15. Санитарные правила и нормы СанПин 2.4.2.-1178-02 М., 2002.

16. Смирнова А.Д. Ядовитые растения, Горький, 1968.-67 с.

Приложение 1.

Перечень комнатных растений МОУ СОШ №1 с. Измалково





Потенциально опасные растения в интерьерах помещений МОУ СОШ №1.
Для выявления потенциально опасных растений мы сопоставили систематический состава комнатных растений, используемых во внутреннем озеленении школы (Приложение 1) с литературными источниками. Данные представлены в таблице 1.
Таблица 1

Комнатные растения МОУ СОШ №1 с. Измалково, представляющие опасность для человека.

Названия растений

Опасные свойства

(по мнению разных авторов)



Кол-во экземп-

ляров


1

2

3

Азалия Azalea indica


Слабо ядовитое растение (Чуб, Лезина, 2000)

1

Аспарагус Asparagus

sp


Слабо ядовитое растение (Чуб, Лезина, 2000)

Ядовитые ягоды (Крюгер, Янтра, 1997)



13

Бегониевые

Begonaceae: бегония Мэсона, бегония воротничковая



Вызывает аллергические реакции, накапливая на опушенных листьях и стебле пыль (Челнокова, 2003)

10

Гинура Gynura auran-

tiaca


Вызывает аллергические реакции, являясь сильным накопителем пыли (Челнокова, 2003)

6

Гофмания Hoffmannia

refulgens



Вызывает аллергические реакции, накапливая на опушенных листьях пыль (Челнокова, 2003)

3







Анализ данных показал, что во внутреннем озеленении школы используется 287 экземпляров растений, небезопасных для школьников. Это 40% от общего числа, выращиваемых растений в школе. Большая их часть находятся в кабинетах экологии и биологии. Однако они есть и в других школьных помещениях.



РЕКОМЕНДАЦИИ:

- Опасные для учащихся растения, которые используются в процессе обучения должны находиться в кабинетах экологии и биологии под присмотром специалистов.



Исследовательская работа Систематический состав комнатных растений, используемых во внутреннем озеленении моу сош №1 с. Измалково 13

Изучение микроклимата помещений моу сош №1 с. Измалково в связи с жизнедеятельностью растений, используемых в интерьерном озеленении и требованиями фитодизайна

290.62kb.

08 10 2014
1 стр.


2. Объект, программа, методика исследований

Систематический состав растений сеяного луга II. Экологогический, биоморфологический состав

80.04kb.

29 09 2014
1 стр.


Исследовательская работа «Одна голова хорошо, а три?»

Доронина Маиса Владимировна, учитель русского язык и литературы моу «Глотовская сош»

273.48kb.

17 12 2014
1 стр.


«Окружающий мир»

Ii. Исследовательская работа: Жизнь и обитание красноухой черепахи в комнатных условиях

175.16kb.

02 10 2014
1 стр.


Научно-исследовательская работа Изучение зависимости распространения растений близких видов от анатомических, физиологических особенностей и хозяйственной деятельности человека

Цель работы: Изучение влияния вытаптывания на рост, развитие, распространение растений на примере растений рода подорожник

71.48kb.

01 10 2014
1 стр.


Моу сош с. Карасу

Лабораторная работа: Наблюдение сплошного и линейчатого спектров излучения Физика 11 класс моу сош с. Карасу

70.29kb.

08 10 2014
1 стр.


Исследовательская работа учащихся 3-их классов моу «Гимназия №1»

Булатова Татьяна Юрьевна, педагог дополнительного образования моу дод «Центр детского творчества»

247.31kb.

10 10 2014
1 стр.


Научно-исследовательская работа ученицы 8 а класса моу сош №7 Воронежского сельского поселения Усть Лабинского района Глущенко Кристины

Тотемизм как элемент современной массовой культуры. Кубанский тотем как объект возможного брендирования

185.49kb.

14 10 2014
1 стр.