Перейти на главную страницу
с. Измалково Липецкая область
МОУ СОШ №1 с.Измалково
учитель экологии и биологии
МОУ СОШ №1 с. Измалково,
педагог дополнительного образования
МОУ ДОД ДПиШ с. Измалково
Липецкой области
2012 год
Содержание:
Стр.
1.1. Световой режим 5
1.2. Температурный режим 7
1.3. Водный режим 7
1.4. Влажность воздуха 9
2. Воздействие комнатных растений на экологическую обстановку помещений 9
3. Современные приемы художественного оформления интерьеров 10
4. Основные группы комнатных растений, используемых в озеленении 11
Исследовательская работа
Растения, в частности комнатные, составляют неотъемлемую часть бытового окружения человека. Потребность создать зеленый уголок у себя дома, на работе, в школе свойственна людям разных профессий и возрастов. Любовь к растениям – это не простое увлечение, это еще и возможность пополнения своих знаний о живой природе, о ее проблемах и законах. Тема данного экологического проекта актуальна и значима. В настоящее время, когда человек в течение многих часов находится в помещении, роль живых растений в интерьере особенно важна.
Комнатные растения создают иллюзию контактов с природой. Красотой форм, приятным запахом и спокойной зеленой окраской они благотворно влияют на центральную нервную систему, помогая справиться с плохим настроением или стрессовым состоянием. Важны санитарная и гигиеническая функции комнатных растений.
Растения в школе помогают не только образованию учащихся, но и и их воспитанию. Школьники проводят в помещениях школы большую часть года, поэтому ее по праву можно назвать вторым домом. В создании не казенной атмосферы в школе помогают комнатные растения. Однако растения привлекательны лишь в том случае, если они здоровы, правильно подобраны и со вкусом размещены, вписываясь в интерьер помещения, дополняя и подчеркивая его функциональную направленность. Комнатные растения в интерьере школы выступают как декоративный элемент интерьера и должны органически вписываться в него.
С каждым годом все больше внимания уделяется внутреннему озеленению помещений школьного здания. Здание школы МОУ СОШ №1 построено в 1961 году. Проектом школы не предусмотрены специальные места для озеленения, поэтому цветоводы сами пытаются решать этот вопрос, к сожалению не всегда удачно. Это объясняется тем, что не все учитывают экологические условия, необходимые для нормального роста и развития растений. Комплексных исследований внутреннего озеленения школы не проводилось.
Цель работы:
сориентировать цветоводов школы в подборе ассортимента растений для озеленения интерьера помещений, исходя из параметров микроклимата: температуры помещения, ориентации окон. Скорости движения воздуха (наличия сквозняков), относительной влажности воздуха. Состава и свойств почвы, воды, безопасности для школьников и современных требований фитодизайна.
работа проводилась на базе МОУ СОШ №1 с.Измалково в течение 2007-2009 годов.
Проблемы, возникающие при выращивании комнатных растений, общие вопросы культуры растений в интерьере школы.
- Изучение естественной освещенности учебных помещений проводили в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-3 «Гигиенические требования к естественному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий». Для измерения освещенности в условиях помещений использовали люксметр Ю-16. Замеры проводились как в солнечные , так и в пасмурные дни, особенно в осеннее-зимний период.
- Для определения рН почвенного раствора пользовались индикаторной бумагой.
- Определение общей жесткости водопроводной воды, используемой для полива, проводили по методике, описанной в Практикуме по экологии: Учебное пособие, под редакцией С.В.Алексеева .- М.: АО МДС, 1996. – 192 с.
- При оценке размещения растений в кабинетах и коридорах школы автор руководствовался требованиями СанПИн 2.42.-1178-02.
- Для определения комнатных растений использовался иллюстрированный определитель, приведенный в книге Урсулы Крюгер и Ингрид Янтра «1000 прекрасных растений для вашего дома» (М.,1997. – 383 с.).
У разных народов в зависимости от их общественных и культурно-исторических условий существования, отношение к растениям имело свое выражение, отражая нравы. Обычаи и традиции различных эпох и формаций. Постепенно сформировались правила содержания растений в закрытых помещениях. В 1970-1980 годах возникло направление, получившее название фитодизайн. Его основатель, А.М.Гродзинский, дал ему такое определение: «Фитодизайн - это использование растений для улучшения среды обитания в искусственных системах».
В России с каждым годом все больше внимания уделяется озеленению помещений. Выпущено достаточное количество литературы, в которой дается описание основных групп растений, используемых для внутреннего озеленения, изложены общие вопросы агротехники комнатных растений. Однако, на наш взгляд, недостаточно литературы, в которой отражались бы в полной мере современные приемы художественного озеленения интерьеров школьных зданий с примерами планировочных решений, вариантами видового состава композиций.
Комнатные растения происходят из разных климатических зон земного шара, относятся к разным экологическим группам. Поэтому и приспособляемость их к условиям существования различная (Н.И.Клинковская, 1986г.) Растения в помещениях вынуждены приспосабливаться к условиям комфортного пребывания в них человека, которые далеко не соответствуют их жизненным требованиям. Растения часто страдают здесь от недостатка света, сухости воздуха, перегрева или переохлаждения. Все жизненные факторы, обеспечивающие рост и развитие растений (свет, тепло, влага, почва), тесно связаны. Избыток или недостаток одного из них приводит к изменению другого. Так, при недостатке света зимой растения нужно содержать при минимальных для них температурах, при этом в свою очередь уменьшается их потребность в воде (Н.Н.Капранова,1989г.) Для каждого растения в комнате нужно подобрать оптимальное для него по всем параметрам место, а при отсутствии необходимых условий, создать их искусственно: подсвечивать растение дополнительными лампами, защищать от иссушающего действия батарей, от холодного зимнего воздуха и т.д.
Свет – главный экологический фактор, определяющий основу жизнедеятельности растительного организма – фотосинтез, процесс превращения зелеными растениями лучистой энергии солнца в энергию химических связей органических веществ.
В зависимости от смены дня и ночи интенсивность физиологических процессов у растений колеблется. Реакция растений на соотношение светлого и темного периодов суток – фотопериодизм, четко проявляется у длиннодневных и короткодневных растений, рост и период цветения которых зависит от продолжительности дня и ночи. Под влиянием источника света растения способны поворачиваться к источнику света (фоторопизм). Эту реакцию растений необходимо учитывать при расстановке растений в интерьере.
По отношению к свету все комнатные растения делятся на следующие группы:
- светолюбивые растения. Их три типа. Растения первого типа требуют светлого содержания, но не переносят прямых солнечных лучей. Светолюбивые растения второго типа предпочитают места, куда изредка заглядывает солнце ( зебрина, традесканция, хойя и т.д.). Третий тип - культуры, нуждающиеся в ярком солнечном освещении (роза, гибискус, практически все кактусы и суккуленты и др.)
Теневыносливые растения любят полутень (драцены, папоротники и т.д.) Тенелюбивым растениям нужна относительная тень (аспидистра, сансевьера и т.д.)
Декоративные растения требуют яркого рассеянного света, многие из них переносят полутень. Растениям с пестрыми листьями нужно больше света, чем формам с цельнозелеными листьями. Цветущие растения требуют некоторого количества прямых солнечных лучей.
Весной и летом при обилии света, длинном дне у растений происходит быстрое накопление органических веществ, развиваются мощные побеги, листья, корневая система. Количество органических веществ, созданных в процессе фотосинтеза, значительно превышает их расход на дыхание. В осенне-зимние дни образующихся органических веществ едва хватает на дыхание, рост прекращается. В наиболее темные дни, когда уровень фотосинтеза крайне низок, растения вынуждены расходовать на дыхание запасы органических веществ, накопленных в листьях и корнях.
Растения, находящиеся постоянно в условиях недостатка света, вдали от окон, темных местах фактически не растут, образуя слабые, тонкие побеги с мелкими листьями и с течением времени погибают. В темных помещениях лучше всего использовать растения с хорошо развитой корневой системой (Б.И.Головкин, 1989г.)
На основании изучения типа пигментной системы листа Е.Н.Кутас (1984г.) выделила два типа растений: фотолабильный и фотостабильный. Фотостабильные растения более стойкие к действию света различной интенсивности (с точки зрения их декоративных качеств), фотолабильные – менее стойки. На этом основании фотостабильные растения можно размещать в интерьере без учета степени их светолюбия или теневыносливости, а растения фотолабильного типа – с обязательным учетом этих особенностей.
Требования комнатных растений к температуре различны в зависимости от условий их обитания на родине. Комнатные растения, особенно теплолюбивые, плохо переносят резкие перепады температур. Резкие колебания температур вызывают переохлаждение корней, образование пятен на листьях, их опадание. При высоких ночных температурах расход питательных веществ на дыхание превышает их количество, накопленное днем в процессе ассимиляции и растения не имеют резерва для дальнейшего роста. Минимальная температура воздуха для нежных растений 150С, а для не очень выносливых растений – 10-130С, для выносливых холодостойких она составляет 9-130С. Максимальная температура воздуха для большинства комнатных растений при обычной влажности воздуха рекомендуется 250С. При 300С нужно поддерживать высокую влажность воздуха. Отрицательно сказывается на состоянии растений и понижение температуры по сравнению с нормой, так как корни плохо усваивают воду, могут загнить. Для теплолюбивых растений температура не должна опускаться ниже 160С.
По отношению к температуре декоративные вечнозеленые растения разделяются на две группы: не требующие для прохождения годичного цикла развития перепадов температуры и нуждающиеся в таких перепадах. Виды первой группы преобладают в интерьерах служебных помещений, где человек находится полный день и перепады температуры недопустимы. Виды второй группы чаще всего используются в интерьерах рекреационного типа, где человек находится временно: на лестничных клетках, в вестибюлях и других прохладных местах. Отношение растений к температуре и свету показано в Приложении 3.
Корням растений необходимы не только вода, но и воздух, т.е. почва должна быть влажной, но не переувлажненной. Некоторым растениям нужно, чтобы почва между поливами подсыхала, другие этого не требуют. В период покоя все растения нужно поливать меньше. По отношению к водному режиму различают следующие группы комнатных растений:
- растения засухоустойчивые, не требующие полива зимой, нуждающиеся в умеренном или минимальном поливе летом. Это пустынные кактусы и др. суккуленты, растущие при сухом воздухе;
- растения, требующие умеренного полива. Это почти все декоративнолистные растения, которые обильно поливают с весны до осени и умеренно – зимой;
- растения, требующие постоянно влажной почвы. Это почти все декоративно-цветущие растения. Почва не должна быть переувлажнена
- влаголюбивые растения, требующие постоянно переувлажненной почвы. Их поливают часто и обильно, до переувлажнения (азалия, циперус).
Большинство растений летом поливают обильно, зимой – умеренно. Летом и весной растения поливают часто, иногда 2 раза в день, зимой полив должен быть умеренным. Основной полив следует проводить в первой половине дня. При частом поливе происходит вымывание питательных веществ из почвы. Обычно растения поливают сверху, чтобы содержащийся в воде избыток солей кальция и магния и др. элементов, влияющих на корневую систему, поглощался верхним слоем почвы, где меньше корней. Высокое содержание солей кальция, магния в водопроводной воде приводит к нарушениям поглощения растениями из почвы важнейших элементов питания: фосфора, марганца, бора, алюминия и др., которые переходят в соединения, недоступные для растений. Поэтому при использовании водопроводной воды для полива, необходимо учитывать ее жесткость, т.е. содержание солей кальция и магния.
Полив водопроводной водой сказывается на кислотности почвенных субстратов, применяемых для выращивания растений, смещая ее в сторону нейтральной или даже щелочной. Большинство комнатных растений нуждаются в слабо кислых почвах, а некоторые нормально развиваются только на кислых почвах. Поэтому при поливе учитывают кислотность почвы.
При длительном выращивании растений в одной и той же земле в ней накапливается так много солей кальция и магния, что почва защелачивается. Соли кальция и магния, накапливаясь в горшке, оседают на стенках и на поверхности почвы в виде белого и серо-коричневого налета, препятствующего доступу кислорода к корням. Особенно это важно для тропических растений, которые плохо переносят присутствие солей кальция (азалии, бромелиевые, миртовые и др.)
Влажность воздуха также влияет на фотосинтез. Для большинства комнатных растений оптимальная влажность воздуха 70-80%. Многие тропические виды с тонкими нежными листьями нуждаются в еще более влажном воздухе – до 90-95%. Сухость воздуха может вызвать пожелтение краев листьев, опадание бутонов и цветов.
Регулярное опрыскивание растений оказывает благотворное воздействие. При этом лучше использовать смягченную воду, свободную от солей, теплую – на несколько градусов выше комнатной. На ярком солнце и при низкой температуре опрыскивание не рекомендуется. Зимой лучше опрыскивать растения в первой половине дня. Потребность во влажности почвы и воздуха зависит от особенностей строения, возрастного состояния и конкретной фазы развития растения. Для успешного культивирования растений в помещении важно соотношение влажности и температуры.
Растения поглощают пыль, смягчают шумы, очищают воздух помещений от углекислоты, способствуют его ионизации и увлажнению, снижают температуру, подавляют и уничтожают вредные микроорганизмы (Благовещенский,1966г., Ванькова,1997г.). Так бегония и герань снижают содержание микробов в окружающем воздухе на 43%, а циперус – на 59%. Фитонциды растений из семейства бегониевых активны по отношению к стафилоккоку и микроскопическим плесеням. Виды рода каланхоэ действуют на сарцину и стафилоккок.
При длительном нахождении растений в помещении, во всем его объеме бактериальный фон приходит в норму, что позволяет значительно улучшить его микроклимат (Крюгер, Янтра, 1989г.) Вдыхание фитонцидов некоторых растений нормализует сердечный ритм, благотворно действует на психику, улучшает процессы обмена веществ (Тортинская, Яковлев,200г.) Комнатные растения хорошо снимают статическое электричество (кактусы, хлорофитум и др.).
Однако, перечень комнатных растений, способных причинить вред человеку, тоже весьма велик. Часть выращиваемых растений при попадании в полость рта вызывает отек неба, гортани, удушье (фикус, филодендрон, кротон). Контакт с плюющем и цикламенами может вызвать раздражение кожи и даже отравление, которые чаще всего бывают у детей (Мезенцев,2003г.). Людям с серьезными формами аллергических заболеваний рекомендуется избегать контактов с комнатными растениями. Кроме того, в цветочных горшках, кашпо развиваются плесневые грибки, которые тоже являются сильными аллергенами.
Однако, зимние сады пока редки. Значительно чаще в практике интерьерного озеленения встречаются зеленые уголки, представляющие собой композиции из растений, которые размещают в самых разных помещениях.
Главной формой озеленения зданий, которые не имеют специальных приспособлений для культивирования растений, являются цветочницы – стационарные или передвижные контейнеры разных размеров и форм.
Классическим способом оформления интерьера являются солитерные, отдельно стоящие растения средние или крупные.
Характерной особенностью современного интерьерного озеленения является рациональное использование вертикальной плоскости, которое позволяет максимально насытить помещение зелеными растениями, не занимающими полезную напольную площадь.
Современной тенденцией развития интерьерного озеленения является сближение архитектуры с природой, создание объемно-пространственных композиций , напоминающих природные ландшафты, уголки живой природы.
Модная черта современного интерьера – подвесы для растений, сплетенные в технике макраме, применение для культивирования эпифитов природных коряг причудливых очертаний и др. материалов. Все это помогает сделать зеленое убранство интерьера интереснее и привлекательнее.
Методика размещения растений в интерьере и построения художественно-декоративных композиций основана на знании эколого-географических особенностей каждого ботанического вида и законов современной оранжировки. Групповые посадки растений в общую емкость – наиболее распространенный способ их содержания в интерьере. Главное условие построения устойчивой, длительно функционирующей композиции – правильный подбор видов с точки зрения их экологии, а именно одинаковых требований к режиму полива, освещенности и составу почвы. Текущий уход за композициями состоит в поливе и подкорме с учетом ритма развития растений – чередования периодов покоя и вегетации.
По характеру и размерам растительные композиции чрезвычайно многообразны и составляют непрерывный ряд от настольной миниатюры из одного-трех маленьких растений до крупной объемно-пространственной композиции зимнего сада. Каждому типу интерьера соответствуют свои оптимальные модели композиций. Количество и состав растений в помещении зависит также от того, насколько квалифицированный уход может быть им обеспечен.
Размещение растений в школьных кабинетах и других помещениях должно не только создавать декоративный эффект, но и быть экологичным, не допускать нарушения санитарных правил и норм. Озеленение не должно препятствовать естественному освещению школьного помещения, его уборке, свободному передвижению учащихся в его пределах.
Некоторые авторы (Д.Г.Хесайон,2003г.) среди растений, предназначенных для украшения помещений, различают декоративно-цветущие горшечные растения и растения, которые могут быть как цветущими, так и декоративнолистными. Декоративно-цветущие горшечные растения используют лишь в период цветения. Собственно же комнатные растения при благоприятных условиях могут долго жить в помещении. В пределах этой группы выделяют такие подгруппы как папоротники, орхидеи, кактусы, луковичные растения, пальмы и др. Таким образом, экологические типы комнатных растений весьма разнообразны.
По способу применения в озеленении растения делят на виды, используемые для горизонтального и вертикального озеленения (лианы и ампельные).
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Здание МОУ СОШ №1 с.Измалково расположено в райцентре с.Измалково, построено в 1961 году. Это двухэтажное здание общей площадью 3148м2 на 412 посадочных мест. Общая площадь классных комнат 1031,4м2. Каждый класс имеет площадь 51м2. В школе обучается около 500 учащихся. Режим работы – двухсменный.
Наибольшее число видов семейства коммелиновые (Commelinaceae) (6 видов), бегониевые (Begoniaceae) (5 видов), драценовые и ароидные (Araceaceae) (по 4 вида) (Рис.1)
Наиболее популярным комнатным растением в школе являются виды хлорофитума. Они составляют около 10% от общего числа школьных комнатных растений. Далее, по частоте встречаемости, следуют сансевьера (Sansevieria sp.) (8%), сингониум (Syngonium), роициссус (Rhoicissus sp.) и сциндапсус (Scindapsus) (по 6%) (Рис. 2)
В результате анализа ассортимента комнатных растений (Приложение 3) выяснилось, что родиной большинства растений школы является Америка (37%). На втором месте – виды из Африки (31%). Далее – азиатские растения (26%). Реже других используются в озеленении растения из Европы и Австралии (по 3%). ( Рис. 3)
Исходя из формы комнатные растения, используемые в озеленении МОУ СОШ №1 с. Измалково, можно разделить на следующие группы (Таблица 1)
Форма |
Количество растений |
% от общего числа растений |
1.Травянистые растения Всего
В том числе: - злаковидные - кустистые - ампельные - вьющиеся - лианы
- розеточные растения |
495
98 60
5 102
|
75,8
15 9,2 10,8 8,4
15,7 |
11. Прямостоячие растения |
101 |
15,5 |
111. Кактусы |
57 |
8,7 |
Итого: |
653 |
|
Приемы внутреннего озеленения школьных помещений приведены в Приложении V.
Для выявления потенциально опасных растений мы сопоставили систематический состав комнатных растений, используемых во внутреннем озеленении школы (Приложение 1) с литературными источниками. Данные представлены в Приложении IV.
Вывод:
Анализ данных показал, что во внутреннем озеленении школы используется 287 экземпляров растений, небезопасных для школьников. Это 40% от общего числа, выращиваемых растений в школе. Большая их часть находятся в кабинетах экологии и биологии. Однако они есть и в других школьных помещениях.
Опасные для учащихся растения, которые используются в процессе обучения должны находиться в кабинетах экологии и биологии под присмотром специалистов.
Исследования проводились в конце ноября 2008 года. Освещенность измеряли люксметром Ю-16, в пасмурный день, в помещениях с северными окнами. Нами установлено, что при естественном боковом освещении оконные проемы, обращенные на юг, открыты солнцу в течение 6-9 часов и пропускают максимум солнечного света. Свет, поступающий в помещения через восточные и западные окна, менее интенсивен и проникает в первую или вторую половину дня (соответственно) на 3-4 часа. Северные окна пропускают ровный, почти неизменной интенсивности свет в течение всего дня.
Наши исследования показали, что в помещениях, ориентированных на юг, восток и запад, растения сохраняют декоративные качества (цветущие и пестролистные виды) в следующих пределах по отношению к источнику света:
светлолюбивые- в зоне от 1 до 3 метров (освещенность около 5000 люкс в течение нескольких часов);
теневыносливые – в зоне от 3 до 6 метров от окна (освещенность 1000 и более люкс в течение нескольких часов).
Теневыносливые виды оптимально вегетируют при освещенности около 700-1200 люкс, светолюбивые – при 1500 и выше люкс. При снижении освещенности до 400 люкс у светолюбивых и до 200 люкс у тенелюбивых растений наступает период покоя. Растения плохо растут, развиваются, вытягивается стебель и в конце концов они погибают. Причем, в первую очередь погибают те растения, у которых слабая корневая система.
В качестве примера подбора растений для создания композиций зеленых уголков в учебных кабинетах приведены фотографии. (Приложение 5).
Растение |
Влажность листьев, % |
Общая зольность, % |
Герань |
91,2 |
0,05 |
Сансевьерия |
90 |
0,1 |
Диффенбахия |
83,4 |
0,2 |
Бегония |
91,9 |
0,05 |
Сциндапсус |
89,9 |
0,1 |
Хлорофитум |
86 |
0,05 |
Олеандр |
61 |
0,4 |
Эпифиллюм |
92 |
0,05 |
Данные таблицы свидетельствуют о том, что обводненность тканей листьев большинства комнатных растений составляет 84-92%, однако у олеандра она резко отличается и составляет 61%. Содержание золы в тканях листьев колеблется от 0,05% до 0,2%, а у олеандра – 0,4%.
2. Необходимо отдать предпочтение в интерьерах помещений школы растениям, сочетающим несколько декоративных и декоративно-лиственных свойств. Это позволит обеспечить сохранение декоративности озеленения в течение всего учебного года, повысит его разнообразие.
3. Размещение комнатных растений в интерьерах школы довольно однообразно. Иногда при озеленении не соблюдаются санитарные правила и нормы. Отсутствует единый план озеленения школы.
Рекомендации
2. Благовещенский А.В. Биохимическая эволюция цветковых растений. М.: Наука, 1966.
3. Ванькова О.С. Цветы в доме. М.: Знание, 1997.-243 с.
4. Воронцов А.В. Комнатные растения. Новое руководство по уходу. М.: ЗАО «Фитон», 2002.- 165 с.
5. Герасимов С.О., Журавлёв И.М. Комнатное цветоводство. М.: Нива России, 1992.-208 с.
6. Герасимов С.О., Журавлёв И.М., Серяпин А.А. Редкие комнатные растения. М.: Росагропромиздат, 1990.-208 с.
7. Гортинская Г.Б., Яковлев Г.П. Комнатные растения. Целители в вашем доме. М.: Фитон, 2000.-160 с.
8. Жизнь растений./ Под ред. А.А. Фёдорова. М.: Просвещение,- 1972-1974. Т. 5-6
9. Ильина Е.Я., стерликова Е.И. Комнатные растения и их использование в интерьере.- Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1991.
10. Капранова Н.Н. Комнатные растения в интерьере. М : МГУ, 1989-190 с.
11. Кликовская Н.И., Пасечник В.В. Комнатные растения в школе. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1986.
12. Комнатные растения от А до Я. М.: Олма-Пресс Гранд, 2003.- 320 с.
13. Крюгер У., Янтра И. 1000 прекрасных растений в вашем доме. М., 1997.-383 с.
14. Манос Е. 1000 и 1 совет по уходу за комнатными растениями. Минск: Харвест, 1999.-432 с.
15. Санитарные правила и нормы СанПин 2.4.2.-1178-02 М., 2002.
16. Смирнова А.Д. Ядовитые растения, Горький, 1968.-67 с.
Приложение 1.
Перечень комнатных растений МОУ СОШ №1 с. Измалково
Названия растений |
Опасные свойства (по мнению разных авторов) |
Кол-во экземп- ляров
|
1 |
2 |
3 |
Азалия Azalea indica |
Слабо ядовитое растение (Чуб, Лезина, 2000) |
1 |
Аспарагус Asparagus sp
|
Слабо ядовитое растение (Чуб, Лезина, 2000) Ядовитые ягоды (Крюгер, Янтра, 1997) |
13 |
Бегониевые Begonaceae: бегония Мэсона, бегония воротничковая |
Вызывает аллергические реакции, накапливая на опушенных листьях и стебле пыль (Челнокова, 2003) |
10 |
Гинура Gynura auran- tiaca
|
Вызывает аллергические реакции, являясь сильным накопителем пыли (Челнокова, 2003) |
6 |
Гофмания Hoffmannia refulgens |
Вызывает аллергические реакции, накапливая на опушенных листьях пыль (Челнокова, 2003) |
3 |
Анализ данных показал, что во внутреннем озеленении школы используется 287 экземпляров растений, небезопасных для школьников. Это 40% от общего числа, выращиваемых растений в школе. Большая их часть находятся в кабинетах экологии и биологии. Однако они есть и в других школьных помещениях.
Изучение микроклимата помещений моу сош №1 с. Измалково в связи с жизнедеятельностью растений, используемых в интерьерном озеленении и требованиями фитодизайна
08 10 2014
1 стр.
Систематический состав растений сеяного луга II. Экологогический, биоморфологический состав
29 09 2014
1 стр.
Доронина Маиса Владимировна, учитель русского язык и литературы моу «Глотовская сош»
17 12 2014
1 стр.
Ii. Исследовательская работа: Жизнь и обитание красноухой черепахи в комнатных условиях
02 10 2014
1 стр.
Цель работы: Изучение влияния вытаптывания на рост, развитие, распространение растений на примере растений рода подорожник
01 10 2014
1 стр.
Лабораторная работа: Наблюдение сплошного и линейчатого спектров излучения Физика 11 класс моу сош с. Карасу
08 10 2014
1 стр.
Булатова Татьяна Юрьевна, педагог дополнительного образования моу дод «Центр детского творчества»
10 10 2014
1 стр.
Тотемизм как элемент современной массовой культуры. Кубанский тотем как объект возможного брендирования
14 10 2014
1 стр.