Перейти на главную страницу
Гаджибабаева Диана, Шайхутдинова Анастасия,
ЯНАО, г. Надым,
МОУ « Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Надыма», 9 класс
Руководитель: Г.П.Петрова – учитель истории и обществознания
Содержание
Введение............................................................................................................................ |
1 |
ГЛАВА 1. История развития смертной казни |
|
1.1. Смертная казнь в России.......................................................................................... |
2 |
1.2. Смертная казнь в мировой практике....................................................................... |
4 |
ГЛАВА 2. Смертная казнь: за и против |
|
2.1. Доводы противников смертной казни..................................................................... |
6 |
2.2. Доводы сторонников смертной казни..................................................................... |
7 |
2.3. Альтернатива смертной казни пожизненное лишение свободы…..................… |
9 |
Заключение........................................................................................................................ |
9 |
Список использованной литературы.............................................................................. |
10 |
Приложения....................................................................................................................... |
11 |
Степень цивилизованности общества всегда определялась отношением к женщинам, детям и старикам. Возможно, в этот тест на цивилизованность, следует ввести отношение к смертной казни.
На пути цивилизации человечество постепенно избавляется от привычек. Это касается и правосудия - когда-то на всей планете считалось нормальным калечить или казнить.
Сейчас, сложно представить гильотину на парижской площади или подвешенных за ребра бандитов на улицах Москвы. Иран и Афганистан, в которых за некоторые правонарушения публично избивают камнями, скорее исключение из общемировой практики.
Данная работа написана на актуальную тему, поскольку в последнее
время все чаще возникают споры об отмене моратория на смертную казнь. Проблема смертной казни является сложной и многогранной. Она затрагивает духовно-нравственные, политико-правовые, социально-экономические, нравственно-религиозные, культурно-психологические и другие сферы нашей жизнедеятельности. Отсюда появляется необходимость сохранения духовного здоровья общества.
Сегодня проблема смертной казни является проблемой мирового масштаба, которая преследует глобальные гуманистические цели. Только с 1989г. по 1995г. высшую меру наказания отменили 25 стран, к концу 1995г. в 72 странах, в 30 странах отменена де-факто и в 90 странах сохранена. По данным «Международной амнистии» 87 % всех казней в мире приходится на долю Китая, Ирана и Нигерии.
Казалось, что разрешить эту проблему можно путем вступления России в Совет Европы, которая взяла на себя обязательство ратифицировать 6-й Протокол Европейской Конвенции по правам человека, предусматривающий полную отмену смертной казни. Однако, подписав протокол, мы до сих пор его так и не ратифицировали. Это положение нашло свое закрепление в Конституции Российской Федерации, ст.20 которой гласит: «Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни». Фактически применять ее запретил Конституционный суд своим постановлением от 2 февраля 1999г.
Многие ученые выступали против такой практики. Смертную казнь применяют лишь в исключительных случаях, только за особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь.
Итак, в данной работе рассмотрим более подробно смертную казнь: историю и современность, существенные вопросы и современные проблемы, касающиеся смертной казни.
При написании работы были использованы:
Смертная казнь – одно из самых древних наказаний, известных уголовному праву России. Она существует уже много веков.
Рассматривая исторический аспект этого вопроса, нужно заметить, что начало применения смертной казни невозможно уследить, ибо в своем зачатке она имела образ «народной расправы». Если же говорить о ее законодательном оформлении, то в летописях мы встречаем прямые указания относительно применения смертной казни. Эволюция смертной казни в Древнерусском государстве во многом связана с введением христианства на Руси Великим князем Владимиром (988г.) и организацией церкви, призванной выполнять важные для государства функции.
Закон выживаемости рода был основан на праве силы, праве сильнейшего. Культ силы, господствовавший у славян (вспомним былинных героев Илью Муромца, Добрыню Никитича, Алешу Поповича), в условиях разложения родовых отношений приводил к тому, что сын шел на отца, брат на брата, поэтому князь Владимир по совету епископов и старцев в 996г. вводит смертную казнь. Это место в летописи вызвало многочисленные споры среди ученых.
То, что Владимир ввел смертную казнь по совету епископов, не вызывает сомнения, причем смертная казнь назначалась за разбой. Разбойник — это человек, убивавший не по мотивам кровной мести, а из корыстных побуждений.
О смертной казни говорится и в уставной Двинской грамоте 1398г. за кражу, совершенную в третий раз. Особенно репрессивным российское государство становится при Иване Грозном, который сам выдумывал изощренные виды казней.
Надо сказать, что особым гуманизмом средневековая Россия не отличалась, и в Соборном Уложении 1649г. смертная казнь была уже основным видом при различных способах наказания. (Приложение 1)
Екатерина II была противницей смертной казни, но на практике она применялась широко. Между тем со второй половины XVIII наблюдается сокращение применения смертной казни. К началу XIX века на практике остаются только повешение и расстрел, хотя запрета на другие виды не было.
Как видим, казни в России отличались изощренностью и жестокостью.
Так называемые «квалифицированные» способы применения смертной казни
в законодательстве России навсегда уходят в прошлое, хотя смертная казнь,
кроме нескольких кратких периодов, продолжает применяться.
XX век оказался более кровавым. Революции 1905-1906гг. вызвали ответ государства, побивший рекорд Ивана Грозного – более 4000 повешенных и расстрелянных. С 1921 по 1954гг. по официальным данным расстались с жизнью более 643 тысяч жертв. Потом в СССР казнили примерно по 3тыс. человек в год.
За время президентства Ельцина государство убило 163 осужденных. Пик казней, 139 человек приходится на 1995-1996гг., как раз накануне принятия обязательств перед Европой.
История движется вперед и «жестокая» Россия перешагнула порог
Законодательно более разнообразны способы исполнения смертной казни
За что же казнят в современном цивилизованном мире?
Понятно, что любое государство стремится защитить, свою целостность и безопасность, а так же жизнь своих граждан, и потому установление смертной казни за шпионаж, преступление против безопасности государства, убийство, терроризм и. т. д. воспринимается мировой общественностью, если и не с одобрением, то, во всяком случае, с пониманием.
Но в ряде стран смертью караются следующие поступки:
Считается, что основным вопросом смертной казни является спор её противников и сторонников по поводу самого существования смертной казни. В связи с этим действуют два общественных «лагеря» - аболиционистов («против») и ретенционистов («за»), формирующие общественное сознание по этому предмету. В рамках данной исследовательской работы проведён опрос, 220 жителей Надымского района в возрасте от 16 до 65 лет, на предмет отношения к смертной казни, соотношение мужчин и женщин примерно одинаковое.
Исследуя социальные группы населения, смертную казнь поддерживают в основном слабо защищенные слои современного общества – пенсионеры, рабочие, студенты, безработные, хочется обратить внимание, что в поддержку крайней меры наказания голосуют сотрудники МВД (рис 2).
Если рассматривать аргументы, приводимые гражданами «против» смертной казни, то ответы распределились следующим образом (рис 3).
Применение смертной казни носит дискриминационный характер. Ее часто применяют преимущественно в отношении малоимущих, несовершеннолетних и членов, этнических и религиозных общин.
Смертная казнь ожесточает всех ее участников. Казнь - это акт насилия, а насилие склонно порождать другое насилие.
Противники смертной казни убедительно высказывают мнения по отношению к смертной казни. ( Приложение 3)
Ф.М. Достоевский говорил: «Убивать за убийство не соразмерно большее наказание, чем само преступление, убийство по приговору – несоразмерно ужаснее, чем само преступление».
2.2. Доводы сторонников смертной казни
Казнить, нельзя помиловать! По мнению сторонников смертной казни, есть серьезные причины поставить в этом известном выражении запятую после первого слова.
Казнь – это представитель строгой правды, преследующий зло и спасающий от него порядок общественный, установленный самим Богом.
Иными словами, существование смертной казни заставляет проникнуться граждан чувством страха и уважения к правопорядку. Что в результате приведет к уменьшению числа преступлений. Многочисленные опросы общественного мнения показывают, что до 80% граждан за сохранение смертной казни. Чем же руководствуются люди, выступающие за смертную казнь?
Преступник рассматривается как носитель социального зла, проявление опасного заболевания общества, а смертная казнь как «лекарство». Цель – обезвреживание источника опасности. Преступники далеко не всегда думают о возможном наказании. Если это преступление, совершенное от отчаяния или в пьяном виде, человек не задумывается о последствиях. Если же преступление совершается осознанно, рецидивистом, то он рассчитывает избежать наказания. Таким образом, сам факт наличия или отсутствия сурового наказания мало влияет на статистику преступления.
Рисунок 4
Аргументы населения за сохранение смертной казни
Вывод: В результате исследования выявилось, что аргументы «за» смертную казнь в целом выглядят более убедительно, чем «против».
Сторонники отмены смертной казни говорят о том, что в странах, где исключительная мера наказания не применяется, уровень преступности ниже, чем в странах, где смертная казнь не запрещена. Вполне вероятно, что в данном случае отмена смертной казни это не причина, а скорее следствие уменьшения преступности. Страны, где обстановка благоприятна, могут себе позволить отменить смертную казнь. Причем не исключено, что благоприятная обстановка была достигнута именно вследствие длительного применения на практике исключительной меры наказания. Здесь возникает вопрос. Если наша страна практически в течение всей истории своего развития не пренебрегала смертной казнью, почему же тогда уровень преступности в ней по-прежнему весьма высок? Ответ прост - людей у нас казнили, вовсе не за те преступления, за которые действительно была положена смертная казнь. Казнили за «экономические» преступления, за «измену» Родине, «врагов народа».
Получается, что в России не было длительного периода, когда смертная казнь применялась непосредственно к тем, кто ее действительно заслуживал.
Рассматривая доводы с точки зрения целесообразности этого наказания, сторонники смертной казни оправдывают ее тем, что, она служит верным средством обеспечения «общественного спокойствия». От лишенного жизни уже нельзя ожидать новых посягательств. Общество защищено от преступника его могилой.
В разговорах о смертной казни в первую очередь фигурируют чеченские бандиты-убийцы и наркоторговцы. С этой точкой зрения солидарен и русский писатель, лауреат Нобелевской премии А. Солженицын, который считал, что Россия может покончить с терроризмом, только отменив мораторий на смертную казнь. Об этом он заявлял в интервью «Интерфаксу»: «Бывают времена, когда для спасения общества, государства смертная казнь нужна. А в России сейчас вопрос стоит именно так». По его словам, Чечня продолжает оставаться, террористы, которых удается схватить, «смеются над российским судом, потому что знают: смертной казни не будет».
2.3. Альтернатива смертной казни - пожизненное лишение свободы
Когда в ходе исследования был сформулирован вопрос: «Какое наказание предпочтительнее за убийство - смертная казнь или пожизненное заключение?», - оказалось, что предложение альтернативы меняет пропорцию оценок: «за» применение смертной казни высказались лишь 50%, а 32% - за «пожизненное заключение». Такая формулировка вопроса, является более корректной, ибо выбор альтернативы точнее отражает восприятие смертной казни в общественном сознании и психологии людей.
Для нашей страны сейчас не самый лучший период для пожизненного заключения. Взгляды на эту проблему так же очень разнообразны. (Приложение 4)
К сожалению, на сегодняшний день мы не в состоянии отказаться от применения смертной казни, хотя государство и прибегло к этому. Юридически смертная казнь существует в нашей жизни. Ничего более эффективного и удовлетворяющего человек еще не выдумал. Остается надеяться, что смертная казнь в России будет юридически отменена, но это произойдет лишь тогда, когда для этого созреют условия.
Данные опросов ясно и наглядно показывают отношение населения, общества к отмене смертной казни (> 80% населения возражают против отмены смертной казни). Очевидно единогласное решение «за» или «против» будет принято еще нескоро.
В этой связи можно говорить о «недостаточной зрелости» нашего человека, его культурно-этическом и духовном уровне, но мнения людей есть их точка зрения на данный момент. Государство не должно игнорировать этот факт, потому что всякое преступление, за которое предусматривается исключительная мера наказания, направлена именно на физическое лицо, человека, а не на государство. В первую очередь страдает человек, и его мнение на данную проблему должно учитываться.
Многовековой опыт показывает, что смертная казнь не в состоянии сдерживать рост преступности. Применение этой меры есть акт мести человеку, преступные намерения которого порождены обществом или спровоцированы неблагоприятной наследственностью. Смертная казнь порождает жестокость в обществе и подогревает иллюзии, будто с преступностью можно справиться одними лишь мерами устрашения. Этого нельзя не признать, как и то, что жестокостью нельзя победить жестокость. «Зло нельзя исправить злом, совершаемым как акт возмездия. Справедливость не вершится лишением жизни человека. Мораль не упрочить санкционированным убийством».
Первой страной в мире, отменившей смертную казнь за любые преступления, стала в 1863г. Венесуэла. Сегодня смертная казнь отменена, либо не применяется на практике почти в половине стран мира. В 1996г. к ним присоединилась и Россия, хотя последний «расстрельный» приговор приводился в исполнение 2 сентября 1996г. В соответствии с решением Конституционного суда РФ мораторий на смертную казнь в стране сохраняется до тех пор, пока во всех субъектах федерации не начнут действовать суды присяжных.
Доктор юридических наук, профессор Ю.Красиков убежден, что «ужесточение законодательства и применение смертной казни не дадут желаемых результатов в борьбе с терроризмом. Чем сильнее государство, тем оно меньше применяет смертную казнь. Давайте все-таки встанем на путь того, что мы будем сильным государством, которое обеспечит, во-первых, безопасность народа, а во-вторых, не будет применять смертную казнь. Мы должны обеспечить каждому существование правовое, в том числе и обеспечить право на жизнь».
P.S. Решение проблемы смертной казни в России остается зашифрованной фразой без знаков препинания: «казнить нельзя помиловать»
Список использованной литературы
По приказу Ивана Грозного изменников казнили путем кипячения в воде, масле или вине.
Не во всех случаях вид смертной казни регламентировался применительно к конкретному виду преступления. В основном выбор принадлежал суду. До казни приговоренный получал напутствие священнослужителя, он имел 6 недель для покаяния, затем допускался к причастию. На 3 день после причастия следовала казнь. Экзекуция осуществлялась публично, при большом скоплении народа. Трупы или части тел казненных выставлялись на месте казни для устрашения.
Применение смертной казни существенно расширилось при Петре I.
Воинские артикулы Петра I предусматривали это наказание за 123 преступления. Однако число способов смертной казни было сокращено до 3
В 30-е годы XVIII в. (период царствования Анны Иоановны) жестокость способов смертной казни вновь возросла. Наказание приводилось в исполнение путем отрубания головы, повешения, колесования, сажания на кол и сожжения. К известным ранее способам добавилось подвешивание на крюк за ребро.
Взошедшая в 1741г. на престол Елизавета Петровна приостановила исполнение смертной казни, хотя и не отменила это наказание. В 1754г. вышел Указ, в соответствии с которым вместо смертной казни стали применять «жестокое наказание кнутом, клеймить словом «вор» и рвать ноздри». На практике же во многих случаях такие наказания заканчивались смертью после тяжких страданий. В 1755г. новом проекте Уложения о наказаниях широко фигурировала смертная казнь, причем к известным способам предлагалось добавить новую – разорвание на части пятью лошадьми (за тяжкие политические преступления). Сенат одобрил это Уложение, но императрица его не утвердила. Осужденных лишали жизни путем засечения кнутом, плетьми, розгами.
Приложение 2
Способы приведения в исполнение смертного приговора за рубежом.
В современном законодательстве известны 7 способов приведения в исполнение смертного приговора. Расстрел как способ смертной казни известен практически с момента изобретения пороха. По данным организации «Международная амнистия» расстрел применяют наибольшее число стран - 86. Казнь производится либо одним лицом, либо группой лиц. Выстрел производится из пистолета в голову с близкого расстояния, что приводит к моментальной потере сознания и быстрой смерти. Группа лиц стреляют с более отдаленного расстояния.
В ст.119 Исламского УК Ирана специально указывается, что «камни не должны быть слишком большими, чтобы осужденный не умирал от одного или двух ударов; они также не должны быть и настолько малы, чтобы их нельзя было назвать камнями». Это направлено на то, чтоб как можно больше причинить страданий казнимому.
Применяется также казнь на электрическом стуле, осуществляется током большой силы с помощью электродов, специально подключаемых к телу казнимого. Включение тока приводит к потере сознания, смерть наступает в результате остановки сердца и паралича дыхания.
Отравление газом применяется только в США. Осужденного помещают в герметичную камеру, где привязывают к креслу. В камеру подается сильно действующий газ, который вызывает удушье и смерть.
В ряде штатов США казнь осужденного осуществляется путем смертельной
Исследование способов применения смертной казни ставит ряд вопросов. В современных цивилизованных странах законодатель стремится приводить в исполнение смертный приговор, причиняя при этом минимум страданий.
День и час казни в каждом определяется начальником тюрьмы, прокурором и судом.
При исполнении присутствуют начальник тюрьмы, прокурор, врач, палач – исполнитель приговора, конвоиры.
О предстоящей казни смертник заранее не извещается. До последних минут с ним обращаются как обычно. Речь идет не столько о гуманности, сколько о том, чтобы не спровоцировать осужденного на самоубийство. Казнить его должно государство. И он должен знать об этом.
Процедура происходит в специальном помещении и занимает считанные минуты.
Большинство убийц (в основном смертники), не пожалевших свои жертвы, лишивших жизни беззащитных стариков, женщин, детей, на пороге смерти начинают молить пощадить, приостановить или отложить казнь. Традиция о предоставлении осужденному последнего желания – формальность, максимум, на что может рассчитывать приговоренный – это сигарета.
Его просят пройти в соседнюю комнату, якобы для того, чтобы подписать какие-то документы. Он переступает порог, делает шаг, другой. И получает пулю в голову. Стреляет специально обученный профессионал. Из табельного оружия. Исполнители берутся из сверхсрочников внутренних войск. Они контролируются медиками.
По словам, людей, имеющих отношение к приведению в исполнение приговоров, исполнителям полагаются добавка к жалованию, более длительный отпуск, льготы к пенсии.
После выстрела входит врач и констатирует смерть. Тела родственникам не
выдаются. Им вручается обычное свидетельство о смерти, где в графе “причина смерти” написано “по приговору суда”.
Место казни моют из шлангов. Труп запаковывают в брезентовый мешок, после чего хоронят на специальных кладбищах, местонахождение которого хранится в глубокой тайне.
Так государство осуществляет свою функцию.
Приложение 6
Пределы ограничения применения смертной казни
Ограничения применения смертной казни к несовершеннолетним
Уголовный кодекс РСФСР 1922г.в первоначальной редакции никаких ограничений в применении смертной казни с точки зрения демографических признаков субъектов преступления не устанавливал. Однако, декретом ВЦИК от 1922г. ст.33, предусматривающая высшую меру наказания - расстрел, была дополнена примечанием, в котором говорилось, что эта мера не может применяться к лицам, не достигшим в момент совершения преступления 18-летнего возраста. Данная норма без всяких изменений действует и до настоящего времени.
Применение смертной казни к несовершеннолетним было запрещено и рядом резолюций ООН, например, ст.6.5 Международного пакта о гражданских и политических правах, принятого резолюцией 2200А (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1966г., ст.3 резолюции 1984/50 Экономического и Социального Совета ООН от 25 мая 1984г. "Меры, гарантирующие защиту прав тех, кто приговорен к смертной казни", а также Минимальными стандартными правилами ООН, касающимися отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила). Эти правила были приняты резолюцией 40/33 Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1985г.
Большинство стран - членов ООН придерживаются рекомендаций о неприменении смертной казни к лицам, совершившим преступление в несовершеннолетнем возрасте. Вместе с тем данная норма принята не во всех странах. Организация Международная амнистия приводит список лишь 72 государств, установивших 18-летний возраст, а некоторые страны повысили возрастной барьер неприменения смертной казни до 20 лет (Болгария, Венгрия, Куба), до 21 года (Греция) и до 22 лет (Парагвай). Международная амнистия называет еще 12 стран, которые не допускают применение смертной казни к лицам, совершившим преступление в возрасте моложе 18 лет, поскольку они подписали некоторые соответствующие международные конвенции. Таким образом, 18 лет - это тот международный стандарт минимального возраста, при достижении которого возможно применение смертной казни.
Однако в ряде стран казни лиц, совершивших преступления в возрасте моложе 18 лет, не только допускаются законом, но и применяются на практике. Международная амнистия приводит примеры казни таких лиц в Бангладеш, на Барбадосе, в Пакистане, США, Иране и Ираке. В материалах ООН сообщалось, что признанный в большинстве государств возрастной барьер в законодательстве не установлен в Южной Корее, Бирме, Судане, Индии, Иране, Малайзии, а в Зимбабве, Барбадосе и некоторых других небольших странах он определен в 16 лет. В 15 штатах США минимальный возраст установлен от 12 до 17 лет, а в 11 штатах и федеральном округе - не установлен вообще. Таким образом, законодательство 26 штатов США не соответствует международному стандарту, установленному ООН".
Во время обсуждения различных вариантов проекта УК РФ раздавались голоса за снижение возрастного барьера при применении смертной казни. Аргументы были связаны с тяжестью преступлений, совершаемых несовершеннолетними. Кроме того, указывалось, что, большинство наиболее опасных преступников начинали свою преступную деятельность в несовершеннолетнем возрасте, и чем раньше лицо начинает совершать преступления, - тем труднее оно поддается исправлению. На основании сказанного делается вывод, что вопрос о мере наказания несовершеннолетних должен решаться индивидуально в отношении каждого из них.
Международные организации не раз высказывались за отказ от смертной казни пожилых людей. В августе 1988г. Комитет ООН по предупреждению преступности рекомендовал Экономическому и Социальному Совету ООН обратиться к тем государствам-членам ООН, где смертная казнь сохраняется, с просьбой установить "максимальный возраст, по достижении которого лицо не может быть приговорено к смерти и казнено". Такие нормы известны в некоторых странах. Так, в Монголии смертная казнь не распространяется на лиц старше 60 лет, в Гватемале и Судане -70 лет. Напомним, что Уголовное уложение России 1903г. не допускало применения смертной казни к лицам старше 70 лет.
До недавнего времени в уголовном законодательстве России не было установлено предельного возраста, по достижении которого виновный не может быть подвергнут смертной казни. В проекте Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик предусматривалось, что смертная казнь не может быть применена к мужчинам, достигшим к моменту вынесения приговора 60-летнего возраста. Закон от 29 апреля 1993г. принял соответствующее решение и установил, что к смертной казни не могут быть приговорены мужчины старше 65 лет. Проект Уголовного кодекса РФ сохранил эту норму без изменений.
Ограничения применения смертной казни к женщинам
7 сентября 1922г. декрет ВЦИК установил, что "высшая мера наказания (расстрел) не может быть применена к женщинам, находящимся в состоянии беременности, установленной врачебным исследованием". Согласно ст.22 Уголовного кодекса 1926г. женщины, находящиеся в состоянии беременности, не могут быть приговорены к расстрелу. Законом от 29 апреля 1993г. было внесено изменение в ст.23 Уголовного кодекса, в соответствии с которым исключалось применение смертной казни ко всем женщинам.
Большинство стран мира не применяют смертную казнь к беременным женщинам. В Кувейте, например, смертный приговор беременной женщине автоматически меняется на пожизненное заключение. В некоторых странах женщина может быть казнена после рождения ребенка (ОАЭ, Ю.Корея, Турция), в других - через определенный промежуток времени после родов (в Индонезии - через 40 дней, в Египте и Ливии - через 2 месяца, в Йеменской Арабской Республике - через 2 года). Противоречиво решен этот вопрос в УК Иордании: ст. 358 говорит, что смертный приговор приводится в исполнении через 3 месяца после родов, а ст. 17 того же УК предусматривает замену беременной женщине смертной казни на пожизненную каторгу. Уголовное законодательство Румынии запрещает казнь матерей, имеющих детей в возрасте до 3 лет, а УК Монголии и Гватемалы вообще запрещают применение смертной казни к женщинам. Сообщения о казнях беременных женщин поступали только из Ирана.
Ограничения применения смертной казни к душевнобольным лицам
Уголовное законодательство России отрицательно решает вопрос о возможности вынесения приговора к смертной казни в отношении лица, признанного невменяемым. Это предусматривалось в ст.14 Руководящих начал по уголовному праву РСФСР 1919г., в ст.17 УК РСФСР 1922г., в ст.11 УК РСФСР 1926г., в ст.11 УК 1960г. Аналогичные нормы были установлены во всех проектах УК РФ. Освобождение от уголовной ответственности невменяемого предусмотрено ч.1 ст.11 УК. При установлении, что лицо было невменяемым в момент совершения преступления, оно освобождается от уголовной ответственности. При необходимости к такому лицу могут быть применены принудительные меры медицинского характера: помещение в психиатрическую больницу с обычным, усиленным или строгим наблюдением (ст.58 УК). Последующее выздоровление лица не может привести к рассмотрению дела по существу и привлечению лица к ответственности, поскольку общественно опасное действие было совершено невменяемым.
Если с момента совершения преступления прошло 10 лет, то лицо, не может быть привлечено к уголовной ответственности, за исключением случаев, когда за данное преступление предусмотрена смертная казнь. По таким делам вопрос о применении давности решается судом.
В большинстве стран мира законодательство исключает применение смертной казни к душевнобольным. ст.3 Резолюции 1984/50 Экономического и Социального Совета ООН от 25 мая 1984г. "Меры, гарантирующие защиту прав тех, кто приговорен к смертной казни" указывает, что не должен приводиться в исполнение смертный приговор в отношении "лиц, потерявших рассудок".
Андрей Чикатило «Ростовский потрошитель» признался в 56 убийствах, официальное число его жертв — 53. Кроме того, Чикатило вменялось несколько случаев растления несовершеннолетних. Судебно-психиатрическая экспертиза, проводившаяся трижды, показала его полную вменяемость. 15 октября 1993г. его приговорили к смертной казни. 14 февраля 1994г. казнён в Новочеркасской тюрьме одним выстрелом в затылок.
16 12 2014
1 стр.
Задание Подготовьтесь к дискуссии «Смертная казнь: за и против»: проанализируйте позицию писателя Анатолия Приставкина; выберите аргументы, которые кажутся вам сильными, обозначьт
16 12 2014
1 стр.
Одной из главных, общепризнанных ценностей XXI века является неприкосновенность человеческой жизни, а смертная казнь выходит за рамки прав любого гуманного человека и позиций между
11 09 2014
1 стр.
«Лишение жизни как вид общественной расправы с преступниками встречалось несравненно ранее», писал один из виднейших российских ученых Н. С. Таганцев 1
15 12 2014
10 стр.
Смертная казнь есть один из самых ужасных видов убийств, потому что она есть холодное, расчетливое, сознательное, принципиальное убийство — убийство без всякого аффекта, без всякой
10 10 2014
1 стр.
18 12 2014
1 стр.
14 12 2014
1 стр.
Теоретико-методологические, историографические и археографические аспекты
17 12 2014
6 стр.