Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
ОБЫЧАИ СВАТОВСТВА И ВЫБОРА НЕВЕСТЫ У АВАРЦЕВ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Дж. Абдаразакова

(Карачаево-Черкесский госуниверситет им. У.Д. Алиева,

студентка 4 курса исторического факультета)
Данная статья посвящена обычаям и проблемам, связанным со сватовством и выбором невесты у аварцев, она охватывает, в основном, два хронологических периода: XIX - начало XX вв. и наши дни. Уже свыше ста лет адаты народов Дагестана находятся в поле зрения исследователей. За эти годы опубликованы многие тексты, значи­тельное число статей и монографии. Изучением данных проблем занимались такие авторы как Львов Н. в работе «Сборник сведений о кавказских горцах» (Махачкала, 1870), Гаджиев М.Г в работе «История Дагестана с древнейших времен до конца 15в» (Махачкала, 1996), Магомедов А.М. «Чародинцы. Прошлое, настоящее, будущее» (Махачкала, 2000) и др.

Свадебные обычаи аварцев представляют много интересных в этнологическом отношении особенностей; обычаи эти, к сожалению, до сих пор оставались мало изученными, и некоторые, наиболее архаичные черты их, вероятно, успели уже исчезнуть.

Основными требованиями, соблюдение которых считается наиболее важным при заключении брака у аварцев, являются следующие два: 1) равенство общественного положения фамилии жениха и невесты и 2) эндогамия, или брак в пределах своего рода, или тухума. В прежние времена при заключении браков аварцы больше всего заботились о том, чтобы жених и невеста были из равных по знатности, влиятельности и могуществу фамилий. Вторую существенную особенность аварского брака, как уже отмечалось, составляет эндогамия, т.е. заключение браков в пределах своего рода. Эту особенность подметил ещё Н. Львов, у которого можно прочесть следующее: «Брачный союз горцы предпочитают заключать между близкими родственниками и однофамильцами, если условия для этого благоприятствуют». М. Ковалевский, на основании имевшихся в его распоряжении официальных данных, по этому поводу писал: «Браки с родственницами признаются более почетными и обязательство брать жен из собственного рода настолько строго соблюдается, что, при невозможности найти подходящую для него невесту в собственном роде, жених требует, чтобы избранная им чужеродка, подверглась предварительно усыновлению со стороны его рода, и затем уже вступает с нею в брак».

В настоящее время такого явления не наблюдается, браки заключаются с представителями других национальностей без всяких ограничений; тем не менее, браки между членами одного рода и сегодня являются более распространенными. В этом отношении аварцы и другие горцы Дагестана резко отличаются от большинства кавказских народов. Почти у всех кавказских народов издавна строго запрещалось вступать в брак членам одного рода, или однофамильцам, даже если родство между ними было самое далекое.

На вопрос «Почему предпочитаются браки в пределах одного тухума?», старики-аварцы дают такое объяснение: в прошлом, когда кровавые столкновения отдельных родов составляли обычное явление, жена, взятая из чужого рода, действуя в интересах своего рода, нередко могла вредить семье мужа, могла предать и погубить мужа и его родных. Такое предательство жен из чужих родов имело место, например, при организации заговора имама Гамзат-бека в Хунзахе, когда жены, взятые из чужих фамилий, сообщили своим родственникам - приближенным имама - о готовящейся убийстве.

Ясно, что в эпоху родовых распрей каждый род был заинтересован в тесной сплоченности и единстве интересов всех его членов. В Кюринском округе, например, в качестве побудительной причины к заключению родственных браков было стремление поддерживать численности своего рода, не уменьшая его посредством выдачи замуж дочерей за пределы округа. Изменение условий общественной жизни сделало этот обычай лишенным своей прежней опоры и не имеющим практического значения.

Многоженство, как и среди других мусульманских народов Кавказа, составляло в Аварии до установления советской власти, запретившей полигамию, довольно редкое явление.

Похищение невест составляло довольно частое явление в дошариатное время. В эпоху Шамиля, преследовавшего подобного рода обычаи, похищения, если не прекратились совершенно, то, во всяком случае, сделались сравнительно редкими. Сложившееся отрицательное отношение к краже невест в эпоху Шамиля сохраняется и в настоящее время. В наши дни кража невест у аварцев является крайне редким явлением, которое может привести к распрям между семьями и даже тухумами.

Возраст вступления в брак в различных аварских обществах в прежнее время был различен. В некоторых районах допускались более или менее ранние браки, в других обычными были браки с 18 лет для девушек и с 20 лет для мужчин. Вообще же очень ранних браков не существовало, и девушки выдавались замуж, по адату, не ранее 15 лет, мужчины женились с 18 лет.

Ранее у аварцев был распространен обычай «сговаривать» детей сразу вскоре после рождения. При этом отец мальчика давал, в виде залога, какую-нибудь вещь отцу девочки, и малолетние с этого времени считались женихом и невестой. По аварским обычаям, даже говорить с сыном о его женитьбе не полагалось; поэтому, чтобы узнать, согласен ли он жениться на намеченной девушке, родители обращались к его близкому товарищу и поручали ему переговорить с сыном. Сегодня этот обычай утратил свое практическое значение, но, как и в стародавние времена, решающая роль при заключении брака у аварцев в значительной мере все еще принадлежит родителям молодых. Однако, надо заметить, уже существует тенденция, показывающая, что сейчас в большинстве случаев выбор невесты - это инициатива парня.



Обычаи самого сватовства, в основном, сохранились в прежней форме. Родители жениха посылают кого-либо из близких родственников к родителям невесты неофициально узнать, согласятся ли они выдать дочь за их сына. Если родители девушки согласны на брак, они обыкновенно говорят «инш алла», «если будет угодно богу», или если считаются с волею дочери: «спросим у дочери», и обещают дать ответ через 2-3 дня. Если же родители девушки не согласны выдать дочь, то под различными предлогами отговариваются. В назначенный день родственник жениха приходит за ответом и получает согласие.

После этого, чаще в праздничный день, в Байрам или Курбан-байрам, родители жениха посылают в дом невесты подарки. Принятие подарков и кольца или браслета закрепляет сватовство и равносильно обручению. Между обручением и заключением брака, свадьбой проходит несколько месяцев, а иногда год и больше.

Обычаи сватовства и выбора невесты у аварцев: история и современность
41.92kb.

18 12 2014
1 стр.


Килен төшкәндә Встреча невесты Музыка спокойная, на сцену выходят мать невесты, невеста, зять

Мать невесты: Дорагая моя дочь, ты сегодня покидаешь отчий дом. Я дарю тебе белый пояс, цвет чистоты, пусть он тебя оберегает. Дорогой зятёк, а тебе дарю красный пояс, цвет мужеств

17.15kb.

09 09 2014
1 стр.


Право и обычаи в регулировании деятельности волостных судов российской империи

Специальность 12. 00. 01 теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

255.35kb.

06 10 2014
1 стр.


«Смертная казнь: история и современность»
272.11kb.

16 12 2014
1 стр.


Святочныя гаданія и суевѣрные обычаи Олонецкихъ карелъ

Никольский В., свящ. Святочные гадания и суеверные обычаи Олонецких карел // Олонецкая неделя. 1916. № С. 12 – 15

77.64kb.

12 10 2014
1 стр.


Презентация Борьба с коррупцией: история и современность Чернышев Александр Николаевич, 8 класс Суконкина Г. В
72.65kb.

14 12 2014
1 стр.


Политические партии России: история и современность

Теоретико-методологические, историографические и археографические аспекты

1203.15kb.

17 12 2014
6 стр.


«Политические элиты. История. Теория. Современность»

Социально-философские истоки элитизма и историческая ситуация, породившая классическую теорию эли

193.46kb.

07 10 2014
1 стр.