учитель истории и обществознания
МОУ «Гимназия №3»
г. Юбилейного
Московской области
Тема урока: История, трагедия и слава русского зарубежья
Цели урока:
б) состав
в) выполнение миссии эмигрантами
4. Сменовеховство
5. Оценка первого этапа российской эмиграции
Понятийный минимум:
Эмиграция - вынужденное или добровольное переселение из своего отечества в другую страну по политическим, экономическим или иным причинам (белая или антибольшевистская).
Депортация - ( лат. – вывоз); высылка из государства или переселение на новое местожительство как мера уголовного или административного наказания
Диаспора- люди одной национальности, живущие вне страны своего происхождения, вне своей исторической родины ( именно это и составляет понятие «Зарубежная Россия или Российское зарубежье»; уникальность её заключается в том, что из трёх составляющих государственности- народа. территории и власти - она имеет только народ, пыталась создать территорию и напрочь была лишена власти.
Беженец- человек, оставивший место своего жительства, вследствие какого-то бедствия
Апатриды - (не имеющий родины - гр.), лица, не имеющие гражданства
Нансеновские паспорта – временное удостоверение личности, введённые для апатридов и беженцев Лигой Наций. Выдавались в 20-е годы на основании специальных Женевских соглашений (узаконивание пребывания русских в европейских странах. Лига Наций, комитет по правам беженцев, известный норвежский полярный исследователь Фритьоф Нансен, основатель науки океанография)
РОВС - Русский общевоинский союз- организация, объединявшая русские эмигрантские военные и военно - морские организации и союзы во всех странах в 1924- 1940г.г..Печатный орган «Часовой» с 1929г.
Миссия - (лат. отправление, посылка); ответственная роль, высокое предназначение кого-либо,чего- либо….Поручение, задание….
Реэмиграция- возвращение эмигрантов на родину
«Философский пароход»- своеобразный символ репрессий 1922-года; определение иррациональной (неразумной, философское понятие - не постигаемое разумом) депортации интеллектуального потенциала государства, "операция" против инакомыслящих представляла собой не одномоментное действие, а серию последовательных акций.
Опорный конспект
Начало урока: 1991 г. А.Пахмутова и Н.Добронравов написали песню «Остаюсь» (зачитываются три куплета)
Вот пришло письмо издалека,
Где живут богато и свободно.
Пусть судьба страны моей горька,
Остаюсь с обманутым народом.
Пусть судьба печальна и горька.
Мы — изгои в собственной стране,
Слышен звон чужих монастырей:
……………………………
Не зови в дорогу, не зови.
Верой мы сильны, а не исходом.
Не моли о счастье и любви —
Остаюсь с обманутым народом.
Не зови в дорогу, не зови.
Судьба ни один раз испытывала нашу страну, но более трагичным был ХХ век. Век, в который приходилось себя « переиначивать» и перед многими стоял тяжёлый выбор: оставаться на Родине или искать счастья за рубежом. Периодизация формирования российской эмиграции после 1917 г.:
Первая волна»1917-1930 г.г. (эмиграция времён Гражданской войны и первых послереволюционных лет) |
Вторая волна: Перемещенные лица и РОА ( после 1945г.)- эмиграция последних лет Второй мировой войны |
"Третья волна" (1970-е — 1980-е гг.) – эмиграция застойных лет |
"Четвертая волна" (после 1991 г.)- эмиграция развала СССР |
|
|
|
У этих точек зрения, зеркально перевёрнутых относительно друг друга, одно общее- отсутствие диалога, слепота непримиримости.
Звучит музыка Огинского «Прощание с Родиной»- эта музыка уже многие десятилетия является символом незабываемой печали и ностальгии. На фоне музыки – «уплывают» фотографии (А.Гофман, А. Вертинский ( певцы), Анна Павлова (балерина), Михаил Чехов (актер), А.Куприн, А.Толстой, М.Горький (писатели) М.Цветаева(поэтесса), С. Прокофьев (композитор).Н.Бердяев, С.Булгаков, И.Ильин, Л.Шестов, Н.Лосский, П.Сорокин, С. Франк , П.А. Флоренский, Л.П.Карсавин, М.М. Карповичи др.( философы)К. Бальмонт, З. Гиппиус, Д.Мережковский, И. Северянин, Саша Чёрный, К.Коровин, С.Рахманинов, К.Малевич. В.Кандинский и др. Фёдор Шаляпин- первый Народный артист РСФСРН.В. Устрялов, Ф.И. Шаляпин. С.В.Рахманинов, И.А.Бунин, М.И.Цветаева П.Н.Милюков - учёный историк, А.И.Гучков – предприниматель и политический деятель, П.Н.Врангель – барон, генерал от кавалерии, А.И.Деникин - генерал-лейтенант Александр Александрович Алёхин – великий русский шахматист, непобеждённый чемпион мир)
Эмиграция 20-х г.г. сложилась из трёх разнородных, разновременных слоёв:
Первый - самый немногочисленный-дипломаты, предприниматели, которые в 1917 г. либо жили, либо работали за рубежом и остались там, надеясь пережить лихолетье. Здесь же артисты, которые были на гастролях за границей, русские студенты и учёные в европейских университетах. | Второй слой: самый драматический и трагический: группы беженцев и белогвардейцев, которым пришлось покинуть родину в 1919-1920 г.г.. Главное событие этого периода стала крымская катастрофа ноября 1920г.. Последний клочок родной земли покинули тогда на кораблях своих союзников сразу 150-160 тыс. человек (« Галлиполийское сидение» в Турции - фотография, Песня Малинина «Белое на синем» |
Третий слой эмиграции - складывался из интеллигенции и вообще гражданской образованной публики с 1920 г. Часть представителей этого слоя уезжала в Европу с отступавшими белыми армиями. Центральным событием, определившим психологический настрой и состав этой «культурной эмиграции», была печально известная и позорно знаменитая высылка интеллигенции в августе- сентябре 1922.г. (о философском пароходе – 161 чел) Это интеллектуальная элита России: историки, философы, литераторы, журналисты. Для Советской власти эти люди были незначительными деятелями науки и культуры; а для русской культуры за рубежом – щедрым даром Советского правительства. За рубежом они стали основателями исторических и философских школ, современной социологии, важных направлений в биологии, зоологии, технике (а Россия это потеряла) Но для самих высланных эта акция стала моральной и политической пощёчиной, общей и личной драмой. Один их инициаторов высылки был Троцкий, цинично пояснявший. Что этой акцией советская власть спасает их от расстрела - согласны? |
Причины эмиграции | Состав эмиграции | Центры расселения эмиграции |
политические мотивы, невыносимые бытовые условия, стремление следовать за ближними и друзьями, невозможность заниматься своей профессиональной деятельностью и т.д.). Кто-то выезжал, чтобы спасти имущество, а кто-то – чтобы спасти жизнь.Кого- то высылали насильно | предприниматели, помещики, деятели культуры, военные, казаки, служители церкви, политические деятели | Париж. Берлин, Прага, Белград, София, Константинополь. Польша, Литва, Латвия, Эстония. Русским городом был город Харбин.Первая столица эмиграции – Германия, затем Париж, затем – Прага ( русская послереволюционная эмиграция была представлена по подсчётам бывшего лидера кадетов П.Н.Милюкова в 25 странах) В Париже – создавались ведущие политические объединения, Берлин стал литературной столицей, Прага- главным университетским городом русского зарубежья |
Второй вопрос. С какими же проблемами каждодневно сталкивались в эмиграции наши соотечественники? Сформулируйте круг проблем, стоящих перед русской эмиграцией в 20-е годы в зарубежных странах. Какие на ваш взгляд, являлись наиболее острыми? От чего зависело их решение?
Ответы учащихся.
(физического выживания: продовольствие, одежда, трудоустройство, место жительства; морально - психологические испытания, проблемы правовой защиты и т.д.).
Примеры:
- С колоссальными сложностями они могли получить справку беженца, дающую слабую надежду на возможность найти работу. Бывшие генералы, князья, многие представители интеллигенции стали беженцами, не брезговавшими никакой работой, устраивались работать таксистами в европейских городах, а уехавшие в южную Америку - рубили лес, корчевали пни. Трудились на тростниковых плантациях.
С.В.Рахманинов.
- Русскую зарубежную прозу еще как-то переводили, но русские поэты практически не были нужны никому, кроме самих эмигрантов. Огромные трудности с переводами, с невостребованностью европейской публикой замыкали русскую эмигрантскую поэзию внутри русской диаспоры и лишали ее будущего. Осознание тупика в своей литературной судьбе горше и острее звучит именно у молодых поэтов. Один из новых писателей 30-х гг. В. Варшавский, автор крылатого выражения тех лет - «незамеченное поколение», - приводит слова писателя А. Алферова на одном из собраний: «Наше поколение… не может утешить себя даже прошлым: у нас нет прошлого…». Они скорее, чем писатели старшего поколения, осознали страшную истину: им в Россию не вернуться никогда. Стихотворение Г.В. Иванова «Когда мы в Россию вернемся» заканчивается горькими строками:
Пора собираться. Светает.
Пора бы и двигаться в путь.
Две медных монеты на веки,
Скрещенные руки на грудь.
По третьему вопросу (на примере судьбы Ф.Шаляпина)
Несмотря на все издержки жизни в изгнании, эмиграция думала о будущем. Своим детям они стремились привить всё русское, воспитать их для будущей России. Уникальность сложившейся ситуации состояла в том, что не было государства, не было своего правительства, не было экономики, не было политики - а культура была.
Четвёртый вопрос. Главным признаком принадлежности к ушедшей России являлся русский язык - наиболее действенный способ сохранения и передачи культурных традиций. Было создано столько чисто русских учреждений, что можно было родиться, учиться, жениться, работать и умереть, не сказав ни слова по-французски. Среди эмигрантов даже бытовала такая шутка: «Хороший город Париж, только французов здесь много»
Направления и формы культурной жизни (по ходу ответов учащихся заполняется таблица):
Создание литературных салонов, кружков, клубов. |
Издательское дело |
Создание культурно-просветительских и учебных заведений .
|
Самым грандиозным стал Пушкинский праздник 1937 г., в год 100-летия гибели поэта. Готовиться к нему начали еще с 1935 г., когда был образован специальный «Пушкинский комитет». В него вошли самые известные представители культуры зарубежья и наиболее влиятельные общественные деятели (А.В. Карташев, В.Л. Бурцев, П.Б. Струве, князь П.В. Долгоруков). Председателем комитета стал В.А. Маклаков, его заместителями - историк культуры, лидер кадетов П.Н. Милюков, писатель и Нобелевский лауреат И.А. Бунин. Их усилиями было принято специальное обращение ко всей эмиграции с призывом объединиться, едва ли не последняя попытка консолидации Зарубежной России. Во многих городах Европы, где жили русские, также были созданы Пушкинские комитеты.
В конце урока вывешивается газета «Эхо» (газета русского зарубежья), выпущенная учащимися на основе материала урока.
10 09 2014
1 стр.
18 12 2014
1 стр.
05 09 2014
1 стр.
14 12 2014
1 стр.
18 12 2014
1 стр.
28 09 2014
1 стр.
15 09 2014
5 стр.
12 09 2014
1 стр.