Тема урока: «Из чего что сделано?» 2 класс
Цели урока:
- Познакомить учащихся с природными материалами, из которых сделаны различные предметы;
- Дать представление о производстве чугуна, стали, бумаги;
- Воспитывать бережное отношение к природным богатствам.
Оборудование:
- различные предметы из металла, дерева, шерсти, глины;
- телевизор, видеомагнитофон, кассета «Народные промыслы»;
- коллекция «Виды бумаги».
- дымковская, филимоновская игрушки, семёновская матрёшка, Хохлома (ложки, вазочки, разделочная доска)
Ход урока:
-
Организационный момент.
-
Повторение пройденного материала.
- На прошлом уроке мы с вами начали изучение нового раздела и говорили мы об экономике.
- Пока мы вспомним материал прошлого урока, 2 ученика выполнят задания по карточкам.
(Вызвать 2 уч-ся для выполнения самостоятельной работы по карточкам).
…………………………………………………………………………………………
Индивидуальные задания по карточкам.
(2 уч-ся получают задания)
- Распредели, что относится к продукции промышленности, а что - к продукции сельского хозяйства.
( У уч-ся карточки с изображением различных предметов)
-
Помидор, книга, морковь, телефон, настольная лампа, картофель, трактор, редис, лук, стул, утюг, тапочки.
-
Арбуз, вишня, стул, майка, виноград, ботинки, пальто, ракета, слива, парта, тыква, капуста, самолёт, чеснок, огурец.
........................................................................................................................................
Фронтальная работа с классом:
-А мы в это время вспомним, что мы узнали на прошлом уроке.
- Что такое экономика?
- Из каких частей состоит экономика?
- На прошлом уроке мы с вами говорили о городе и деревне. Подумайте и скажите, где, по-вашему, больше развито сельское хозяйство, а где – промышленность. Почему?
Проверка заданий по карточкам:
- Ребятам надо было распределить, что относится к продукции промышленности, а что - к продукции сельского хозяйства.
1 уч-ся: - Что произведено сельским хозяйством?
2 уч-ся: - Что производит промышленность?
3. Новая тема:
- Тема нашего урока «Из чего что сделано?»
Сегодня мы узнаем:
- Как делают бумагу? И какой она бывает?
- Из чего можно сделать посуду и игрушки?
- Как получить шерстяное изделие?
- Вокруг нас множество предметов, сделанных руками человека из природных материалов.
- Какие природные материалы вы знаете? ( Глина, металлы, древесина, известняк, гранит и др.)
- Например, из чего сделан этот предмет? А этот?
(Из карточек, с которыми работали 2 уч-ся.)
4.Практическая работа.
- Сейчас мы с вами поиграем в «Молчанку», попробуем разобраться, из чего же сделаны вещи, спрятанные в этой коробке.
(У учителя на столе - различные предметы из глины, шерсти, металла, дерева.)
Задание: Разделить все предметы на группы так, чтобы в каждой все вещи были сделаны из одного материала.
Дети отбирают предметы:
- из глины (вазу, горшочек, кирпич, глиняную игрушку-свистульку),
- из шерсти (свитер, перчатки, носки, шарф),
- из металла (ложка, миска, кружка, ножницы, металлический конструктор),
-из древесины (линейка, деревянная ложка, матрёшка, тетрадь).
- Все эти предметы хорошо знакомы вам. Давайте проверим, нет ли ошибок.
Что общего у всех этих предметов одной группы? Из чего они сделаны?
5. Беседа «Что из чего?»
- А теперь поговорим о каждой группе предметов в отдельности.
1. Шерсть (рассмотреть группу предметов из шерсти)
- Мы определили, что эти вещи сделаны из шерсти. А откуда берут шерсть?
(с.107 учебника)
- Рассмотрите рисунки и расскажите, как же делают шерстяные вещи.
1.Стрижка овец;
2. Изготовление шерстяной пряжи, сматывание на бобины;
3.Изготовление шерстяного полотна;
4.Нанесение рисунка на ткань;
5.Изготовление по выкройкам деталей одежды.
- Что нового вы узнали об изготовлении шерстяных изделий?
- А как сделали этот шарфик? Как получили разные цвета?
2. Дерево (рассмотреть группу предметов из дерева)
-Понятно, что линейка, подставка сделаны из дерева. А вот тетрадь как оказалась в этой группе? Как появились на свет наши с вами учебники? В этом нам помогут разобраться ребята, которые подготовили сообщения.
а) Выступления уч-ся об изготовлении бумаги (3 чел.).
Как делают бумагу
- На чём писали наши предки.
- Из истории создания бумаги.
- Как делают бумагу в наше время?
- Существует различные виды бумаги. Где её используют?
б) Показ коллекции различных видов бумаги.
- Для чего используется бумага?
- Легко ли получить бумагу? Как нужно относиться к нашим тетрадям, учебникам, ведь всё это срубленные деревья. А чтобы вырастить взрослое дерево надо не менее 60 лет.
- А ещё из дерева делают мебель, посуду, игрушки. (Показать.)
6.Физминутка
- А теперь музыкальная загадка.
Звучит музыка «Бу-ра-ти-но!»
- А как вы думаете, почему мы вспомнили о Буратино?
Хоровая декламация с выполнением упражнений.
Буратино потянулся,
Раз - нагнулся, два – нагнулся.
Руки в стороны развёл –
Ключик, видно, не нашёл.
Чтобы ключик нам достать-
Надо на носочки встать.
7. Беседа «Что из чего?» (продолжение)
-
Глина
- Издавна на Руси из глины изготавливали посуду и вот такие замечательные игрушки. (Показать игрушки).
- А как делают игрушки из глины, мы узнаем из фрагмента фильма.
(Просмотр фрагмента фильма «Наследство деда Филимона».)
Обсуждение:
- В чём особенность филимоновской глины? (Ответы уч-ся)
4.Металл
- В последней группе у нас оказались предметы, сделанные из металла.
Рассказ учителя о производстве железа. ( См. Приложение к уроку)
- Итак, мы с вами познакомились с некоторыми материалами, из которых человек может сделать необходимые ему предметы.
А теперь для закрепления выполним задания в тетради.
Закрепление: тетрадь с. 40 задание №2
- Во что люди могут превратить эти материалы? (Глина, древесина)
-А кроме глины, древесины, металла из каких материалов могут быть выполнены различные предметы? (Пластмасса, резина, стекло и др.) (* Примеры.)
8.Итог урока:
Для изготовления различных вещей человек использует в основном, имеющиеся в природе материалы. Но их запас небезграничен. Поэтому человек должен бережно относиться к природным богатствам.
-
-
* - Какие предметы в нашем классе сделаны из металла, древесины?
9. Домашнее задание:
- Прочитать материал учебника по теме «Из чего что сделано?»
- Выяснить, какие материалы использованы для изготовления вашей любимой игрушки.
Приложение к уроку.
Откуда берётся железо
Железо никто не делает, оно сотворено самой природой, как вода, глина, песок ... А люди его лишь добывают и превращают в чугун или сталь.
Железа на свете видимо-невидимо - оно и в песке от этого он желтоватый), и в красновато-бурой глине, и в коричневом камне кремне. Железо даже в воде растворено.
Казалось бы, раз железо везде, значит, где хочешь, там его и бери, только не ленись. Но не тут-то было: и в песке, и в глине, и в воде железа содержится так мало, что добывать из них его невыгодно. Больше всего железа в железных рудах. Из них-то и добывают этот самый главный металл.
Иногда железную руду добывают с поверхности земли, как глину, при помощи экскаваторов. Бывает, что рудные пласты скрываются глубоко в толще земли, и тогда приходится строить шахты.
Как же добывают руду?
Тут не обойтись без огромного, могучего стального экскаватора, маленького бумажного «пакета» с зарядом взрывчатого вещества и длинных проводов.
Пробурят горняки в земле скважины, заложат в них взрывчатку, по проводам пустят ток. Как грохнет взрыв - тонны земли, камней взметнутся в воздух, разлетятся вокруг, и откроется спрятанная под ними руда. Наконец стихли взрывы. За работу берется шагающий экскаватор. Зачерпнёт экскаватор ковшом руду, повернётся - и нагружен целый вагон или гигант-самосвал.
Так попадает руда на завод. Как же её превратить в железо? Тут людям помогает жаркий огонь. В огромных, словно высотные дома, печах - домнах, день и ночь бушует пламя. В эти домны и поступает железная руда. Бушует пламя, плавится, оседает руда, капли металла собираются в струйки, ручейки. Чугун тяжел, он стекает на дно.
Наконец мастер подает сигнал: «Чугун готов! Можно выпускать плавку.» Затем жидкий металл хлынет в огромный ковш. Путь этого ковша - в соседний цех. Тут чугун выльют в формы. В них жидкий металл застынет и примет форму той самой формы, в какую был залит. С чугуном мы встречаемся каждый день: это обычные сковородки, чугунки, батареи отопления …
Из чугуна варят сталь. Её варят в специальных печах – мартенах. Варят сталь сталевары. В мартеновской печи пламя жарче, чем в домне. Далее сталь поступает в прокатный стан, а затем из листа кузнец изготовит и ножи, и ложки, и лезвия.
Чтобы смастерить любой предмет - большой или маленький, простой или сложный, надо, чтобы хорошо потрудились, постарались мастера разных профессий: шахтеры, металлурги, сталевары, кузнецы.
Урок по курсу « Мир вокруг нас»
2 класс
Тема: «Из чего что сделано?»
МОУ «Прогимназия №66»
Учитель: Сабанаева Т.Т.