Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Жилища народов Севера

появились в глубокой древности,

но существуют и сейчас

Чум является универсальным жилищем кочевых народов, занимающихся оленеводством. Это переносная конусообразная палатка, форма которой является приспособленной для тундры. С крутой поверхности чума снег скатывается, не задерживаясь, поэтому при переезде на другое место без разгребания и очистки чум можно разобрать. Форма конуса делает жилище устойчивым при метелях и сильных ветрах.

Зимой чум накрывался шкурами оленя, изюбра или лося, сшитыми в полотнища, летом – берестой, корой или мешковиной. Вход завешивался шкурами, летом - грубой тканью. В центре чума находится печь, которая служит источником тепла и приспособлена для приготовления пищи. Тепло от печи поднимается вверх и не дает осадкам проникать в чум: они испаряются от большой температуры. Чтобы в чум не проникал ветер, к основанию подгребали снег.

Обычно чум оленеводов - ханты, ненцы, коми, энцы состоит из 25-40 шестов и нескольких покрытий, которые при переезде укладываются на специальные нарты. От числа шестов (и их длины) зависят размеры жилища: чем больше шестов, тем вместительнее чум.

После установки чума, женщины застилали постели внутри. Поверх циновок клали оленьи шкуры. У самого основания шестов складывали малицы и другие мягкие вещи. Оленеводы часто возили с собой перины и подушки, а также специальные теплые спальные мешки, сшитые из овчины. Днем всё это сворачивалось, а на ночь хозяйка раскладывала постель.

Установка чума - дело всей семьи, даже дети принимают в нем участие. При этом сохраняется определенная последовательность установки чума.



Яранга – переносное жилище кочевых чукчей, коряков, эвенков, юкагиров. Яранга имеет круглый план и деревянный вертикальный каркас с коническим куполом, сооруженным из шестов. Снаружи шесты покрывались оленьими или моржовыми шкурами. Яранга состоит из двух половин: чоттагина и полога. Чоттагин представляет собой подобие сеней. Это холодная часть жилища. Полог - теплый шатер, сшитый из оленьих шкур, отапливается и освещается жировой лампой. Он служит спальным помещением. В ярангах двери закрываются только в пургу. Свет в чоттагин проходит через покрышку из кожи. В чоттагине стояли ящики с одеждой, выделанными шкурами, отрезами тканей. Рядом стояли бочки с квашениями. Над очагом висел котел. Полог освещался каменными жирниками (горела, например, полоска меха, опущенная в жир и пропитанная им).

Чукотская яранга как многовековой символ непременно участвует во всех современных праздниках, проводимых на Чукотке. Яранги устанавливают на площадях, даже клубных фойе, устанавливают зимой и летом. В них женщины готовят оленину и чай, и угощают традиционными блюдами гостей. В форме яранги теперь строят на Чукотке даже теплицы и другие сооружения. Так, в центре Анадыря стоит яранга, сделанная из прозрачного пластика. Это не что иное, как овощная палатка. Так что яранга, как и олень, давно стала символом Чукотки.

О любви чукчей к яранге говорит тот факт, что она как символ изображается на многих плакатах, картинах, гравировках на моржовом клыке, эмблемах, значках, даже гербах.


Иглу - жилище эскимосов из снега. Представляет собой куполообразную постройку диаметром 3—4 метра и высотой около 2 метров из снежных или ледяных блоков. При глубоком снеге вход обычно устраивается в полу, ко входу прорывается коридор. При неглубоком снеге вход устраивается в стене, к которой достраивается дополнительный коридор из снежных блоков. Важно, чтобы вход в иглу был ниже уровня пола — это обеспечивает отток из постройки тяжёлого углекислого газа и приток взамен более лёгкого кислорода, а также не позволяет уходить более лёгкому тёплому воздуху.

Свет в иглу проникает прямо через снежные стены, хотя иногда устраиваются окна из льда. Внутреннее помещение обычно застилается шкурами, иногда шкурами покрываются и стены. Для обогрева жилища и дополнительного его освещения используются плошки-жирники. В результате нагревания внутренние поверхности стен оплавляются, но стены не тают, так как снег легко выводит избыточное тепло наружу хижины. Поэтому в хижине может поддерживаться комфортная для жизни человека температура. Кроме того, снежная хижина впитывает изнутри излишнюю влагу, в результате чего в хижине достаточно сухо.

Полярные путешественники долгое время не могли научиться строить хижину иглу. Однако, обладая некоторым строительным опытом, иглу можно возвести за один-два часа. Секрет строительства хижины-иглу заключается в особой форме плит (разные плиты в хижине имеют разную форму), позволяющей складывать хижину в виде «улитки», постепенно сужающейся к своду. Важным является способ установки плит с опорой на предыдущие в трёх точках. Для большей устойчивости конструкцию поливают водой с внешней стороны.

В настоящее время хижины иглу применяются также в лыжном туризме как аварийное жилье на случай проблем с палаткой или долгого ожидания улучшения погоды. Большой вклад во внедрение хижин иглу в советский лыжный туризм внёс Александр Берман. Сейчас при подготовке к лыжным походам иногда проводятся занятия по строительству хижин иглу.



Крепостная башняоборонительная постройка, составная часть крепостных стен в Средние века. Крепостные башни сооружались из кирпича, камня и дерева в углах стен и на длинных прямолинейных участках. Несколько выступая за плоскость стены, имели круглую, полукруглую, прямоугольную, многоугольную и другие формы, с поперечником до 20 м, высотой иногда в 1,5—2 раза выше стен. Башни предназначались для наблюдения, обеспечения продольного обстрела крепостной стены, подступов к ним и защиты ворот, служили укрытием для войск и опорным пунктом обороны. С развитием артиллерии башни стали заменяться бастионами.

Избушка Бабы Яги (макет из фанеры)

Баба-Яга со своей избушкой уникальный персонаж, пришедший прямо из славянского фольклора. Избушка Бабы-Яги выглядит как маленькое, шестиугольное жилище с соломенной крышей. На крыше торчит шаткая дымовая труба. Издали избушку можно принять за стоящую на ходулях, но вблизи становится ясно, что это – гигантские курьи ножки. Имеется одна дверь и два окошка. Избушка почти всегда пребывает в глубоких лесах, окруженная частоколом. Избушка редко стоит спокойно – часто она кружится и подпрыгивает, приседает, раскачивается из стороны в сторону, или вертится, оглядываясь по сторонам.

Не менее удивительны, чем их хозяйка, были и волшебные предметы Бабы-Яги. Говорят, что она летала по небу в железной ступе, управляя пестиком. Некоторые говорили, что гром – это, на самом деле, грохот ее ступы и пестика во время полета. С собой у нее всегда была огромная палица, которая могла обращать людей в камень. Однако нет никаких сомнений, что величайшим сокровищем была ее Избушка.


Замки на Руси – укрепленное жилище феодалов

Одним из редких примеров русского замка являлся замок Владимира Мономаха. Многочисленные укреплённые монастыри не являлись замками как таковыми — это были крепости. Они были тесно связанны с городом, вмещали не только оборонительные сооружения, но также культовые и жилые здания. На русской земле обязательным признаком города было ограждение вокруг него либо в виде тына, либо в виде стены, деревянной или каменной.



Составные элементы замка:

  • Круглый насыпной холм из земли с высотой насыпи от 5 до 10 метров. На вершине возводилась деревянная, а позднее каменная, оборонительная башня, окруженная палисадом. Вокруг холма шёл заполненный водой или сухой ров, из земли которого и формировали насыпь. Доступ в башню осуществлялся через перекидной деревянный мост и устроенную на склоне холма лестницу.

  • Большой внутренний двор площадью, примыкающий к холму, разнообразные жилые и хозяйственные постройки — жилища хозяина замка и его воинов, конюшни, кузницу, склады, кухню — внутри него. Снаружи двор был защищен деревянным палисадом, затем рвом, который заполнялся из ближайшего водоема, и земляным валом. Около холма строили несколько примыкающих друг к другу дворов.

  • Крепостные стены это защитные стены вокруг внутреннего двора. Они должны были быть достаточно высокими, чтобы затруднить штурм нападающих используя лестницы, и толстыми чтобы противостоять мощи осадных механизмов, которые включали артиллерию. Типичная стена была 3 метра в толщину и 12 метров в длину, однако размеры сильно отличались у разных замков. Чтобы защитить их от подкопов, перед крепостными стенами иногда устраивали каменные отмостки. Боевой ход на вершине крепостной стены позволял защитникам метать снаряды в противников снизу, а парапет давал им дополнительную защиту. Многочисленные башни на крепостной стене позволяли защитникам вести продольный огонь вдоль стены.

Жилища народов Севера появились в глубокой древности, но существуют и сейчас

С крутой поверхности чума снег скатывается, не задерживаясь, поэтому при переезде на другое место без разгребания и очистки чум можно разобрать. Форма конуса делает жилище устойчив

57.64kb.

12 09 2014
1 стр.


История создания гитары. Первые свидетельства в странах Древнего Востока

Струнные щипковые инструменты, снабженные шейкой, появились в глубокой древности. Они составляют семейство лютневых в широком смысле слова

167.82kb.

16 12 2014
1 стр.


Развитие письменности малочисленных народов севера. Обучение детей-нивхов родному языку

Малочисленные народы Севера, с древнейших времен проживающие на территории нашей островной Сахалинской области, до начала XX века относились к числу бесписьменных народов

76.04kb.

01 10 2014
1 стр.


Эльзасские просторы

Собачья упряжка – традиционный вид транспорта народов севера. Когда-то единственное зимнее средство передвижения. Сейчас же это экзотика

67.6kb.

14 12 2014
1 стр.


Етылин В. М. Ассоциация коренных малочисленных народов Севера: куда ведёт нас хорей?!

Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ за последние двадцать лет, результаты их деятельности, особенности их функционирования в современных условиях. Брошюра получила большой обществ

427.66kb.

25 12 2014
3 стр.


«свое» И«чужое» в культуре народов европейского севера

«Свое» и «чужое» в культуре народов Европейского Севера: (Материалы 3-й международной научной конференции) / Отв ред. В. М. Пи-воев; ПетрГУ. Петрозаводск, 2001. 128 с

1811.63kb.

09 09 2014
9 стр.


И проблем малочисленных народов севера со ран

Проблемы литератур народов Сибири: национальное своеобразие, тюркское стихосложение, традиции и новаторство“

155.87kb.

08 10 2014
1 стр.


Информация о работе службы по работе с коренными малочисленными народами Севера за 9 месяцев 2012 года

Количество населения из числа коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Сургутского района, остаётся стабильным, чуть более 3000 человек

112.73kb.

09 09 2014
1 стр.