Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
ЖИТИЕ ЕПИСКОПА НЕРСЕСА, ТОЛКОВАТЕЛЯ ПСАЛМОВ

С угасанием царства и государства Армянского, когда столица Ани была завоевана мусульманами и цари наши переселились [из родных мест] в области и владения греческих царей, некий муж из армянских князей, по имени Аплгариб, из рода [князей| васпураканских, как преданный, мудрый и мужественный в ратном деле [человек], был послан самодержцем Алексием в области киликийцев [в качестве] правителя столицы Таре и [города] Маместии. Прибыв, он стал управлять ими по порядкам и законам, [принятым у себя] на родине, но хранил верность грекам. В гористых и равнинных областях [Киликии] он построил церкви; таких: [церквей] с богослужением, принятым у армянского народа, в греческих [владениях] множество. У подножия Таврских гор и над, городом Тарсом в окружении деревень и поселков он основал два неприступных замка, Ламброн и Паперон. Паперон он [превратил! в хранилище своих богатств и построил большую церковь-усыпальницу для себя и своих родных. Ламброн же передал близкому [ему] и любимому князю, по имени Ошин, прибывшему с ним и Армении [сюда], и отдал на хранение бывшие у армян, согласно древней истории, мощи Петра, великого и главного среди апостолов [Христа], и наказал в сем замке неукоснительно служить святому апостолу и принять в собственное владение крепость и ее округу.


Переселившись сюда со своим родом и найдя крепость в запустении, [Ошин] восстановил ее в меру своих возможностей,   и прежде всего построил в ее высокой части покоище для   мощей святого и главного апостола. По смерти же Аплгариба,   похороненного [в родовой усыпальнице] в Папероне, Тарсом стал править один из его князей, зять Ошина, во дни которого в 500 г. армянского летосчисления [1051] племя исмаильтян вторглось в кили-кийские земли и опустошило все равнинные области, овладело и Тарсом и предало мечу христиан. Ошин же безбедно пребывал в неприступной крепости и, сблизившись с греческим царем, получил от него почетный титул и щедрые дары.   После  его  смерти отцовский престол занял его сын Хетум, удостоившийся от греческого царя Алексия титула севаста,   в   правление   которого пришли франки и овладели святым городом Иерусалимом, Антиохией и киликийскими городами в 547 г. [1098].   Позднее  севаст Хетум претерпел от них много тяжелых испытаний из-за отцовских крепостей и, избавившись от всего с помощью Бога и святого апостола Петра, при поддержке греческого царя Иоанна разбогател и стал могущественным. И, имея прекрасных сыновей и дочерей, достигших при его жизни совершеннолетия, он повенчал некоторых из них, но старшего сына, по имени Ошин, оставил при себе холостым. Смбату, второму после него, передал Паперон, одну из дочерей своих он выдал замуж за Васила, брата Григориев, католикоса армянского. Последние были внуками Григора Маги-строса Бджнийского. После же смерти Хетума отцовский престол наследовал его сын Ошин, удостоившийся от царя Мануила титула севаста и ставший владельцем огромных богатств. В его [княжение] греческий царь вновь овладел Тарсом и другими киликийскими городами. Зять Ошина Васил женил его на дочери брата своего Зоравара, [но] втайне от брата своего католикоса, опасаясь как бы кумовство не стало помехой [женитьбе]. Жена его была рачительна и являла венец для мужа своего, украшая юными детьми стол [их] отца подобно прекрасному саду, и жили они благословляемые Богом. После первеницы дочери у них в 600 г. [1101] родился сын Хетум и второй [сын], отец наш, о котором речь моя.
В грудном возрасте он тяжело заболел, и верные [своему слову] родители посвятили его всехваленной и приснопрославляе-мой Богородице, приведя в носящую ее имя церковь, что в Скеврском монастыре близ крепости. С малых лет он с благоволения родителей упражнялся в науках, преуспевал с другими братьями своими в их изучении и рьяно воспитывался благочестивой матерью своей во всяческом страхе [Божьем]. А добронравный Ошин, заимев пятерых сыновей и трех дочерей, претерпев разные испытания ради верности греческому царю, достиг глубокой старости на престоле своем и, окруженный братьями и детьми, с благословениями почил во Христе, предоставив владение отцовским престолом старшему сыну своему Хетуму, а посвященному Богу сыну  стать во главе построенной им самим святой церкви и монастырей. Старший сын, одаренный Богом благоразумием и мудростью, отправился к греческому царю Мануилу и с помощью богатых подношений получил отцовский титул севаста.
А сей [младший], предназначенный для духовного звания, завершив учение детских лет, в шестнадцатилетнем возрасте был отведен богобоязненной матерью к украшенному всяческой мудростью и знаниями католикосу святому Нерсесу, сменившему на престоле брата [своего] Григора. И он в ответ на преисполненные веры просьбы племянницы своей позвал к себе отрока, рукоположил в священники, [посвятил] в монашеский чин и в честь себя назвал Нерсесом. И мать, оставив его при [католикосе] для получения образования, сама отправилась на поклонение святым местам в Иерусалим.
Нерсес, побыв короткое время при патриаршем престоле и благодаря рукоположению укрепившись духом, мечтал о безмятежной уединенной жизни, [целиком посвященной] чтению. Святой патриарх, радуясь успехам отрока, послал его в монастыри Черной горы, [где] он углублял [свои познания] в практических [науках] и [пополнял свое] теоретическое образование, преуспевая [в этом! и стремясь достичь совершенной добродетели в любви К Христу. Через несколько лет, возвратившись в отчий дом, он был с радостью встречен матерью и братьями, однако не пожелал стать во главе духовного братства, как было завещано ему отцом, а одиноко жил в горах, в глуши, вместе со своим духовным учителе» Ованесом. И это было для него желанней любых наслаждений. Пустынь, в которой он обитал, носила имя Шугрской Богородицы, [и находилась она] на берегу реки Жеракра, близ церкви св. Георга, где в маленькой келье пребывал он денно-нощно в неустанном чтении, [отвлекаясь] лишь для отправления святой службы.
Между тем в 622 г. [1173] почил во Христе патриарх св. Нерсес и преемником его на святом престоле стал его племянник Григорис, по прозвищу Тга, который одновременно приходился двоюродным братом этому. Он письмом вызвал к себе отрока Нерсеса, и этот из-за любви, связывающей их, а также ради пополнения своих познаний в Св. писании поспешил к сородичу своему, св. патриарху, и благодаря его заботе с помощью святых наставников изучил глубокий смысл Ветхого и Нового заветов. В двадцатитрехлетнем возрасте патриарх рукоположил его епископом [города] Тарса, а также Ламброна и прилегающей округи и с почестями отправил к своим [подчиненным].
Прибыв, он избегал пастырских обязанностей и жадно стремился [заняться] чтением Св. писания, но не было у него безмятежной жизни, о которой он так мечтал, и он стал скрываться в разных отдаленных местах. И так как с детства благодаря усилиям матери своей он с любовью изучил греческие сочинения и мудрость, содержащуюся в них, то [теперь] отправился как скромный бедняк на остров Кипр, дабы там на месте усовершенствовать свои познания в греческой риторике. Однако желание матери и любовь братьев воспрепятствовали этому: узнав о том, они возвратили его оттуда силой. Поняв, что не сможет удалиться, он вновь поднялся в свою прежнюю пустынь, именуемую Шуг.р, где его ждали маленькая келья и живший там его наставник духовный отец Ованес.
И, собрав все божественные книги, он оставался в названном месте несколько лет, пребывая в теле [с помощью] слова Божьего, которое для вкусивших его слаще меда. В Господние дни вознося хвалу, он отправлял таинство святой литургии, остальные же дни уединенно проводил в келье, занимаясь чтением, письмом и [предаваясь] молитвам. А духовный отец его и воспитатель  Ованес, время от времени засиживаясь у него, предавался исследованию смысла псалмов и, слыша его толкования, молил [его]   записать это и оставить я а пользование вослед идущим.  Тогда  по  воле Божьей и покоряясь [желанию] просившего, он начал писать Толкование псалмов, будучи двадцати шести лет от роду, в 627г. [1178], и закончил его в двадцатидевятилетнем возрасте. Вслед за этим он поспешил на гору, что насупротив города Антиохии, в латинские и греческие монастыри, прославленные своими правилами и верой. И, живя там некоторое время, он   перевел   Толкование Откровения Иоанна.   И, понуждаемый вновь любовью патриарха св. Григория, настойчиво и властно звавшего его [обратно], явился к нему. А тот с мольбой и угрозами убедил его возглавить епархию, оказавшую ему доверие участием в [его] рукоположении, И таким образом, обуздав парение мыслей духовного отца [нашего], он забрал из полной лишений жизни и с почестями отослал его к [епископской] кафедре. В это же время и высокочтимый брат его севаст Хетум построил в святой обители великолепный храм для: молитв, украшенный росписью, и принял в   нем   вышедшего   из пустыни жениха, как луна прекрасного божественной мыслью и как солнце сверкающего блеском знаний, изумительным житием и речами. И по правую руку его установили царицу  [невесту] — святую церковь, украшенную и осыпанную драгоценностями. И, воссев на архиепископском престоле в день св. Девы, он принес церкви нашей мир и отслужил чудесное таинство св. литургии в память о спасении [рода человеческого] Христом   и   искуплении, [дарованном] людям. И мы, став сопричастными   [всему   этому] благодаря своему присутствию и вкусив [сладость его речей], воздали славу Христу. И с тех пор, проникнутый глубокой заботой о церкви, он благочинно упорядочивал [дела] завещанной ему отцом святой епархии и, ежедневно спускаясь в церковь города Тарса, утешал проповедями и был успокоением для всех, кто слушал и видел его, и не только последователей армянской церкви,   но   и людей народа франков и греков, как человек сведущий в [церковных] правилах и вероисповедании каждого народа, и был примирителем и успокоителем их разногласий.
Между тем по прошествии нескольких лет усилился кровный родственник их Робен, после смерти царя Мануила захвативший Маместию и Таре. С жадностью Ахава, стремившегося овладеть, виноградником Навуфея, он силой хотел отнять у них эту богоданную крепость. Их же, в течение целого года остававшихся осажденными в ней и бедствующих из-за его вражды, вновь посетил Бог и обратил их к миру. И отрок Рубен в начале второго года умирает, [перед смертью] он просит у них прощения за ошибку, совершенную по юношеской [неопытности]. Власть переходит к родному брату его благомысленному Левону, установившему с дими нерушимый мир. В Господние праздники он зовет к себе отца нашего и его назидательными проповедями и отправлением святой литургии утешает его вместе с многочисленной паствой.
Но в эти дни из-за грехов наших иноплеменниками был захвачен святой город Иерусалим и, по дошедшему  до   нас  слуху, самодержец Римской империи алеманский царь   двинулся   на шосток для освобождения святых мест. И великий   князь   Левой решил отправить святого отца нашего навстречу ему в   качестве посла. С этой целью [Нерсес] пустился в путь к святому патриарху Григорису для получения от него соизволения и согласного с ним решения. На этом пути на них напали живущие в шатрах {разбойники] из племени исмаильского и близ города   Мараша перебили мечами сопровождавших его св. братьев и   монахов  и захватили навьюченных лошадей. По попечению Божьему живы остались лишь он, близкий ему соепископ Ованес и учитель Георг. Юн впал в глубокую печаль, обнаружив, что бывшая при нем рукопись Толкования святой литургии и церковных порядков, написанная по благодати св. Духа, также была захвачена разбойниками и не осталось других списков. По возвращении, опасаясь того, что и это Толкование Псалтири, написанное им, может погибнуть при какой-нибудь смуте и не останется ни одного его списка, он лобудил сомонашествующего брата нашего Георга начать переписывать его. И тот охотно согласился, подготовил материал и приступил [к работе]. Но княжеское повеление торопило [Нерсеса] в путь к самодержцу Римскому, царю алеманскому, и он взял себе з спутники Георга, а мне, смиренному Самвелу, велел закончить начатое им. И я с готовностью согласился ,и, [принявшись за работу], с твердой верой завершил ее во славу Божью в 639 г. [1190]. Вот уже три года как разрушены святые места Иерусалима. Когда же отец наш прибыл в Таре, чтобы пуститься  в  предстоящее ему плавание, самодержец достиг Иконии, а его войско через несколько дней [вступило] в Таре, и [Нерсесу] осталось лишь выйти им навстречу.
Я же не уставал переписывать рукопись, ибо душа моя озарялась ее светом в уединении святой обители, и, по попечению Христа достигнув последней точки, я распрощался с ней, став для вослед идущих виночерпием, разливающим чашу божественной мудрости отца нашего, которая приводит в восхищение души и исцеляет утешением зараженные тела. И в конце ее я оставил вам краткую историю его жизни, дабы будущий исследователь его творений не пребывал в неведении относительно того, кто [он] и откуда и каково [течение его жизни], как это случилось со многими отцами нашими и вардапетами армянскими, а именно с Давидом Нергинаци, Григором Нарекаци, Мовсесом Хоренаци, многими творениями которых мы наслаждаемся и жаждем знать  об их жизни, однако не располагаем ничем   относительно   историй блаженных. Посему мы кратко описали его жизнь до сей   поры, то есть [поведали] о тридцати восьми годах его жизни, и   молим Христа оставить его нам на долгие годы [духовным] главой, дабы через благое пастырство, мудрое надзирание он был бы хранителем святого братства и предводителем церкви. Молю также меня, немощного, с его благословлениями положить в могилу на покой со святыми отцами моими, меня, который по старости столь близок к ним и разбит волнами [моря житейского]. Если же еще что-нибудь из даров Божьих произведет древо наше, посаженное в потоках вод Священного писания, то да ниспошлет Бог молодым ученикам его дар описать [будущее] течение жизни и конец его и поведать [об этом] вослед грядущим. Молю также  о  даровании прощения мне за допущенные ошибки и несовершенство  речи  и слога, ибо таковы были мои возможности при моей немощности. При использовании сей [рукописи] с душевной отрадой да   падет роса молитвы вашей на землю нашего упокоения и,  напоив,  да питает похороненных во чреве земли, дабы весенним воскресением засверкать возрождением пред Христом, Богом мира, давшим нам дар утешения и добрую надежду. Благостью   его  да   утешится мысль ваша этой святой рукописью и да утвердится  надежда  в любовь Христа, которому слава во веки веков. Аминь.

https://armenia.h1.ru/Churchs/Jitiya%20i%20muchen/jitiya/nerseslambronaci_ru.html#

Житие епископа нерсеса, толкователя псалмов

Ошин, прибывшему с ним и Армении [сюда], и отдал на хранение бывшие у армян, согласно древней истории, мощи Петра, великого и главного среди апостолов [Христа]

84.75kb.

12 10 2014
1 стр.


История возникновения и развитиия б -атлыма

В №8 за 16 апреля 1896 года в статье «Житие и труды святого Стефана, Епископа Пермского», который вел в конце 14 века миссионерскую деятельность среди населяющих землю Пермскую язы

37.84kb.

30 09 2014
1 стр.


Учебная программа по церковно славянскому языку. Методическая записка

Цель занятий: научить ребёнка правильно прочитать по церковно – славянски предложенный текст, а также твёрдо и осмысленно знать алфавит, ряд молитв, тропарей, псалмов

119.81kb.

13 10 2014
1 стр.


История грузинской православной церкви

Крещение. Ап. Андрей поставил новопросвещенным епископа, иереев и диаконов, а перед отбытием в путь оставил в городе икону Богородицы

1115.52kb.

13 10 2014
8 стр.


Православные суздаляне почтили память

Митрополит Суздальский и Владимирский Валентин в сослужении Высокопреосвященного Архиепископа Борисовского и Отрадненского Феодора, Преосвященного Епископа Тульского и Брянского Ир

69.78kb.

03 09 2014
1 стр.


Жития святых по изложению святителя Димитрия, митрополита Ростовского

Страдание святых мучеников Акепсима епископа, Иосифа пресвитера и Аифала диакона, 18

9724.33kb.

10 09 2014
67 стр.


Житие лазаря ивановича

Лазарь Иванович Четверик мой дед по материнской линии родился на Украине, в селе Верхний Рогачик, близ Запорожья, в 1859 году

874.46kb.

04 09 2014
5 стр.


Епископ кассиан

Исчерпывающее историческое введение в эпоху первохристианства, составленное на основании строго проверенных и научно обоснованных данных и источников видного богослова современност

6152.69kb.

18 12 2014
43 стр.