Жизнь ради работы
О том, как обрести баланс между работой и личной жизнью, не пожертвовав при этом карьерой, рассказывает психолог Юлия Смирнова.
Поставь ее на место!
Выбор между «жить чтобы работать или работать чтобы жить» для многих очевиден: жизнь, конечно же, первостепенна, иначе какой смысл напрягаться и зарабатывать деньги? Но это лишь на словах. На практике выбор оказывается противоположным: «Ой, навалилось что-то всего… Ну, ничего, задержусь, как обычно, в офисе на пару-троку часов» (вариант: «отпашу в выходные»). Результат: с понедельника по пятницу домой мы добираемся только поужинать-переночевать, выходных нет вообще, раздражительность и стресс становятся постоянными спутниками, домашние забыли, как вас зовут, жизнь –скучна и монотонна.
- Хронический карьерист подсаживается на своеобразный наркотик, - объясняет психолог Юлия Смирнова. – Ему приходится постоянно тратить значительные средства на имиджевые вещи и аксессуары. Покупать вещи ради карьеры, делать карьеру – ради покупки вещей. Круг замыкается, превращается в цель. Как разорвать этот круг?
1. Начнем с понедельника
Чувствуете, что в последнее время буквально живете на работе? Срочно оптимизируйте свой график. Планируйте каждый следующий рабочий день загодя, с вечера. Каждый понедельник составляйте план-график на всю неделю, а первого числа каждого месяца – график работы на месяц вперед.
2. Отсечь хвосты!
Вам платят за стандартный 8-часовой рабочий день? Тогда исключите любые возможные переработки. Вы обнаружите, что 5-6 часов в день на себя (пусть с утра и вечером) – это очень много!
3. Чем отсекать?
Как именно оптимизировать график – это вопрос номер два. Вариантов несколько: а) взять более низкую, но менее хлопотную должность, б) перевестись в другую компанию – на такую же должность, но без разъездов: это подходит, если вы, мотаясь по командировкам, забыли, как выглядит ваш ребенок, в) в корне поменять ситуацию, отказавшись от работы, требующей творческого потенциала ради будничной рутины.
Многие не решаются на такой дауншифтинг по одной причине: понижение заработка. Имейте в виду: сошедшего с беговой дорожки дауншифтеа не заботит поддержание имиджа, и даже сократившиеся доходы вполне покрывают достойную жизнь. К тому же, дауншифтинг – не всегда снижение доходов. В зависимости от характера, сноровки, связей и желаний человека, дауншифтинг может привести к созданию собственного бизнеса с еще большими доходами.
4. Режем напрочь!
Кардинальный, и вместе с тем, экстремальный вариант: полностью забить на офис. В этом случае нужно хорошенько взвесить все «за» и «против». Подумайте, от чего и ради чего вы отказываетесь? Возьмите листок, разделите на 2 колонки: «работа сегодня» (старая) и «работа завтра». Каждую колонку разбейте еще на 2 части: «преимущества», «недостатки». Опишите в каждой колонке все, что думаете о нынешней работе и о грядущей.
5. Работа живет в офисе
Запомните главное правило: оставляйте в стенах офиса все проблемы и задачи, связанные с работой. Никогда не приносите мысли о работе (и уж тем более саму работу!) в дом! Выходные – вообще святое: это ваши личные дни, ваше личное время, дороже которого нет ничего на свете.
Из боссов – в бомжи
У некоторых психоаналитиков есть радикальный способ «вправления мозгов» измученным ответственностью бизнесменам: клиентам предлагается на какое-то время «влезть в шкуру бомжа». То есть, отказаться от социальных и этических норм, в прямом смысле побомжевать где-нибудь пару недель. Подобный разрыв шаблона здорово разгружает «зашлакованную» нервную систему: помогает увидеть зыбкость офисных стереотипов, ощутить прелесть каждой мелочи, разбудить жизнь в себе.
Знаете ли вы…
Кто сильнее устает?
Согласно социологическим исследованиям, больше всего устают кассиры и дилеры, медсестры, водители, чиновники, швеи, педагоги, работники сферы обслуживания, врачи и продавцы.
Юлия Амелина.