Перейти на главную страницу
ШКОЛА тележурналистики
|
| |
1. |
Пояснительная записка | |
|
Основная тема — журналистское расследование как |
Идея проекта заключается в том, чтобы в процессе работы над телепроектами формировать компетенции, необходимые старшекласснику для полноценной жизнедеятельности в XXI веке: коммуникабельность, участие в командной работе, креативность, толерантность, социальное партнерство, внутренне мотивированная деятельность, самоидентификация, овладение экранными технологиями.
Эта программа ориентирована на учащихся 13—16 лет. В этом возрасте особенно важно интеллектуальное развитие подростков. Должен произойти переход к абстрактному и формальному мышлению. Должна быть развита способность и интерес к самонаблюдению, самоанализу.
У подростков этого возраста идеальное и реальное «я» не совпадает. Поэтому возникает необходимость формировать способности различать идеальное и реальное, отслеживать противоречие между мыслями, словами и поступками.
Это время (возраст) мечтаний, и в это время можно задать «планку» для всей последующей жизни человека.
Начало XXI века в России — это время появления новых профессий, развития информационных технологий, тотального влияния на сознание людей средств массовой информации. Подростки отвечают на вопросы, шутят почти исключительно текстами из рекламы и «попсы», обсуждают в основном то, что показывается по ТВ. Картина, создаваемая средствами массовой информации, становится единственной реальностью для подростков; в ней они и ищут себе место.
В нашем случае создание телепроектов силами самих подростков является не целью, а средством их общения с социумом. Образование строится не на основе какой-либо одной системы ценностей и культурных ориентиров, а на столкновении в едином образовательном пространстве различных культур, различных и даже противоположных друг другу миров и обеспечении каждому учащемуся возможности свободной ориентации и выбора. Образование понимается как формирование личностной, а не усвоение общественной системы ценностей и идеалов.
Помимо реализации естественной потребности в самовыражении, подростки участвуют в осмыслении глобальных проблем и содержательных понятий, стоящих за ними (таких, как свобода, «корни» человека, национальность и т. д.). У каждого ученика должно произойти двойное самоопределение: нужно выбрать свое место в микро-социуме и место в социуме. Кто я? Какой я? Зачем я? Самоопределение — процесс мучительный; подросток должен совершать выбор позиции, постановку целей, задач, принимать решения в простых ситуациях, в работе друг с другом, и в столкновениях с внешним миром.
|
|
2. |
Специфика содержания Школы |
|
Подросткам предлагается знакомство с новым феноме- |
Единицей содержания образования становится проблема, а основным процессом — процесс проблематизации.
Одним из основных способов активизации учащихся и развития их творческой активности является проблемный подход.
Под проблемой подразумевается неразрешимое противоречие, которое не имеет готовых, культурно нормированных средств выхода из него. В других трактовках проблема является «знанием о незнании» или «задачей», не имеющей готовых способов решения.
Проблемный подход рассматривает мир не как данность (готовое знание, априори верное представление, подтвержденное авторитетом учителя), но как проблему. В традиционной учебной ситуации учитель является неким проводником между уже известной истиной и чистым, незнающим учеником. Ученик может начать видеть мир только так, как его видит учитель. Он не становится в активную творческую позицию «создателя» собственной картины мира.
При проблемном подходе мы идем на откровенный риск, поскольку устраняем априорный, незыблемый авторитет педагога как носителя истины. Ядром (первичным элементом) учебного процесса становится проблемная ситуация, которая является проблемной и для учащегося и для педагога. Педагог действует, относясь не к абстрактным учащимся, а к тем субъективным, личным ситуациям, которые проживают конкретные дети. Педагог делает так, чтобы решение субъективных жизненных ситуаций учащихся было связано с необходимостью самостоятельного поиска ими некоторых существенных представлений о мире. Выход из проблемной ситуации требует не просто получения информации, но изменения масштаба своих взглядов или способов работы. Функция педагога в проблемной ситуации, как уже говорилось, не подсказка готовых и правильных решений, а помощь учащимся в выборе средств и путей этого решения.
Одним из механизмов реализации проблемного подхода является метод педагогики конфликта. Слово конфликт не должно отталкивать, поскольку оно не касается личных взаимоотношений между людьми. Понятие конфликта мы применяем в смысле более близком к искусству, чем к обыденной жизни. В искусстве конфликт означает столкновение принципиальных позиций, противоположных точек зрения, из которых зритель может выбирать что-то одно или достраивать третье. Попадание в проблемную ситуацию, действие в ней и выход из нее связаны с проживанием учащимся личной необходимости «построить» тот или иной фрагмент «картины мира», собственными усилиями «прорваться» к необходимому знанию.
|
|
3. |
Методики Школы |
|
Одной из основных первоначальных идей образова- |
Телевидение здесь — больше, чем профессия или область деятельности. Очевидно, что смысл внедрения экранных технологий, а особенно процесса создания фильма, в образовательную сферу имеет некий сложный и широкий контекст, интересные и мощные последствия. Главным направлением поиска, исследований всегда оставалась попытка мировоззренческой проекции телевидения, перенесения определенной философии экрана на ситуации самоопределения человека, формирования им своей картины мира.
Телевидение понимается как универсальная основа образования. Этот выбор обусловлен следующими моментами:
1. Телевидение в наиболее динамичной и непосредственной форме реагирует на события, происходящие в мире. Уникальная природа телевидения заключается в том, что его язык — есть сама жизнь, взятая в ее полноте — это и звук, и слово, и картина, и действие, и движение. Здесь целое явлено в целом. Осознанные в рамках образовательных задач целенаправленные процессы замысливания, создания, а также восприятия и анализа творческих работ являются наиболее действенными и целостными способами осознания действительности и многопланового самоопределения по отношению к ней.
2. Телевидение уникально еще и потому, что неразрывно связывает творчество и производство, организацию, технику и технологию. Процесс производства фильма представляет собой богатый спектр творческих, технических, технологических, организационных позиций — это дает возможность на материале создания одного фильма единовременно решать общеобразовательные, воспитательные, профессиональные и другие задачи, подключая к учебной практике учащихся самой разной специализации и ориентации.
3. Телевидение — искусство, в котором коллективная работа является неотъемлемым условием. Ни одно другое искусство в такой степени не зависит от соорганизации работы разных людей. Этот аспект дает возможность реализации одной из основных образовательных установок школы: она воспитывает не просто творцов (в широком смысле этого слова), но и тех, кто сможет творить, создавать в условиях коллективного творчества, то есть в любой среде. Телевидение требует не просто творчества, а обязательного сотворчества. Умение создавать вместе с другими людьми, умение создавать даже вопреки внешним условиям представляются качествами существенными, если не определяющими для человека, входящего в современный мир.
Таким образом, сфера экрана, экранной культуры и технологий, может быть представлена в образовании как бы в трех ипостасях. Во первых, как сфера деятельности, на которую ориентируется школа. Здесь необходимо пояснить, что, в отличии от традиционных представлений, основной задачей школы будет не подготовка кадров к функционированию в существующих системах, а, как отмечалось выше, развитие этих систем и включение людей в эти процессы. Школа выполняет по отношению к сфере функции «центра», где программируются, проектируются и генерируются направления развития, новые технологии, системы и структуры, где осуществляются экспериментальные апробации и разворачивается инновационная практика.
Вторая ипостась: экранные технологии как средство освобождения или «рефлексивного выхода». Человек, помещающий между собой и жизнью экран, выходит, таким образом, в слой идеального. Экран существует, прежде всего, как рамка, ограничивающая и задающая пространство рассмотрения.
Третья ипостась экрана в образовании — использование ситуаций создания экранного произведения для решения задач формирования человека и воспроизводства образа жизни. Процесс создания фильма органически сочетает в себе творчество, производство, технику и технологию, организацию, управление и т. д. Таким образом, он представляет собой синтезированную модель деятельности, требуя от подростков занятия самых различных позиций — от автора замысла до технического исполнителя. Вместе с тем возникает принципиально важное требование кооперации и соорганизации в процессе создания фильма. Мы получаем возможность говорить о максимально благоприятной для решения образовательных задач ситуации коллективного творчества. От человека требуется не просто проявить свой творческий потенциал, но и обеспечить реальное взаимодействие самых различных профессиональных позиций, людей, придерживающихся разных убеждений и т. д.
Можно сказать, что трудности, возникающие на пути воплощения замысла фильма (такие, как необходимость состыковки совершенно различных процессов, организации разнородного творческого коллектива и т. д.) должны не сглаживаться, а специально подчеркиваться тьюторами, работающими в детских съемочных группах. Эти трудности должны становиться для учащихся проблемными ситуациями, выход из которых не может быть просто кем-то подсказан.
Таким образом, задается возможность освоения подростками качеств, представлений и навыков, необходимых для современного человека вне зависимости от его профессии. Речь идет о возможности совмещения человеком позиций автора (придание личностного, творческого характера любой деятельности, способность замысливать ее, а не просто функционировать); соавтора (а в некотором смысле — педагога), организатора и управленца, технического исполнителя. В связи с педагогической ориентацией процесс создания фильма теряет свои производственные характеристики и приобретает некий знаковый или «модельный» характер, используется для комплексирования ситуаций трансляции образа жизни и формирования человека.
Личностное образование — это выращивание личности, способной реализовать «возможное бытие», в противовес вытачиванию «винтика», способного встраиваться в существующие социальные «машины» и реализовывать предписанное ему поведение. В разных педагогических, психологических, антропософских и религиозных традициях это пространство «возможного бытия» называется по разному: Сверх-Я, сущность, душа, совесть и т. д.
Но главная функция этого пространства — задавать смысл любой деятельности, заставлять двигаться, «прорываться», «ступенька за ступенькой, без печали, шагать вперед, идти от дали к дали» (Г. Гессе). Если ученик «попал» в это пространство, то только оттуда ему открывается другое видение мира, только оттуда можно увидеть себя винтиком в существующей машине и воспротивиться этому. Далее задача педагогов школы состоит в том, чтобы не дать ученику «заснуть», «забыть» об этих требованиях, а позже сформировать у ученика способность самостоятельно восстанавливать это пространство «возможного бытия» в каждую минуту его жизни.
|
|
4. |
Цели Школы |
|
Главные цели Школы можно сформулировать следую- |
• построение модели образования, ориентированной на реальное столкновение подростков с глобальными проблемами современной жизни (принятие и осмысление «вызовов современности»);
• разработка, апробация и оформление проектного подхода.
|
|
5. |
Содержание и формы организации Школы |
|
Школа подразделяется на четыре образовательных мо- |
Работа Школы Тележурналистики «Четвертая власть» строится в форме работы Телевизионного канала. В первый год своей деятельности группы подростков будут работать, как маленькие телекомпании, съемочные бригады со своими концепциями, и, которые выполняют заказ Телевизионного канала (работают в рамках предложенных тем, но при этом имеют полное право на свой взгляд, выбор жанра и т. д.).
В разворачиваемом проекте подразумевается целый ряд образовательных действий. Первым этапом будет запуск программы: введение основных понятий в рамке названия проекта; второй этап — предварительная образовательная линия, включающая в себя лекции по темам. Третий этап — предварительная исследовательская работа как способ выявления социальной проблемы, выбора интересной тематики и создания образа экранными средствами. Четвертый этап — исследовательский: сбор и систематизация информации по проблеме другими средствами (газеты, архивы, Интернет и др.). Пятый этап — проектировочный (составление сценарного плана, раскадровка, режиссура). Шестой этап — оформление проекта (монтаж). Седьмой этап — презентация и анализ созданного продукта сначала на школьном Телевизионном канале, затем — на шушенских ТВ каналах.
В непосредственной образовательной деятельности это выражается в форме:
• работы съемочных групп;
• работы с видеоматериалом, учебными пособиями, сетевыми и другими источниками информации, аналитическими и статистическими материалами по обсуждаемым проблемам, архивами;
• интервью;
• видеонаблюдений;
• написания сценарных планов;
• общих дискуссий и обсуждений;
• группового и индивидуального консультирования;
• работы пресс-клуба;
|
|
6. |
Программа образовательных модулей |
|
«Сибирские образы» (Летний образовательный модуль — 10 дней, 80 часов) |
№ |
Основные темы |
Форма презентации | Часы |
|
Консциентальные войны и феномен масс-медиа в современном мире |
установочная лекция |
2 |
|
СМИ — «Четвертая власть» |
дебаты |
4 |
|
Семиотика кино |
установочная лекция |
2 |
|
Понятие образа |
лекция |
2 |
№ |
Основные темы |
Форма презентации | Часы |
|
Значение знаний визуального языка для современного человека. |
киноклуб |
20 |
|
Изобразительно-пространственный компонент экранного образа |
мастер-класс |
8 |
|
Телевизионные жанры |
лекция |
2 |
|
Специфика работы оператора |
мастер-класс |
10 |
|
Видеонаблюдения |
экспедиция* |
24 |
|
Презентация творческих работ. Рефлексия |
пресс-клуб |
6 |
№ |
Основные темы | Форма |
Часы |
1 |
Время в пространстве постмодернизма |
лекция |
2 |
2 |
Временной поток и история человечества |
лекция |
2 |
3 |
Организация времени |
лекция |
2 |
4 |
Словесно-временной компонент структуры экранного образа |
мастер-класс |
2 |
5 |
Идея, тема, материал, авторская концепция |
мастер-класс |
4 |
6 |
Сценарный план. Раскадровка |
мастер-класс |
4 |
7 |
Истории разных лет. Образы времени: прошлое, настоящее, будущее |
работа в съемочной группе |
16 |
№ | Основные темы | Форма |
Часы |
1 |
Поколение как элемент истории человечества |
лекция |
2 |
2 |
Отцы и дети |
киноклуб |
2 |
3 |
Клиповость мышления и сознания |
лекция |
2 |
4 |
Звуко-музыкальный компонент структуры экранного образа |
мастер-класс |
4 |
5 |
Экран и музыка |
мастер-класс |
2 |
6 |
Ритмы поколений |
дискоклуб |
4 |
7 |
Понятие ритма в музыке и экранных искусствах |
мастер-класс |
2 |
№ | Основные темы | Форма |
Часы |
8 |
Функциональная многозначность музыки в фильме |
киноклуб |
2 |
9 |
Звуковая среда экранного произведения. Шумы естественные и искусственные |
мастер-класс |
2 |
10 |
Видеоклип |
практическая работа в съемочной группе |
10 |
№ | Основные темы |
Форма |
Часы |
1 |
Антропологический компонент структуры экранного образа |
мастер-класс |
2 |
2 |
Мизансцена в экранных искусствах |
мастер-класс |
1 |
3 |
Характер и поступок. Внешняя характеристика и внутренняя. |
мастер-класс дискуссия |
1 |
4 |
Монтаж как универсальный принцип экранного мышления. Основные принципы монтажа |
мастер-класс |
2 |
6 |
Презентация творческих работ. Рефлексия |
фестиваль |
18 |
На фестивале планируется проведение мастер-классов и широкие обсуждения представленных работ.
|
|
7. |
Рекомендации по организации работы Школы |
|
1. Программа курса позволяет организовать работу од- |
2. Курс оснащен необходимой литературой: словари и справочники, книги о кино и телевидении, в том числе на электронных носителях. Школа должна иметь видеотеку, состоящую из фильмов серии «Шедевры мирового кинематографа» и подпорку.
3. Помещение для общей работы должно иметь видеопроектор и экран.
4. Помещение для общей работы должно быть довольно свободным для перемещения в нем участников образовательного модуля.
5. Во время групповой работы (1—1,5 часа в день) у учащихся должна быть возможность работы — видео-архивами, в Интернет-сети, с электронными архивами и с текстами. Желательно задействовать несколько компьютеров, где будут собраны все электронные материалы; лучше, если это будет Интернет-класс. Необходима студия монтажа, хорошо, если это будет студия компьютерного монтажа.
6. Для групповой работы необходимы небольшие дополнительные помещения (классы) или холлы, имеющие телевизор и видеомагнитофон (плеер). Но большая часть групповой практической работы будет выполняться вне учебного заведения — в поселке, на выездах. Поэтому школе желательно арендовать небольшой автобус.
7. Для групповой работы необходимы видеокамеры (1 на группу в 8 человек), видеокассеты для записи.
|
|
8. |
Результаты и эффекты Школы |
|
Главным эффектом Школы будет являться обществен- |
В качестве результатов можно выделить следующие:
• Формирование личностных компетентностей.
• Выявление и осмысление участниками проекта социальной проблематики и возможных путей ее решения.
• Выработка личного мнения и определение собственной жизненной позиции через выявленые актуальные возрастные, социальные проблемы, проблемы поколений, идеологические и образовательные дефициты.
• Расширение спектра образовательных областей, позволяющих пробудить школьника к самостоятельному мышлению и деятельности.
Эта программа ориентирована на учащихся 13—16 лет. В этом возрасте особенно важно интеллектуальное развитие подростков. Должен произойти переход к абстрактному и формальному мышлен
13 10 2014
1 стр.
Дайте определение «информации» и «массовой информации». Каково соотношение этих понятий?
17 12 2014
1 стр.
Цель работы: исследование конфигурации электростатического поля; построение эквипотенциалей и линий напряженности для заданной формы электродов
24 09 2014
1 стр.
«семейной» школе. Моя мама была лучшей ученицей в классе, я тоже учусь отлично. Стараюсь принять активное участие в делах класса и школы, это стремление всегда поддерживает моя мам
06 10 2014
1 стр.
Хотя это и считается общепризнанным в связи с очередным выдвижением в центр внимания демократических ценностей и активной либерализацией общественного сознания во многих странах, о
16 12 2014
1 стр.
Закон Био́—Савара—Лапла́са — физический закон для определения вектора индукции магнитного поля, порождаемого постоянным электрическим током
14 12 2014
1 стр.
Целью работы является исследование поля колебательных скоростей в слое вблизи твердых поверхностей, выяснения влияния на него материала, из которого изготовлена твердая поверхность
16 12 2014
1 стр.
Цель урока: расширение знаний об истории создания основных источников информации в прошлом
26 09 2014
1 стр.