В. К. К. А. Докучаев-Басков (1849 – 1916 г. г.) // Известия Общества изучения Олонецкой губернии. 1916. Т. 7. Вып. 1–4. С. 164 – 165.
С. 164
К. А. Докучаевъ-Басковъ.
(1849 – 1916 г. г.).
Въ ночь съ 8 на 9 апрѣля сего года скончался членъ сотрудникъ «Общества изученія Олонецкой губ.» Карпъ Андреевичъ Докучаевъ-Басковъ. Покойный родился въ г. Каргополѣ, 23 мая 1849 г., въ крестьянской бѣдной семьѣ. Рано выучившись грамотѣ, К.А. пристрастился къ чтенію и пріобрѣлъ настолько солидныя знанія, что съ успѣхомъ выдержалъ экзаменъ на званіе учителя начальной школы и сдѣлался народнымъ учителемъ. Въ покойномъ очень рано пробуждается интересъ къ прошлому Олонецкаго края. Еще мальчикомъ онъ принимается за изученіе своей родины. Съ 10-ти лѣтъ К. А. уже записываетъ народныя пѣсни; въ 12 лѣтъ совершаетъ свое первое маленькое путешествіе за 42 версты отъ Каргополя въ Ошевенскій монастырь. Сдѣлавшись взрослымъ, К. А. исходилъ, можно сказать, вдоль и поперекъ родной ему Каргопольскій уѣздъ, нѣкогда богатый иноческими обителями, а затѣмъ – не разъ и по всей Олоніи и даже за предѣлы послѣдней – въ Кирилловскій и Бѣлозерскій уѣзды покойный путешествовалъ.
И вездѣ – въ Каргополѣ-ли, въ деревнѣ-ли, во время ли путешествія, онъ изучаетъ, записываетъ все: мѣстную исторію, достопримѣчательности, преданія, промыслы, народный бытъ, народную поэзію – стихи, пѣсни, пословицы и сказки. Его вниманіе привлекаетъ также народное образованіе и старообрядчество: онъ изучаетъ странническую секту (бѣгуновъ) и ея вѣроученіе; снимаетъ виды съ замѣчательныхъ мѣстностей. Онъ неутомимо роется въ архивахъ – монастырскихъ и городскихъ – и собираетъ много цѣнныхъ рукописей. Словомъ, съ настойчивостью настоящаго ученаго всесторонне изучаетъ родной край. Недюжинная энергія не покидаетъ покойнаго изслѣдователя, несмотря даже на то, что личная его жизнь складывается очень неудачно.
Обширныя познанія, пріобрѣтенныя К. А. при изученіи родного края, пробудили въ немъ и наклонность1 къ литературнымъ занятіямъ. Онъ много пишетъ. 11 іюля 1873 г. появляется въ печати первый его литературный трудъ – духовные стихи: 1. «Стихъ плача Iосифа Прекраснаго, егда продаша его въ Египетъ»; 2. «О Борисѣ и Глѣбѣ» и 3. «Милостивая жена».1) К. А. посылаетъ корреспонденціи въ «Олонец. губ. вѣд.»; печатаетъ и издаетъ отдѣльныя статьи. Самоучка изслѣдователь работаетъ главн. обр. въ области исторіи мѣстныхъ монастырей. Его нѣкоторыя статьи издаетъ «Импер. Общество исторіи и древностей Россійскихъ при Московск. Университетѣ». Создается почетная извѣстность; въ 1892 г. Академія Наукъ присуждаетъ покойному премію гр. Уварова.
К. А. былъ постояннымъ сотрудникомъ и нашихъ «Извѣстій». Въ нихъ помѣщена его статья: «Изъ путешествій по Олоніи»,1) и печатается большое изслѣдованіе въ видѣ особаго приложенія «Строкина пустыня
С. 165
и ея чернецы».2) Труды К. А. составлены исключительно на основаніи архивныхъ матерiаловъ, пользованіе которыми очень затруднительно; въ нихъ можно встрѣтить не мало весьма цѣнныхъ выписокъ изъ важныхъ архивныхъ документовъ, которые съ годами исчезаютъ вовсе и, слѣд., будутъ уже совершенно недоступны ученымъ. «Главное достоинство трудовъ К. А. Докучаева-Баскова, говорит проф. Некрасовъ, заключается въ обнародованіи многихъ новыхъ памятниковъ нашей древней письменности, въ томъ, что авторъ пользовался первоисточниками, рукописными матеріалами». «Мы считаемъ, продолжаетъ проф., труды г. Докучаева-Баскова полезнымъ вкладомъ въ число изслѣдованій и матерiаловъ для изученія исторіи русской церкви и русской исторіи вообще». Недаромъ также и проф. Петроградской дух. академіи И. Е. Троицкій придавалъ его трудамъ довольно большое научное значеніе и охотно помѣщалъ ихъ въ такомъ солидномъ журналѣ, какъ «Христ. Чтеніе». Послѣ покойнаго осталось не мало рукописей, еще нигдѣ ненапечатанныхъ.
Было бы весьма желательно видѣть ихъ на страницахъ «Извѣстій» и вообще въ печати.
Скончался и похороненъ К. А. въ г. Каргополѣ.
Вѣчная память талантливому самородку – изслѣдователю Олонецкаго края!.3)
Списокъ печатныхъ трудовъ К. А-ча:
-
Въ «Русск. Палом.» 1885 г. – I. Преподобные Олонецко Каргопольскіе чудотворцы. I. Преп. Аѳанасій Сяндемскій…………….……………. №№ 15–16.
– 1886 г. II. Преподобномученикъ Адрианъ Ондрусовскій, основатель Ондрусо-Николаевской пустины ………...……………………………..№№ 21–22.
– 1888 г. – III. Важеезерская Задне-Никифоровская пустынь и ея основатели преподобные Никифоръ и Геннадій………………………………….№№ 5 и 6.
– 1889 г. – Сказаніе о преподобномъ отцѣ нашемъ Никифорѣ…№№ 49–51.
– 1894 г. – Преподобный Iона Климецкій и основанная имъ
обитель………………………………………………………………………№№ 13–14.
– 1897 г. – Поѣздка въ Челму………………………………………………....№ 21.
– Преподобный Кириллъ Челмскій и основанная имъ обитель………№ 24.
II. – Въ «Церков. Вѣстн.» 1890 г. – Своеобразные церковные
праздники……………………………………………………………………….№ 16.
III. – Въ «Русск. начал. Учителѣ» 1880 г. – Отношеніе народа къ школѣ.............................................................................................................№№ 5–6.
IV. – Въ «Народн. Образ.» 1883 г. – Съѣздъ учителей Повѣнецкаго уѣзда…………………………………………………………………………№№ 8–91).
Списокъ этотъ не можетъ считаться полнымъ. Сюда не вошли статьи, уже указанныя въ № 2–3 «Извѣстій» за 1913 г. Кромѣ того, покойный К. А. сотрудничалъ въ газетахъ: «Голосѣ», «Гражданинѣ», «Новостяхъ», «Сынѣ Отечества», «Русской Жизни» и др.
В. К.
1 Исправленная опечатка. Было: «инаклонность», исправлено на: «и наклонность» ред.