Задачи урока: систематизировать и расширить представления детей о жизни животных, учить находить признаки живого у животных, называть условия, необходимые для их жизни.
Планируемые достижения учащихся:: усвоить, что животные питаются, размножаются, заботятся о потомстве, передвигаются, строят жилища; научиться перечислять условия, необходимые животным для жизни.
Оборудование. У учителя — презентация, видеофрагмент о строительстве животными жилищ, картинки жилищ и животных. У учащихся — фигурки животных; ножницы и клей для работы с тетрадью; учебник.
Учитель: Корсунцева Наталия Августовна, МБОУ СОШ №8, г.Березники.
Этап урока
|
Цель этапа урока
|
Содержание
|
|
Примечания в процессе урока
|
1.Организационный момент.
|
Мотивирование к учебной деятельности.
|
Вот звенит для нас звонок – начинается урок.
Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.
Тихо сели.
|
|
|
2.Актуализация знаний. Определение темы урока.
|
Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания».
|
-На какой вопрос мы отвечали на прошлом уроке? (Как живут растения?)
-А какие ещё живые существа населяют планету Земля? (Кошки, собаки, львы, бегемоты, бабочки, змеи и т.д.)
-Как одним словом можно назвать всех перечисленных вами существ? (Животные)
-Сегодня на уроке мы будем говорить о животных. Что бы вы хотели о них узнать? (Различные ответы детей, учитель выводит их на слайд №1)
-Если все ваши вопросы объединить в один, как бы он звучал? (Перед вопросами учащихся появляется заголовок: Как живут животные?)
-Чтобы узнать, как живут животные, мы должны будем с вами ответить на все или практически на все ваши вопросы.
|
Фронтальная работа.
|
|
3. Работа по учебнику с.52, нижний рисунок.
|
Систематизация имеющихся знаний.
|
-Послушайте загадку. О ком она?
Полосатая спинка,
А на спинке — щетинка.
-Кто здесь изображен? (Это семья кабанов.) Найдите на рисунке кабана-папу (самца), кабана-маму (самку), детенышей (поросят). Чем детеныши отличаются от взрослых кабанов?
-Детеныши растут, развиваются и постепенно превращаются во взрослых животных. А кто знает, что едят кабаны? (Ответы детей.) Кабаны едят все, что смогут найти. Но больше всего они любят желуди. Давайте нарисуем для них желуди.
Дети рисуют в прямоугольнике на с. 52 несколько желудей.
|
Фронтальная работа.
|
|
4. Работа по учебнику с.52, верхний рисунок.
|
Систематизация имеющихся знаний. Развивать умение работы в парах (выслушать, оценить, высказать свое мнение).
|
-Рассмотрите верхний рисунок и назовите, кто на нем изображен.
-Самостоятельно найдите корм каждого животного, соедините линиями корм и животного им питающимся.
Проверка задания в парах.
-Докажите, что выбранное вами животное питается именно этим кормом, а не другим.
Вывод: «Все животные питаются». Слайд №2
|
Самостоятельная работа.. Работа в парах.
|
|
5.Физкультминутка
|
Предупреждение утомления.
|
-Слушаете загадку и изображаете отгадку.
1.Жеребенок тонконогий 2.Шею вытянул гусенок,
Бойко скачет по дороге. Озирается спросонок.
Он такой скакун хороший — Еле-еле соню-сына
Не догонит мама ... . Под крыльцом нашла ... .
3.Олененок-озорник 4.Купаться в речке страшновато,
За кустом к земле приник. Залезли в лужу поросята.
Притаился тихо-тихо: Умылась дружная семья —
Пусть поищет ... . Не узнает детей ...
5.-Му-у! — мычит теленок.
Му-у!
Очень грустно одному!
Му-у! — охрип малыш от рева.
Му-у! — нашла его ... .
Малыши и мамы рады —
Снова вместе, снова рядом.
И за помощь всех ребят
Малыши благодарят.
|
|
|
6. Работа с раздаточным материалом.
|
Систематизация имеющихся знаний.
Учить детей работать тихо, развитие внимания.
|
-У вас у каждого есть фигурки взрослых животных и малышей, найдите каждому малышу маму. Чтобы найти нужную фигурку, надо двигаться по классу быстро и в тоже время тихо, не мешая своим товарищам.
-Сейчас вы находили мам и их малышей, значит каждое животное….. Сделайте вывод: Животные приносят потомство (размножаются) и заботятся о нем) Слайд №3
|
|
У ребенка только одна фигурка.
|
7. Работа по учебнику с.53, верхний рисунок.
|
Систематизация и обобщение знаний.
|
-В рамке автор изобразил части тел животных, для чего они нужны? (крыло - летать, лапы - прыгать и бегать, плавники – плавать). При помощи этих частей тела животные….. передвигаются, но по-разному и все они хорошо приспособлены к своему способу передвижения.
|
Фронтальная работа.
|
|
8. . Работа по учебнику с.53, нижний рисунок.
|
Систематизация и обобщение знаний.
Развивать умение работы в группе (высказываю, слушаю, обобщаем, выдвигаем кандидатуру).
|
Изображения животных дети вырезают из Приложения, а затем наклеивают. Самостоятельная работа с рабочей тетрадью (с. 22).
-Где можно встретить этих животных чаще всего?
Делается вывод: «У каждого животного свой природный дом, например лес, река, почва».
-Мы уже с вами ответили на многие ваши вопросы о животных, остался только вопрос о жилищах. Может быть животным не нужен свой отдельный домик? (Нужен.) Для чего?
-Я вам предлагаю найти каждому животному на с.53 нижний рисунок свой дом, обсудить в группах, выдвинуть представителя группы, для ответа: Почему этот дом именно этого животного.
1. -Роет, роет,
Ход подземный строит,
Роет-строит ловко
Спальню и кладовку.
2. - Работящие зверьки
Строят дом среди реки.
Если в гости кто придет,
Знайте, что из речки вход!
3.Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик над окном
Из травы и глины.
4.Модница крылатая,
Платье полосатое.
Ростом хоть и кроха,
Укусит — будет плохо.
Ловко вылепит гнездо,
Высоко висит оно.
Вывод: «Многие животные строят жилища для себя и своего потомства». Слайд №4
Предлагаю посмотреть видеофрагмент о строительстве животными жилищ.
|
Самостоятельная работа.
Работа в группах.
|
Группы по рядам.
Для ответа надо взять любой листок, где написаны загадки о животных, у доски отвечает представитель группы.
|
9. Обобщение.
|
Обобщение знаний.
|
-Что необходимо животным для жизни? (Пища — для питания, воздух — для дыхания, вода — для питья, тепло — для того, чтобы не замерзнуть, свет — для того, чтобы видеть все вокруг.)
-Как же живут животные? (Питаются, размножаются и заботятся о своем потомстве, передвигаются, строят жилища; у каждого животного свой природный дом.)
|
Фронтальная работа.
|
|
10.Рефлексия.
|
Учить оценивать свою работу.
|
-В индивидуальных тетрадках в графе окружающий мир поставьте флажок, как я работал на уроке: красный - у меня все получалось, есть что рассказать родителям, синий - иногда мне было не интересно, я не обо всем расскажу дома, зеленый – мне нечего рассказать дома родителям, я не хотел работать на уроке.
|
|
Тетрадь настроения на уроке. Очень легко можно отследить самооценку ребенка, его настроение, если возникают проблемы можно отследить, когда и потом выяснить почему.
|
11.Д/з.
|
|
Подготовить к следующему уроку устный рассказ о своем питомце. Можно использовать план: название животного, его кличка, характер питомца, забавный эпизод из наблюдений за его поведением.
|
|
|