Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Как российские университеты нанести на научную карту мира

Наталия Теряева

Есть ли шанс вернуть на родину российских ученых-эмигрантов и если да, то на каких условиях?

Об этом размышляет Михаил ШИФМАН, ученый с мировым именем, работавший в Институте теоретической и экспериментальной физики РАН, а с 1990 года — профессор Института теоретической физики Университета штата Миннесота (США).

Вы живете в США 18 лет и знакомы со многими российскими учеными, работающими там. На ваш взгляд, реально их привлечь для работы в России?

— Не уверен. Американская и российская система организации науки, я бы сказал, максимально противоположны. В России наука традиционно концентрировалась в нескольких финансируемых государством мощных лабораториях, директора которых имели почти неограниченные возможности. Поэтому успех работы во многом зависел от личности директора. Иногда это приводило к успеху, например в случае с Институтом ядерной физики имени Будкера в Новосибирске. Но недостатки модели гиперцентрализованной и несамоуправляемой науки хорошо известны — потеря динамики и тенденция к старению, стагнации.

В США наука делается в большом количестве университетов и финансируется из многих источников, что рационально: в случае выпадения одного источника из системы финансирования его компенсируют другие. Кроме того, наука в США самоуправляема: важные решения (об открытии новых направлений, приеме на работу, карьерных продвижениях и т.д.) принимаются коллективно профессорами соответствующих факультетов. Конечно, ректор имеет право вето, но лишь в исключительных случаях. Если нужно решить конкретную задачу, то в Америке это делается так: собирается группа экспертов и принимает решение — возглавить группу для решения задачи должен такой-то человек. Если этот человек соглашается, ему говорят: «Мы даем вам столько-то денег, исходные данные таковы, проблема такова, решайте задачу как хотите». Такой подход обеспечивает обратную связь и самоочищение науки — если кому-то дело не по плечу, то человек, как правило, сам понимает, что ему надо сменить направление деятельности.

К такому стилю организации науки быстро привыкаешь. И когда человек, привыкнув, едет в страну, где все совсем иначе, это приводит к конфликтам с людьми, функционирующими вне системы самоуправления.

Вот, например, в Южной Корее попытались создать институт, аналогичный всемирно известному Принстонскому институту фундаментальных исследований, где в свое время работали Эйнштейн и Оппенгеймер, а сейчас работает Эдвард Виттен. Корейцы пригласили возглавить новый институт нобелевского лауреата из Калифорнии, который досконально знает американскую систему организации науки. Он попытался свои знания и умения перенести на корейскую действительность. Ничего не вышло. Задачи либо не решались, либо решались плохо. Традиционный для Кореи способ работать победил. В результате институт создан на корейский манер, он имеет много денег, но его научный вес несопоставим с Принстоном.

Быть может, смена менталитета у российских ученых, работающих за границей, и не самое главное. Но это серьезное препятствие для возвращения в Россию тех, кто погрузился в другую систему организации науки.

У нас распространено мнение, что, если дать ученым высокую зарплату и создать комфортные условия жизни, этого будет достаточно для их возвращения.

— Зарплата, конечно, важна, но до американских зарплат допрыгнуть трудно — они высокие. В европейских странах, скажем в Англии или Италии, они намного меньше. Тем не менее англичанин хочет жить в Англии, итальянец — в Италии. Есть другие преимущества — культурная среда, язык, родственные связи.

Каким, по-вашему, должен быть разумный размер зарплаты российского ученого?

— Уровень цен в России европейский. Значит, и зарплата должна быть минимального европейского уровня. То есть после уплаты налогов, пенсионных взносов и медицинской страховки у человека должно в месяц оставаться минимум


2 тысячи долларов. Если это будет достигнуто, я не вижу причин, которые помешали бы молодым людям потянуться работать в российскую науку. Это необходимое условие, но далеко не достаточное. Многих пугает то, что политическая стабильность в России под вопросом. Например, большинство правящей партии в парламенте может принять какое-нибудь безответственное решение без общественной дискуссии. Демократия, конечно, не страхует от ошибок — и Гитлер, и Саддам Хусейн пришли к власти демократическим путем. Но когда есть сильная оппозиция, то процесс принятия решения все же протекает достаточно медленно и долго. А так соберутся, примут решение с завтрашнего дня закрыть границы. 90 — за, 10 — против. И все. А наука интернациональна, она так же глобализирована, как и экономические процессы.

Помимо изменения системы управления, повышения зарплаты и политической стабильности, какие, на ваш взгляд, должны быть предприняты государством шаги, которые бы способствовали возвращению ученых и прогрессу российской науки?

— Необходима интернационализация. Под этим я подразумеваю не то, что в каждой группе или лаборатории должны быть иностранцы, хотя это было бы неплохо. Я имею в виду процесс формирования исследовательских программ. Например, я подаю заявку на грант. Чиновник ведомства, распределяющего гранты, должен послать мою заявку на экспертизу, скажем, в десять мест, из них пять или шесть должны быть за рубежом. То есть подальше от моих знакомых. Принципа: я дам отзыв тебе, ты — мне — в науке не должно быть. Нужна объективная оценка, она препятствует финансовым злоупотреблениям и уменьшает количество обид на коллег.

Еще наукой должны заниматься не только Москва и Петербург. Исследовательские группы обязательно должны быть в каждом университете страны. Необходимо также сочетать с занятиями наукой преподавание. Я всегда вспоминаю Ричарда Фейнмана, одного из величайших физиков XX века. Когда Фейнман завершил свою деятельность в ЛосАламосе, ему предложили исследовательскую работу в Принстонском институте фундаментальных исследований. Он предложение отклонил, выбрав обычную профессорскую позицию в Корнельском университете. Фейнман обосновал свое решение так: «Мне иногда приходят в голову хорошие идеи, и тогда хочется бросить все и заниматься только ими. Но они приходят не каждый день и даже не каждый год. В эти годы я все равно счастлив, передавая свои знания студентам. Я чувствую, что не зря получаю зарплату. Кроме того, когда я общаюсь со студентами, это увеличивает шансы быть осененным замечательной идеей». Кстати, в СССР так и было — преподаватели были обязаны заниматься наукой.

Но, с другой стороны, преподаватели советских вузов были перегружены аудиторными часами.

— Но этот шаг — качественное развитие исследований в каждом российском университете — не требует финансовых затрат, он требует изменения кадровой политики. Профессор университета должен быть в университете не потому, что он там пребывает уже тридцать лет и выучил на память «свой» курс (кстати, в американских университетах считается неэтичным преподавать один курс более трех лет), и не потому, что он родственник или приятель начальства, а потому, что он честно выиграл конкурс. И конкурсное жюри должно включать в себя не только сотрудников данного университета, но и коллег из других университетов и лабораторий. Изменение кадровой политики позволило бы сегодня никому не известные российские университеты нанести на научную карту мира. Это привлекло бы молодых людей не только внутри России, но и извне.

Вот, например, моя дочь, работавшая в Калифорнийском технологическом институте, получила приглашение на профессорскую позицию в Израиле. Это небогатая по уровню обеспеченности ученых страна. Но там моей дочери доверили лабораторию, дали возможность строить ее с нуля, набирать людей, оснащать оборудованием и проводить эксперименты. Ее лаборатория, может, и не станет большой, но дело свое сделает.

При разумном подходе даже без больших средств можно поддерживать высокий уровень исследований. И в этом смысле у России широкие резервы, которые мало используются. Научные группы катастрофически стареют. В той конкурсной системе грантов, которая сегодня действует, насколько я знаю, решения принимаются за закрытой дверью. И, к сожалению, продолжает действовать принцип «каждой сестре по серьге», а сильнейшие исследователи не получают финансовых преимуществ.

В России наука стареет во многом и потому, что на пенсию профессора прожить невозможно…

— Да, смена пенсионной системы — это сложная проблема. Но ученые пенсионного возраста могли бы занимать почетные должности (ProfessorEmeritus), освободив места для карьерного роста молодым. На Западе переход в статус ProfessorEmeritus не означает «научной смерти». Люди продолжают работать, имеют гранты. Хотя, конечно, на Западе совсем другая пенсионная система.

В США существенный вклад в финансирование фундаментальной науки вносят частные фонды. В России же пока меценатов, жертвующих на науку, раз, два — и обчелся. Да и жертвы, прямо скажем, небольшие…

— В США действительно есть существенная поддержка фундаментальной науки со стороны частного сектора. Например, институт, где я работаю, был создан на средства богатого местного промышленника, который сквозь всю жизнь пронес интерес к физике, но был из бедной семьи и не мог себе позволить долго учиться. Он быстро получил юридическое образование, заработал много денег и под конец жизни отдал должное своей страсти — подарил Университету штата Миннесота несколько миллионов долларов под целевую программу создания института теоретической физики. Он основал фонд, который является частью бюджета нашего института. Эта часть в процентном отношении не доминирует, составляя



15—20% от всего бюджета, но она не регулируется ни государством, ни университетом. А это означает, что эти деньги в любой момент доступны. Не нужно писать заявку и долго ждать на нее ответа. Хочется надеяться, что и в России найдутся такие люди.

Опубликовано в журнале «Профиль» №1, 2009 г.

Как российские университеты нанести на научную карту мира Наталия Теряева Есть ли шанс вернуть на родину российских ученых-эмигрантов и если да, то на каких условиях?

Об этом размышляет Михаил шифман, ученый с мировым именем, работавший в Институте теоретической и экспериментальной физики ран, а с 1990 года — профессор Института теоретической фи

62.58kb.

01 10 2014
1 стр.


Если Вы хотите подчеркнуть свою индивидуальность и отличаться от окружающих, то данное предложение для Вас!!!

Карту. Теперь по Вашему желанию на лицевую сторону карточки можно нанести фотографию близкого Вам человека, Вашего ребенка, домашнего питомца или просто красивый пейзаж на память о

44.48kb.

14 12 2014
1 стр.


Паутина для бозона Наталия Теряева

Затем скорость прогресса стала увеличиваться с каждым последующим десятилетием. Мы привыкли к тому, что комфорт нашей жизни непрерывно растет, и хотим знать, какие сюрпризы преподн

116.8kb.

11 10 2014
1 стр.


«Гражданская идентичность и внутренний мир российских немцев в годы Великой Отечественной войны и в исторической памяти потомков»

Москве очередную 13-ю научную конференцию Международной ассоциации исследователей истории и культуры российских немцев (маиикрн) по теме

3579.38kb.

25 12 2014
14 стр.


«Гражданская идентичность и внутренний мир российских немцев в годы Великой Отечественной войны и в исторической памяти потомков»

Москве очередную 13-ю научную конференцию Международной ассоциации исследователей истории и культуры российских немцев (маиикрн) по теме

3516.98kb.

14 12 2014
14 стр.


Грант Президента РФ для государственной поддержки молодых российских ученых кандидатов наук мк-1969. 2011

Грант Президента РФ для государственной поддержки молодых российских ученых кандидатов наук мк-1969. 2011. 6 «Идеализм, физикализм и психофизический дуализм как стратегии философск

27.46kb.

14 12 2014
1 стр.


Наталия Теряева «Нюхай, Мухтар, нюхай!»

Дубны, может заменить сразу нескольких мухтаров. Потому что работает точнее, не лает-не кусает и совсем не устает, работая с 2011 года в количестве шести десятков экземпляров на ст

81.96kb.

09 09 2014
1 стр.


Покорители космоса

Цель: расширить знания учащихся об освоении космического пространства, об ученых, космонавтах; воспитывать уважение к профессии космонавта, гордость за российских космонавтов и уче

79.63kb.

16 12 2014
1 стр.