Тема: «Как вести себя в лесу».
СЛАЙД 1.
Цели:
-
Изучить правила поведения в лесу;
-
Проанализировать поведение детей в природе;
-
Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.
Оборудование: фотография леса, берёзы, Лесовичок, Экоколобок, рисунки бабочек, грибов, цветов, знаки охраны природы.
ХОД УРОКА.
1.Оргмомент. Минуты гармонии.
Я желаю вам всем сегодня добра!
Вы желаете мне сегодня добра?
Если вам будет трудно, я помогу.
2.Актуализация знаний.
Учитель.
Ребята, сегодня на уроке нам предстоит очень интересная работа. Я готова её начать и поэтому показываю вам этот знак. (Открытые ладони)
-- Пожалуйста, кто хочет начать работу, ответьте мне этим же знаком. (Дети показывают ладошки)
-- Спасибо. Именно ваши ладошки помогут определить, что мы сегодня будем изучать.
-- Что напоминает вам форма наших ладоней?
-- Что можно дорисовать, чтобы получить новый предмет? Отгадайте.
-- Это живое существо. Оно питается, растёт, изменяется, размножается. Бывает очень маленьким и большим. Живёт от 100 до 2000 лет, но ходить и бегать не умеет. Что это такое?
-- Может быть, вам поможет другая загадка?
Нам в дождь и в зной
Поможет друг.
Зелёный и хороший.
Протянет нам десятки рук
И тысячи ладоней.
СЛАЙД 2.
-- А где можно увидеть много деревьев?
-- Что такое лес?
Дети.
Это деревья, кусты, цветы, травы, грибы, животные, птицы, насекомые. СЛАЙД 3.
-- Кого ещё можно встретить в лесу? Он оберегает и охраняет лес.
СЛАЙД 4.
Ученик.
Когда на сердце
Неспокойно станет,
Когда не в силах
Совладать с собой,
Побудь в лесу
На солнечной поляне.
И все печали снимет
Как рукой.
-- Кто из вас, ребята, был в лесу?
3.Введение в тему.
Учитель.
Сегодня мы с вами мысленно побываем в лесу, познакомимся с правилами поведения, узнаем, как надо вести себя в лесу, как любить и защищать природу.
-- Что такое природа? (Лес, небо, вода, солнце)
-- Сегодня на уроке к нам пришёл Экоколобок. (СЛАЙД 5) Но у него расстроенный вид. Сейчас вы поймёте почему.
Ученица.
Дикарь в лесу.
Хозяйка белочка в лесу
Орехи собирала.
Она в лесу там
Каждый сук
И каждый кустик знала.
Однажды в лес
Противный тип
Пришёл с большой котомкою.
Небрежно сбил ногою гриб
И выругался громко.
Стал гнуть орешину – сломал,
Зажал под мышкой ветви;
Нашёл один орех – сорвал,
Сорвал второй и третий.
Отбросил куст и, как медведь,
Пошёл к себе довольный,
А бедной белке и смотреть
На это было больно.
(Г.Ладонников)
-- Правильно ли вёл себя в лесу человек? Почему?
-- Вот поэтому наш Эколобок такой расстроенный.
4.Работа по картинке учебника (стр.37, 42).
СЛАЙД 6.
-- Кто пришёл в лес?
-- Чем заняты дети в лесу?
-- Как ведут себя животные?
-- Объясните, от чего они спасаются?
-- Правильно ли ведут себя дети?
-- Как бы вы вели, если бы пришли в лес?
5.Физминутка.
Встали! Шагом марш!
Посмотрите направо!
Посмотрите налево!
Как хорош лес!
Присядьте, загляните под «кустик». Кого вы там увидели?
Это маленький работяга муравей. Не будем ему мешать.
А вон там на дереве кто-то виднеется.
Поднимемся на носочки, чтобы лучше рассмотреть.
Выше! Выше! Это красавец жук-усач.
Вот на дороге завал из сучьев. Давайте его разберём.
Наклоняйтесь, берите ветки и откладывайте их в сторону.
Хорошо, молодцы! Теперь нам пора домой.
Мы можем приступить к занятиям? Нет, у нас грязные руки.
Вымоем руки, вытрем полотенцем.
Теперь можно работать, займите свои места.
6.Знакомство с правилами поведения в лесу, со знаками охраны природы.
Учитель.
-- Сейчас мы с вами познакомимся с правилами поведения, научимся, как надо вести себя в лесу.
-- Итак, если мы идём в лес, то должны соблюдать определённые правила поведения: (СЛАЙДЫ 7-10)
-
Не рвите цветы.
-
Не сбивайте грибы ни ногой, не палкой.
-
Не ловите бабочек.
-
Не берите в руки детёнышей животных и не носите их домой. Их и так становится всё меньше и меньше.
СЛАЙДЫ 11-15.
-
Не шумите в лесу, не включайте громко музыку, не оставляйте мусор в лесу, ходите только по тропинкам.
7.Работа по учебнику (стр. 35)
-- Что сделали ребята?
-- Что случилось с букетом?
-- Из каких цветов можно составлять букеты?
-- Что ещё сделали ребята?
-- Что случилось с бабочкой?
-- Почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек? (Они не могут жить друг без друга)
-- Давайте прочитаем об этом на странице 35.
8.Физминутка.
Вышли уточки на луг: кря-кря-кря.
Прилетел весёлый жук: ж-ж-ж.
Гуси шею выгибают,
Клювом перья расправляют: га-га-га.
Звонко квакает лягушка: ква-ква-ква.
Ветки ветер раскачал: р-р-р.
Зашептал в реке камыш: ш-ш-ш.
(Дети слушают поющую картину).
Учитель:
Ребята, не только мы можем делать что-то плохое для леса, но и лес для нас может быть опасным.
СЛАЙДЫ 16-20.
-- Ребята, у меня к вам вопрос. Какое ваше любимое дерево?
-- Почему? (Берёза – символ нашего государства).
СЛАЙД 21.
-- Я хочу прочитать вам стихотворение, которое написала простая женщина-бабушка Анна Андреевна Семейкина. Написала она для своего внука. Я хочу, чтобы каждый из вас был похож на мальчика, о котором написано в конце этого стихотворения. Называется оно «Милосердие».
Утирая слёзы, на лесной опушке
Плакалась берёзка липоньке-подружке.
Тихо у берёзы липонька спросила:
-- Отчего льёшь слёзы?
-- Отчего тосклива?
Каждый год весною
Ходят ко мне люди.
Не польют водою,
А нещадно губят.
Веточки ломают
И режут берёзу,
В банки собирают
Сок мой – мои слёзы.
Где найти защиту
От такой напасти?
Рвётся ретивое
У меня на части.
Но один мальчонка
Пожалел берёзку,
Видно его сердце
Не выносит слёзы.
Подошёл к берёзке,
Веточки поправил,
Привязал потуже,
Словно в гипс их вставил.
Радостно берёзке
Прижилися ветки
Если б все такими
Были наши детки.
-- Понравилось вам стихотворение?
-- Какая его часть? Почему? (Этот мальчик – друг природы, умеет её защищать).
9.Подведение итогов урока.
-- Что нового вы узнали на уроке?
-- Давайте по запрещающим знакам вспомним, как вести себя в лесу.
СЛАЙДЫ 22-29.
Учитель .
Итак, ребята, урок наш заканчивается. Закончился он и для Экоколобка.
СЛАЙД 30.
-- Посмотрите, какое у него хорошее настроение. Он очень рад за вас. Потому что вы очень многое узнали на этом уроке.
-- Заканчивается урок. Я хочу вам подарить в память об этом уроке изображение вашего любимого дерева (берёзы). На обратной стороне рисунка написаны правила поведения в лесу. Читайте и запоминайте их.
-- Ребята, для чего нужен лес? (Лес – лёгкие нашей планеты).
-- Как мы должны относиться к лесу? (По-человечески, бережно).
Ученица.
Солнце прячется в тумане,
Лес дремучий, до свиданья!
Защитил ты нас от зноя,
Напоил живой водою.
Дал здоровья, свежих сил.
И гостинцем угостил.
Ты расти на радость людям!
Мы дружить с тобою будем.
Добрый лес, могучий лес:
Полон сказок и чудес.
Учитель .
В заключении хочу попросить вас, ребята:
а) если вам понравился урок, то поднимите зелёный листок;
б) если вы ничего нового не узнали, то поднимите жёлтый листик.
-- Посмотрим, каких листиков больше.
-- Этот урок был важен и для меня. Он показал, что каждый из вас обязательно станет хорошим человеком. Закончить урок я хочу словами:
«Я сорвал цветок – и он увял. Я поймал мотылька, и он умер у меня на ладони. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем».
П. Гвоздеслав
-- Все работали хорошо. Молодцы! Спасибо за труд!
-
НЕ ЛОВИТЕ БАБОЧЕК.
-
НЕ РВИТЕ ЦВЕТЫ.
-
НЕ ЛОМАЙТЕ ВЕТКИ ДЕРЕВЬЕВ.
-
НЕ СБИВАЙТЕ ГРИБЫ НОГАМИ ИЛИ ПАЛКОЙ.
-
НЕ БЕРИТЕ ДОМОЙ ПТЕНЦОВ И ДЕТЁНЫШЕЙ ЖИВОТНЫХ.
-
НЕ ОСТАВЛЯЙТЕ В ЛЕСУ МУСОР.
-
НЕ КРИЧИТЕ ГРОМКО, НЕ ВКЛЮЧАЙТЕ МУЗЫКУ НА ПОЛНУЮ МОЩЬ.
-
НЕ ЛОВИТЕ БАБОЧЕК И СТРЕКОЗ.