Перейти на главную страницу
Одна в нас кровь. Одной душою
Живем мы, братья-казаки!
Родною песнью удалою
Мы красим сумрачные дни.
И часто, часто вспоминаем
Прадедов славные дела
В своих сердцах мы воскрешаем
Былую славу казака.
П. Крюков
Вместе с тем этот вопрос очень важен именно сейчас, когда идет активное возрождение казачества, его истории и традиций. Не обходится этот процесс и без различных толкований о казаках, порой далеких от истины. Многие, даже в казачьей среде, слабо представляют свои корни, отчего допускают высказывания и действия, представляющие казаков, то "бесшабашными разбойниками", то "нагаечниками" - безвольными исполнителями царской воли, то "беззаконной вольницей". Всё это, к сожалению, могло иметь место, но не может быть характеристикой этой этнической общности российского народа, история которой уходит глубоко в века. За это время у казаков было много горя и радости, трагедий и славы.
Поэтому, не претендуя на истину в последней инстанции, попытаемся с позиции сегодняшнего дня кратко описать историю казачества, используя опубликованные ранее труды известных историков и современных исследователей, такие как:
- История Донского войска, описание Донской земли и Кавказских минеральных вод. В. Броневский, Санкт-Петербург, 1834 г.;
- История о Донских казаках, собранная и составленная через труды инженер-генерал-майора и кавалера А. Ригельмана, Москва, 1846 г.;
- Северный полюс и земля Ямал. Путевые заметки Ю.И. Кушилевского, Санкт-Петербург, 1868 г.;
- 200 лет Кубанского казачьего войска. Исторический очерк 1696-1896 г.г. составил Короленко П.П., Екатеринодар, 1896 г.;
- Полуостров Ямал. Б.М. Житков, 1907 г.;
- На Крайнем Севере. И. Завалишин, Архангельск, 1909 г.;
- История Кубанского казачьего войска. Составитель член-корреспондент Императорской Академии наук и почетный член Кубанского Областного Статистического комитета Ф.А. Щербина, Екатеринодар, 1910 г.;
- Иллюстрированная история Украины. Профессор украинской истории Львовского университета М. Грушевский, Киев-Львов, 1913 г.;
- История Лейб-гвардии казачьего Его Величества полка. Составитель Б.Р. Хрещатицкий, С-Петербург, 1913 г.;
- Казачий словарь-справочник. Том I,II,III, Г.В. Губарев, А.И. Скрылов. Сан Ансельмо, Калифорния, США 1966, 1968, 1970 г.;
- Советский энциклопедический словарь. Москва, 1980 г.;
- В низовьях Дона. В.И. Куликов, Москва, 1987 г.;
- Россия под скипетром Романовых. Москва, 1990 г.;
- Русская Армия 1917-1920: Обмундирование. Знаки различия. Награды и нагрудные знаки. О.В. Харитонов, В.В. Горшков, Санкт-Петербург, Каравелла,1991 г.
- История казаков. А.А. Гордеев, Москва, 1991 г.;
- Слава Тебе, Господи, что мы - казаки. Б.А. Алмазов, 1991 г.;
- Казачий календарь на 1992 год. В. Левченко, Москва, 1991 г.;
- Домострой. Под редакцией В. Сенина, Санкт-Петербург, Лениздат,
1992 г.;
- Краткая хроника гвардейских казачьих частей. Томск, 1992 г.;
- Проблемы казачьей родословной. В.М. Яковлев, Тюмень, 1992 г.;
- Екатеринбург в мундире. В.Н. Земцов, В.А. Ляпин, Екатеринбург, 1992 г.;
- Сабли остры, кони быстры... А. Бегунова, Москва, 1992 г.;
- Казацкие мотивы. Составители С.Л. Котов, О.Ю. Седова, Екатеринбург, 1993 г.;
- От кольчуги до мундира. А.И. Бегунова, Москва, 1993 г.;
- Казаки и рукопашный бой. А.Н. Медведев, Москва, 1993 г.;
- Религия Югорских народов. Том 1, К.Ф. Карьялайнен, Томск,1994 г.;
- История казачества. Том 1,2 Р.А. Нелепин, Санкт-Петербург,1995г.;
- Где спит казацкая слава. П. Ткаченко, Москва, 1995 г.;
- Казачьи сказки. Б. Алмазов, Санкт-Петербург, 1996 г.;
- Толковый словарь русского языка. С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, Москва, 1997 г.;
- Древний Обдорск и заполярные города - легенды. А.В. Ополовников, Е.А. Ополовникова. Москва, 1998 г.;
- Русский народ в национальной политике. XX век. А.И. Вдовин, В.Ю. Зорин, А.В. Никонов, Москва, 1998 г.;
- На страже границ Отечества. Москва, Граница, 1998 г.;
- Награды: Энциклопедический путеводитель по истории российских наград. А.А. Кузнецов. Москва, Современник, 1999 г.
При этом автор имеет право на свою позицию при обобщении данного материала, возможно и субъективную, но он исходит в своем понимании из того, что казачество - это естественная потребность здорового духа народа, стремящегося к разумной вольной жизни, регулируемой обычаями, традициями и построенном именно на них законодательстве.
Запрет, всяческие необоснованные ограничения или бездумное "огосударствление" такой жизни может вызвать возмущение этих людей, что в конечном итоге приведет к публичному неисполнению надуманных государством требований и потере взаимопонимания между государственными структурами и казачьими общинами. Что не раз подтверждалось в истории государства Российского.
Поэтому наиболее приемлемое взаимоотношение казачества и государства, на взгляд автора, должно, прежде всего, строиться на праве казаков иметь полнокровный, основанный на обычаях, традициях предков и федеральном законе, казачий уклад. Исходя из чего и должна формироваться современная казачья жизнь, государственная служба и разумная политика государства по отношению к этой категории Российских граждан.
Следует признать, что казаки - это представители, как правило, славянских корней и православного вероисповедания, но не отвергающие другие основные для России религии: мусульманскую и буддистскую. Они общинники, готовые беззаветно служить своему Отечеству. Но превыше жизни ставят своё волеизъявление и признают над собой только избранных ими на круге старшин и атаманов, независимо от того, утверждены они или нет органами государственной власти.
За долгие годы своей истории казаки сформировали особые формы взаимоотношений между собой - духовное богатство, войсковое товарищество, святые узы которого особенно важны в нынешний период возрождения Российской истории, культуры и государственности.
Вот как устами доброго казака, знаменитого литературного героя Тараса Бульбы характеризовал казачье товарищество Н.В. Гоголь в одноименной повести: «Хочется мне вам сказать, панове, что такое есть наше товарищество. Вы слышали от отцов и дедов, в какой чести у всех была земля наша: и грекам дала знать себя, и с Царьграда брала червонцы, и города были пышные, и храмы, и князья, князья русского рода, свои князья, а не католические недоверки. Все взяли бусурманы, все пропало. Только остались мы сирые, да, как вдовица после крепкого мужа, сирая, также как и мы, земля наша! Вот в какое время подали мы руку на братство! Вот на чем стоит наше товарищество! Нет уз святее товарищества! Отец любит свое дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь свое дитя, Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей. Вам случалось не одному помногу пропадать на чужбине; видишь и там люди! также божий человек, и разговоришься с ним как с своим; а дойдет до того, чтобы поведать сердечное слово, - видишь: нет, умные люди да не те; такие же люди , да не те! Нет, братцы, так любить как русская душа, - любить не то чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал бог, что ни есть в тебе, а … - сказал Тарас, и махнул рукой, и потряс седою головою, и усом моргнул, и сказал: - Нет, так любить никто не может! Знаю, подло завелось теперь на земле нашей; думают только, чтобы при них были хлебные стоги, скирды да конные табуны их, да были бы целы в погребах запечатанные меды их. Перенимают черт знает какие бусурманские обычаи; гнушаются языком своим; свой с своим не хочет говорить; свой своего продает, как продают бездушную тварь на торговом рынке. Милость чужого короля, да и не короля, а паскудная милость польского магната, который желтым чеботом своим бьет их в морду, дороже для них всякого братства. Но у последнего подлюки, каков он ни есть, хоть весь извалялся он в саже и в поклонничестве, есть и у того, братцы, крупица русского чувства. И проснется оно когда-нибудь, и ударится он, горемычный, об полы руками, схватит себя за голову, проклявши громко подлую жизнь свою, готовый муками искупить позорное дело. Пусть же знают они все, что такое значит в Русской земле товарищество». Мудрые слова и их непременно следует учитывать во взаимоотношениях с казаками.
Вот уже десять лет идет возрождение Российского казачества. На этом тернистом пути еще много ухабов и препонов.
Но эти годы не пропали даром, казаки показали себя и в труде, и в боях. Неувядаемая память о казаках осталась в Приднестровье. Показали они себя и на Северном Кавказе. Пророческими звучат слова журналиста, войскового старшины Кубанской казачьей рады Александра Берлизова, погибшего в марте 1992 года под Дубоссарами: «Казаки выстоят несмотря ни на что - вместе с народом Приднестровья. Вместе с Россией.»1
Сегодня уже можно говорить, что эти пророческие слова нашли подтверждение жизнью. Они вселяют уверенность, что начатое дело возрождения Российских исторических корней и славного казачества - в надежных руках.
Осваивая привольные южные степи, наши предки приручили обитавших там диких лошадей. Постепенно они стали лучшими по тем временам наездниками, конными стрелками. Наводили ужас на все народы, которые пытались им сопротивляться. Например, древние греки, которые жили в гористых местах (и по этой причине) почти не пользовались лошадьми, видя неуловимых и непобедимых пришельцев с севера, издали поражавших их стрелами, решили, что они составляют одно неразрывное целое с их скакунами, назвали их кентаврами. По их представлению зад и ноги кентавра были конскими, а грудь, голова и руки - человечьи. Много позже греки все же разобрались и поняли, что кентавров нарисовало им их испуганное воображение. На самом деле на них нападали искусные наездники, в совершенстве владеющие своими конями. Они назвали этот воинственный и отважный степной народ скифами, которые, собственно говоря, и являются пращурами славян. Исходя из вышеизложенного, можно предположить, что легендарные амазонки были не кто иные, как восточнославянские женщины, которые отличались особой мудростью, терпением и дальновидностью. Они, не хуже своих мужей, умели владеть оружием и конем, особенно когда в пределы их отечества вступали враги.
Вообще говоря, из-за различных наименований наших предков другими народами произошла большая путаница, которая до сих пор мешает казакам увидеть свою родословную целиком.
Славянами, или "словыми", то есть "говорящими", предки казаков называли себя сами, обозначая этим именем всех своих дальних и близких родичей, которые говорили на понятном им языке. Немыми, или "немцами", они называли все те народы, которые вследствие разницы языка говорить с ними не могли. Но так как славяне долгое время, вплоть до своего крещения, не имели азбуки, а следовательно, и письменности, то естественно, что ни в каких документах их самоназвание - славяне - не было зафиксировано. Зато греческий термин "скифы" был широко распространен.
Упоминания о скифах и их подвигах встречаются у древних писателей еще за 1ООО лет до Рождества Христова. Особенно прославились скифы своим походом, предпринятым от берегов Днепра и Дона через Кавказские горы, Армению, Персию и Малую Азию, вплоть до берегов Нила. На своем пути эти отважные воины подчинили себе Мидийского царя Киаксара и заставили его платить дань. Затем они направились в Ассирию. Ассирийскому царю пришлось откупиться от них своими знаменитыми сокровищами. Из Ассирии скифы повернули к богатым городам Финикии, потом проникли в Филистимскую область, а далее их путь лежал в Египет. Фараон Псамметих вышел к ним навстречу с богатыми дарами и упросил их удалиться. Тогда скифы повернули на Север и вторглись в цветущую Иудею. Живший в это время в Иерусалиме пророк Иеремия предсказал нашествие скифов в следующем пророчестве:
Скифы едва не захватили Иерусалим, город спасло только то, что иудейский царь Осия по примеру других задобрил скифов подарками и умолил их пощадить его и всех, спрятавшихся в Иерусалиме иудеев.
Непобедимые скифы, нагрузившись богатейшей добычей, повернули домой в родные Днепровские и Донские степи.
Об обычаях, нравах и внешнем виде этого воинственного народа подробно рассказал греческий историк Геродот, специально ездивший для этого на берега Дуная, Днепра и Волги. Его свидетельство подтверждают и вещи, найденные в скифских курганах, в которых скифы хоронили своих вождей. Между прочим, по изображениям найденных там предметов, скифы носили длинные волосы и большие бороды. Они имели точно такую же прическу, что и большинство казаков и русских крестьян прошлого века, да и вооружение тех и других сходно даже в мельчайших деталях. Скифские боевые молотки - чеканы невозможно отличить от запорожских.
Геродот называл скифов справедливейшими среди всех остальных народов за их душевное благородство, разум, отвагу, искусное ведение хозяйства и отличное понимание военного дела. Но особенно уважал их отец истории за беспредельную преданность близким, как вождям и родным, так и тем, с кем они побратались.
После Геродота следы наших предков славян в мировой истории на какое-то время теряются. Но иногда у историков можно встретить скупые упоминания о них. Вот некоторые:
Но горе было тем народам, которые начинали с гуннами войну. Готы описывали военные способности своих победителей так: "Рассыпавшись и соединившись, они и нападают, и отступают с быстротой молнии. Но вот что особенно делает их наистрашнейшими воинами на свете, так это, во-первых, их меткие удары стрелами, а во-вторых, когда в схватке один на один дерутся мечами, они с необыкновенной ловкостью в одно мгновение накидывают на врага ремень (имеется ввиду аркан) и тем лишают его всякого движения..."
До нас дошли слова царя гуннов Атиллы к своим воинам перед битвой: "Братья! Докажите свою храбрость, докажите доброту вашего оружия... Смерти не бойтесь! Кому назначено жить, того не зацепит стрела, а кому назначено умереть, тот умрет и во сне".
Гунны, прямые потомки скифов, имели интересный обычай, брить бороду и голову, оставляя одну только чуприну, как впоследствии делали запорожцы и многие представители казачества.
Такую же прическу носил и храбрый князь Святослав, сын равноапостольной Ольги и Отец Владимира, крестившего Русь в 988 году. Грек Лев Даакон так описывает его:
"Видом он был таков: среднего роста, с густыми бровями, и с голубыми глазами, с обыкновенным носом, с бритой бородой и густыми длинными усами. Голова у него была совсем голая, только на одной ее стороне висела прядь волос, означавшая, по-видимому, знатность рода. Шея толстая, плечи широкие и весь стан довольно стройный. Он казался мрачным и суровым. В одном ухе у него висела золотая серьга, украшенная двумя жемчужинами с рубином посередине. Одежда на нем была белая, ничем, кроме чистоты, от других она не отличалась".
О подвигах Святослава, который переносился из страны в страну, как барс, и за короткий срок подчинил себе почти все восточнославянские племена, достаточно хорошо известно. Его прямой открытый нрав, уверенность и самообладание в самые отчаянные минуты поражали врагов.
Даже зажатый со всех сторон в Доростоле в десятки раз превосходившими силами византийцев и болгар, он не думал спасаться бегством или униженно просить о мире. Каждый русский, а тем более казак, хранит в своем сердце слова Святослава, сказанные им своей дружине в безвыходном положении:
1 августа 988 года Великий исторический день. Стоя на берегу Днепра и с высоты взирая на крещение киевлян, князь Владимир от всего сердца просил: "Боже, сотворивший небо и землю! Призри на новые люди сии и дажь им Господи, познать тебя, истинного Бога, как уже познали страны христианские. Утверди веру в них правую и несовратимую, а мне помоги, Господи, на супротивного врага, дабы, надеясь на Тебя, я победил бы его козни".
С принятием христианства для наших предков началась новая эра. Просвещенные Евангелием, славяне стали еще более милостивы друг к другу, опекая нищих и больных, помогали бедным. Больше других старался сам князь Владимир.
Как свидетельствуют летописи, вскоре после крещения Руси в Киеве появились подводы, наполненные хлебом, мясом, рыбой, овощами, медом в бочках, квасом. "Нет ли где больного и нищего, который не может идти к князю во двор?", - спрашивали княжеские отроки. Князь стал приглашать епископов в боярскую думу, которые впоследствии начали оказывать большое влияние на все внутренние и внешние дела.
Будучи истинно благочестивым и в точности исполняя евангельские веления о милосердии, Владимир оставался гостеприимным хозяином. В каждое воскресенье он устраивал пир, на который приглашал дружины, а затем и выборных мужей от города. Летопись свидетельствует, что однажды подпили его дружинники и начали роптать на своего князя: "Горе нашим головам, - говорили они, - князь дает нам есть деревянными ложками, а не серебряными!". Услышав это, Владимир тут же повелел изготовить ложки из серебра, сказав при этом: "Серебром и золотом не соберу дружины, а дружиной сыщу и серебро, и золото, как и дед мой, и отец мой доискались и золота, и серебра".
Содержание дружин обходилось князьям очень дорого, поэтому они не были многочисленными. 8ОО дружинников уже считалось очень большой дружиной. Даже если дружина была невелика, но все воины в ней были как на подбор: просты, искренни, духовно просветлены, физически могучи. Во главе дружины всегда стоял сам князь. Причем он поступал в ее ряды с самого раннего детства. Известно, что князь Святослав уже в четыре года вел свою дружину в бой. Вообще в те времена жизнь князей начиналась рано. Они нередко женились в 12 лет от роду на 9-тилетних невестах и в этом возрасте начинали переносить все тяготы боевой, походной жизни. К двадцати годам князья и их дружины были, как правило, зрелыми воинами. Каждый простой человек мог, благодаря своим боевым и человеческим качествам, рассчитывать занять в дружине князя самое почетное место. Например, знаменитый богатырь Илья Муромец, который происходил из крестьянского звания, состоял в дружине равноапостольного князя Владимира.
Преподобный Илья Муромец, как известно, до 3О лет был недвижимым или, как говорит об этом предание, - "сиднем сидел". И вдруг, по слову Божьих угодников, он становится богатырем. Чудо? Да, но закономерное: ибо, по народной пословице: "Бог каждому дает столько добра, столько человек принять может". В свои 3О лет Илья был необыкновенно чистым человеком, характер его отличался спокойствием, стойкостью к жизненным скорбям, достоинством, бессребреностью, заботливостью о ближних, сдержанностью, благодушием.
Вся история подтверждает эту истину. Когда предки наши строго придерживались правды и гнушались лжи, они всегда одерживали победы над врагами, как бы малочисленно не было их войско. Примером здесь может послужить битва Александра Невского со шведами и немецкими рыцарями. И наоборот, когда зависть, бесчинство, своекорыстие, жадность, ненависть друг к другу и, как следствие, - предательство, отравляли нравственную атмосферу народа, русские терпели жесточайшие поражения. Доказательство этому - битва древнерусских князей при Калке и сражение малороссийских казаков при Берестечке.
С именем Ильи Муромца связано и само понятие "казак", ибо он был первым из русских богатырей, кто назвал себя казаком и гордился этим званием. Чем же так лестно было это слово незабвенному народному герою? Надо полагать тем, что казак был не просто русский богатырь, обладающий несокрушимой силой. Но это был богатырь-христианин, сила духа которого еще выше его физической мощи. Не напрасно же, бесстрашный воин Илья Муромец причислен к лику святых. Его мощи и поныне покоятся в Киевско-Печерской Лавре.
НЕ В СИЛЕ БОГ, А В ПРАВДЕ
Но шли века, и народ русский все более утрачивал высокую нравственность и простоту. Бесчинство поселилось в славянских землях. Младшие князья, чтобы завладеть престолом, не гнушались убийством родных. Руки дружинников тут и там стали обагряться братской кровью. Стала исчезать вера, честь и правда. От "родственных" набегов пришли в запустение не только многие города и села, но и целые области. Казалось, еще немного и разврат достигнет такой степени, что русские исчезнут с лица земли, истребив себя сами. Но по милосердию Божию и по молитвам святых, уже просиявших на нашей земле, этого не произошло. Однако, чтобы исправить народ, исцелить его от нравственной проказы, Господь послал ему горькое лекарство - тяжкое наказание в виде татаро-монгольского нашествия. Прошел по нашей земле огненный смерч кочевников и прекратился произвол князей. Перед лицом, общих для всех, лютых страданий и унижений смирились гордые. Иго привело народ к покаянию, которым постепенно очищалась Русь. А очистившись, вновь стала подниматься из пепла и руин. Ибо: "Не в силе Бог, а в правде". Праведный Всевышний рано или поздно дарует силу. А у презирающих истину, будь они даже изначально мощны и многочисленны, он отнимает разум и превращает в ничтожество. Примеров тому в истории много.
Подтверждением служит и последующая история казачества России и его взаимоотношение с государством, описанная на Руси с древних времен.
Далее письменное упоминание о казаках, обитавших по Червленному Яру, отмечено в русских летописях 1444 года. В них рассказывается о набеге Ордынского царевича Мустафы на Переяславль-Рязанский.2
Первое письменное упоминание об украинских казаках, которое дошло до нас, как пишет М. Грушевский в книге "Иллюстрированная история Украины", изданной в 1913 году, без сомнения относится к 1490 году. Вместе с тем, по данным старинных русских историков И. Болтина и В.Н. Татищева, еще в 1280 году татарский баскак Ахмет вывел крупную группу Пятигорских казаков-христиан славянского языка, которые впоследствии основали город Черкасы на Днепре. Из приведенного можно сделать вывод, что предки русских казаков проживали на Северном Кавказе ранее, чем принято считать.1
Далее упоминание о казаках встречается в летописях, как украинских, так и русских, довольно часто и регулярно. Упоминаются казаки и в уставной грамоте, выданной Киеву в 1499 году.
В 1502 году Великий князь Московский Иван III в своем наказе Великой княгине Рязанской Агриппине впервые упоминает о городовых рязанских казаках. При этом, Иоанн III в 1502 году строжайше предостерегает городовых рязанских казаков от бегства на Дон и молодечества там. Следовательно, до этого на Дону уже существовали казачьи поселения.2
Явившись на Дон, каждый начинал свою жизнь сызнова. Здесь он становился равным всем остальным:
"Вчерашний вор и князь опальный,
Разбоя дикого сыны,
Монах-беглец, старик печальный,
Холоп, боярин - все равны...
Здесь только смелости заслуги
Спасти и выручить могли,
Здесь князь и раб в боях, как други,
За землю Русскую легли"
Гиляровский 3
ВОЛЯ, ДА КАЗАЧЬЯ ДОЛЯ
На рубеже XV-XVI веков казаки были объединены в военные общины, так как им постоянно приходилось вести борьбу с кочевыми ордами, оставшимися после распада Золотой Орды. Основой их хозяйственной деятельности в это время были: охота, рыболовство, бортничество. Позже - скотоводство и земледелие. Важное место для существования занимала военная добыча. Дикое поле становится пристанищем свободолюбивых людей, которых вначале называли бродниками, а с XV-XVI веков - казаками.
В XVI-XVII веках казаки принимали участие в закреплении за Российской империей Сибирских и Дальневосточных земель. Золотыми буквами в историю России вписаны такие казачьи предводители, как Ермак, Дежнев, Поярков, Хабаров. Ими на новых границах были образованы казачьи поселения, сторожевые укрепления, которые получили наименование казачьих линий. Они имели военизированную организацию жизни, но при казачьем демократическом управлении. Это по существу не нравилось царедворцам. До середины XVII века царское правительство не имело сил для безоговорочного подчинения своей власти "вольного" казачества. Поэтому оно использовало его для защиты государственных границ, частично обеспечивая продовольствием и военным имуществом.
Вот как описывает казаков, побывавший на Дону в 1703 году голландский вице-адмирал Крейс: "Казаки добродушны и щедры, не копят богатства, имеют много ума, хитры и особенно искусны в военном деле. Никто лучше казака не умеет напасть на неприятеля быстро и нечаянно, заманить его в засаду и воспользоваться малейшею его оплошностью. Они весьма храбры, равнодушно переносят голод, жажду и все случающиеся на войне тягости".
Английский военный деятель, историк Роберт Вильсон говорил, что казаков и их лошадей по крепости сложения можно назвать железными: никакой труд, никакая погода, никакая неудача не останавливают их деятельности, не ослабляют их службу... Многие из них могли бы быть украшением даже рыцарского века и были бы достойны памяти в потомстве по их великим подвигам верности и мужества.
Сами казаки тоже знали себе цену, когда говорили: "Зипуны-то на нас серые, да умы бархатные". Казачество этого периода безусловно пользовалось правами автономии в таких важных вопросах своего жизнеобеспечения как судопроизводство, внешние сношения и самое главное, самоуправление на своей территории. Все важнейшие дела решались только сообща на казачьем сходе - круге. Здесь же избирался атаман, старшины, судья, так как казаки признавали над собой только тех руководителей, которых они избирали у себя на круге.
В дальнейшем императоры постепенно стали ограничивать автономию казачьих областей, стремясь к полному подчинению казачества себе. В это время ликвидируется выборность атаманов. Казачество стало выделяться в особое привилегированное сословие. Оно наделяется рядом земельных и имущественных льгот, правом беспошлинной торговли.
Вместе с тем казачество продолжало играть важную роль в государстве. Великий реформатор XVIII века царь Петр I прекрасно понимал, какое большое значение имеет казачество в охране границ страны и немало этому способствовал. Несмотря на то, что он существенно ограничил "казачью вольницу" казаки все же продолжали охранять большую часть границ России и в первую очередь, принадлежавшую им казачью землю с традиционным укладом жизни.
Но государство, путем определенных привилегий для старшин, постепенно все больше забирало в свои руки властные полномочия. При этом значение решений войсковых кругов подрывалось, близка была замена его правительственной властью.
В этот период Петр I последовательно втягивал казаков в профессиональную государственную службу, как воинскую, так и пограничную, таможенную, окончательно превращая их в российское служилое сословие, при этом вводя определенные льготы и частично сохраняя их уклад жизни.
Так его Указом от 3 марта 1723 г. дела Донского казачьего войска были переданы в Военную коллегию. Над казаками поставили воинскую канцелярию, Совет старшин стал именоваться Собранием старшин войсковой канцелярии. Все чины до походного атамана избирались. Казаки освобождались от всех видов пошлин, им устанавливалось жалованье -17142 руб., 7 тыс. четвертей ржи, 500 ведер вина. (Следует отметить, что организация службы казачества, заложенная Петром 1, в основном просуществовала вплоть до 1917 г.)1.
Эти изменения в традиционном казачьем укладе жизни не устраивали всех казаков. Поэтому, борясь с огосударствлением, казачество стало одной из главных движущих сил крестьянских восстаний XVII-XVIII веков.
При Александре II произошло сближение казаков с другими сословиями Российской империи. Были пересмотрены все казачьи законоположения. К общему порядку приведены казачьи суды и общинное управление. Казачьи земли включили в состав губерний и областей.
Однако, это все равно мало затрагивало внутренний быт и основные элементы казачьего самоуправления на местах, которые передавались из поколения в поколение. Это происходило потому, что стремление к казачьей жизни было и есть естественной потребностью здорового духа этой общности людей.
В этой связи нельзя не рассказать о казачьем домострое, в котором регламентировались наиболее рациональные, проверенные веками традиционные отношения в казачьей среде и, прежде всего в семье, описанные в Памятке автора-составителя, атамана "Невской станицы" Б.А. Алмазова.2
У казаков не было письменного домостроя, но он существовал и был неоспорим, как руководство, избавляющее от многих лишних забот и проблем, обременяющих создание и существование семьи.
В нем кратко описана история казачества со времен первых о нем упоминаний и до наших дней. Отражено возрождение и становление казачьих общин на Ямале в 90-е годы
05 09 2014
16 стр.
В первую очередь это касается истории XIX в., так как этот период истории Енисейского казачества наименее изучен
14 12 2014
1 стр.
«Царствие Божие приходит неприметным образом» — нет ли в этом некоторой вины человеческой?
10 10 2014
16 стр.
Мне было тогда всего лишь девять лет от роду но нет, лучше я начну с того, когда мне было двадцать девять лет от роду
25 12 2014
1 стр.
Джуманалиев Т. Д.: «Очерки политической истории кочевников Притяньшанья с древности до конца XVII века». Бишкек, 2007
12 09 2014
1 стр.
Он вводит в заблуждение, того никто не наставит на прямой путь. Свидетельствую, что нет божества, кроме одного Аллаха, у Которого нет сотоварища, и что Мухаммад — Его раб и посланн
12 10 2014
5 стр.
Цикл радиопередач по истории казачества станицы Березовской Усть-Медведицкого округа
10 10 2014
1 стр.
17 12 2014
25 стр.