Перейти на главную страницу
Автор: СТЕПАНЧЕНКО В.И.
философских наук
Особенностью работы является то, что в ней использованы публикации различных авторов о современном становлении казачества на Крайнем Севере в Ямало-Ненецком автономном округе. Приведены первые приказы, Устав, Соглашения, хронология, а также словарь терминов. Очерки имеют достаточно большой фотоматериал.
Автор выражает глубокую признательность Белогонову Н.Е., Волкову А.С., Зайцеву Г.С., Корневу В.В., Кришталю С.Н., Кувшиновой Д.Р., Смолину В.Ю., Фатеевой Г.Н., и всем, кто словом и делом помогал в работе над очерками.
Особая благодарность генеральному директору ООО «Пурнефтегазгеология» Острягину Анатолию Ивановичу, стороннику возрождения традиционной российской культуры за благотворительную помощь в издании книги.
В работе использованы материалы и фотографии из личного архива автора, а также Волкова А.С., Гапонова Е.М., Жилина Б.Н., Зайцева Г.С., Кришталя С.Н., Корнева В.В., Михайлова Е.Н., Пашука А.Г, Смолина В.Ю.
В.И. Степанченко. "Казачьему роду нет переводу!"
(Очерки истории казачества). 2000
В.И. Степанченко. Составление, оригинал-макет. 2000
В.Ю. Смолин. Художественное оформление. 2000
Е.А. Ополовникова. По пути добра. 2000
А.А. Деревянченко. Заключительное слово. 2000
На Земле обитает множество самых разных народов со своими обычаями и культурой. И вот представьте себе, что наступило такое время, когда все они сливаются под эгидой одной культуры: или самой высшей, или некой усредненной, как бы включающей в себя лучшие традиции каждой земной народности. Интересно? - Никоим образом. Потому что атмосфера тоскливой одинаковости повиснет, как закрывающий чистое небо смог, не только над огромными российскими просторами, но и над всем земным пространством.
Ныне, в век территориального сближения народов, когда самые отдаленные точки Земли становятся легко доступными, каждому из нас особо дороги и интересны проявления их самобытности - природной и культурной.
При усредненной культуре и природа должна приближаться к одинаковости: повсеместно, к примеру, должны расти любимые кем-то особенно или березки, или кипарисы, или пальмы. Теоретически тоже возможное явление. А практически - чудовищный сон разума.
Эти гипертрофированные примеры мы привели для того, чтобы четче вырисовывались конечные результаты того или иного явления. Нельзя смотреть на мир зашоренными глазами, как у не должной глядеть окрест лошади. Нельзя, потому что - неинтересно.
Все не случайно в мире. Бог создал его бесконечное многообразие, которое не противоречит объединению людей ни на духовном, ни на бытийном уровне. В христианской религии существует понятие многообразного единства. Та же суть жизни кроется в формуле IV Вселенского собора: не слитно, но нераздельно, - чему издревле следовала Россия. Потому и объединила в единое государство множество разных народов.
Замечательна роль в этом объединении русского казачества. И само казачество являет собою уникальное человеческое сообщество. Нация? Народность? Ни то, ни другое. Особая, самобытная форма жизни, выросшая внутри России и вскормленная корнями ее культуры.
Великое благо России, что она приступила к своему возрождению. Составная и неотъемлемая часть этого процесса - возрождение казачества. Дай, Бог, чтобы этот процесс не на внешней, фарисейской, форме жизни был основан, а на глубинном своем содержании, сосредотачивающем лучшие стороны человеческой нравственности, и, прежде всего, христианского мироощущения русского народа. Впрочем, и форма жизни, осознанно выраженная, рано или поздно начинает соответствовать своему содержанию, превращаясь уже в образ жизни.
А посему нынешнее возрождение казачества - вполне убедительное свидетельство старинной пословицы: "казачьему роду нет переводу".
Именно так названа книга потомственного кубанского казака Валерия Ивановича Степанченко. И посвящена она 10-летию образования Всероссийского Союза казаков, начавшего свою работу в 1990 году.
В истории существования российского казачества еще много неведомого, нерассказанного. Сейчас появляются и воспоминания, и аналитические исследования на эту тему. Все, каждая сторона жизни казачества - отражение российского бытия, а потому интересна и нужна.
На этом фоне впервые раскрытая В.И. Степанченко история Обдорского казачества предстает явлением ярким и знаменательным. Особая ценность его в том, что эта история - не просто информация о ранее большинству из нас вовсе неведомой Обской Полярной казачьей линии, но живое, объемное во времени и пространстве повествование во взаимосвязи со всей историей возникновения и существования "оригинального и крупного явления русской жизни", как характеризует казачество старинная энциклопедия. 1
Сейчас само географическое название "Обдорск" мало кому о чем говорит. - Где это? Далеко ли? Близко ли? - Далеко. На Обском севере, на Полярном круге. А не ведают о нем, потому что Обдорск уже давно, в 1933 году, переименован в Салехард.
Обдорск был основан в 1595 году русскими казаками. На протяжении полутора столетий он существовал и развивался именно как казачья крепость, превратившись впоследствии в крупный торговый центр.
Когда мы, помнится, работали по воссозданию историко-архитектурной среды Салехарда, что было приурочено к 400-летнему юбилею города, перелопатили, естественно, немало архивных и литературных материалов. Обо всех не расскажешь, но особо запомнилось, с какой теплотой и даже восторгом писал об обдорских казаках И.И. Завалишин: "Как и казаки Пелымской станицы, они потомки завоевателей Сибири, пришедших сюда с Ермаком с Дона и Яика... Они понятливы, ловки, стройны и очень красивы... живут здесь хорошо и достаточно..." 2
История жизни казаков, к какой бы части России она ни относилась бы, северной ли, южной ли, замечательна тем, что при всей своей самобытности является отражением всей жизни русского народа. И эта мысль красной нитью проходит через всю книгу В.И. Степанченко. При этом в каждом штрихе казачьей жизни автор вольно или невольно подчеркивает ее христианские основы. И эти основы были незыблемы в казачьей среде, являясь в то же время гарантом воспитания духовно и физически здоровых поколений.
Как полезны они нам в сегодняшней жизни! Часто ли мы можем сказать про человека - основательный, а тем более увидеть или почувствовать основательность какой-либо семьи или человеческой общности, не исключая при этом ни млада, ни стара? У казаков же эта основательность была во всем. В самих христианских постулатах видели они, прежде всего, не обрядовую, а корневую сторону жизни, требующую от человека ответственности за каждый свой шаг и поступок, тем более за тот, что был освящен церковным обрядом.
Так, во многом ныне стерта роль крестных отцов и матерей, хотя крестит младенцев подавляющее большинство русских людей. А вот у казаков "во многих случаях крестные отец и мать, - пишет В.И. Степанченко, - несли большую ответственность за крестника, чем его родители. Так, если казак оказывался бракованным по здоровью, то платил за него для найма замены отец, а если он проигрывал деньги в карты, был замешен в пьянстве, не ходил к исповеди - штрафы платил крестный. На нем лежала полная ответственность за духовное воспитание крестника и за обучение его воинскому искусству, ремеслам, верховой езде... Крестные неукоснительно контролировали жизнь крестника или крестницы и могли без разговора забрать ребенка себе, если видели дурное с ним обращение... А любили крестных не меньше родителей, несмотря на то, что у особо уважаемых людей число крестников исчислялось сотнями".
Так и росла казачья поросль с сознанием чьей-то безусловной любви-ответственности за их жизнь а, подрастая - поступала так же.
Давно известно, что истинно верующий христианин всегда с уважением относится к чужой вере, памятуя слова Евангелия: "Ибо, когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон; Они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствуют совесть их и мысли их..." (Рим. 2, 14,15).
И в том же своем послании апостол Павел вопрошает:
"Неужели Бог есть Бог* 3Иудеев только, а не и язычников? Конечно, и язычников..." (Рим. 2, 29).
А вот штрих из книги В.И. Степанченко, демонстрирующий, с одной стороны, глубину и незыблемость казачьей веры, не опасающейся никакого внешнего на нее воздействия, а с другой - их внутреннее благодушие, доброту и гостеприимство: "Казаки были чрезвычайно веротерпимы. Поэтому гостя усаживали за стол рядом с хозяином независимо от того, какой он был веры. И если в дом бывал зван мусульманин или еврей, то старались не готовить блюд из свинины, чтобы не ставить гостя в неудобное положение".
Простую и честную жизнь казаков без малейших натяжек правомерно назвать основательной. В этой основательности нам нетрудно найти общие для многих народов Земли лучшие стороны жизни. "Казаки жили просто честно и дружно. Краж и обманов не было. Все, что кто-то имел или приобретал, делили между собой, как в одной семье, без всяких расчетов. Убивал ли кто большого зверя или поймал большую рыбу - все тут же разносилось по дворам, и каждый брал себе, сколько нужно было. Чистота нравов была по нынешним временам невероятная: боялись греха казаки пуще смерти, ибо знали, что в любую минуту могут предстать перед судом Божиим. И тогда за каждый нечестный поступок придется платить сторицею" - читаем в книге.
На тех же основах строилась поначалу жизнь почти у всех земных народов, что и является свидетельством единства истоков их мышления. Известна исконная честность и благородство северных аборигенов. Они твердо знали, что в нечестно добытую вещь вселяется злой дух. Говоря современным языком - от нее исходит энергия разрушения. И рано или поздно эта энергия принесет много горя злодобытчику.
Тунгусы, которых академик С.В. Обручев назвал "аристократами Сибири", в случае победы над врагом не уносили с места боя ничего, кроме оружия.
А вспомним незыблемое честное слово и "по рукам" русских купцов, что никогда не нарушалось. Вспомним дворянское "слово чести", народное "ей Богу" с крестным знамением и обобщающее древнерусское: "Перъвое сотъворена бысть Правда Богом в человецех" или "Егда начнеть в Правде пребывати человек, то приемлет старейшинство над ним Божественная сила"... Последние слова, впрочем, сказаны просветителем XIII века Кириллом Туровским. Но в тех или иных выражениях их знал весь наш народ, все классы русского общества. Не только знал, но и следовал им, ставя во главу угла основы и смысл жизни.
И объединение разных народов России во многом строилось на честном слове, что ныне стало чуть ли не насмешливой присказкой. Честь и достоинство ставились превыше богатства и даже самой жизни. Так, ненцы и ханты, жившие вокруг Обдорской крепости, дав слово платить ясак, крепко его держали, хотя могли избежать ясачного налога, скрывшись в тундру. Они сами аккуратно его привозили во время Обдорской ярмарки, а если кто-то не мог отправиться в Обдорск, то просил другого передать свои подати или платил их на следующий год.
У якутов, юкагиров, чукчей, да, пожалуй, у всех аборигенов Российского Заполярья, в языке не было вообще ругательных слов. Считалось, что нельзя ругать человека, потому что, а вдруг? он не виноват. Тогда посланное ему мысленно зло бумерангом вернется к своему источнику.
А христианские и вслед за ними казачьи постулаты: "не укради", "не лжесвидетельствуй", "не желай добра ближнего своего", "не судите, не судимы будете", - разве не те же?
Вот мы и вернулись к изначальной нашей мысли о том, что истоки человеческого мышления едины. Едины и чисты. Таинственно и поучительно их многообразное воплощение в культуре и жизни разных народов Земли. А без постижения культуры теряется и сам смысл земного бытия, его изначальная идея. У каждого народа она есть. И конечно же - у русского.
"Без меня народ неполный", - говорит один из героев Андрея Платонова. Вторя ему, мы скажем: "Без казачьей самобытности не полна культура России, а без казачества - и не полна и сама жизнь нашего Отечества". Потому и радует всероссийское возрождение казачества.
Книга В.И. Степанченко "Казачьему роду нет переводу!" (Очерки истории казачества) - тоже частица того благодатного возрождения. Читая ее, глубже познаешь историю России, а стало быть, и неясные стороны современности четче вырисовываются, помогая правильно ориентироваться на пути добра.
Е.А. Ополовникова.
член Российского отделения
Международного комитета по
сохранению культурного
наследия (ICOMOS) при ЮНЕСКО
"Сохранение памяти о вековых
заслугах и отличиях казачества,
в пример и поучение молодежи,
на утешение и гордость старикам -
священная обязанность каждого
служилого казачьего поколения"
Из речи Его императорского
Величества Государя Императора
Николая Александровича
31 декабря 1905 года
КАЗАЧЬЕМУ РОДУ НЕТ ПЕРЕВОДУ!
(Очерки истории казачества)
В нем кратко описана история казачества со времен первых о нем упоминаний и до наших дней. Отражено возрождение и становление казачьих общин на Ямале в 90-е годы
05 09 2014
16 стр.
В первую очередь это касается истории XIX в., так как этот период истории Енисейского казачества наименее изучен
14 12 2014
1 стр.
«Царствие Божие приходит неприметным образом» — нет ли в этом некоторой вины человеческой?
10 10 2014
16 стр.
Мне было тогда всего лишь девять лет от роду но нет, лучше я начну с того, когда мне было двадцать девять лет от роду
25 12 2014
1 стр.
Джуманалиев Т. Д.: «Очерки политической истории кочевников Притяньшанья с древности до конца XVII века». Бишкек, 2007
12 09 2014
1 стр.
Он вводит в заблуждение, того никто не наставит на прямой путь. Свидетельствую, что нет божества, кроме одного Аллаха, у Которого нет сотоварища, и что Мухаммад — Его раб и посланн
12 10 2014
5 стр.
Цикл радиопередач по истории казачества станицы Березовской Усть-Медведицкого округа
10 10 2014
1 стр.
17 12 2014
25 стр.