Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1


МБОУ «Чульская основная общеобразовательная школа»

Исследование.

Авторы: Кунгурова Н.

Мизгирёва Л.



Руководитель:

Клеймёнова Л.Ю., учитель русского языка и литературы.



Тема.

Путешествие в Лукоморье.



Проблема.

Изучая художественное произведение и не всегда понимая какие-то слова, мы неправильно понимаем автора, его позицию, какую картинку представлял он себе, описывая лукоморье. Как изображают лукоморье многочисленные иллюстраторы? Правильно ли они, а вместе с ними и мы поняли автора?


Цель: провести лингвистическое исследование по тексту стихотворения А.С.Пушкина, объяснить значение непонятных слов, выяснить их этимологию, представить образы персонажей.

Задачи:

  • Объяснить значение слов: лукоморье, дол, леший, русалка, королевич, мимоходом, узнать их этимологию.

  • Научиться работать с различными словарями.

  • Увидеть позицию автора.

Вступление.

Стихотворение «У лукоморья дуб зелёный…», наверное, одно из самых любимых с детства. Мы ещё в школе не учились, а стихотворение уже знали наизусть. А столько слов было непонятно! А теперь, когда мы стали взрослее, так захотелось разобраться, представить, что скрывается за этими словами, и может, узнать больше, обратиться к славянской мифологии, ведь именно там скрывается такая поэзия, там наши корни .Лукоморье…


Какое красивое слово. Словарь – наш друг. Будем всегда обращаться к толковому словарю и другим словарям. И ещё постараемся найти иллюстрации, которые помогут лучше нам создать зрительные образы, сравнить со своими представлениями.

Лукоморье

Лукоморье - Морской залив, излучина морского берега. От слова лук (старинное оружие). Когда тетива лука натянута, то лук сгибается. Так же изогнут и берег моря - Лукоморье. Получается залив Теперь понятно. Пустынный берег залива… И огромный дуб на берегу. До неба. Могущественный красавец. И цепь вокруг. Златая, т.е. из золота. Неполногласие ла характерно для старославянского языка, а полногласие оло – для русского.



Дол

Там лес и дол видений полны”. А что такое дол? Может, это от слова даль, тогда почему о? Обращаемся к словарю: ДОЛ, –а, м. (устар.). То же, что долина. Туманный д. Горы и долы. По горам, по долам (в сказках: повсюду). За горами, за долами (в сказках: очень далеко). Долина как бы противоположность лесу, но это и не горы.


Что же это? (Пространство без деревьев - долина.) Какое красивое слово.
И там полно видений. Видения от слова видеть, т.е. то, что можно увидеть, скорее то, что может привидеться, показаться. Может, это привидения? Леший

«Там леший бродит» Академический толковый словарь дает следующую характеристику:

1. В русской мифологии – дух леса, его хозяин, враждебный человеку.

2. Просторечное. Употребляется как бранное слово.

Словарь «Правила русской орфографии и пунктуации» (М., 2009) даёт написание леший (со строчной буквы) как родовое название, относящееся к мифологии.
«Этимологический словарь» объясняет: леший – это слово собственно русское. По происхождению является прилагательным, образованным от слова лес – леший – лесной, известным еще в древнерусском. Это слово, понятно, произошло, от слова лес, ведь леший живёт в лесу. Леший, лесовик, лешак, лесной дядя, лесун, в народных верованиях восточных славян (особенно русских и белорусов) дух леса, враждебный людям. Вера в лешего возникла у древних славян, вероятно, в период заселения ими лесных пространств как выражение суеверного страха перед дремучим лесом.

Лесовик-леший - дух и хранитель леса в славянской мифологии, который живет в лесной чащобе. Он умеет оборачиваться, является в виде дряхлого старика, либо дерева, медведя. Иногда он кричит в лесу и пугает людей. Леший любит морочить голову путникам и сбивает их с тропинки путая тропы и начиная водить кругами.



Во фразеологическом словаре даны выражения:

Леший дернул – неизвестно зачем нужно было кому-либо что-либо сделать.
Леший дернул за язык – неизвестно зачем понадобилось кому-либо сказать что-либо.

В разговорной речи мы, бывает, употребляем выражения:

Какого лешего...? (Зачем? Для чего? Почему?).
За каким лешим...? (Зачем? Для чего? Почему?)
На кой леший...? (Зачем? Для чего? Почему?).
Практически не употребляем «Ни лешего» (Совсем ничего).
А вот выражения Где тебя леший носит?
Ну тебя к лешему!
Да иди ты к лешему!
Пошел ты к лешему!
Леший тебя забери!
Леший тебя возьми!

Вывод; Лесовик-леший - дух и хранитель леса в славянской мифологии, который живет в лесной чащобе. Мы думаем, что добрым людям, которые не причиняют лесу вреда, не надо бояться

Русалка

«Русалка на ветвях сидит”. Мы всегда представляли русалку с хвостом, живущую в воде. А у А.С.Пушкина русалка «на ветвях сидит». Почему на дереве? Обращаемся к словарю:

РУСАЛКА, –и, ж. В славянской мифологии, а также в народных поверьях, сказках: существо в образе обнажённой женщины с длинными зелёными волосами и рыбьим хвостом. Интересно, как она с рыбьим хвостом на дерево забралась. Обращаемся к славянской мифологии.

Название "русалка" (в слав. миф) происходит от слова "русый", что означает на древнеславянском "светлый","чистый" Обитание русалок связано с близостью водоемов, рек, озер, которые считались путем в подземное царство. По этому водному пути русалки выходили на сушу и обитали уже там. Так же по славянским поверьям русалки эти не имели хвоста. Чаще их путали с сиренами из античных мифов и жить они могли не только в воде но и на деревьях и в горах.. подчиняются Богу Яриле и его отцу - Велесу.

Словарь В.И. Даля объясняет: русалка, русавка, сказочная жилица вод, водяная, шутовка, лобаста; водяница, берегиня; на юге русалки, мавки и майки, веселые, шаловливые созданья, на севере и востоке – злые, из числа нежити; это некрещеные дети; они наги, с распущенными волосами, прельщают, заманивают, щекотят до смерти, топят.

«Правила русской орфографии и пунктуации» (М., 2009) рекомендуют написание русалка – как родовое название, относящееся к мифологии.

«Толковый словарь современного русского языка» утверждает: русалка – в народных поверьях и сказках существо в образе женщины с длинными волосами и рыбьим хвостом, живущее в воде.

В «Толковом словаре русского языка» С.И Ожегова (М., 2009) русалка – в народных поверьях и сказках: существо в образе обнаженной женщины с длинными распущенными волосами и рыбьим хвостом, живущее в воде.

Откуда же взялось и как появилось такое странное и завораживающее слово?

1. Название русалка соединяли со словом: русло (по местожительству русалок в реках). Тогда почему суффикс –алк-?

2. Русалка выводили от слов русый, русявый (по русому цвету волос). Но в большинстве источников указывается, что у них волосы зеленые.

3. Считали производными от древних имен священных рек: Росса и Руса. Но почему русалки должны водиться только в священных реках? Чем другие реки хуже?

4. «Этимологический словарь» поясняет: это общеславянское слово, образовано от русалия – «языческий весенний праздник», заимствовано из латинского языка. Латинское rosalia – «троица». Русалка буквально – существо, которое чествуют в праздник русалий».

Русалка может принимать облик разных животных и птиц -белки, крысы, лягушки, собаки, коня, красной коровы или теленка, а то и обернуться возом с сеном или церковью. Русалки - это души умерших женщин, девушек или детей. Русалками становятся девушки, умершие на Русальной неделе, утопленницы, невесты, не дожившие до своей свадьбы, или дети, умершие прежде, чем их окрестили.

Такой разброс мнений. Но у Пушкина и не написано, что у русалки есть хвост.

Вывод: по славянским поверьям русалки эти не имели хвоста. Чаще их путали с сиренами из античных мифов и жить они могли не только в воде но и на деревьях и в горах. Художники, иллюстрирующие стихотворение, по нашему мнению, ошибались, изображая русалку с хвостом на дереве. Мы её представляем в образе красивой девушки с ногами и с длинными русыми волосами без хвоста, а скорее с крыльями.

Неведовые

«Там на неведовых дорожках следы неведомых зверей». Неведомые дорожки - те, которые никто не знает, не ведает, никогда не видел.


Королевич.

«Там королевич мимоходом пленяет грозного царя»

В словаре «Википедия» читаем:

В русский язык слово «король» пришло через старославянское «краль», образовавшись от имени короля франков Карла Великого. Королевич – сын короля.

Но на Руси не было королей, только цари.

ЦАРЬ. Искон. Возникло в др.-рус. эпоху как аллегроформа из цесарь < цѣсарь < лат. Caesar "Цезарь" (римский политик, диктатор и полководец). С правления Октавиана слово цезарь стало титулом императора.

Царь от имени древнеримского императора Цезаря. Обращаемся к словарю «Википедия»: Единственным представителями восточнославянской государственности, официально носившим титул короля, были Даниил Галицкий и его потомки — получившие право на королевский титул от папы римского Иннокентия IV.

После монголо-татарского нашествия на Руси царский титул стал прилагаться к правителям Золотой орды, а после её распада к правителям всех татарских государств.



Вывод; Значит, королевич, славянский представитель, мог пленять царя, правителя Золотой орды. И пленять, конечно, не очаровывать, а брать в плен.

мимоходом”


в словаре русских синонимов

заодно, походя, попутно, по дороге, по пути, мельком, вскользь, на бегу, на скаку, дорогой, проездом, при случае, если представится случай, случайно, с оказией, кстати, слегка коснуться чего, сказать что (к слову, кстати); заездом, мимолетом, мимолетно, бегло, проходом, между прочим, на лету.

Из всех значений, мы думаем, больше подходит на лету, т.к. королевича мы представляем на коне.

КОЩЕЙ
«Там царь кощей над златом чахнет! Читаем в словаре:

КОЩЕЙ, –я, м.

1. В русских сказках: худой и злой старик, обладатель сокровищ и тайны долголетия. К. Бессмертный.

2. перен. О тощем и высоком человеке, чаще старике, а также о скряге (разг. неодобр.).

Как произошло это слово? Кощей и кости – однокоренные слова.



Вывод: Кощей – костлявый, тощий человек, наверное, занимался диетами, поэтому и жил долго.

Результат:

  • Мы поняли, что надо внимательно относиться к непонятным словам, объяснять их значение, их этимологию.

  • Мы по-другому восприняли текст стихотворения «У лукоморья…»

  • Объяснили значение слов: лукоморье, дол, леший, русалка, королевич, мимоходом, узнали их этимологию.

  • По-другому взглянули на стихотворение «У лукоморья дуб зелёный…»

Лукоморье образовано от двух слова лук (старинное оружие) и море.

Златая, т.е. из золота. Неполногласие ла характерно для старославянского языка, а полногласие оло – для русского.



Дол, долина как бы противоположность лесу, но это и не горы.
Пространство без деревьев - долина. И там полно видений. Видения от слова видеть, т.е. то, что можно увидеть, скорее то, что может привидеться, показаться. Может, это привидения?

Леший - Это слово, понятно, произошло, от слова лес, ведь леший живёт в лесу. Леший, лесовик, лешак, лесной дядя, лесун, в народных верованиях восточных славян (особенно русских и белорусов) дух леса, враждебный людям. Мы думаем, что добрым людям, которые не причиняют лесу вреда, не надо бояться.

Русалки. По славянским поверьям русалки не имели хвоста. Чаще их путали с сиренами из античных мифов и жить они могли не только в воде но и на деревьях и в горах. Художники, иллюстрирующие стихотворение, по нашему мнению, ошибались, изображая русалку с хвостом на дереве. Мы е представляем в образе красивой девушки с ногами и с длинными русыми волосами без хвоста, а скорее с крыльями.

Королевич. Но на Руси не было королей, только цари. Проведя исследование, мы узнали единственным представителями восточнославянской государственности, официально носившим титул короля, были Даниил Галицкий, а после монголо-татарского нашествия на Руси царский титул стал прилагаться к правителям Золотой орды, а после её распада к правителям всех татарских государств. Поэтому славянский представитель, мог пленять царя, правителя Золотой орды. И пленять, конечно, не очаровывать, а брать в плен. Королевич пленяет мимоходом, т.е.

на лету, на коне.

А про кощея мы поняли, что это костлявый, тощий человек, наверное, занимался диетами, поэтому и жил долго.

Много интересного может открыться тому, кто внимателен к слову, кто ищет, кто любознателен и терпелив.



Вывод.

Проведя исследование, мы пришли к выводу: понять смысл, который вкладывал в свои строки автор, понять, какие картины он хотел, чтобы представлял его читатель, можно лишь точно зная значение и этимологию слов. Также мы нашли иллюстрации к тексту стихотворения, сравнили с ними свои представления о героях. Мы так представляем Лукоморье: пустынный берег залива… И огромный дуб на берегу. До неба. Могущественный красавец. И цепь вокруг. Златая, т.е. из золота. На ветвях сидит русалка. Мы её представляем в образе красивой девушки с ногами и с длинными русыми волосами без хвоста, а скорее с крыльями. А под дубом над сундуком с золотом сидит кощей, костлявый, тощий человек, и любуется своим богатством. А недалеко – лес. И там леший бродит. Лесовик-леший - дух и хранитель леса в славянской мифологии, который живет в лесной чащобе. Мы думаем, что добрым людям, которые не причиняют лесу вреда, его не надо бояться. И тут же всадник на коне, славянский представитель, берет в плен золотоордынского хана. А в небесах колдун хочет избавится от богатыря, который крепко держится за его бороду, но у него ничего не получается.



Литература.

  • Словарь «Правила русской орфографии и пунктуации» (М., 2009)

  • «Толковый словарь современного русского языка»

  • С.И Ожегов «Толковом словарь русского языка» (М., 2009)

  • В.И. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка»

  • Словарь «Википедия»

  • Шанский Н.М., Боброва Т.А «Школьный этимологический словарь русского языка», Москва: Дрофа, 2004

  • «Фразеологическтй словарь»




Клеймёнова Л. Ю., учитель русского языка и литературы
105.3kb.

29 09 2014
1 стр.


Преподавателей русского языка и литературы китайская ассоциация преподавателей русского языка и литературы

Мапрял, Президент Санкт-Петербургского государственного университета, Президент Российского общества преподавателей русского языка и литературы, Председатель Попечительского совета

1247.79kb.

16 12 2014
14 стр.


Конспект урока русского языка в 5 классе «Омонимы». Учитель русского языка и литературы Климанова Е. А. 2008-2009 уч год

Мы переносим названия с одного предмета на другой, а новые значения называем «переносными»

65.5kb.

16 12 2014
1 стр.


Конкурс творческих работ, посвященный Году русского языка " о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!"

Пупина Леонилла Ярославовна, учитель русского языка и литературы моу «Новошимкусская сош яльчикского района Чувашской Республики»

62.03kb.

10 10 2014
1 стр.


Конкурса «Учитель года»

Иванова Ольга Геннадьевна, учитель русского языка и литературы сш №1 им. А. С. Пушкина

94.22kb.

05 09 2014
1 стр.


Методического объединения «Развитие логического мышления учащихся на уроках русского языка и литературы»

Аналитический отчет мо учителей русского языка и литературы за 2011-2012 учебный год

1475.31kb.

08 10 2014
11 стр.


Открытие Года учителя Архангельском районе

Владимир Ащеулов. Победителем районного конкурса "Учитель года русского языка и литературы — 2010" стала Людмила Девицкая из средней школы N1 села Архангельское, лучшим учителем ба

19.14kb.

13 10 2014
1 стр.


Методические разработки уроков русского языка и литературы. Тайга-2010г

Цель сборника – оказать помощь в организации учебно-воспитательного процесса с учетом современных требований к урокам русского языка и литературы

242.77kb.

12 10 2014
1 стр.