Кобзева Елена Александровна,
заместитель директора по УВР, высшая кв.категория
Предисловие
Проблема межпредметных связей интересовала педагогов еще в далеком прошлом. Ян Амос Коменский выступал за взаимосвязанное изучение грамматики и философии, философии и литературы, Джон Локк - истории и географии. В России значение межпредметных связей обосновывали В.Ф. Одоевский, К.Д.Ушинский, В.Сухомлинский.
В настоящее время, пожалуй, нет необходимости доказывать важность межпредметных связей в процессе преподавания. Ведь современный этап развития общества характеризуется взаимопроникновением наук друг в друга, связью наук с техникой, с практической деятельностью людей.
Осуществление межпредметных связей помогает формированию у учащихся цельного представления о явлениях природы и взаимосвязи между ними и поэтому делает знания практически более значимыми и применимыми, это помогает учащимся те знания и умения, которые они приобрели при изучении одних предметов, использовать при изучении других, дает возможность применять их в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, в будущей производственной, научной и общественной жизни выпускников, помогает формировать познавательные интересы учащихся средствами самых различных учебных предметов в их органическом единстве, осуществлять творческое сотрудничество между учителями и учащимися.
Обучение - двусторонний процесс. Учитель преподает учащимся знания, ученик же усваивает эти знания, приобретает индивидуальный опыт познания, учится самостоятельно применять знания. Обучать и воспитывать способных, одарённых, успешных в жизни людей могут профессиональные, личностно одарённые педагоги.
Все начинается с человека, с его воспитания, с его внутреннего мира. Человек – существо духовное, он стремится не только к физическому развитию, но и к духовному становлению. Сегодня духовно-нравственному воспитанию уделяется огромное значение.
Министр образования и науки РФ А. Фурсенко в докладе о приоритетных направлениях развития российского образования подчеркнул: “Мы должны перестать стесняться духовных исканий. Усилия, направленные на патриотическое воспитание молодежи, противодействие наркомании, экстремизму, социальному инфантилизму и другим порокам, будут эффективны только тогда, когда будут опираться на духовные ценности”. О том, как формировать духовные ценности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности, рассказали педагоги гимназии в своих статьях.
Только все вместе – образовательное учреждение, семья, церковь, государство – путем целенаправленного воспитательного влияния могут заложить в человеке семена любви к людям и добра, заложить основы понимания того, что надо действительно спешить делать добро, а не только и не столько “брать от жизни все” и “действовать ради целей обогащения любым способом”.
Таким образом, результатом современного образования должно оказаться мировоззрение, в котором есть место и философии, и религии, и науке, но нет и не может быть места их вражде и противостоянию.