Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2
1

КОДЕКС ПОВЕДЕНИЯ

ДЛЯ КОУЧИНГА И МЕНТОРСТВА
Июль 2011
Содержание

Часть 1 Цели, статус и основные формулировки
Часть 2 Профессиональная этика
Часть 3 Контроль и санкции

2

Часть 1 Цели, статус и основные формулировки


1. Цели
Данный Кодекс поведения определяет руководящие принципы, целью которых является установление эталонных стандартов этики и норм поведения в коучинге и менторстве, чтобы обеспечить профессиональное и этическое ведение практики практикующими коучами и менторами.

Он также устанавливает руководящие принципы для профессиональных коучинговых и менторских организаций в отношении применения соответствующего Этического кодекса членами этих организаций, а также в отношении их роли в контроле выполнения данного Кодекса и применении санкций в случае его нарушения.

Целью данного Кодекса также является информирование клиентов о коучинге и менторстве, а также укоренение в обществе доверия к коучингу и менторству, как к процессам профессионального и личного развития.

Кодекс базируется на миссии профессиональных организаций, которая заключается в продвижении и гарантировании передовой практики в коучинге и менторстве.

Кодекс является основой для развития саморегулирования профессий коучинга и менторства. Это официальный документ, который соответствует европейскому законодательству и должен быть зарегистрирован в общедоступной базе данных Евросоюза, управляемой совместно Еврокомиссией и Европейским экономическим и социальным комитетом. В данной базе перечислены все европейские инициативы саморегулирования. Их можно найти на сайте www.eesc.europa.eu/?i=portal.en.self-and-coregulation.
2. Статус
Настоящий Кодекс не имеет силы закона до тех пор, пока не принят регулятивным органом. Тем не менее, тот факт, что Кодекс принят соответствующими разрешительными профессиональными организациями, позволяет его рассматривать как такой, что устанавливает эталонные стандарты этики и профессиональной практики.

В процессе принятия решений по своему профессиональному и этическому поведению, коучи и менторы должны руководствоваться данным Кодексом поведения в дополнение к применяемым национальным законам и правилам. Если настоящий Кодекс устанавливает более высокие стандарты поведения, чем требуется по законодательству, коучи и менторы, являющиеся членами профессиональной организации, принявшей данный Кодекс, должны соответствовать более высоким стандартам.

3

3. Основные формулировки
Существуют различные формулировки коучинга, менторства и их целей. Следующие формулировки приведены для целей настоящего Кодекса и не являются окончательными утверждениями.
3.1 Коучинг и менторство – виды деятельности в области профессионального и личного развития, сфокусированные на отдельных личностях и группах, базирующиеся на собственных ресурсах клиентов, чтобы помочь им увидеть и опробовать альтернативные пути для совершенствования компетенции, процесса принятия решений и улучшения качества жизни.

Таким образом, профессионального коуча / ментора можно описать как эксперта в установлении отношений с людьми в ходе ряда бесед, с целью оказания услуг клиентам по улучшению их работоспособности и / или личного развития, выбирая их собственные цели и пути достижения.


3.2 Коучинг

Одно из определений коучинга:

«Коучинг – это содействие процессу обучения клиента с использованием профессиональных методов и методик, которые помогают исправить обструкционные и усилить эффективные процессы клиента, с целью достижения его целей».
Коучинг также может быть описан следующим образом:

«Коучинг – это установление партнерских отношений с клиентами через креативный и стимулирующий работу мысли процесс, который вдохновляет их на максимизацию своего личного и профессионального потенциала».


В организационных контекстах коучинг может использовать индивидуальные и групповые взаимодействия.

4

3.3 Менторство


Менторство можно описать как процесс развития, который может подразумевать передачу умений и знаний от более опытного к менее опытному человеку, посредством обучающего диалога или ролевого моделирования; а также может быть и обучающим партнерством между коллегами.

Часть 2 Профессиональная этика
1. Границы компетенции
Коучи и менторы должны предоставлять свои услуги только в пределах своей компетенции, основанной на своем профессиональном образовании и тренингах, обучении и профессиональном опыте. В других случаях, где это приемлемо, они могут сотрудничать с другими профессионалами, направив к ним клиента с целью более эффективного обслуживания.
Специальные компетенции коуча и ментора должны определяться профессиональными требованиями, широко применяемые профессиональными организациями европейского уровня (два примера таких профессиональных требований приведены в Приложениях 1 и 2 к данному Кодексу поведения).
В случае сомнения, коучи и менторы должны предпринять разумные шаги для подтверждения компетентности своей работы и защиты клиентов и прочих участников от причинения вреда.

Во избежание сомнений, знания и практика коучинга и менторства выходят за пределы психиатрической помощи. Если к коучу/ментору обратятся с просьбой предоставить такую психиатрическую помощь отдельным личностям, необходимо пояснить, что коучи/менторы не оказывают такую помощь и порекомендовать обратиться к квалифицированным специалистам.


2. Тренинги

Общепризнанным считается существование свода научных и профессиональных знаний, основанных на исследованиях в области коучинга и менторства и то, что практика коучинга и менторства основана на этих знаниях. Однако практики проходят соответствующие специализированные тренинги, которые включают отработку как теоретической, так и практической компетенции. Проверка компетенции – в способностях коуча или менотра, а не в теоретических знаниях.


5

3. Непрерывное профессиональное развитие
Коучи и менторы должны постоянно прилагать усилия для развития и поддержания своей компетенции посредством соответствующего обучения.

Поощряется непосредственные обращения на постоянной основе коучей и менторов к более старшим и/или более опытным коучам или менторам для консультирования. При этом они должны активно участвовать в коучинговых или менторских программах. Такие консультации могут быть сфокусированы на поддержке и разъяснении вопросов, возникающих из коучинговой/менторской практики с клиентами, помощи в обеспечении этического и профессионального поведения и непрерывном профессиональном развитии.


4. Приверженность этическому кодексу
4.1 Коучи и менторы должны четко придерживаться Этического кодекса, который, как минимум, должен включать такие требования к коучам/менторам, как:

  1. В любое время действовать в пределах своей профессиональной компетенции

  2. Искать возможности создания правильной атмосферы для того, чтобы обеспечить процесс коучинга/менторства

  3. Создавать и уважать четкие договоренности с клиентами и спонсорской организацией, если используется. Такие договоренности должны включать:

- Контекстные и согласованные цели программы

- Роль коуча/ментора

- Положения этического кодекса

- Детали программы: продолжительность, количество сессий, место проведения и т.д.

- Гонорары и условия оплаты, если применимо

- Право клиента на расторжение договора



  1. Сохранять конфиденциальность в отношении всей клиентской информации, за исключением распоряжений властей

  2. Не делать ложных или вводящих в заблуждение заявлений (например, в отношении квалификации, уровня компетенции, результатов коучингового или менторского процесса и т.д.)

  3. Не приписывать себе работу других

  4. Ни в каком виде не использовать в своих интересах клиентов (например, финансово, сексуально и т.д.)

  5. Избегать любого конфликта интересов

6


  1. Поддерживать, хранить и использовать любые записи, сделанные во время своей деятельности, в условиях конфиденциальности, сохранности, секретности, в соответствии с любыми применяемыми законами и соглашениями.

Два примера существующих кодексов профессиональных организаций, содержащие этические стандарты, приведены в Приложениях 3 и 4 к настоящему Кодексу поведения. Любой член профессиональной коучинговой и/или менторской организации должен придерживаться таких этических кодексов, принятых в организациях.


4.2 Профессиональные коучинговые и/или менторские организации должны сделать выполнение приложенного либо эквивалентного этического кодекса условием для получения членства в своей организации.
4.3 Профессиональные и/или менторские организации должны иметь и доводить до сведения своих членов дисциплинарные и претензионные процедуры для применения в случаях нарушения своего этического кодекса.
4.5 Коучи и менторы должны сотрудничать в этических расследованиях и понимать свою ответственность за требования, возлагаемые в результате таких расследований профессиональной структурой, к которой они принадлежат. Отказ в сотрудничестве само по себе рассматривается как этическое нарушение.
4.4 Если этическая ответственность коучей и менторов противоречит законодательству, они должны привести все в соответствие с применяемым законодательством. В случае сомнения, коуч или ментор должен обратиться к профессиональной организации, к которой они принадлежат, с целью разрешения конфликта ответственно, с сохранением основных принципов прав человека.

Часть 3 Контроль и санкции
1. Каждая профессиональная коучинговая и/или менторская организация, принимающая данный Кодекс поведения, должна иметь процедуру контроля и действий в случаях предполагаемого нарушения.
2. Орган, ответственный за подготовку и контроль выполнения процедуры должен представлять собой независимую комиссию и может одновременно являться комитетом по этике, созданным с целью решения проблем, возникающих в результате предполагаемого нарушения этического кодекса.

7

3. Независимая комиссия может состоять из членов профессиональной организации и должна обеспечить отсутствие конфликта интересов.


4. В качестве альтернативы, профессиональные организации, принимающие настоящий Кодекс, могут организовать одну независимую комиссию для отслеживания выполнения процедур контроля и применения санкций, которая также работает в данной профессии.
5. Настоящий кодекс поощряет урегулирование проблем, связанных с профессиональной этикой своих членов, прямо и неформально, если данный метод применим и приемлем.

Лицо, предъявляющее претензию, в первую очередь должно обратиться к лицу или организации, к которой есть претензия.


6. В случае выявления в согласованном порядке нарушения данного Кодекса, рекомендуется применять следующие санкции, в зависимости от серьезности нарушения:

  • Предупреждение или выставление требования осуществить корректировку практики особым образом, либо предпринять соответствующие мероприятия, такие как дальнейшее обучение или дополнительная и/или специальная супервизия. Любое из перечисленных мероприятий должно быть завершено в установленный период времени;

  • Временная отмена аккредитации, права супервизии или обучения, признанного статуса или членства в профессиональной организации на установленный период или до выполнения определенных условий;

  • Аннулирование аккредитации, права супервизии или обучения, признанного статуса или членства в профессиональной организации.

7. Каждая организация, принимающая данный кодекс должна периодически официально проверять применение Кодекса поведения на практике и делиться своими мыслями с другими организациями, применяющими данный Кодекс, обсуждать и согласовывать возможные изменения, которые с течением времени нужно внести в Кодекс.


--------------------------------------------------------------

8

Приложение 1



Профессиональные требования Европейского Совета Менторства и Коучинга.
Приложение 2

Профессиональные требования Международной Федерации Коучинга.


Приложение 3

Этический кодекс Европейского Совета Менторства и Коучинга.


Приложение 4

Этический кодекс Международной Федерации Коучинга.



ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
Сентябрь 2009

Информация в данном документе является конфиденциальной и интеллектуальной собственностью ЕСМК. Ее запрещается копировать, оглашать и обсуждать без четко выраженного согласия ЕСМК.



С сохранением всех прав.

Четыре уровня коуча/ментора

Описание уровня ЕСК

Начинающий

Практик

Старший практик

Мастер практик

Относится к частным лицам:
Которые желают понять практику коучинга/менторства и получить основные навыки коучинга/менторства
Которые способны работать с другими посредством коучинговых/менторских бесед, для поддержания и стимулирования развития навыков / работоспособности
Которые желают использовать коучинговый/менторский подход в пределах своей области/роли и четко понимать, насколько сопоставима их роль коуча/ментора с их профессиональными ролями

Относится к частным лицам:
Которые будут работать либо как внутренний коуч/ментор, использовать коучинг/менторство как часть своей основной работы, или хотят начать работать как внешний коуч/ментор
Которые с большей вероятностью будут работать с небольшим контингентом клиентов/контекстов, в пределах собственной области для совершенствования производительности, создания атмосферы доверия и увеличения возможностей
Которые обычно могут применять ограниченный набор моделей, инструментов и процессов

Относится к частным лицам:
Которые практикуют как профессиональные коучи/менторы и могут использовать широкий спектр моделей и методик
Которые желают работать с широким контингентом клиентов, контекстов и организаций
Чья работа фокусируется на увеличении потенциала для развития, управлении сложными отношениями, работе в неопределенной и изменяющейся среде


Относится к частным лицам:
Которые практикуют как профессиональные коучи/менторы и создают свой собственный отчетливый подход, используя широкий спектр моделей и методик
Которые желают работать с широким контингентом клиентов, контекстов и организаций



Описания уровня ЕИА

Начинающий

Практик

Старший практик

Мастер практик

Лица с пониманием практики коучинга/менторства и имеющие основные навыки коучинга/менторства.
Способные работать с другими, посредством коучинговых/менторских бесед, для поддержания и стимулирования навыков/работоспособности.
Лица, которые используют коучинговый/менторский подход в пределах своей области/роли и четко понимают, насколько сопоставима их роль коуча/ментора с их профессиональными ролями



Коучи/менторы, которые будут работать либо как внутренний коуч/ментор, использовать коучинг/менторство как часть своей основной работы, или начинают работать как внешний коуч/ментор.
С большей вероятностью будут работать с небольшим контингентом клиентов/контекстов, в пределах собственной области для совершенствования производительности, создания атмосферы доверия и увеличения возможностей.
В работе обычно применяют ограниченный набор моделей, инструментов и процессов.


Профессиональные коучи и менторы, которые используют широкий спектр моделей и методик.
Являются образцом для передовой практики.
Вероятнее всего работают с широким контингентом клиентов, контекстов и организаций.
Фокусируются в работе на увеличении потенциала для развития, управлении сложными отношениями, работе в неопределенной и изменяющейся среде.
С большей вероятностью работают в изменяющихся условиях, с разнообразными и зачастую сложными клиентскими проблемами в сложных контекстах.



Профессиональные, опытные и квалифицированные коучи/менторы, которые создают свои собственные отчетливые подходы, используя широкий спектр моделей и методик.
С большей вероятностью работающие с клиентами, используя свои навыки/опыт с гибкостью для расширения клиентской перспективы за пределы текущей ситуации «проблема/контекст» и таким образом развиваются сами и углубляют свои знания.
Метод работы обычно включает в себя создание инновационных подходов, подогнанный под требования каждого клиента.
Активно способствует развитию и улучшению стандартов в области коучинга/менторства, что может выражаться в:

- разработке моделей и инструментов

- публикациях о профессии

- супервизии коллег-коучей и менторов

- обучении коучей и менторов

- совершенствовании работы признанной коучинговой/менторской профессиональной организации



Профессиональные требования ЕСМК Сентябрь 2009 2



Восемь категорий компетенции коучинга/менторства
1. Понимание себя

Демонстрировать осведомленность собственных ценностей, убеждений и поведений, осознания того, как они влияют на собственную практику и использовать это самосознание для управления эффективностью удовлетворения целей и ожиданий клиентов и спонсоров, если применимо.


2. Ориентация на саморазвитие

Анализировать и улучшать стандарт своей практики и поддерживать репутацию профессии.


3. Управлять контрактом

Устанавливать и поддерживать ожидания и границы коучингового/менторского контракта с клиентом и, если применимо, со спонсорами.


4. Построение отношений

Компетентно строить и поддерживать эффективные отношения с клиентом и, если применимо, со спонсором.


5. Способность проникновения в суть и обучение

Работать с клиентом и спонсором для того, чтобы дать возможность и научить проникать в суть.


6. Результат и направленность действия

Демонстрировать подход и использование навыков для поддержания клиента в проведении желаемых изменений.


7. Использование моделей и методик

Применять модели и инструменты, методики и идеи, выходящие за пределы основных навыков общения с целью обучения проникновения в суть.


8. Оценивание

Собирать информацию об эффективности своей практики и способствовать установлению культуры оценивания результатов.


Профессиональные требования ЕСМК Сентябрь 2009 3

Показатели способностей

Приведенная ниже таблица представляет показатели способностей по каждой из восьми категорий компетенции, по четырем уровням коучинга/менторства.


Последовательность, в которой указаны принципы, следующая: на каждом более высоком уровне показатели способностей описывают более широкие и глубокие знания; больший синтез идей; способность более значительного проникновения вглубь; эффективную работу с увеличивающейся сложностью вопросов и контекстов и, на самых высоких уровнях, создание четкого личного подхода к коучингу/менторству.


КАТЕГОРИЯ


ПОКАЗАТЕЛИ СПОСОБНОСТЕЙ НАЧИНАЮЩЕГО

ПОКАЗАТЕЛИ СПОСОБНОСТЕЙ ПРАКТИКА

ПОКАЗАТЕЛИ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШЕГО ПРАКТИКА

ПОКАЗАТЕЛИ СПОСОБНОСТЕЙ МАСТЕР ПРАКТИКА

Понимание себя
Демонстрировать осведомленность собственных ценностей, убеждений и поведений, осознания того, как они влияют на собственную практику и использовать это самосознание для управления эффективностью удовлетворения целей и ожиданий клиентов и спонсоров, если применимо.

• поведение, способствующее процессу коучинга/менторства (1)

• в своей коучинговой/менторской практике управляет разнообразными вопросами (2)

• описывает свои собственные ценности, убеждения и позиции, которые являются основополагающими в своей коучинговой/менторской практике (3)

• поведение соответствует своим ценностям и убеждениям (4)



• процесс понимания себя основывается на принятой модели человеческого поведения и четкого отражения на практике (34)

• определяет, когда их внутренние процессы пересекаются с работой клиента и соответствующим образом адаптирует поведение (35)

• отвечает на эмоции клиента без личной вовлеченности (36)


• процесс понимания себя основывается на ряде теоретических моделей и структурированной информации извне с четким отражением на опыте и практике (73)

• активно управляет собственным душевным состоянием, чтобы соответствовать нуждам клиента (74)




• синтезирует внутреннюю суть, извлеченную из всестороннего анализа теоретических моделей и личных свидетельств (96)

• в своей практике рассчитывает на сиюминутные решения (97)

• критично размышляет о практических парадигмах и их влиянии на клиентов и клиентские системы (98)


Ориентация на саморазвитие
Анализировать и улучшать стандарт своей практики и поддерживать репутацию профессии.

• практикует и оценивает свои коучинговые/менторские навыки (5)


• демонстрирует приверженность к личному развитию посредством обдуманных действий и размышлений (37)

• участвует в регулярных супервизиях для усовершенствования своей практики (38)

• оценивает эффективность супервизии (39)


• постоянно изучает, анализирует и обновляет личные убеждения, позиции и навыки для своего профессионального усовершенствования (75)

• активно выявляет пробелы в навыках, знаниях и убеждениях и использует структурированный процесс для удовлетворения потребностей в обучении (76)

• выбирает соответствующие темы, идеи и модели для анализа и развития своей практики (77)

• использует новые знания в практике и оценивает результаты (78)



• отслеживает и оценивает последние исследования и взгляды в коучинге/менторстве (99)

• приветствует отзывы коллег о своей практике, продемонстрированной для них (100)




Профессиональные требования ЕСМК Сентябрь 2009 4

КАТЕГОРИЯ


ПОКАЗАТЕЛИ СПОСОБНОСТЕЙ НАЧИНАЮЩЕГО

ПОКАЗАТЕЛИ СПОСОБНОСТЕЙ ПРАКТИКА

ПОКАЗАТЕЛИ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШЕГО ПРАКТИКА

ПОКАЗАТЕЛИ СПОСОБНОСТЕЙ МАСТЕР ПРАКТИКА

Управление контрактом
Устанавливать и поддерживать ожидания и границы коучингового/менторского контракта с клиентом и, если применимо, со спонсорами.


• поясняет свою роль по отношению к клиенту (6)

• объясняет преимущества коучинга/менторства для клиента и в отношении контекста клиента (7)

• согласовывает подходящие уровни конфиденциальности и коммуникации с другими (8)

• управляет завершением беседы (9)




• придерживается профессионального этического кодекса ЕСМК или эквивалента (40)

• устанавливает или управляет четким контрактом с клиентом и, если необходимо, с прочими заинтересованными лицами (41)

• согласовывает график: когда, где и как часто будут проводиться сессии (42)

• описывает клиенту собственный коучинговый/менторский процесс и стиль, давая возможность клиенту принять осмысленное решение о продолжении процесса коучинга/менторства (43)

• осознает границы своей компетенции и советует обратиться к другому специалисту, в случае необходимости, и возможно заключает контракт (44)

• понимает, когда клиент не может вовлечься в коучинговую/менторскую работу и предпринимает соответствующие меры (45)

• эффективно работает с предпочтениями клиента и, если применимо, политикой и процедурами спонсорских организаций (46)

• управляет заключением контракта (47)



• устанавливает этически основанное восприятие коучинга/менторства в неоднозначных и / или конфликтных обстоятельствах с клиентом (и спонсорами, если применимо) (79)


• определяет клиентов с возможной необходимостью эмоциональной и терапевтической помощи, что выходит за пределы профессиональных возможностей для безопасной работы (101)

• поддерживает клиента в обращении к специализированным агентствам/источникам в случае необходимости (102)

• определяет, когда клиенты имеют необходимость в чем-либо, выходящем за пределы безопасных и согласованных границ, и принимает соответствующие меры (103)


Построение отношений
Компетентно строить и поддерживать эффективные отношения с клиентом и, если применимо, со спонсором



• объясняет, как собственное поведение может повлиять на коучинговый/менторский процесс (10)

• относится ко всем людям с уважением и защищает достоинство клиента (11)

• описывает и применяет, по крайней мере, один метод построения взаимопонимания (12)

• использует язык, удобный для клиента (13)

• развивает доверие посредством выполнения обязательств, не будучи нетерпимым к клиенту (14)


• демонстрирует сопереживание и настоящую поддержку клиенту (48)

• обеспечивает установление необходимого уровня доверия для эффективности коучинга/менторства (49)

• определяет и эффективно работает с эмоциональным состоянием(-ями) клиента (50)

• адаптирует язык и поведение под стиль клиента, при этом оставаясь собой (51)

• гарантирует независимость клиента от коуча/ментора (52)


• гибко работает с эмоциями, настроением, языком, моделями поведения, убеждениями и физическим выражением клиента (80)


• демонстрирует высокий уровень внимания и ответной реакции по отношению к клиенту, при этом сохраняя ответственность за продвижение к результату (104)

Профессиональные требования ЕСМК Сентябрь 2009 5


КАТЕГОРИЯ


ПОКАЗАТЕЛИ СПОСОБНОСТЕЙ НАЧИНАЮЩЕГО

ПОКАЗАТЕЛИ СПОСОБНОСТЕЙ ПРАКТИКА

ПОКАЗАТЕЛИ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШЕГО ПРАКТИКА

ПОКАЗАТЕЛИ СПОСОБНОСТЕЙ МАСТЕР ПРАКТИКА

Способность проникновения в суть и обучение
Работать с клиентом и спонсором для того, чтобы дать возможность и научить проникать в суть

• демонстрирует веру в то, что может помочь другим развиваться

(15)


• верит в то, что другие учатся лучше всего для себя (16)

• внимательно проверяет понимание (17)

• использует стиль активного слушателя (18)

• поясняет принципы постановки вопросов и, по крайней мере, одной системы (19)

• предлагает обратную связь в приемлемом стиле (20)

• дает советы и идеи только тогда, когда это приемлемо (21)




• поясняет потенциальные барьеры для эффективного слушания (53)

• внимателен к тону и модуляциям голоса, а также к ясному содержанию коммуникации (54)

• определяет модели мышления и действий клиента (55)

• дает клиенту возможность устанавливать взаимосвязь между чувствами, поведением и их проявлениями (56)

• использует спектр техник постановки вопросов для повышения осознания (57)

• дает клиенту возможность генерировать новые идеи (58)

• использует обратную связь и вызов в нужные моменты, чтобы помочь клиенту увидеть другие перспективы, при этом поддерживая взаимопонимание (59)

• остается беспристрастным, стимулируя клиента к рассмотрению альтернатив (60)

• использует анализ для углубления понимания и стремления к действию (61)


• использует спектр методик для повышения осознания, поощряет анализ и углубленное проникновение в суть (81)

• использует обратную связь и вызов для усиления осознания, проникновения в суть и ответственности за действия (82)

• слушает на глубоком уровне (83)

• гибок в применении широкого спектра вопросов для стимулирования проникновения в суть (84)

• использует язык, чтобы помочь клиенту переформатировать или бросить вызов существующему мышлению/пониманию (85)

• применяет системы, направленные на построение понимания и проникновения в суть (86)

• определяет неуверенность, возможности и напряжение ситуационного контекста клиента и помогает клиенту оценить их воздействие (87)


• эффективно поддерживает клиентов с их увеличивающейся сложностью нужд (105)

• способствует значительным и фундаментальным изменениям в мышлении и поведении (106)

• применяет подход / методику, нужную в данный момент, в ответ на клиентскую информацию, при этом фокусируясь на результатах (107)


Результат и направленность действия
Демонстрировать подход и использование навыков для поддержания клиента в проведении желаемых изменений


• оказывает поддержку клиенту в прояснении и рассмотрении желаемых результатов и постановке соответствующих целей (22)

• обеспечивает согласованность между целями клиента и контекстом, в котором они находятся (23)

• анализирует набор опций для достижения целей (24)

• гарантирует выбор решений самим клиентом (25)

• ведет соответствующие записи (26)

• изучает прогресс и обучение (27)

• гарантирует, что клиент уйдет с сессии с умением использовать новые идеи и знания (28)


• оказывает поддержку клиенту в эффективном планировании своих действий, включая соответствующую поддержку, обеспечение, непредвиденные обстоятельства (62)

• помогает клиенту развивать и определять действия, которые лучше всего подходят к их личным предпочтениям (63)

• гарантирует принятие ответственности клиентом за свои решения, действия и подход к обучению (64)

• помогает клиенту определять потенциальные препятствия в применении действий (65)

• описывает и применяет, по крайней мере, один метод создания ориентации на результат, цели действия (66)

• изучает прогресс и достижение результатов, целей и корректирует в случае необходимости (67)



• поощряет клиента в изучении более широкого контекста и воздействия желаемых результатов (88)

• использует широкий спектр разнообразных методик и методов, способствуя достижению результатов (89)

• описывает и применяет спектр методов для создания ориентации на результаты, цели и действия (90)

• помогает клиенту изучить их подход к проведению изменений (91)

• эффективно работает с сопротивляемостью изменениям (92)





Профессиональные требования ЕСМК Сентябрь 2009 6

КАТЕГОРИЯ


ПОКАЗАТЕЛИ СПОСОБНОСТЕЙ НАЧИНАЮЩЕГО

ПОКАЗАТЕЛИ СПОСОБНОСТЕЙ ПРАКТИКА

ПОКАЗАТЕЛИ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШЕГО ПРАКТИКА

ПОКАЗАТЕЛИ СПОСОБНОСТЕЙ МАСТЕР ПРАКТИКА

Использование моделей и методик
Применять модели и инструменты, методики и идеи, находящиеся за пределами основных навыков общения с целью обучения проникновения в суть


• базовый подход к модели или основным положениям коучинга/менторства (29)


• разрабатывает четкую модель моучинга/менторства, основанную на одной или нескольких установленных моделях (68)

• использует несколько существующих инструментов и методик, помогая клиенту работать в направлении достижения результатов (69)

• поясняет и работает с моделями, исходя из контекстов клиента (70)


• объединяет различные модели и новые идеи в одну собственную модель (93)

• применяет глубокие знание и опыт использования моделей, инструментов и методик, помогая клиенту справляться со специфическими трудностями, а также для достижения общего результата (94)




• демонстрирует собственный уникальный подход к коучингу/менторству, основанный на критической оценке признанных моделей и собственной практики и супервизии (108)

• формулирует собственные инструменты и системы для улучшения эффективности (109)




Оценивание
Собирать информацию об эффективности своей практики и способствовать установлению культуры оценивания результатов


• оценивает результаты с клиентом (и заинтересованными лицами, если применимо) (30)

• контролирует и отражает эффективность процесса в целом (31)

• просит обратной связи от клиента по поводу коучинга/менторства (32)

• получает и соответствующим образом принимает обратную связь (33)




• использует официальный процесс получения обратной связи от клиента (71)

• использует собственные процессы для оценивания эффективности как коуча/ментора (72)




• устанавливает четкий оценочный процесс с клиентом и заинтересованными лицами (95)


• критически рассматривает различные подходы к оцениванию коучинга/менторства (110)

• участвует в создании базы знаний по оцениванию коучинга /менторства (111)

• использует полученные знания для комментирования тем, направлений и идей, относящихся к оцениванию коучинговых /менторских процессов и клиентских тем (112)

Профессиональные требования ЕСМК Сентябрь 2009



ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ КОМПЕТЕНЦИИ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО КОУЧИНГА МФК
A. ЗАКЛАДЫВАЯ ОСНОВЫ

1 СООТВЕТСТВИЕ ЭТИЧЕСКИМ РУКОВОДЯЩИМ ПРИНЦИПАМ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ СТАНДАРТАМ

2 ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОУЧИНГОВОГО СОГЛАШЕНИЯ
Б. СОВМЕСТНОЕ СОЗДАНИЕ ОТНОШЕНИЙ

1 УСТАНОВЛЕНИЕ ДОВЕРИТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ С КЛИЕНТОМ

2 ПРИСУТСТВИЕ КОУЧИНГА
В. ЭФФЕКТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

1 АКТИВНОЕ СЛУШАНИЕ

2 ВЕСКИЕ ВОПРОСЫ

3 ПРЯМАЯ КОММУНИКАЦИЯ


Г. СОДЕЙСТВИЕ В ОБУЧЕНИИ И ДОСТИЖЕНИИ РЕЗУЛЬТАТОВ

1 СОЗДАНИЕ ОСВЕДОМЛЕННОСТИ

2 РАЗРАБОТКА ПЛАНА ДЕЙСТВИЙ

3 ПЛАНИРОВАНИЕ И ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ

4 УПРАВЛЕНИЕ ПРОГРЕССОМ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

A. ЗАКЛАДЫВАЯ ОСНОВЫ
1. Соответствие этическим принципам и профессиональным стандартам – понимание коучинговой этики и стандартов, а также способность применять их соответствующим образом во всех коучинговых ситуациях.


  1. Понимать и демонстрировать на собственном поведении стандарты поведения МФК (см. перечень, Часть III этического кодекса МФК),

  2. Понимать и следовать всем этическим руководящим принципам МФК (см. перечень),

  3. Четко высказывать различия между коучингом, консультированием, психотерапией и прочими вспомогательными профессиями,

  4. Направлять клиента к специалисту вспомогательной профессии, если нужно, зная, что в этом есть необходимость и имеются ресурсы.

2. Определение коучингового соглашения – способность понимать, что требуется для особого коучингового взаимодействия и приходить к соглашению с новым клиентом по вопросу коучингового процесса и отношений



  1. Понимать и обсуждать с клиентом руководящие принципы и особые параметры коучинговых отношений (напр., логистика, гонорары, составление расписания, прочее, если применимо),

  2. Достигать соглашения о том, что соответствует отношениям и что не соответствует, что является оскорблением и что не является, а также об ответственности клиента и коуча,

  3. Определять, является ли эффективным соответствие его/ее коучингового метода нуждами будущего клиента.


Б. СОВМЕСТНОЕ СОЗДАНИЕ ОТНОШЕНИЙ
3. Установление доверительных отношений с клиентом – способность создавать безопасную, благоприятную атмосферу, которая способствует взаимному уважению и доверию

  1. Показывать настоящую озабоченность благополучием и будущим клиента,

  2. Постоянно демонстрировать открытость, честность и откровенность,

  3. Устанавливать четкие соглашения и придерживаться обещаний,

  4. Демонстрировать уважение восприятиям, стилю обучения, личности клиента,



14 октября 2008

  1. Оказывать постоянную поддержку нового поведения и действий, включая рискованные и потенциально неудачные,

  2. Спрашивать разрешения клиента использовать коучинг в щепетильных, новых областях.

4. Присутствие коучинга – способность постоянно осознавать происходящее и создавать спонтанные отношения с клиентом, применяя открытый, гибкий и доверительный стиль

  1. Присутствовать и быть гибким во время всего коучингового процесса,

  2. Применять собственную интуицию и доверять внутренним знаниям,

  3. Быть открытым для неизвестного и рисковать,

  4. Видеть множество путей работы с клиентом и выбирать наиболее эффективный в данный момент,

  5. Шутить для эффективного создания легкости и энергии,

  6. Уверенно перемещать перспективы и экспериментировать с новыми возможностями собственной деятельности,

  7. Демонстрировать непоколебимость в работе с сильными эмоциями, уметь управлять собой и не позволять эмоциям клиента себя подавить или запутать


В. ЭФФЕКТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

5. Активное слушание – способность полностью сфокусироваться на том, что клиент говорит и не говорит, понимать значение сказанного в контексте желаний клиента и поддерживать самовыражение клиента



  1. Заниматься с клиентом и повесткой дня клиента, а не повесткой дня коуча для клиента,

  2. Слышать заботы клиента, цели и убеждения о том, что возможно и невозможно,

  3. Видеть различия между словами, тоном голоса и языком тела,

  4. Резюмировать, пересказывать, повторять, отражать то, что сказал клиент, чтобы убедиться в ясности и понимании,

  5. Поощрять, принимать, изучать и усиливать выражение чувств клиента, его восприятия, волнения, убеждения, предложения и т.д.,

  6. Интегрировать и строить на основе идей и предположений клиента,

  7. Подводить итог или понимать суть коммуникации клиента и помогать клиенту достичь желаемого, вместо того, чтобы рассказывать длинные истории,

  8. Позволять клиенту давать выход или «очищать» ситуацию без критики или привязанности к ней, чтобы сделать следующие шаги.

6. Веские вопросы – способность задавать такие вопросы, которые раскрывают необходимую информацию для получения максимального преимущества коучинговых отношений

  1. Задавать вопросы, которые показывают активное слушание или понимание видов на будущее клиента,

  2. Задавать вопросы, которые побуждают к раскрытию, проникновению в суть, заинтересованности или действию (например, такие, которые бросают вызов предположениям клиента),

  3. Задавать неоконченные вопросы, которые создают больше ясности, возможностей или новых знаний,

  4. Задавать вопросы, которые направляют клиента к тому, чего они хотят, но не вопросы, которые задает клиент для того, чтобы оправдать или оглядываться назад,

7. Прямая коммуникация – способность эффективно общаться во время коучинговых сессий и использовать такой язык, который имеет большее позитивное воздействие на клиента

  1. Быть понятным, четко выражать свои мысли и быть недвусмысленным в предоставлении обратной связи,

  2. Пересматривать сказанное и повторять это для того, чтобы помочь клиенту понять с другой точки зрения, чего он/она хочет или в чем неуверен,

  3. Четко определять коучинговые задачи, повестку дня, цели методик или упражнений,

  4. Использовать язык, соответствующий и уважительный по отношению к клиенту (напр., избегать сексизма, расизма, специализированной лексики, жаргон),

  5. Использовать метафоры и аналогии, чтобы помочь проиллюстрировать вопрос или нарисовать вербальную картину.


Г. СОДЕЙСТВИЕ В ОБУЧЕНИИ И ДОСТИЖЕНИИ РЕЗУЛЬТАТОВ

8. Создание осведомленности – способность интегрировать и правильно оценивать многочисленные источники информации и интерпретировать их таким образом, чтобы помочь клиенту стать осведомленным и таким образом достичь согласованных результатов



  1. Выходить за пределы сказанного для определения забот клиента, не попавшись на крючок описаний, которые дает клиент,

  2. Инициировать подробное изучение для большего понимания, осознания и ясности,

  3. Определять для клиента его/ее глубинные беспокойства, типичные и фиксированные пути восприятия себя и мира, различия между фактами и их интерпретацией, несоответствия между мыслями, чувствами и действиями,

14 октября 2008

  1. Помогать клиентам раскрывать для себя новые мысли, убеждения, восприятия, эмоции, настроения и пр., которые усиливают их способность принимать меры и достигать того, что для них важно,

  2. Обсуждать с клиентами более широкие перспективы и вдохновлять на стремление к изменению своей точки зрения и поиску новых возможностей к действию,

  3. Помогать клиентам увидеть разные, взаимосвязанные факторы, которые оказывают влияние на них и на их поведение (напр., мысли, эмоции, тело, происхождение),

  4. Показывать клиентам сущность вещей в таком виде, который будет полезным и значимым для клиента,

  5. Определять основные сильные стороны в основных областях для обучения и роста, а также, что наиболее важно, рассматривать их во время проведения коучинга,

  6. Просить клиента разделять тривиальные и важные вопросы, ситуационное и повторяющееся поведение, когда рассматривается разница между намерениями и результатами.

9. Разработка плана действий – способность создавать с клиентом возможности для текущего обучения во время коучинга и в работе/жизненных ситуациях, а также для принятия новых мер с целью более эффективного достижения согласованных коучинговых результатов

  1. Проводить мозговые атаки и оказывать помощь клиенту в определении действий, которые дадут ему возможность демонстрировать, применять на практике и углублять новые знания,

  2. Помогать клиенту фокусироваться и систематически изучать конкретные интересующие моменты и возможности, которые являются центральными для согласованных коучинговых целей,

  3. Привлекать клиента к изучению альтернативных идей и решений, оцениванию вариантов и принятию соответствующих решений,

  4. Способствовать активным экспериментам и процессу самопознания, когда клиент сразу же применяет в своей работе или жизни то, что обсуждалось и изучалось во время сессий,

  5. Хвалить клиента за успехи и способности для будущего роста,

  6. Бросать вызов предположениям и целям клиента, чтобы провоцировать его на генерирование новых идей и поиск новых возможностей в деятельности,

  7. Поддерживать или выносить на обсуждение точки зрения, которые соответствуют целям клиента и привлекать клиента к их рассмотрению,

  8. Помогать клиенту «Делать это сейчас» во время коучинговой сессии, обеспечивая незамедлительную поддержку,

  9. Поощрять вынесение сложных и напряженных задач, но при этом вести спокойный темп обучения.

10. Планирование и постановка цели – способность развивать и поддерживать эффективный коучинговый план с клиентом

  1. Консолидировать информацию, определять с клиентом коучинговый план и цели развития, которые относятся к основным интересам и областям обучения и развития,

  2. Создавать план с достижимыми, измеримыми, специальными результатами, а также определять целевые сроки,

  3. Делать корректировки плана в соответствии с коучинговым процессом и изменениями ситуации,

  4. Помогать клиенту определять различные источники обучения и получать к ним доступ (напр., книги, другие профессионалы),

  5. Определять и планировать досрочные успехи, важные для клиента.

11. Управление прогрессом и ответственность – способность удерживать внимание клиента на том, что важно для него и оставлять за клиентом ответственность в принятии мер

  1. Ясно требовать от клиента принятия мер, которые позволят ему двигаться в направлении своих обозначенных целей,

  2. Демонстрировать настойчивость, задавая вопросы клиенту о действиях, на которые был настроен клиент во время предыдущей сессии (сессий),

  3. Отмечать все, что клиент сделал, не сделал, выучил или узнал с предыдущей коучинговой сессии (сессий),

  4. Готовить, организовывать и рассматривать с клиентом с наибольшей эффективностью информацию во время проведения сессий,

  5. Держать связь с клиентом между сессиями, удерживая внимание на коучинговом плане и результатах, согласованном плане действий и темах для будущих сессий,

  6. Фокусироваться на коучинговом плане, при этом оставаться открытым для корректировок поведения и действий, в зависимости от коучингового процесса и изменений направлений во время проведения сессий,

  7. Иметь возможность работать с общей картиной того, куда клиент направляется, устанавливая контекст для обсуждения, и куда клиент хочет прийти,

  8. Поддерживать самодисциплину клиента и его ответственность за то, что он говорит о том, что собирается сделать, за результаты действий, которые намеревается предпринять, и за план с установленными временными рамками,

  9. Развивать способность клиента принимать решения, обращаться к ключевым вопросам и развиваться самому (-ой) (получать обратную связь, устанавливать приоритеты и темп обучения, размышлять и учиться на опыте),

  10. Позитивно предъявлять клиенту факты невыполнения согласованных действий.


14 октября 2008

CODE OF ETHICS


Введение
Европейский Совет Менторства и Коучинга (ЕСМК) был создан с целью продвижения лучших практик и обеспечения поддержания высочайших возможных стандартов в отношениях менторства/коучинга, какую бы форму это ни принимало, таким образом, чтобы среда коуча/ментора обеспечивала наилучшие возможности для обучения и развития.
Цель
Этот Этический Кодекс определяет то, что клиенты и спонсоры могут ожидать получить от коуча/ментора в их процессе коучинга/менторства, тренинговых или супервизионных отношений, и должны формировать изначальную точку для любого согласованного контракта.

Все члены ЕСМК принимают принципы и цели ЕСМК.

Мы признаем, что члены могут не всегда поддерживать эти этические принципы. ЕСМК в таком случае оставляет за собой право, следуя согласованному процессу урегулирования нарушений членом ассоциации Кодекса ЕСМК, доложить об этом и провести расследование. Об этом – читайте ниже в этом документе.

Все члены ЕСМК сообщат спонсирующим организациям и клиентам, на стадии контрактирования, об Этическом Кодексе ЕСМК.


Терминология
Термин “коучинг/менторство” используется для описания всех типов коучинга или менторства (наставничества), которые будут иметь место, как в рабочей обстановке так и за ее пределами. ЕСМК признает, что может быть много типов коучинга/менторства и это требует разъяснения, когда будут предоставлены более детальные стандарты.

Термин “клиент” обозначает любого, кто использует услуги коуча/ментора. Мы считаем, что термин “клиент” является взаимозаменяемым с любым другим, который описывает отношения коучинга/менторства и может быть более удобным, например, чем “коллега”, “обучаемый”, “партнер”, “коучи” или “менти”.

Признается так же и то, что есть обстоятельства, где коуч/ментор может иметь двух “клиентов”, индивида (физическое лицо), которое проходит коучинг/менторство и организацию, которая заказала коучинг/менторство. В этом Кодексе мы используем термин “спонсор” для различения того, о чем пойдет речь позже.

Термины “супервизия” и “супервизор” описывают процесс, которым контролируется работа коуча/ментора и, который дает советы и направления. Терминология такая же, но процесс может отличаться значительно от того, что применяется в других профессиях, такой как психотерапия или консультирование.


©European Mentoring & Coaching Council 1

Updated December 2008

Кодекс

Коуч/ментор признают достоинство всего человеческого. Они ведут себя таким образом, который проявляет уважение, и продвигает равные возможности.

Это первичная ответственность коуча/ментора - обеспечить наилучшие возможные услуги клиенту и действовать таким образом, чтобы не принести никакого вреда ни клиенту, ни спонсору.

Коуч/ментор обязуется действовать из позиции достоинства, автономии и личной ответственности. Этический

Кодекс ЕСМК освещает следующее:


  • Компетентность

  • Контекст

  • Управление Границами

  • Прямота и честность

  • Профессионализм


Компетентность
1). Коуч/ментор обязуется:

Обеспечивать достаточный уровень опыта и знаний, чтобы удовлетворять требованиям и запросам клиента.

Удостовериться, что их уровень способностей достаточный для того, чтобы дать им возможность и право действовать согласно Этическому Кодексу ЕСМК и любым стандартам, которые могут появиться впоследствии.

Развиваться и затем постоянно улучшать уровень компетентности участием в соответствующих тренингах и подходящих мероприятиях Постоянного Профессионального Развития.

Поддерживать отношения с достаточно квалифицированным супервизором, который регулярно оценивает их компетентность и поддерживает их развитие. Супервизор связан правилом конфиденциальности по этому Кодексу. Что означает «достаточно квалифицированный» супервизор определено документом «Стандарты ЕСМК.

Контекст
2). Коуч/ментор обязуется:


  • Понимать и обеспечивать отношения коучинга/менторства так, чтобы они отражали контекст, в рамках которого проводится коучинг/менторство.

  • Обеспечивать понимание ожиданий клиента и спонсора и чтобы они сами понимали, как эти ожидания будут выполняться.

  • Старается создать такую обстановку (атмосферу), в которой клиент, коуч/ментор и спонсор остаются сфокусированными и имеют возможность для обучения.

©European Mentoring & Coaching Council 2

Updated December 2008

Управление Границами

3). Коуч/ментор обязуется:



  • Всегда действовать в рамках своей компетентности, распознавать, где такая компетентность потенциально может быть превышена и где необходимо направить клиента либо к более опытному коучу/ментору, либо поддержать клиента в поиске помощи от другого профессионала, например, консультанта, психотерапевта или бизнес/финансового советника.

  • Осознавать потенциальные конфликты интересов коммерческой или эмоциональной природы, которые могут возникнуть в коучинг/менторских отношениях и справляется с ними быстро и эффективно, гарантируя тем самым, что вред не нанесен ни клиенту, ни спонсору.


Прямота и честность:

4). Коуч/ментор обязуется:



  • Поддерживать на протяжении всего процесса уровень конфиденциальности, который является подходящим и согласованным в начале отношений.

  • Разглашать информацию только там, где это явно и недвусмысленно согласовано с клиентом и спонсором (если спонсор есть), за исключение тех ситуаций, где коуч/ментор считает, что есть убедительное доказательство серьезной опасности клиенту или другим от того, что информация утаивается.

  • Действовать в рамках применимого закона и не поддерживать, не стимулировать и не участвовать (в сговоре) с другими, вовлеченными в бесчестные, незаконные, непрофессиональные или дискриминирующие (умаляющие права) отношения и сделки.

Профессионализм:

5). Коуч/ментор обязуется:



  1. Отвечать и соответствовать запросам клиента по развитию и обучению, как определено в плане занятий, который предлагается на рассмотрение в коучинг/менторских отношениях.

  2. Не использовать и не эксплуатировать клиента никоим образом, включая, но, не ограничивая, финансовые, сексуальные или другие поводы в рамках профессиональных отношений. Коуч/ментор обеспечивает, что контракт коучинг/менторства продолжается только в той мере, в какой необходимо для клиента или спонсора.

  3. Понимать, что профессиональная ответственность продолжается после окончания любых коучинг/менторских отношений. Это включает следующее:

  • Поддержание оговоренной конфиденциальности всей информации, касающейся клиента и спонсора.

  • Избегания любой эксплуатации прошлых отношений.

  • Предоставления любого продолжения, о котором договаривались.

  • Безопасное поддержание всех относящихся к делу данных и записей.

  1. Демонстрировать уважение к разнообразию разных подходов коучинга и менторства и другим людям в профессии.

  2. Никогда не представлять работу и видение (мысли) других, как свои.

  3. Обеспечить, чтобы любая жалоба или претензия о профессиональной компетентности, квалификации или аккредитации была ясно и недвусмысленно объяснена потенциальным клиентам и чтобы никакие ложные или вводящие в заблуждение претензии не подразумевались в любых печатных материалах.

©European Mentoring & Coaching Council 3

Updated December 2008

Нарушение Кодекса


Члены ЕСМК будут всегда представлять коучинг и менторство таким образом, который имеет позитивный эффект для профессии.

В случае, если клиент и спонсор считают, что член ЕСМК повел себя в разрез с Этическим Кодексом и/или нарушил его, они в первую очередь должны поднять этот вопрос и стараться найти решение с тем членом ЕСМК, который вовлечен в эту ситуацию. Любая из сторон имеет право запросить поддержку ЕСМК в процессе достижения разрешения.

Если клиент или спонсор остаются неудовлетворенными решением, они имеют право подать официальную рекламацию. Рекламации будут обрабатываться в соответствии с «Процедурой Претензий и Дисциплинарных вопросов ЕСМК», член ЕСМК обязан предоставить копии этого документа по требованию. Копию можно получить, направив запрос по адресу:

European Mentoring & Coaching Council,

PO Box 3154, Marlborough, Wiltshire, SN8 3WD

или по e-mail: [email protected]

В случае если рекламация подается против одного из членов ЕСМК, такой член должен сотрудничать и оказывать помощь для разрешения жалобы.

Члены ЕСМК выступят прямо с обращение к такому члену, в том случае, если у них будут обоснованные доказательства, что он действует неэтичным образом и, не добившись разрешения, сообщат о таком члене в ЕСМК.

©European Mentoring & Coaching Council 4

Updated December 2008

ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС МФК
Часть первая: Определение коучинга


следующая страница>


Кодекс поведения для коучинга и менторства июль 2011 Содержание Часть 1 Цели, статус и основные формулировки Часть 2 Профессиональная этика Часть 3 Контроль и санкции 2

Данный Кодекс поведения определяет руководящие принципы, целью которых является установление эталонных стандартов этики и норм поведения в коучинге и менторстве

480.05kb.

05 09 2014
2 стр.


Выступление по радио

Литву, значительную часть Латвии, западную часть Белоруссии, часть Западной Украины. Фашистская авиация расширяет районы действия своих бомбардировщиков, подвергая бомбардировкам М

82.88kb.

23 09 2014
1 стр.


Таксономия Блума

«Таксономии» (1956 г.). В последующие десятилетия Д. Кратволем и другими учёными была создана вторая часть «Таксономии» (в аффективной области). Первая часть описывает цели познава

62.66kb.

12 10 2014
1 стр.


3 Раздел: «Профессиональная этика и этикет» Профессиональная этика

Перечень вопросов итогового государственного экзамена для студентов специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм» специализации

1872.39kb.

25 12 2014
8 стр.


Часть Глава Алмазы Мазарини. Глава Огни чужого праздника. Глава Маг и его мечта. Часть 2

Большой вальс (третья часть трилогии, состоящей из книг: «бегущая в зеркалах» «Поцелуй небес» и «Большой вальс»)

5283.7kb.

11 10 2014
14 стр.


-

Помещики, духовенство, часть крупной буржуазии, часть городских и средних слоев, крестьяне

95.01kb.

25 09 2014
1 стр.


2. Литературное чтение1-2 часть Л. Ф. Климанова Рабочие тетради 1-2 часть
64.25kb.

04 09 2014
1 стр.


Контрольная работа по дисциплине : Экология

Охватывает нижнюю часть атмосферы, гидросферу и верхнюю часть литосферы

144.5kb.

14 10 2014
1 стр.