МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 11 г. ТОМСКА
Проект
«Комната моей мечты»
Выполнил: уч-ся 9Б класса
Гриценко Игорь
Руководитель:
педагог-психолог 1 кв. категории
С. В. Бутакова
педагог-психолог 1 кв. категории
Е. С. Беч
Томск - 2011
Введение
Тема моего проекта «Комната моей мечты».
Цель работы – создание проекта комнаты с учетом законов эргономики и психогигиены.
Тема проекта возникла неслучайно. Большую часть своей жизни я провожу дома. Моя комната немногим отличается от комнат большинства моих сверстников. В ней преобладает стиль, характеризующийся традиционной мебелью, цветовой гаммой в диапазоне от светло-коричневых до темно-коричневых тонов. Интерьер не несет в себе черт моей индивидуальности. Для меня, как и для остальных подростков, характерно стремление выделиться, не быть как все. Я давно хотел поменять что-то в интерьере моей комнаты. От школьного психолога я узнал, что окружающие человека предметы влияют на его эмоциональное и даже физическое состояние. Именно так и возникла тема моего проекта.
Для реализации поставленной цели были выделены такие задачи, как:
-
Определение понятий психогигиены и эргономики и их составляющих.
-
Анализ интерьера имеющейся комнаты с точки зрения соответствия правил здоровьесбережения.
-
Создание моего психологического портрета, выделение наиболее ярких личностных черт.
-
Разработка дизайн-макета комнаты с учетом психологических характеристик и законов эргономики и психогигиены.
Определение понятий психогигиены и эргономики и их составляющих
Здоровье человека - понятие сложное и многогранное, оно включает в себя физиологические и психологические аспекты. Доказано, что от эмоционального состояния человека во многом зависит его физиологическое состояние и здоровье в целом, поэтому поддержание в норме физиологического и психического состояния, соблюдение норм и требований гигиены - залог здоровья человека.
Изучив литературные источники, я пришел к выводу, что эргономика – это наука, изучающая различные предметы, находящиеся в непосредственном контакте с человеком в процессе его жизнедеятельности. Основной её задачей является разработка формы и оптимального расположения предметов, которые были бы быть максимально удобными для человека при их использовании.
В основу эргономики легли многие дисциплины от анатомии до психологии, а главной ее задачей является создание таких условий для человека, которые бы способствовали сохранению физического здоровья, повышению эффективности труда, снижению утомляемости, да и просто поддержанию хорошего настроения в течение всего дня.
Многие считают, что областью изучения эргономики является только мебель, но это не так. Эргономика изучает все составляющие рабочего места и зоны отдыха от компьютерной мышки до температурного режима, и пытается установить оптимальные для человека параметры каждого из этих компонентов.
Психогигиена - это отрасль науки о гигиене, которая отвечает за сохранение поддержание и укрепление психического здоровья человека. Психогигиена, как отрасль науки граничит со многими другими научными направлениями: психологией, медициной, социологией, педагогикой, и рассматривает влияние внешней среды на внутреннее состояние человека. В рамках психогигиены разработаны мероприятия и рекомендации, способствующие сохранению
психического здоровья человека, поддержанию душевного равновесия и нормализации межличностного и общественного взаимодействия.
Выделяют следующие задачи психогигиены:
Практически во всех отраслях жизни, на работе, дома, в обществе существует ряд факторов, которые являются травмирующими и могут негативным образом влиять на психическое состояние человека. Выявлением этих факторов и их нейтрализацией занимается психогигиена.
Общепринято разделять психогигиену на индивидуальную (личностную) и социальную (общественную). В рамках индивидуальной выделяют: психогигиену детства, юношества, зрелых и пожилых людей, психогигиену умственного и физического труда. В рамках общественной психогигиены выделяют психогигиену быта, семейных и общественных отношений.
В каждом возрасте существуют определенные особенности в психике, дети, подростки, пожилые люди по-разному реагируют на различные изменения среды и на воздействие со стороны. Среда, которая окружает ребенка, должна способствовать гармоничному формированию психики малыша, должна воспитывать и тренировать способность удерживать эмоциональное равновесие. Атмосфера в дошкольных и школьных образовательных учреждениях не должна быть гнетущей, давящей. Обучение должно проходить на фоне положительных эмоций, без чрезмерной умственной нагрузки и переутомления.
Психогигиена рассматривает особенности среды и в пожилом возрасте, в этот период у людей замедляется обмен веществ, скорость реакции, сужается объем памяти и внимания, психика становится ранимой и уязвимой.
С точки зрения психогигиены труда, деятельность человека должна максимально подходить человеку и соответствовать его внутренним желаниям и способностям. Если в какой-то степени трудовая деятельность не соответствует способностям и данным человека, это будет вызывать неудовлетворенность и нереализованность, отрицательное эмоциональное состояние и недовольство может привести к развитию невроза. Другим немаловажным аспектом является межличностное взаимодействие между членами рабочего коллектива и здоровая рабочая обстановка.
Неправильная организация учебного процесса, может вызывать психическую перегрузку, постоянное присутствие травмирующих факторов приводит к развитию синдрома хронической усталости, сопровождающегося постоянным эмоциональным напряжением, снижением потенциальных возможностей и работоспособности, неуверенностью в себе, снижением объема внимания и ухудшением памяти
Соблюдение норм и требований психогигиены - залог успешности, результативности и эффективности деятельности.
Создание психологического портрета, выделение ярких личностных черт
Для создания психологического портрета, определения присущих мне личностных черт, мне понадобилась помощь школьного психолога.
Были использованы такие методики, как: характерологический опросник Леонгарда – Шмишека, тест Г. Айзенка на определение типа темперамента.
Полученные данные можно представить в виде диаграммы.
Результаты характерологического опросника Леонгарда – Шмишека
Результаты теста Г. Айзенка на определение типа темперамента
По результатам обследования можно сделать вывод о том, что я – холерик.
Холерики – легко увлекающиеся люди, с бурными эмоциональными проявлениями. Энергично берутся за любое дело, но быстро остывают. Быстро двигаются, быстро действуют. Не могут долго заниматься однообразной работой. Часто способны отвлекаться, переключаться с одного дела на другое.
Такой человек в любом деле хочет получить быстрый результат. Также ему обязательно нужен успех. Если этого не происходит, холерик может отключиться и выполнять работу кое-как.
Холерики быстро обучаются новому делу. Они энергичны, упорно стремятся к цели, могут легко и быстро справляться с заданием, смысл которого им понятен и интересен конечный результат.
У холерика часто меняется настроение, он может быть невыдержанным и вспылить по пустяковому поводу, но быстро успокаивается.
Как видно из графика результатов характерологического опросника Леонгарда – Шмишека, преобладающими являются акцентуации гипертимности, эмотивности и застревания.
То есть для меня характерны большая подвижность, общительность, почти всегда хорошее настроение, хорошее самочувствие, высокий жизненный тонус. Я – веселый, иногда легкомысленный, и вместе с тем деловитый, изобретательный, деятельный, инициативный.
Для меня трудно переносимы условия жесткой дисциплины, монотонная деятельность, вынужденное одиночество.
У таких, как я людей, наблюдается стремление к достижению высоких показателей в любом деле, и большое упорство в достижении своих целей.
Одна из наиболее ярко выраженных черт – гуманность, сопереживание другим людям или животным, отзывчивость.
Анализ интерьера имеющейся комнаты
Стол для занятий следует ставить таким образом, чтобы естественный свет падал слева.
В моей комнате стол расположен так, что свет падает справа, что сказывается на здоровье глаз.
При организации рабочего места следует, прежде всего, исходить из антропометрических параметров сидящего человека. Длина голени человека определяет высоту сиденья стула. Среди возможных видов спинных опор для рабочего стула желательно использовать поясничную или пояснично-подлопаточную опору. Если человек сидит за более высоким столом, чем ему требуется по росту, то неправильное положение тела и ассиметрия плеч имеет место в 44% случаев. Кроме того, в этих случаях были получены данные, свидетельствующие о большом напряжении мышц спины и шеи. Антропометрические и физиологические исследования показали, что несколько наклонное положение туловища, возможность свободно изменять угол наклона и положение конечностей облегчают нагрузку на связочно-мышечный аппарат и центральную нервную систему школьника.
В моей комнате, стол соответствует моим ростовым показателям, высота стула может регулироваться.
При устройстве зоны сна следует избегать расположения кровати напротив двери, расположения изголовья кровати в затеснённом пространстве (под полками, за шкафом). Таким образом, нам необходимо изменить положение дивана в пространстве моей комнаты.
Как уже упоминалось выше, по результатам диагностики было выявлено, что я – холерик. Коричневый цвет, преобладающий в интерьере моей комнаты, обозначает цвет консервативных людей, не желающих ничего менять. Доминирование коричневого цвета может негативно сказываться на физическом состоянии человека и создавать ощущение упадка жизненных сил.
Красный – цвет страстей, символизирует возбуждение, энергетизм. У людей с возбудимой нервной системой может вызывать перераздражение, конфликтность, нарушения сна.
Наиболее предпочтительными цветами для людей моего типа темперамента являются неяркий синий, зеленый.
Синий создает прохладное окружение, снимает боли при невралгии и воспалениях. При восприятии голубого время сильно недооценивается. Под воздействием этого цвета у человека уменьшается уровень тревожности, снижается напряжение и кровяное давление.
Зеленый - успокаивает нервную систему. Снижает боль, усталость, нормализует кровяное давление. Благоприятствует концентрации внимания. Поле привыкания к зеленому число правильно решенных задач увеличивается на 10%, при сокращении числа ошибок на 20%.
Мне из этих двух цветов приятнее зеленый. Поэтому было принято решение взять за основу в новом интерьере моей комнаты именно его.
Разработка дизайн-макета комнаты с учетом психологических характеристик и законов эргономики и психогигиены.
С учетом выявленных в предыдущей главе ошибок положения мебели, выбора цветовой гаммы, был разработан дизайн-макет нового интерьера моей комнаты, представленный ниже.
Вид 1.
Вид 2.

Вид 3.
Список литературы
-
Волошин В. « Эргономика должна быть эргономной». М., 1999.
-
Дружинин В.Н. Структура и логика психологического исследования. М.: Институт психологии РАН, 1994.
-
Литвак И., «Эргономика – заботливая наука». М., 1999.
-
Методика изучения акцентуаций личности К.Леонгарда (модификация С. Шмишека) / Практикум по психодиагностике личности. Ред. Н. К. Ракович. – Минск, 2002.
-
Мескон М.Х., Альберт М. Основы менеджмента. Москва «Дело», 1995.
-
Моника Тиль. Знакомьтесь: Ваше рабочее место. Москва: «Кристина и К.»1996.
-
Сейдлер Д., Бономо П., Руководство по эргономике. М.., 2000