Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Тема: КОНКУРЕНЦИЯ И СТРУКТУРА РЫНКА

Цели:

- ввести понятие конкуренции; описать основные модели структуры рынка.


Ход урока

I. Формирование новых знаний.

На доске:

Конкуренция - жизнь торговли и смерть торговцев.

Элберт Хаббард

Там, где нет конкуренции, там нет предмета для экономического анализа.



Джои Стюарт Милль

Конкуренция - неотъемлемая черта рыночного хозяйства, играющая важную роль в механизме рыночного регулирования.

В условиях экономической свободы, когда каждый действует самостоятельно и сам отвечает за результаты своих действий, если ничего не делать в области совершенствования своего производства и своего товара, то разорение (потеря собственности) долго себя ждать не заставит. Таким образом, конкуренция выступает как внешняя принудительная сила, которая заставляет субъектов рынка действовать наиболее рационально. В этом смысле конкуренция объективна, значит, закономерна. Экономической причиной конкуренции является ограниченность ресурсов, порождающая соперничество за право их использования для наивысшего уровня собственного благосостояния.

Конкуренция (от лат. concurrere - сбегаться, сталкиваться) представляет собой соперничество между участниками рыночных отношений за лучшие условия и результаты производства, продажи и купли товаров и услуг.

В целом конкуренция-двигатель экономического прогресса:

1. Она мощно стимулирует хозяйственную активность, прогрессивные новшества и повышение качества продукции и вынуждает каждого субъекта хозяйствования напрягать все усилия в поисках новых способов совершенствования производства, сервиса, качества, снижения издержек, создания прочной репутации у потребителей. Результат этого - эффективное развитие производительных сил общества.

2. Конкуренция создает благоприятные условия для потребителей, предоставляя им возможность через свои покупательские предпочтения влиять на качество и цену товаров и услуг.

В зависимости от способа поведения фирм на рынке конкуренция проявляется в виде двух основных методов конкурентной борьбы:

ценовая конкуренция - борьба между товаропроизводителями за получение дополнительной прибыли посредством уменьшения издержек производства и соответственно снижения \\qu на продукцию без изменения её ассортимента и качества.

Ценовая конкуренция возможна также без изменения издержек производства путем установления монопольной цены на продукцию.



Неценовая конкуренция - борьба, которая разворачивается вокруг потребительских свойств товара, качества, ассортимента и условий продажи. Например, повышение технического уровня и новизны товара, послепродажное техническое обслуживание, продажа в кредит, реклама.

Развитие товарного производства обусловило изменение форм конкуренции в зависимости от степени воздействия фирм на условия реализации своей продукции на рынке.

Чем меньше воздействие отдельных фирм па рынок своей продукции, тем более конкурентным считается рынок.

Основные типы (модели) рынка

1. Совершенная конкуренция.

2. Монополистическая конкуренция.

3. Олигополия.

4. Чистая (абсолютная) монополия.



Совершенная конкуренция - это экономическая модель, в которой никто не может воздействовать на рыночную цену покупаемого или продаваемого товара.

Отличительные черты совершенно конкурентного рынка

- число фирм на рынке очень большое;

- продукция конкурирующих между собой фирм однородна (стандартизована); больших различий в уровне качества нет;

- контроль над ценами отсутствует, поскольку каждая фирма производит незначительную часть общего объема производства. Цепа стихийно формируется рынком, а производителю остается только «согласиться» с ценой. Установить цену выше сложившейся рыночной нельзя, потому что по такой цене ничего не купят; установить цену ниже рыночной невыгодно, так как уменьшится прибыль фирмы;

- условия вступления или выхода из отрасли легкие, нет каких-либо серьезных правовых, организационных, финансовых, технологических ограничений.

Рассматривая действие экономических законов рынка, мы имели в виду как раз такой тип рынка - чистую (совершенную) | конкуренцию.

Черты чистой конкуренции сегодня характерны в основном для мелкого сельского хозяйства, фондовой биржи, рынка иностранных валют. Примером такого рынка является рынок зерна, мировые цены на которое устанавливаются на Чикагской зерновой бирже. Аргентинский фермер, открывая газету или включая компьютер, может узнать, по какой цене ему придется продавать свою продукцию.

Монополистическая конкуренция, олигополия и абсолютная (чистая) монополия отличаются несовершенством конкуренции.

Несовершенная конкуренция - это такая экономическая ситуация, в которой фирма обладает определенной властью над ценой.

Монополистической считается конкуренция, если:

1) число производителей и продавцов относительно большое, оно на несколько порядков меньше количества фирм в условиях чистой конкуренции;

2) фирм достаточно много, поэтому доля каждой в общем объеме рынка невелика;

3) контроль каждой фирмы над ценой небольшой, он ограничен;

4) производится дифференцированная продукция. Дифференциация проявляется:

- по качеству (функциональные параметры, материалы, отдельные детали, дизайн, исполнение, надежность работы и др.);

- по условиям продажи (качество и скорость обслуживания, сервис);

- по размещению продукта и степени его доступности покупателям (местоположение магазина или торгового центра, время работы и др.);

- мнимые различия (применение различной упаковки, использование известных торговых знаков, реклама).

С точки зрения покупателя даже один и тот же сорт баночного пива может быть дифференцированным: например, если покупатель привык покупать его у симпатичной продавщицы;

5) ценовая и неценовая конкуренция;

6) относительная легкость вступления фирм в отрасль.

Признаки монополистической конкуренции в наиболее чистом виде наблюдаются в розничной торговле и легкой промышленности. Небезынтересно узнать, что в США производится и продается 500 видов горчицы, 4 тыс. видов консервированной кукурузы и т. п.

Олигополия (дословно - «несколько продавцов») отличается следующим:

• на рынке доминирует относительно малое число крупных фирм. Их количество изменяется от 2 до 20. Однако для разных отраслей производства число фирм отрасли может различаться. Например, в автомобильной промышленности США доминируют три фирмы - «Форд», «Дженерал моторе» и «Крайслер», в то же время 10-15 заправочных станций могут поделить рынок в среднем городе;

• производимые продукты могут быть стандартизированными и дифференцированными. Как правило, стандартизированы сырье, материалы, машины и оборудование, а дифференцированы потребительские товары;

• степень контроля над ценой высока. Выделяются разнообразные формы контроля над ценой. Одна из них -тайный сговор или скрытое соглашение между олигопольными фирмами о фиксации цен, разделении рынка.

Если между олигополиями нет тайного сговора по ценам, то координация ценового поведения - лидерство в цепах. В случае понижения цены конкуренты будут следовать примеру сделавшей это фирмы (не давая ей, таким образом, увеличить объем продаж за свой счет), в случае же повышения цены - игнорировать её (вытесняя конкурента с рынка, увеличивая объем Продаж за его счет). Но это всего лишь логическое предположение. Ответная реакция конкурентов не поддается детерминированию. Однозначно предсказать ответ соперничающих фирм невозможно;

• ценовые отношения, как правило, сочетаются с неценовой | конкуренцией, возможность которой подкреплена финансовыми возможностями олигополистов. Неценовая конкуренция типична, и особенно при дифференциации продукта;

• при вхождении в отрасль фирмам приходится преодолевать | существенные препятствия (барьеры):

а) эффект масштаба, согласно которому для низких издержек j на единицу продукции необходимо быть крупным производителем. Таким образом, вступление в отрасль ограничивается ниж-1 ним порогом требующегося капитала;

б) контроль над стратегическим сырьем;

в) расходы на рекламу.

Олигополия типична в производстве важнейших металлов, машиностроении, электротехнике, электронной промышленности.

Чистая (абсолютная) монополия (от греч. «один продаю») -антипод чистой конкуренции. Под монополией принято понимать рыночную структуру, отвечающую следующим условиям:

1) выпуск товара всей отраслью контролируется лишь одним | продавцом этого товара, который называется монополистом. Иными словами, фирма-монополист является единственным I производителем товара и олицетворяет собой всю отрасль;

2)-производимый монополией товар является особым в своем роде и не имеет близких, родственных заменителей. Соответственно спрос на товар при изменении цен на товары иных отраслей меняется незначительно, а поэтому перекрестная эластичность спроса монополизированного товара и продуктов иных отраслей экономики очень низкая;

3) монополия полностью закрыта для ввода в отрасль новых фирм. Вступление в монопольную отрасль блокировано экономическими, финансовыми, правовыми, технологическими и другими преградами;

4) неценовая конкуренция не ведется. В основном проводится работа, рекламирующая лояльность монополии по отношению к общественным организациям и потребителям.

Черты чистой монополии можно наблюдать у местных предприятий общественного пользования, в небольших населенных пунктах с одним универмагом, одной телефонной станцией и т. д.

Кроме основных типов рыночных структур, существует еще множество других,

Монопсопия возникает при наличии на рынке лишь одного покупателя. Например, предприятия - производители вооружения продают его единственному отечественному покупателю -государству.

Дуополия наблюдается при условии функционирования на рынке лишь двух монополий.

Двухсторонняя монополия имеет место, когда на рынке сталкиваются монополист-продавец и монополист-покупатель.

Доминирующее положение фирмы-монополиста на рынке определенных товаров дает ей возможность устанавливать монопольные цены (завышенные при продаже и заниженные при покупке товаров) и благодаря этому получать сверхприбыли.

Монополист имеет возможность намеренно сокращать количество своих продаж, создавая тем самым искусственный дефицит на рынке, и добиваться повышения цены.

Монопсопист, напротив, может уменьшить закупки у своих поставщиков (например, зерна, масла, картофеля у фермеров) и создать для них искусственные трудности сбыта продукции, вынудив тем самым снижать цены. Но надо помнить философскую истину, что не всякая возможность становится действительностью.

В реальной экономике любой страны, как правило, не удается найти в чистом виде только свободную конкуренцию или абсолютную монополию. Но эти два понятия в различных сочетаниях являются основой наиболее типичных рыночных структур.

II. Итог урока.

Работа по рис. 11-6 на с. учебника 206, задания 20-22 из рабочей тетради № 2 (с. 32).



Домашнее задание: § 41, вопросы на с. учебника 206, задания 14—19 из рабочей тетради № 2 (с. 30-31).

Конкуренция и структура рынка

Конкуренция неотъемлемая черта рыночного хозяйства, играющая важную роль в механизме рыночного регулирования

83.4kb.

15 09 2014
1 стр.


Конкуренция и структура рынка

Этот урок? Оцените по десятибалльной системе всю работу класса на уроке с трех позиций

127.11kb.

01 09 2014
1 стр.


Несовершенная конкуренция: олигополия

Термин “олигополия” применяется в экономике для описания рынка, на котором существуют несколько фирм, отдельные из которых контролируют значительную долю рынка

83.83kb.

11 10 2014
1 стр.


Рынок: понятие и структура

Понятие товар, продуктовые границы, рынка, взаимозаменяемость товаров, географические границы товарного рынка

53.89kb.

08 10 2014
1 стр.


Монополия и конкуренция в переходной экономике

Однако в «чистом» виде, как монополия, так и конкуренция встречается довольно редко. Складывается такая ситуация, при которой либо мы имеем дело с монополистической конкуренцией, л

84.13kb.

01 09 2014
1 стр.


Маркетинговое Агентство Step by Step

Предметом данного исследования являются структура и тенденции рынка сбыта колбасной продукции типа "салями" города Москвы

60.24kb.

08 10 2014
1 стр.


Анализ вторичной и третичной структур трнк фенилаланина из дрожжей

Ключевые слова: трнк, вторичная структура, третичная структура, «клеверный лист», l-образная структура

58.2kb.

01 10 2014
1 стр.


Молекулярная биология

В основу настоящей программы положены следующие разделы: структура и функции белков; структура и биосинтез нуклеиновых кислот; структура рибосом и биосинтез белка; геномика. Програ

177.43kb.

06 10 2014
1 стр.