МОУ «Дубовская средняя общеобразовательная школа»
На конкурс «Отечество – Колпнянский край»
Учитель: Половинкина Надежда Николаевна
2010г
Пояснительная записка
Игра « Город мира» была проведена в 10 классе. Накануне была проведена подготовительная работа: команды учащихся занимались поисковой работой. Десятиклассники нашли сведения о ветеранах Великой Отечественной войны тех, о ком в нашем школьном музее нет сведений, искали своих земляков, родственников, кто проходил воинскую службу за пределами Советского Союза в других государствах мира, писали стихотворения по заданным рифмам о мире, подбирали материал к оформлению мероприятия.
Итогом всей этой работы была игра «Город мира». Команды рассказали о проделанной работе, проявили свои творческие способности, глубже вникли в проблемы мира и безопасности на земном шаре. Игра способствовала выработке активной жизненной позиции, воспитанию у учащихся патриотизма и интернационализма, любви к Родине, ее героическому прошлому, овладению навыками правового воспитания.
В процессе игры в классе царила атмосфера состязательности команд и единства: с одной стороны команды хотели выиграть, а с другой, когда они рассказывали о результатах поисков, то старались помочь друг другу, дополнить сведения соперников, глубже осветить проблему мира и стабильности в различных регионах планеты.
К игре была подготовлена самими учащимися красочная наглядность, которая удачно дополняла рассказы школьников. Звучали музыкальные произведения о мире, песня нашего земляка Д.Тучкова «Русскому солдату», которая является призером конкурса «Белые ночи».
Считаю, что мероприятия подобного типа необходимы в воспитании патриотизма, выработке активной жизненной позиции, повышения ответственности за судьбу мира у подростков, невозможности разрешать конфликтные ситуации с позиции силы.
«ГОРОД МИРА»
Цели:
-привлечь внимание учащихся к актуальным проблемам
мира;
-раскрыть творческие способности учащихся, расширить
их кругозор;
-воспитывать чувство гражданственности, интернационализ-
ма, любви к родному краю;
-повторить и закрепить основные понятия по праву.
Форма презентации: игра
Проектные команды: «Архитекторы», «Конструкторы»
Оформление: на классной доске эмблема игры «Город мира» (земной шар, охваченный руками детей разных национальностей),
Девиз:
Я знаю: город будет,
Я знаю: саду цвесть,
Когда такие дети
В России нашей есть!
фотографии памятных мест родного края, экран соревнования команд, песни о мире, символические ордера на право жить в Городе Мира.
Звучит песня о мире («Гимн демократической молодежи мира», «На улице мира», «Аист на крыше»). Бригады строителей Города мира занимают свои места.
Ведущий: Дорогие строители Города Мира! Я рада приветствовать всех вас на строительной площадке, где через 40 минут будет воздвигнут новый город. Вы не найдете его на карте нашей Родины, но это будет Город Мира, который мы создадим вместе с вами в едином трудовом и творческом порыве, проявив работоспособность и упорство, желание увидеть этот город самым дорогим и любимым. Итак, мы начинаем.
1 конкурс. «Строим проспект Дружбы»
В любом большом городе главной улицей является большой и длинный проспект, утопающий в зелени деревьев, окруженный многочисленными строениями. Вам предстоит сейчас на листочках бумаги, которые лежат у вас на столах. За одну минуту написать слова, совпадающие по ассоциации со словом «дружба». (Например: равенство, братство, единство, сплоченность и т. д.)
2 конкурс. «Братская Спасская»
В большом красивом городе всегда есть центральная площадь, от которой. Как лучи. Разбегаются во все стороны большие и маленькие улицы. В Городе мира эта площадь называется «Братская Спасская». Остановимся на ней и вспомним о воинах-интернационалистах, защищавших идеи демократии в других государствах. Командам предлагается рассказать о воинах-интернационалистах.
Устный журнал с.1,2,3,4
Даровых Леонид
Владимирович
Родился в 1952 году в городе Макеевка Донецкой области. Семья переехала в Орловскую область. Учился в Дубовской школе. В ноябре 1970 был призван на службу Колпнянским военкоматом. В 1971 году проходил службу в Арабской республике Египет. Даровых Л. В. в составе группы советских войск принимал участие в боевых действиях. Похоронен на Полозовском кладбище
Щелчков Сергей
Митрофанович
Родился в 1967 году. Был призван на службу в апреле 1985 года. Служил в Афганистане – город Чарихар – провинция Баграм в 1117 отдельном десантно-штурмовом батальоне специального минирования – водителем. Имеет 4 медали. В настоящий момент проживает в деревне Белый Колодезь Первый.
Трусов Василий Иванович
Родился в 1951 году. Был призван на службу в 1969 году. Служил в немецком городе Шверин в воинской части 35882. В 1970 году награжден нагрудным знаком «Гвардия» и нагрудным знаком «Отличник СА»
Жигачев Виктор
Михайлович
Родился 8 июня 1956 года. В 1974 году, осенью, призвался в ряды Советской Армии. Служил в ограниченном контингенте Советских войск в Германской Демократической Республике
Алейников Вячеслав
Николаевич
Родился 25 января 1963 года. Призвался в ряды Советской Армии в 1981 году. Служил в ЧССР в городе Верхбэла в военной части 15207 инженерно-саперных войск.
На боевых учениях
На совместных учениях стран Организаций Варшавского Договора в Словакии.
3-ый конкурс. «Переулок Счастья»
В любом городе есть не только большие проспекты и шумные улицы, красивые улицы и зеленые скверы. Есть в городах переулки, которые. Как кровеносные сосуды, соединяют между собой весь город. Вам предстоит за 3 минуты соединить слова-рифмы в отдельные строчки и сочинить четверостишие о мире.
(В дружбе- нужно, порой-горой. Над миром-грозило. Поднимись-улыбнись, в ответе-на свете.со мной- с тобой, планета-дети, роза-угроза.)
4-ий конкурс. «Улица памяти».
В начале учебного года наш класс получил поисковое задание. Мы должны были отыскать ветеранов Великой Отечественной войны тех, сведений о которых в нашем школьном музее нет.
На экране появляются портреты ветеранов Великой Отечественной войны. Учащиеся рассказывают о них.
Жигачев Василий Иванович
Родился в деревне 2-ое Спасское. В 1943 году после освобождения села от немецко-фашистских захватчиков был призван в ряды Красной Армии. Участник Великой Отечественной войны. В августе 1945 участвовал в боях против японской Квантунской армии на Дальнем Востоке. В настоящее время живет в Калужской области.
Голованов Николай
Сергеевич
Родился в деревне 2-ое Спасское. Участник Великой Отечественной войны. Участник боевых действий в Северной Корее 1950 годов. Похоронен на кладбище деревни Полозово.
Чулков Федор Андреевич
Родился в 1916 году в д. 2-ое Спасское. Жил с матерью, двумя сестрами Ольгой и Александрой и братом Петром. Участник советско-польской войны. После окончания войны был оставлен на службе в Польше. Но его жену Ирину Никифоровну отравили котлетами. Он пишет рапорт с просьбой перевести его в СССР. Его понизили в звании, но перевели. Участник Великой Отечественной войны. После окончания войны находился на службе в Киргизии и других точках Советского Союза. После демобилизации остался жить на Украине в городе Харькове.
Чулков Николай Яковлевич
Родился в 1921 году в д. 2-ое Спасское в большой семье. Работал трактористом в колхозе. Был призван в ряды Красной Армии накануне Великой Отечественной войны. Службу проходил в гарнизоне Брестской крепости в танковой части. 22 июня 1941 года первыми встретили врага защитники Брестской крепости. Сражался с фашистами и наш земляк. Дальнейшая его судьба неизвестна. Семья получила извещение о том, что он пропал без вести в августе 1941 года.
Соболев Николай Алексеевич
Соболев Николай Алексеевич (стоит справа) с друзьями.
Родился в 1927 году в д. 2-ое Спасское. Учился в Спасской начальной школе затем в Дубовской семилетке. Окончил пять классов. Началась Великая Отечественная война. Старшую сестру Екатерину Алексеевну забрали учиться в 1943 году после освобождения села от немецко-фашистских захватчиков в ФЗО (фабрично–заводское обучение) в город Магнитогорск на восстановление литейного завода. Вскоре в ФЗО забрали и Николая Алексеевича. Но он не мог там оставаться, тянуло домой, где осталась одна мать. Он сбежал оттуда. Его поймали и отправили снова. Николай Алексеевич сбежал во второй раз. Его снова поймали. Он заявил: «Лучше меня туда не отправляйте, я все равно сбегу». Так как ростом он был высок, то ему приписали два года (с 1925 года рождения) и отправили служить.
Домой он возвратился только в 1947 году.
Карасев Николай Филиппович
Родился в деревне 2-ое Спасское в 1924 году. Призван в ряды Красной Армии в феврале 1943г. Воевал в составе 74-ой Краснознаменной дивизии. Похоронен на Полозовском кладбище.
Карасев Николай Филиппович (стоит первый справа) с фронтовыми друзьями
В нашем Городе Мира всегда будут помнить имена тех, кто отдал свои жизни за свободу, независимость и мирную жизнь. О них будут слагать песни, писать стихи, снимать кинофильмы. Послушайте песню нашего земляка Д.В. Тучкова на стихи Олега Ушакова «Русскому солдату».
Звучит песня «Русскому солдату»
5-ый конкурс. «Правовой перекресток»
Город не может существовать без людей. Люди – это граждане своей страны. Каждый человек должен знать и выполнять свои права и обязанности. На уроках права мы изучаем с вами основные права и обязанности граждан России. Сейчас вам предстоит ознакомиться с предложенной жизненной ситуацией, прокомментировать ее и сказать как нужно поступить и действовать в данном случае.
1). «Дима, 17-летний подросток, стал часто брать машину без разрешения отца, которому машина принадлежала. Отец ему запрещал это. Дима сказал, что работает с 16 лет, приносит деньги в семейный бюджет, и считает возможным пользоваться имуществом, которое есть в семье, т.е. машиной.» Кто прав в этой ситуации? Имеет ли право подросток пользоваться имуществом отца?
2). «16-летние Катя и Лена решили устроиться во время летних каникул на работу по продаже газет и журналов. Они захотели заключить с работодателем трудовой договор, но им отказали, обосновав это тем, что они не достигли еще совершеннолетия. Работодатель ответил девочкам, что они могут работать, но только без заключения трудового договора.» Нарушены ли в этой ситуации права подростков? Ответ аргументируйте.
3). «Группа подростков распивала спиртное на остановке общественного транспорта, при этом они громко разговаривали, смеялись, использовали нецензурные выражения. Сотрудники милиции, вызванные на место нахождения подростков, потребовали, чтобы они изменили поведение, пригрозив им административным штрафом. Подростки отказались подчиниться. Заявив, что оштрафовать их не могут, так как они только учатся, и собственных денежных средств у них нет». Кто прав в этой ситуации? Какие меры в отношении подростков на основании закона могут применить сотрудники милиции?
4). «Артем и Никита (17 лет) были задержаны сотрудниками милиции за то, что рисовали свастику на двери подъезда. Мальчики возражали против задержания, объясняя это тем. Что у нас в государстве свобода мысли и слова и они могут свободно выражать свои политические взгляды. Является ли задержание подростков законным? Ответ аргументируйте.
5). «Подростки решили запечатлеть свои имена на сиденье маршрутного такси, для чего разрисовали их корректором. Им объяснили, что это уголовно наказуемое деяние. Они возражали, поясняя, что ограничивается их свобода творчества». Можно ли согласиться с их доводами? Каково ваше мнение по поводу этой ситуации?
6). «После 11-го класса 17-летняя Катя решила, что вначале будет работать, а учиться поступит после того, как заработает для учебы деньги. С ней был заключен трудовой договор. Через 11 месяцев она попросила отпуск в летнее время на 31 календарный день. Ей отказали, так как в организации отпуск положен в размере 28 календарных дней и в порядке очереди, а ее очередь еще не подошла». Имеет ли право Катя требовать отпуск на своих условиях? Ответ аргументируйте.
6-ой конкурс. «Аллея Героев»
Командам предстоит перечислить как можно больше имен Героев Советского Союза Колпнянского района. (Кроссворд)
7-ой конкурс. «Парк Победы»
В Парке Победы мы воздвигнем памятники героям, чьи имена навеки вписаны в славную летопись героических дел русского народа. Вам предстоит за 3 минуты создать проект такого памятника, который включал бы в себя определенные элементы: обелиск в виде меча, звезда, лавровый венок, надгробная плита, склоненные знамена, Вечный огонь.
На экране стройки Города Мира в течение игры вывешивались результаты.
Заключительное слово ведущего с подведением итогов игры.
Награждение победителей.
Песня о мире.
Все участники получают символические ордера на право проживания в Городе Мира.
Источники и литература
-
Воспоминания Оболонковой Л.Я., Чулкова Е.Ф., Половинкиной Т.П.
-
Материалы краеведческого музея МОУ «Дубовская СОШ» «Истоки».