Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Задания к семинарскому занятию №3 «Морфема»
I. Теория – самостоятельное изучение, конспект:


  1. Проблема определения морфемы. Сегментные и суперсегментные морфемы. Нулевая морфема.

  2. Принципы классификации морфем.


II. Задачи:
1. Почему необходимо пользоваться транскрипцией, чтобы точно обозначить падежные окончания в словоформах моряморюморем?
2. Какие омонимичные морфемы представлены в словах: возьму, врачу, лечу, муку, несу, столу, траву?
3. Сколько значений суффикса  ец или сколько омонимичных суффиксов представлено в словах: беглец, борец, братец, горец, делец, китаец, ленинградец, морозец, мудрец, певец, письмецо, резец, рубец, ружьецо, хлебец, храбрец, червонец?
4. Почему корни слов редкореже следует считать алломорфами одной морфемы, а слов многобольше — разными морфемами?
5. Найдите в группе слов однокоренные. Мотивируйте свое решение.

Персидский, перстень, пестрядь, перистый, перечень, перчик, наперсток, гуттаперчевый, перчатка, наперсник.
6. Приведите из изучаемого западноевропейского языка (английского, немецкого, французского, испанского, итальянского) примеры аффиксов, имеющих: а) словоизменительное, б) словообразовательное значение (как минимум, по 5 примеров).
7. Сравните русские словоформы учителя и деревья. Одинаково ли у них окончание? Чем выражено в этих словоформах значение множественного числа?

Определите, одинакова ли флексия в русских словоформах пальто и пальтецо. Обоснуйте свой ответ.


8. Определите, чем различается морфемный состав слов левого и правого столбца:

столь стол

ввысь высь

коль кол

очень осень

наперед перёд

хрясь грязь

стоп автостоп
9. Определите, в каких из следующих словоформ русского языка имеется нулевая морфема (нулевое окончание): брось, вдоль, гусь, школ, беж, прочь, настежь, мой, рожь, шей, стой, замуж, синь, домой, розов, потолок, ног, вслед, брысь, вновь, дорог, верх, вверх, мысль, через, их, долой, авось, лосось, тех, утех, утешь, ввысь, мелочь, прок, впрок, глянь.
10. (Для изучающих английский язык) Сравните следующие факты английского языка:

pain ‘боль’ – pains ‘заботы, старания, хлопоты’;

hand ‘рука’ – hands ‘экипаж, команда (корабля)’;

glass ‘стекло’ – glasses ‘очки’;

work ‘работа’ – works ‘завод, мастерские’;

compliment ‘комплимент’ – compliments ‘привет, поздравление’

respect ‘уважение’ – respects ‘выражения уважения’.

Какую роль играет в этих случаях показатель -s?


10a. (Для изучающих немецкий язык) Сравните следующие немецкие слова. Одинакова ли роль префикса vor- в их структуре?

Die Vorfeier ‘канун праздника’, die Voranzeige ‘предварительное объявление’, das Vorjahr ‘прошлый год’, das Vorwort ‘предисловие’, der Vortrag ‘доклад’, das Vorschiff ‘носовая часть судна’, das Vorspiel ‘прелюдия’, der Vorrang ‘преимущество’, der Vorsaal ‘вестибюль’, der Vorteil ‘выгода, прибыль’, der Vorname ‘личное имя’.
11. Разделите на морфемы следующие русские словоформы. Опишите значение каждой морфемы и приведите примеры других слов (словоформ), в которых данная морфема встречается. Приведите примеры моносемных и полисемных морфем, однофонемных, двухфонемных и многофонемных морфем.

Быстрота, воссоединение, кольца, читаем, лесистого.
11a. (Для изучающих немецкий язык) Переведите на русский язык немецкое слово Fußballweltmeisterschaft и опишите значение каждой морфемы, входящей в его состав.
12. В составе каких из приведенных ниже слов могут быть выделены конфиксы (циркумфиксы)? Всегда ли наличие в структуре слова суффикса и приставки – свидетельство наличия конфикса? Почему?

Объединять, бездушный, задушевный, бесправный, высверлить, суглинок, наглухо, приглушить, межгорье, пригорелый, по-деликатному, соавторство, проделка, задешево, недешево, невредимый.
13. Какие из следующих типов морфем есть в русском и английском языках: трансфиксы, амбификсы, инфиксы, интерфиксы. Приведите примеры.
14. Сравните значения приведенных ниже лексем и определите значения корней греческого происхождения антроп, гидр, лог, оним (оном), фил. При анализе можно привлекать и другие русские слова с данными морфемами.

Антрополог, антропоним, питекантроп, архантроп, антропоцентризм.

Гидроплан, гидрология, гидроэлектростанция, гидрокостюм, гидролиз.

Геология, логопед, логотип, монолог, диалог, полилог, каталог, ономасиология, гидролог.

Библиофил, славянофил, философия, филармония, филокартист.

Переведите (калькируйте) на русский язык термины гидроним, гидрофильный, филантроп, антропофаг, социология.

Каково значение двух корневых морфем, образующих слово филолог? Остается ли оно тем же самым, каким было изначально?
15. В искусственном языке эсперанто аффиксы характеризуются однозначностью и регулярностью использования. Даны следующие пары слов на эсперанто: urbo ‘город’ – urbeto ‘городок’, forko ‘вилка’ – forkego ‘вилы’, granda ‘большой’ – grandega ‘великий’, kanti ‘петь’ – kanteti ‘напевать’, bela ‘красивый’ – beleta ‘хорошенький’, knabo ‘мальчик’ – knabego ‘детина’, pluvo ‘дождь’ – pluvego ‘ливень’.

Определите значения суффиксов -et- и -eg- в данном языке.

Переведите на русский язык слова rideti, ridegi, ploreti, ploregi, если известно, что ridi на эсперанто означает ‘смеяться’, а plori – ‘плакать’.

Как сказать на эсперанто ‘прекрасный’, ‘изморось’, ‘песенка’, ‘хохот’?


16. Что роднит между собой в русском языке слова чипсы, клипсы, памперсы, леггинсы и т.п.? Какие изменения в их морфологической структуре произошли после их заимствования из английского языка в русский?
17. Определите морфемный состав следующих слов современного русского языка.

Врач (ср. вьрати – «говорить», первоначальное значение – «заговаривающий знахарь, лечащий колдовством, тайным заклинанием»); ведьма (ср. ведь – «знание»); жир: (ср. жити – «жить, кормиться», первоначальное значение – «корм, пища»); ласка (ср. ласый – «нежный»); окно (ср. око – «глаз»).

Как делились эти слова на морфемы раньше? Определите тип изменений морфемной структуры слова.


18. Определите морфемный состав следующих слов современного русского языка: почтальон (ср. фр. Postiljon, польск. pocztylion – в том же значении); фляжка (ср. польск. flaszka –«фляга»); попадья (ср. греч. papadia – «жена попа»); поэтесса (ср. фр. poetesse – в том же значении); бутылка (ср. польск. butelka – «бутылка, пузырек, фляжка»). Определите тип изменений морфемной структуры слова. В чем причина подобных изменений?
19. Определите морфемный состав следующих слов современного русского языка: властелин (первоначально – властел-инъ, от властель – «господин, повелитель»; косточка (первоначально – косточ-ка, от костъка); кустарник (первоначально – кустар-ник, от кустарь – «кустарник»); лентяй (первоначально – лент-яй, от лента – «лентяй»); малютка (первоначально – малют-ка, от малюта – «малыш»); бесноваться (первоначально бесн-оваться, от бесный – «бешеный, бесноватый»). Определите тип изменений морфемной структуры слова. Попытайтесь выявить причины подобных изменений.






Конспект : Проблема определения морфемы. Сегментные и суперсегментные морфемы. Нулевая морфема

Почему необходимо пользоваться транскрипцией, чтобы точно обозначить падежные окончания в словоформах моря — морю — морем?

48.76kb.

03 09 2014
1 стр.


Словообразование Грамматическое строение каждого слова зависит от того, какие в него входят морфемы. Под морфемой

Словообразование предполагает создание новых слов, а с помощью окончания меняется форма слова в словосочетании и предложении. Словообразовательные морфемы составляют основу слова

39.4kb.

14 12 2014
1 стр.


Лекция №3. Структура современных английских слов и словообразование (часть 1) Морфема. Виды морфем в составе слова

Напр., в словоформе teachers возможно выделить максимально три морфемы: морфему teach- со значением обучения, морфему -er- со значением действующего лица, деятеля и морфему –s со з

53.25kb.

03 09 2014
1 стр.


Название работы

Наиболее употребительные префиксальные и суффиксальные морфемы русского языка начала XXI века

276.29kb.

17 12 2014
1 стр.


Морфема. Морфема

Морфемика (от греч morph ‘форма') это раздел науки о языке, в котором изучается состав (строение) слова

158.3kb.

03 09 2014
1 стр.


А. Н. Тихонов Морфема как значимая часть слова

В исследованиях по словообразованию и морфологии термином «морфема» нередко обозначаются части слов, которые не обладают важ­нейшим ее свойством — семантикой, т е не имеют ни вещес

280.78kb.

02 09 2014
1 стр.


Проблема национального характера в произведении Н. С. Лескова «Очарованный странник»

План-конспект урока литературы по теме: Проблема национального характера в произведениях Н. С. Лескова

55.53kb.

01 09 2014
1 стр.


Нулевая, чистая
100.28kb.

09 09 2014
1 стр.