Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Гудкова Ольга Яковлевна,

учитель истории и обществознания муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 7»,

город Владимир.

Конспект внеклассного мероприятия: публицистического спектакля ко Дню памяти жертв политических репрессий 29 октября 2009 года:



«Мы не хотим, чтобы их забыли! »

(о судьбе наших земляков, репрессированных в первые годы Советской власти, Ф.Ф.Кокошкина и М.Г.Коммиссарова,).
8 - 9 класс

Обоснование темы и методики урока.

В 2008 году я принимала участие в межрегиональном конкурсе уроков и внеклассных мероприятий «Политические репрессии и сопротивление несвободе в СССР». Мой урок в 10 классе на тему «Когда говорит оружие, законы молчат» (взгляд на формирование механизма политических репрессий в Советской России через призму судеб наших земляков Ф.Ф.Кокошкина и М.Г.Коммиссарова) вошёл в сборник по итогам конкурса за 2008 год.

В нашей школе действует школьное научное общество «ЛОГОС», занимающееся исследовательской работой по краеведению. Материал о Ф.Ф.Кокошкине и М.Г.Коммиссарове ребята под моим руководством собирали не один год. Итогом этой деятельности стало участие учеников 9 – 11 классов в краеведческих и научно – практических конференциях разного уровня, включая и федеральный, где они побеждали и занимали призовые места. На VII Российской научной конференции школьников «Открытие» в городе Ярославле в 2004 году ученица 11 класса Щетилина Юля заняла I место с работой о депутате I Государственной думы, нашем земляке, Ф.Ф.Кокошкине. На XVI Всероссийской краеведческой конференции исследовательских работ учащихся "Отечество» в городе Москве в 2008 году ученица 10 класса Гавриченко Вероника победила с работой о депутате Первой Государственной думы от Владимирской губернии М.Г.Коммиссарове. В декабре 2008 года она получила Президентский Грант за эту работу. Именно в её классе я проводила урок, посвящённый этим депутатам Государственной думы и механизму формирования политических репрессий в Советской России.

Казалось бы, материал пройден, и интерес к нему должен пропасть. Но наше научное общество постоянно пополняется новыми ребятами: в этом учебном году его основу составили ребята 8-х и 9-х классов. Я их познакомила с материалами исследований предыдущих «поколений». Затем - написала сценарий, с которым ребята тоже познакомились. Он им понравился, тем более, что сопровождался компьютерной презентацией. Начались репетиции… Несмотря на то, что в основе лежал материал, использованный два года назад в 10 классе, сегодняшних ребят 8-ых – 9-х классов он взволновал. Ведь для них факты, о которых я когда-то говорила когда-то с десятиклассниками, были открытием. Никого не надо было упрашивать, наоборот: претендентов на участие в инсценировке пришлось выбирать из многих желающих. И получилось совершенно по-другому, нежели ранее: некий «публицистический спектакль».

На вечере памяти присутствовали люди, пострадавшие от политических репрессий в СССР. Они сразу почувствовали бы «показушность мероприятия». Весь текст, всё действие прошли через души ребят, нашли сначала эмоциональный отклик в их сердцах. В результате, - «задело» всех: и ребят, и присутствовавших в зале репрессированных!

Огромную помощь в постановке публицистического спектакля нам оказала наш режиссёр – учитель технологии нашей школы Солодова Инна Вячеславовна. Она помогла «заговорить» предметам, которые были на сцене: патефон заводили, читали отрывки из книг со статьями Кокошкина, со стихами Волошина. А «старые», пожелтевшие от времени газеты присутствовавшие на вечере зрители приняли за подлинные: так правдиво ребята «читали» отрывки из них. Один человек даже спросил, как нам разрешили взять газеты из архива?

Я горжусь тем, что в ходе подготовки к спектаклю ребята росли, буквально, на моих глазах. Мы репетировали в течение месяца почти каждый день. Но никто из 13 человек не уходил с репетиций. Они просто приходили, как на работу! Когда я спросила игравшего роль большевика ученика 9 «Б» класса Дениса Неряхина, почему он не сбегает с репетиций, он сказал: «Потому, что мне интересно». Высшей награды и придумать невозможно! К тому же, у него никак не получалось читать отрывок из поэмы А.Блока «Двенадцать». Я его просто измучила индивидуальными репетициями, но когда он, наконец-то понял, как надо читать, он потом просто упивался тем, что у него получилось. Тогда, перед 29 октября 2009 года я поняла, что это и есть высшая награда для педагога. Поэтому и во время вечера памяти ребята выступили так, что, когда они уходили со сцены, им вслед вместе с аплодисментами летели возгласы: «Превосходно! Блестяще!»

Выступление ребят сопровождалось мультимедийной презентацией, в которую вошли фрагменты из документов, фотографии, классическая и авторская музыка. Я вновь применила компьютерное моделирование исторических ситуаций и общественных явлений, поскольку с его помощью удаётся выделить главное в событиях, что способствует лучшему их пониманию. По сути дела, выступление ребят – это интерактивная форма их деятельности. Они как бы «проживали» вместе со своими героями то тяжёлое время!



Фрагмент выступления МОУ СОШ № 7 в Палатах ВСМЗ 29 октября 2009 года.

Для воздействия на эмоциональную сферу ребят и взрослых: присутствовавших в зале репрессированных, я использовала стихи Б.Пастернака, М.Волошина (их я использовала на уроке в 10-ом классе в 2008 году совершенно с другими ребятами и в другой обстановке) и А.Блока. Ведь несколько стихотворных строчек могут донести идею лучше, чем целая научная статья. Методы воздействия на эмоциональную сферу ребят те же, что и ранее – на уроке в 2008 году, но ребята-то другие: учащиеся 8-х и 9-х классов, а год – 2009-ый.

Но главный итог нашей совместной с ребятами творческой работы – это понимание ими того, как сложна была наша история и как несправедливо обошлись одни люди - с другими. Во время вечера памяти жертв политических репрессий 29 октября 2009 года и ребята, и репрессированные в годы Советской власти владимирцы были едины в неприятии насильственных методов решения проблем, нарушения прав человека, беззакония со стороны государства по отношению к инакомыслящим. Отношение ребят к политическим репрессиям сформировалось однозначно отрицательное.
Тип внеклассного мероприятия:

- творческий отчёт о научных исследованиях школьного научного общества «ЛОГОС» с применением краеведческого материала в нестандартной обстановке.


Форма внеклассного мероприятия:

- публицистический спектакль с презентацией результатов исследовательской деятельности на основе компьютерного моделирования исторических ситуаций и общественных явлений.


Цели внеклассного мероприятия:

- формировать убеждённость ребят в том, что органы власти должны нести историческую и правовую ответственность за свои действия;

- вскрыть механизм использования политических репрессий в тоталитарном государстве;

- показать на примерах судеб наших земляков Ф.Ф.Кокошкина и М.Г.Коммиссарова опасность попыток решения проблем чрезвычайными методами;

- воздействуя на эмоциональную сферу детей, заставить их сопереживать вместе с людьми, втянутыми в революционные события 1917-1918 годов;

- воспитывать неприятие беззакония в любых его проявлениях на примерах сопротивления нарушению прав человека со стороны различных слоёв общества в стране и во Владимирской губернии;

- способствовать становлению активной гражданской позиции у ребят и ответственности за будущее нашей Родины.
Задачи внеклассного мероприятия:

- обеспечить постановку детей в субъектную позицию;

- сознательно ставить учащихся в ситуацию морального и правового выбора, постоянно применяя проблемные задания;

- используя возможности мультимедийного оборудования, показывать динамику становления тоталитаризма, порождающего политические репрессии.


Формы организации деятельности:

- выступление ребят каждого в своей роли;

- выполнение ими сценических действий в соответствии со сценарием.
Методы и технологии:

- проблемный метод;

- поисково-исследовательский метод;

- метод перехода из одной знаковой системы в другую (работа с книгами и документами, несущими определённую смысловую нагрузку, с музыкальными фрагментами, с компьютерной презентацией исследуемого материала).


Предварительная работа:

- о ходе подготовки ребят нашего научного общества к внеклассному мероприятию: вечеру, посвящённому Дню памяти жертв политических репрессий, рассказывалось выше.


Оборудование внеклассного мероприятия:

- компьютер;

- мультимедийный проектор;

- компьютерная презентация, включающая в себя классическую и авторскую музыку, фрагмент речи В.И.Ленина «Что такое Советская власть», документальные материалы, добытые членами школьного научного общества в ходе краеведческих исследований;

- книги со статьями о Ф.Ф.Кокошкине и М.Г.Коммиссарове (в том, числе, и моими1) и со стихами М.Волошина и Б.Пастернака;

- предметы, составляющие интерьер комнаты рядовой семьи советского времени: стол с ажурной скатертью, комод, на котором стоит фарфоровая кошка, патефон, портрет лейтенанта, о котором рассказывали ребята из гимназии № 3. Эта комната «действует» уже не первый год, являясь необходимым атрибутом вечеров памяти жертв репрессий на протяжении последних лет (идея музея-заповедника). Однако, школьники «побывали» в ней впервые. И, видит Бог, она произвела на ребят огромное впечатление.


Список артистов, учащихся 8 «А», 9 «А» и 9 «Б» классов, членов школьного научного общества «ЛОГОС»:

  1. Гавриченко Алёна, председатель школьного научного общества.

  2. Барсукова Олеся, победитель городского конкурса исследовательских работ учащихся туристско-краеведческого движения «Отечество» в 2008 и 2009 годах и призёр (II место) областного конкурса «Отечество» 2009 года. Призёр городского краеведческого конкурса «Знай и люби родной Владимир» в 2008 году.

  3. Абраменко Анастасия, призёр городского конкурса «Знай и люби родной Владимир» в 2008 году.

  4. Дроздова Анастасия, призёр городского конкурса «Знай и люби родной Владимир» в 2008 году.

  5. Добрянская Арина.

  6. Николаев Константин.

  7. Репина Анна.

  8. Андреева Ксения.

  9. Неряхин Кирилл («большевик»).

  10. Чванова Наталья.

  11. Цветков Роман.

  12. Бочкова Еактерина.

  13. Комарова Анна.


Эпиграф к внеклассному мероприятию:

«Когда идеи ведут кровавую борьбу на площадях, улицах, на больших дорогах, в полях и лесах, тогда сама истина перестает уже интересовать; не до нее».

Н. А. Бердяев.
Ход внеклассного мероприятия.

Вводное слово учителя:

(Слайд № 1 мультимедийной презентации, музыкальное сопровождение «Enigma»). Школьное научное общество средней школы № 7 города Владимира представляет творческий проект, посвящённый жизни и судьбе Михаила Герасимовича Коммиссарова и Фёдора Фёдоровича Кокошкина (Слайд № 2). Эти люди были репрессированы в первые годы Советской власти.

Наше школьное научное общество: ребята и учителя, много лет работали над этим проектом для того, чтобы восстановить судьбы этих людей в то время, когда они жили на Владимирской земле (Слайд № 3). В 2004 году ученица 11 класса Щетилина Юлия заняла первое место на VII Российской научной конференции в городе Ярославле (Слайд № 4) с работой о биографии Фёдора Фёдоровича Кокошкина, включая владимирский период его жизни, доселе, можно сказать, никем не изведанный.

В 2008 году ученица 11 класса Гавриченко Вероника стала обладателем Президентского Гранта (Слайд № 5). Она победила на Всероссийской олимпиаде по школьному краеведению, выступив с исследованием биографии Михаила Герасимовича Комиссарова.

(Слайд № 6) Руководителем школьного научного общества являюсь я: учитель истории Гудкова Ольга Яковлевна.
1. (Цветков Роман). К сожалению, история нашего Отечества показывает нам больше примеров конфликта личности и государства, чем их гармонии. (Слайд № 7, музыкальное сопровождение). Н. А. Бердяев писал: «Когда идеи ведут кровавую борьбу на площадях, улицах, на больших дорогах, в полях и лесах, тогда сама истина перестает уже интересовать; не до нее».
2. (Неряхин Денис). (Слайд № 8, музыкальное сопровождение).

И там, и здесь между рядами

Звучит один и тот же глас:

Кто не за нас – тот против нас.

Нет безразличных: правда - с нами.»
3. (Барсукова Олеся). Неужели с этим согласиться? (Слайд № 9, музыкальное сопровождение). С 1914 года Россия воевала, пережила две революции. В начале 1918 года вслед за революцией началась кровопролитная гражданская война. Массы людей вышли на улицу. Сплошные митинги, выступления. Выступают то кадеты, то эсеры, то большевики, и каждый предлагает что-то своё. Эти люди не читали Джона Локка или Шарля де Монтескье, им неизвестны были мысли о правовом государстве, о гражданском обществе. Люди устали.
4. (Добрянская Арина). (Слайд № 10, музыкальное сопровождение). Когда массы выходят на улицу и не могут разобраться в обстановке, они воспринимают простые и понятные им призыв. А большевики «бросили в массы» такие лозунги, что народ пошёл за ними:

«Мир – народам!»

«Хлеб – голодным!»

«Фабрики – рабочим!»

«Землю – крестьянам!»

(звучит фрагмент речи В.И.Ленина «Что такое Советская власть»).

А поскольку массы призывают к насилию, массовым становится и террор. А люди, выступавшие против них, были подвергнуты политическим репрессиям.
5. (Неряхин Денис). (Продолжение слайда № 10 с музыкальным сопровождением).

Как пошли наши ребята

В Красной гвардии служить –

В Красной гвардии служить –

Буйну голову сложить…

Мы на горе всем буржуям

Мировой пожар раздуем,

Мировой пожар в крови –

Господи, благослови!
6. (Дроздова Настя). (Слайд № 11, музыкальное сопровождение). Вот в эту жестокую «мельницу судеб» попали наши земляки Михаил Герасимович Коммиссаров и Фёдор Фёдорович Кокошкин. Они оказались втянутыми в гражданскую войну, сами того не желая.

Первый был уничтожен физически, поскольку горячо выступал за созыв Учредительного собрания после прихода к власти большевиков, а они этой властью делиться не хотели. Накануне октябрьской революции Кокошкин писал: (берёт в руки книгу: сборник статей «Наше либеральное наследие» с отрывком из статьи Кокошкина и читает по книге): «Всевозможные честолюбцы могут приобрести широкую популярность различными широкими обещаниями, которые они впоследствии нарушают»... Их «всенародное избрание… служит мостом к государственному перевороту». Убив этого человека без суда и следствия, большевики ликвидировали и проблему.

Второго тоже хотели уничтожить, но не дали видные деятели искусства, они укрыли его в театре, на создание которого и на поддержку его актёров Коммиссаров до революции тратил огромные средства.

(Звучит романс начала ХХ века на слайде № 11. Артисты после паузы производят сценическую перестановку: Николаев и Гавриченко подходят к комоду, где стоит патефон. Бочкова, Репина, Абраменко и Добрянская садятся за стол с кружевной скатертью. Заметим, что все вещи – подлинные, из фондов музея-заповедника).
7. (Николаев Костя). (Слайд № 12, музыкальное сопровождение). Фёдор Фёдорович Кокошкин родился в 1871 году. Русский интеллигент, потомственный дворянин, юрист, депутат Первой Государственной думы, Фёдор Фёдорович в отечественной истории XX века оказался исторической личностью «второго сорта». Это не удивительно, принимая во внимание его дворянское происхождение и принадлежность к руководству запрещённой большевиками кадетской партии. С 1874 по 1889 год он проживал во Владимире, учился во владимирской мужской гимназии.

(Показывает копию аттестата Ф.Ф.Кокошкина). Это его аттестат, в котором только одна «четвёрка»: по греческому языку. Он был награждён золотой медалью.

Ребята нашего школьного научного общества провели подсчёты: с 1834 по 1904 год гимназию окончило около 800 человек. И только 24 человека получили за это время золотую медаль. Среди них – братья Николай и Александр Столетовы, а также Фёдор Фёдорович Кокошкин…

Впоследствии окончил юридический факультет Московского университета. Именно он в условиях самодержавной России участвовал в создании проекта Конституции России.

Он ненавидел политику, но вынужден был ей заниматься…
8. (Гавриченко Алена). (Слайд № 13, музыкальное сопровождение). 15 сентября 1929 года в возрасте 62 лет умер мало кому известный в СССР скромный бухгалтер Московского Художественного Академического театра Михаил Герасимович Коммиссаров. А ведь когда-то он был известным предпринимателем, юристом, меценатом, депутатом Первой Государственной думы от Владимирской губернии.

Родился он в 1867 году в селе Дубасово Владимирской губернии. Происходил из купеческой семьи, уходящей корнями в крестьян. Впоследствии стал предпринимателем и юристом.

(Слайд № 14). С кем бы мы ни разговаривали в Дубасове о Коммиссарове, люди вспоминают о нём добрым словом. Он был человеком, известным своей благотворительной деятельностью не только в губернии, но и в Москве. В Дубасове построил больницу с лифтом и отделением для рожениц. Всецело на свои средства содержал ТРИ министерских училища (Слайд № 15).

Содержал также церковь во имя Николая Угодника в селе (Слайд № 16). Чтобы селянам не было холодно зимой во время службы, оборудовал под полом церкви систему дымоходов. И пол был тёплым!

Комиссаров материально поддерживал Московский Художественный театр и его актёров (Слайд № 17). Например, актёр Иван Михайлович Москвин часто приезжал в Дубасово. А дом Комиссарова в Москве на Сивцевом Вражке (Слайд № 18) был чем-то вроде клуба для актёров и режиссёров МХТ. (Подходит к патефону и «заводит» его. Звучит романс на слайде № 18, все - слушают).

…Он был одним из организаторов кадетской партии, членом её ЦК вплоть до прихода к власти большевиков. Следовательно – контрреволюционером!


9. (Барсукова Олеся). Наши земляки Фёдор Федорович Кокошкин и Михаил Герасимович Коммиссаров были известными в России людьми. Они не хотели быть «колёсиками и винтиками» в механизме тоталитарного государства. А большевики не могли потерпеть это инакомыслие.
10. (Комарова Аня). (Слайд № 19, музыкальное сопровождение). Постановление ВЧК , 1918 год.

«На преступные замыслы врагов рабочего класса отвечать массовым террором. Пусть помнят враги рабочего класса, что всякий, кто осмелится агитировать против Советской власти, будет немедленно арестован и посажен в концентрационные лагеря». (Слайд № 20, музыкальное сопровождение).


11. (Бочкова Катя). Вот, что писал об этом страшном времени и о людях поэт Максимилиан Волошин. (Слайд № 21). (Берёт томик стихов М.Волошина и читает, сидя за столом).
БУРЖУЙ

Буржуя не было,

Но в нем была потребность.

Для революции необходим капиталист,

Чтоб одолеть его во имя пролетариата.

Его слепили наскоро:

Из лавочников, из купцов,

Помещиков, кадет и акушерок.

Его смешали с кровью офицеров,

Прожгли, сплавили в застенках Чрезвычаек,

Гражданская война дохнула в его уста...

Тогда он сам поверил в свое существованье

И начал быть.


12. (Андреева Ксюша).

БОЛЬШЕВИК

10. Зверем зверь. С крученкой во рту.



За поясом два пистолета.

Был председателем Совета,

А раньше — грузчиком в порту.

Когда матросы предлагали

Устроить к завтрашнему дню

Буржуев общую резню

И в город пушки направляли,—

Всем обращавшимся к нему

Он объявлял спокойно волю:

«Буржуй здесь мой, и никому



Чужим их резать не позволю».

13. (Абраменко Настя). (Слайд № 22, музыкальное сопровождение). После разгона Учредительного Собрания в январе 1918 года Михаил Герасимович Комиссаров уходит из политики. А выжил он, в буквальном смысле этого слова, благодаря его тесным связям с Московским художественным театром. пмиссаров ссарова в создании МХАТаКоммиссаров, когда лишился всего состояния, поступил в Художественный театр бухгалтером и работал там до конца жизни.

Его несколько раз арестовывали, причём один раз – только за общение с философом Николаем Бердяевым.
14. (Репина Аня, читает «письмо» режиссёров и актёров МХТ в Московскую ЧК). (Слайд № 23).

Письмо в Московскую ЧК (1920 год).

«Московский Художественный Академический Театр настоящим просит о выдаче на поруки арестованного помощника бухгалтера Театра Михаила Герасимовича Комиссарова, в виду того, что в данное время необходимо заключить отчетность за истекший сезон и немедленно приступить к составлению сметы на предстоящий сезон 1920/21 г. М. Г. Комиссаров является единственным помощником бухгалтера, — крайне необходимым работником, Возбуждая настоящее ходатайство, Московский Художественный Академический Театр просит найти возможным ускорить производство следствия по делу Комиссарова и, …




…если позволят обстоятельства, освободить его до окончания его дела, — хотя бы на поруки». Представители Московского Художественного Академического Театра:

Немирович-Данченко < 1 >

Станиславский <2>

Москвин <3>

15. (Абраменко Настя). Неужели, действительно Станиславскому был нужен Коммиссаров как помощник бухгалтера, без которого обойтись было нельзя?


16. (Репина Аня). Конечно, нет!! Они хотели спасти его из застенков ЧК, укрыть. И им это удалось. Можно сказать, что «буржую» Коммиссарову ещё повезло. Он прожил до 1929 года.
17. (Комарова Аня). (Слайд № 24, музыкальное сопровождение). Судьба Ф.Ф.Кокошкина была не менее трагичной, чем судьба Коммиссарова. Он вместе с другими депутатами от кадетской партии в ноябре 1918 года был арестован и посажен в Петропавловскую крепость. В ночь с 6 на 7 января 1918 года, когда большевиками было разогнано Учредительное собрание, Кокошкина и Шингарёва перевели в Мариинскую больницу.

Через некоторое время туда ворвались матросы-анархисты, 30 человек, полупьяные. Федор Федорович спал. Один из них стал душить его, а другой – выстрелил два раза. Это были Крейс и Матвеев. Оба они не понесли никакого наказания.!!

18. (Бочкова Катя). (Слайд № 24, «Лунная соната» Л.Бетховена). В то время Борис Пастернак написал черновые наброски к тетради доктора Живаго на смерть депутатов Учредительного собрания Кокошкина и Шингарёва.

«…Мутится мозг. Вот так? в палате?

В отсутствии сестёр?

Ложились спать, снимали платье,

Курок упал и стёр?

Кем были созданы матросы,

Кем город в пол-окна,

Кем ночь творцов, кем ночь отбросов,

Кем дух, кем имена?..

Два этих – пара синих блузок.

Ничто. Кровоподтёк.

Но если тем не «мир стал узок»,

Зачем их жить завлёк?..»

19. (Чванова Наташа). (Слайд № 25). (Читает газету, пожелтевшую от времени): Газета «Борьба и труд» (орган Владимирского Совета депутатов) от 12 января 1918 г.: Контрреволюция поднимает голову». «1 января наёмники стреляли в идейного и политического борца товарища Ленина… «Пусть знают зарвавшиеся насильники, что угнетённый доселе класс сумеет оградить жизни верных ему вождей, установив ответственность за неё господствующего класса. Пуля, ранившая рабочего вождя, трижды ударит рикошетом по насильникам».

20. Дроздова Настя). (Читает газету). (Слайд № 25). «Владимирские епархиальные ведомости» от 31 января 1918 года, обращение Патриарха Тихона к православным:



«Забыты и попраны заповеди Христовы о любви к ближнему: ежедневно доходят до нас известия об ужасных, зверских избиениях ни в чём неповинных и даже на одре болезни лежащих людей, виноватых только разве что в том, что честно исполняли свой долг перед Родиной».

21. (Добрянская Арина). (Читает газету). (Слайд № 25). А вот эсеровская газета «Мысль», январь 1918 года. Обличающие большевиков слова: «Вы имеете ваше собственное 9 января. То же озлобление, то же тупое одичание, легко повёртывающее солдатские винтовки на расстрел народа. Да, от 9 января Николая Кровавого – к 5 января Владимира Кровавого!.. Ваши солдаты и красногвардейцы «обработанные» до превращения в опричнину, ранят при арестах, рвутся к самосудам, даже в больницах дорываются до политических противников и жестоко, подло добивают лежащих в постелях больных, как Кокошкина и Шингарёва. «Это кадеты», - скажете вы. «Это люди», - скажу я».



(Выходят все).

22. (Андреева Ксюша). Послушайте! Какая разница, к какой партии принадлежит человек. Даже если мне не нравится, как он мыслит, я не должен его убивать.


23. (Чванова Наташа). (Слайд № 26, музыкальное сопровождение). Ребята нашей школы – неравнодушные люди. Благодаря нашим краеведческим исследованиям и помощи депутата Законодательного Собрания Сергея Владимировича Сахарова, в 2004 году на здании бывшей классической мужской гимназии города Владимира была открыта обновлённая мемориальная доска выдающимся выпускникам гимназии. Рядом с именами знаменитых братьев Столетовых высечено имя депутата Первой Государственной думы Федора Федоровича Кокошкина.
24. (Неряхин Денис). (Слайд № 27, музыкальное сопровождение). А в 2006 году в селе Дубасово Гусь-Хрустального района, на здании бывшего двухклассного министерского училища была установлена мемориальная доска Михаилу Герасимовичу Комиссарову, депутату Первой Государственной думы, предпринимателю и меценату…

(Звучит фрагмент песни Булата Окуджавы «Молитва» - на слайде № 27, а затем в полной тишине демонстрируется слайд № 28, где написаны три слова «Они – не забыты!». Этим достигается логический конец спектакля, название которого: «Мы не хотим, чтобы их забыли!»).



Источники и литература:

  1. Материалы Государственного архива Владимирской области (ГАВО). Фонды № 457, № 459, №132, Р-1155.

  2. Материалы газет Владимирской губернии «Мысль», «Борьба и труд», «Владимирские епархиальные ведомости» за январь – февраль 1918 года (ГАВО).

  3. Захаров А.В. Историческая записка о Владимирской губернской гимназии за время 1833-1904 г.г., Влад., 1909.

  4. Воспоминания Ильницкой Анны Анатольевны, правнучки М.Г.Коммиссарова.

  5. «Владимирская еженедельная газета» от 13 мая 1906г.

  6. Данилов А.А. , Косулина Л.Г., Брандт М.Ю.. История России. ХХ – начало XXI века. Учебник для 9 класса. М.. 2006 год.

  7. Киселёв А.Ф., Попов В.П.. История России. XX – начало XXI века. М.. 2007 год.

  8. Копылов Д.И. История Владимирского края в XX столетии. Владимир. 1999.

  9. Дятлова Н. Владимирские думцы в Таврическом дворце. – «Владимирские ведомости», 2001г., 2 июня,

  10. Виленкин В. . Воспоминания с комментариями. М.,1982; «Просим освободить от тюремного заключения». Письма в защиту репрессированных. М.,1998.

  11. Шелохаев В.В. Судьба русского парламентария (Ф.Ф. Кокошкин) – «Отечественная история», 1999, №5.

  12. Шелохаев В.В. Ф.Ф.Кокошкин: жизнь и деятельность. // Наше либеральное наследие. Выпуск первый. Под общей редакцией А.А.Кара – Мурзы. М.. 2004 год.

  13. Гудкова О.Я. Ф.Ф.Кокошкин и Владимирский край. // Наше либеральное наследие. Выпуск первый. Под общей редакцией А.А.Кара – Мурзы. М.. 2004 год.

  14. Гудкова О.Я. Выдающийся деятель российского либерализма Ф.Ф.Кокошкин (1871 – 1918) и Владимирский край. // Материалы областной краеведческой конференции (14 апреля 2006 г.). том 2. Владимир. 2007 год.

  15. Кара-Мурза А., Гудкова О.. Комиссаров Михаил Герасимович (1867 – 1929). //Перводумцы. Сборник памяти депутатов Первой Государственной думы. Под общей редакцией А. Кара-Мурзы. М.. 2006 год.

  16. Гудкова Ольга, Гавриченко Вероника, ученица 10 класса МОУ СОШ № 7 г.Владимира. Михаил Герасимович Комиссаров. Либерализм на Владимирской земле. Владимир – Москва. 2007 год.

  17. «Русская революция». Неизвестные стихи Б.Пастернака. // «Новый мир», 1989, №4.

  18. Волошин М.. Избранное. Ростов-на-Дону. 1996 год.




1 См. список источников и литературы.

Конспект внеклассного мероприятия: публицистического спектакля ко Дню памяти жертв политических репрессий 29 октября 2009 года

О судьбе наших земляков, репрессированных в первые годы Советской власти, Ф. Ф. Кокошкина и М. Г. Коммиссарова

199.35kb.

14 12 2014
1 стр.


День памяти жертв политических репрессий в образовательных учреждениях городского округа Отрадный

День памяти жертв политических репрессий. К этой дате педагогические коллективы в целях патриотического воспитания запланировали ряд мероприятий, позволяющих учащимся 7- 11 классов

27.3kb.

06 10 2014
1 стр.


Классный час, посвященный Дню памяти жертв политических репрессий Цель

Сегодня у нас очень серьёзная тема классного часа. Нам предстоит разобраться и выяснить значения незнакомых для вас слов и понятий, и обсудить это

33.56kb.

06 10 2014
1 стр.


Список использованной литературы: о реабилитации жертв массовых политических репрессий: Закон рк от 14 апр. 1993 г

О реабилитации жертв массовых политических репрессий: Закон рк от 14 апр. 1993 г. // Казахстанская правда. 1993. 27 мая

16.73kb.

04 09 2014
1 стр.


Univerlife kz. – 2013. – 31 мая 31 мая – день жертв политических репрессий и тоталитарного режима

Казахстана. В ходе акции был показан видеоролик о политических репрессиях. По окончании мероприятия организован поминальный обед, где наиб-имам мечети «Әзірет Сұлтан» Бакытжан Отке

17.3kb.

25 12 2014
1 стр.


«Вечер памяти жертв политических репрессий»

Подготовительная работа: Вечер проводится в библиотеке (музее). В зале оформлена выставка рисунков и книг, портреты знаменитых людей – уроженцев родного края. Дети готовят подарки

59.32kb.

06 10 2014
1 стр.


Конспект внеклассного мероприятия «Кывным миян сёрнитiгöн олö./ Язык мой друг мой» Ведущие мероприятия: Учителя коми языка и литературы моу «Сторожевская сош»

Добрый день! Сегодня мы проводим мероприятие, посвящённое Международному дню родного языка. Давайте познакомимся с историей этого праздника

143.88kb.

10 10 2014
1 стр.


-

Отчет о проведении 27 января 2009 года – международного дня памяти жертв холокста

14.03kb.

13 10 2014
1 стр.