Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Cредняя общеобразовательная школа № 11»
Окружающий мир.
(Урок-исследование)
Тема. «Тундра».
(4 класс)
Из опыта работы
Вяловой Елены Петровны,
учителя начальных классов
Губкин
2011 год
Цель урока: познакомить детей с характерными особенностями тундры, ее растительным и животным миром; установить зависимость растительного и животного мира тундры от ее природных условий, учить исследовать проблему, делать выводы на основе своих исследований; помочь детям задуматься о ранимости природы, необходимости ее охраны, то есть над решением экологических проблем.
Оборудование.Карта доска, таблицы, предметные картинки, мультимедийное оборудование для демонстрации слайдов.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
-
Кроссворд
Вопросы
1. Ими питаются рыбы и огромные морские звери.
2. Полярный житель, не боится белого медведя, имеет могучие клыки, но при этом безобиден.
3. Птица, обитатель птичьих базаров, питается рыбой.
4. Представитель ластоногих, прекрасный пловец.
5. Морской зверь, достигает в длину 15— 18 м.
6. Рыба, обитатель северных морей.
7. Птица, прекрасный рыболов.
Ответы
1. Рачки. 2. Морж. 3. Кайра. 4. Тюлень. 5. Кит. 6. Сайка. 7. Чайка.
У. Кого мы забыли из обитателей Арктики? Какая связь между медведем и водорослями?
Ответы детей.
2. Составление цепочек питания.
Проводится по группам.
3. Работа с картой.
У. Покажите на карте удивительный остров, который находится сразу в двух полушариях. Чем он знаменит?
Ответы детей.
— … нам расскажет еще об одном удивительном уголке России.
Рассказ….
III. Работа над новым материалом
У. Посмотрите на карту природных зон на странице 40. Найдите остров Новая Земля. Место, которое описала …, находится на юге острова, и мы вместе с ней оказались в другой природной зоне. Как она называется?
Д. Тундра.
У. Слово «тундра» в переводе с финского значит «бесплодная», или «враждебная». Южнее ледяной зоны вдоль берегов северных морей протянулась зона тундры. Зима там долгая, температура достигает - 50°С. Посмотрите на слайд (Природа тундры). Опишите поверхность тундры зимой. Какой вы ее себе представляете?
Дети выполняют задание учителя.
— Молодцы! Снег, а затем мерзлота, которая уходит на глубину до 500 м. Но за зимой приходит весна, а затем лето. Днем температура в летний день бывает от 10 до 25"С тепла. Подумайте, как это отразится на почве.
— А теперь рассмотрите слайды. Чего много в тундре?
Там действительно много воды. Почему?
Д. Оттаивает только поверхностный слой почвы на глубину от 10 до 40 — 50 см. Талые воды не просачиваются, а потому в тундре много болот.
У. К концу урока мы с вами должны выстроить модель экологической пирамиды для тундры. Что у нас будет в основании?
Д. Почва, болота.
У. Почва есть. Чему она дает жизнь?
Д. Растительности.
У. А какая она? Мы говорим о природе России. Какое дерево является символом России?
Д. Береза.
У. Художники и поэты воспели березу в своих произведениях. Я прошу показать свои работы, посвященные березе.
Дети показывают иллюстрации, которые они нарисовали дома.
— И вот эту красавицу березку, стройную, высокую, попробуем поселить в тундре. На какую глубину в почву уйдут корни?
IV. Физкультминутка (эмпатия)
У. Вы устали. Встали и представили себя березкой. Как расположены ветви у березки?
Дети поднимают руки.
— Вы стоите среди бескрайней равнины. Солнце... Воздух у земли прогревается и поднимается вверх, и на освободившееся место с севера с огромной скоростью двинулись холодные массы воздуха. Что вы почувствовали?
Ветер раскачивает березки сильнее и сильнее. Скорость ветра усиливается с каждой минутой: 50, 80, 100 км/ч. Ветер достигает ураганной силы 150 км/ч. Что с нашей березкой?
V. Продолжение темы урока
У. Да, наша красавица березка там не устоит. Но я точно знаю, березы там есть. Какие они? Какая у нее будет наземная часть?
Д. Маленькая.
У. Верно. Она очень маленькая и стелется у поверхности, прячась от ветра и холода во мхах и лишайниках.
VI. Демонстрация слайдов с изображением растений тундры: карликовая березка, голубика, морошка, лишайники, мхи .
У. А какие животные могут здесь жить? Как они приспособились к условиям обитания? Чтобы ответить на эти вопросы, посмотрите на доску.
На доске:
-
1. Какая одежда?
|
2. Какая окраска?
|
3. Какие размеры?
|
4. Какая форма тела?
|
|
Учитель демонстрирует слайды с животными, живущими в данной природной зоне.
Один ученик выходит к доске и записывает напротив вопросов свои ответы, остальные дети обсуждают ответы, делают выводы. Записывают в тетради.
На доске и в тетради:
-
1. Шерсть густая, длинная, оперение
густое , много пуха.
|
2. Белая, светлая, меняет окраску.
|
3. Различные.
|
4. Форма — ?
|
Далее на доске появляется запись.
На доске:
Сравнение
песец лисица
Лапы короче, уши не выступают, морда короче.
олень
Густой мех. Морда до самых ноздрей опушена, это позволяет ему доставать ягель — олений лишайник — из-под снега при больших морозах. Раздвоенные копыта и два боковых копытца создают надежную опору при беге по болотам и рыхлому снегу. Ноги не скользят, так как зимой между копытами отрастают длинные волосы.
лемминг
Если для всех животных тундра зимой является мачехой, то для этого грызуна — мать родная. Ведь под снегом огромные запасы: ягоды, грибы, лишайники — и все это прекрасно сохраняется. Поэтому неудивительно, что у лемминга под снегом даже рождается потомство.
После ответов на все вопросы заполняется пирамида.
волк
песец
сова
олень
куропатка
лемминг
растения
25—40 см. Вечная мерзлота
У. Пирамида заполнена, а как же происходит движение веществ в условиях тундры?
Ученики объясняют, один из них проводит стрелки на пирамиде.
— Итак, сделаем вывод. На экологической пирамиде мы проследили зависимость живой природы от неживой. Именно суровые условия обитания в тундре продиктовали вот эти разновидности растительности и животных.
VII. Видеофильм «Тундра»
У. Но тундра оказалась, вы в этом убедились, далеко не бесплодной. Огромные запасы нефти, природного газа, угля нашли в этом суровом крае. И двинулись на тундру вездеходы, тракторы, а так как почва там болотистая, то по одному и тому же месту можно проехать только один раз. Провели газопроводы. И если сейчас пролететь над тундрой, то перед глазами возникнет израненная земля. Мхи и лишайники, попавшие под гусеницы, практически не восстанавливаются. Вот оленье стадо остановилось у газопроводов. Задние напирают на передних — давка, обезумевшие животные давят друг друга. Как примирить трубопроводы и оленей?
Работа в группах(обсуждение проблемы, предложения детей)
VIII. Итог урока и домашнее задание
У. Давайте опять вернемся к пирамиде и подумаем над тем, что мы возьмем с собой на нашу экологически чистую планету «Мира и дружелюбия». Мне кажется, что хищников не стоит брать, пусть животные живут себе спокойно…
Ответы детей.
— Значит, переносим все — и вездеходы, и трубопроводы?
Д. Нет! Нужно подумать.
У. Дома прочитайте все о тундре и попробуйте решить проблемы, которые возникли на уроке.