Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2страница 3


КТ «Сплав»

(г. Новосибирск)

и КТ УрГУ

(г. Екатеринбург)

О Т Ч Е Т
о водном маршруте V категории сложности

по рекам Коксу и Кора (Джунгарский алатау, Казахстан)

совершенном с 27 апреля по 12 мая 2007 г.


Маршрутная книжка № 0-20-07

Руководитель группы Бобров А. Л.

Адрес руководителя : 630123,

Новосибирск, ул. Лебедевского 4-141



Маршрутно-квалификационная комиссия рассмотрела

отчет и считает, что путешествие может быть

зачтено всем участникам.

Маршрут имеет пятую категорию сложности.

Отчет использовать в библиотеке .


Штамп МКК

Новосибирск

2007

Содержание



1. Паспорт спортивного похода

2. Состав группы

3. Общая смысловая идея похода

4. Сведения о районе путешествия

4.1. Рельеф и климат

4.2. Растительный и животный мир, населенность

4.3. Общая характеристика реки Коксу

4.4. Общая характеристика реки Кора

5. Варианты подъезда и отъезда

6. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты

7. График движения

8. Техническое описание прохождения группой маршрута

9. Обеспечение безопасности

10. Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута

11. Список использованных источников

Список использованной литературы

Приложение А. Фотографии участков маршрута

Приложение Б. Картографический материал

Приложение В. Видеоотчет на DVD диске



1. Паспорт спортивного похода
Проводящая организация – Клуб туризма «Сплав», ул. Академическая 28, т. (3832) 330-551.

Место проведения – Джунгарский алатау, Казахстан.

1 Общие справочные сведения о маршруте:


  1. Вид туризма – водный.

  2. Категория сложности – V (пятая, сложная).

  3. Протяженность активной части похода – около 170 км.

  4. Продолжительность путешествия – 16 дней.

  5. Сроки проведения – 27.04.07. – 12.05.07.

  6. Ходовых дней – 11.

  7. Чистое ходовое время – 28 часов

  8. Нитка маршрута: г. Новосибирск – г. Уш-Тобе (поезд) – г. Текели (автобус) – верхний мост через р. Коксу (ГАЗ-66) – р. Коксу (сплав) – каскад водопадов пр. 90 (частично обнос) – пос. Кировский (сплав) – г. Текели (ГАЗ-66) – верховья р. Кора (ГАЗ-66) – пасека № 3 (пешком) – р. Кора (сплав) – г. Текели –г. Уш-Тобе (автобус) – г. Новосибирск (поезд).

  9. Определяющие препятствия маршрута:

Вид препятствия и его №

Название

К. с.

Длина препятствия, м

Характеристика препятствия

Способ

прохождения



1

2

3

4

5

6

Р. Коксу

Порог 11

Иуда

5

200

Заходная шивера прорывается через камни, в конце слив через всю реку

Сплав с полной обработкой

Порог 19

Топор

5

200

Крутопадающая горка, на правом повороте бочка почти через всю реку, затем выходная шивера

Сплав в кильватерной колонне

Порог 25

Плотина

5

100

Глыбыи камни в русле, три последовательных слива с бочками

Сплав с полной обработкой

Порог 36


Горка

5

80

Огромные бочки хаотично разбросанные по реке, в том числе стоящие друг за другом

Сплав в кильватерной колонне



1

2

3

4

5

6

Порог 43

Рубикон

5-

70

Винтообразный слив, за ним навал на правобережные камни, за два последовательных слива с бочками

Сплав с полной обработкой

Связка препятствий 56-58

Крокодилова пасть

5

400

Высокие валы с обраткой, хаотично расположенные бочки, сильное падение, в середине порога две последовательные бочки почти через все русло

Сплав в кильватерной колонне

Порог 62

Свирепый Гарри

5

150

На заходе косая бочка, в правой части проносная струя, через 50 м бустротока с валами напал на левобережные глыбы и косой слив, затем ещё две менее мощные ступени

Сплав с полной обработкой

Порог 88




5

100

Разгонная шивера с бочками, огромный слив с бочкой почти через всё русло, на выходе валы слабый прижим к правобережной скале

Сплав с полной обработкой

Водопад 90




6+

150

В сужении русла два последовательных слива высотой 5 и 3 м, за ними два мощных пологих слива по 1,5 м с косыми валами и бочками, и навалами на ереговые скалы

Обнос, проходжение одним экипажем (Бобров-Иргибаев) двух выходных сливов

Р. Кора (прохождение 4 экипажами, в пеший радиальный выход ушли А. Коротков и Н. Шабунина)


1


2

3

4

5

6

Каскад порогов




Белый яр

6

2 км

5 ступеней непрерывных сливов, обломков скал в русле, водопадных сливов

Прохождение 2 экипажами (Бобров-Фурсенко и Ряжкин-Иргибаев) двух выходных ступеней, остальные –обнос


Зигзаг удачи

5

70

Сложная траектория между камнями в русле, на которые наваливает

Сплав с полной обработкой

Для полноты картины прохождения определяющих препятствий членами команды и категорийность пройденных участков представлены в таблице 1.10.
1.10 Пройденные препятствия участниками

Участник

Препятствия по таблице 1.9 и категорийность пройденного отрезка

11

19

25

36

43

56-58

62

88

90

(3-4)


(4-5)




5

5

5

5

5

5

5

5





5

Бобров А.

К1

К1

К1

К1

К1

К1

К1

К1

К1

К1

К1

Шабунина Н.



К1

К1

К1

К1

К1

К1

К1







Ряжкин А.

К2

К2

К2

К2

К2

К2

К2

К2



К2

К4

Иргибаев О.

К2

К2

К2

К2

К2

К2

К2

К2

К1

К2

К4

Кобзева Д.

К3

К3

К3

К3

К3

К3

К3

К3





К1

Коротков А.

К3

К3

К3

К3

К3

К3

К3

К3







Бригинец В.

К4

К4

К4

К4

К4

К4

К4

К4





К2

Станкевич А.

К1, К4

К4

К4

К4

К4

К4

К4

К4





К2

Фурсенко Р.

К5

К5

К5

К5

К5

К5

К5

К5



К1

К3

Рыданных Н.

К5

К5

К5

К5

К5

К5

К5

К5





К3

Обносы обозначены «–».

Всеми участниками обнесены 1 и 2 ступени водопадов на р. Коксу (6В), 1-3 ступени каскада «Белый яр»(6С) и каскада «Прорыв»(6В) на р. Кора.



2. Состав группы


Фамилия Имя Отчество

Год рожд.

Опыт

Обязанности в группе

Бобров

Алексей


Леонидович

1970

р. Коксу – 5Р, р.р. М. Сумульта-Б. Сумульта-Катунь – 5Р

р.р. Карагем-Аргут-Катунь – 6У.



Руководитель,

лоцман К1



Шабунина Наталья

Андреевна



1981

р.р. Чуя-Катунь – 4У,

р.р. Ципа-Витим – 4У.



матрос К1

Ряжкин Антон Владимирович

1970

р.р. Башкаус-Чулышман – 5У,

р. Урик – 5У.



Зам. руководителя, лоцман К2

Иргибаев Олег Витальевич

1973

р.р. Башкаус-Чулышман – 5У,

р. Китой – 5У, р. Урик – 5У.



Реммастер,

матрос К2



Бригинец

Вадим


Анатольевич

1967

р.р. Карагем-Аргут-Катунь – 6У,

р. Китой – 5У.


Фотограф

лоцман К4,


Станкевич Анна Владимировна

1979

р.р. Чуя-Катунь – 4У, р. Уба – 3У.

Видеооператор, матрос К4

Кобзева Дарья Михайловна

1981

р.р. Башкаус-Чулышман – 5У,

р. Чонг-Кемин – 5У.



Врач, лоцман К3

Коротков Андрей Михайлович

1973

р.р. Башкаус-Чулышман – 5У.

Матрос К3

Фурсенко Роман Викторович

1979

р. Чулышман – 6У, р.р. Кара-Алаха-Ак-Алаха-Аргут-Катунь – 6У, р.р. Чуя-Катунь – 4Р

Лоцман К5

Рыданных Наталья Олеговна

1983

р.р. М. Сумульта-Б. Сумульта-Катунь – 5У, р.р. Чуя-Катунь – 4У, р. Она – 4У.

Завхоз,

матрос К5


К1, К2 – катамараны-двойки типа «Аргут», соответственно водоизмещением около 0,9 т и 1,2 т;

К4 – катамаран-двойка, гибридная фантазия на тему «Рафтмастера» и «Тритона», изготовленная в г. Ярославль, водоизмешение 1,0 т;

К3 – катамаран-двойка модели «Мажой» фирмы «Кулик»;

К5 – катамаран-двойка модели и фирмы «Тритон».

На р. Кора порядок следования катамаранов несколько изменился, что отражено в п. 1.10, при этом К1 был «Мажой», К3 «Аргут», остальные шли на своих судах.



3. Общая смысловая идея похода
В рамках мероприятий ТК «Сплав» на отрезок времени, включающий майские праздники были запланированы различные путешествия от 2 до 5 к. с.

При выборе маршрута 5 к. с. была поставлена цель – прохождение маршрута за достаточно короткий срок, насыщенный препятствиями и позволяющий максимально восстановить практический опыт поведения участников на бурной воде. Учитывая ежегодный весенний опыт некоторых участников наши взоры были вновь обращены в сторону ближнего зарубежья. Достоинством путешествия в эти края можно считать относительную дешевизну услуг и продуктов, устойчиво тёплую погоду, цветущие яблони, черемуху, цветы уже в конце апреля – начале мая. Вместе с тем в отрогах Тянь-Шаня протекают реки сложные с точки зрения техники сплава.

При выборе маршрута основными критериями были:


  • маршрут должен быть на грани 5…6 к. с.;

  • минимум временных и денежных потерь на переезды;

  • возможность переезда на близпротекающие реки в случае форс-мажорных обстоятельств.

В республике Казахстан совершить водный поход 5…6 к. с. можно по рекам Чилик, Казан-Коксу, Белая, есть довольно сложные (но короткие) участки на реках Громотуха, Кора. Ограниченность во времени, достаточная простота заброски в точку начала сплава и обилие информации о реке (на которую сибирские водники ходят регулярно) остановили наш выбор на реках Казан-Коксу. Запасными вариантами Были реки Лепсы (4 с эл. 6) и Кора (5 с эл. 6).

В процессе подготовки к нам присоединились водники г. Екатеринбурга, давно желающие навострить носы своих катамаранов в Среднюю Азию, и у нас получилась славная команда.

Для выполнения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:


  • пройти максимально возможное количество препятствий (по лоциям их на реках более сотни)

  • прохождение препятствий до 4 категории трудности по возможности сходу в кильватерной колонне, со страховкой с воды более опытными участниками, и 5…6 категории трудности с полной обработкой препятствий;

  • дней отдыха было заложено мало – 1 дневка, так как расслабляться на сложном маршруте, на наш взгляд не стоит.

Забегая вперед, следует сказать, что выполнить поаставленную цель – заехать на р. Казан не удалось, сплавляясь по Коксу по классическому маршруту 5 к. с., так как Оройский перевал был в снегу и извозчики на него подниматься категорически отказались, поэтому добирать приключений поехали на р. Кору, на которой водники давненько уже не показывались.

4 Сведения о районе путешествия
4.1 Рельеф и климат
Территория бассейна Балхаш-Алакольской группы, на которой расположены Алматинская область Казахстана, называется Семиречьем (по казахски - Жетысу - семь вод). В Семиречьи расположены северные отроги Тянь-Шаня. Это хребты Заилийский Алатау, Кунгей Алатау, Кетмень, Каратау и Джунгарский Алатау. По-казахски "алатау" обозначает "пестрые горы". Джунгарский Алатау, названный по имени племени джунгар, расположился на востоке массива вдоль границы с Китаем. По соседству расположены Джунгарские ворота, еще с древних времен служившие для миграции кочевых племен центральной Азии, Ширина прохода составляет не менее 10 км. Он начинается от южной оконечности озера Алаколь в Казахстане и тянется к озеру Эби-Нур в Китае.

Горы Джунгарского Алатау тянутся с востока на запад почти на 400 км, их ширина от 50 до 190 км. Они состоят из параллельных хребтов Каратау, Баскантау, Токсанбай, Беджинтау и др. На юге хребет ограничен долиной р. Или, на севере - Алакольская впадина, долины рек Каратал и Коксу делят массив на два крупных хребта.

Северная часть массива сложена песчаниками и сланцами, южная - вулканическими породами. В центральной части выходят древние кристаллические породы. Горы богаты залежами полиметаллических руд.

Для рельефа характерно чередование горных хребтов и межгорных котловин, разделенных крутыми тектоническими уступами. В центральной части массива горы поднимаются выше границы вечных снегов. Общая площадь ледников составляет 1120 кв.км. Наиболее крупные ледники расположены на северных склонах. Это ледник Берга длиной до 8 км и ледник Джамбула длиной 5,5 км.

Характерна следующая смена высотных поясов: предгорные пустыни и полупустыни сменяется в низкогорных массивах сухими, а затем черноземными степями, переходящими в среднегорье в лесолуговые или лесостепные ландшафты. Для высокогорья типичны альпийские луговые и луго-кустарниковые ландшафты. Для северных и южных склонов Джунгарского Алатау структуры высотной поясности различаются по высоте, причём в высокогорье границы зон имеют разности высот до 200 - 400 м, а в низкогорье - до 1000 м.

Обширная область семиречья расположена к северу от гор. Её большую часть составляет Балхашская впадина (высота до 800 м над уровнем моря) с песчаным массивом Сары-Ишикортау, которая на юге соединяется с Илийской впадиной. Здесь распространены песчаные и солончаковые пустыни с тугайными зарослями в долинах рек, разбивающихся на многочисленные разбои.

Климат района определяется удаленностью от океанов. Он резко континентальный, со значительными сменами температур от сезона к сезону и от дня к ночи. Лето сухое, жаркое, осадков в предгорьях выпадает мало. С увеличением высоты количество осадков возрастает, и в среднегорье их годовое количество составляет до 800 мм. Максимум осадков приходится на раннюю весну. Летом преобладают северные ветры из пустыни.

Средняя суточная температура января минус 18 - минус 25град С, июля - +22 - +25 град C.

Во время пребывания на маршруте стояла ясная, сухая погода. Только в верхнем ущелье в первую ночь прошёл короткий дождь продолжительностью менее 2 часов. В нижней части гор температура днем поднималась выше +30 град С. Температура воды вначале маршрута была около +5 град С, за Чонгоракским ущельем её температура выросла до +10 - 15 град C.

4.2 Растительность. Животный мир
Животный и растительный мир района определяется высотными зонами. В полупустынной зоне господствует злаковая растительность и заросли черного саксаула. Долины рек заросли тугайными лесами. В верховьях поймы – смешанный лес – ели, береза, тополь. В низовьях встречаются лох, тополь-туранга, ива, тамариск, у воды - тростник.

Пустыни и полупустыни служат местом круглогодичного выпаса овец. Долины рек используются для интенсивного поливного земледелия. Здесь возделываются злаки, кукуруза, овощи. На поливных участках в изобилии встречаются грибы - различные шампиньоны.

Для предгорий характерны ковыльные степи, где растут мак, тюльпан, мятлик луговой. С ростом высоты появляются заросли шиповника, барбариса, затем редкие тополевые и березовые рощи. Они постепенно переходят в зону хвойных лесов, где преобладает тянь-шанская ель, сосна, отчасти пихта. Хвойные леса имеют могучие подлески из зарослей малины, барбариса, смородины, альпийских трав. На Джунгарском Алатау расположены основные лесные массивы Казахстана. Здесь ведутся лесозаготовки.

0 богатстве животного мира свидетельствуют названия отрогов гор - Тышкан-тау (горы тушканчиков), Коянды-тау (заячьи горы). Зона полупустынь заселена в основном грызунами - полевками, тушканчиками, зайцами. Из копытных обитают сайгак и джейран. На границе гор живут кабан и косуля, выше - марал, кабарга, архар. Во всех зонах встречается волк, лиса, барсук, ласка, хорь. B высокогорье обитает медведь, снежный барс, рысь, росомаха. На равнине много ящериц, черепах, змей. Только здесь можно встретить лесную джунгарскую полевку, длиннохвостого суслика, шакала.

Реки и озера богаты рыбой. На равнине преобладает лещ, щука, окунь, карась, сазан. В горных потоках много османа, маринки. Изредка встречаются таймень и хариус. Много водоплавающей птицы.

В долине Коксу, в зоне интенсивного скотоводства, обитает клещ. Поэтому для весенних и осенних походов необходимо предусмотреть меры защиты от укусов этого насекомого.


4.3 Население и коммуникации
Начало Коксу берет в пограничной зоне, всё верхнее ущелье находится в ней, находятся там только пасеки (всего 5) на которых проживают пасечники (не азиатской наружности) очень дружелюбно настроенные к туристам, вплоть до приглашения остановиться на пасеке и сходить в баню (вторая пасека, если ехать снизу, находящаяся на левом берегу, которую отмечали также и другие группы, проходившие по Коксу).

Вдоль реки всё время идёт дорога, которая продолжается далее вдоль Казана. Состояние дороги таково, что по ней местами могут проехать только автомобили высокой проходимости (Урал, ГАЗ-66, УАЗ).

Сразу за выходом из Верхнего ущелья находится мост соединяющий посёлки Коксу и Рудник стоящие на разных берегах реки и относящиеся к разным районам и даже областям. Далее вплоть до Ерзасайского ущелья близ реки встречаются небольшие поселения (до 7 построек) хуторного типа, по левому берегу примерно в 1-3 км проходит грунтовая дорога, по правому некоторое время тянется просёлочная дорога, по которой очень изредка проезжают трактора. В посёлке Коксу проживает ощутимо больше казахов, но настроенных абсолютно мирно и любопытно по отношению к туристам. В Руднике несколько больше русскоязычного населения, и нам так показалось – мирность переходит даже в дружелюбие. Тем не менее, надо помнить, что люди там не сидят сложа руки – в начале мая посевная была в самом разгаре и попытки сдёрнуть на наши нужды машину потребовали, в связи с этим обстоятельством, определенных усилий и удачи.

В Ерзасайском ущелье коммуникаций подходящих к реке нет, но в районе 59 проживает семья, а над 63 пенсионер дядя Гена (бывший геолог), у которых своё довольно развитое хозяйство, а от 63 препятствия через перевал есть тропа до населенного пункта, находящегося в 7 км от реки. Кроме того, вдоль реки есть тропы, по которым ходят рыбаки и дети. Все встреченные в ущелье люди – русскоязычные.

В следующей котловине попадаются строения и хутора, во второй половине недалеко от реки по левому берегу идёт дорога (асфальтовая), которая в ущелье Чонгорак проходит вдоль реки, Сразу за ущельем находится некий частный участок с живописной тополиной рощей за которой, за левым плавным поворотом находится плотина, попадать в которую даже с просмотром ай-ай-ай, а уж сходу можно получить вплоть до… За плотиной находятся жилые постройки.

Далее вплоть до моста в Кировском недалеко от реки видны постройки, дороги, река течёт по плоскому месту и разбивается на многочисленные протоки. Мост на самом деле не один, а два, так как в этом месте две протоки, разделенные островом шириной около полукилометра и поэтому, чтобы не потерять друг друга, следует экипажам идти, не теряя друг друга из виду.



4.3 Общая характеристика реки Коксу
Коксу (голубая, небесная вода – в переводе с тюркского), река в Алматинской области республики Казахстан, левый приток р. Каратал (бассейн озера Балхаш). Длина 205 км, площадь бассейна 4670 км2. Берёт начало на юго-западных склонах Джунгарского Алатау. От истока до впадения р. Казан называется Караарык. Средний годовой расход в 46 км от устья около 57 м3/сек. Расход воды на выходе из ущелья Чангарах - от 30 до 120 куб.м/с. Средний уклон - 11.2 м/км.

Река Коксу берет начало на южных склонах Северного Центрального хребта на высоте около 3000 м. Ее долина сжата Северным Центральным хребтом и Южным Центральным хребтом (хр. Токсанбай). Сток реки формируется в основном за счет тающих ледников. Именно поэтому максимальный уровень воды в реке наблюдается в середине июля - наиболее жаркого месяца лета. Весной также наблюдается небольшой паводок, вызванный таянием снегов, но, как правило, он значительно слабее июльского. 

От слияния рек Казак и Карабулак, образующих Коксу, река проходит через ряд ущелий. Сразу после слияния река после небольшой котловины 6…7 км река уходит в Верхнее ущелье, верхняя часть которого раньше называли «Чёртово ущелье» По рассказам местных жителей, его длина составляет от 12 до 18 км, по берегу сквозного прохода нет. Известно только, что в ущелье снизу есть перила на скалах, смонтированные пограничниками. Дорога к лесоразработкам, идущая из Коктальской котловины, уходит далеко в сторону от ущелья. Ниже устья р. Чебурма река входит в узкое Верхнее ушелье протяженностью более 24 км. В ущелье сосредоточены наиболее сложные препятствия р. Коксу. По правому берегу идёт автомобильная дорога. В ущелье расположены 5 пасек. В конце ущелья река проходит через скальный коридор. В устье коридора расположена погранзастава (в настоящее время от неё остались только бетонные элементы контрукций). Скальный коридор заканчивается мостом через реку. От моста река течет множеством проток по межгорной Коктальской котловине. Её длина составляет более 34 км. Затем горы постепенно сжимают русло, и р. Коксу втягивается в ущелье Ерзасай. Здесь река пересекает хребет, изменяя направление с западного на северное. Длина ущелья 28 км. Здесь сосредоточены сложные препятствия.

Ущелье Ерзасай небольшим расширением русла в красных скалах переходит в ущелье Кук-Креу. Его длина - 5 - 6 км. И хотя во многих отчётах написано что это ущелье есть недоступная щель в скалах, нам так не показалось и за исключением щедро наставленных матушкой природой на поворотах бомах и скальных сужений в целом в ущелье неплохо бегается по берегам, что и было продемонстрировано перед и после оверкиля К3, о чём будет ниже. При пересечении ряда отрогов река образует мощные пороги. Ущелье заканчивается выходом в долину в которой почти сразу находится каскад водопадов, расположенным в узкой тектонической трещине. Ее длина около 300 м.

После каскада водопадов следует межгорная котловина длиной 16 км. Река весело часто течет протоками. Частично вода разбирается на поля для орошения.

Последнюю горную гряду река пересекает в ущелье Чонгорак, протяженностью 2 км. Здесь расположены несложные препятствия. Внимание!!! Ущелье заканчивается плотиной со сбросом воды влево на левом повороте реки. А правая часть русла – сбросы в щелях, и водозаборы подсасывающие, что помелет на котлеты, так что если уж влетели в плотину угребайтесь влево, спокойно киляйтесь и самоспасательные работы на бодрой воде.

После обноса плотины река из-под железнодорожного моста в пос. Ленино выходит на равнину. Река разбивается на массу проток, часть из которых - рукотворные. Идет разборка щебня и гальки на строительство. Берега долины сплошь заселены. Уровень воды катастрофически снижается. У пос. Кировский, у мостов, по мелям текут небольшие струйки мутной воды. Далее до г. Уш-Тобе сплав проблематичен.

Коксу относится к рекам смешанного снежно-ледового и грунтового питания. Половодье на реке начинается с середины марта таянием снегов. Со второй половины мая идет вторая волна, обусловленная таянием снеговых заносов в высокогорье. Вместе с тем, снежники сохраняются на северных склонах вплоть до августа. Далее следует сильно растянутая во времени полоса таяния ледников. Снеговые воды в период паводка составляют 55% от общего стока (за год - до 65) стока. Незначительные подъемы воды обеспечивают дожди в высокогорье.



4.4 Общая характеристика р. Кора
Река Кора (ударение на последнем слоге) вытекает с ледников Безсонова и Сапожникова Джунгарского Алатау на высоте около 2850 м. Основное питание реки – ледниковое, поэтому максимума вода достигает к концу мая и паводок держится до конца июля. Расход в устье в это время достигает 50-70 м3/с. Расход начиная с середины апреля до середины сентября (межсезонье) значительно меньше и составляет 15-40 м3/с и зависит от погодных условий. Дождевые перепады воды дают до 10 м3/с в межсезонье и до 20 м3/с летом. До 1995 г. в туристских кругах, почему-то, фигурировала как Кора-Ой или Кораой.

На всем протяжении река находится в погранзоне и для ее посещения требуется разрешение ее посещение у пограничного начальства.

По характеру рельефа и возможности сплава река делится на три основных участка (карта № 3 приложения Б):


  1. Верхний участок – вытекающий прямо из-под ледников имеет протяженность около 25 км. Участки с деревьями встречаются только в самом конце, так же как и тропа. Среднее падение на этом отрезке около 28 м/км. По части расхода можно предположить, что в летнюю пору он вполне по силам для сплава на каяках (для неленивых каякеров, способных унести свои лодки в такой обстановке). Сплав на каяках, видимо, возможен практически от истока, так как ледники мощные. Категорийность участка – вопрос открытый. Хотя, за исключением первых 7 км из под ледника, когда уклон ещё более неприличный, а воды мало, остальное, группами прошедшими реку в 1986-1987 годах, оценено не выше 5 к.с.

  2. Средний участок – протяженность около 30 км, средний уклон не более 15 м/км. Зона – лесная, на всем протяжении есть тропы и лесная дорога, по которой можно уверенно передвигаться на вездеходах. Возможность сплава на надувных судах в межсезонье весьма ограничена (так как на участке много разбоев, требуются проводки). Летом участок вполне по силам вплоть до рафта и представляет местами уровень до 3 к. с., перекаты, разбои, отдельные камни в русле и небольшие сливы (это то, что просматривается с дороги при прогулке участниками нашей группы), при детальном просмотре – возможны завалы.

На этом участке расположены пасеки №№ 4-10 (некоторые заброшены), мосты встречаются, но, как правило, непригодные для тяжелого транспорта, и даже транспорта вообще. В первой половине участка находится турбаза фирмы «STTeK». Участок изобилует уникальными объектами природы, богат животным миром (от медведя и барса до всякой бесчисленной мелочи) и очень живописен.

  1. Нижний участок – от 4 пасеки до погранзаставы на окраине г. Текели. Протяженность – 14 км. Средний уклон – 30 м/км. Наиболее насыщенный препятствиями и интересный для сплава для широкого спектра спортивных судов. Вдоль реки дорога, изобилие плавника в качестве дров. Участки содержат препятствия 5-6 к. с. И практически непрерывный фон 3-4 к. с. В паводок видимо весь участок 5-6 к. с. В русле (особенно в ключевых участках препятствий) возможны бревна. Характер препятствий и тактика их преодоления приведены в техническом описании. Проходимый мост через реку, по которому дорога переходит с левого на правый берег, и который находится перед самым выходом из ущелья и каскадом «Текели», а в отчете будет фигурировать чаще всего, далее будем называть – нижний мост.

Последние 3-4 км река равнинная и течет в долине, в которой расположен г. Текели, сливаясь с р. Текели и р. Чиже образует р Каратал.

В плане освоения туристскими спортивными группами р. Кора одна из самых мало освоенных из доступных и тому есть объяснения:



  • сплавные участки коротки и требуют обязательной связки с другими реками;

  • много острых камней и техногенных препятствий, которые не раз затрудняли прохождение реки, вплоть до схода групп;

  • на Коре надо «ловить» «нужную» воду;

  • река замечательна в тренировочном плане, но слишком удалена от центров спортивного туризма, которые организуют эти тренировки в наше время, что не выгодно в экономическом плане.

Тем не менее, из источников: МКК СФО, «всемирной паутины» и рассказов местных жителей о посещении реки туристами-водниками можно сказать следующее:

В апреле-мае 1986 г. на реке были две команды под руководством и Тараскина и Говора из Новосибирска (в рамках связки с р. Коксу пройдены верхний, средний и частично нижний участки, в библиотеке МКК СФО есть отчет за № 931 [4]).

В 1987 подвиг с разным успехом повторили ещё две команды из г. Новосибирска, так же в связки с р. Коксу (в библиотеке МКК СФО отчет В. А. Бородина № 941, в котором описание скопировано из вышеупомянутого отчета, отчет № 934 Г. Н. Шумакова утерян).

До 1990 года на реке была команда водников ИПТМ СО АН СССР (г. Новосибирск) под руководством А. Шевченко и В. Тенетова, зашла она видимо недалеко, скорее всего не более 1-2 км за нижний мост (то есть на 3-4 км нижнего участка), которые не проходили предыдущие команды (команда заявлялась, но отчет не написан).

В 1991 году на майские праздники подвиг пыталась повторить команда Н. П. Сиволобова из ТК «Сплав» (г. Новосибирск) в рамках связки с р. Лепсы – примерно с того же места и с тем же результатом что и предыдущая команда (отчет утерян).

В 1995 году так же на майские команда И. Кувшинова (всё тот же «Сплав») в рамках связки с р. Коксу приехала на реку к нижнему мосту и не найдя нужное количество воды отказалась от прохождения.

Известно, что с тех пор до настоящего времени на реке была группа из г. Риги, которая поднялась на реку с расчетом пройти весь нижний участок, но частые порывы и ремонты (а возможно и нехватка времени) не позволили команде осуществить сей замысел.

Местные жители помнят на р. Кора за последние 15 лет не более 3 команд.


5. Варианты подъезда и отъезда
Для поездки следует помнить, что надо учитывать специфику иностранного государства и его законов при организации похода, а именно:

  • сплав по Коксу, с учётом заброски и выброски превышает в общей протяженности 5 дней, а значит, необходима обязательная регистрация в миграционной полиции Казахстана;

  • верхнее ущелье, а тем более для желающих сплавляться по Казану, находится в приграничной зоне, для посещения которой необходимо дополнительное разрешение в виде отдельной бумаги с печатью пограничных властей, р. Кора находится также в погранзоне в зоне действия того же погранотряда, что и Коксу, поэтому достаточно одного разрешения в погранрайон, чтобы посетить Кору в связке с Коксу;

  • верховья р. Коксу являются лесной зоной, для посещения которой необходимо разрешение и Талдокорганского лесничества.

Что касается регистрации, то обратите внимание что отделение полиции должно быть миграционным, так как с 1 января 2005 года гражданская полиция, которая занимается пропиской местного населения навсегда отделена от миграционной, в сферу учёта которой входят туристы из иностранных государств. Регистрация с выдачей миграционной карточки на какой договоритесь срок выдаётся бесплатно (по крайней мере должна, не считая бюрократических произволов на местах). Отделения миграционной полиции по дороге на Коксу есть в Уш-Тобе, Талдокоргане, Текели, Кировском, Сары-Озеке, отдельный майор миграционной полиции проживает в райцентре Кугалы (но попробуй его поймай). На регистрацию желательно заложить отдельный день, так как народ в Казахстане неспешный, нужные начальники часто уезжают по своим насущным делам и неудивительно, что при неудачном стечении обстоятельств может не хватить и дня. Следует отметить, что миграционная полиция работает в рабочие дни до 18.00, а по субботам до 14.00, но это официальные цифры, на которые местные жители используют только в качестве ориентиров и не более.

Для на все эти бюрократические препоны, а также перевозку от поезда до рек, между ними и обратно до поезда решала фирма «STTeK» из г. Текели во главе с ее руководителем Димой Сагуровым за весьма умеренную плату.

Подъезд к реке Коксу возможен на автотранспорте, причём дороги встречаются по обе стороны реки во всех котловинах, что облегчает и аварийный выход с реки. До конца верхнего ущелья можно добраться двумя дорогами одной из Талдокограна (около 110 км) или проезжая этот областной центр от станции Уш-Тобе, находящейся на ТуркСибе (ещё добавляется 51 км). Второй вариант автомобильного старта возможен из районного центра Сары-Озека по более битой, но асфальтированной дороге вас довезут до пос. Коксу (около 120 км), который находится на противоположном берегу реки напротив Рудника. Все эти переезды возможны местным попутным или маршрутным транспортом.

Дальее в погранзону въезд постороннему транспорту запрещён и ловить надо местных водителей. Дорога идёт вдоль реки вплоть до верховьев Казана, говорят там ещё и мост есть за слиянием Казана и Карабулака. Но дорога по весне изрядно завалена осыпными камнями, которые, видимо, по мере надобности, местными и приезжими постепенно расчищается.

Вдоль дороги в верхнем ущелье располагаются пять пасек (если считать снизу, что дальше по тексту и соблюдается), то с воды видны только вторая и третья. Все пасеки кроме второй находятся на правом берегу. Некоторые – заброшены.

Выход с реки лучше всего осуществлять либо на дорогу, сразу на выходе из ущелья Чонгорак, перед плотиной. Можно пройти по разбоям до моста у пос. Кировский (ныне Балпик би), где с поиском автотранспорта до железнодорожной станции Уш-Тобе проблем меньше.

На р. Кору забрасываться нужно из г. Текели по дороге, которая идет вдоль реки до раздела между верхним и нижним участками. Для прохождения верхнего участка следует забрасываться пешком от конца дороги по тропам. Учитывая, что практически везде вдоль реки есть дорога, и протяженность реки небольшая, то проблем с эвакуацией не возникает. Например, мы договорились о выброске и осуществили ее от моста последнего каскада порогов перед г. Текели.
6. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты
Аварийные выходы возможны на дорогу на всём протяжении Верхнего ущелья, в котловине между Верхним и Ерзасайским ущельями вдоль реки, почти на всём протяжении котловины, идёт полевая дорога по правому берегу. По левому берегу идёт грунтовая дорога на расстоянии 2-3 км от реки. В Ерзасайском ущелье дорог нет, но вдоль реки в районе 59-63 препятствий стоят жилые хибары местных жителей (кстати, русские) и есть тропы в деревни (около 7 км через перевал). На протяжении котловины между Ерзасайским и Чонгораксим ущельями по левому берегу встречаются небольшие поселения по 2-6 домов, дорога проходит на небольшом удалении от реки. В Чонгоракском ущелье подходит к реке асфальтированная дорога по левому берегу, которая идёт вдоль реки почти до Кировского. На протяжении всего сплава на всех этих дорогах (кроме Верхнего ущелья) встречался транспорт и договорится об аварийной выброске труда не представляет.

Аналогичная ситуация на р. Кора. Более половины пасек обитаемы, а жители имеют авто- или мототранспорт, весьма приветливы и готовы помочь.

Запасной вариант:


  1. р. Лепсы (4 к. с., с элементами 6 к. с.) находящаяся в северных отрогах Джунгарии.

Запасной вариант вполне годится для связки с Коксу и занимает дополнительно примерно 2…4 дня для подготовленной группы.

Следует отметить, что воспользоваться запасными маршрутами в данном районе при паводке или супер малой воде весьма сложно, так как вода в этих реках коррелирует.



7. График движения


День пути

Дата

Чистое ходовое время

Участок пути

Путь в км.(способ преодоления)

Определяющие препятствия на участке

1-2

27.04–28.04



г. Новосибирск –

г. Уш-Тобе



(поездом)



3

29.04

6 ч.


г. Уш-Тобе – мост за «Чертовым ущельем» р. Коксу

190 км (автобус, ГАЗ-66)




4

30.04



стапель





2 ч.

Мост – пр. 6

7 км (сплав)

Шиверы не выше 3 к.с.

5

1.05

4 ч.

Пр. 6 – пр. 25 (заброшенная пасека)

17 км (сплав)


Пр. 11 «Иуда», пр. 19 «Топор», пр. 25 «Плотина»

– 5 к. с.



6

2.05

5 ч. 30 мин.

Пр. 25 – у. р. Коктал

25 км (сплав)

Пр.36 «Горка», пр. 43 «Рубикон» – 5 к. с.

7

3.05

5 ч. 30 мин.

У. р. Коктал – пр. 52

33 км (сплав)

Пр. 50, 52 – 4 к. с.

8

4.05

1 ч. 30 мин.

Пр 52 – пр.63 «Порог-водопад»

10 км (сплав)

Пр. 56-58, пр. 62 «Свирепый Гарри» – 5 к. с.

9

5.05

6 ч

Пр 63 – не доходя 5 км до п. Талапты

22 км (сплав)

Пр. 88 – 5 к.с., пр. 90 «Водопады» – 6 к.с.

10

6.05

5 ч.

Межгорная котловина – мост у пос. Балпик Би (бывший Кировское)

27 км. (сплав)

Пр 92, 93 – 3 к. с.



антистапель





2 ч.

Переезд в г. Текели на базу фирмы «STTeK»

Микроавтобус



11

7.05

5 ч.

г. Текели – пасека № 10

ГАЗ-66



2 ч.

База фирмы «STTeK» – пасека № 10

8 км (пешком)



12

8.05

5 ч

Пасека № 10 – пасека № 3

18 км (пешком)





стапель





13

9.05

1 ч.

4 ступень каскада «Белый яр» – пр. «Зеркальный ключ»

4 км (сплав)

4 и 5 ступени каскада «Белый яр» – 5С к. с.

14

10.05

3 ч. 30 мин.

пр. «Зеркальный ключ» – нижний мост

9 км (сплав),

Пр. «Зеркальный ключ» (5 к. с.)



антистапель





2,5 ч.

нижний мост – г. Текели – г. Уш-Тобе

(ГАЗ-66)



15 – 16

11.05 – 12.05

–.

г. Уш-Тобе – г. Новосибирск

(поезд)



Итого активная часть

47 ч.




180 км



8. Техническое описание прохождения

группой маршрута
В тексте указана сложность препятствий для уровня воды, который достался нам, а именно в верхнем ущелье р. Коксу – низкий, после слияния с Р. коктал – высокий, в р. Кора – средний.

Для похода использовалась карта масштаба 2 км:1 см. Для наиболее опасных препятствий на наш взгляд в скобках после номера или названия указывается берег, по которому наиболее целесообразно проводить осмотр, страховку и фотосъемку. Курсивом выделены особенности преодоления препятствий участниками нашей группы.

В нашем отчёте, увиденное мы расценили по советской классификации (1-6), причём для порогов 6 к.с. использована классификация предложенная С. А. Черником категория сложности препятствий выше 2 к .с указаны в скобках, там же указан удобный для страховки, обноса и съемки берег.


следующая страница>


Кт «Сплав» (г. Новосибирск) и кт урГУ

Приложение А. Фотографии участков маршрута Приложение Б. Картографический материал

604.87kb.

12 10 2014
3 стр.


Клуб водного туризма «сплав» г. Новосибирск Отчет

Нитка маршрута: г. Новосибирск г. Бийск – д. Артыбаш – р. Бия (сплав) – п. Турочак – г. Бийск – г. Новосибирск

170.09kb.

25 12 2014
1 стр.


Тема номера

М. Н. Вольф (Новосибирск), В. П. Горан (Новосибирск), Джон Диллон (Дублин), С. В. Месяц (Москва), Е. В. Орлов (Новосибирск), В. Б. Прозоров (Москва), А. В. Цыб

3664.03kb.

01 10 2014
25 стр.


Тур «По двум континентам» сплав авто 350 км +сплав 174 км

Чудесный и таинственный мир Урала, где соединяются Европа и Азия, где ждут древнейшие Уральские горы, чистейшие реки и первозданная тайга

37.6kb.

12 09 2014
1 стр.


Новосибирск

Ссср. Немного позднее здесь было развернуто Сибирское отделение Академии Наук. Образно говоря, в этот момент своей истории Новосибирск возник на карте мира. Два года назад город ст

108.13kb.

11 09 2014
1 стр.


Методические указания Новосибирск 2005 ю (075. 6)

Дфн, профессор А. И. Ореховский. История и философия науки: методические указания/ Сиб гос ун-т телекоммуникаций и информатики. — Новосибирск, 2005. — 38 с

536.83kb.

18 12 2014
9 стр.


[Сергей Адамович Ковалев, 23. 02. 1999, встреча со студентами ургу, г. Екатеринбург, записывал В. А. Шмыров, 1 кассета]

Сергей Адамович Ковалев, 23. 02. 1999, встреча со студентами ургу, г. Екатеринбург, записывал В. А. Шмыров, 1 кассета]

276.76kb.

16 12 2014
1 стр.


Сегодня в Ургу учатся около 17 тысяч студентов, в том числе свыше 8 тысяч очной формы обучения
665.12kb.

15 10 2014
5 стр.