Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1

КУЛЬТУРА НАРОДОВ СЕВЕРА.

«ИГРУШКИ НАРОДА ХАНТЫ.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ КУКЛЫ «АКАНЬ»

5 КЛАСС



змановская ю.jpg

Змановская Юлия Николаевна

учитель русского языка и литературы

второй квалификационной категории

ПЛАН УРОКА



Цель: изготовление куклы обско-угорских народов «акань».

Задачи:

  1. образовательные:

1) формирование представлений у учащихся о традиционных игрушках коренного населения - ханты;

2) формирование представлений о практическом значении игрушек и их роли в традиционной культуре ханты;

3) формирование нравственных основ личности, ее духовного потенциала, национального самосознания;

4) приобщение учащихся к наследию югорского народа;



  1. развивающие:

1) развитие самостоятельности, внимательности, наблюдательности, активности;

2) развитие умений применять полученные знания на практике (изготовление тряпичной куклы, изготовление игрушек из подручных материалов);

3) развитие у учащихся творческих способностей, логического мышления, эстетического вкуса;

4) развитие навыков работы с тканью.



  1. воспитательные:

    1. воспитание внимательного и ответственного отношения к народным традициям ханты;

    2. воспитание организованности, сосредоточенности внимания;

    3. воспитание самостоятельности;

    4. воспитание положительного отношения к ручной работе.


Тип урока: урок – изучение нового материала.
Словарная работа: «акань», порса, преддверная доска, орнамент.

Оборудование:



  1. Традиционные хантыйские игрушки: тряпичные куклы; костяные игрушки (бабки); модели нарт, обласов, морд; берестяная люлька для кукол.

  2. Берестяной короб для рукоделия.

  3. Материал для практической работы: заготовки для пошива куклы-«акань»: ткань, тесьма, носовые платки.

  4. Иллюстрированный материал: фото, рисунки с изображением традиционных игрушек ханты, презентация.

  5. Мультимедийный аппарат.

Литература: Т.С.Вадичупова "Учимся мастерить изделия обско-угорских народов".

ХОД УРОКА:

I. Оргмомент.

II. Изучение нового материала. Слово учителя. (3 мин.)

1. Хантыйская легенда о сотворении Земли и людей:

Когда еще не было куклы богов,

Когда еще не было куклы людей,

По этому озеру, по этому времени

Торум Великий путешествовал ...

«По хантыйской легенде, до Сотворения Мира, Бог Торум был погружен в раздумья. Время от времени он выходил из своего верхнего золотого дома и прогуливался по доске, лежавшей рядом с порогом. Однажды из капли, упавшей сверху, вышла девочка, ставшая женой Торума.

Вскоре у них родился сын. Однажды, играя на преддверной доске, он высыпал вниз землю, которая стала сушей. Спустившись с неба в люльке, мальчик вылепил из земли первых людей мужчину и женщину. «Когда он на них дунул, они ожили» (иллюстрации).

III. Рассказ об игре.

По представлениям ханты, Земля и люди появились в процессе игры.

Игра и игрушка - непременные участницы жизни маленького человека, а иногда и взрослого. «Игрушка - зеркало жизни», ведь в процессе игры можно отразить жизнь человека. Прежде чем стать взрослыми, дети обыгрывают взрослую жизнь. А взрослые участвуют в исторических реконструкциях боев, в спортивных соревнованиях, ролевых и интеллектуальных играх; играют в театрах, кино; увлекаются компьютерными играми. Но больше всего человек играет в детстве.

IV. Беседа. (10 мин.)

- Ребята, когда вы берете в руки игрушку?

- Когда становится скучно, ведь игра несет много радости и веселья. А ханты говорят, что дитя растет не от еды, а от радости. Старшие наказывают детям: «Пока молоды, играйте, веселитесь, чтобы вспоминать и радоваться в старости».

- Рассказывали ли вам родители, старшие братья и сестры о своих любимых играх и игрушках?

- Как вы думаете, когда на Земле появились первые игрушки?

V. Изучение нового материала. Слово учителя. (5 мин.)



Древние истоки игрушки.

Игрушки появились в глубокой древности. Взрослые в любые времена старались утешить или развлечь своих детишек. Родители и сами дети изготавливали игрушки из глины, дерева, камня, из костей животных, шкур и кожи. На местах древних поселений ученые находят маленькую глиняную посуду, топорики и другие орудия труда; фигурки, изображающие птиц и зверей. Есть среди них фигурки, очень похожие на людей, сделаны они из глины или дерева (иллюстрации).

VI. Куклы богов.

Кроме кукол людей, существуют и куклы богов. В них, по поверьям, вселяются духи, защищающие людей от болезней, зла, неудачного промысла. Такие куклы священны. Взрослые за ними ухаживают, приносят им дары, шьют одежду по сезонам и даже делают для них маленькую посуду. Для взрослых это не игра, а священный обряд почитания духов и предков, которые уходят в Нижний мир.

VII. Кукла обских угров.

«Издавна в семьях обско-угорских народов девочки играли тряпичными куклами, которые им шили бабушка или мама, в дальнейшем девочка сама училась изготавливать себе куклу; по ней судили о вкусе и мастерстве хозяйки. Куклу шили, орнаментировали как одежду взрослых, но лицо не рисовали. По народным поверьям, кукла с лицом приобретала душу и могла навредить ребенку. Эта игрушка являлась партнером детей в игре, учила понимать внутренний мир человека и служила оберегом от напастей.

Обычно у девочек был целый набор различных кукол, кукольный гардероб и хозяйство (предметы домашнего обихода из бересты, дерева, меха, кожи, сукна и т.д.). Для игр взрослые делали девочкам берестяную посуду и утварь, колыбель, постель, колотушки для трепания оленьих сухожилий, скребки для выделки кожи, ступки и пестики для получения порсы (муки из сушеной рыбы). Всего было достаточно, чтобы девочка усвоила основы женского труда, стала в будущем хорошей матерью и хозяйкой».

И сегодня дети северных народов играют тряпичными куклами (иллюстрации).

VIII. Физминутка. (5 мин.)

IХ. Практическая часть урока. (15мин.)

Сегодня мы с вами будем мастерить куклу «акань», так ее называют ханты (обские угры).

Платье. «Возьмем ткань размером 18х8 см, желательно однотонную, подберем поперечные лоскутки для пошива полосок. Сшиваем нижнюю полоску шириной 1 см с краем подола швом «назад иголку».

Затем пришитую полоску выворачиваем на лицевую сторону, заправляем внутрь край полоски и пришиваем к ткани подрубочным швом (длиной 1-2 мм). В традиционном исполнении первая и последняя полоски должны быть белого цвета или светлого (если синяя основа), чередуясь с красным. По количеству полосок должно быть 5,7, при ширине 2-3 мм, на платьях 3-4 мм. После того, как завершили пошив полосок, соединяем стороны с изнанки и сшиваем швом «назад иглу».

Голова. Приготовим ткань прямоугольной формы белого или розового цвета, закрутим её в жгутик, затем загнем его свободным краем внутрь. Отступив от верхнего края, обтянем жгутик по направлению к задней части головы небольшими лоскутками из ткани (согнутых) контрастных цветов в количестве 5 штук, расстояние между полосками как можно меньше (1-2 мм). Теперь обтягиваем голову тремя лоскутками, согнутыми по направлению к передней части головы, и опускаем вниз, перекрещивая края у нижней полоски (ранее собранных 5 штук). Закрепляем лоскутки, завязав ниткой. Голова готова.


Далее соединяем платье (предварительно собрав верхний край, прошив швом «вперед иглой» и загнув на изнаночную сторону) с головой, прикрепляя подрубочным швом. Затем поверх головы изготавливается платок из квадратного кусочка ткани любого цвета, обработав край бахромой (подхватывают и продергивают по одной нитке иглой). В дальнейшем соединяем платок с основой. Можно украсить нижний край платья бисером». рисунокрисунок

Х. Подведение итогов. (3 мин.)

- Почему в куклы чаще играют девочки? (Девочка - будущая хранительница семейного очага, мать. В ней воспитывается хозяйственность, мастерство в изготовлении одежды, обуви, утвари; женственность, доброта, скромность.)

- Какое значение имеют игра и игрушки в жизни детей? (Не только развлекают, но и учат взрослой будущей жизни. «Скажи мне, во что ты играешь, и я скажу, кем ты станешь».)

XI. Домашнее задание: (2 мин.)
Дошить куклу для школьного музея.

XII. Оценочная деятельность(2 мин).


САМОАНАЛИЗ УРОКА

Тема «Игрушки народа ханты.

Изготовление куклы «Акань»

Цель: изготовление куклы обско-угорских народов «акань».

Задачи:

1 . образовательные:

1) формирование представлений у учащихся о традиционных игрушках коренного населения - ханты;

2) формирование представлений о практическом значении игрушек и их роли в традиционной культуре ханты;

3) формирование нравственных основ личности, ее духовного потенциала, национального самосознания;

4) приобщение учащихся к наследию югорского народа;


  1. развивающие:

1) развитие самостоятельности, внимательности, наблюдательности, активности;

2) развитие умений применять полученные знания на практике (изготовление тряпичной куклы);

3) развитие у учащихся творческих способностей, логического мышления, эстетического вкуса;

4) развитие навыков работы с тканью.



3. воспитательные:

1) воспитание внимательного и ответственного отношения к народным традициям ханты;

2) воспитание организованности, сосредоточенности внимания;

3) воспитание самостоятельности;



4) воспитание положительного отношения к ручной работе.

Для достижения поставленных цели и задач, на каждом этапе урока использовались различные методы и приемы:

      • сообщение новых знаний осуществлялось путем объяснительного, эвристического и практического методов (сообщение учителя и беседа с учащимися, работа с наглядностью: образцы игрушек, иллюстрации, презентация);

      • формирование умений и навыков (при закреплении изученного) проводилось путем сочетания репродуктивно-продуктивных методов (по образцу и творческих - работа с наглядностью, творческая работа).

Для решения поставленных задач были созданы условия для обучения:

  • морально-психологические (психологическая атмосфера на уроке была доброжелательной);

  • физическая минутка;

  • фактор времени (время урока, полагаю, использовано рационально; темп урока соответствует личностным особенностям учащихся)

Управление учебной деятельностью учащихся осуществлялось через:

  • создание на уроке ситуации успеха;

  • стимулирование учащихся;

  • поощрение за успешное выполнение работы;

  • оперативный контроль.

Домашнее задание – творческое (необходимо закончить изготовление тряпичной куклы).

Так как в конце урока дети смогли сделать вывод по изученному материалу, считаю, что план урока выполнен, цель урока достигнута.

Культура народов севера. «Игрушки народа ханты. Изготовление куклы

Традиционные хантыйские игрушки: тряпичные куклы; костяные игрушки (бабки); модели нарт, обласов, морд; берестяная люлька для кукол

69.36kb.

29 09 2014
1 стр.


Комитет по вопросам малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа

В справочнике представлено 26 персоналий ученых из народа ханты и манси. Каждый раздел состоит из биографического очерка и библиографии, в которую входят: отдельные труды и публика

2850.53kb.

25 12 2014
43 стр.


Изготовление куклы-перчатки петрушечного типа с объемной головой из чулка и ваты

Сделать объемную голову для куклы-перчатки можно очень многими способами. Этот мастер-класс расскажет вам, как своими руками из ваты и старых рваных колготок или чулок сделать удоб

57.67kb.

16 12 2014
1 стр.


Развитие письменности малочисленных народов севера. Обучение детей-нивхов родному языку

Малочисленные народы Севера, с древнейших времен проживающие на территории нашей островной Сахалинской области, до начала XX века относились к числу бесписьменных народов

76.04kb.

01 10 2014
1 стр.


«Изделия мастеров народного творчества. Изготовление куклы из ткани, мочалы и пряжи»

Урок технологии в начальной школе по теме: «Изделия мастеров народного творчества. Изготовление куклы из ткани, мочалы и пряжи»

49.79kb.

03 09 2014
1 стр.


«Ларынщуп» – «Юла», «Тухлан ларынщуп» – «Летающая вертушка»

Эти игры сделаны по типу лучкового сверла или самострела. Это традиционные орудия промысла народа ханты, только в уменьшенном виде, как и все игрушки Северных детей

118.1kb.

25 12 2014
1 стр.


Етылин В. М. Ассоциация коренных малочисленных народов Севера: куда ведёт нас хорей?!

Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ за последние двадцать лет, результаты их деятельности, особенности их функционирования в современных условиях. Брошюра получила большой обществ

427.66kb.

25 12 2014
3 стр.


«свое» И«чужое» в культуре народов европейского севера

«Свое» и «чужое» в культуре народов Европейского Севера: (Материалы 3-й международной научной конференции) / Отв ред. В. М. Пи-воев; ПетрГУ. Петрозаводск, 2001. 128 с

1811.63kb.

09 09 2014
9 стр.