Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1


Районная краеведческая конференция «Отечество»-2010

Программа движения «Отечество»



Секция №4 «Культурное наследие»

Автор: Павличенко Валентина Петровна

Дата рождения: 30.06.1995 г.

Место учёбы: МОУ «Памятинская средняя

общеобразовательная школа»

Адрес образовательного учреждения: 641350, с.Памятное

Белозерского района Курганской области

Домашний адрес: 641350, с.Памятное

Белозерского района Курганской области

Паспортные данные: серия 3709 №326365

Тема работы:

«Ступени к бессмертию» генерала Карбышева

(по поэме С. Васильева «Достоинство»)

Программа движения «Отечество»: «Культурное наследие»
Научный руководитель: Толмачёва Наталья Владимировна

Учитель русского языка и литературы МОУ «Памятинская сош»

Адрес: 641350, с.Памятное

Белозерского района Курганской области



с.Памятное 2010

Содержание




страницы

Введение




Цель работы, задачи, методы исследования

3

Гипотеза




Результаты исследования

Часть 1. Биография Д.М. Карбышева



4

5


Часть 2. Образ Д.М. Карбышева в поэме С.Васильева «Достоинство»

Часть 3. Художественные особенности поэмы

Заключение


7
9

10



Введение
Наша история знает большое количество поистине героических поступков граждан во имя России, для её народа. Но на протяжении веков именно воинский подвиг считался высшим проявлением любви к Отечеству. Великое множество воинов своим мужеством, жертвенными поступками ради веры и Отечества, родных и близких не раз спасали Россию тогда, когда гибель казалась неизбежной.

Навечно в нашу историю вписаны имена: иноков Пересвета и Осляби, святых князей Александра Невского и Дмитрия Донского, Минина и Пожарского, крестьянина Ивана Сусанина, военачальников Суворова, Кутузова, Нахимова, Ушакова, Скобелева, героев Великой Отечественной войны летчиков Гастелло и Талалихина, рядового Александра Матросова и многих других. И конечно же, Россия помнит подвиг генерала Дмитрия Михайловича Карбышева. Сколько у нас героев — именитых и безымянных! Последних гораздо больше. Но жизнь каждого принадлежит Отечеству, и они распорядились ею по своим понятиям о чести гражданина.

Вот и в творчество военной поры Сергея Васильева окончательно вошли невыдуманные герои. Он встречал их и в окопах под Москвой, и на орудийном заводе в уральском тылу. О таких людях были написаны поэмы: «Москва за нами», «На Урале»; стихи: «Русская мать», «Поле русской славы», «Наташа», «Землякам - сибирякам» и другие. Сочинял он и едкие стихи под карикатурами на фрицев, высмеивая врагов.

Тема любви к Родине стала определяющей в его поэме «Достоинство». На примере мученической смерти генерала Д.М. Карбышева поэт показал силу патриотизма, которая помогает сохранить человеческое достоинство в самые тяжкие минуты. В 1973 году Сергею Васильеву за это произведение была присуждена Государственная премия РСФСР имени М.Горького.



Цель работы:

сравнить реальную биографию Д. М. Карбышева с описанием его подвига в поэме С. Васильева «Достоинство», узнать подробности подвига и детали жизни Д.М. Карбышева в плену.



Задачи:

  • познакомиться с поэмой С.Васильева «Достоинство»;

  • определить идею произведения;

  • узнать биографию Д.М.Карбышева;

  • сравнить биографию и художественный образ, созданный С.Васильевым;

  • выявить языковое своеобразие поэмы.

Методы исследования:

  • работа с Интернет-ресурсами;

  • работа с литературой;

  • обобщение, сравнение и анализ полученной информации.

Гипотеза.

Если мы узнаем сами и расскажем другим людям о подвиге

Д.М. Карбышева, предложим прочитать поэму «Достоинство», то память о легендарном человеке, Герое Советского Союза и память о поэте, описавшем великий патриотический поступок, останутся в умах подрастающего поколения; гордость за этих достойных людей всегда будет присутствовать в их сердцах.
Результаты исследования

Часть 1. Биография Д.М. Карбышева
Д.М. Карбышев родился 26 октября 1880 года в городе Омске в семье военного чиновника. Двенадцатилетним остался без отца. Детей воспитывала мать. Несмотря на большие материальные затруднения, он блестяще закончил Сибирский кадетский корпус и в 1898 году был принят в Петербургское Николаевское военно-инженерное училище.

В 1900 году, по окончании училища, направлен служить в 1-й Восточно-Сибирский сапёрный батальон, начальником кабельного отделения телеграфной роты. Батальон дислоцировался в Манчжурии. В ходе русско-японской войны в составе батальона укреплял позиции, устанавливал средства связи, наводил мосты, вёл разведку боем. Участвовал в сражении под Мукденом. Награждён орденами и медалями. Войну закончил в чине поручика. После войны служил во Владивостоке.

В 1911 году с отличием окончил Николаевскую военно-инженерную академию. По распределению штабс-капитан Карбышев был направлен в Брест-Литовск на должность командира минной роты. Там он принимал участие в строительстве фортов Брестской крепости.
Участник первой мировой войны с первого дня. Воевал в Карпатах в составе 8-й армии генерала А.А.Брусилова (Юго-Западный фронт). Был дивизионным инженером 78-й и 69-й пехотных дивизий, затем начальником инженерной службы 22-го финляндского стрелкового корпуса. В начале 1915 года участвовал в штурме крепости Перемышль. Был ранен. За храбрость и отвагу награждён орденом св. Анны и произведён в подполковники. В 1916 году был участником знаменитого Брусиловского прорыва.
В декабре 1917 года в Могилёв-Подольском Д.М. Карбышев вступил в Красную гвардию. С 1918 года в Красной Армии. Во время Гражданской войны участвовал в строительстве Симбирского, Самарского, Саратовского, Челябинского, Златоустовского, Троицкого, Курганского укреплённых районов, обеспечивал инженерное обеспечение Каховского плацдарма. Занимал ответственные должности в штабе Северо-Кавказского военного округа. В 1920 году был назначен начальником инженеров 5-й армии Восточного фронта. Осенью 1920 года стал помощником начальника инженеров Южного фронта. Руководил инженерным обеспечением штурма Чонгара и Перекопа.

В 1923-1926 годах председатель Инженерного комитета Главного военно-инженерного управления РККА. С 1926 года — преподаватель в Военной академии имени М.В.Фрунзе. В 1929 году был назначен автором проекта "Линий Молотова и Сталина".В феврале 1934 года назначен начальником кафедры военно-инженерного дела Военной Академии Генштаба.

С 1936 года был помощником начальника кафедры тактики высших соединений Военной академии Генерального штаба. В 1938 году окончил Военную академию Генерального штаба. В том же году утверждён в учёном звании профессора. В 1940 году ему присвоено звание генерал-лейтенанта инженерных войск.

Карбышеву принадлежит наиболее полное исследование и разработка вопросов применения разрушений и заграждений. Значителен его вклад в научную разработку вопросов форсирования рек и других водных преград. Он опубликовал более 100 научных трудов по военно-инженерному искусству и военной истории. Его статьи и пособия по вопросам теории инженерного обеспечения боя и операции, тактике инженерных войск были основными материалами по подготовке командиров Красной Армии в предвоенные годы.


Участник советско-финской войны 1939-1940 годов. В составе группы заместителя начальника Главного военно-инженерного управления по оборонительному строительству вырабатывал рекомендации войскам по инженерному обеспечению прорыва линии Маннергейма.
В начале июня 1941 года Д.М. Карбышев был командирован в Западный Особыйвоенный округ. Великая Отечественная война застала его в штабе 3-й армии в Гродно. Через 2 дня он перебрался в штаб 10 армии. 27 июня штаб армии оказался в окружении.

В августе 1941 года при попытке выйти из окружения генерал-лейтенант Карбышев был тяжело контужен в бою в районе Днепра, у деревни Добрейка Могилёвской области Белоруссии. В бессознательном состоянии был захвачен в плен.


Содержался в немецких концентрационных лагерях: Замосц, Хаммельбург, Флоссенбург, Майданек, Освенцим, Заксенхаузен и Маутхаузен. Неоднократно от администрации лагерей получал предложения сотрудничать. Несмотря на свой возраст был одним из активных руководителей лагерного движения сопротивления. В ночь на 18 февраля 1945 года в концлагере Маутхаузен (Австрия), в числе других заключённых (около 500 человек), был облит водой на морозе и погиб.

Стал символом несгибаемой воли и стойкости. 16 августа 1946 года Дмитрию Михайловичу Карбышеву было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени и Красной Звезды.


У входа в мемориал на месте лагеря Маутхаузен установлен памятник. Памятники Герою Советского Союза Карбышеву Д.М. установлены также в Москве, Владивостоке и Омске. Его имя носит бульвар в Москве, улицы в Минске, Владивостоке и в Омске, а также малая планета Солнечной системы.

В Кургане ежегодно проходит Рябковский пробег, посвященный памяти Д.М. Карбышева, также в городе есть улица и завод, которые носят его имя.



Часть 2. Образ Д.М. Карбышева в поэме С.Васильева «Достоинство»
Главный герой – Дмитрий Михайлович Карбышев, Герой Советского Союза, генерал-лейтенант инженерных войск.

Всё содержание поэмы рисует этого человека с нравственной стороны. Автору важно показать твердый человеческий характер в самых сложных и трудных условиях.

Мы знакомимся с Карбышевым уже в первой главе произведения, где видим настоящего русского офицера, который умело руководит солдатами. Его призыв « - За мной, ребятушки! К парому! Команду слушайте мою! – И по-житейски, по-простому: - Ведь мы же как-никак в бою!» вызывает ассоциации с великим полководцем Александром Васильевичем Суворовым. «Начальник возрастом заглавный, да и по званию старшой. Однако действует как равный, проворно, молодо, с душой».

В дальнейшем война для генерала – это ужасы плена, которые он переживает с достоинством и мужеством. Каждая последующая глава раскрывает новые черты образа главного героя: «величье духа», истинное служение России, Родине, сильную волю, веру в победу, стойкость, верность своему солдатскому призванию.

В описании Карбышева читателю представляется обычный человек преклонного возраста, измученный тяготами плена, худой, слабый физически, но сильный духом. «Приметит слабого, уважит, и ободрит накоротке. А сам и вида не покажет, что держится на волоске». Часто используется очень емкий по значению эпитет «усталый» в отношении генерала, выражающий накопившуюся усталость Карбышева от разлуки с семьей, от чувства постоянной ответственности за окружающих его военнопленных. «И в их цепи, посередине, усталый Карбышев бредет».

Постепенно от страницы к странице наблюдаешь за превращением выдающегося человека в великого героя:


Жил человек, судьбы хозяин,
          С красивой гордой головой,
          А стал легендою, изваян
          Из непогоды ветровой.

Д.М. Карбышев был умелым организатором, мог сплотить людей вокруг себя, всеми силами боролся с неприятелем даже в плену. Лично показав пример стойкости и терпения, он оказывал огромную моральную поддержку военнопленным, призывал их не сдаваться в борьбе с фашистскими захватчиками:

Всечасной дремы атмосферу

нарушил Карбышев в плену.

Одни его по умным книгам

отлично знали на зубок,

другие чтили званье. Мигом

тревожный ток

к сердцам потек.

И даже,


скажем откровенно,

всех тех затронул генерал,

кто прежде, до войны, до плена,

о нем и слыхом не слыхал.

Очнулись хмурые бараки!

И вдалеке, и рядом, близ

французы, чехи и поляки

на смелый жест отозвались.

Усильем выстраданной воли,

презрев отчаянья предел,

гордыню, чувство чести, что ли,

в ослабших душах он задел.

И трудно было не дивиться,

как он хранил престиж бойца,

как ясный свет

слетал на лица

с его открытого лица!
Дмитрий Михайлович и в плену следил за ходом военных действий:
И раньше всех, храня сноровку,
известья Карбышев ловил.
Газеты клок или листовку
он спрятать с пользой норовил.
Микроскопические доли,
случайных сведений гроши
бодрили сокола в неволе,
питали жар его души.
Напором внутреннего зренья
он добывал в них ключ такой,
что кривотолки и сомненья
как будто смахивал рукой.
И в жарком воинском азарте
чертил,

надеждой озарен,


на самодельной хитрой карте
картину битвы с двух сторон.
Искал,

вскрывал, соизмеряя,


лучом предвиденья храним.
И ширина родного края
вразгон стелилась перед ним.

Так пишет автор и это, скорее всего, доля художественного вымысла, так как нет документального подтверждения этим строкам. И в самом деле, возникает вопрос: «Мог ли человек уже преклонного возраста так активно действовать в плену?» Но этому вымыслу веришь, потому что Карбышев был неординарным, стойким и мужественным.


В одном из примечаний к поэме С. Васильев приводит документальные сведения: «Правила поведения советских людей в фашистском плену», сформированные Д.М.Карбышевым. Эти правила помогли многим военнопленным вынести и пережить тяготы лагерной жизни:


Он даже ревностно составил

и вывел в голос, как в волну,

свод поведенья строгих правил

советских воинов в плену.

И в душной мгле –

не чудеса ли!

сердец

налаживалась



связь.

И люди словно воскресали,

борцами снова становясь.
Из биографических источников узнали, что генерал был хорошо образованным человеком и настоящим специалистом в своём деле. «Он являлся автором множества научных трудов по инженерному обустройству границ и боевому применению инженерных войск, это признавали и германские военные. В августе 1941 года, при переправе с группой солдат через Днепр у Могилева он был контужен и в бессознательном состоянии попал в плен. По личному распоряжению Гитлера был направлен в Хаммельбургский лагерь для вербовки на предмет сотрудничества с рейхом. Несмотря на все уговоры и лестные предложения о службе на стороне фашистов, физические пытки, Д.М.Карбышев не стал предателем. Не добившись цели, гестапо переводит его в Нюрнбергскую тюрьму с сопроводительным письмом: «Этот крупный советский фортификатор, которому перевалило за шестьдесят лет, оказался насквозь заряженным большевистским духом, фанатично предан воинскому долгу и патриотизму... Карбышева можно считать безнадежным для использования у нас в качестве специалиста военно-инженерного дела».»

Сергей Васильев считает этот эпизод жизни военачальника очень важным и дважды отразил его в произведении: в диалоге с комендантом Хаммельбургского лагеря полковником Пелитом (глава «Главный диалог») и в диалоге с профессором Гейнцем Раубенгеймером (глава «В паучьих вотчинах гестапо»). Генерал не стал предателем, проявил настоящую любовь к Отечеству, явился истинным примером патриота своей Родины:

«Пусть буду я избит, исстеган,
но вот мой сказ: покуда жив,
плюю на власовскую погань,
срамлю

предательский призыв!»


Автор почти не упоминает о жизни Д.М.Карбышева в довоенное время. Лишь в 4-ой главе «Гневная вера» упоминается о семье генерала:
«...Снесу ли новые удары?
Увижу ль свет, покуда жив?
Где ты, Москва моя родная,
где ты, родимая семья?!
Не знаю,

милые,


не знаю,
дождусь ли встречи с вами я.
Пока что лишь вослед кошмару,
за сетью путаных тенёт,
дом по Смоленскому бульвару
передо мной во сне встает.
В жару ли, в стужу —

все едино...


О, как не терпится скорей
обнять жену,

приветить сына,


осыпать лаской дочерей!
Конечно, это иллюзорно —
мечтать в аду на все лады.
Но не в мечтах ли зреют зерна
преодоления беды!»

Не только любовь к Родине, но и любовь к своей семье помогала Д.М.Карбышеву переносить тяготы пленной жизни. Для большинства людей их близкие и родные – самое главное. Ведь именно от них получаешь любовь и моральную поддержку.

В биографии Карбышева есть сведения о его дочери Елене Дмитриевне Карбышевой тоже участнике Великой Отечественной войны. Она - полковник инженерных войск, человек, готовый прийти на помощь, мудрая и душевная женщина, истинный патриот своей Родины.

Таким образом, можно сделать вывод: такие дети достойны своего отца.

Сравнивая художественный образ Карбышева с реальной биографией, убеждаешься в том, что поэт талантливо изобразил Героя Советского Союза и его подвиг. При чтении произведения лучше воспринимаются не документальные детали, а описание характера главного действующего лица. Поэма привлекает нравственной глубиной содержания. Я считаю, что по своей значимости она стоит в одном ряду с поэмой А.Т. Твардовского «Василий Тёркин», которая была и остаётся популярной в военные и послевоенные годы.
Часть 3. Художественные особенности поэмы.
Читая поэму, нельзя не учитывать художественные особенности поэмы, поэтому хотелось бы обратить внимание на композицию и язык произведения. Поэма состоит из 8 глав, каждая из которых имеет свое название. Проанализировав заглавия можно отметить, что в основном говорится о месте действия («У перевоза», «В застенках Хаммельбурга» и др.). И только в 2 упоминаются возвышенные нравственные категории: вера и бессмертие. Поскольку последняя глава называется «Ещё ступень к бессмертной славе», можно утверждать, что каждая из частей является определенной «ступенью», раскрывающей образ главного героя поэмы.

При чтении художественного произведения обращаешь внимание на то, что образ главного героя раскрывается возвышенной гражданской лексикой в сочетании с разговорными словами. Это придает повествованию не книжный, а понятный и близкий читателю тон. Например: «Микроскопические доли, случайных сведений гроши бодрили сокола в неволе, питали жар его души».

Автор четко выражает свою позицию по отношению к фашизму и его проявлениям. Он специально употребляет просторечия и грубую, сниженную лексику.

Например: «Назойлив «глаз» тюремных шавок, фальшив и лжив «заботы» знак»,«с фашистским хищным паучьем!».

Описание концлагерей, бараков, тюрем основано на документальных фактах. Это выражается в использовании военной лексики, лагерного жаргона, реальных названий исторических событий и мест. «Эх ты, Берлин, бедлам, берлога!», «профессор Гейнц Раубеигеймер...», «Не счесть их, лагерных стоянок! Замостье... Хаммельбург глухой... Угрюмый Нюрйберг... Майданек... Освенцим с Солою-рекой».

На таком ярком контрасте построен весь язык поэмы. Васильев использует разные выразительные средства в художественном повествовании о подвиге человека, например, метафоры: «Он все прошел: жуть голодовок, туман беспамятства прошел, и сети вражеских уловок, и ржавой мести частокол», «спиной к стене стоял, похоже, не заключенный, а кремень».

Среди выразительных языковых средств в тексте поэмы выделяется несколько групп:

1. Фразеологизмы, пословицы, поговорки.

Фразеологизм - выполняющее функцию отдельного слова устойчивое словосочетание, значение которого не выводимо из значений составляющих его компонентов.

Например: «Шли по зловещей ржавой жиже во тьме кромешной до утра… Иные — словно закусили в горячке боя удила. Других, отняв остаток силы, дурная оторопь взяла. Нашлись и третьи: эти вяло, не веря разуму-уму, решили в страхе: все пропало и «лезть из кожи» ни к чему. Когда над мертвою трясиной день,

болью выжженный дотла, в глазах стоял уже не синий, а злой и черный, как смола,— сквозь помутневшее сознанье, почти на грани столбняка, вблизи

послышалось плесканье... Развей тумана пелену!..»

2. Эпитеты.

Эпитет – художественное (образное) определение предмета (явления), выраженное преимущественно прилагательным.


Например: «Рваных ям», «выжженный день», «мертвою трясиной», «помутневшее сознанье», «зловонный гроб», «ржавой, лагерной пяты», «хмурые бараки», «смелый жест», «ясный свет», «гневной веры», «душная мгла», «горелый запах», «стеклянной ватой», «лютый мор».

3. Антитеза.

Антитеза - стилистическая фигура (оборот), основанная на резком противопоставлении понятий, образов и т.п.

Например: «Когда фашист так мягко стелет, учти, что жестко будет спать!» и др.

4. Градация.

Градация – стилистический приём, позволяющий воссоздать события и действия, мысли и чувства в процессе, в развитии (от малого к большому – прямая и от большого к малому – обратная).

Например: «След в след. Гуськом. В изнеможенье»; «проворно, молодо, с душой»; «И запотел. И запыхался. Как будто гору приволок»; «За шестьдесят пошло. Не молод. Дорога пыток нелегка. Боль унижений. Голод. Холод»; «По малой крохе, понемножку»; «В плену, в аду, в берлоге зверя» и др.

Коснувшись художественного своеобразия поэмы, мы можем сказать, что это произведение содержит прекрасный и очень богатый материал для исследования в области языка.


Заключение.
Познакомившись с поэмой Сергея Александровича Васильева «Достоинство», я определила её главную идею – это прославление человеческого подвига, истоками которого являются любовь к Родине, чувство собственного достоинства, мужество. Я поняла, что патриотизм не только чувство, но и поступок, не только жизнь, но и смерть во имя Отечества.

В процессе работы над исследованием я узнала, и это показалось мне символичным, что рядом с такой важной для всей России датой – 65-летием Великой Победы находится не менее знаменательная – 100-летие выдающегося зауральского поэта Сергея Васильева, которое будет отмечаться в Курганской области 17 июля 2011 года.

Я думаю, что для всех людей, живущих в Зауралье, будет полезно познакомиться с творчеством С.Васильева, а в особенности с его замечательной поэмой «Достоинство».

Список литературы и Интернет-источников:

1. http//kultura.kurgan obl.ru

2. http// ru.wikipedia.org/wiki

3. https://www.warheroes.ru




Семинар Историко-культурное наследие России в документальном кино

Адаменко наталья Алексеевна (СПб)

39.48kb.

25 12 2014
1 стр.


Н. Ю. Кузьмин (Санкт-Петербург) Гробницы хуннских шаньюев, курганы высшей знати Алтая и большие склепы Минусинской котловины: традиции и инновации // Проблемы культурогенеза и культурное наследие. Материалы к конференции

Гробницы хуннских шаньюев, курганы высшей знати Алтая и большие склепы Минусинской котловины: традиции и инновации // Проблемы культурогенеза и культурное наследие. Материалы к кон

52.53kb.

25 12 2014
1 стр.


Реферат дисциплина «Историко-культурное и природное наследие» тема: «египетские пирамиды как объект всемирного исторического культурного наследия»
259.77kb.

15 12 2014
1 стр.


Интернет-портал «Культурное наследие земли Смоленской» три года в эфире

Отдел по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия

34.09kb.

30 09 2014
1 стр.


Выставка «Ступа, исполняющая желания» Международная общественная организация содействия сохранению культурно-исторических традиций народов Центральной Азии «Культурное наследие Гималаев» представляет путешествующую фотовыставку

Международная общественная организация содействия сохранению культурно-исторических традиций народов Центральной Азии «Культурное наследие Гималаев» представляет путешествующую фот

21.5kb.

11 10 2014
1 стр.


Нематериальное культурное наследие 2 ga

Пункт 2 предварительной повестки дня: Выборы Председателя, заместителя(лей) Председателя и докладчика второй сессии

29.26kb.

09 10 2014
1 стр.


Работу выполнила

Азии. Огромная территория, большая численность населения, внушительный экономический потенциал, богатое культурное наследие – все это современный Узбекистан – ведущие государство Ц

192.42kb.

04 09 2014
1 стр.


Культурное наследие

С особым почитанием относятся в народе к Абылай-хану, великому полководцу, выдающемуся политическому деятелю, искусному дипломату, вся жизнь которого была посвящена борьбе за целос

45.93kb.

14 12 2014
1 стр.