Урок по математике в 6 классе.
Тема:
«Курить или жить?»
Цель: создание условий для формирования у учащихся навыков здорового образа жизни.
Задачи:
1)Способствовать грамотному усвоению темы «Проценты» на примерах решения задач, связанных с проблемой курения;
2)Развитие познавательного интереса к вычислению процентов;
3)Расширение знаний о вреде курения;
4)Содействовать сознательному пониманию актуальности вопроса «Курение или здоровье?» в современной действительности;
5)Развить у учащихся потребность в творческой деятельности, в самовыражении через различные виды работы.
Ход урока.
-
Орг. момент.
-
Тема нашего урока «Курить или жить?»
Результаты анкетирования в вашем классе:
1)Курят ли ваши родители?
2)Курят ли ваши родители в присутствии детей?
3)Знаете ли вы, где в доме лежат сигареты?
4)Пробовал ли ты курить?
5)Будешь ли ты курить, когда вырастешь?
Важна ли проблема курения для вашего здоровья?
Сегодняшний урок мы проведем, обсуждая проблему для всего человечества, а именно «Курить или жить?». Попытаемся серьезно отнестись к решению этой проблемы, и я думаю, найдем ответ на данный вопрос, решая задачи на проценты, повторив тему «Проценты».
Устные упражнения.
1)Примерно 20% населения земного шара – курят. Замените проценты десятичной дробью. Какую часть от всего населения составляют курящие?
2)По числу курящих детей и подростков Россия занимает первое место в мире. В старших классах курят около половины все учащихся.Сколько процентов старшеклассников курят?
3)В онкологическом отделении 30 человек с диагнозом рак легких.
90% всех больных - курящие. Сколько человек могли бы избежать этого заболевания?
4)На медицинском обследовании работников железной дороги выяснилось, что из 500 курящих ( со стажем 5-8 лет) 400 человек страдают заболеваниями легких. Сколько процентов курящих больны?
3. История появления табака.( слайд № )
4. Химический состав сигареты.( слайд № )
5. Решение задач.
Задача №1.( вызвать ученика, для решения, к доске)
В табачном дыме содержится много ядовитых веществ, разрушающих организм.
Определите % содержание самых ядовитых веществ в одной сигарете, если никотина в ней 2%, синильная кислота составляет ½ часть от содержания никотина, табачного дегтя в 7,5 раза больше, чем никотина, окись углерода составляет 3/5 от содержания табачного дегтя, полоний составляет 2/3 от окиси углерода.
(Условие задачи на слайде).
6. Какой же вред здоровью наносят эти ядовитые вещества, входящие в состав сигарет? (слайд № )
Никотин относится к ядам, вызывающим сначала привыкание, а затем болезненное влечение - никотинизм. Имеет неприятный запах и жгучий вкус. Никотин поражает нервную систему, органы дыхания, пищеварения, кровеносную систему.
Синильная кислота – яд, вызывающий общее отравление организма.
Окись углерода ( угарный газ) – вызывает нарушение процесса дыхания и болезни сердца. Угарный газ табачного дыма и выхлопных газов автомобиля – это одно и то же вещество. Только в табачном дыме его гораздо больше.
Полоний – 210 - радиоактивный компонент, который отлагается в той самой зоне бронхов, где обычно начинается рак легкого.
7. Задача ( устно).( слайд № )
При проверке состояния здоровья группы учеников школы из 20 человек со стажем курения 3-5 лет, обнаружено, что 70% из них имеют по 2 заболевания (органов дыхания и пищеварения). Остальные - по 1 заболеванию. Определите, сколько учащихся этой группы имеют по 2 заболевания и сколько по одному.
8. Когда же чаще всего начинают курить?
Конечно же в подростковом возрасте. Почему? Хотят казаться взрослее, ищут новых ощущений, хотят быть похожими на какого – либо кумира. Причин много, но следствие одно - подорванное здоровье.
Почему вред курения для подростков катастрофически велик?
(слайд № ).
- Курение мешает росту организма.
- Курение оказывает губительное воздействие на ротовую полость подростка: на зубной эмали появляются микротрещинки, которые впоследствии приводят к разрушению зубов.
- Именно у малолетних курильщиков врачи отмечают постоянное ухудшение самочувствия: кашель, одышку, слабость.
- Никотин оказывает негативное воздействие на работу головного мозга: снижается объем памяти, появляется раздражительность, вспыльчивость, нарушение сна. Подобные изменения приводят к снижению успеваемости и отставанию в учебе.
- Особую тревогу вызывает распространение табакокурения среди девочек. Ведь отравленный с детства никотином организм не сможет выносить и родить здорового ребенка.
- Помимо физиологической опасности, огромен и психологический вред курения для подростков. Ведь начав курить в то время, когда формируются основные поведенческие реакции, бросить курить позднее будет очень и очень сложно.
9. Я предлагаю вам решить следующую задачу самостоятельно.
А затем мы обсудим и проверим способы ее решения с помощью экрана.
Задача №2 (слайд)
Люди, которые начинают курить в подростковом возрасте, сокращают свою жизнь на 15%. Определите, какова продолжительность жизни курящего человека, если средняя продолжительность жизни в России 56 лет.
10. А теперь проанализируем, как влияет курение на физиологические показатели.
Задача №3 ( решение у доски)
До курения стрелок из 25 выстрелов попадал в цель 20 раз. После выкуренной сигареты он попал в цель всего 17 раз. На сколько процентов уменьшилось попадание в цель?
Задача №4 ( решение самостоятельно )
При проверке мышечной силы рук специальный прибор показал результат 9 кг.
При повторной проверке через несколько минут после выкуривания сигареты, показание снизилось на 1 кг 350 г. Определите, на сколько процентов снизилась мышечная сила.
11.Творческое задание по группам ( было дано в качестве домашнего задания).
- По анкетированию учащихся начальных классов МОУ – СОШ №10 была составлена задача.
В начальной школе обучается 126 человек: 72 мальчика и 54 девочки. Пробовали курить 9 мальчиков и 2 девочки, что составило соответственно 12,5% и 3,7%. Общий процент детей по начальной школе, которые пробовали курить, составил 8,7%.
- Сколько денег тратят в семье, где один курящий?
В день он выкуривает полторы пачки сигарет, стоимостью 24 рубля каждая. Значит, в год на курение будет потрачено 13140 рублей. Что можно купить на эти деньги?
- Пословицы о вреде курения:
Курильщик - сам себе могильщик.
Один курит, а весь дом болеет.
Одной сигаретой весь дом спалить можно.
Труд деньги собирает, а курение их по ветру пускает.
12.
Задача №5.( обсуждение решения фронтально с помощью экрана)
40% из 30 шестиклассников считают, что курение приносит сильный вред организму.

от оставшихся не собираются никогда в жизни пробовать курить. Еще пятеро испытывают неприязнь к курению. Сколько человек из этого класса не сформулировали свое отношение к табаку?
К какой группе отнесешь себя ты?
13.Заключение.
Особенностью каждого человека является способность привыкать, к каким – либо действиям и ощущениям. Эти привычки могут быть полезными или вредными. Многие из них оказывают влияние на здоровье человека. Сегодня на уроке мы доказали, что курение наносит огромный вред организму человека, особенно развивающемуся организму подростка. От курения страдают практически все внутренние органы и системы человека.
(слайд № )
Давайте сформулируем аргументы против курения. Курение:
- Разрушает организм.
- Приводит к неизлечимым болезням.
- Снижает физическую активность.
- Портит зубы и внешность.
- Забирает свободу; человек становится его рабом.
«Курить или не курить?» - важный вопрос, решать который приходится многим из нас в какой – то момент жизни. И в тот момент, когда вам придется делать этот выбор, вспомните наш разговор и задумайтесь, что выбрать: курение или здоровье.
(слайд № )
Ты должен так себе сказать:
« Я выбрал сам себе дорогу к свету.
И, презирая сигарету,
Не стану ни за что курить.
Я - Человек! Я должен жить!».