Перейти на главную страницу
К важнейшим врожденным рефлексам здорового ребенка первого года жизни относятся СЕГМЕНТАРНЫЕ ДВИГАТЕЛЬНЫЕ АВТОМАТИЗМЫ (ОРАЛЬНЫЕ АВТОМАТИЗМЫ)
- при поглаживании кожи ребенка в области угла рта возникает поворот головы в сторону раздражителя – Куссмауля поисковый рефлекс – при наличии церебральной патологии задерживается и не исчезает к 3-месячному возрасту, отсутствует или снижен при повреждении лицевого нерва, снижен при церебральном поражении (38);
- при легком прикосновении пальцем к губам новорожденного отмечается вытягивание губ – Вюрпа хоботковый рефлекс - в норме угасает к 3-4 мес. наблюдается асимметрия хоботка при грубой патологии лицевого нерва; отсутствуе или снижен при церебральной патологии (38)
У здорового ребенка уже с 2 недель, а иногда и раньше, наблюдается рефлекс зрачков на свет. С 3 месяца жизни ребенок следит за движущимися предметами, с конца первого полугодия наблюдаются движения глазных яблок в сторону звука. Нарушение глазодвигательных реакций может свидетельствовать о патологических процессах в тканях мозга. По состоянию всех этих рефлексов можно судить с достаточной долей достоверности и о локализации наиболее активных очагов поражения (родовая травма, кровоизлияния, воспалительный очаг).
СПИНАЛЬНЫЕ ДВИГАТЕЛЬНЫЕ АВТОМАТИЗМЫ
Жизнеобеспечивающим и появляющимся у здорового ребенка с первых дней жизни может рассматриваться защитный рефлекс - из положения на животе ребенок поворачивает голову в сторону, освобождая рот и нос для дыхания. При ослаблении или отсутствии этого рефлекса, что может иметь место у ребенка с ПП ЦНС, при поражении верхних шейных сегментов спинного мозга, ребёнок может погибнуть от асфиксии.(38, 43)
Важным для диагноза является шаговый рефлекс, появляющийся у здорового ребенка также в первые дни жизни. Если туловище ребенка, поддерживаемого в вертикальном положении, наклонить немного вперед, он начинает спонтанно производить шаговые движения. У ребенка с ПП ЦНС шаговые движения, обычные у здорового ребенка, отсутствуют, что указывает на спинальную патологию на уровне сегментов поясничного утолщения спинного мозга или миатонический синдром (38). У здорового ребенка шаговые движения новорожденного исчезают к 2 месяцам и сменяются развитием нормальной ходьбы к 10-12 месяцам жизни.
- при вкладывании пальцев в руку новорожденного возникает захват пальцев исследователя - верхний хватательный рефлекс (усиливается в процессе сосания), а в случае возможности приподнимания ребенка - рефлекс Робинсона – иногда резко повышены при наличии грубой спастики в мышцах рук, резко снижены или отсутствуют при миатоническом синдроме, грубо асимметрично снижены или выпадают у новорождённых с верхним вялым парапарезом или монопарезом. К 3-4 мес. эти обязательные безусловные рефлексы трансформируются в условные – ребёнок начинает хватать игрушки целенаправленно. Следовательно, хорошая их выраженность способствует более быстрому развитию условного рефлекса и тем самым – развитию мышечной силы в руках.(38)
При надавливании на подушечку стопы в области II-III пальца возникает подошвенное сгибание - нижний хватательный рефлекс Веркома – выпадение происходит при поражении поясничного утолщения спинного мозга, исчезает к году.
В норме сохраняется до 3-4 месяцев. При наличии спастического пареза в руке вызывается отчетливо асимметрично (не за счет снижения рефлекса, а за счет гипертонуса мышц руки), при выраженной спастике в руках грубо выражен и вызывается спонтанно на любой звук, резко снижен или отсутствует в большинстве случаев с выраженной асимметрией со стороны более выраженного вялого пареза руки.
При штриховом раздражении подошвы возникает ее разгибание и веерообразное расхождение пальцев (рефлекс Бабинского). По мнению Ратнера А.Ю. является патологическим, «пирамаидным», практически всегда обнаруживается у пациентов с церебральными на рушениями, часто асимметрично, спонтанно; при миатоническом синдроме симметрично; практически всегда сочетается с вялым парезом рук; всегда с вялыми парезами ног.
К миелэнцефальным позотоническим автоматазмам относятся асимметричный шейный тонический рефлекс, симметричные тонические лабиринтные и шейные рефлексы.
У здоровых детей тонические рефлексы регрессируют к 3-4 месяцам жизни, а у детей, у которых в дальнейшем развивается ДЦП, они остаются до 2-3 лет, у некоторых — на всю жизнь.
К наиболее значимым в этом плане относятся:
• шейный симметричный тонический рефлекс
(ШСТР) — при наклоне головы к груди повышается тонус мышц сгибателей верхних конечностей и мышц разгибателей нижних конечностей, ребенок опирается на дистальные отделы стоп, в тяжелых случаях — на пальцы стоп. При пассивном закидывании головы назад повышенным оказывается тонус мышц разгибателей верхних конечностей и сгибателей нижних конечностей. Рефлекс может сохраняться до 3-4 месяцев жизни, но чаще исчезает к концу 1-2 месяца. При выраженности ШСТР ребенок с повышенным флексорным тонусом в руках и туловище, поставленный на колени, не сможет разогнуть руки и опереться на них, чтобы поддержать массу своего тела. В таком положении голова наклоняется, плечи втягиваются, руки приводятся, сгибаются в локтевых суставах, кисти сжимаются в кулаки. В результате влияния ШСТР в положении на животе у ребенка резко повышается мышечный тонус в разгибателях ног, так что их трудно согнуть в тазобедренных и коленных суставах и поставить его на колени. Это положение можно ликвидировать, если пассивно поднять голову ребенка, взяв его за подбородок.
При выраженности ШСТР ребенку трудно сохранить контроль головы, а соответственно и удержаться в положении сидя. Поднятие головы в положении сидя усиливает разгибательный тонус в руках, и ребенок падает назад; опускание головы усиливает сгибательный тонус в руках и ребенок падает вперед. Изо-лированное влияние ШСТР на мышечный тонус редко удается выявить, так как они в большинстве случаев сочетаются с АШТР.
• лабиринтный тонический рефлекс (ЛТР) — Рефлексы физиологичны до 2 мес.
Дети с выраженным ЛТР в положении на спине не могут наклонить голову, вытянуть руки вперед, чтобы поднести их ко рту, захватить предмет, а позднее схватиться, подтянуться и сесть. У них отсутствуют предпосылки для развития фиксации и свободного прослеживания предмета во всех направлениях, не развивается оптический выпрямляющий рефлекс на голову, движения головы не могут следовать свободно за движением глаз. Нарушается развитие зрительно-моторной координации. У таких детей затруднен поворот со спины набок, а затем на живот. В тяжелых случаях даже к концу первого года жизни поворот со спины на живот осуществляется только "блоком", т. е. отсутствует торсия между тазом и верхней частью туловища. Если ребенок не может наклонить голову в положении на спине, повернуться на живот с торсией, у него отсутствуют предпосылки для развития функции сидения. Выраженность ЛТР находится в прямой зависимости от степени повышения мышечного тонуса.
При выраженности ЛТР в положении на животе в результате повышения флексорного тонуса голова и шея согнуты, плечи выдвинуты вперед и вниз, согнутые во всех суставах руки находятся под грудной клеткой, кисти сжаты в кулаки, таз приподнят. В таком положении ребенок не может поднять голову, повернуть ее в стороны, высвободить руки из-под грудной клетки и oneреться на них для поддержки верхней части туловища, согнуть ноги и встать на колени. Затруднен поворот с живота на спину для присаживания. Постепенно согнутая спина приводит к развитию кифоза в грудном отделе позвоночника. Эта поза препятствует развитию цепных выпрямляющих рефлексов в положении на животе и приобретению ребенком вертикального положения, а также исключает возможность сенсорно-моторного развития и голосовых реакций. Под влиянием ЛТР нарушается развитие оральной мускулатуры — язык ребенка нередко выступает за пределы нижней губы или, в зависимости от положения головы, приводится к своему корню. Возникает спастико-паретическая дизартрия.
Влияние ЛТР в определенной мере зависит от первоначального типа спастичности. В отдельных случаях экстензорная спастичность настолько сильна, что может быть выражена и в положении на животе. Поэтому дети, лежащие на животе, вместо сгибания разгибают голову, запрокидывают ее назад, приподнимают верхнюю часть туловища. Несмотря на разгибательное положение головы, мышечный тонус в сгибателях рук остается повышенным, руки не создают опору для туловища, и ребенок падает на спину. в положении на животе повышается тонус мышц сгибателей туловища и конечностей. При вертикальном положении тела повышается тонус мышц — сгибателей нижних конечностей, в то время как тонус мышц спины остается почти интактным (здоровым, непораженным), тонус сгибателей рук повышен, но незначительно.
• Еще один тонический рефлекс — шейный асимметричный (Магнуса-Клейна) — при повороте головы в сторону рука, к которой обращено лицо, разгибается во всех суставах. Рука, к которой обращен затылок, сгибается в локтевом суставе, нога разгибается во всех суставах. Рефлекс сохраняется 2-3 месяца, затем редуцируется.
Выраженность АШТР зависит от степени повышения мышечного тонуса в руках. При тяжелом поражении рук рефлекс появляется почти одновременно с поворотом головы в сторону. Если руки поражены незначительно, что имеет место при легкой спастической диплегии, АШТР возникает непостоянно и для его появления требуется более длительный латентный период. АШТР более ярко выражен в положении на спине, хотя его можно наблюдать и в положении сидя.
АШТР, сочетаясь с тоническим лабиринтным рефлексом, препятствует захвату игрушки, развитию зрительно-моторной координации. Ребенок не может вынести руки вперед, чтобы приблизить кисти к средней линии, и соответственно удержать обеими руками предмет, на который он смотрит. Вложенную в руку игрушку ребенок не может поднести ко рту, глазам, так как при попытке согнуть руку голова поворачивается в противоположную сторону. Из-за разгибания руки многие дети не могут сосать свои пальцы, как это делает большинство здоровых детей. АШТР в большинстве случаев сильнее выражен на правой стороне, поэтому многие дети с церебральным параличом предпочитают пользоваться левой рукой. При ярко выраженном АШТР голова и глаза ребенка часто фиксированы в одну сторону, поэтому ему трудно проследить за предметом на противоположной стороне; в результате развивается синдром односторонней пространственной агнозии, формируются спастическая кривошея, сколиоз позвоночника.
Сочетаясь с тоническим лабиринтным рефлексом, АШТР затрудняет повороты на бок и на живот. Когда ребенок поворачивает голову в сторону, возникающий АШТР препятствует движению туловища вслед за головой, и ребенок не может высвободить руку из-под туловища. Затруднение поворота на бок препятствует формированию у ребенка возможности переноса центра тяжести с одной руки на другую при выносе вперед тела, что необходимо для развития реципрокного ползания.
АШТР нарушает равновесие в положении сидя, так как распространение мышечного тонуса на одной стороне (повышение его преимущественно в разгибателях) противоположно распространению его на другой (преимущественное повышение в сгибателях). Ребенок теряет равновесие и падает в сторону и назад. Чтобы не упасть вперед, ребенок должен наклонить голову и туловище. Влияние АШТР на "затылочную" ногу может со временем привести к подвывиху в тазобедренном суставе в связи с комбинацией флексии, внутренней ротации и приведения бедра. У детей с ДЦП он сохраняется при тяжелом течении заболевания на долгие годы. Этот рефлекс может иметь прямое отношение к будущему акту ходьбы (И.А. Скворцов и И.Н. Ермоленко считают, что формирование шаговых движений начинается еще во внутриутробном периоде жизни. МРТ плода свидетельствует о формировании у него системы шаговых движений: при поднимании правой руки опускается левая, при одновременном опускании правой ноги поднимается левая рука и возникают движения шеи с поворотом головы вправо и влево, т.е. формируются движения, возникающие при ходьбе).
Параллельно с угасанием этих рефлексов формируются мезэнцефальные установочные рефлексы и во втором полугодии появляется возможность раздельной ротации тазового и грудного отделов позвоночника, возникают цепные установочные рефлексы, обеспечивающие повороты со спины на живот и с живота на спину.
ШЕЙНАЯ ВЬШРЯМЛЯЮЩАЯ РЕАКЦИЯ
Данная реакция появляется в результате раздражения мышц шеи. За ротацией головы следует ротация туловища в ту же сторону. Ребенок поворачивается на бок как одно целое. Реакция физиологична до 5-6 мес. При поражении шейного и грудного отделов позвоночника рефлекс может быть угнетен или отсутствовать.
ТУЛОВИЩНАЯ ВЬШРЯМЛЯЮЩАЯ РЕАКЦИЯ
При соприкосновении стоп ребенка с опорой происходит выпрямление головы. Наблюдается с первого месяца жизни. При поражении позвоночника и его мышечно-связочного аппарата реакция может быть ослабленной или отсутствовать.
ЛАБИРИНТНЫЕ УСТАНОВОЧНЫЕ РЕФЛЕКСЫ
Лабиринтный выпрямляющий рефлекс на голову появляется к концу первого месяца жизни. В исходном положении лежа на животе ребенок удерживает голову по средней линии с экстензией верхнего отдела туловища. Экстензия туловища увеличивается и к 5-6 мес достигает нижних конечностей. Если ребенок из положения лежа на животе может поднять голову и верхнюю часть туловища и при помощи рук удерживается в такой позе - верхний рефлекс Ландау. На 5-6-м месяце ребенок лежа ни животе может разгибать ноги и даже поднимать их вверхнижний рефлекс Ландау.
ЦЕПНОЙ УСТАНОВОЧНЫЙ РЕФЛЕКС С ТУЛОВИЩА НА ТУЛОВИЩЕ
Поворот плеч ребенка приводит к повороту туловища и нижних конечностей в ту же сторону. Поворот таза вызывает поворот туловища и плеч в ту же сторону.
К важнейшим врожденным рефлексам здорового ребенка первого года жизни относятся сегментарные двигательные автоматизмы
07 10 2014
1 стр.
Мигательный рефлекс это защитная врожденная реакция организма, заключающаяся в рефлекторном смыкание век на приближающийся к глазу предмет. Он был описан в 1896 г и сводится к сокр
07 10 2014
1 стр.
07 10 2014
1 стр.
08 10 2014
1 стр.
Методы: частично-поисковый, метод исследовательских заданий, объяснительно-иллюстративный
01 10 2014
1 стр.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемное изложение, частично поисковый
18 12 2014
1 стр.
Методы обучения: словесно-наглядный, проблемно-поисковый (эвристический), самостоятельная работа, иллюстративный
11 10 2014
1 стр.
Данное руководство и сохраните его в качестве используемого в дальнейшем справочного пособия
26 09 2014
7 стр.