Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1


ТЕМА:

Метод проектов как средство формирования самостоятельной деятельности учащихся 8 классов при изучении темы «Квадратные уравнения»

Выполнила: Фролова О.А. учитель математики МОУ «Светлинская средняя общеобразовательная школа №1» Светлинского района

Руководитель: Грекова С.В.

кандидат педагогических наук,

доцент

Оренбург, 2010




Элективный курс по алгебре: Квадратные уравнения.

Учителя математики Фроловой О.А. МОУ «Светлинская средняя общеобразовательная школа №1» Светлинского района

Аннотация программы

Данная программа элективного курса своим содержанием может привлечь внимание учащихся 9 классов, которым интересна алгебра и ее приложения и которым захочется глубже и основательнее познакомиться с ее методами и идеями. Предлагаемый курс освещает намеченные, но не имеющие глубокой проработки в общем курсе школьной алгебры вопросы. Стоит отметить, что навыки решения уравнений различной степени совершенно необходимы всякому ученику, желающему хорошо подготовиться и успешно сдать экзамены по алгебре, добиться значимых результатов при участии в математических конкурсах и олимпиадах.

Исторические моменты в рамках курса будут особо привлекательны для учеников с гуманитарными наклонностями. Не исключено, что данный курс поможет ученику найти свое призвание в профессиональной деятельности, требующей использования точных наук или, по крайней мере, приобрести внепрофессиональное увлечение, пусть и не на всю оставшуюся жизнь. Поэтому его можно использовать как в рамках предпрофильной подготовки учащихся, так и для профильных классов различного направления.

Пояснительная записка.

Элективный курс «Загадочный мир уравнений» рассчитан на 34 часа для работы с учащимися 9 классов. Запланированный данной программой для усвоения учащимися объем знаний необходим для решения задач, приводимых к составлению уравнений. У любознательных учащихся, освоивших теорию и методику решения линейных и квадратных уравнений, изучению которых уделяется большое внимание в школьной программе, как правило, возникает вопрос: «А как быть с уравнениями более высокой степени?». Доля изучаемой по этой теме материала на уроках недостаточна и требует дополнительного обучения. Данный элективный курс и предусматривает более глубокое рассмотрение этого вопроса, имеет большое общеобразовательное значение, способствует развитию логического мышления, намечает и использует целый ряд межпредметных связей (прежде всего с физикой и историей).

Для работы с учащимися безусловно применимы такие формы работы, как лекция и семинар. Помимо этих традиционных форм рекомендуется использовать также дискуссии, выступления с докладами, содержащими отчет о выполнении индивидуального или группового домашнего задания или с содокладами, дополняющими лекцию учителя. Возможны различные формы творческой работы учащихся, как например, «защита решения», отчет по результатам «поисковой» работы на страницах книг, журналов, сайтов в Интернете по указанной теме.

Организация и проведение аттестации учащихся.

Начинается курс с ознакомительной вводной лекции. Следующее за ней занятие посвящается входному тестированию, цели которого:



  • Составить представление учителя об уровне базовых знаний учащихся, выбравших курс.

  • Коррекция в связи с этим уровня подачи материала по данному курсу.

При прослушивании блоков лекционного материала и проведения семинара, закрепляющего знания учащихся, предусматривается индивидуальное или групповое домашнее задание, содержащее элементы исследовательской работы, задачи для самостоятельного решения. Защита решений и результатов исследований проводится на выделенном для этого занятии и оценивается по пятибалльной системе или системе «зачет-незачет», в зависимости от уровня подготовленности группы.

Начиная с 5 – 7 занятия учащиеся сами выбирают форму итоговой аттестации:



  • Защита проекта.

  • Итоговая контрольная работа.

Распределение часов по темам элективного курса.




Тема

Часы на

лекцию

семинар

1

Чем занимается алгебра (вводная лекция).

1




2

Входное тестирование




1

3

Основные законы и формулы алгебры в древних источниках.

2

1

4

Какие бывают уравнения?

1

1

5

Задачи, решаемые линейными уравнениями.

2

2

6

Об эволюции понятия числа.

1




7

Решение квадратных уравнений в мировой математике:

  • Полные и неполные квадратные уравнения.

  • Формулы корней квадратного уравнения.

  • Теорема Виета и обратная теорема.

1

1

1



1

2

2



8

Как решал уравнения Омар Хайям?

1




9

Поиски универсального способа решения уравнений третьей степени.

2

2

10

Из истории уравнений произвольной степени.

1

2

11

Этьен Безу и его теорема.

2

2

12

Защита проектов или итоговая контрольная работа.

1

(2)


1

(2)


Основное содержание курса

  1. Вводная лекция «Чем занимается алгебра».

Предмет, изучению которого посвящен данный курс. Исторические сведения. Связь с базовым курсом школьной математики. Организационные моменты о формах работы с элективным курсом.

  1. Входное тестирование: составляет учитель, ориентируясь на базовый курс алгебры и соответственно класс, в котором проводится тест (для девятиклассников – база 7-8 класса).

Задание для самостоятельной работы: отыскать в источниках, выходящих за рамки обязательного курса использование основных алгебраических законов и формул, историю их появления и оформить в виде мини-сочинения.

  1. Основные законы и формулы алгебры в древних источниках.

Основные законы алгебры. Исторические справки. Формулы сокращенного умножения, их применение в различных сферах деятельности человека.

Задание для самостоятельной работы:

    • попытайтесь создать литературную модель законов алгебры.

    • Найдите интересные ответы на вопросы (см. список литературы из №1 №1-17; из №2 № 2.1 (а,3), 2.59.).

    • Приведите примеры задач, приводящих к решению уравнений.

  1. Какие бывают уравнения.

Определение уравнения. Определение решения уравнения. Что значит решить уравнение. Виды уравнений. Классификация уравнений.

Задания для самостоятельной работы:

  • Придумайте свои примеры для каждого названного в классификации вида уравнений.

  • Вспомните известные вам способы и алгоритмы решения уравнений.

  • Используя их, решите те из составленных уравнений, которые сможете решить сами.

  • При использовании проектного метода выбери тему для исследования (см. приложение).



  1. Задачи, решаемые линейными уравнениями.

Определение линейного уравнения. Классификация линейных уравнений. Алгоритм решения линейного уравнения. Примеры задач, решение которых сводится к решению линейных уравнений.

Задания для самостоятельной работы:

  • Решите из источника №1 №20-24.

  • Составьте свои задачи, приводимые в решению линейного уравнения, героями которых были бы любимые герои известных литературных произведений.

  1. Об эволюции понятия числа.

Историческая справка о развитии понятия числа (экскурс в историю математики). Использовать источники №3, 4 (для №3 см. стр. 123-136, остальные по оглавлению).

  1. Решение квадратных уравнений в мировой математике.

Определение квадратного уравнения. Разновидности квадратных уравнений. Способы решения квадратных уравнений.

Задания для самостоятельной работы:

  • Заслушать подготовленные дополнения по теме.

  • Обсудите сообщения и выберете лучшие, выясните, в чем удача этих групп.

  • Решите из № 2

    • № 5.1-5.8

    • № 5.17-5.27

    • № 5.75-5.8

  1. Как решал уравнения Омар Хайям.

См. источник №1 стр. 30-34. Работа с подготовленными проектами или лекционная форма.

  1. Поиски универсального способа решения уравнений 3-ей степени.

См. источник № 1 стр. 34-40.

  1. Из истории уравнений произвольной степени.

См. источник № 1 стр. 40-54.

  1. Этьен Безу и его теория.

Деление многочленов. Теорема Безу и ее применение.

Задания для самостоятельной работы:

  • Решите из источника №2 № 9.1-9.8.

  1. Защита проекта. Итоговая контрольная работа.

В зависимости от уровня подготовленности учащихся и степени совершенства выполненных проектов можно для хорошо подготовленных учащихся проводить защиту проектов по мере изучения тем, а в конце курса итоговую контрольную работу.

Если учащиеся имеют ограниченные возможности, слабые способности к математике, можно ограничиться защитой проектов.



Приложение.

Темы предложенных проектов.

  • Квадратные уравнения в древнем Вавилоне.

  • Квадратные уравнения в Индии.

  • Квадратные уравнения у ал-Хорезми.

  • Квадратные уравнения в Европе XIII – XVII веках..

  • Как составлял и решал Диофант квадратные уравнения .

  • О теореме Виета.

  • О Диофанте и диофантовых уравненеиях.

  • Омар Хайям математик и поэт.

Список рекомендованной литературы.

        1. Л.Ф. Пичурин «За страницами алгебры», Москва: Просвещение, 1990.

        2. М.Л. Талицкий и др. «Сборник задач по алгебре для 8-9 классов». Учебное пособие для учащихся. Москва: Просвещение, 1999.

        3. Г.И. Тлейзер. «История математики в школе VII –VIII Кл.». Пособие для учителей. Москва:, Просвещение, 1982.

        4. Б.А. Кордемский, А.А. Ахадов.»Удивительный мир чисел».Книга для учащихся. Москва: Просвещение, 1986.

        5. Большой справочник «Математика» для школьников и поступающих в ВУЗы. Д.И. Аверьянов и др. Москва: Дрофа, 1999.

Квадратные уравнения

Метод проектов как средство формирования самостоятельной деятельности учащихся 8 классов при изучении темы «Квадратные уравнения»

92.27kb.

25 12 2014
1 стр.


Математика Бюджетное отделение

Алгебраические модули: алгебраические дроби, неравенства, функции и графики, квадратные корни и квадратные уравнения

97.75kb.

27 09 2014
1 стр.


Приложение Из истории математики

В начале 2 тысячелетия до н э в Древнем Вавилоне в математических текстах, выполненных клинописью на глиняных пластинках, есть квадратные и биквадратные уравнения

41.34kb.

23 12 2014
1 стр.


Квадратные уравнения

Ых индийских книг по поводу соревнований говорится следующее: Как солнце блеском своим затмевает звёзды, так учёный человек затмит славу другого в народных собраниях, предлагая и р

23.9kb.

08 10 2014
1 стр.


Конспект урока развития творческих способностей в 7 классе по теме: «Квадратные уравнения»

Каждый человек, любящий свой край, должен знать его историю и, прежде всего, прошлое, какое бы оно ни было. Любое селение, как и люди, имеет своею судьбу

88.93kb.

25 12 2014
1 стр.


Лекция 4 Ранее была получена система уравнений: 1) Уравнения 1) есть дифференциальные уравнения Навье 1 Стокса 2

Уравнения 1 есть дифференциальные уравнения Навье1 – Стокса2 движения вязкой жидкости, являющиеся математическим описанием полей скоростей и давлений в подвижной среде

138.15kb.

17 12 2014
1 стр.


2 Термохимические уравнения

В термохимических уравнениях в отличие от химических указывается тепловой эффект химической реакции и между левой и правой частями уравнения принято ставить знак равенства (=)

26.67kb.

13 10 2014
1 стр.


Программа вступительных испытаний для поступающих в магистратуру по направлению 010100. 68 «Математика»

Существование слабого решения первой краевой задачи для эллиптико-параболического уравнения. Постановка краевой задачи и априорная оценка для уравнения смешанного типа. Обобщенная

56.88kb.

14 12 2014
1 стр.