ТЕМА:
Метод проектов как средство формирования самостоятельной деятельности учащихся 8 классов при изучении темы «Квадратные уравнения»
Выполнила: Фролова О.А. учитель математики МОУ «Светлинская средняя общеобразовательная школа №1» Светлинского района
Руководитель: Грекова С.В.
кандидат педагогических наук,
доцент
Оренбург, 2010
Элективный курс по алгебре: Квадратные уравнения.
Учителя математики Фроловой О.А. МОУ «Светлинская средняя общеобразовательная школа №1» Светлинского района
Аннотация программы
Данная программа элективного курса своим содержанием может привлечь внимание учащихся 9 классов, которым интересна алгебра и ее приложения и которым захочется глубже и основательнее познакомиться с ее методами и идеями. Предлагаемый курс освещает намеченные, но не имеющие глубокой проработки в общем курсе школьной алгебры вопросы. Стоит отметить, что навыки решения уравнений различной степени совершенно необходимы всякому ученику, желающему хорошо подготовиться и успешно сдать экзамены по алгебре, добиться значимых результатов при участии в математических конкурсах и олимпиадах.
Исторические моменты в рамках курса будут особо привлекательны для учеников с гуманитарными наклонностями. Не исключено, что данный курс поможет ученику найти свое призвание в профессиональной деятельности, требующей использования точных наук или, по крайней мере, приобрести внепрофессиональное увлечение, пусть и не на всю оставшуюся жизнь. Поэтому его можно использовать как в рамках предпрофильной подготовки учащихся, так и для профильных классов различного направления.
Пояснительная записка.
Элективный курс «Загадочный мир уравнений» рассчитан на 34 часа для работы с учащимися 9 классов. Запланированный данной программой для усвоения учащимися объем знаний необходим для решения задач, приводимых к составлению уравнений. У любознательных учащихся, освоивших теорию и методику решения линейных и квадратных уравнений, изучению которых уделяется большое внимание в школьной программе, как правило, возникает вопрос: «А как быть с уравнениями более высокой степени?». Доля изучаемой по этой теме материала на уроках недостаточна и требует дополнительного обучения. Данный элективный курс и предусматривает более глубокое рассмотрение этого вопроса, имеет большое общеобразовательное значение, способствует развитию логического мышления, намечает и использует целый ряд межпредметных связей (прежде всего с физикой и историей).
Для работы с учащимися безусловно применимы такие формы работы, как лекция и семинар. Помимо этих традиционных форм рекомендуется использовать также дискуссии, выступления с докладами, содержащими отчет о выполнении индивидуального или группового домашнего задания или с содокладами, дополняющими лекцию учителя. Возможны различные формы творческой работы учащихся, как например, «защита решения», отчет по результатам «поисковой» работы на страницах книг, журналов, сайтов в Интернете по указанной теме.
Организация и проведение аттестации учащихся.
Начинается курс с ознакомительной вводной лекции. Следующее за ней занятие посвящается входному тестированию, цели которого:
-
Составить представление учителя об уровне базовых знаний учащихся, выбравших курс.
-
Коррекция в связи с этим уровня подачи материала по данному курсу.
При прослушивании блоков лекционного материала и проведения семинара, закрепляющего знания учащихся, предусматривается индивидуальное или групповое домашнее задание, содержащее элементы исследовательской работы, задачи для самостоятельного решения. Защита решений и результатов исследований проводится на выделенном для этого занятии и оценивается по пятибалльной системе или системе «зачет-незачет», в зависимости от уровня подготовленности группы.
Начиная с 5 – 7 занятия учащиеся сами выбирают форму итоговой аттестации:
-
Защита проекта.
-
Итоговая контрольная работа.
Распределение часов по темам элективного курса.
№
|
Тема
|
Часы на
|
лекцию
|
семинар
|
1
|
Чем занимается алгебра (вводная лекция).
|
1
|
|
2
|
Входное тестирование
|
|
1
|
3
|
Основные законы и формулы алгебры в древних источниках.
|
2
|
1
|
4
|
Какие бывают уравнения?
|
1
|
1
|
5
|
Задачи, решаемые линейными уравнениями.
|
2
|
2
|
6
|
Об эволюции понятия числа.
|
1
|
|
7
|
Решение квадратных уравнений в мировой математике:
-
Полные и неполные квадратные уравнения.
-
Формулы корней квадратного уравнения.
-
Теорема Виета и обратная теорема.
|
1
1
1
|
1
2
2
|
8
|
Как решал уравнения Омар Хайям?
|
1
|
|
9
|
Поиски универсального способа решения уравнений третьей степени.
|
2
|
2
|
10
|
Из истории уравнений произвольной степени.
|
1
|
2
|
11
|
Этьен Безу и его теорема.
|
2
|
2
|
12
|
Защита проектов или итоговая контрольная работа.
|
1
(2)
|
1
(2)
|
Основное содержание курса
-
Вводная лекция «Чем занимается алгебра».
Предмет, изучению которого посвящен данный курс. Исторические сведения. Связь с базовым курсом школьной математики. Организационные моменты о формах работы с элективным курсом.
-
Входное тестирование: составляет учитель, ориентируясь на базовый курс алгебры и соответственно класс, в котором проводится тест (для девятиклассников – база 7-8 класса).
Задание для самостоятельной работы: отыскать в источниках, выходящих за рамки обязательного курса использование основных алгебраических законов и формул, историю их появления и оформить в виде мини-сочинения.
-
Основные законы и формулы алгебры в древних источниках.
Основные законы алгебры. Исторические справки. Формулы сокращенного умножения, их применение в различных сферах деятельности человека.
Задание для самостоятельной работы:
-
попытайтесь создать литературную модель законов алгебры.
-
Найдите интересные ответы на вопросы (см. список литературы из №1 №1-17; из №2 № 2.1 (а,3), 2.59.).
-
Приведите примеры задач, приводящих к решению уравнений.
-
Какие бывают уравнения.
Определение уравнения. Определение решения уравнения. Что значит решить уравнение. Виды уравнений. Классификация уравнений.
Задания для самостоятельной работы:
-
Придумайте свои примеры для каждого названного в классификации вида уравнений.
-
Вспомните известные вам способы и алгоритмы решения уравнений.
-
Используя их, решите те из составленных уравнений, которые сможете решить сами.
-
При использовании проектного метода выбери тему для исследования (см. приложение).
-
Задачи, решаемые линейными уравнениями.
Определение линейного уравнения. Классификация линейных уравнений. Алгоритм решения линейного уравнения. Примеры задач, решение которых сводится к решению линейных уравнений.
Задания для самостоятельной работы:
-
Решите из источника №1 №20-24.
-
Составьте свои задачи, приводимые в решению линейного уравнения, героями которых были бы любимые герои известных литературных произведений.
-
Об эволюции понятия числа.
Историческая справка о развитии понятия числа (экскурс в историю математики). Использовать источники №3, 4 (для №3 см. стр. 123-136, остальные по оглавлению).
-
Решение квадратных уравнений в мировой математике.
Определение квадратного уравнения. Разновидности квадратных уравнений. Способы решения квадратных уравнений.
Задания для самостоятельной работы:
-
Заслушать подготовленные дополнения по теме.
-
Обсудите сообщения и выберете лучшие, выясните, в чем удача этих групп.
-
Решите из № 2
-
№ 5.1-5.8
-
№ 5.17-5.27
-
№ 5.75-5.8
-
Как решал уравнения Омар Хайям.
См. источник
№1 стр. 30-34. Работа с подготовленными проектами или лекционная форма.
-
Поиски универсального способа решения уравнений 3-ей степени.
См. источник
№ 1 стр. 34-40.
-
Из истории уравнений произвольной степени.
См. источник
№ 1 стр. 40-54.
-
Этьен Безу и его теория.
Деление многочленов. Теорема Безу и ее применение.
Задания для самостоятельной работы:
-
Решите из источника №2 № 9.1-9.8.
-
Защита проекта. Итоговая контрольная работа.
В зависимости от уровня подготовленности учащихся и степени совершенства выполненных проектов можно для хорошо подготовленных учащихся проводить защиту проектов по мере изучения тем, а в конце курса итоговую контрольную работу.
Если учащиеся имеют ограниченные возможности, слабые способности к математике, можно ограничиться защитой проектов.
Приложение.
Темы предложенных проектов.
-
Квадратные уравнения в древнем Вавилоне.
-
Квадратные уравнения в Индии.
-
Квадратные уравнения у ал-Хорезми.
-
Квадратные уравнения в Европе XIII – XVII веках..
-
Как составлял и решал Диофант квадратные уравнения .
-
О теореме Виета.
-
О Диофанте и диофантовых уравненеиях.
-
Омар Хайям математик и поэт.
Список рекомендованной литературы.
-
Л.Ф. Пичурин «За страницами алгебры», Москва: Просвещение, 1990.
-
М.Л. Талицкий и др. «Сборник задач по алгебре для 8-9 классов». Учебное пособие для учащихся. Москва: Просвещение, 1999.
-
Г.И. Тлейзер. «История математики в школе VII –VIII Кл.». Пособие для учителей. Москва:, Просвещение, 1982.
-
Б.А. Кордемский, А.А. Ахадов.»Удивительный мир чисел».Книга для учащихся. Москва: Просвещение, 1986.
-
Большой справочник «Математика» для школьников и поступающих в ВУЗы. Д.И. Аверьянов и др. Москва: Дрофа, 1999.