ПРИНЯТО
на педагогическом совете
27.08.2009 протокол №1
|
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ СОШ №12
_______ Л.А. Курбатова
|
«Семья должна заботиться, чтобы человек
отвечал требованиям общества,
какие были 20 лет назад,
школа – требованиям, какие будут через 20 лет».
М. ГАСПАРОВ
Программа развития
муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов №12 г.Волжского Волгоградской области
на 2009 - 2014 гг.
СОГЛАСОВАНО
с управляющим советом школы
протокол от 02.12.2009 №2
г.Волжский
Содержание
1. Преамбула………………………………….................…………......3-4
2. Анализ сложившийся к моменту разработки программы
образовательной ситуации..............................................................4-11
3. Концептуальное обоснование развития школы.........................12-16
4. Стратегические цели и задачи программы развития...............17-18
5. Ресурсная часть программы.........................................………......19-20
6. Система программных мероприятий………................................21-28
7. Критерии эффективности реализации программы развития..29-32
Преамбула
Данная программа развития предполагает проектирование и реализацию инновационных процессов, нацеленных на достижение современного качества школьного образования в соответствии с Федеральной концепцией модернизации российской образовательной системы в период 2001 – 2010гг. и с учетом опыта инновационной деятельности МОУ СОШ №12 как общеобразовательного учреждения повышенного уровня подготовки гуманитарной направленности.
Инновационная деятельность МОУ СОШ №12 реализуется через инновационные образовательные программы «ШКОЛА-ВУЗ» совместно с кафедрой иностранных языков юридического факультета Волжского гуманитарного института филиала ВолГУ и руководителем этой кафедры Ломакиной Ольгой Евгеньевной, доктором педагогических наук, профессором, членом Европейской Ассоциации научных исследований, Международной Ассоциации преподавателей английского языка, обладателем гранта Сороса:
- в рамках работы в секции «Лингвистика и Межкультурная Коммуникация» Малой Академии Наук, созданной при ВГИ для одаренных школьников г.Волжского Волгоградской области. Обучающиеся МОУ СОШ №12, слушатели этой секции блестяще выступают на Всероссийской научной конференции «Юность. Наука. Культура», г.Обнинск (Фоменко Екатерина II место, 2005г., Петриченко Виктор II место, 2007г.);
- в рамках программы «Инновации в иноязычном образовании» учителя принимают участие в работе методических чтений по проблеме использования инноваций в школе, публикуют свои научные статьи в ежегодном методическом сборнике научных статей, выпускаемом кафедрой;
- в рамках совместной деятельности с Американской организацией “Character Development Project” по развитию лидерских качеств у подростков, обучению межкультурной коммуникации и реализации социально направленных проектов для обучающихся старшей школы.
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №12 г.Волжского Волгоградской области реализует общеобразовательные программы начального общего образования, основного общего образования, в т.ч. обеспечивающие углубленную подготовку по предметам гуманитарного цикла (русский, английский, немецкий языки), среднего (полного) общего образования, в т.ч. обеспечивающие углубленную подготовку по предметам гуманитарного цикла (русский, английский, немецкий языки), программы дополнительного образования.
Функционирование и развитие образовательной системы школы в предшествующие годы осуществлялись в соответствии с разработанной в 2001 году Программой развития школы, идеи которой были, в основном, реализованы.
В то же время необходимо отметить, что серьезные изменения в социально – экономической жизни российского общества и в образовании, проходящие в последние годы потребовали разработку новой Программы развития.
Разработанная программа учитывает:
-
изменения в социально – экономической ситуации в стране в целом;
-
существенное изменение рынка образовательных услуг в г.Волжском Волгоградской области.
-
необходимость реализации основных идей модернизации образования России в конкретных условиях школы;
-
необходимость существенной коррекции содержания, методов, форм, организации учебно – воспитательного процесса;
-
целесообразность перманентного совершенствования профессионализма педагогического и управленческого персонала.
Анализ сложившейся к моменту разработки программы образовательной ситуации
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №12 г.Волжского Волгоградской области начала функционировать в 1984году. С 1994 года педагогический коллектив начал работать в инновационном режиме. Важно было изначально определить стратегическое направление нашего развития, а для этого изучить запросы социума. Мониторинг позволил определить наиболее востребованные направления образования.
На основе изученных материалов при Волгоградском государственном институте повышения квалификации и переподготовки работников образования под руководством старшего преподавателя кафедры гуманитарного образования, методиста английского языка Леонтьевой Л.И., методиста управления образования г.Волжского Волгоградской области Башковой В.И. и заместителя директора по УВР МОУ СОШ №12 Марченко Е.В. были разработаны учебные планы, поставлены задачи по обновлению образования. Среди них: воспитание интеллигентности, культуры, гражданственности, глубоких прочных знаний на научной основе. Имело место не просто переименование школы, а создавалась новая школа, основанная на личностно-ориентированном подходе. И тогда, в 1994 году, открылись первые, сначала группы, а затем и классы с углубленным изучением иностранного языка.
В 1994 году школе был присвоен статус школы с углубленным изучением школы с углубленным изучением иностранных языков. На сегодняшний день обучающиеся школы имеют возможность углубленно изучать следующие предметы: английский язык, немецкий язык, русский язык.
Содержание образования определилось общечеловеческой целью образования – всесторонним гармоничным развитием личности:
-
ориентация на развитие всех способностей обучающегося;
-
научная направленность образования;
-
разработка в рамках базисного учебного плана таких блоков учебного материала, который был бы основан на связи между предметами, не нарушая их целостности и гармоничного сочетания отдельных блоков;
-
обеспечение уровневого подхода в усвоении знаний в соответствии с целями и возможностями обучающихся;
-
сквозной характер учебных программ.
Главной задачей, стоящей перед педагогическим коллективом, помочь ученику раскрыть и реализовать свои способности.
В основе развития учреждения лежали три принципа:
-
принцип развития свойств и качеств личности ученика, личности учителя;
-
принцип развивающего обучения, обеспечивающий внедрение развивающих программ и образовательных технологий;
-
принцип разработки средств и условий, обеспечивающих развитие.
В связи с этим педагогический коллектив планомерно и системно работал над проблемами:
-
Разработка системы личностно-ориентированного образования в МОУ СОШ №12, направленной на развитие творческой личности (1994-1997г.).
-
Разработка системы диагностики личностно-ориентированного образования и внедрение технологий личностно-ориентированного образования (1997 -2001г.).
-
«Создание педагогических условий развития познавательной самостоятельности учащихся, ориентированных на индивидуально-творческий подход к личности» (2001-2006г.)
Педагогический коллектив МОУ СОШ №12 вышел на уровень «развивающаяся школа как саморазвивающаяся система».
Наличие высокопрофессионального педагогического коллектива способствовало превращению школы в весьма привлекательное для родителей и учащихся образовательное учреждение (одно из наиболее престижных в городе), характеризуемое лучшими, чем в большинстве школ города, условиями для:
-
перестройки учебно-воспитательного процесса в направлении
усиления его развивающих характеристик;
-
профессионального и социально-культурного самоопределения
учащихся, адекватного их индивидуальности;
-
воспитания нравственного, духовно, физически здорового
человека;
-
предоставления учащемуся возможности саморазвития;
-
широкого привлечения педагогического потенциала родителей,
преподавателей вузов г.Волжского Волгоградской области;
-
отработки системы эффективной адаптации ребенка к будущим
условиям вузовского обучения;
-
высоким уровнем обученности детей на выходе, что подтверждается практически стопроцентной поступаемостью в вузы и в дальнейшем успешной учебой большинства детей – это свидетельствует о том, что школа реально обеспечивает воспроизводство интеллектуальной элиты города.
Организационно – педагогические характеристики и сведения о результативности учебного процесса
I. Организация учебного дня
Количество смен
|
2011-2012
учебный год
|
2012-2013
учебный год
|
2013-2014
учебный год
|
1 смена
|
808 человек
|
791человека
|
772человек
|
2 смена (6,7 классы)
|
155 человека
|
149 человек
|
166 человек
|
II. Количество классов и учащихся по ступеням обучения
уч. год
ступени
обучения
|
2011-2012
|
2012-2013
|
2013-2014
|
кол-во кл./ кол-во уч-ся
|
кол-во кл./ кол-во уч-ся
|
кол-во кл./ кол-во уч-ся
|
1 – 4 классы
|
17/464
|
16/442
|
16/449
|
5 – 9 классы
|
14/390
|
15/400
|
15/385
|
10 – 11 классы
|
4/109
|
4/98
|
4/104
|
Всего:
|
35/963
|
35/940
|
35/938
|
III. Количество классов и учащихся по параллелям
Классы
|
2011-2012
учебный год
|
2012-2013
учебный год
|
2013-2014
учебный год
|
кол-во кл./ кол-во уч-ся
|
кол-во кл./ кол-во уч-ся
|
кол-во кл./ кол-во уч-ся
|
1-е классы
|
5/127
|
4/101
|
4/121
|
2-е классы
|
4/119
|
4/121
|
4/98
|
3-е классы
|
4/114
|
4/115
|
4/119
|
4-е классы
|
4/104
|
4/105
|
4/111
|
5-е классы
|
3/83
|
3/91
|
3/86
|
6-е классы
|
3/72
|
3/80
|
3/89
|
7-е классы
|
3/83
|
3/69
|
3/77
|
8-е классы
|
3/92
|
3/73
|
3/65
|
9-е классы
|
2/60
|
3/87
|
3/68
|
10-е классы
|
2/56
|
2/47
|
2/58
|
11-е классы
|
2/53
|
2/51
|
2/46
|