1 сентября 2012 года.
2 класс. Классный руководитель Л.Д. Гущина
Классный час, посвященный 75-летию Алтайского края.
«Моя малая Родина»
Пояснительная записка
Данный классный час – ступень в системе мероприятий по патриотическому воспитанию, рассчитанная на учащихся 1-2 класса начальной школы, возраст детей 7-8 лет.
Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и гражданства. Эти качества включают в себя потребность преданно служить своей Родине, проявление к ней любви и верности, осознание и переживание её величия и славы, стремление беречь её честь и достоинство, практическими делами укреплять могущество и независимость.
Формирование патриотизма и гражданства в данном возрасте необходимо начинать с воспитания любви к малой родине, с привязанности к тем местам, где человек родился и вырос, с развития устойчивого познавательного интереса к прошлому и настоящему нашей Родины.
Цель данного мероприятия:
-
Воспитание гражданина и патриота.
Задачи данного мероприятия:
-
способствовать формированию представлений учащихся о малой родине;
-
способствовать формированию у учащихся чувства патриотизма, интереса к истории малой родины ;
-
содействовать развитию классного коллектива.
Основные понятия:
Результатом данного мероприятия можно считать появление интереса к изучению истории родного края и Родины. Формы (беседа, игра) и методы (индивидуальная работа, групповая и коллективная) соответствуют возрасту и психофизиологическим особенностям детей.
Основные знания, умения и навыки:
-
работать в парах;
-
понятие “ малая родина ”;
-
умение высказывать своё мнение, слушать и слышать других;
-
выучить нравственные понятия.
Участники
: учащиеся 2 класса и их родители, классный руководитель.
Ход классного часа «День Знаний»
звучит песня “ С чего начинается Родина ”
слова М.Матусовского, музыка В.Баснера
Учитель: -
Какое слово много раз повторилось в песне?
(Родина)
Учитель:
Родина- улица наша и дом,
Где ты играешь с любимым котом,
Где твой излюбленный ящик с песком,
Луг, чтоб бежать босиком,
Речка со светлым леском,
Зимний денёк со снежком,
Лёд под блестящим коньком,
Садик и школа потом.
:
Родина моя малая,
Я влюблена в твои радуги,
В лес твой, поля и реки
Я влюблена навеки.
Люди твои мне дороги,
Звуки твои и шорохи,
Тропки, что мною пройдены –
Это моя родина.
Учитель:
- Какое главное слово в этих стихотворениях?
- А что такое – Родина?
- У слова родина есть родственные слова– род, родился.
- А где вы родились?
Это и есть ваша малая родина.
- Как называется страна, где мы живём? (Россия)
(работа с картой)
- А где расположена наша малая родина?
(работа с картой Алтайский край, - Советский район)
(фильм об Алтайском крае)
- Сегодня мы познакомимся с малой родиной, в которой мы проживаем сейчас.
Поговорим о том, почему надо беречь и любить свою Родину.
Каждый человек, когда произносит такое тёплое, доброе слово, видит за ним свой дом, свою улицу, своих маму и папу, друзей. Именно в этом месте легче дышится, уверенно шагается, здесь звонче поют птицы, здесь синей небо и бескрайние поля.
- Что вы знаете о нашем селе? (рассказы детей)
- Ребята, а кто знает, как возник наше село и откуда появилось у неё такое название?
Учитель:
Хотелось рассказать о молодой Шульгинке,
Ещё поговорить о том, какая она сегодня есть.
Тогда в Шульгинке жили по старинке -
Хмелела молодость, но сохранялась честь.
Была Шульгинка просто отделенье,
В Шульгинке не было ни школы, ни дорог.
В семидесятые годы на удивленье
БГПК переступает наш порог.
Теперь в Шульгинке есть и школа, и бассейн.
Профилакторий добрый у нас тоже есть.
И в волейбол играть теперь умеем;
благоустроенных квартир теперь не счесть.
Они заманчивы для тех, кому шестнадцать
И не понятные, кому за шестьдесят.
Хоть трудно жить. Но невозможно сердцем оторваться
От этих мест, где ты родился и где рос,
Где научился плакать и смеяться.
И где пьем сок весною из берез.
Я рассказал вам о Шульгинке по порядку
И вспомнил юность, озорные вечера.
Какой же жизнь покажется мне краткой,
Ведь было всё как будто бы вчера.
(Малышев Алексей Григорьевич)
Село Шульгинка находиться на левом и правом берегу реки Шульгинка, левого притока реки Катунь. Село тянется вдоль реки более чем на два километра.
Первооткрывателями наших мест были купцы Шульгин и Поташин, которые торговали в этой местности, да и охотились тоже. Отсюда протока Шульгина, а также острова на Катуни против Культурки – большой Поташин и малый Поташин. По Шульгинской протоке была названа и река, которая протекала в той местности, наша река Шульгинка.
Это место, где сейчас расположена наша Шульгинка, облюбовали три красноярских мужика Синдеев, Гузеев и Щербатов. До революции здесь были их заимки. Дом Синдеева стоял в роще, там он держал свою пасеку, а также паром через Катунь. У рощи, через протоку Шульгинку был мост. Роща была живым гербарием наших мест. Здесь были представлены все виды деревьев и кустарников: берёза, два вида тополя, в том числе и серебристый, ива, осина, рябина, сосна, черёмуха, калина, боярка и воскоярка, облепиха и смородина. на полянах весной цвели цветы: подснежники. Летом зрела клубника, а осенью росли грибы. было много ежевики, лесной малины. В дуплах жили дикие пчёлы. Уникальное это было место
Дом Гузеевых стоял по улице Набережная, а дом Щербатовых – пос. Карьер. Мужики занимались земледелием, скотоводством, рыболовством, перевозом через Катунь.
В 1928 году, образовали Шульгинку, как второе отделение племзавода «Катунь».
- На какой улице вы живёте? Почему она так названа?
(обратить внимание на фотографии Игра “ Угадай улицу ”)
Учитель:
Есть улицы Центральные,
Высокие и важные
С витринами зеркальными
С гирляндами огней.
Но мне милей нешумные,
Милей – одноэтажные
От их названий ласковых
Становится теплей.
Пройду я по Берёзовой,
Сверну на Молодёжную
И на Совхозной улице
Я постою в тени.
Лесная и Центральная,
Строительная, Школьная
Как будто в детство давнее
Зовут меня они.
- Почему надо любить свою родину?
(варианты ответов учащихся)
Учитель:
Наше отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное; а матерью потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережёт от врагов.
Много есть на свете всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина.
- Ребята, представьте, что вы прилетели на другую планету и её жители спросили у вас, где вы живете, как выглядит ваша маленькая Родина. Как бы вы её описали? Расскажите о своём селе.
- А, что бы вы пожелали своему селу? Её жителям?
- А что бы вы пожелали себе в новом учебном году? Я хочу, чтобы свои пожелания вы написали на голубях. Ведь голубь- птица мира и счастья. Пусть желание, написанное вами на этой птице, обязательно исполнится. (дети выполняют задание).
Подведение итогов:
Как не любить такое место,
Не удивляться красоте, -
Стоит берёзка, как невеста,
И отражается в воде.
Её наряд узором вышит,
В глазах полосками рябит.
Она здесь клятвы часто слышит
И в тайне бережно хранит.
-
Любимый мой посёлок,
Чудесный и красивый
Ещё ты очень молод
Среди всех сёл России.
Твои мы улочки, леса
Беречь с любовью будем,
Твоей душевной доброты
Мы в жизни не забудем.
-
релаксация мероприятия ( настроение на доске)