С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, Н.И. Сонин.
Биология.
Общие закономерности
9 класс
Лабораторные работы
Лабораторная работа № 1
Изучение результатов искусственного отбора
Цель работы: выявить черты сходства и различия сортов растений как результат реализации задач, поставленных человеком в ходе искусственного отбора.
Ход работы:
-
Рассмотрите предложенные сорта яблок, найдите черты сходства и отличия у них с диким предком.
-
Заполните таблицу
Сравниваемые признаки
|
Название сорта яблок
|
Антоновка
|
Белый
налив
|
Пепин шафранный
|
Дикая яблоня
|
Окраска плодов
|
|
|
|
|
Окраска мякоти
|
|
|
|
|
Вкус
|
|
|
|
|
Размер
|
|
|
|
|
Сроки созревания
|
|
|
|
|
-
Объясните причины отличий, сформулируйте вывод.
Вывод:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лабораторная работа № 2
Изучение приспособленности организмов к среде обитания
Цель работы: выявить черты приспособленности организмов к среде обитания и их относительный характер
Ход работы:
-
Рассмотрите гербарные растения.
-
Определите среду обитания каждого из образцов.
-
Опишите черты приспособленности к условиям среды обитания.
-
Заполните таблицу
№
|
Название вида
|
Среда обитания
|
Черты приспособленности к условиям среды
|
1
|
|
|
|
2
|
|
|
|
3
|
|
|
|
-
Как возникли данные приспособления и почему они носят относительный характер? Сформулируйте вывод.
Вывод:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лабораторная работа № 3
Определение ароморфозов и идиоадаптаций в эволюции растений
Цель работы: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений.
Ход работы:
-
Рассмотрите гербарные растения.
-
Выявите ароморфозы у предложенных образцов. Заполните таблицу.
№
|
Название вида
|
Особенности строения
|
Ароморфоз
|
1
|
Мох -
|
|
|
2
|
Хвощ -
|
|
|
3
|
Папоротник -
|
|
|
-
Выявите идиоадаптации у предложенных образцов. Заполните таблицу
№
|
Название вида
|
Особенности строения
|
Идиоадаптации
|
1
|
|
|
|
2
|
|
|
|
3
|
|
|
|
-
Каково значение ароморфозов и идиоадаптаций в эволюции? Сформулируйте вывод.
Вывод:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лабораторная работа № 4
Каталитическая активность ферментов в живых клетках
Цель работы: выявить каталитическую функцию белков в живых клетках
Ход работы:
-
В две пробирки налейте перекись водорода.
-
В первую пробирку поместите сырой картофель.
-
Во вторую пробирку поместите вареный картофель.
-
Пронаблюдайте полученный результат. Заполните таблицу.
перекись водорода и сырой картофель
|
перекись водорода и вареный картофель
|
|
|
-
Объясните свои наблюдения. Сформулируйте вывод.
Вывод:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лабораторная работа № 5
Изучение строения растительной и животной клеток под микроскопом
Цель работы: выявить отличительные особенности строения растительной и животной клеток
Ход работы:
-
Рассмотрите готовый микропрепарат растительной клетки.
-
Рассмотрите готовый микропрепарат животной клетки.
-
Найдите черты сходства и отличия в строении растительной и животной клеток. Сделайте рисунок и заполните таблицу.
Особенности строения клетки
|
Растительная клетка
|
Животная клетка
|
Рисунок
|
|
|
Черты сходства
|
|
|
Черты отличия
|
|
|
4. Сформулируйте вывод.
Вывод:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лабораторная работа № 6
Митоз в клетках корешков лука
Цель работы: выявить отличительные особенности стадий митотического деления клеток.
Ход работы:
-
Рассмотрите готовый микропрепарат «Митоз в клетках корешков лука»
-
Найдите клетки на разных стадиях митотического деления.
-
Сделайте рисунок и заполните таблицу.
Название стадии
|
Особенности стадии
|
Рисунок
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. В чем заключается биологическая роль митоза? Сформулируйте вывод.
Вывод:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лабораторная работа № 7
Способы бесполого размножения организмов
Цель работы: выявить отличительные особенности стадий митотического деления клеток.
Ход работы:
-
Рассмотрите гербарии растений и живые объекты растений.
-
Предложите способы бесполого размножения этих растений.
-
Заполните таблицу.
№
|
Название растения
|
способы бесполого размножения
|
1
|
Земляника
|
|
2
|
Лук репчатый
|
|
3
|
Традесканция
|
|
4
|
Фиалка
|
|
5
|
Пырей ползучий
|
|
6
|
Картофель
|
|
7
|
Георгин
|
|
4. В чем заключается биологическая роль бесполого размножения? Сформулируйте вывод.
Вывод:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лабораторная работа № 8
Строение половых клеток
Цель работы: выявить отличительные особенности строения половых клеток.
Ход работы:
-
Рассмотрите готовые микропрепараты половых клеток.
-
Заполните сравнительную таблицу.
Признаки
|
Сперматозоид
|
Яйцеклетка
|
Строение и форма
|
|
|
Подвижность
|
|
|
Запас питательных веществ
|
|
|
Размер
|
|
|
Численность
|
|
|
Набор хромосом
|
|
|
3. В чем заключается биологическая роль половых клеток? Сформулируйте вывод.
Вывод:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лабораторная работа № 9
Решение генетических задач. Составление родословной.
Цель работы: закрепить умение решения генетических задач и получить навыки по составлению родословной.
Ход работы:
1. Решите задачу на моногибридное, дигибридное или анализирующее скрещивание.
2. Составьте свою родословную.
3. Для чего необходимо знание законов генетики? Сформулируйте вывод.
Вывод:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лабораторная работа № 10
Построение вариационного ряда и вариационной кривой
Цель работы: расширить и систематизировать знания о фенотипической изменчивости.
Ход работы:
-
Измерьте длину семян фасоли (20 – 30 штук)
-
Постройте вариационный ряд, в котором V – длина семян, а Р – частота встречаемости.
3. Постройте вариационную кривую. Отметьте на кривой наивысшую точку.
P

V
4. Какими биологическими причинами вызвано распределение вариант в вариационном ряду? Что показывает вариационная кривая? Сформулируйте вывод.
Вывод:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лабораторная работа № 11
Изучение фенотипов местных сортов растений
Цель работы: расширить знания о задачах современной селекции.
Ход работы:
1. Рассмотрите пакетики семян различных сортов томатов, изучите агротехнические аннотации и изображения плодов.
2. Опишите особенности двух сортов, заполните таблицу.
Особенности сорта
|
№ 1
|
№ 2
|
Фенотипические признаки
|
|
|
Требования к почве
|
|
|
Сроки созревания
|
|
|
Агротехника
|
|
|
Вкусовые качества
|
|
|
Урожайность
|
|
|
Сохранность и транспортабельность
|
|
|
Устойчивость к болезням
|
|
|
3. Соответствуют ли данные сорта требованиям нашего региона? Какими методами он были получены? Почему для каждого региона нужны свои сорта? Сформулируйте вывод.
Вывод:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лабораторная работа № 12
Составление цепи питания
Цель работы: расширить знания о биотических факторах среды.
Ход работы:
1. Рассмотрите рисунок 126 и составьте две цепи питания. Помните, что цепь всегда начинается продуцентом и заканчивается редуцентом.
________________ →________________→_______________→_____________
________________ →________________→_______________→_____________
2. Вспомните свои наблюдения в природе и составьте две цепи питания. Подпишите продуценты, консументы (1 и 2 порядков), редуценты.
________________ →________________→_______________→_____________
________________ →________________→_______________→_____________
3. Что такое цепь питания и что лежит в её основе? Чем определяется устойчивость биоценоза? Сформулируйте вывод.
Вывод:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________