Перейти на главную страницу
…………………………………………..
………………………………………….
Цель работы:
Электрон - одна из стабильных элементарных частиц, обладающая электрическим зарядом. Характеристики электрона:
Заряд е = –1,6 10-19 Кл
Масса покоя mе = 9,1 10-3 1кг
Энергия покоя Е0 = 8,210-15 Дж или 0,51 МэВ
Важнейшей характеристикой электрона, входящей во многие формулы, является его удельный заряд, т.е. отношение заряда электрона к его массе e/m =1,761011 Кл/кг.
Теоретическая часть
Движение электронов в магнитном поле
Магнитное поле – это материальная среда, передающая силы магнитного взаимодействия. Магнитное поле создается движущимися зарядами (электрическим током) и действует на движущиеся электрические заряды (электрический ток). Силовой характеристикой магнитного поля в данной точке является вектор индукции , величина и направление которого зависят от величины тока и конфигурации проводника. Расчет индукции магнитного поля выполняется на основании закона Био-Савара-Лапласа. В частности, индукция на оси длинного (L>>d) однослойного соленоида, равна
где - магнитная проницаемость сердечника соленоид (для воздуха 1), 0 =410-7Гн/м - магнитная постоянная, n - число витков, I - сила тока, L - длина соленоида.
Известно, что на неподвижные электрические заряды магнитное поле не действует. Но, если электрически заряженная частица с зарядом q движутся в магнитном поле так, что вектор ее скорости составляет некоторый угол с вектором индукции магнитного поля, то на неё действует сила Лоренца, модуль которой равен
F = qVBsin. (2)
При любой ориентации векторов и
сила Лоренца
перпендикулярна к каждому из них.
Направление силы Лоренца для положительно заряженных частиц определяется по правилу левой руки.
Рис. 1
Продольная скорость электронов в электронно-лучевой трубке (ЭЛТ) определяется величиной анодного напряжения UA и может быть вычислена с помощью закона сохранения энергии:
где е – заряд электрона, mе – масса электрона.
Попадая в пространство между горизонтально или вертикально отклоняющими пластинами, электроны получают дополнительную скорость VX (или VY), направленную перпендикулярно оси трубки (рис. 1). Эту скорость можно оценить по величине смещения X (или Y- для вертикально отклоняющих пластин)
, (4)
где (или
) – расстояние от середины отклоняющих пластин до экрана. (В данном расчете пренебрегаем смещением электронов за время движения между отклоняющими пластинами).
Если теперь создать магнитное поле, вектор индукции которого направлен вдоль оси ЭЛТ, то в результате взаимодействия магнитного поля и поперечной скорости VX электрон начнет вращаться по окружности. Радиус этой окружности и период вращения электрона определяется соотношениями
, (5)
, (6)
где В – индукция продольного магнитного поля. Вращаясь по окружности, электрон сохраняет свою продольную скорость вдоль оси ЭЛТ. В результате сложения двух движений электрон движется по винтовой линии. Радиус винта равен R (5), а шаг винта
где - угол между направлением вектора магнитной индукции и скоростью электронов.
Подставив в формулу (5) для радиуса вращения электронов выражение для их поперечной скорости (4), получаем
. (8)
За время движения от отклоняющих пластин до экрана электрон успевает повернуться в своем вращении на угол , который можно определить из пропорции
Отсюда получаем способ определения удельного заряда электрона через угол поворота светящейся точки на экране ЭЛТ
где угол , естественно, должен быть измерен в радианах.
Как видно из рисунка 2, координаты (X,Y) «точки» на экране определяются углом поворота винта и его радиусом
. (11)
Рис. 3
Рисунок выполнен для случая, когда первоначальное отклонение задают горизонтально отклоняющие пластины, а направление магнитного поля таково, что вращение электронов происходит «вниз».
В опыте фактически измеряется угол , который связан с углом :
= 2 . (12)
При увеличении индукции магнитного поля В одновременно меняются и угол поворота и радиус вращения R. Это приводит к тому, что точка на экране описывает сложную спиралевидную кривую, так называемую кохлеоиду (рис. 3). Ее можно наблюдать на экране трубки, если питать соленоид пульсирующим током, например, от однополупериодного выпрямителя без сглаживающих фильтров. Если в интервале времени пролета электронов до экрана помещается целое число периодов их вращения, то конец вектора совершает целое число оборотов и на экране наблюдается целое число колец кохлеоиды.
2. Экспериментальная часть
Экспериментальная установка
Экспериментальная установка собрана на основе школьного электроннолучевого осциллографа с трубкой ЭЛО-13. Ускоряющее напряжение электронного прожектора 950В, напряжение на пластинах электростатического отклонения луча достигает 150В. Ручки управления выведены на переднюю и верхнюю панели прибора. Ручки снабжены указателями их функционального назначения. В данной работе используются только ручки горизонтального и вертикального отклонений, яркости и фокусировки. Развертка и усилители горизонтального и вертикального входов должны быть выведены в нулевое положение.
300
Освойте вначале способы управления лучом ручками «Яркость», «Фокус», Y (вверх-вниз) и X (влево-вправо). Добейтесь резкого изображения пятна размером не более 1 мм. Установите пятно в центре экрана.
В случае отрицательных частиц, например, электронов следует пальцы левой руки направить навстречу их движению.
1. С помощью правила левой руки определите, в каком направлении будет действовать на электроны сила Лоренца: а) при поднесении магнита северным полюсом слева, сверху и справа к ЭЛТ, б) при поднесении магнита южным полюсом слева, сверху и справа к ЭЛТ.
Покажите эти прогнозируемые направления на рисунках отчета стрелками синего цвета.
2. Проведите экспериментальную проверку направления отклонения пучка электронов, поднося магнит к ЭЛТ справа, слева и сверху и укажите стрелками другого цвета на тех же рисунках реальное направление отклонения.
3. В выводе отметьте количество ошибок, допущенных при определении направления силы Лоренца.
Результаты опыта: ………………………………………………………...
………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………
1. С помощью ручек управления поместите «точку» в центре экранной сетки и добейтесь максимальной фокусировки пучка электронов, даже за счет снижения его яркости – «оптимальная точка».
2. Используя горизонтально отклоняющие пластины, выведите «точку» на расстояние X= 30-40 мм от первоначального положения.
3. Подключите блок питания к клеммам соленоида.
4. Регулируя силу тока в соленоиде, добейтесь отклонения пучка электронов от первоначального положения на угол 1 =15. Запишите силу тока I1 в соленоиде.
5. Измерьте с помощью пластмассовой линейки расстояние 1 «точки» от центра экранной сетки.
6. Постепенно увеличивая силу тока в соленоиде, отклоняйте электроны на =30, 45 и т.д. вплоть до 90. Каждый раз в таблицу отчета записывайте расстояние до центра экрана и показание амперметра.
7. По полученным данным на диаграмме, данной в отчете, вычертите кривую движения пучка электронов при увеличении индукции продольного магнитного поля (левая диаграмма отчета).
8. Вычислите: по формуле (13) индукцию магнитного поля соленоида; по формуле (12) угол поворота электронов при различных В; по формуле (10) удельный заряд электрона.
8. Проанализируйте полученные значения величины удельного заряда электрона. Вычислите среднее значение. При нахождении среднего значения можно отбросить из общего ряда значения, резко отличающиеся от остальных, считая их промахами.
№ п/п |
, град. |
I ,мА |
ρ, мм |
, град. |
, рад. |
B, мТл |
е/m1011, Кл/кг |
1 |
0 |
0 |
|
0 |
0 |
0 |
- |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
Среднее по всем опытам е/m = ………… 1011 Кл/кг
Табличное значение е/m = ………… 1011 Кл/кг
Вывод: ………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
Задание 3. Движение электрона в переменном магнитном поле
Подайте на соленоид переменное напряжение 42 В промышленной частоты. Как известно, оно изменяется по синусоидальному закону с частотой 50 герц. По такому же закону теперь изменяется индукция магнитного поля в соленоиде. Такое поле заставит электроны описывать на экране сложную кривую, которая состоит из двух симметричных ветвей. Одна из них по форме совпадает с кривой, построенной по точкам в предыдущем опыте. Отличается она только тем, что линия «сдвоена». Вторая ветвь полностью симметрична первой.
Пронаблюдайте поведение линий на экране, зарисуйте с экрана эту картину в отчет (правая диаграмма). Объяснение их происхождение.
Дополнительные задание
Термины, законы, соотношения.
(знать к зачёту)
ДВИЖЕНИЕ ЭЛЕКТРОНОВ В
№ п/п |
, град. |
I ,мА |
ρ, мм |
, град. |
, рад. |
B, мТл |
е/m1011, Кл/кг |
1 |
0 |
0 |
|
0 |
0 |
0 |
- |
2 |
15 |
80 |
|
30 |
0,52 |
0,000456 |
1,76 |
3 |
30 |
170 |
|
60 |
1,04 |
0,000969 |
1,56 |
4 |
45 |
250 |
|
90 |
1,57 |
0,001425 |
1,62 |
5 |
60 |
330 |
|
120 |
2,09 |
0,001881 |
1,65 |
6 |
75 |
410 |
|
150 |
2,61 |
0,002337 |
1,67 |
7 |
90 |
480 |
|
180 |
3,14 |
0,002736 |
1,76 |
№ п/п |
, град. |
I ,мА |
ρ, мм |
, град. |
, рад. |
B, мТл |
е/m1011, Кл/кг |
1 |
0 |
0 |
|
0 |
0 |
0 |
- |
2 |
15 |
100 |
|
30 |
0,52 |
0,00038 |
2,53 |
3 |
30 |
240 |
|
60 |
1,04 |
0,000912 |
1,76 |
4 |
45 |
350 |
|
90 |
1,57 |
0,00133 |
1,86 |
5 |
60 |
0,5 |
|
120 |
2,09 |
0,0019 |
1,62 |
6 |
75 |
0,63 |
|
150 |
2,61 |
0,002394 |
1,59 |
7 |
90 |
0,84 |
|
180 |
3,14 |
0,003192 |
1,29 |
Среднее по всем опытам е/m = 1,77 1011 Кл/кг
Изучить движение электронов в продольном и поперечном магнитном поле. Определить удельный заряд электрона
08 10 2014
1 стр.
Цель работы: Изучить методы измерения различных величин. Ознакомиться основными инструментами для измерений. Научаться пользоваться измерительными инструментами
11 09 2014
1 стр.
Термоэлектрические термометры. Лабораторная работа №4 по дисциплине “Методы и средства гидрометеорологических измерений”. С. Пб: рггму, 2001, 20 с
13 10 2014
1 стр.
Лабораторная работа Выполнение расчетов с использованием программирования в среде Visual Basic for Applications
18 12 2014
1 стр.
Частица массой m, заряженная зарядом q, находится в однородном магнитном поле с индукцией B. Частице сообщают скорость v в направлении перпендикулярном вектору B. Как будет двигать
18 12 2014
1 стр.
Исследование психрометра. Описание лабораторной работы №5 по курсу “Методы и средства гидрометеорологических измерений”. С. Пб: рггму, 2001, 15 с
01 10 2014
1 стр.
Лабораторная работа № Исследование терморезисторов. По дисциплине “Методы и средства гидрометеорологических измерении”. – С. Петербург.: Рггму, 2001, 15 с
27 09 2014
1 стр.
Контур с током в магнитном поле. Момент сил, действующий на рамку с током. Магнитный момент
28 09 2014
1 стр.