СИНТЕЗ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ
Лабораторная работа
СИНТЕЗ П-ГИДРОКСИАЦЕТАНИЛИДА (ПАРАЦЕТАМОЛА)
-
ЦЕЛЬ РАБОТЫ
Цель работы − ознакомление с особенностями проведения синтеза органических веществ, в частности, ароматических соединений.
-
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ВВЕДЕНИЕ
п-Гидроксиацетанилид (парацетамол) широко используется как болеутоляющее и жаропонижающее средство. Парацетамол часто используется вместо аспирина (ацетилсалициловой кислоты), т.к. он в меньшей степени раздражает стенки желудка. Однако, в отличие от аспирина, парацетамол не обладает противовоспалительным действием. Передозировка парацетамола может вызвать серьезное поражение печени, и даже смерть.
Чистый п-гидроксиацетанилид представляет собой белый кристаллический порошок с кремовым или розовым оттенком. Легко растворим в спирте, хорошо растворяется в горячей воде и плохо в холодной воде.
Реакция протекает согласно уравнению:
-
ПРИБОРЫ И РЕАКТИВЫ
п-Аминофенол, уксусный ангидрид.
Круглодонная колба на 50 мл, обратный холодильник, химические стаканы на 50 мл, стеклянная палочка, воронка с фильтрующим дном, колба для фильтрования, плитка для нагревания, фильтровальная бумага.
-
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ РАБОТЫ
В круглодонную колбу на 50 мл помещают 3,1 г п-аминофенола (1), 10 мл воды и осторожно прибавляют 4 мл уксусного ангидрида (2). Смесь перемешивают до полного растворения п-аминофенола и нагревают с обратным холодильником в течение 10 мин.
Реакционную смесь охлаждают, переливают ее в стакан и дополнительно охлаждают льдом, потирая стенки стакана стеклянной палочкой до начала кристаллизации продукта. Образовавшуюся белую или слегка окрашенную кристаллическую массу фильтруют на воронке с фильтрующим дном, тщательно отжимая продукт. Кристаллы несколько раз промывают небольшим количеством холодной воды.
Чистый продукт не должен иметь запаха уксусной кислоты, что и достигается промыванием водой. Однако, ввиду значительной растворимости продукта в воде, важно применять следующую технику промывания: используют ледяную воду маленькими порциями по 2-3 мл при тщательном перемешивании кристаллов. Это способствует снижению потерь и получению высокого выхода чистого продукта.
Выход 3,63 г (80%). Т. пл. 169 - 171оС.
-
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТА
Описание синтеза в лабораторном журнале необходимо выполнить по приведенной ниже форме.
1. Дата, название и цель лабораторной работы.
2. Литературный (или другой) источник, использованный при подготовке к работе
3. Уравнение протекающей реакции (используются структурные формулы)
4. Расчет синтеза (заполняется таблица)
Названия реагентов
|
Брутто-формулы
реагентов
|
Молекулярные массы реагентов, г/моль
|
Плотность
реагентов,
г/мл
|
Объем реагентов,
мл
|
Массы реагентов,
г
|
количество вещества реагентов,
моль
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. Используемые растворители.
6. Другие вещества, используемые в синтезе (указать их названия, формулы и назначение).
7. Схема прибора (зарисовать схему прибора, указать название основных деталей прибора).
8. Краткое описание хода работы (заполняется таблица)
Порядок проведения эксперимента по методике (заполняется в ходе подготовки к лабораторной работе)
|
Наблюдения, сделанные во время проведения эксперимента, особенности течения реакций, отступления от методики.
|
|
|
9. Характеристики продукта реакции (заполняется таблица)
Название продукта реакции, его брутто-формула, структурная формула, молекулярная масса
|
Константы (для твердых веществ – Тпл, для жидкостей – Ткип, плотность и показатель преломления) по литературным данным
|
Константы (для твердых веществ – Тпл, для жидкостей – Ткип, плотность и показатель преломления), определенные экспериментально
|
|
|
|
10. Расчет выхода продукта реакции (заполняется таблица)
Масса полученного вещества, г
|
Теоретический выход, г
|
Выход, достигнутый от теоретического, %
|
Выход, достигнутый от методики, %
|
|
|
|
|
-
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Определите, к каким классам органических веществ относится синтезируемое вами соединение.
2. Объясните, почему выход реакции не является 100%-ным. Какие побочные реакции могут протекать при получении синтезированного Вами соединения? Какие еще факторы способствуют потере вещества?
3. Предложите альтернативный метод получения парацетамола.
4. Предложите формулы одного гомолога и одного изомера синтезируемого вещества. Составьте брутто-формулы этих веществ и рассчитайте их молекулярные массы.
5. Из 11 кг технического п-аминофенола, содержащего 1% примесей, был получен парацетамол с выходом 76%. Рассчитайте массу полученного парацетамола.
6. Напишите структурную формулу аспирина. К какому классу веществ относится данное соединение? Составьте брутто-формулу этого вещества и рассчитайте его молекулярную массу.