Министерство науки и образования Украины
Саксаганское районо в городе советов
Конспект урока по литературе в 6 классе
на тему: Н. Кун «Легенды и мифы Древней Греции. «Нарцисс», «Сизиф», «Тантал», «Кипарис», «Гиацинт», «Гименей» «Афродита», «Эрот», «Пигмалион», «Стимфалийские птицы. Третий подвиг Геракла»»
Подготовила:
учитель русского языка и литературы, специалист
КОШ № 120
Козакова Ирина Анатольевна
2012 г.
г. Кривой Рог
Конспект урока по литературе в 6 классе
Тема: Н. Кун «Легенды и мифы Древней Греции. «Нарцисс», «Сизиф», «Тантал», «Кипарис», «Гиацинт», «Гименей» «Афродита», «Эрот», «Пигмалион», «Стимфалийские птицы. Третий подвиг Геракла»»
Цель: познакомить учащихся с краткими сведениями Н. Куна; развивать творческое мышление у учащихся, логического построения устного ответа; формировать навыки выразительного чтения; воспитывать любовь и интерес к истории Др. Греции
Оборудование : презентация на компьютере, аудиозаписи мифов
Тип урока: комбинированный
Ход урока
1. Организационный момент
2. Оглашение оценок по самостоятельной работе (тестирование «Дедал и Икар»)
3. Мотивация учебной деятельности
а) Сл. учителя Ребята! Сегодня мы с вами заканчиваем изучение темы «Мифы Др. Греции» и подведем итоги, рассматривая книгу Н. Куна «Легенды и мифы Др. Греции»
б) Биография Н. Куна (дети конспектируют под диктовку)
Кун Николай Альбертович (21.05 1877 – 28.10.1940), прожил 63 года, рус. историк, писатель, педагог, автор популярной книги «Легенды и мифы Др. Греции». Занимался историей Античного мира.
Родился в Москве, происходит от обрусевшего немецкого рода. Отец: Альберт Францевич Кун, человек образованный, занимался наукой, знал хорошо рус. культуру. Мать: Антонина Николаевна Игнатьева, из старинного дворянского рода, пианистка, ученица Рубинштейна и Чайковского.
Н. Кун окончил МГУ в 1903 г. с дипломом 1 степени. После уехал по распределению в Тверь, где работал учителем истории в женской семинарии.
Вся жизнь Н. Куна была связана с образованием. Он провел преподавательскую деятельность во многих учебных заведениях, не только в Росии, но и за рубежом- Берлин.
Кун написал ряд интереснейших книг, которые носили исторический характер:
1) «Сказки африканских народов» (1910);
2) «Сказки цыган» (1921-1922, 2 тома);
3) «Сказки народов островов Великого океана» (1922);
4) «Первобытная религия» (1922);
5) «Письма темных людей» - его первая крупная работа.
Н. Кун внес большой вклад в науку, составив Большую и Малую энциклопедию. Руководил экскурсией русских ученых в Риме 1911-1912; в римских музеях читал лекции по истории античного искусства.
Умер Николай Кун 28 октября 1940 г. в поселке Черкизово, Московской области.
10 декабря 2003 года к 100-летию начала творческой деятельности в библиотеке Нижегородского университета, где работал при жизни писатель, состоялась встреча студентов и сотрудников с внучкой Куна – Инной Ипполитовной Кун-Немировской, которая поделилась воспоминаниями об ученом, педагоге и просто дедушке. Показала семейные портреты и реликвии.
в) Фото-галерея писателя (презентация)
4. Работа над книгой Н. Куна «Легенды и мифы Древней Греции»
а) Эвристическая беседа по содержанию мифов с иллюстрациями мифов на презентации:
«Нарцисс»
1. Один учащийся пересказывает миф
2. Почему умер Нарцисс?
3. Какие выводы можно сделать, после прочтения мифа? Чему он нас учит?
Характеристика Нарцисса: цветок смерти, очень себя любил, из-за чего и погиб. (запись в тетрадь)
«Сизиф»
1. Один учащийся пересказывает миф
Учитель: Сизиф – сын бога повелителя всех ветров Эола, основателя города Коринфа. Обманул Аида, который за это наказал Сизифа – все время Сизиф вкатывает тяжелый камень на гору, который потом опять катится вниз.
1. Какие качества характера присущи Сизифу?
2. Почему Сизиф заковал Тантала-бога смерти в оковы?
3. Кто освободил Танатала? Что было на земле, когда Тантал был прикован?
4. Почему Сизиф несколько раз побывал в царстве Аида? И чем закончился последний раз?
Характеристика Сизифа: хитрый, коварный, изворотливый.
Выводы: Так вечно катит камень Сизиф и никогда не может достигнуть цели – вершины горы. (запись в тетрадь)
«Кипарис»
1. Один учащийся пересказывает миф
Характеристика Кипариса: Сын царя Кеоса, друг стреловержца Апполона.
Выводы: теперь у дверей дома, где есть умерший, греки вешают ветвь кипариса, сажают кипарисы и у могил. (запись в тетрадь)
«Гиацинт»
1. Один учащийся пересказывает миф
Учитель: Гиацинт – юный сын царя Спарты, друг Апполона.
Выводы: греки считали, что на лепестках дикого гиацинта можно прочесть слово: «ай-ай!- горе! горе!» (запись в тетрадь)
«Тантал»
1. Один учащийся пересказывает миф
Характеристика Тантала: сын Зевса и Плуто. Его не любили олимпийские боги. Царствовал в Лидии.
2. За что боги не любили Тантала?
3. Что он украл у богов?
4. Как Зевс наказал Тантала?
5. Объясните фразеологизм «Танталовы муки».
б) Прослушивание аудиозаписей мифов «Гименей», «Афродита», «Эрот», «Пигмалион», «Стимфалийские птицы. Третий подвиг Геракла».
5. Подведение итогов урока
а) Беседа
-- Что вы узнали из истории Античности?
-- Что вам запомнилось больше всего?
-- Назовите мифы, которые вам понравились?
6. Подача домашнего задания:
Подготовить рисунки любимого мифа.