Перейти на главную страницу
.
Основное содержание истории нового времени, или новой истории,— утверждение и развитие капитализма, последней антагонистической общественно-экономической формации, высшая стадия которой, империализм, является кануном пролетарской социалистической революции: Более или менее точным рубежом начала нового времени принято считать английскую буржуазную революцию середины XVII в.
На рубеже средних веков и нового времени колониальные владения европейских государств в Азии и Африке были еще невелики. Первой европейской державой, создавшей в конце XV — начале XVI в. свою колониальную империю в Азии и Африке, была Португалия. Испания развертывала колониальную экспансию главным образом в Западном полушарии
В начале XVII в. Африка впервые привлекает к себе внимание английских, голландских и французских колонизаторов. В 1618 г. Англия создала свой первый форт в Гамбии (Западная Африка) и закрепилась на Золотом Берегу (Гана). В 1637г. на Золотом Берегу обосновались и голландцы. В этом же году Франция основала форт в устье р. Сенегал.
В 1652 г. Голландия захватила район мыса Доброй Надежды, создав здесь Капскую колонию.
Несмотря на то что европейские державы в период Великих географических открытий захватили ряд пунктов в Азии и Африке, к началу нового времени колонизаторы еще не могли оказывать сильное влияние на социально-экономическое и политическое развитие подавляющего большинства народов Востока.
Крупнейшим государством Восточной Азии являлся Китай, которым с середины XIV до середины XVII в. правила династия Мин. На протяжении многовековой истории размеры территории, населенной китайцами (ханьцами), неоднократно менялись, но их этнографические границы не выходили за пределы провинций собственно Китая, и в частности за Великую китайскую стену.
Китай был развитым феодальным государством, имевшим экономические и политические связи со многими странами. Он торговал с различными феодальными владениями и государствами Азии.
Однако Китай почти не имел связей с Европой и государствами Ближнего Востока. Слабыми были контакты и с такой крупнейшей страной Азии, как Индия.
Азия была разделена между тремя странами Европы — Великобританией, Францией и Голландией.
Свои отношение с Азией эти страны Европы завязали еще в конце 15 века. А уже в 17 веке ради расширения этих связей они начали создавать здесь разнообразные торговые компании.
Наибольшее количество территорий имела здесь, конечно, Великобритания.
Но, кроме того, в 18—19 веках Великобритания завоевала еще и другие азиатские страны, создав из них свои колонии.
Так, в 1819 году британской колонией стал Сингапур, в 1867 году — Малакка и Пенанг.
Некоторые малайские страны вошли в состав федерации, которую тоже контролировала Великобритания.
Шестьдесят лет британцы пытались захватить также Бирму — и это им удалось лишь в 1885 году.
А еще в 1850 году Франция захватила Индокитай (в настоящий момент на этой территории находятся Камбоджа и Вьетнам).
Голландия же господствовала над островами Индонезиb
Что же в Африке, то почти всю ее территорию распределили между собой семь европейских стран — Великобритания, Бельгия, Франция, Португалия, Испания, Германия и Италия.
Лишь некоторые африканские страны (например, Либерия и Эфиопия) на то время оставались еще свободными.
Помогал европейцам контролировать этот район земного шара так называемый Суэцкий канал, который был построен в 1869 году.
Первоначально Капитуляции представляли собой льготы, которые соответствующее правительство могло предоставить гражданам др. страны и по своему усмотрению отменить (например, Капитуляции в отношениях между итальянскими городами и Византией, христианскими княжествами в Палестине и египетскими мамлюкскими султанами и т.п.). В середине 15 в. султаны Османской империи предоставили Капитуляции гражданам Генуи и Венеции. В 1535 (или 1536) тур. султан Сулейман I Кануни предоставил первую Капитуляции Франции. Эта Капитуляции, данная в период наибольшего могущества Османской империи, так же, как и Капитуляции более раннего периода, не носила неравноправного характера. По мере ослабления Османской империи содержание Капитуляции изменялось. Например, в 1740 привилегии в Османской империи в пользу Франции были расширены и закреплены «навечно». С конца 18 в. условия Капитуляции стали включаться в договоры, заключавшиеся Османской империей с иностранными государствами. Капитуляции из добровольно предоставлявшихся льгот превратились в кабальные условия, закреплявшие привилегии в пользу иностранных государств и их подданных.
В конце 19 в. добилась отмены Капитуляции Япония. В большинстве балканских стран, входивших в состав Османской империи, Капитуляции были отменены после освобождения этих стран от османского ига: в тех частях Османской империи, которые превратились фактически в колонии европейских держав, Капитуляции были упразднены правительствами метрополий с целью безраздельного господства в своих колониях (в Алжире в 1830. Тунисе в 1883—84, Триполитании в 1912).
В результате подъёма национально-освободительного движения в странах Азии и Африки, при поддержке Советского государства. решительно выступившего против всяких капитуляционных привилегий и отказавшегося (по договорам с Турцией и Ираном в 1921, Китаем в 1924) от капитуляционных прав, которыми раньше пользовалась царская Россия, начался процесс ликвидации режима Капитуляции Турция окончательно освободилась от капитуляционного режима по Лозаннскому мирному договору 1923. Капитуляционный режим в Иране был ликвидирован в 1928, Египте в 1937—49, Китае в 1943—47.
На рубеже средних веков и нового времени колониальные владения европейских государств в Азии и Африке были еще невелики. Первой европейской державой, создавшей в конце XV — начале XVI в. свою колониальную империю в Азии и Африке, была Португалия. Испания развертывала колониальную экспансию главным образом в Западном полушарии. Португалия захватила по побережью Африки, Персидского залива, Юго-Восточной Азии, в Индонезии ряд опорных пунктов, которые позволили ей занять преобладающее положение в торговле Европы с Востоком. В дальнейшем большинство португальских владений в Азии перешло в руки Голландии и Англии. Несколько позднее на путь колониальной экспансии вступила Франция.
Европейские державы приобрели первые колониальные владения в Азии еще до английской буржуазной революции середины XVII в. Они располагали несколькими опорными базами в Индии. Португальскими колониями являлись Гоа и некоторые другие пункты на Малабарском побережье. В начале XVII в. англичане захватили на западном побережье Индии г. Сурат.
Голландцам удалось утвердиться на о-ве Цейлон (ныне Шри Ланка), захватить южную часть Малайи. На юге Китая в руки португальцев перешел Аомынь (Макао).
Но наиболее значительные по территории колониальные владения европейских держав в Азии были к тому времени на Филиппинах и в Индонезии. Филиппинский архипелаг составляет свыше 7 тыс. островов; наиболее крупные из них — это Лусон и Минданао. В средние века население Филиппин развивалось под сильным влиянием индийской и особенно индонезийской культуры, имело торговые связи с Китаем. В XIV— XV вв. часть Филиппин находилась в номинальной зависимости от феодального индонезийского государства, центром которого был остров Ява. Ко времени завоевания Филиппин испанцами (вторая половина XVI в.) народности Филиппин находились на разных ступенях развития — от первобытнообщинного строя до ранних форм феодализма (феодальные султанаты Себу и Минданао, которые сохраняли независимость до середины XIX в.).
Большую роль в колониальном порабощении филиппинцев сыграли католические миссионеры. Используя противоречия между племенными вождями, опираясь на местную феодальную знать, они обращали в христианство и закрепощали филиппинцев. К середине XVII в. главной экономической и политической силой в этой колонии феодальной Испании стали католические ордены, создавшие здесь многочисленные миссии и монастыри с огромными поместьями. Крестьяне подвергались феодально-крепостнической эксплуатации на помещичьих и монастырских землях.
Другая крупная островная страна Азии, Индонезия, с конца XVI в. стала объектом колониальной эксплуатации Нидерландов, которые вытеснили португальцев. Хотя к середине XVII в. голландцами была захвачена сравнительно небольшая часть территории Индонезии, они оказывали уже сильное влияние на развитие этой страны.
Еще раньше, чем в Азии, началась колониальная агрессия европейских держав в Африке. В 80-х годах XV в. португальцы пытались подчинить народности языковой группы банту, проживавшие в устье р. Конго (Заир). Однако первая попытка превратить устье Конго в португальское владение была неудачной. Только во второй половине XVI в. колонизаторы смогли подчинить государство Ндонго, монархи которого носили титул Нгола (отсюда название португальской колонии Ангола). Португальцы закрепились на побережье океана, к югу от устья Конго.
В устье Замбези, на восточном побережье Африки, была создана другая португальская колония — Мозамбик.
В начале XVII в. Африка впервые привлекает к себе внимание английских, голландских и французских колонизаторов. В 1618 г. Англия создала свой первый форт в Гамбии (Западная Африка) и закрепилась на Золотом Берегу (Гана). В 1637г. на Золотом Берегу обосновались и голландцы. В этом же году Франция основала форт в устье р. Сенегал. В 1652 г. Голландия захватила район мыса Доброй Надежды, создав здесь Капскую колонию.
Несмотря на то что европейские державы в период Великих географических открытий захватили ряд пунктов в Азии и Африке, к началу нового времени колонизаторы еще не могли оказывать сильное влияние на социально-экономическое и политическое развитие подавляющего большинства народов Востока. Правда, уже тогда появление европейских колонизаторов привело к тому, что потеряли свое значение старые сухопутные пути, по которым раньше шла торговля Востока с Европой, морская торговля в значительной степени была монополизирована европейскими купцами, ослабли торговые связи между Восточной и Западной Азией. Но это не могло иметь решающего значения для социально-экономического и политического развития большинства государств Азии, для судеб их народов.
Крупнейшим государством Восточной Азии являлся Китай, которым с середины XIV до середины XVII в. правила династия Мин. На протяжении многовековой истории размеры территории, населенной китайцами (ханьцами), неоднократно менялись, но их этнографические границы не выходили за пределы провинций собственно Китая, и в частности за Великую китайскую стену.
Китай был развитым феодальным государством, имевшим экономические и политические связи со многими странами. Он торговал с различными феодальными владениями и государствами Азии.
Однако Китай почти не имел связей с Европой и государствами Ближнего Востока. Слабыми были контакты и с такой крупнейшей страной Азии, как Индия.
Китай граничил с более слабыми, чем он, государствами. Это помогало китайским феодалам внедрять в сознание китайцев представление о «Срединной империи», окруженной «варварами». Правители Китая считали другие народы своими вассалами и данниками. Иногда им удавалось в той или иной форме навязать вассальную зависимость соседям. Но зачастую она носила чисто номинальный характер. В середине XVII в. сам Китай оказался под властью маньчжурской династии Цин. Маньчжурию и примыкавшие к ней районы населяли чжурч-жэньские племена, объединившиеся к концу XVI в. в единое Маньчжурское ханство — государственное образование раннефеодального типа со значительными пережитками родового строя.
На севере и северо-западе Китай граничил с территорией монгольских ханств. Завоевательная политика монгольских феодалов во времена Чингисхана и его преемников крайне отрицательно повлияла на монгольское общество. Войны и внутренние усобицы задержали развитие производительных сил, закрепилась феодальная раздробленность. К западу от Хангай-ских гор, до верховьев Енисея и Иртыша, находились ханства ойратов-монголов, к востоку от Хангайских гор располагались ханства северных и южных монголов, разделенные пустыней Гоби. Каждый из этих районов распадался на десятки враждовавших феодальных владений.
Феодальная раздробленность облегчила покорение Монголии маньчжурами. В 1636 г. феодалы Южной Монголии, которая в дальнейшем стала именоваться Внутренней Монголией, признали правителя маньчжуров своим ханом. Во второй половине XVII в. маньчжуры покорили Северную (Внешнюю) Монголию. Завоеванные маньчжурами монгольские земли с утверждением в Китае маньчжурской династии стали колониальной окраиной феодального Китая. К концу XVII в. сохраняло свою независимость лишь Ойратское (Джунгарское) ханство.
Одним из развитых феодальных государств Восточной Азии была Корея. В конце XVI в. она подверглась нашествию японских феодалов, которое было отражено в результате длительной и упорной борьбы. Вскоре, однако, последовало новое иноземное вторжение. В 1637 г. маньчжуры навязали правителям Кореи договор о вассальной зависимости, а после утверждения в Китае маньчжурской династии китайские императоры, ссылаясь на этот договор, рассматривали Корею как вассальное государство «Срединной империи». Фактически же Корея сохранила свой суверенитет. Выплата дани китайским императорам ограничивалась посылкой символических даров в Пекин. Корейцы решительно отвергали притязания правителей Китая. С давних времен китайские феодалы пытались поработить Вьетнам. Вьетнамский народ вынужден был постоянно бороться против агрессии китайских феодалов. В работах вьетнамских историков отмечается, что с начала нашей эры до XVIII в., даже если принимать во внимание только крупные войны всенародного масштаба, вьетнамскому народу пришлось вести более 20 ожесточенных войн за освобождение от захватчиков или в защиту своего суверенитета.
В начале XV в. минские императоры предприняли очередную попытку завоевать Вьетнам, однако вскоре там вспыхнуло мощное народное восстание, возглавленное Ле Лоем. Захватчики были изгнаны, Ле Лой основал династию Ле .
Во Вьетнаме широко распространена легенда о том, что Ле Лой был рыбаком. Как-то к Ле Лою, ловившему в озере рыбу, подплыла черепаха, на спине которой лежал меч. Этот меч стал символом народного восстания. После победы Ле Лоя меч сам вылез из ножен и превратился в дракона нефритового цвета, который бросился в озеро. «Озеро возвращенного меча» в Ханое до нашил: дней почитается вьетнамцами.
При династии Ле Вьетнам превратился в наиболее сильное государство Индокитайского полуострова. Издавна сложились тесные экономические, политические и культурные связи между Вьетнамом и его западными соседями — Камбоджей (Кампучией) и Лаосом.
Крупнейшим государством Южной Азии была империя Великих Моголов. К середине XVII в. власть могольских императоров распространялась на всю Северную и Центральную Индию. Большая часть Афганистана также была подчинена Моголами, которые пытались распространить свою власть и на государства Средней Азии.
На южных склонах Гималаев располагалось несколько сравнительно небольших феодальных государств. Наиболее значительными из них были Непал и Бутан.
С востока кимперии Моголов примыкали государства раннефеодального типа — Ассам, Аракан (Ракхайн), Ава, Пегу,— объединенные в XVIII в. правителем Авы в обширное феодальное бирманское государство.
К юго-востоку от Бирмы находилось тайское государство Сиам (ныне Таиланд). В начале нового времени Сиам, столицей которого тогда была Аютия (Аюттхая), неоднократно воевал с соседними государствами. В 1767 г. Аютия после двухлетней осады была захвачена и сожжена бирманцами. Несколько позднее королевство Сиам было восстановлено, и его столицей стал Бангкок.
В Юго-Восточной Азии и на Дальнем Востоке выделялись три крупные островные страны: Индонезия, Филиппины и Япония. Как уже отмечалось, Филиппины к началу нового времени были испанской колонией, а в Индонезии стали утверждаться голландские колонизаторы. В Японии сложилось более или менее централизованное феодальное государство абсолютистского типа, и к середине XVII в. она была одним из развитых феодальных государств Азии.
Обширные районы Среднего Востока входили в состав иранского государства, которым правила династия Сефевидов. В период наибольшего расцвета, при шахе Аббасе I (1587—1629), империя Сефевидов включала не только Иран (Персию), но и западные районы современного Афганистана, часть Туркмении, Закавказье, Ирак. Народы, объединенные в этой империи, отличались друг от друга по своему социально-экономическому и культурному развитию. Даже в период расцвета им-. перия Сефевидов не была прочным государственным образованием, а начиная со второй половины XVII в. феодальный Иран постепенно теряет свое могущество и силу.
Расположенные к западу от государства Сефевидов Малая Азия и арабские страны входили в состав созданной в результате многочисленных завоеваний турок-османов Османской империи, владения которой были расположены в трех Частях света — Азии, Европе и Африке. Между Сефевидами и османскими султанами шла борьба за Ирак и арабское побережье Персидского залива. Сирия, Ливан, Палестина, Ирак, Хиджаз, Йемен были завоеваны турками, но власть османского султана над большей частью Аравийского полуострова была в значительной степени номинальной. В середине XVII в. арабские Племена создали на восточном побережье полуострова свой имамат Оман.
Большая часть Северной Африки входила в состав Османской империи. Египет был завоеван турками в начале XVI в. К этому времени там господствовала своеобразная военно-феодальная каста мамлюков, из которых состояла гвардия египетских султанов. После турецкого завоевания страной стал управлять назначаемый османским султаном паша. По мере ослабления Османской империи господство турецкого султана над Египтом становилось все более формальным. К концу XVII в. мамлюкам удалось восстановить свою политическую власть.
В средние века арабские географы объединяли страны Северной Африки, расположенные к западу от Египта, т. е. Ливию, Алжир, Тунис и Марокко, под общим названием Магриб, которое сохранилось до настоящего времени. Коренное население Магриба — берберы (в древности их называли ливийцами). В VII в. началось арабское проникновение в Магриб, ставший частью халифата. Арабы смешались с основной массой берберского населения, которое восприняло у пришельцев язык и религию. Народы Магриба превратились в составную часть арабского мира.
В дальнейшем вслед за Египтом Ливия, Тунис и Алжир были завоеваны турками.
Расположенное на северо-западе Африки Марокко в XV— XVI вв. было объектом колониальной агрессии Португалии и Испании. В XVI в. Марокко пыталась завоевать Османская империя. Благодаря упорному сопротивлению марокканцев это ей не удалось, а в начале XVIII в. все побережье Марокко было освобождено также и от европейских захватчиков (в руках испанцев остались лишь Сеута, Мелилья и Алусемас).
Еще в XV в. началось проникновение португальских, а позднее и других европейских купцов и работорговцев южнее Марокко, в Мавританию и Западную Сахару. Но к началу нового времени эти страны еще не были захвачены колонизаторами.
Расположенный на крайнем востоке Африканского материка полуостров Сомали в XVII в. находился под номинальной властью правителей Омана.
К западу or Сомали, на Абиссинском нагорье, и далее на север, до побережья Красного моря, простиралась Эфиопия. Она была раздроблена на феодальные уделы, правители которых нередко вели междоусобные войны.
Обширные территории современного государства Судан населяли к началу нового времени многие племена и народности. Еще до нашей эры сюда стали переселяться с Аравийского полуострова арабы. Народности северной части страны восприняли ислам и арабский язык. Юг населяли племена нилотов. Социально-экономический строй народностей Судана был неоднороден. В некоторых районах преобладающим занятием было земледелие, в других — кочевое скотоводство. Нилоты и значительная часть населения Северного Судана жили первобытнообщинным строем. Но в ряде районов страны уже утвердились феодальные отношения. На территории Судана к XVII в. существовало несколько феодальных султанатов. Наиболее значительными из них были Дарфур (столица — Эль-Фашер), расположенный к западу от Нила, и Сеннар, находившийся между Белым и Голубым Нилом. В этих государствах наряду с ведущим феодальным способом производства и при наличии весьма значительного рабовладельческого уклада еще сохранялись остатки первобытнообщинных отношений. Лучшие земли принадлежали феодальной знати, использовавшей труд зависимых крестьян и рабов. В Дарфуре и Сеннаре существовало ирригационное земледелие, большое развитие получило ремесленное производство. В Сеннаре выращивался хлопок и производились хлопчатобумажные ткани, которые вывозились в соседние страны. Город Сеннар, столица одноименного султаната, в конце XVI столетия насчитывал более 100 тыс. жителей.
Территории к западу от современного государства Судан и к югу от Ливии, на которых теперь расположены Республика Чад, Центральноафриканская Республика, Камерун, а также северо-восточную часть Нигерии населяли народности хауса, фульбе и канури. Канури образовали близ оз. Чад государство Борну, расцвет которого относится к XVI в. Борну было государством раннефеодального типа с наличием сильного рабовладельческого уклада. Хауса создали несколько рабовладельческих городов-государств — Кано, Кацина, Даура и др.,— находившихся в северной части современной Нигерии. Богатые рабовладельческие города-государства вели широкую торговлю тканями и кожаными изделиями, изготовленными рабами. Путешественники, посетившие эти места уже в XIX столетии, описывают большие, обнесенные стенами ткацкие мастерские, в которых работали сотни рабов.
Арабские источники сообщают о существовавшем в верховьях Сенегала и Нигера большом государстве Гана (территория современной Ганы не входила в его состав). В XI в. правители Ганы приняли ислам и распространили его среди подвластных племен. Вместе с исламом распространилась письменность, возникли школы, города стали центрами культуры. Один из арабских географов XI в., описывая столицу Ганы (ее месторасположение пока не установлено), писал: «В городе живут ученые юристы и высокообразованные люди». Гана славилась своими золотыми месторождениями. Арабский географ IX в. утверждал, что «в стране Гана золото растет, как морковь, и его собирают на восходе солнца». На смену Гане пришло новое государственное объединение — Мали, включавшее в XIII—XV вв. всю обширную область верховьев Сенегала и Нигера.
Восточнее Ганы и Мали, на территории современной Нигерии, находилось государство Сонгаи, подчинившее себе в XV— XVI вв. большую часть Западной Африки.
Имеющиеся источники не позволяют дать исчерпывающий ответ на вопрос о социально-экономической структуре средневековых государств Западной Африки. В них широко применялся труд рабов. Цари Сонгаи раздавали знати и духовенству земли вместе с рабами. Рабы, посаженные на землю, выплачивали феодальную ренту натурой, и положение их мало чем отличалось от положения крепостных. Потомки рабов, по существовавшим обычаям, получали известные права и, по сути дела, превращались в крепостных крестьян. Очевидно, большинство сельского населения составляли свободные общинники, но источники не содержат материалов, характеризующих их положение. Власти царей Сонгаи были подчинены также народности и племена, находившиеся на стадии родового строя. Таким образом, есть основания считать, что средневековые государства Западной Африки, и в частности Сонгаи, были государствами раннефеодального типа, в них большой удельный вес сохраняло рабовладение, а значительная часть населения продолжала жить родовым строем.
В XV—XVI вв. Сонгаи достигло наивысшего расцвета. Многие арабские ученые, врачи, архитекторы, бежавшие из Испании после изгнания мавров, переселились в Сонгаи. Расположенный на Нигере город Томбукту (Тимбукту) наряду с Каиром и Багдадом стал одним из крупнейших центров мусульманской культуры. В его университете кроме Корана изучались юриспруденция, литература, история, география, математика, астрономия.
Но Сонгаи было непрочным объединением различных территорий и народностей, созданным в результате завоеваний. В конце XVI в. в его пределы вторглись марокканские войска. Одновременно начались восстания крепостных — потомков бывших рабов, посаженных на землю. Сонгаи распалось на многочисленные владения, управляемые племенными вождями и феодальными князьками.
На побережье Гвинейского залива к началу нового времени сложилось несколько небольших государств, возникших на основе племенных объединений в результате разложения первобытнообщинного строя. Наиболее значительными из них были государства народностей йоруба (на территории современной Нигерии), объединившиеся вокруг Ойо, Дагомея (ныне Народная Республика Бенин) и государство Ашанти (на территории современной Ганы). Европейцы, посещавшие Гвинейское побережье в XV в., нашли здесь крупные торговые города. Голландский географ Даппер, описывая города Западной Африки в XVII в., сравнивал их с городами Голландии. Он утверждал, что улицы Бенина (столица одноименного государства на территории Нигерии) превосходили по размерам улицы Гаарлема (Харлем), а дворец бенинских царей был не меньше здания амстердамской биржи.
Тропическую и Южную Африку населяли к началу нового времени племена и народности, большинство которых находилось на различных ступенях первобытнообщинного строя. Лишь отдельные народности Тропической и Южной Африки вступили в стадию формирования классового общества и создали начальные формы государственности.
В XIX в. в отношениях европейских держав с Африкой обнаружились новые тенденции. Постоянно растущее производство промышленных и других товаров требовало новых рынков. Все большее значение начали приобретать источники сырья. После отмены работорговли, сыгравшей важную роль в генезисе капиталистического строя, усилия европейских держав были теперь направлены на захват и колонизацию Африканского континента. К 1876 г. европейцами было захвачено только 10% африканской территории: опорные пункты, разбросанные по всему африканскому побережью. Сведения о внутренних районах Африки были крайне отрывочными, неточными. Еще в самом начале XIX в. в Европе существовали лишь весьма смутные сведения о центральной Африке, на карте континента не было указано ни одно из больших озер, не исследованы бассейны великих африканских рек: Нигера, Конго, Замбези.
Решение географических проблем, сбор сведений о странах и ее обитателях, теснейших образом переплеталось с задачами политического, идеологического и экономического проникновения европейцев во внутренние районы Африки. Путешественники-исследователи нередко являлись армейскими офицерами, миссионерами, агентами торговых фирм. Почти все географические открытия, в том числе и те, которые были сделаны путешественниками исключительно во благо науки, рано или поздно ставились на службу интересам колониальных держав. Вслед за путешественниками в Африку направились религиозные миссии. Борьба с работорговлей не только на морских путях, но и на континенте была использована европейскими державами как повод к дальнейшей экспансии в глубь материка.
Представителями интересов европейских держав в Африке были и религиозные миссии, путь которым проложило открытие ее новых районов. Каковы бы ни были субъективные устремления отдельных представителей религиозных миссий, объективно они служили агентурой политического и экономического оправдания европейской колониальной экспансии в Африке и дальнейшему укреплению ее успехов. Английский экономист Дж. Гобсон откровенно признавал, что «империалистическое христианство прекрасно гармонирует с милитаризмом и политической автократией». По его определению, «миссионер поочередно бывает то торговцем, то солдатом, то политическим деятелем ».
Первые христианские миссионеры появились в Африке со времени открытия ее западного побережья европейцами. Попытки введения христианства в государство Конго в начале XVI в., проникновение иезуитов и доминиканцев в долину Замбези в XVII в., моравских братьев в страну готтентотов в XVIII в. не давали желаемых для миссионеров результатов. В лучшем случае христианство принимала верхушка местных обществ, и то, как правило, не надолго. В 1560 г., например, португальский миссионер-иезуит окрестил правителя страны Мономотапы, но как только попытался вмешаться во внутренние государственные дела, вскоре же был казнен.
С начала XIX в. в Западную и Южную, позже в Центральную и Восточную Африку хлынул новый поток христианских миссий из европейских стран. Разных религиозных направлений, они обосновались с 1806 г. в Сьерра-Леоне, с 1821 г. — в Гамбии, с 1833 г. — в Либерии. В 1840-е годы миссии развернули свою деятельность во всех крупных центрах западных областей современной Нигерии. В эти же годы на Золотом Береге были созданы 21 миссионерская станция. С 1828 г. среди народа фанти вело религиозную пропаганду Базель-ское миссионерское общество, среди народа эве с 1842 г. — Бременское общество.
Разные религиозные миссии были и представителями разных европейских держав. Протестантские организации действовали в интересах Англии и Германии, католические — в интересах Франции, Португалии и т. д. Показателен пример борьбы духовных миссий при дворе короля Буганды, которая приняла острый характер. В 1870-х годах в Буганде и особенно при дворе правителя большим влиянием пользовались арабы. Король Буганды Мтеза носил арабский костюм, читал Коран, часть его подданных приняла ислам. Христианские миссионеры пытались подорвать влияние арабов и ислама в стране, но не могли прийти к единству действий. Католики убеждали короля, что протестанты исповедуют ложную религию, а те в свою очередь не оставались в долгу и всячески старались очернить католиков.
С конца 1860-х годов Ватикан проводит организационное укрупнение католических миссий, создает ряд новых религиозных образований, меняет тактику в поведении и деятельности миссионеров. В 1868 г. папский престол учреждает миссионерскую префектуру Сахары и французской Западной Африки. Одновременно создаются мужское и женское Общества миссионеров Африки, получивших названия «белых отцов» и «белых сестер». С тем чтобы сделать работу своих миссионеров более эффективной, перед ними ставились задачи вживаться в образ жизни местного населения, овладевать африканскими и арабскими языками, усваивать быт и нравы населения вплоть до ношения традиционных африканских одежд, путем благотворительности и организации школьного обучения оказывать нужное влияние. До конца XIX в.
народного образования в странах Африки практически не существовало. Мало было и школ, принадлежавших колониальной администрации. Дело обучения и образования находилось в руках миссионеров. В учебных планах даже немногочисленных немиссионерских школ на первом месте стояло преподавание христианской «.религии и морали». Задача школ состояла по существу не в обучении населения грамоте, а в воспитании детей в духе смирения и покорности.
К концу XIX в. число обращенных в христианство африканцев по отношению к общему количеству населения по-прежнему было невелико. Однако влияние религиозных миссий определялось не столько числом неофитов, сколько сказывалось на жизни родовой общины, на размывании ее устоев. Не редкими были случаи, когда новообращенные выделялись из «языческой» общины, образуя отдельные поселения, и тогда она раскалывалась территориально. Чаще имело место другое: обращенные в христианство продолжали совместное проживание с «язычниками» в рамках общины, семьи, что, в свою очередь, неизбежно порождало внутри многочисленные конфликтные ситуации.
Вожди племен, допустивших христианские миссии в свои владения, вскоре обнаруживали опасные для себя и своих обществ тенденции. Обманутые обещаниями благополучия, обеспокоенные интригами «святых отцов», некоторые из правителей стали предпринимать радикальные меры по пресечению деятельности миссий, вплоть до их закрытия. Так было, например, в Иджебу, Абеокуте (Нигерия), в Буганде и других местах. Деятельность миссионеров имела не только религиозный, но и политический характер. Насаждение христианства в целях борьбы с «варварскими обычаями» волей или неволей подрывало суверенитет народов и обществ, ослабляло их сопротивление европейским колонизаторам.
Эпоха международной работорговли длилась 400 лет, с середины XV до середины XIX в. Она имела тяжкие последствия для Африки. Считают, что всего из Африки в Америку было доставлено более 10 млн. рабов. Но на каждого проданного в Америке раба приходилось три или четыре погибших во время кровавых войн в Африке и при перевозке рабов в Америку. Результатом работорговли была гибель 50 — 60 млн. африканцев. (Некоторые исследователи считают, что африканцев погибло гораздо больше — 100 или 150 млн. человек.) Массовое истребление людей, вызванное работорговлей, сильно задержало развитие народов Африки.
В начале XIX в. в Англии и США были изданы законы, запрещающие вывоз рабов из Африки. К ним присоединились другие страны (кроме Португалии). Международная работорговля была объявлена вне закона, как пиратство (морской разбой) и контрабанда. За это преступление грозила смертная казнь.
Международная работорговля была запрещена, но рабство негров еще сохранялось в некоторых странах Южной Америки, в английских колониях — на островах Вест-Индии (до 1833 г.) — и в США (до 1863 г.). Американские власти смотрели сквозь пальцы на действия пиратов-работорговцев. В бухтах Флориды работорговцы имели свои гавани и стоянки. Подсчитано, что между 1808 и 1860 гг. в США было доставлено контрабандным путем полмиллиона рабов.
Английские военные корабли крейсировали по водам Атлантического океана, задерживая суда контрабандистов. Но по английским законам наказанию подлежал только тот работорговец, который был застигнут в море с невольниками на борту. Это породило новые чудовищные преступления. Капитаны невольничьих кораблей, встретив военный патруль, выбрасывали рабов за борт.
Мрачную известность приобрел некий капитан Хоманс. Однажды его бриг с 600 невольниками на борту настигли в Атлантическом океане четыре английских патрульных крейсера. Ускользнуть было невозможно. Дело было поздним вечером, и, прежде чем ближайший крейсер подошел к бригу на расстояние пушечного выстрела, легкий бриз затих и спустилась ночь. Хоманс приказал приготовить самый большой якорь, а якорную цепь протянуть вокруг судна с внешней стороны борта. Рабов выгнали на палубу и, расставив их по борту, привязали каждого за ручные кандалы к якорной цепи. Уже был слышен скрип уключин и плеск весел: к бригу приближались боты, посланные с патрульных судов. Но Хоманс успел отдать приказ, и многопудовый якорь потянул за собой на дно океана цепь с грузом человеческих тел. Тишину ночи разорвал отчаянный вопль сотен людей. Английские моряки обнаружили на корабле многочисленные следы недавнего пребывания невольников: цепи, плети, котлы для варки пищи. Они слышали крики рабов. Но на борту брига они не нашли невольников. Капитана отпустили.
Работорговля прекратилась только тогда, когда было уничтожено рабство негров в США
Важную роль в уничтожении рабства и работорговли сыграли сами африканцы, их героическая борьба за свободу. Во второй половине XIX в. капиталисты приступили к захвату и покорению всего африканского континента. К началу XX в. почти вся Африка была разделена между европейскими странами и ее народы оказались под властью и колониальным гнетом империалистических держав. |
|
Вводная лекция. Создание системы «метрополия зависимый мир». Тропическая и Южная Африка в эпоху колониализма
14 09 2014
4 стр.
Целью данного проекта является создание системы, которая автоматизировала бы выполнение следующих задач: создание и разработка html/php-файлов с учетом стиля разрабатываемой веб-си
08 10 2014
1 стр.
Кузнецова О. Ю. Создание адаптивной нейро-нечеткой системы дли диагностики синдрома эндогенной интоксикации. // Проблемы информатики в образовании, управлении, экономике и технике:
09 09 2014
1 стр.
Целью данной работы является разработка методов классификации и поиска графической информации и создание информационной системы, позволяющей создавать, управлять и анализировать ко
26 09 2014
1 стр.
Единая транспортная система обеспечивает согласованное развитие и функционирование всех видов транспорта с целью максимального удовлетворения транспортных потребностей при минималь
06 10 2014
3 стр.
Охватывают мир в целом (проблема бытия, проблема развития)
01 09 2014
22 стр.
Эффективное государственное управление предполагает создание интегрированной информационной системы в виде комплекса информационных систем
10 09 2014
1 стр.
Стратегии развития системы образования города Архангельска на период до 2020 года
07 10 2014
7 стр.