Средний дошкольный возраст Декабрь. Первая–вторая недели
Тема: «Лес, деревья, кусты, ягоды, цветы»
Научите ребёнка различать несколько видов деревьев и цветов Вашей местности. Объясните, что деревья могут быть разной высоты и толщины, листья – разной формы – длинные, круглые, зубчиками. Способствуйте называнию детьми формы, цвета.
Расскажите о местах, где чаще всего растут деревья, цветы.
Предложите ребёнку послушать стихотворения и запомнить как можно больше слов:
В лесу
Вот солнышко сквозь облака,
Как шляпка рыжая грибка,
То глянет, то скрывается.
А шляпка рыжая грибка
Сквозь травы,
Как сквозь облака,
Навстречу пробивается.
Когда столкнулись у ствола,
Я подосиновик нашла.
Елена Аксельрод
Грибные имена
Нет, грибные имена
Непонятны для меня!
Ведь не хрюкают свинушки,
Не волнуются волнушки,
Не кричат «опять!» опята,
Не бодаются козлята,
У лисичек нету шубки,
Как узнать, чьи это шутки?
Юрий Леонтьев
Подумайте о названиях грибов. Какие «грибные» имена ещё знаете?
Задачи коммуникативного развития: повторить и закрепить формулы речевого этикета, направленные на сопутствующие ситуации просьбы, предложения помощи; рассказать о культуре поведения в лесу.
Задания для структурирования лексического материала:
Для усвоения синонимов предложить ребёнку найти «слова-друзья» в рассказе:
Лес не шевелится. Вода в реке не колышется – замёрзла. Пёс у двери не шелохнётся. Все словно вымерли. Такая тишина кругом в этот зимний холодный полдень.
Занятия 13-14
РАБОТА НАД АКТИВИЗАЦИЕЙ,
УТОЧНЕНИЕМ И ОБОГАЩЕНИЕМ СЛОВАРЯ
Задачи: формировать понимание и употребление обобщающих понятий по теме «Лес, деревья, кусты, ягоды, цветы». Подвести к пониманию значения слова, обогатить речь смысловым содержанием, т. е. качественное развитие словаря.
Понимать семантические отношения слов разных частей речи в едином тематическом пространстве.
Существительные: астра, барвинок, берёза, васильки, ветки, георгины, грибы, деревья, дорога, дуб, ель, ёлка, календула, клён, корни, крона, кусты, ландыш, лепесток, лес, липа, листва, насекомые, одуванчик, первоцвет, петушки, плоды, подснежник, ромашка, рябина, сосна, ствол, тропинка, фиалка, цвет, цветы, шиповник, ягоды.
Глаголы: бежит, вьётся, гнуться, зацветать, зеленеть, качается, колоться, пахнут, появляться, распускаться, расти, расцветать, созревать, украшать, цвести, шелестеть.
Прилагательные: ароматный, белоснежный, берёзовый, ветвистые, вкусная, высокий – низкий, густой, длинная, дубовый, душистый, лесной, лечебная, лиственный, маленькие, мокрая, молодые, нежный, огромные, первый, пыльная, рябиновый, смелые, смешанный, сосновый, старые, сухая, толстый – тонкий, узкая, хвойный, широкая.
Упражнение № 1. «Работа с таблицей на обобщение»
Чтение стихотворения «Что такое лес?»:
Что такое лес?
Сосны до небес,
Берёзы и дубы,
Ягоды, грибы.
Назови, какие деревья растут в лесу?
Лиственные – рябина, клён, липа, дуб.
Хвойные – сосна, ель.
Как называют лес, в котором растут лиственные деревья? (Лиственный).
Как называется лес, в котором растут хвойные деревья? (Хвойный).
Как называется лес, в котором растут и лиственные, и хвойные деревья и кусты? (Смешанный).
Упражнение № 2. «Назови слова-«родственники»
У деревьев большие корни,
У кустиков лишь корешки.
Корневища растут упорно,
Их нашли мы у самой реки.
Все деревья укоренились,
Значит прочные корни у них.
Мне коренья трав полюбились –
Можно делать настои из них.
Упражнение №3. «Скажи, что делают»
Деревья (что делают?) – зеленеют, растут, качаются, шелестят.
Цветы (что делают?) – зеленеют, растут, цветут, расцветают, качаются, пахнут.
Упражнение №4. «Назови, чей листок»
У берёзы – берёзовый.
У дуба – …
У рябины – …
У сосны – …
Упражнение №5. «Найди и назови, какой ствол»
Ствол – толстый, тонкий, высокий, низкий.
У берёзы – ствол белый, тонкий, высокий.
У дуба – ствол коричневый, толстый, высокий.
Упражнение №6. «Объяснение значения выражения»
«Одного поля ягода» – люди очень похожие друг на друга по поведению, по воспитанности.
РАБОТА НАД ФОРМИРОВАНИЕМ
ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ
Упражнение № 1. «Кто что сделал»
Катюша собрала малину.
Ванюша обкопал берёзку.
Машенька сорвала ромашку.
Сашенька полил фиалку.
Упражнение № 2. «Кто что подарил»
Лес подарил ягоды …ребёнку.
Лесовичок принёс грибы …белкам.
Дождик подарил влагу …цветам.
Солнце подарило тепло …лесу.
Птицы подарили песню …ребёнку.
Упражнение № 3. «Один – много»
Дерево растёт – деревья растут.
Лист зеленеет – листья зеленеют.
Цветок цветёт – …
Куст колется – …
Подснежник появляется – …
Почка распускается – …
Ромашка качается – …
Ягода созревает – …
Цветок украшает – …
Упражнение № 4. «Назови слова-«родственники»
Малина, малинка, малинник, малиновый,
А есть ещё птица такая малиновка.
Сосновый лес назвали
сосняком,
Здесь сосны величавые растут,
А маленькие сосенки кругом
Все эти сосны словно стерегут.
В поле вырос цветок полевой,
Наше полюшко очень широко,
А в лесу одуванчик – лесной,
Тот лесочек от нас недалёко.
Упражнение № 5. «Мой, моя, моё, мои»
Мой – дуб, куст, гриб, первоцвет, плод, ландыш, шиповник.
Моя – липа, берёза, ромашка, малина, фиалка, тропинка.
Моё – дерево, насекомое.
Мои – подснежники, петушки, ягоды, грибы.
Упражнение № 6. «Какой, какая, какое?»
Дорога – широкая, узкая, длинная, пыльная.
Дерево – ветвистое, высокое, огромное, маленькое, тонкое, старое, молодое, лесное.
Подснежник – первый, нежный, душистый, тонкий, белоснежный.
РАБОТА НАД ФОРМИРОВАНИЕМ
СВЯЗНОЙ РЕЧИ
Задачи: при рассматривании картин учить сначала отвечать на вопросы по содержанию картины, обратить внимание на персонажей картины и их действия, составлять короткий рассказ сначала вместе со взрослым, а затем самостоятельно.
Первая неделя
Задачи: формировать представление об элементарной структуре высказывания описательного типа. При рассматривании цветов привлекать внимание ребёнка к особенностям и характерным признакам конкретного растения.
Диалог «Автобус привёз детей на прогулку в лес».
Вторая неделя
Составление описательного рассказа о цветах.
-
Назови растение.
-
Какого оно цвета?
-
Назови его части.
-
Зачем необходимы растению свет и вода?
-
Какие цветы ты знаешь?
Предложить ребёнку схему для составления рассказа
Составление графического плана рассказа
на тему «РАСТЕНИЯ ЛУГА»
-
Солнце, сосульки. (Весна).
-
Подснежник. (Проталина).
-
Мать-и-мачеха. (Первые цветы).
-
Одуванчик. (Расскажи про одуванчик).
-
Бабочка, жук. (Насекомые луга).
-
Человек. (Как человек охраняет первоцветы?)
РАСТЕНИЯ ЛУГА
(Примерный рассказ по схеме)
Наступила весна. Солнышко пригревает землю всё сильнее. Снег начал таять, и появились проталины.
И вот уже на голой земле появились первые цветы мать-и-мачехи, у них пока ещё нет листьев, но зато распустились ярко-жёлтые лепестки. Не отстают от них и одуванчики. За лето они успевают несколько раз прорасти, зацвести и разбросать вокруг семена на белых парашютах. Просыпаются юркие муравьи, жуки и разноцветные бабочки. Луг наполняется гудением пчёл.
К
сожалению, многие растения луга находятся на грани исчезновения, поэтому человек должен любоваться цветами, а не рвать их.
П
сихогимнастика. Пластические этюды
Предложить ребёнку изобразить:
Чья корзинка тяжелей
Ходили два приятеля,
Ходили по грибы.
Ходили да ходили,
Устали от ходьбы.
В одну ходили сторону
И поровну прошли,
Да только вот не поровну,
Не поровну нашли.
В одной корзинке – белые,
И все как на подбор!
В другой – один-единственный
Трухлявый мухомор.
Сказал второй приятель:
– Ну что ж, не повезло.
Зато мою корзинку
Тащить не тяжело!
Идут они обратно,
Идут они домой,
Бежит вприпрыжку первый,
За ним ползёт второй.
Бежит вприпрыжку первый
С добычею в руке,
Второй едва плетётся,
Хоть он и налегке.
Сказал второму первый,
Прощаясь у дверей:
– Пустая-то корзинка,
Выходит, тяжелей!
Б. Заходер
Развитие мелкой и крупной моторики
Выполнять действия и движения в соответствии с содержанием стихотворения:
Лодочка
Две ладошки прижму
И по морю поплыву.
Две ладошки, друзья, –
Это лодочка моя.
Паруса подниму,
Синим морем поплыву.
А по бурным волнам
Плывут рыбки тут и там.
На первые строчки две ладони соединить лодочкой и выполнять волнообразные движения руками. На слова «паруса подниму» – поднять выпрямленные ладони вверх. Затем имитировать движения волн и рыбок.
Выучить стихотворение.