2. Римская философия I–II вв.: распространение и торжество стоической философии (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий).
3. Римская историческая литература I–II вв.: Тит Ливий, Тацит, Светоний.
4. Риторика в Риме I–II вв.: упадок красноречия в императорском Риме (Тацит — «Диалог об ораторах»); представители жанра рецитаций (Сенека Старший, Сенека Младший, Плиний Младший).
5. Римское изобразительное искусство в I–II вв.
ИСТОЧНИКИ
1. Аврелий Антонин, Марк. Размышления / Изд. подг. А.И. Доватуром, А.К. Гавриловым, Я. Унтом. Л., 1985.
2. Апулей. Апология. Метаморфозы. Флориды / Пер. М.А. Кузмина, С.П. Маркиша. М., 1960.
3. Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида / Пер. С. Шервинского, С. Ошерова. М., 1979.
4. Витрувий Поллион, Марк. Десять книг об архитектуре / Пер. Ф.А. Петровского. М., 1936.
5. Гораций Флакк, Квинт. Оды, эподы, сатиры, послания / Пер. под ред. М.Л. Гаспарова. М., 1970.
6. Ливий, Тит. История Рима от основания Города / Под общей ред. Е.С. Голубцовой. Т. I–III. М., 1989–1993.
7. Марциал. Эпиграммы / Пер. Ф.А. Петровского. М., 1968.
8. Овидий. Метаморфозы / Пер. С. Шервинского. М., 1977.
9. Овидий. Элегии и малые поэмы / Пер. М.Л. Гаспарова, С.А. Ошерова. М., 1973.
10. Петроний Арбитр. Сатирикон / Пер. под ред. Б.И. Ярхо. М., 1990.
11. Плиний Младший. Письма / Пер. с лат. А.И. Доватура, М.Е. Сергеенко и др. Изд. 2-е. М., 1984.
12. Римская литература в избранных переводах / Составитель С.П. Кондратьев. М., 1939.
13. Светоний Транквилл, Гай. Жизнь двенадцати Цезарей / Изд. подг. М.Л. Гаспаровым, Е.М. Штаерман. М., 1964.
14. Сенека, Луций Анней. Нравственные письма к Луцилию / Изд. подг. С.А. Ошеровым. М., 1977.
15. Тацит, Корнелий. Сочинения в двух томах / Изд. подг. А.С. Бобович, Г.С. Кнабе, И.М. Тронский и др. Т. I. Изд. 2-е. М., 1993.
16. Ювенал, Децим Юний. Сатиры / Пер. Д.С. Недовича, Ф.А. Петровского. М.–Л., 1937.
2. Ковалев С.И. История Рима / Под ред. Э.Д. Фролова. Изд. 2-е. Л., 1986. Ч. II. Гл. 3, 9.
3. Дератани Н.Ф., Тимофеева Н.А. Хрестоматия по античной литературе. Т. II (Римская литература). М., 1965.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
4. Тронский И.М. История античной литературы. Изд. 3-е. Л., 1957.
5. История римской литературы / Под ред. С.И. Соболевского и др. Т. II. М., 1962.
6. Дуров В.С. История римской литературы. СПб., 2000.
7. Блаватский В.Д. Архитектура древнего Рима. М., 1938.
8. Кобылина М. Искусство древнего Рима. М.–Л., 1939.
9. Всеобщая история искусств / Под общей ред. А.Д. Чегодаева. Т. I (Искусство древнего мира). М., 1956.
10. Вощинина А.И. Античное искусство. М.–Л., 1964.
11. Вощинина А.И. Римский портрет. Коллекция Государственного Эрмитажа. Л., 1974.
12. Соколов Г.И. Искусство древнего Рима. М., 1971.
13. Колпинский Ю.Д., Бритова Н.Н. Искусство этрусков и древнего Рима. М., 1982.
14. Штаерман Е.М. Кризис античной культуры. М., 1975.
ЛЕММА
Культурное развитие Рима императорской эпохи началось отнюдь не с нуля, а с того высокого уровня, которого достигла римская культура к концу Республики. Окончание длительных гражданских войн, в течение которых не пресекалась, к счастью, восходящая линия культурного развития, и установление прочного гражданского мира в правление Августа, породили творческий подъем в кругах римской интеллигенции, способствовавший расцвету римской культуры в период ранней Империи. В это время в Риме были созданы такие произведения литературы и искусства, которые приобрели всемирно-историческое значение и в течение многих столетий оставались высокими образцами.
В эпоху ранней Империи период особенного расцвета переживают римская художественная литература и римская историография. В так называемый «век Августа» (время его принципата) жили и творили выдающиеся римские поэты, сделавшие римскую поэзию бессмертной: Вергилий, знаменитая поэма которого «Энеида» считалась «венцом» латинской эпической поэзии; Гораций, в творчестве которого лирическая латинская поэзия достигла своего высшего по форме развития; наконец, Овидий, прелесть свободно текущего, изящного и очаровывающего стиха которого в древности, да и впоследствии ставила его по популярности наряду с Вергилием. Историки Рима называют время принципата Августа, когда создавали свои сочинения эти выдающиеся поэты, «золотым веком латинской поэзии».
Историческая проза периода ранней Империи также представлена выдающимися произведениями. В эпоху Августа Тит Ливий создал свою грандиозную «Историю Рима от основания Города» в 142 книгах, написанную превосходным латинским языком. На конец I в. — начало II в. падает литературная деятельность Тацита, крупнейшего из римских и мировых историков, описавшего историю Римской империи I в. и создавшего чрезвычайно яркие образы государственных деятелей этого времени, которые стали каноническими и в мировой науке, и в мировом искусстве.
Шедеврами представлена римская архитектура I–II вв., по-прежнему занимавшая ведущее положение в римском изобразительном искусстве и воплощавшая государственные идеи империи, находившейся в поре своего расцвета: это присоединенные к древнейшему форуму времен Республики роскошные императорские форумы Рима, из которых самым великолепным был форум Траяна; это Колизей — грандиозный амфитеатр Флавиев, один из величайших памятников римской архитектуры; это триумфальная арка Тита, отличающаяся гармоничностью пропорций и спокойной соразмерностью частей и в то же время взволнованной динамикой ее скульптурных украшений; это монументальный мавзолей Адриана, служивший в Средние века крепостью (замок святого Ангела). Прекрасны дающие представление о римской живописи помпеянские фрески, разнообразные по сюжетам, стилю и цветовой гамме, и римские скульптурные портреты, наиболее тонкие психологические образцы которых относятся ко второй половине II в.
Таким образом, в I–II вв. Рим и Италия, являвшиеся политическим центром огромной Римской империи, провинции которой охватывали весь Средиземноморский бассейн, стали также и ее культурным центром, диктовавшим свои вкусы даже греческому миру: так, греческое изобразительное искусство этого времени представляло собой просто разновидность римского провинциального искусства. Рим уже не чувствовал себя отставшим по сравнению с Грецией; недаром все выдающиеся поэты Августова века были италиками по происхождению: именно Италия дала Риму таланты, сделавшие бессмертной римскую поэзию. Это не значит, что теперь в римской культуре более не происходило взаимодействия с греческой культурой, оно происходило — но на равных. Вследствие успехов романизации ко II в. римская культура приобрела всеобщее распространение в западных провинциях. На Востоке продолжала господствовать греческая культура, а весь античный мир начал объединяться в рамках одной греко-римской культуры.
В самом Риме греческое влияние сильно сказывалось в философии I–II вв. Рим сделался одним из главных центров распространения стоицизма, который превращался почти в официальную философию империи. Отвлеченный стоический идеал мудреца, строгого к себе и к людям, слился с представлением о римлянине старого закала, воплощавшем в себе исконные римские добродетели (мужество, справедливость, благочестие и др.), которые все еще ценились римской аристократией, воспитанной (по крайней мере, в I в.) на уважении к старым традициям и легендарным предкам, жертвующим всем для блага родного государства. Достаточно сказать, что приверженцы стоической философии были участниками заговора Пизона, направленного против деспотического принципата Нерона. Черты космополитизма, характерные для Стои с самого ее возникновения, отвечали универсальному, космополитическому характеру Римской империи, стиравшей все местные особенности, все племенные различия стран и народов, входивших в ее состав.
Крупнейшим представителем стоицизма в Риме являлся воспитатель Нерона Сенека, касавшийся в своих произведениях различных философских вопросов, но в центре внимания которого находились этические проблемы. Последователем и продолжателем Сенеки был Эпиктет, лекции которого слушал сам император Траян. Во второй половине II в. идеологом стоической философии выступил «философ на троне» император Марк Аврелий.
В культуре Рима периода ранней Империи так же, как и в экономической и социально-политической жизни этого времени, появляются черты упадка, предвосхищающие наступление кризиса III в., в том числе и идеологического. Уже в последние годы правления Августа можно заметить некоторый упадок литературы, хотя поэзия, так сказать, «вошла в моду». Увлечение поэзией характерно как для времени Нерона, так и для последующих периодов. Плиний Младший говорил об «урожае поэтов», которые жаждут слушателей и ценителей. Появились поэты-профессионалы, жившие не столько изданием своих произведений, сколько милостью своих патронов. В поэзии этого времени было мало оригинального; ее характерной чертой было подражание латинским образцам, особенно Вергилию, которого буквально канонизировали.
Характерно, что наиболее успешным поэтическим жанром этой эпохи была сатира, зародившаяся еще при Республике, но которой Империя дала новую пищу. Римская сатира этого времени представлена выдающимися поэтами-сатириками. Петроний в своем романе «Сатирикон», который является самым ярким памятником сатирического жанра Империи, Марциал в своих метких эпиграммах, Ювенал в своих проникнутых гневом и страстностью сатирах бичевали пороки римского общества второй половины I–II вв.
В жизни и творчестве Апулея, последнего крупного латинского писателя этого периода, проявилась еще одна черта, свидетельствующая о понижении идейного уровня римской культуры и предвосхищающая идеологический кризис III в. Это было увлечение астрологией и магией, которое проникло в Рим еще в I в. до н.э. под влиянием греческого философа-стоика Посидония. Согласно Посидонию, мир пронизан божественным духом, это создает «симпатию» всех вещей, благодаря чему возможны оракулы, гадания, вещие сны и прочие способы «ведовства». В Риме же I–II вв. различные формы «ведовства» пользовались почти всеобщим признанием, и поэзия была полна описаний «магических» актов. Так, Апулей был философом, софистом и магом, а главный герой его знаменитого романа «Метаморфозы», жаждавший приобщиться к таинственной сфере магии, переживал опасные приключения и превращения.
В период ранней Империи определенно начало клониться к упадку ораторское искусство, игравшее такую большую общественную роль в жизни позднереспубликанского Рима, когда умение публично выступать часто определяло успех в народных собраниях, в сенатских заседаниях и в судебных комиссиях. С установлением Империи политическая речь утратила всякое значение, а возможности судебного красноречия оказались настолько суженными, что ораторы редко публиковали речи, произнесенные ими в суде. В таких условиях римское красноречие вырождается в искусственный декламационный жанр, представленный так называемыми рецитациями (публичными чтениями речей, сочиненных по большей части на фиктивную, далекую от жизни тему). Об этом римском декламаторском искусстве можно получить представление по составленному Сенекой Старшим (отцом знаменитого философа) сборнику наиболее удачных отрывков из декламаций ораторов Августовой эпхи. Образчиком римского красноречия этого времени является также «Панегирик императору Траяну» Плиния Младшего (литературного деятеля и крупного чиновника при императоре Траяне). Это весьма пространная хвалебная речь по адресу Траяна.
В подобном виде риторика оказывала сильное влияние на образование и литературу периода ранней Империи. Так, трагедии Сенеки Младшего (знаменитого философа) написаны в декламационном стиле, и момент патетической декламации преобладает в них над драматическим действием и разработкой характеров.
ТЕКСТЫ ИСТОЧНИКОВ
Римская художественная литература I–II вв.: «золотой век» римской поэзии в эпоху Августа (Вергилий, Гораций, Овидий); римская сатира I–II вв. (Петроний, Марциал, Ювенал); Апулей — последний крупный латинский писатель периода ранней Империи
Вергилий «Энеида»
Публий Вергилий Марон (70–19 гг. до н.э.), которого называли «римским Гомером», — наиболее прославленный поэт императорского Рима. «Энеида» (эпическая поэма в 12 песнях) — самое выдающееся произведение Вергилия, доставившее ему мировую славу. В поэме Вергилий описывал странствия и появление в Италии, после захвата ахейцами Трои, троянца Энея, мифического родоначальника римского патрицианского рода Юлиев, из которого происходил Юлий Цезарь. С формальной стороны «Энеида» представляет одно из наивысших достижений римской поэзии. Сжатый, точеный стиль, превращающий отдельные выражения в «крылатые слова», соединяется с высоким совершенством плавного и звучного стиха.
Песнь II
Песнь II, содержащая рассказ Энея о гибели Трои и его бегстве из города, принадлежит к лучшим местам поэмы. В приведенном ниже фрагменте речь идет о троянском жреце Лаокооне, призывавшем троянцев опасаться коварства греков.
(II, 40) Тут впереди всех с большою толпою народа сбегает
Лаокоон с крепостной вершины, гневом пылая.
Издали он уж кричит: «О несчастные! Что за безумство!
Верите вы, что уплыли враги! Да разве данайцев1
Дар без коварства бывает? Таким Улисс2 вам известен?
Иль в деревянном коне здесь ахейцы скрываются, или
Против нашей стены громада построена эта,
Чтоб над домами ударить, чтобы нашу крепость превысить,
Или иной здесь обман. Нет, коню вы не верьте троянцы!
Что там ни будь, я данайцев боюсь и дары приносящих».3
Гораций
Квинт Гораций Флакк (65–8 гг. до н.э.) — лирический поэт. Гораций довел до совершенства метрику латинского стиха: превзошел своих предшественников гибкостью стихотворных размеров, тонкостью отделки, богатством поэтического языка.
Оды
«Оды» — наиболее зрелые произведения Горация (103 оды, объединенные в 4 книги). В одах ярче всего проявляется совершенство поэтической формы Горация, его мягкий гуманизм и эпикурейское отношение к жизни.
«Памятник»
Пирамидных высот, царственных, выше он…
Нет! Не весь я умру, — часть меня лучшая
Избежит похорон; славою вечною
Буду я возрастать…
Перевод Н. Шатенникова.
Римская литература в избранных переводах / Сост. С.П. Кондратьев. М., 1939. С. 201.
«Филемон и Бавкида»
Видит Бавкида: старик Филемон одевается в зелень.
Похолодевшие их увенчалися кронами лица.
Тихо успели они обменяться приветом: «Прощай же,
Муж мой!» — «Прощай, о жена!» — так вместе сказали, и сразу
Рот им покрыла листва. И теперь обитатель Тианы
Два вам покажет ствола, от единого корня возросших.
Русский перевод С.В. Шервинского.
Римская литература в избранных переводах / Сост. С.П. Кондратьев. М., 1939. С. 264.
Римская литература в избранных переводах / Сост. С.П. Кондратьев. М., 1939. С. 319.
«О Диавле враче»
То, что могильщик творит, то же и врач совершал.
Мертвым в постели найден к ужасу всех Андрагор.
Смерти внезапной причину, Фавстин, тебе знать интересно?
Знай, Гермократа врача видел во сне Андрагор.
Римская литература в избранных переводах / Сост. С.П. Кондратьев. М., 1939. С.365–366.
Роль исполнять: чудовище он, ни одна добродетель
Не искупает пороков его и больного распутства;
Только в разврате он храбр, незамужних лишь он презирает.
Длинным ли портиком он коней гоняет, не важно,
Или раскидисты тени тех рощ, куда его носят,
Сколько домов он купил и соседних с базаром участков, —
Счастлив не будет злодей, а несчастнее всех — нечестивец
И совратитель, с которым недавно лежала весталка,
(10) Должная заживо быть погребенной за девства потерю.5
… другой кто
Так поступи, как Криспин, — его нравы судом осудили б;
То, что позорно для честных — для Татия, Сея,6 — Криспину
Было как будто к лицу: отвратительней всех преступлений
Гнусная личность его…
Перевод Д. Недовича, Ф. Петровского.
Римская литература в избранных переводах / Сост. С.П. Кондратьев. М., 1939. С. 352–353.
Сенека приветствует Луцилия!
(1). Я понимаю, Луцилий, что не только меняюсь к лучшему, но и становлюсь другим человеком. Я не хочу сказать, будто во мне уже нечего переделывать, да и не надеюсь на это. Как может больше не быть такого, что надо было бы исправить, поубавить или приподнять? Ведь если душа видит свои недостатки, которых прежде не знала, это свидетельствует, что она обратилась к лучшему. Некоторых больных надо поздравлять и с тем, что они почувствовали себя больными.
(2) Я хочу, чтобы эта так быстро совершающаяся во мне перемена передалась и тебе: тогда я бы еще крепче поверил в нашу дружбу — истинную дружбу, которой не расколют ни надежда, ни страх, ни корысть, такую, которую хранят до смерти, ради которой идут на смерть.
«Руководство Эпиктета»
«Размышления»
Светоний
Тит Ливий
«История Рима от основания Города»
Римская литература в избранных переводах / Сост. С.П. Кондратьев. М., 1939. С. 231–232.
«Анналы»
(Тиберий)
(41) … Он окончательно оставил все государственные дела. Более он не пополнял декурии всадников14, не назначал ни префектов15, ни войсковых трибунов, не сменял наместников в провинциях ; Испания и Сирия несколько лет оставались без консульских легатов16, Армению захватили парфяне, Мезию — дакийцы и сарматы, Галлию опустошал германцы — он не обращал на это внимания, к великому позору и не меньшему урону для государства.
(42) Мало того: здесь, пользуясь свободой уединения, словно не досягаемый для взоров общества, он разом дал полную волю всем своим кое-как скрываемым порокам.
Перевод М.Л. Гаспарова.
Светоний Транквилл, Гай. Жизнь двенадцати Цезарей / Изд. подг. М.Л. Гаспаровым, Е.М. Штаерман. М., 1993. С. 89.
Риторика в Риме I–II в.в.: упадок красноречия в императорском Риме
(Тацит — «Диалог об ораторах»); представители жанра рецитаций
(Сенека Старший, Сенека Младший, Плиний Младший)
Тацит
«Диалог об ораторах»
Перевод А.С. Бобовича.
Контроверсия III, 9
История римской литературы / Под ред. С.И. Соболевского и др. Т. I. М., 1959. С. 518.
Действие второе
(710) Мне иссушил неистовую грудь
Огонь любви. По жилам и костям,
По внутренностям он распространился,
Как лижет пламя потолок дворца.
Ипполит
Любовью чистой ты горишь к Тезею?
Федра
Да, Ипполит, люблю лицо Тезея,
Каким он был в те юные года,
Когда едва бородка опушала
Его ланиты, его златые кудри
(720) Сжимал венец, стыдливо розовело
Его лицо, и мускулы вздымались
Вдоль нежных рук. Твоей ли образ Фебы
Иль Феба моего? Нет, лучше твой!
Таким он был, когда пленил врага,
Так высоко он голову держал.
В тебе сильнее дикая краса —
Суровость скифа в греческом обличьи!
(730) Когда б с отцом вступил ты в море Крита,
Тебе б скорее нить сплела сестра.
Тебя, сестра, сияющая в небе17,
Я призываю, — тот же случай здесь.
Одна семья сгубила двух сестер:
Тебя — отец, меня же — сын. Лежит,
Припав к твоим ногам, семьи царей
Нескверная, нетронутая отрасль,
Впервые изменившая себе
Лишь для тебя, унизившись до просьбы.
Иль скорбь, иль жизнь окончит этот день.
О, сжалься над влюбленной!
Римская литература в избранных переводах / Сост. С.П. Кондратьев. М., 1939. С. 291.
Плиний Младший
Гай Плиний Цецилий Секунд Младший (племянник знаменитого ученого Плиния Старшего, погибшего при извержении Везувия в 79 г.) (62–114 гг.) — крупный государственный деятель времени Траяна и римский писатель.
«Панегирик императору Траяну»
(4) … Какое удивительное согласие всяких похвальных качеств, какое гармоническое сочетание всяких доблестей видим мы в нашем принцепсе! Ни жизнерадостность его не вредит строгости его нравов, ни простота в обращении не умаляет его достоинства, ни гуманная его снисходительность не идет у него в ущерб его величию. А его бодрость, а статная фигура, но в то же время не без некоторых ранних признаков старости, дарованных ему богами как бы нарочно для того, чтобы придать больше величия его царственной осанке! Разве все это не делает для всех очевидным, что он истинный, прирожденный государь?
Перевод В.С. Соколова.
Плиний Младший. Письма / Пер. с лат. А.И. Доватура, М.Е. Сергеенко и др. Изд. 2-е. М., 1984. С. 214.
Римское изобразительное искусство в I–II вв.
Форум Траяна — самый большой и роскошный из императорских форумов, наиболее зрелый по архитектурному решению. Архитектор Аполлодор18.
Колизей — знаменитый римский амфитеатр, начатый императором Веспасианом и законченный Титом ок. 80 г., вмещал ок. 50 тыс. зрителей19.
Триумфальная арка Тита, воздвигнутая в 81 г. в ознаменование взятия Иерусалима20.
Фреска из Помпей. Поэтесса (I в.)21.
12 10 2014
1 стр.
15 12 2014
4 стр.
10 10 2014
1 стр.
16 12 2014
55 стр.
25 12 2014
1 стр.
23 09 2014
1 стр.
15 09 2014
1 стр.
13 09 2014
31 стр.