Перейти на главную страницу
Классицизм, направление в искусстве и литературе, возникшее в Европе в 17 в. и получившее особое развитие во Франции. Термин «Классицизм» восходит к латинскому сlassicus, в первоначальном значении – «гражданин высшего имущественного класса», затем – «образцовый», «совершенный». Классицизм признаёт существование вечных законов искусства и формулирует фундаментальные принципы, следование которым обязательно для «правильного» автора (свод классицистических законов был изложен Н. Буало в его образцовом «Поэтическом искусстве» (1674). Талантливым признавался тот, кто лучше других усвоил норму и не отходит от неё в своих произведениях. Автор, нарушающий правила, объявлялся «непросвещённым» (так называл У. Шекспира рус. теоретик Классицизма А. П. Сумароков). В основу Классицизма положен принцип «подражания природе», предполагавший не правдивость, а правдоподобие изображения. В произведениях должна быть представлена лишь прекрасная и возвышенная природа. На практике «подражание природе», вневременному эстетическо
му идеалу оборачивалось подражанием образцовым античным авторам. Правда, подражание (imitatio) не исключало изобретательности (inventio), т. е. творческой самостоятельности, хотя подражание ценилось значительно больше.
Для автора-классициста подражание античным классикам было своеобразным соревнованием с ними в достижении эстетического совершенства. Классицисты подчёркивали, что их интересует не случайное и единичное, а постоянное и всеобщее, конечная же цель искусства состоит в познании человеческой природы. Классицизм предпочитал разум чувству, рациональное – эмоциональному. Поэтика Классицизма требует от произведения стройности и логичности композиции, простоты сюжета, ясности языка. Жанры литературы Классицизма характеризовались своим набором признаков и чётко разделялись. При этом предпочтение отдавалось жанрам, в которых личное начало уступает место надличностному, общезначимому. Классицистические жанры делятся на высокие (трагедия, эпопея, ода) и низкие (басня, комедия).
Смешение их было недопустимым, хотя часто и неизбежным (самого А. П. Сумарокова, автора программной «Эпистолы о стихотворстве», обвиняли в том, что его эпистола близко подходит к сатире). Место в жанровой иерархии определялось тематикой: в произведениях высоких жанров действовали герои мифов, монархи и великие полководцы древности, в произведениях низких жанров изображалась жизнь простых людей. Главным жанром французского Классицизма была трагедия. В её основе лежал конфликт между долгом и страстью, количество героев сводилось к минимуму, их речь была торжественной и возвышенной (но не вычурной и «тёмной»), о большинстве связанных с действием, но не представленных на сцене событий зрители узнавали из речей вестников.
Требованиями правдоподобия драматического действия (и трагедии, и комедии), а также подражанием Аристотелю объясняется т. н. «теория трёх единств» (места, времени и действия, правда, Аристотель говорил лишь о единстве времени и действия).
Романтизм, период в истории литературы конца 18 – первой половины 19 в., а также направление в искусстве и литературе, возникшее в Европе и Америке в это время с едиными художественными идеями и литературным стилем, отличающимся определённым набором тем, образов и приёмов. Для романтических произведений характерно отвержение рационалистичности и жёстких литературных правил, свойственных классицизму, литературному направлению, от которого отталкивался Романтизм. Романтизм противопоставляет строгим правилам классицизма свободу писателя-творца. Индивидуальность автора, его своеобразный внутренний мир – высшие ценности для романтиков. Для мировосприятия романтиков характерно так называемое двоемирие – противопоставление идеала бессмысленной, скучной или пошлой действительности. Идеальным началом в Романтизме может быть или создание воображения, мечта художника, или далёкое прошлое, или образ жизни народов и людей «естественных», свободных от цепей цивилизации, или потусторонний мир. Меланхолия, грусть, неизбы
вная скорбь, отчаяние – настроения, отличающие романтическую литературу.
Слово «романтический» существовало в европейских языках задолго до эпохи Романтизма. Оно означало, во-первых, принадлежность к жанру романа, а во-вторых, принадлежность к сложившимся в Средние века литературам на романских языках – итальянской, французской, испанской. В-третьих, романтическим называли особенно выразительное и волнующее (возвышенное и живописное) в жизни и литературе. Слово «романтический» как характеристика средневековой поэзии, во многом непохожей на античную, распространяется после выхода в Англии трактата Т. Уортона «О происхождении романтической поэзии в Европе» (1774). Определением новой эпохи в европейской литературе и нового идеала красоты слово «романтический» стало в эстетических трактатах и литературно-критических статьях конца 1790-х гг. немецких литераторов и мыслителей, принадлежащих к т. н. «иенской школе» (по названию города Иена). Произведения братьев Ф. и А. Шлегелей, Новалиса (поэтический цикл «Гимны к ночи», 1800; роман «Генрих фон Офтердинген», 1802), Л. Тика (комедия
«Кот в сапогах», 1797; роман «Странствования Франца Штернбальда», 1798) выразили такие черты Романтизма, как ориентация на народную поэзию и средневековую литературу, установка на связь литературы с философией и религией. Им принадлежит понятие «романтическая ирония», означающее иронию, вызванную несоответствием между возвышенным идеалом и действительностью: романтическая ирония внешне направлена на отвлечённый идеал, но по существу её предмет – обыденная, тусклая или порочная действительность. В творчестве поздних романтиков: прозаика Э. Т. А. Гофмана (цикл фантастических новелл и сказок «Серапионовы братья», 1819–21; роман «Житейские воззрения кота Мура…», 1819–21, не закончен), поэта и прозаика Г. Гейне (поэтическая «Книга песен», 1827; поэма «Германия, зимняя сказка», 1844; прозаические «Путевые картины», 1829–30) – преобладает мотив разрыва между мечтой и обыденной действительностью, обильно используются гротескные приёмы, в т. ч. в сатирических целях.
Сентиментализм
Сентиментализм, течение в европейской литературе и искусстве второй пол. 18 – нач. 19 вв. (см. Просвещение). Сентименталисты утверждали культ не разума, а чувства. Однако разум как таковой не был отменён. «Добрые нравы» нельзя воспитывать логическим путём, поскольку человеческое сердце не рассуждает, а чувствует. Сентименталисты в центр воспитания ставили задачу научить человека не только правильно мыслить, но и правильно чувствовать (в названии журнала Н. И. Новикова «Детское чтение для сердца и разума» на первом месте стоит не «разум», а «сердце»). Родоначальником Сентиментализма в английской литературе был Дж. Томсон, автор поэтических природописаний «Времена года» (1726—30).
Символизм, термин применявшийся на рубеже 19–20 вв. по отношению к непохожим друг на друга произведениям литературы, живописи, музыки.
В Символизме впечатления, мечты, фантазии торжествуют над предметным миром. Символический образ создаётся из разнообразных ассоциаций, сопоставлений, перекличек между разнородными предметами, которые соединяет лишь причудливое воображение автора; символ служит для необычного выражения переживаний. Символисты, хотя и в разной степени, стремятся к созданию собственных мифов – сюжетов, в которых изображается борьба между Злом и Добром, Красотой и Уродством, между божественным и демоническим началом. Мифотворчество присуще символистам, видевшим в своём искусстве религиозно-магическое деяние.
Основа символистского видения мира – идеалистическая философия, истолковывающая вещественный, зримый мир как неполное ущербное отражение вечного начала. Особенно значимыми для символистов философами были Платон, Ф. Шеллинг, А. Шопенгауэр и Ф. Ницше. В философии Платона символистов привлекло учение о вещных сущностях – идеях, слабыми отражениями которых являются материальные предметы, вещи. У Ф. Шеллинга символистам была близка мысль о тождестве законов, властвующих над природой и сознанием. На мировидение символистов повлияла мысль А. Шопенгауэра о способности человека найти гармонию в мире фантазии, отстранённом от реальности, и идеи Ф. Ницше о музыке как начале, управляющем жизнью, и о двух противоположных началах культуры: светлом, гармоническом «аполлоническом» и тёмном, стихийном «дионисийском». Мотивы мистической, религиозно окрашенной любви к женщине навеяны поэзией и философией В. С. Соловьёва, который писал о почитаемой в православии Софии Премудрости Божией как о душе мира, вечной женственности,
«подруге вечной».
Представление о том, что красота – это высшая ценность бытия, а поэт не подражает жизни, а способен преображать её, родственно романтизму. С ним Символизм сближает и противопоставление повседневного, земного мира миру высшему, которым могло быть нематериальное потустороннее инобытие или реальность, созданная поэтической фантазией. Символизм может быть истолкован как неоромантизм, новый этап, «возвращение» романтического мировосприятия в литературу.
Рецензия, оценивающая несколько произведений, объединённых по какому-либо признаку, называется обозрением. Рецензия на книгу – часть её истории и ключ к её пониманию напр., рецензи
08 10 2014
1 стр.
Классицизм, как система международной художественной культуры. Предпосылки появления и развития классицизма. Эволюция стиля
14 12 2014
1 стр.
Раскройте понятие «классицизм». Назовите основных представителей русского классицизма
23 09 2014
1 стр.
Предлагаю на этапе тренировки к этим заданиям воспользоваться памяткой «Литературные параллели». В ней произведения сгруппированы “по проблемам”. Естественно, что таблицу эту можно
14 12 2014
1 стр.
Правильно соотнесите литературные направления и характерные для них черты, проявившиеся в комедии «Горе от ума»
15 10 2014
1 стр.
Классические и этнические стили (ампир, арт-деко, классицизм и т п.; английский, африканский, марокканский и т п.)
07 10 2014
1 стр.
Тема IV. Классицизм и романтизм в европейской художественной культуре Нового времени
14 12 2014
1 стр.
Искусство Великой Французской Революции. Утопическая архитектура Булле и Леду. Революционный классицизм Гудона и Давида
16 12 2014
1 стр.