Перейти на главную страницу
Содержание:
Концепция формирования развития кафедры. |
|
Error: Reference source not found |
|
Error: Reference source not found |
|
Error: Reference source not found |
|
Error: Reference source not found |
|
Error: Reference source not found |
|
Воспитание выразительности движений у юных танцоров |
|
Результаты выступления российской команды на чемпионате мира 2009 года по художественной гимнастике в групповых упражнениях |
|
Сопоставительные нормативы коэффициентов ловкости для оптимизации учебно-тренировочного процесса гимнасток высокой квалификации |
|
Гимнастика как неотъемлемая часть в подготовке артистов балета |
|
Контроль двигательно-координационной подготовленности гимнасток высокой квалификации |
|
К вопросу о возможности применения упражнений классического экзерсиса в физическом воспитании дошкольников |
|
Учет и анализ тренировочных нагрузок высококвалифицированных гимнасток в групповых упражнениях |
|
Анализ обеспечения судейства соревнований по художественной гимнастике на международной арене |
|
6.ноября.2009
Концепция формирования развития кафедры.
Быстрова И.В.
НГУ им. П.Ф.Лесгафта, Санкт-Петербург
В основе концепции формирования развития кафедры лежат позиции, заложенные П.Ф. Лесгафта, а так же родоначальниками художественной гимнастики – Варшавской, Шишкаревой, Варакиной и спортивной режиссуры – Петрова, Наклонова, Гринштейна, Кошиварова, Голибина и др., которые являлись корифеями-постоновщиками спортивно-массовых праздников (открытия и закрытия Олимпиады -80, Игр Доброй Воли в Москве).
В настоящее время во многом изменились требования к перечисленным дисциплинам (так, например, живое музыкальное сопровождение – фортепиано заменено на фонограммы, усложнилась программа, увеличилась скорость исполнения движений, изменилась техника элементов – это особенно заметно, если посмотреть записи выступлений спортсменов прошлых лет и в настоящее время и т.д.).
Неотъемлемой частью данных видов спорта стали показательные выступления, которые явились синтезом искусства и спорта. Очень прекрасно, что на основе художественной гимнастики и танца рождаются шедевры, сочетающие в себе исполнительское совершенство и артистизм, подчеркивающие содержание музыкального произведения. Появляется выразительный момент, а значит нужен сценарий. Искусство и спорт становятся синтетическими, взаимопроникающими. Хореография внедряется в художественную гимнастику и наоборот.
Итак, следует отметить, что в последнее время большое значение приобретают вопросы об интеграции спорта и искусства, как двух элементов культуры.
Следует сообщить и систематизировать практический опыт, накопленный в этом плане в нашей стране и за рубежом. Стоит вопрос о составлении программ, обучения этому, не имеющих аналогов в мире, разработок методических основ интеграции спорта и искусства, которые ориентируются как на реалии сегодняшнего дня, так и на ближайшее будущее и имеют большую перспективу.
Хочется сказать о создании школы Эйфмана, который предлагает рассмотреть проект о совместной деятельности с нашим университетом, а в спектаклях Мариинского и Михайловского театров. Задействованы наши спортсмены. Не следует забывать, что средством художественной выразительности в балете и спорте (художественная гимнастика, танцы) является образ, создающийся посредством движения тела, хотя спорт более регламентирован, чем искусство.
Является ли футболист, спринтер, бодибилдер, гимнаст или боксер артистом? Лоу (1984) дает положительный ответ на этот вопрос «… как живописцу краски и холст, так и спортсмену для демонстрации искусства служит его собственное тело. И его искусство может существовать как ради самого процесса исключительно (процесс самовыражения), так и результата ради (включая общественное признание и материальное вознаграждение). А это значит, что оно ничем не отличается от художественной деятельности любого другого артиста. Разумеется, конечные результаты произведения искусства рознятся – живопись и скульптура остаются потомкам, а танец живет, только пока исполняется, - и в этом спектре «различий» есть место для спорта, точнее, он должен располагаться в этом спектре ближе к танцу».
Необходимо сказать о групповых упражнениях, в которых наши студентки, выступая командой НГУ им. П.Ф. Лесгафта на протяжении многих лет являются ведущей командой страны и имеют высокий рейтинг на международном уровне. Это позволяет нам предполагать, что на основе практического роста, мы можем быть теоретико-методологическим центром в стране и мире в этом аспекте (еще и управление деятельностью групповых упражнений), что поможет усовершенствовать подготовку специалистов в этой области. Говоря о внеурочных занятиях, мы предполагаем вести уроки по танцам и рекреационной гимнастике с преподавателями и студентами университета, а так же с детьми.
В которой, как нигде проявляется единство техники, артистизма и вдохновения, удивительное разнообразие костюмов и стилей исполнительского мастерства.
Спортивная режиссура
Развитие спортивного шоу-бизнеса является перспективным направлением, которое сегодня является одной из наиболее эффективных форм физической культуры и спорта. Поиск новых форм привлечения к занятиям спортом и физической культурой приводит созданию современных зрелищных видов спорта, организации фестивалей, на которых программы превращаются в артистическое шоу, зажигательное зрелище, являются спортом и искусством одновременно. Любое крупное спортивное шоу сегодня проводится с участием многих специалистов, профессионализм которых проверен и подкреплен опытом. Музыкальное и художественное оформление, точно выверенная последовательность показательных номеров, профессиональный дикторский текст, соблюдение всех ритуальных и церемониальных требований и т.п. требует от организаторов любых массовых спортивных мероприятий разносторонних знаний, специфических умений и творческих способностей. При организации и проведении подобных мероприятий необходимы специалисты со знанием и опытом постановок массовых спортивно-художественных представлений – спортивные режиссеры.
В последние годы значительно возрос интерес к проводимым спортивно-художественным зрелищам. Подобные массовые спортивно-художественные представления, являются для современного человека относительно новым жанром зрелищного искусства, но они естественно вписались в общественное сознание как увлекательный, необычный жанр современного искусства, как неотъемлемая часть спортивных и других праздников (Малиновская Н.В., 2002). Специалисты (В.Н. Сергеев, Е.В.Федосова, 1998) считают, что массовые спортивные праздники служат действенным средством агитации и пропаганды идей олимпизма.
Спортивные праздники и выступления выполняют не только образовательные, воспитательные, рекреационные функции для большой части населения (П.А.Рожков, 1991), но и являются демонстрацией духовного и творческого потенциала в области физической культуры, спорта и искусства людей с ограниченными возможностями.
Незаменимый вклад в организацию физкультурных праздников и выступлений внесли специалисты военных учебных заведений, в частности КВИФКиС: Я.Б. Таверовский, Б.Н. Петров, Ю.И. Наклонов, В.К. Голубев, А.Ф. Гринштейн, В.И. Силин, Б.П. Кашеваров и д.р.
Народный артист России, Б.Н. Петров, режиссер праздников открытия и закрытия Олимпийских игр 1980 года в Москве, руководя кафедрой режиссуры массовых праздников СПБГУКИ, создал авторитетный центр в стране по подготовке специалистов данного профиля.
К сожалению, обладая таким большим мастерством и опытом при проведении СХП, в Санкт-Петербурге нет учебных заведений, готовящих специалистов по спортивной режиссуре. Данный факт и послужил поводом для открытия специализации спортивная режиссуры в НГУФКСиЗ им. П.Ф.Лесгафта.
Кудашовым В.Ф. (2007) проведены глубокие исследования особенностей современных спортивно-художественных праздников и деятельности спортивного режиссера, которые позволили создать модельные характеристики спортивного режиссера и его деятельности, являющихся основой для совершенствования процесса профессиональной подготовки данных специалистов в ВУЗах физкультурного профиля на современном этапе. Полученные данные легли в основе на современном этапе. Полученные данные легли в основу написания современных программ по подготовке спортивных режиссеров в НГУФКСиЗ им. П.Ф. Лесгафта.
Особое внимание хочется уделить воспитательной работе со студентами, где, кроме профессиональных действий предполагается проведение экскурсий, совместных тематических вечеров, подготовка стен газет к различным праздникам, дням рождениям и других мероприятий.
Нельзя делать ставку на людей равнодушных и слабых духом. Только целеустремленные и, по хорошему, честолюбивые спортсмены нужны команде, потому что для них ни какой труд не в тягость, потому что они не считаю, что приносят не посильные жертвы, усердно тренируясь и соблюдая режим.
Проблема эстетического воспитания издавна обсуждается на страницах печати, но и по настоящее время не утратила своей актуальности. Красной нитью, отмечает Е.С. Медведева (1998), в свете обсуждаемого вопроса, прослеживается физическая культура, которая является неотъемлемой частью общей и профессиональной культуры личности.
Уровень спортивного мастерства в «эстетических» видах спорта во многом определяет выразительность. Спортивные танцы на паркете относятся к технико - эстетическим видам спорта, успех в которых зависит от взаимопонимания партнеров, их слаженной работы, физического развития каждого из них и хореографической подготовки (Смирнова А.О.,1999).
Э.П. Аверкович (1980) определяет выразительность, как умение передавать эмоциональное состояние в движении под воздействием музыкального произведения или умение передавать эмоциональное состояние в движении под воздействием музыкального произведения. Так, З.Д. Вербова (1967), отметила, что «способность к эмоциональному переживанию – это еще не выразительность, так как само проявление эмоциональности должно облекаться в прекрасную пластическую форму. Выразительность движений проявляется в мелочах: хорошей осанке, красивом повороте головы, в умении принять правильное положение тела, ног, рук, в точных устойчивых равновесиях; в умении слитно и мягко выполнять движения, парить в прыжке, четко прочерчивать его контур в воздухе, с правильным положением ног».
Спортивные танцы – одно из средств эстетического воспитания и воспитания творческого начала в человеке. Как и всякое искусство, спортивные танцы на паркете способны приносить глубокое эстетическое удовольствие. Человек, который хорошо танцует, испытывает неповторимые ощущения от свободы и легкости своих движений, от умения владеть своим телом. Его радуют точность, красота, пластичность, с которыми он исполняет танцевальные фигуры. «Танцевальность» спортсменов-танцоров требует подтянутой, красивой осанки, придающей движениям элегантность и изящество. По мнению В.М. Стригановой и В.И. Уральской (1978), все это само по себе служит источником эстетического удовольствия.
В процессе анализа литературных источников, выявлено, что очень мало упоминаний по вопросу, с какого возраста следует развивать музыкальность, как основу выразительности движений. Но большинство из не многоликого числа специалистов скорее склонны утверждать, что основы музыкальности следует закладывать с детства. Беря во внимание результаты исследований Е.С. Медведевой (1998), не стоит ограничивать возрастной ценз, и выделять какую-нибудь возрастную категорию в целях формирования культуры движений, а значит и выразительность, как компонента культуры движения.
Вопрос о культуре движений в спортивных танцах на паркете играет важную роль: манере держаться, осанке, умении двигаться под музыку и т.д.
Целью нашего исследования является: совершенствование учебно-тренировочного процесса по развитию выразительности движений у детей младшего школьного возраста, занимающихся спортивными танцами (детей 6-7 лет, на базе танцевально-спортивного клуба "Sadko-dance", г. Великий Новгород).
Опрос специалистов показал, что 80% опрошенных считают, что выразительное выполнение движений зависит главным образом от музыкальности и уделять этому внимание необходимо с самого начала занятий для достижения высокого результата за более короткий срок занятий. Наблюдения за группами показали, что более эффективными оказались следующие методические приемы:
Задания и игры, для воспитания музыкальности, включались в разных частях занятий. В зависимости от общего времени задания, распределялись следующим образом: в первой- 2-3 %; во второй – 5-7 %; в третьей – 2-3 %.
На занятиях акцентировалось внимание на следующих компонентах: музыка и движения; танец, ритмика, игры; красота в походке, осанке, поведении и т.д.
Как показатель эстетической оценки выполнения техники упражнений выделялись: осанка, «школьность» линий (оттянутые носки, четкое положение рук). Кроме того, учитывались: внешний вид, красота движений, выразительность исполнения. А также эмоциональность, вдохновение, грациозность, согласованность движений с музыкой, техника выполнения упражнений.
В целях закрепления пройденного материала повторялись и варьировались задания в различных сочетаниях, с включением танцевальных комбинаций и фигурных перестроений.
В процессе занятий, педагог не только предлагает разучивать готовые комбинации, но и выявляет творческие способности занимающихся, предлагая самостоятельно придумать интересные композиции.
Таким образом, педагогические наблюдения, показали, что в целях воспитания музыкальности у занимающихся, необходимо постоянно (на каждом занятии), включать целенаправленные специальные задания, акцентируя пристальное внимание на эстетике движений.
Проведение педагогического эксперимента осуществлялось в следующей последовательности: 1) разработка программы эксперимента; 2) формирование экспериментальной и контрольной групп; 3) начальные исследования; 4) конечные исследования и обсуждение полученных результатов.
Ниже представлены данные контрольной группы в начале эксперимента (по результатам тестирования).
Таблица 1
Контрольная группа
№ |
Фамилия, имя |
Возраст (лет)
|
Уровень подготов- ленности
|
Оценка (балл) | |||
ритм |
муз. память
|
слух |
выразительность | ||||
1 |
П.А. |
6 |
хороший |
5,0 |
4,0 |
4,0 |
4,0 |
2 |
И.А. |
7 |
средний |
3,0 |
3,0 |
3,0 |
3,0 |
3 |
Л.Н. |
6 |
средний |
3,5 |
3,5 |
3,0 |
3,0 |
4 |
Д.М. |
7 |
хороший |
4,0 |
4,0 |
4,0 |
3,5 |
5 |
Н.М. |
7 |
хороший |
4,0 |
4,0 |
4,0 |
4,0 |
6 |
Е.К. |
7 |
средний |
3,5 |
3,5 |
3,0 |
3,0 |
7 |
Б.Ж. |
6 |
хороший |
4,0 |
4,0 |
4,0 |
4,0 |
8 |
К.И. |
6 |
хороший |
4,0 |
4,5 |
4,0 |
4,0 |
9 |
Б.О. |
7 |
средний |
3,0 |
3,0 |
3,0 |
3,0 |
10 |
К.Н. |
7 |
средний |
3,5 |
3,5 |
3,0 |
3,0 |
Анализ полученных результатов тестирования позволяет сделать заключение о том, что средний балл по отдельным показателям выражается следующим образом: музыкальность – 3,7; ритм – 3,8; память – 3,7; слух – 3,5; выразительность – 3,4.
Данные экспериментальной группы в начале эксперимента по результатам тестирования (табл. 2).
Таблица 2.
Экспериментальная группа
№ |
Фамилия, имя |
Возраст (лет)
|
Уровень подготов- ленности
|
Оценка (балл) | |||
ритм |
муз. память
|
слух |
выразительность | ||||
1 |
Л.В. |
7 |
хороший |
4,0 |
4,0 |
4,0 |
4,0 |
2 |
П.О. |
6 |
хороший |
4,0 |
4,0 |
4,0 |
4,0 |
3 |
П.Ок. |
6 |
хороший |
4,0 |
4,0 |
4,0 |
3,5 |
4 |
Д.Л. |
7 |
средний |
3,5 |
3,5 |
3,0 |
3,0 |
5 |
М.В. |
7 |
средний |
3,0 |
3,5 |
3,0 |
3,0 |
6 |
П.И. |
7 |
средний |
4,0 |
4,0 |
3,0 |
3,5 |
7 |
И.С. |
6 |
хороший |
4,0 |
4,0 |
4,0 |
4,0 |
8 |
Д.О. |
7 |
средний |
3,5 |
3,0 |
3,0 |
3,0 |
9 |
К.Г. |
6 |
хороший |
4,0 |
5,0 |
4,0 |
4,0 |
10 |
Т.К. |
7 |
средний |
3,0 |
3,5 |
3,0 |
3,0 |
Проанализировав данные таблицы 2 можно сделать вывод о том, что средний балл по отдельным показателям в экспериментальной группе выражается следующим образом: музыкальность – 3,5; ритм – 3,7; память – 3,4; слух – 3,5; выразительность – 3,5.
Тестирование по окончании эксперимента выявило значительное улучшение показателей в экспериментальной группе. Средние результаты в контрольной группе: музыкальность – 3,8; ритм – 4,0; память – 3,8; слух – 3,5; выразительность – 3,7. Средние показатели экспериментальной группы: музыкальность – 4,4; ритм – 4,6; память – 4,5; слух – 4,1; выразительность – 4,5.
На рисунке 1 наглядно представлены результаты, наиболее интересующие нас, а именно – выразительность.
14 12 2014
4 стр.
Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С. Л. Рубинштейна, 15-16 октября 2009 г
18 12 2014
30 стр.
Проблемы геологии и географии Сибири. №3 (IV). Материалы научной конференции, посвященной 125-летию основания Томского государственного университета. 2-4 апреля 2003 г. Томск, 2003
02 09 2014
1 стр.
Международной конференции, посвященной 50-летию со дня основания кафедры русского языка филологического факультета вгу, 85-летию со дня рождения проф. И. П. Распопова, 75-летию со
10 10 2014
1 стр.
Шуранов Н. П. Основные этапы развития Кузбасса // Кемеровской области 60 лет: Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 60-летию Кемеровской области. 15 мая 2003 год
12 10 2014
1 стр.
Язык и культура: Материалы Международной научной конференции (Белгород, 25 марта 2010 г.). – Белгород: Изд-во БелГУ, 2010
10 09 2014
1 стр.
Материалы Международной научно-технической Интернет конференции «Актуальные проблемы выращивания и переработки прудовой рыбы»
15 09 2014
19 стр.
Тезисы выступления на Международной научно-практической конференции «Подвиг Сталинграда в судьбах народов», посвящённой 70-летию Сталинградской битвы
25 12 2014
1 стр.